Отдел образования администрации городского округа Карпинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» Принята на заседании педагогического совета от «18» июня 2024 г. Протокол № 4 Утверждена: Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак» Н.В. Якимова Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК" DN: c=RU, st=Свердловская область, street=Малышева, дом 2, l=город Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК", 1.2.643.100.1=120D31313836363538303033353230, 1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235, 1.2.643.100.4=120A36363137303237303335, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru, givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК" Приказ № 143-д от «18» июня 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные путешественники» 2024 г-2025г Возраст обучающихся 11-13 лет Срок реализации – 1 год Уровень программы: стартовый Статус программы: Тип программы: модифицированная Автор: Белевич Алёна Сергеевна, педагог дополнительного образования Карпинск 2024 Содержание Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1. Пояснительная записка 1.1 Актуальность программы 1.2 Новизна программы 1.3 Цель обучения 1.4 задачи обучения Комплекс организационно-педагогических условий 3 3 3 3 3 8 1. Учебный план 8 2. Содержание учебного плана 3. Формы аттестации 4. Оценочный материал 5. Обеспечение программы 6. Материально-техническое обеспечение программы 7. Рабочая программа воспитания 8. Основания для разработки воспитательного плана работы 8.1 Цель рабочей программы воспитательной работы 8.2 Основные задачи воспитательной работы 8.3 Приоритетные направления в организации воспитательной работы 9. Календарный план воспитательной работы 9 12 13 14 17 18 18 19 20 21 23 10. Список литературы 11. Приложения 26 28 2 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1. Пояснительная записка Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор детей - идет интенсивное умственное развитие. Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют сплочению группы вокруг педагога. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе позволяет создать единый коллектив: педагог, родители, дети, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на обучающихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия. Туристско-краеведческая деятельность, имеет огромный оздоровительный потенциал: снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма. Вышеперечисленные факты и актуальность использования в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения способствовали созданию Программа дополнительного образования «Юные путешественники» для детей 11-13 лет с учетом обеспечения их всестороннего развития и формирования познавательных способностей. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юные путешественники» (далее – Программа) составлена и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Министерства Просвещения РФ от 27 июля 2022 г. n 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; − Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи (2006 г.). − Концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. Остапецсвешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков). − Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак»; −Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» № 319 – Д ОТ 21.12.2022 г. Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность учащимся начальной школы шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои физические и творческие способности. Программа способствует введению растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию 3 патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края, через экскурсии и походы. Актуальность: В современном мире все больше углубляется процесс автоматизации и компьютеризации, многие современные дети вырастают оторванными от реальности в виртуальном мире, некоторые проводят время на улице без родительского надзора. Туристско-краеведческая направленность предлагает оптимальный выход из этих положений. Комнатные дети благодаря занятию туризмом и краеведением познают реальный мир, а дети улиц приобщаются к морально-нравственным ценностям и здоровому образу жизни. Таким образом, в современных условиях туризм и краеведение становятся важным средством формирования позитивных жизненных ценностей, интересов и стремлений. В связи с этим, актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Юные путешественники» заключается в том, что туристско-краеведческая работа является важным и эффективным способом передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Новизна программы: заключается в продолжении данного направления в деятельности МАУ ДО СТиЭ «Конжак», в развитии интереса к туризму и краеведению, воспитанию важных морально-волевых и нравственных качеств личности ребенка. Педагогическая целесообразность программы: заключается в том, что занятия дают детям возможность коллективного общения, приобщения к здоровому образу жизни, спорту, природе. Результаты освоения детьми программы проявляются в специализированных соревнованиях. Программа имеет туристско-краеведческую направленность. Цель обучения: развивать естественную потребность обучающихся в познании мира, своего края, его исторического, культурного и природного наследия через туристско-краеведческую деятельность. Задачи программы: Личностные: 1. Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и экологическую культуру. 2. Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников – туристской походной группы. 3. Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества: взаимовыручку, дружбу, честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость. 4. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовности к преодолению трудностей. 5. Раскрывать возможности и личные качества учащихся. Образовательные: 1. Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ туристско-краеведческого мастерства. 2. Познакомиться обучающихся с особенностями родного края, его природой, историей, культурой. Метапредметные: 1. Повышать привлекательность здорового образа жизни. 2. Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе. 3. Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края. 4. Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой Родины, уметь выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города. 4 5. Способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся, для получения дополнительных знаний о природе, географии, истории и культуре родного края. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Год обучения/ Режим занятий/ Количество Количество Итого часов в срок освоения продолжительность часов в неделю учебных год недель 1 год 4/45 мин. 4 37 148 Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11-13 лет. Формы обучения: групповая, индивидуальная. Формы занятий: основной формой организации туристско-краеведческой деятельности по программе дополнительного образования «Юные путешественники» является занятие (теоретическое, практическое). Занятия могут проводиться в форме – экскурсий, однодневных и многодневных походов, презентаций, игр, конкурсов, викторин, тестов, акций, бесед. Разнообразные типы занятий, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к изучению краеведения. Проведение большей части занятий предусмотрено программой на открытом воздухе (в парке, в лесу, в городе и пригороде). В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное участие в воспитательных мероприятиях. Планируемые результаты Личностные: 1. Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и экологическую культуру. 2. Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников – туристской походной группы. 3. Воспитывать в детях лучшие духовнонравственные качества: взаимовыручку, дружбу, честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость. 4. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовности к преодолению трудностей. Образовательные: 5. Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ туристско-краеведческого мастерства. 6. Познакомиться обучающихся с 5 Планируемые результаты Обучающиеся осознают что такое любовь к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям, к природе; Обучающиеся: - научаться взаимодействовать при решении задачи; -отстаивать свою позицию; принимать или аргументировано отклонять точки зрения других; Обучающиеся будут бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей; активно заниматься спортом и физкультурой; Планируемые результаты Обучающиеся должны: - приобрести знания о правилах ведения здорового образа жизни, о правилах поведения человека в лесу, о правилах передвижения по дорогам; о правилах особенностями родного края, природой, историей, культурой. его обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края. По окончании обучения дети будут знать основные группы живого), группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком. У них сформируются навыки безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе и истории города. Они научатся исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города. Метапредметные Планируемые результаты 7. Повышать привлекательность Обучающиеся: - приобретут опыт самообслуживания, здорового образа жизни. и организации 8. Осваивать основные социальные самоорганизации нормы, необходимые для безопасной совместной деятельности с другими жизнедеятельности в социальной школьниками; опыт управления другими людьми и среде и окружающей природе 9. Формировать потребность в активной принятия на себя ответственности за жизненной позиции по сохранению и других людей; - разовьют умение выражать свои мысли преобразованию родного края. 10. Приобщать к исследованию явлений и способности слушать собеседника, окружающего мира, своей Малой понимать его точку зрения, признавать Родины, уметь выделять характерные право другого человека на иное мнение. особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города. 11. Способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся, для получения дополнительных знаний о природе, географии, истории и культуре родного края. Обучающиеся должны знать: - основные социальные функции туризма и краеведения; 6 - ведущие музеи, исторические и памятные места своего города, района; - основные вехи истории родного края; - азбуку туристско-краеведческой деятельности; - правила поведения в музеях и других общественных местах; - сущность и специфические особенности организации путешествий; - основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении; - основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни; - основы методики оформления краеведческого исследования; - основные виды растительности и животного мира своего края; - способы охраны природы в туристическом путешествии; Обучающиеся должны уметь: - общаться с людьми; - вести краеведческие знания; - работать с научно-популярной литературой; - осуществлять фотосъемку объектов туристического интереса; - соблюдать правила личной гигиены; Обучающиеся должны обладать следующими качествами: - инициативностью; - аккуратностью; - коммуникабельностью; - целеустремленностью; - самокритичностью; - творческой активностью; - способностью к оказанию взаимопомощи; - самостоятельностью; - исполнительностью; - способностью к взаимодействию в команде; - физической активностью; - выносливостью; - упорством в достижении поставленных целей; - уважением к старшим, родителям, семейным традициям; - милосердием, заботой о старших и младших; - экологической культурой; - любовью к своей малой родине; - трудолюбием. 7 Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план 1. № п/п Название раздела Количество часов 2 3 4 5 Теория 6 Практика 2 39 14 25 Опрос Тестирование Тестирование, викторина 32 10 22 Опрос 18 30 6 8 12 22 Опрос Опрос мир 21 9 12 Тестирование 53 95 Моя малая РодинаСеверный Урал Природа Северного Урала Царство минералов Вода всему голова Животный Северного Урала Итого текущего Всего 8 Вводное занятие 1 Формы контроля 148 По программе предусмотрены практикоориентированные формы: Формы Экскурсии Походы выходного дня Итого часов по практике 2. Количество 16 8 часов 31 64 95 Содержание учебного плана Вводное занятие. 1.