Программа Юный исследователь адапт общая (3 года)

1

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «___» ________
2021 г.
Протокол № ___

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
__________________ Н.В. Якимова
Приказ № ________
«___» _______________ 2021 г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
естественнонаучной направленности

«Юный исследователь»
2021 г. – 2024 г.
Возраст обучающихся 10−15 лет
Срок реализации – 3 года

Автор: Ябс Алексей Павлович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Карпинск
2021
2

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание учебного плана
4. Формы аттестации
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Обеспечение программы
8. Список литературы
9. Приложения

3
6
8
15
16
20
22
24
25

3

1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Юный исследователь» (далее – Программа)
составлена и разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
− Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
− Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
−
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак».
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается
в том, что она нацелена на интеграцию в обществе детей с особыми
образовательными потребностями. Программа закладывает у детей основы
экологической культуры; способствует повышению социальной адаптации,
воспитанию доброжелательности к окружающим людям и к природе,
культуры общения, эмоциональной отзывчивости; формированию мотивов к
конструктивному взаимодействию и сотрудничеству в образовательном
пространстве учреждения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка
психического развития) наблюдаются следующие затруднения в учебной
деятельности: низкий уровень развития восприятия, внимание неустойчивое,
рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую,
4

память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной,
снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность программы определяется тем, что сознательно
организованное образовательное пространство, специализированные
методы обучения детей с ОВЗ позволяют активизировать и реализовать
их сохранный познавательный и личностный потенциал, а также
сгладить проявление первичного нарушения здоровья. Реализация
особых образовательных потребностей является единственным путем
преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение
здоровья, тем более что зачастую само нарушение здоровья не может
быть устранено никакими медицинскими способами.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ в том, что
обучение детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР),
происходит без принуждения, а образовательная деятельность строится на
интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Занятия расширяют
познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную
жизнь,
делают
доступными
элементы
творчества,
развивают
интеллектуально и эстетически, укрепляют физическое и психическое
здоровье. Через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий дети поверят в свои возможности, испытают
чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим
желание учиться.
Цель программы: формирование осознанного бережного отношения к
природе и культуре родного края.
Цель 1-го года обучения: формирование устойчивого интереса к
изучению природы;
Задачи 1-го года обучения:
Личностные: формирование навыков безопасного поведения в природе,
бережного отношения к природе и истории родного края;
Образовательные: знакомство с природными и культурными объектами
родного края;
Метапредметные: формирование позитивной мотивации к участию в
конкурсах, экскурсиях, походах выходного дня, волонтерских акциях,
совершенствование познавательной, творческой и общественной активности
у детей.
Цель 2-го года обучения: повышение познавательной и творческой
активности;
Задачи 2-го года обучения:
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду;
Образовательные: освоение доступных способов изучения природы и
общества;
5

Метапредметные: овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
Цель 3-го года обучения: формирование компетенций коллективного
взаимодействия.
Задачи 3-го года обучения:
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
Образовательные: развитие навыков устанавливать и выявлять
причинно-следственные связи в окружающем мире;
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Год обучения/
срок освоения
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения

Режим занятий/
продолжительность
2/45 мин.
2/45 мин.
2/45 мин.

Количество
часов в неделю
4
4
4

Количество
учебных недель
38
38
38

Итого часов в
год
152
152
152

Возраст детей, участвующих реализации программы, 10–15 лет.
Срок реализации программы 3 года. Общее количество учебных часов
456.
Форма обучения – групповая.
Формы занятий: анкета, беседа, диагностический тест, игра, конкурс,
практическое занятие, презентация, экологическая акция, экскурсия.
Планируемые результаты.
1-й год обучения:
Личностные: сформируются навыки безопасного поведения в природе,
бережного отношения к природе и истории родного края;
Образовательные: обучающиеся познакомятся с природными и
культурными объектами родного края;
Метапредметные: сформируется позитивная мотивация к участию в
конкурсах, экскурсиях, походах выходного дня, волонтерских акциях, у
детей усилится познавательная, творческая и общественная активность.
2-й год обучения:
Личностные: сформируется установка на безопасный, здоровый образ
жизни, а также мотивация к творческому труду;
Образовательные: обучающиеся освоят доступные способы изучения
природы и общества;
Метапредметные: обучающиеся овладеют начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
3-й год обучения:
Личностные: сформируются навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
Образовательные: получат развитие навыки устанавливать и выявлять
причинно-следственные связи в окружающем мире;
6

Метапредметные: сформируется готовность слушать собеседника и
вести диалог, признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою.
2. Учебный план
Год обучения
Количество часов

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

3 год

Теория

2 год

Всего

Наименование
разделов
Вводное занятие.
Правила пожарной и
электрической
безопасности.
Природа родного края
Охрана природы
Лес и его жизнь
Мы знаем, мы умеем
Зелёная аптека /
Кладовая природы
Дикие и домашние
животные /
Насекомые вокруг нас
Вода – источник жизни /
Почва и её обитатели
Мой дом /
Мой дом – моя крепость
Мой город
Итоговое занятие
Итого:

1 год

2

1

1

2

1

1

2

1

1

22
28
16
2
10

21
12
10
0
10

1
16
6
2
0

32
20
16
2
10

14
8
8
1
4

18
12
8
1
6

20
20
16
2
10

10
12
12
1
7

10
8
4
1
3

18

14

4

18

12

6

18

14

4

16

14

2

16

8

8

16

10

6

14

11

3

14

8

6

14

10

4

22
2
152

8
0
101

14
2
51

20
2
152

4
1
69

16
1
83

32
2
152

8
1
86

24
1
66

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Количество
часов
Практические занятия
61
110
Экскурсии
36
62
Походы выходного дня 1
4
Учебный план первого года обучения
2021-2022 учебный год
№
Название раздела
п/п
1 Вводное занятие.
Презентация
образовательной
программы.
Правила пожарной

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1

7

Формы текущего контроля
Презентация
Тест
Тренировочное учение

и электрической
безопасности.
Природа родного
края
Охрана природы

22

21

1

28

12

16

Фронтальный опрос
Творческая работа
Экологическая акция, Конкурс

16
2

10
0

6
2

Конкурс
Тестирование

10

10

0

Игра

18

14

4

Конкурс, игра

16

14

2

Конкурс

9

Лес и его жизнь
Мы знаем, мы
умеем
Зелёная аптека
Дикие и домашние
животные
Вода – источник
жизни
Мой дом

14

11

3

Викторина, акция

10

Мой город

22

8

14

Викторина

11

Итоговое занятие
Итого

2

0

2

Тестирование

152

101

51

2
3
4
5
6
7
8

По программе первого года обучения предусмотрены
практикоориентированные формы:
Формы
Количество
Практические занятия
17
33
Экскурсии
11
22

часов

Учебный план второго года обучения
2021-2022 учебный год
№
Название раздела
п/п
1 Вводное занятие.
Правила пожарной
и электрической
безопасности.
2 Природа родного
края
3 Охрана природы
4
5
6
7
8
9

Лес и его жизнь
Мы знаем, мы
умеем
Кладовая природы
Насекомые вокруг
нас
Почва и её
обитатели
Мой дом – моя

Кол-во часов
Формы текущего контроля
Всего Теория Практика
2
1
1
Презентация
Тест
Тренировочное учение
32

14

18

20

8

12

Фронтальный опрос
Творческая работа
Экологическая акция, Конкурс

16
2

8
1

8
1

Конкурс
Анкетирование

10

4

6

Игра

18

12

6

Конкурс, игра

16

8

8

Конкурс

14

8

6

Викторина, акция

8

крепость
10

Мой город

20

4

16

Викторина, конкурс

11

Итоговое занятие
Итого

2

1

1

Анкетирование

152

69

83

По программе второго года обучения предусмотрены
практикоориентированные формы:
Формы
Количество
Практические занятия
34
67
Экскурсии
12
24