Тема: Кто такой турист? Теория: Наша безопасность: правила пожарной, антитеррористической, дорожной и электрической безопасности. Проведение инструктажей по технике противопожарной и электрической безопасности, меры предосторожности во время проведения массовых мероприятий, походов, прогулок, экскурсий. Кто такой турист? Входное тестирование «Что я знаю о туризме» Туристские путешествия. Знаменитые русские путешественники. История развития туризма в России, виды туризма, всё о туризме и туристах. Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с планом работы на учебный год. Экскурсия: МАУ ДО СТиЭ "Конжак" Раздел 1. Моя малая Родина – Северный Урал, город Карпинск 2.Тема: Северный Урал — горная система Уральских гор Теория: Карпинск – туристический центр Северного Урала. Географическое положение, природные условия и ресурсы края. Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, растительный и животный мир края. 8 «Путешествия» по карте. Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор". Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала». 3. Тема: Богословск XVIII век. Теория: Сведения о рождении Богословска. История появления медеплавильного завода. Плотина, пруд, сплав древесины. Как медеплавильный завод стал Машзаводом. Улица Советсткая (Богословская) – старейшая улица города. Памятники архитектуры (Истории жителей: Щелгунов А.Г. , Протасов М.И., Ауэрбах А.А. Железная дорога по ул. Советской и далее в пос. Турьинские рудники. Экскурсия: "Дорогой Походящина". Практика: рефлексия по теме экскурсии. 4.Тема: Богословск XVIII век. Теория: Памятник архитектуры XVIII века Богословский Введенский собор Знакомство с Богословским Введенским собором. Назначение православного храма, его устройство. Памятник архитектуры в стиле «Уральского барокко». Экскурсия: Памятник архитектуры XVIII века Богословский Введенский собор. Практика: рефлексия по теме экскурсии 5.Тема: Богословск - Карпинск в XIX век. Теория: Отражение исторических событий в жизни города. Экскурсия: «Тропа памяти». Памятник «Павшим за власть Советов», плита-надгробие репрессированным “Камень и крест”, Памятник братских могил на общих кладбищах и вне кладбища. Памятник Карпинскому. Практика: рефлексия по теме экскурсии 6.Тема: Богословск - Карпинск в XIX век. Теория: «Колокольные звоны». История появления Казанской церкви, виды колокольного звона. Экскурсия: Казанская церковь, некрополь. Практика: рефлексия по теме экскурсии 7.Тема: Возникновение города Карпинска. Теория: История объединения поселков Богословский и Угольный». История появления улиц. Их старые и новые названия. Достопримечательности улиц. Экскурсия: "Поселок Богословск и поселок Угольный". Практика: рефлексия по теме экскурсии 8.Тема: Карпинск в годы Великой Отечественной войны. Теория: Размещение эвакуированного завода из города Сталино. Госпиталь. Трудармейцы. Огонь – символ памяти. Видеопрезентация «Карпинск в годы Великой Отечественной войны». Экскурсия: Памятники посвящённые Великой Отечественной войне. Практика: рефлексия по теме экскурсии 9.Тема: Современный Карпинск. Теория: Что такое площадь? Экскурсионные объекты на площадях. Экскурсия: "Площади города": Городская площадь, площадь Славы, площадь им. Вахрушева. Экскурсия смотровая площадка. Практика: рефлексия по теме экскурсии 10.Тема: Карпинск сегодня. Теория: Городской дворец культуры – культурный и творческий центр города Карпинска. Зимний сад - гордость горожан. Экскурсия: Зимний сад ГДК, парк Угольщиков. Практика: рефлексия по теме экскурсии 11.Тема: Городской округ Карпинск. Теория: посёлок Сосновка, Веселовка, Кытлым исчезнувшие посёлки и их роль в развитии г. Карпинска Видеопрезентация "Городской округ Карпинск" 9 12.Тема: Города соседи: Краснотурьинск, Серов, Волчанск, Североуральск Теория: Общая история, ресурсный и промышленный потенциал. Краснотурьинск — административный центр Северного управленческого округа Свердловской области. Город металлургов. Североуральск - город Горняков. Волчанск - занесен в книгу рекордов России. Серов — город «Врата Северного Урала». Видеопрезентация "Города Северного Урала". 13.Тема: Городской округ Краснотурьинск. Теория: История Краснотурьинска. Знакомство с культурными (музеи, выставки, театры, кинотеатры), историческими и промышленными местами в городе. Экскурсия: Экскурсия по городу Краснотурьинску. Практика: рефлексия по теме экскурсии 14.Тема: Городской округ Краснотурьинск. Теория: Достопримечательности Краснотурьинска. Минерологичекий музей им. Федорова. Экскурсия: Экскурсия в минерологический музей им. Федорова. Практика: рефлексия по теме экскурсии 15.Тема: Волчанский городской округ. Теория: Достопримечательности. История развития. Современный парк. И чем же славится Волчанск. Экскурсия: Экскурсия по городу Волчанску Раздел 2. Природа Северного Урала 16. Тема: Природа родного города. Теория: Значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. Дикорастущие и культурные растения. Деревья и кустарники, используемые для озеленения города. Разнообразие травянистых растений луга Практика: Классификация объектов природы на местности. Определение дикорастущих и культурных растений. Определение растений, используемых в озеленении города. Экскурсии: парк ДКУ 17. Тема: Лесная аптечка Теория: Лекарственные растения и их значение, применение и правила сбора. Фитотерапия. Съедобные ягоды и грибы, знакомство с правилами сбора грибов и ягод. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Практика: Определение лекарственных растений. Поход выходного дня "Скалы Блины" 18. Тема: Знакомства с зеленными друзьями Теория: Деревья. Как можно определить возраст дерева. Хвойные деревья. Какие бывают шишки. Тайное оружие растений. Почему крапива так сильно жжётся. Хищные растения. Как жирянка обманывает насекомых. Съедобные растения. Почему подсолнечнику не сидится на месте. Садовые растения. Почему фиалка растёт тайком. Луг. Почему на лугу трава быстро отрастает после скашивания. Практика: Классификация объектов природы на местности. Поход выходного дня "Скалы Блины" 19. Тема: Что растёт у нас в лесу? (поле, луге и т.д.) Теория: Разнообразие групп растений. Виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение растений и их связь с животными. Способы распространения плодов. Развитие растений из плодов. Редкие и лекарственные растения. Практика: Определение групповой и видовой принадлежности растений. Поиск и определение плодов растений. Поиск и определение лекарственных растений. Фотографирование объектов. Поход выходного дня "Скалы Блины" 20Тема: Климат Северного Урала 10 Теория: Погода и климат. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные в разные времена года. Значение наблюдений за погодой. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Приборы для наблюдений за погодой. Практика: Викторина «Знатоки погоды» Экскурсия: Гора Голая. Метеостанция. Водонапорная башня. 21. Тема: Вершины Северного Урала Теория: Главные вершины Северного Урала. Конжаковский Камень (1569 м), Денежкин Камень (1492 м). Конжаковско-Серебрянский массив состоит из: Конжаковского камня, Серебрянского камня (1305 м), г. Трапеции (1253 м), г. Южныго Иова (1311 м), г. Северного Иова (1263 м), г. Тылайского Камня (1471 м), г. Острой Косьвы (1403 м). Практика: Определение вершин. Раздел 3. Царство минералов 22. Тема: Горные породы Теория: Горные породы, полезные ископаемые. Знакомство с группами горных пород: осадочными, магматическими, метаморфическими. Практика: Работа с образцами горных пород и минералов Экскурсия в МАУ ДО СТиЭ "Конжак" "Богатство Уральских недр" 23. Тема: Геологическое строение и полезные ископаемые края. Теория: Главные черты рельефа, его влияние на формирование микроклимата, гидрографии родного края, растительного и животного мира. Практика: викторина по заданной теме. Поход выходного дня «Известняковый разрез» 24. Тема: Полезные ископаемые в народном хозяйстве Теория: Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Рациональное природопользование. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах. Практика: Определение горных пород и минералов. Поход выходного дня «Известняковый разрез» Раздел 4. Вода всему голова 25. Тема: Вода и её значение для жизни человека Теория: Значение воды и основные ее функции. Зависимость всего живого от воды. Круговорот воды в природе. Наблюдения в природе состояние воды в разные времена года (осадки - снег, град, дождь, лёд). Экскурсия на водозаборную станцию 5. Гора Голая. Метеостанция. 26. Тема: Реки Карпинского района Теория: Таёжные реки. Реки для промышленного хозяйства. Турья, Каква, Лобва, Тыпыл, Тылай, Косьва и др. Поход выходного дня "Река Турья" 27. Тема: Почему гибнут реки? Теория: Чтение сказок, рассказов о воде: Б. Заходер «Что случилось с водой?», Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку», «Путешествие капельки». Практика: Акция «Сохраним нашу реку» Поход выходного дня "Река Турья". 28. Тема: Экологические проблемы природы Теория: Экологические связи в природе. Взаимосвязи человека и природы. Особо охраняемые природные территории (национальные парки, заповедники, природные парки, памятники природы). Памятник природы на территории ГО Карпинск «Старые культуры кедра и лиственницы». Практика: Опыт «Качество питьевой воды» Поход выходного дня "Река Турья". 11 29. Тема: Какую воду мы пьём? Теория: Вода в жизни растений, животных и всего человечества. Обитатели водоёмов. Вода и здоровье человека. Источники водоснабжения. Нецентрализованные источники водоснабжения. Как беречь водные ресурсы? Практика: Акция «Чистый родник» Поход выходного дня "Южный разрез" Раздел 5. Животный мир Северного Урала 30. Тема: Кто живёт у нас в лесу? Теория: Обзор животного мира края. Редкие и исчезающие животные края. Животные Красной книги Свердловской области. Угрозы и охрана. Практика: Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности. Определение животных по их следам. Фотографирование животных. Акция «Накорми друга!» в поддержку приюта для животных «Лапа помощи». 31. Тема: Кто как приспосабливается к окружающему миру? Теория: Подготовка к зиме. Спячка. Покидание мест обитания. Смена оперения. Маскировка под окружающую среду. Практика: Изучение в природе фактов приспособления животных к окружающему миру. 32. Тема: Птицы Северного Урала. Теория: Зачем дятлы слушают стволы деревьев. Птицы водоёмов. Городские птицы. Птицы тайги. Как зимуют птицы. Практика: Классификация птиц в природе. Экскурсия в городские парки. Презентация "Птицы Северного Урала" 33. Тема: Полезны ли ящерицы, лягушки, мыши. Теория: Лягушки. Почему лягушки квакают. Ящерицы. Как ящерица отбрасывает хвост. Практика: Изучение ящериц, лягушек и мышей на местности. Экскурсия в "Пещера Мрака» 34. Тема: Домашние животные Теория: Разведение домашних животных. Практика: фотоальбом «Моё домашнее животное» Экскурсия: конноспортивный клуба «Каскад». 3. Формы аттестации Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций. Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре. Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае. Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и другие. Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях различного уровня. Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях, активности на занятиях. Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний, низкий. 12 Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность, эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность. 4. Оценочные материалы Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей проводится входной контроль. Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль. Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце учебного года проводится итоговый контроль. Цель - формирование уважительного отношения к природе, истории и культуре малой Родины Задачи Форма Планируемый Цель проведения контроля результат Входной контроль Дата: сентябрь Личностные Беседа, опрос, Определен уровень Получение первичной Образовательные тестирование. развития детей и их информации о ребенке Метапредметные способности Промежуточный контроль Дата: декабрь Личностные походы, Обучающимися Определение степени Образовательные конкурсы, получены знания по усвоения Метапредметные игры, темам, разделам обучающимися знаний творческие программы по программе задания, Итоговый контроль Дата: май Личностные походы, У обучающихся Оценка качества Образовательные учебносформировано усвоения Метапредметные исследователь уважительное обучающимися ские работы, отношение к природе, содержания программы конкурсы истории и культуре по итогам учебного года родного города Текущий