часов

Учебный план третьего года обучения
2021-2022 учебный год
№
п/
п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Название раздела
Вводное занятие.
Правила пожарной и
электрической
безопасности
Карпинск в годы
войны
Домашние питомцы
Сад-огород
Мы знаем, мы умеем
Аборигены Урала
Поведение животных
Наша планета
Взаимосвязь человека
и природы
История города
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы текущего контроля

2

1

1

Тестирование
Тренировочное учение

20

10

10

Опрос

20
16
2
10
18
16
14

12
12
1
7
14
10
10

8
4
1
3
4
6
4

Акция, конкурс
Конкурс
Тест
Игра
Опрос
Опрос
Опрос

32
2
148

8
1
86

24
1
66

Викторина, экскурсия
Тест

По программе третьего года обучения предусмотрены
практикоориентированные формы:
Формы
Количество
Практические занятия
15
30
Экскурсии
16
32
Походы выходного дня 1
4

часов

3. Содержание учебного плана 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Презентация образовательной программы.
Правила пожарной и электрической безопасности.
9

Теория: Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с
планом работы на учебный год. Что такое исследование, его значение в
современном мире. Проведение инструктажей по технике противопожарной
и электрической безопасности, меры предосторожности во время проведения
массовых мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Тестирование
Раздел 2. Природа родного края.
Теория: Физико-географическая характеристика Свердловской области.
Символика Свердловской области. Горы, горные породы и минералы. Реки и
озёра. Животный мир. Деревья, кустарники и травянистые растения леса,
разнообразие травянистых растений луга. Примечательные природные
объекты и их значение для области. Просмотр и обсуждение фильма
«Виртуальная прогулка по городу Карпинску».
Практика: Нахождение своей местности на карте России, Свердловской
области. Рисование флага Свердловской области. Творческая работа по теме.
Экскурсии: 1. Экскурсия в городской парк «Тропа памяти»
(Комсомольский парк – историческое место города). 2. Экскурсия в зал
природы городского краеведческого музея, 3. Экскурсия на Большое
Княспинское озеро, 4. Экскурсия в п. Кытлым.
Раздел 3. Охрана природы.
Теория: Воздействие человека на природу. Значение охраны природы.
Природоохранные организации и их задачи. Проблема ТКО (твёрдых
коммунальных отходов). Особо охраняемые природные территории, цель
организации ООПТ. Заповедники и природные парки Свердловской области.
Памятники природы: типы памятников природы и их местонахождение на
территории ГО Карпинск. Исследовательская деятельность как одна из форм
охраны природы. Животные Красной книги Свердловской области. Угрозы и
охрана.
Практика: Прогулка в лес и на привокзальную сопку с целью
закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков
наблюдательности. Работа с источниками информации, подбор материалов
для сообщений. Решение кроссвордов.
Экскурсии: Экскурсия на территорию памятника природы «Старые
культуры кедра и лиственницы».
Раздел 4. Лес и его жизнь.
Теория: Краткий обзор истории развития лесоводства. Хозяйственное
значение леса. Лес в творчестве писателей и художников. Понятие о лесе и
лесных насаждениях. Типы лесов, их типичные обитатели. Основные
отличия леса от других растительных сообществ. Обитатели леса. Работники
леса.
10

Практика: Прогулка в лес для определения типов леса по
растительному сообществу. Определение высоты деревьев, высоты
прикрепления и сомкнутости крон, измерение длины окружности ствола,
расстояния между деревьями, вычисление диаметра ствола. Просмотр
фильма о лесном сообществе. Участие в конкурсах экологической
направленности. Встреча с работниками лесничества.
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Викторина. Тест.
Раздел 6. Зелёная аптека.
Теория: Лекарственные растения и их применение. Правила сбора
лекарственных растений. Съедобные ягоды и грибы, знакомство с правилами
сбора грибов и ягод. Исследовательская деятельность. Проектная
деятельность.
Практика: Правила сбора лекарственных растений. Запись рецептов и
изготовление отваров из лекарственных трав. Работа с изображениями
лекарственных растений и литературой. Игра «Съедобный – несъедобный».
Раздел 7. Дикие и домашние животные.
Теория: Дикие животные и следы их жизнедеятельности. Пернатые
жители леса и города. Домашние питомцы. Содержание и уход.
Анималотерапия. Какие животные лечат человека? Значение для города
приюта животных «Лапа помощи».
Практика: Экологические игры «Цепь питания», «Найди своего
детеныша», «Ноев ковчег». Составление схемы «Млекопитающие - важное
звено в цепи питания». Разгадывание загадок. Чтение рассказов, сказок,
загадок. Конкурс рисунков. Викторина. Кормушки для птиц своими руками.
Чтение следов на снегу.
Раздел 8. Вода – источник жизни.
Теория: Физические и химические свойства воды. Вода в жизни
растений и животных. Обитатели водоёмов. Аквариумные рыбы. Вода и
здоровье человека. Нецентрализованные источники водоснабжения. Как
беречь водные ресурсы? Как экономить воду?
Практика: Эксперимент «Доля питьевой воды в общем количестве
воды на Земле». Занятие «Физические и химические свойства воды: вкус,
запах, прозрачность, агрегатные состояния, вода-растворитель, жёсткость,
кислотность». Викторина «Береги воду». Конкурс рисунков и коллажей
«Вода, вода, кругом вода»
Экскурсии: Экскурсия к скважине «Богословская».
Раздел 9. Мой дом.
11

Теория: Дом, где мы живем. Деревья и птицы нашего двора. Комнатные
растения в квартире, в классе. Родословная семьи. Семейные традиции.
Государственные праздники России.
Практика: Уход и наблюдение за комнатными растениями. Составление
генеалогического древа семьи.
Экскурсии: Экскурсия в зимний сад ГДК.
Раздел 10. Мой город.
Теория: Манси – коренное население Урала. О чем говорят названия
улиц. Почётные граждане Карпинска. Памятные места города. Предприятия
города. Водонапорная башня – символ города. Введенский собор – памятник
архитектуры. Казанская церковь и некрополь. Деревья и кустарники,
используемые для озеленения города. Городская площадь.
Практика: Конкурс рисунков «Символы города». Викторина по
краеведению.
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая, 2. Прогулка к Введенскому
собору, 3. Прогулка к церкви Казанской иконы Божией Матери, 4. Экскурсия
на городскую площадь.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Анкетирование «Выявление уровня сформированности
экологической культуры обучающихся».
Содержание учебного плана 2-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Правила пожарной и электрической
безопасности.
Теория: Ознакомление обучающихся с планом работы на учебный год.
Проведение инструктажей по технике противопожарной и электрической
безопасности, меры предосторожности во время проведения массовых
мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Раздел 2. Природа родного края.
Теория: Физико-географическая характеристика Карпинского района.
Символика города. Горы на территории ГО Карпинск. Реки и озёра
Карпинского района. Животный мир тайги. Деревья и кустарники на
территории Станции туризма и экскурсий «Конжак».
Практика: Определение горных вершин на территории ГО Карпинск.
Определение растений на территории Станции туризма и экскурсий «Кожак».
Экскурсии: 1. Экскурсия в городской парк «Тропа памяти»
(Комсомольский парк – историческое место города). 2. Экскурсия в зал
природы городского краеведческого музея, 3. Экскурсия на Большое
Княспинское озеро, 4. Экскурсия в п. Кытлым.
12