контроль В течение учебного года Личностные: Наблюдение У обучающихся Определение Формирование сформированы навыки степени усвоения навыков безопасного безопасного поведения в обучающимися поведения в природе, природе, уважительное учебного материала. уважительного отношение к природе, Определение отношения к природе, истории и культуре готовности детей к истории и культуре родного города восприятию нового родного города материала. Образовательные: Викторина Обучающиеся проявляют Повышение и Стимулирование Наблюдение интерес к знакомству с ответственности интереса к знакомству природными и заинтересованности обучении. с природными и культурными объектами в Выявление культурными родного города детей, отстающих и объектами родного опережающих города Подбор Метапредметные: Акция, Обучающиеся участвуют обучение. Формирование Экскурсия, в экскурсиях, походах наиболее 13 позитивной мотивации поход к участию в экскурсиях, походах выходного дня, волонтерских акциях, совершенствование познавательной, творческой и общественной активности выходного дня, эффективных волонтерских акциях, у методов и средств них высока обучения. познавательная, и общественная активность. Оценочные материалы Учебный год 20242025 Год обуче ния 1 год Форма Оценочные материалы Входящий контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Тест «Что я знаю?», Приложение 1. Игра-викторина «Юный краевед», Приложение 2. Краеведческая викторина «Юные знатоки Урала», Приложение 3 Календарный график № п/п 1 Основные характеристики процесса Год обучения образовательного 2 Продолжительность занятий 45 мин 3 Количество часов в неделю 4 часа 4 Количество учебных недель 37 5 Количество учебных часов в год 148 6 Начало учебного года 1 сентября 7 Конец учебного года 31 мая 8 Каникулы - 1 год 5. Методическое обеспечение программы Моя малая Родина – Северный Урал 1. Кто такой турист? Игра Туристенок 2. Наша безопасность Плакаты по безопасности Инструкции по технике безопасности утверждённые МАУ ДО СТиЭ «Конжак» 14 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Северный Урал — горная Видео презентация "Северный Урал — горная система Уральских гор система Уральских гор". Видео презентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала». Богословск в 18 веке Презентация, видео презентация, иллюстрации «Богословск в 18 веке» Богословск в 18 веке Презентация, видео презентация, иллюстрации «Введенский собор Иоанна Богослова», «Церковь Во Имя Казанской Иконы Божией Матери» Богословск - Карпинск в 19 Презентация, видео презентация, иллюстрации, веке кроссворды «Улицы Богословска и нынешнего го Карпинск». Богословск - Карпинск в 19 Экскурсия «Колокольные звоны». веке Возникновение г. Карпинска Фильм, презентация, иллюстрации "Поселок Богословск и поселок Угольный" Карпинск в годы Великой Видео презентация, тест «Карпинск в годы Отечественной войны. Великой Отечественной войны», «Памятники посвящённые Великой Отечественной войне» Современный Карпинск Презентация «Современный Карпинск» Городской округ Карпинск: пос. Сосновка, Веселовка, Кытлым исчезнувшие посёлки и их роль в развитии г. Карпинска Видео презентация "ГО Карпинск" Карта города Карпинска, Видео презентация «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску» Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории Урала. Выпуск 71.. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — С. 20. — 128 с. Города соседи г. Карпинск: Презентация, тест «Города соседи г. Карпинск: Краснотурьинск, Серов, Краснотурьинск, Серов, Волчанск, Волчанск, Североуральск Североуральск» 13. ГО Краснотурьинск Презентация, иллюстрации, тест «ГО Краснотурьинск» Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Краснотурьинск Городской округ Краснотурьинск — Географическая справка Краснотурьинск. Путеводитель по городу. — Типография ПТЦ «Яса», 2003. — 32 с. — 2000 экз. По Северному Уралу. Туризм Урала 14. ГО Краснотурьинск Презентация «Столица Уральского севера» Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Краснотурьинск Столица уральского севера. Upmonitor.ru Краснотурьинский краеведческий музей. Музеи 15 15. Волчанский ГО Природа Северного Урала 16. Природа родного города России Мемориальный музей А. С. Попова — изобретателя радио. Музеи России Презентация «Достопримечательности Волчанского ГО» Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волчанск_(Россия) Волчанск – самый маленький город в России с собственным трамваем (новости) - YouTube Волчанск в энциклопедии «Мой город» https://nashural.ru/mesta/sverdlovskayaoblast/gorod-volchansk/ Город Волчанск: история, достопримечательности и фото. Атлас-определитель «От «Зеленые страницы» земли до неба», 17. Лесная аптека 18. Знакомство с зелёными Презентация, иллюстрации, кроссворды друзьями «Свойства лекарственных растений», 19. Что растёт у нас в лесу? (поле, «Растительный мир северного Урала» луге и т.д.) 20. Климат Северного Урала 21. Вершины Северного Урала Презентация Метеостанция. Водонапорная башня. Видеопрезентация, тест «Природа в разное время года» Презентация, иллюстрации, кроссворды «Там, где тайга, река и скалы» Северный Урал. «Седой Урал». Видеопрезентация о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак». Царство минералов Горные породы 22. Презентация, фото «Музей минералов МАУ ДО СТиЭ "Конжак" "Богатство Уральских недр" Коллекция горных пород, минералов, полезных ископаемых 23. Геологическое строение и Фото и видео презентация «Полезные полезные ископаемые края. ископаемые» Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org, stud.wiki›geography. География северного Урала. Полезные ископаемые 24. Полезных ископаемые в Презентация, тест «Полезные ископаемые народном хозяйстве северного Урала» Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org, stud.wiki›geography. География северного Урала. Полезные ископаемые nfourok.ru Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Вода всему голова 25. Вода и её значение для Фото, презентация станция Гора Голая. жизни человека Метеостанция. Презентация, картинки «Вода России», презентация «Вода России», плакат 16 «Обитатели водоемов» Реки Карпинского района Почему гибнут реки? Презентация, плакаты «Полноводность наших Экологические проблемы рек » "Река Каква" и «Турья» водоемов 29. Какую воду мы пьём? Животный мир Северного Урала 26. 