Раздел 3. Охрана природы.
Теория: Как человек изменил ландшафт городского округа. Проблема
опасных отходов на территории городского округа. Влияние бытового
мусора на природные территории. Правила ловли рыб и охоты на животных.
Исследовательская деятельность как одна из форм охраны природы. Редкие
виды животных и растений на территории ГО Карпинск.
Практика: Прогулка в лес и на привокзальную сопку с целью
закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков
наблюдательности. Как правильно утилизировать опасные отходы? Работа с
источниками информации, подбор материалов для сообщений.
Экскурсии: Экскурсия на территорию памятника природы «Старые
культуры кедра и лиственницы».
Раздел 4. Лес и его жизнь.
Теория: Растительное сообщество хвойного леса. Растительное
сообщество лиственного леса. Перелетные, оседлые и кочующие птицы леса.
Копытные животные и их кормовая база. Хищники и их добыча.
Практика: Определение растений и животных леса. Участие в конкурсе
экологической направленности. Просмотр и обсуждение фильма «5 лесных
заповедей».
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Анкетирование. Викторина.
Раздел 6. Кладовая природы.
Теория: Хозяйственное использование даров природы (орех, ягоды,
береста и прочее). Ремёсла, связанные с природным материалом (предметы и
поделки из дерева, камня и другого материала).
Практика: Сбор природного материала и изготовление простейших
поделок.
Экскурсии: Экскурсия в зал природы городского краеведческого музея.
Раздел 7. Насекомые вокруг нас.
Теория: Насекомые и их роль в природе. Колониальные насекомые:
муравьи, осы, шмели. Пчёлы – первые одомашненные животные. Продукция
пчеловодства и её применение. Стадии развития бабочки от яйца до имаго.
Практика: Как устроена колония муравьев? Зачем шмели прокалывают
листья растений? Определение видов бабочек. Конкурс рисунков «Моё
любимое насекомое».
Раздел 8. Почва и её обитатели
Теория: Как образуется почва. Подземные обитатели (норные
животные, черви, личинки насекомых). Роль почвы для дачного и сельского
хозяйства. Истощение и отравление почвы: причины и профилактика.
13

Практика: Определение состава почвы на примере грунтового среза на
берегу Турьи. Как беречь почву? Определение почвенных животных.
Экскурсии: Глина и песок – основной природный строительный
материал (левый берег реки Турьи).
Раздел 9. Мой дом – моя крепость.
Теория: Коммуникации (водопровод, канализация, электричество) и их
назначение. Правила совместного общежития в многоквартирном доме.
Содержание общедомового имущества в чистоте и рабочем состоянии.
Практика: Как дом связан с остальным миром? Какие опасности могут
возникнуть на детской площадке?
Экскурсии: «Самолет и корабль в нашем дворе». Экскурсия на
водозаборную станцию и очистные сооружения.
Раздел 10. Мой город.
Теория: Исторические личности, связанные с городом. Звание
«Почетный гражданин ГО Карпинск». Памятные места города, связанные с
историей страны. Гора Голая как смотровая площадка. Введенский собор как
центр общественной жизни Богословска.
Практика: Викторина по краеведению.
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая, 2. Прогулка к Введенскому
собору, 3. Прогулка к церкви Казанской иконы Божией Матери. 4. Зал
развития города в краеведческом музее.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Анкетирование «Выявление уровня сформированности
экологической культуры обучающихся».
Содержание учебного плана 3-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Правила пожарной и электрической
безопасности.
Теория: Проведение инструктажей по технике противопожарной и
электрической безопасности, меры предосторожности во время проведения
массовых мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика: Тестирование. Тренировочное учение по действиям во время
пожара.
Раздел 2. Карпинск в годы войны.
Теория: Предприятия города и их продукция. Жители города –
защитники Отечества. Госпитали для военных. Спецпоселения в Карпинском
районе. Труженики тыла. Памятные места в городе, связанные с Великой
отечественной войной.
Практика: Поиск памятных мест на карте города. Викторина.
14