27. 28. 30. Кто живёт у нас в лесу? 31. Кто как приспосабливается к окружающему миру? (о зверях, птицах, насекомых, рыбах, растениях) 32. Птицы Северного Урала. 33. Полезны ли ящерицы? (лягушки, змеи, мыши) 34. Домашние животные Фото и видео презентации, плакаты Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru сезоны-года.рф «Природа, растения и животные Северного Урала» Картинки, кроссворды «Дикая Природа РоссииДолины Урала» Иллюстрации и видео презентации, плакаты Интернет ресурсы: «В мире животных на Северном Урале» alvolynkin.ru Животный мир Северного Урала – Мир вокруг нас UralSky.info Северный Урал. Флора и фауна Плакаты, иллюстрации: «Зимующие птицы России», «Перелетные птицы России», «Животные Красной книги» Интернет ресурсы: moy-ural.ru, vaskindom.ru, simple-fauna.ru Видео презентация, фото «Дикая Природа России-Долины Урала» Презентация, иллюстрации «Виды домашних и не домашних животных» 6. Обеспечение программы Помещение: Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения учебных и наглядных пособий, ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, имеющий педагогическое образование. Дидактические материалы: 1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция минералов, альбомы, кроссворды, тесты). 2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации) Снаряжение и оборудование: 1. Палатки туристские; 2. Спальные мешки; 3. Рюкзаки; 4. Туристские коврики; 5. Туристские котлы; 6. Пила, топор в чехлах, растяжка; 7. Походная аптечка; 17 8. Ремонтный набор; 9. Компас, карты; 10. Навигатор; 11. Канцелярские товары. 7. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Основания для разработки воспитательного плана работы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р; 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Цель рабочей программы воспитательной работы - создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Основные задачи воспитательной работы: Формировать мировоззрения и системы базовых ценностей личности; Приобщать обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; Обеспечить развитие личности и её социально-психологической поддержки, формировать личностные качества, необходимых для жизни; Воспитать внутреннюю потребность личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания; Развивать воспитательный потенциал семьи; Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся. Приоритетные направления в организации воспитательной работы Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях 18 этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу жизни. Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности. Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению) Виды и формы воспитательной деятельности (по В. А. Сластенину) № 1 2 3 4 5 Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности Экскурсии (в музей, на выставку в Познавательная Обогащает представления учеников об библиотеку и т. п.), конкурсы, окружающей действительности, формирует турниры, олимпиады. потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию. Общественно-полезный труд по Трудовая Направлена на создание, сохранение и самообслуживанию; волонтёрская приумножение материальных ценностей, деятельность формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека. Круглый стол, дискуссии. Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности. Самоанализ и взаимоанализ «Как Ценностно-ориентировочная Направлена на рациональное осмысление мы вели себя на экскурсии, в общечеловеческих и социальных ценностей походе?», «Законы товарищества», мира, на осознание личностей причастности «Каким быть или кем быть?»; к миру во всех его проявлениях, осознание диспут на нравственные темы, своего Я, развитие рефлексии. например, «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения. Концерты, художественные Художественная Развивает чувствительное мироощущение, конкурсы, посещение театра, потребность в прекрасном, способность к экскурсии в музей; фестивали, 19 6 7 художественному мышлению, реализует индивидуальные способности. Спортивно-оздоровительная Формирует здоровый образ жизни. Свободное общение Организует взаимно обогащающий досуг, когда общение освобождено от предметной цели и содержанием деятельности является общение. праздники. Спортивные игры, состязания. Чаепития, Дни именинников, прогулки, посещение концертов, театров; встречи друзей, поездки и т. д. Планируемые результаты воспитательной работы Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника. Приоритетные направление воспитательной работы Общекультурное (гражданскопатриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание) Целевые ориентиры результатов воспитания Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности. Духовно-нравственное Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий (нравственноиндивидуальность и достоинство каждого человека. эстетическое Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их воспитание, семейное соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку воспитание) своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим 20 людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному самоограничению. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя Здоровьесберегающее и других людей образа жизни, в том числе в информационной направление: (физическое воспитание среде. и формирование Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом. культуры здоровья, Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному безопасность состоянию своему и других людей. жизнедеятельности) Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. 