Экскурсии: 1. Экскурсия к памятнику умершим от ран в госпиталях 2.
Экскурсия к Вечному огню на площадь Славы. 3 Экскурсия в отдел
Воинской славы краеведческого музея.
Раздел 3. Домашние питомцы.
Теория: Кошки, основные породы, правила содержания. Собаки,
основные породы, правила содержания. Певчие птицы (канарейки,
попугайчики, амадины). Пресмыкающиеся (черепахи, хамелеоны, игуаны).
Земноводные (тритоны, лягушки). Грызуны (хомячки, кролики, шиншиллы).
Практика: Ведение дневника наблюдений, подбор материалов для
сообщений. Конкурс фотографий «Мой любимый питомец».
Экскурсии: Станция юных натуралистов (Краснотурьинск).
Раздел 4. Сад-огород.
Теория: Овощные и плодово-ягодные культуры. Понятие «сорт» в
растениеводстве. Декоративное цветоводство. Правила посадки, полива и
удобрения растений. Вредители растений и борьба с ними. Способы и
правила хранения урожая.
Практика: Проектирование участка сада (огорода). Конкурс
фотографий и рисунков.
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Тестирование.
Раздел 6. Аборигены Урала.
Теория: Манси – история, культура, традиции народа. Легенды и
сказания манси. Мансийские названия географических объектов. Уклад
жизни манси (охота, оленеводство, жилище и еда).
Практика: Игра-домино «Мансийские слова»
Экскурсии: Экскурсия в зал природы городского краеведческого музея.
Раздел 7. Поведение животных.
Теория: Спячка и оцепенение. Миграции животных. Территориальное
поведение. Брачное поведение. Строительство гнезда. Забота о потомстве.
Иерархия в группе.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма по теме.
Раздел 8. Наша планета.
Теория: Появление планеты Земля и её развитие. Появление жизни на
планете. Происхождение человека. Как человек получает информацию об
окружающем мире. Человек познает природу и самого себя.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Планета Земля».
Раздел 9. Взаимосвязь человека и природы.
15

Теория: Представления древних людей о взаимосвязи человека и
природы. Растения и животные – покровители рода. Природы и человек в
верованиях народов России. Архитекторы и инженеры учатся у природы.
Практика: Конкурс эскизов для изготовления личного амулета, оберега.
Экскурсия: 1. Экскурсия в библиотеку им. Попова. 2. Экскурсия в
Зимний сад ГДК.
Раздел 10. История города.
Теория: Исторические личности, связанные с городом. Звание
«Почетный гражданин ГО Карпинск». Памятные места города, связанные с
историей страны. Гора Голая как смотровая площадка. Введенский собор –
объект культурного наследия.
Практика: Викторина по краеведению.
Экскурсия: 1. Экскурсия на гору Голая. 2. Экскурсия к Введенскому
собору. 3. Экскурсия на Привокзальную сопку. 4. Зал развития города в
краеведческом музее. 5. Зал природы музея. 6. Выставочный зал музея.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов обучения за 3 года.
Практика: Тест «Уровень экологической культуры».
4. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в сентябре (Приложение 1)
Промежуточная аттестация проводится в декабре (Приложение 2);
Итоговая аттестация проводится в мае (Приложение 3).
Для проведения текущего контроля в течение учебного года
используются
различные
формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов: аналитический материал, грамота, готовая
работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио,
перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство
(сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по
результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих
отчётах и иных мероприятиях различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, опроса, выполнения творческих
заданий, участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.