21 Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная деятельность) Социальное направление: (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека. 22 9. Календарный план воспитательной работы Приоритетные Мероприятие направление воспитательной работы Общекультурное Экологическая акция «Чистый берег» (гражданскоКвест-игра «Юные патриотическое знатоки родного края» воспитание, прио для детей начальной бщение детей к школы ГО Карпинск культурному День защитника наследию, Отечества экологическое Международный воспитание) женский день День Победы. Участие в акции «Георгиевская ленточка». «Окно Победы» Духовнонравственное (нр авственноэстетическое воспитание, семейное воспитание) Родительское собрание. Участие в волонтерской акции «10 000 добрых дел». Участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека. Поздравление педагогов, посвященное дню учителя «Дорогой педагог» Праздник «День Матери в России» 10 000 добрых дел Новогодний конкурс "Турист года" для детей достигших успехов в естественнонаучной и туристско краеведческой деятельности в 2022 году. Участие в городском мероприятии проводы масленицы Задачи работы направлению по данному Сроки проведени я Формирования любви к малой Родине, экологическое воспитание; Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; Формирование у воспитанников таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, Центра творчества, семьи. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Формирование духовнонравственных качеств личности. Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения. Включение родителей в 23 Сентябрь 2024 Ноябрь 2024 Февраль 2025 Март 2025 Май 2025 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2025 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Декабрь 2024 Март 2025 Апрель 2025 «Собирайся, детвора, разнообразные сферы масленица к нам жизнедеятельности пришла» образовательного учреждения. Июнь 2025 Экскурсия «Конжаковское горное кольцо» Экскурсия «Дорогой Походяшина» Здоровьесберега Неделя безопасности: презентация ющее «Правила безопасного направление: (физическое поведения на воспитание и дорогах»; формирование просмотр культуры видеороликов по здоровья, антитеррористической безопасность безопасности; жизнедеятельнос - беседа о пожарной ти) безопасности. Профилактическая беседа «Терроризм – зло против человечества» Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» Фестиваль «Покоритель пяти вершин» Общеинтеллекту Областной конкурсфорум "Уральский альное характер" конкурс направление: (популяризация "Природа Урала" научных знаний, проектная Муниципальный этап деятельность) областной экологической кейсигры для детей младшего школьного возраста GreenTeam» Повышение психолого – педагогической культуры родителей. Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом. Активная практическая и мыслительная деятельность. Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся. Формирование интереса к исследовательской и проектной деятельности, научной работе. Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся. Реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, 24 Сентябрь 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Октябрь 2024 Июнь 2025 Февраль 2025 Апрель 2025 Социальное нап равление: (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) Единый урок «Мы – Россияне!», посвященный Дню Конституции РФ Профилактика правонарушени й, социальноопасных явлений Единый урок информационной безопасности. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет Проведение занятий с обучающимися с целью ознакомления их с личными правами и обязанностями. Беседы с элементами дискуссии: «Как благодарить за помощь» «Что такое подарок?» «Коррупция порождения зла!» Ежегодная общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра» (субботник) самореализации и саморазвитии. Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда. Формирование экологической культуры. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу. Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению. Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся. Организация мероприятий по профилактике правонарушений, табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма. 25 Апрель 2025 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 г. 10. Список литературы 1. Анимица Е. Г. Города Среднего Урала. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975. — 364 с. 2. Баринова И. «География. Природа России. 8 класс». 2003. 3. Байдуков В.А. «По Уралу» Научно-популярное издание. 4. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю.Путь через века: От Богословского медеплавильного до Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 88.с 5. Иофа Л. Е. Города Урала. — Москва: Географгиз, 1951. — С. 172. — 420 с. 6. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - М. ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600 с, илл. 7. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин А.И., 2000. – М: ООО «Издательство АСТ», 2000. 1958. — 135 с. 8. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе, дополненное)». 2008 9. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург: «Чароид». 2006. 10. Пармузин Ю. П.. Тайга СССР. М., «Мысль», 1985. 11. Путеводитель по памятным местам Карпинска 12. Плешаков А.А., Крючкова «Окружающий мир» 4 класс. Учебник в 2-х частях. — М.: Просвещение, 2013. 13. Чернухин О. А. Экологическое воспитание школьников в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2012. – 80 с. 14. Коллективная литературно – публицистическая, историко – документальная книга о Карпинске. «Долгая дорога из Богословска в Карпинск». Редакционная коллегия. 2005г. 15. Концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. Остапецсвешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков). 16. Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермские области): Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / под ред. В.Н. Большакова и П.Л. Горчаковского. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1996.- 279 с.: ил. 17. Человек пришел на Урал: были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях.-Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ»,1998, 160 с. (сер. Летопись Уральских деревень» 18. Шувалов Е. Л. Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск, Волчанск. — Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1958. — С. 65. — 135 с. — (Города Свердловской области) 19. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». — Карпинск, 2009. — 262 с. 20. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 21. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» № 10 от 24 октября 2006 года. 26 22. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» №11 от 28 ноября 2006 года. 23. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 8 февраля 2005 года. 24. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 25 апреля 2006 года. 25. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 12 апреля 2005 года. 26. Интернет: http://slovorus.ru/ 27. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/ 28. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/ 29. Интернет: http://wikipedia.org/wiki.ru/ 30. Интернет: http://dic.academic.ru 31. Интернет: http://my.krasnoturinsk.ru 32. Интернет: http://ecosystema.ru 33. Интернет: http://www. bogoslovsk.ru 34. Материалы Краеведческого городского музея. 27 Приложения 1 Оценочные материалы Входной контроль «Что я знаю?» Выбери один правильный ответ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ключ Из каких поселков а) Поселок Богословск и Веселовка образовался город Карпинск? б) Поселок Угольный и Княсьпа в) Богословск и Угольный г) Княсьпа и Кытлым Сколько площадей находиться а) 1 в б) 2 г. Карпинске в) 3 г) 4 Какие парки которые а) парк ДКУ находятся в Карпинске вы б) парк Комсомольский знаете в) парк Юности г) Главный парк Какие речки протекают на а) Волга территории ГО Карпинск? б)Турья в) Каква г) Тавда Что относится к живой а) гора; природе? б) ручей; в) снег; г) микробы. Какого царства живой а) животные; природы не существует? б) цветы; в) бактерии; г) грибы. Что является окружающей а) сосна, Солнце, воздух; средой для лягушки? б) водоём, насекомые, Солнце; в) луг, планктон, вода; г) океан, планктон, вода. Как ты можешь помочь а) бороться с лесорубами; природе в охране лесов? б) уничтожать гусениц; в) не ходить в лес; г) беречь книги. Как называется а) манси; малочисленное коренное б) марийцы; население Северного Урала? в) чуваши; г) буряты. Что добывали на угольном а) бурый уголь разрезе? б) известняк в) алмазы г) буряты. 1-в 2-в 3-а, б 4-б, в 5-г 6-б 7-б 8-г 9-а Результаты теста:0-3 низкий уровень, 4-7 средний уровень, 8-10 высокий уровень 28 10-а Приложения 2 Промежуточный контроль игра-викторина «Юный краевед» Выбери один правильный ответ 1. Какие скалы на территории ГО а) Оладушки; Карпинск имеют вкусное б) Тарталетки; название? в) Блины; г) Пирожки. 2. Какая самая высокая вершина а) Конжаковский камень; на территории Свердловской б) Серебрянский камень; области? в) Косьвенский камень; г) Сухогорский кмень. 3. Что растения почвы? получают из а) крахмал; б) воду; в) сахар; г) углекислый газ. 29 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Что необходимое для питания а) кислород; растений даёт им свет? б) крахмал; в) воду; г) энергию. Какой поселок находиться в а)Веселовка; котле? б) Сосновка; в) Кытлым; г) Княсьпа. Какой памятник архитектуры а) Храм во имя Святителя Николая Чудотворца; XVIII века находиться в б) Собор преподобного Максима Исповедника; Карпинске? в) Богословский Введенский собор; г) Храм во имя Казанской иконы Божией Матери В основании экологической а) насекомые; пирамиды находятся: б) хищники; в) растительноядные; г) растения. Как называется высшая точка а) гора Голая; города? б) гора Липовая; в) Май-гора; г) скалы Блины. Уральские горы являются а) между Зпадной и Восточной Сибирью; границей: б) Между Европой и Азией. Травой от 99 болезней в а) валериана; старину называли? б) тысячелистник; в) полынь; г) зверобой. Какое растение применяется а) земляника; при небольшом порезе? б) ромашка; в) вороний глаз; г) подорожник. Какой памятник природы а) Яблоневая аллея; существует на территории ГО б) Рябиновый парк; Карпинск ? в) Берёзовая роща; г) «Старые культуры кедра и лиственницы». Ключ 1-в 2-а 3-б 4-г 5-в 6-в Результаты теста: 0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 30 7-г 8-а 9-б 10-г 11-г 12-г Приложение 3 Итоговый контроль краеведческая викторина «Юные знатоки Урала» Викторина проводится в виде игры. Вопросы викторины и иллюстрации к ним демонстрируются на экране, дети записывают ответ на бланке. Подводятся итоги викторины по наибольшему количеству правильных ответов. Событийные вопросы с использованием фотографий Слайд 1. Фото марафона «Конжак». Где и когда происходит это событие? Слайд 2. Фото колонны Бессмертного полка. В какой день происходит это шествие? Слайд 3. Фото лыжников. Какое мероприятие проводится в феврале по всей стране? Памятники Слайд 4. Бюст Карпинского и Вахрушева. Где и кому установлены эти памятники? Слайд 5. Фото ковша. Работникам какой профессии установлен этот памятник? Слайд 6. Памятник Ленину. Кому установлен памятник, чем известен этот человек? Реки и горы Слайд 7. Фото Турьи. Как называется река, на которой расположен наш город? Что в переводе с мансийского языка означает её название? Слайд 8. Фото висячего моста через Какву. Как называется самая красивая река нашего района, на правом берегу которого расположен лагерь «Светлячок»? Слайд 9. Фото горных вершин. Напишите любые три горные вершины, видимые со смотровой площадки? Задание. Напишите три ближайших к Карпинску города. Растения Задание. Назовите все хвойные растения нашего леса. Задание. Какое дерево обрезают весной, чтобы сформировать пышную крону? Задание. Какие деревья высажены вдоль площади Славы? Задание. Сок какого дерева собирают весной? Животные Слайд 10. Фото старого лося. Задание. Почему старых лосей называют сохатыми? Задание. Какие насекомые леса имеют домашний скот? Задание. У певчих птиц обычно хорошо поют самцы. А у каких птиц обитающих в нашей области, лучше поют самки? Когда говорят о несбыточных желаниях, употребляют выражение «Ему птичьего молока хочется». А какие птицы кормят своих птенцов молоком? 31 Эти животные обитают в речках, их называют «трудолюбивые гидростроители» О каких животных идет речь? Для чего они строят свои плотины? Вопросы 1. Что в переводе с мансийского языка означает название реки Турьи? 2. Работникам какой профессии установлен памятник в виде ковша, расположенный на улице Ленина? 3. Как называется горная порода, добываемая на Иовском плато? 4. Назовите фамилию человека, на чьи средства построен памятник архитектуры Введенский собор? 5. Сколько общеобразовательных школ расположено на территории городского округа Карпинск? 32