16

Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
5. Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль.
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе
в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль.
1 год обучения:
Цель - формирование устойчивого интереса к изучению природы
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен
Получение
Образовательные
Тестирование
уровень развития первичной
Метапредметные
детей и их
информации о
способности
ребенке
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование, Обучающимися
Определение
Образовательные
походы, игры,
получены знания степени усвоения
Метапредметные
конкурсы,
по темам,
обучающимися
творческие
разделам
знаний по
задания
программы
программе
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование, У обучающихся Оценка качества
Образовательные
конкурсы,
сформировано
усвоения
Метапредметные
викторина,
осознанное
обучающимися
творческие
бережное
содержания
задания
отношение к
программы по
природе
итогам учебного
года
Текущий контроль
В течение учебного года
Личностные:
Наблюдение
У обучающихся Определение
Формирование
сформированы
степени усвоения
навыков
навыки
обучающимися
безопасного
безопасного
учебного
поведения в
поведения в
материала.
природе, бережного
природе,
Определение
отношения к
бережного
готовности детей к
природе и истории
отношения к
восприятию нового
родного края
природе и
материала.
17

Образовательные:
Стимулирование
интереса к
знакомству с
природными и
культурными
объектами родного
края
Метапредметные:
Формирование
позитивной
мотивации к
участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских
акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности

Викторина
Наблюдение

Акция
Конкурс
Поход
Экскурсия

истории родного
края
Обучающиеся
проявляют
интерес к
знакомству с
природными и
культурными
объектами
родного края
Обучающиеся
желают
участвовать в
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного дня,
волонтерских
акциях, у них
высока
познавательная,
творческая и
общественная
активность

Повышение
ответственности и
заинтересованност
и
воспитанников в
обучении.
Выявление
детей, отстающих и
опережающих
обучение. Подбор
наиболее
эффективных
методов и средств
обучения.

2 год обучения:
Цель - повышение познавательной и творческой активности
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен
Получение
Образовательные
Тестирование уровень развития информации об
Метапредметные
детей и их
уровне развития
способности
ребенка
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование, Обучающимися
Определение
Образовательные
походы, игры, получены знания степени усвоения
Метапредметные
конкурсы,
по темам,
обучающимися
творческие
разделам
знаний по
задания
программы
программе
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование, У обучающихся Оценка качества
Образовательные
конкурсы,
сформировано
усвоения
18

Метапредметные

викторина,
творческие
задания

Текущий контроль
Личностные:
Наблюдение
формирование
навыков
безопасного
поведения в
природе, бережного
отношения к
природе и истории
родного края;
Образовательные:
знакомство с
природными и
культурными
объектами родного
края;

Викторина
Наблюдение

Метапредметные:
формирование
позитивной
мотивации к
участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских
акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности у детей.

Акция
Конкурс
Поход
Экскурсия

осознанное
бережное
отношение к
природе

обучающимися
содержания
программы по
итогам учебного
года
В течение учебного года
У обучающихся Определение
сформированы
степени усвоения
навыки
обучающимися
безопасного
учебного
поведения в
материала.
природе,
Определение
бережного
готовности детей к
отношения к
восприятию нового
природе и
материала.
истории родного Повышение
края
ответственности и
заинтересованност
Обучающиеся
и
проявляют
воспитанников в
интерес к
обучении.
знакомству с
Выявление
природными и
детей, отстающих и
культурными
опережающих
объектами
обучение. Подбор
родного края
наиболее
Обучающиеся
эффективных
желают
методов и средств
участвовать в
обучения.
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного дня,
волонтерских
акциях, у них
высока
познавательная,
творческая и
общественная
активность

3 год обучения:
Цель - формирование компетенций коллективного взаимодействия
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
19

контроля

результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен
Образовательные
Тестирование уровень развития
Метапредметные
детей и их
способности
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование, Обучающимися
Образовательные
походы, игры, получены знания
Метапредметные
конкурсы,
по темам,
творческие
разделам
задания
программы
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование, У обучающихся
Образовательные
конкурсы,
сформировано
Метапредметные
викторина,
осознанное
творческие
бережное
задания
отношение к
природе
Текущий контроль
Личностные:
Наблюдение
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях;
Образовательные: Викторина
развитие навыков
Наблюдение
устанавливать и
выявлять причинноследственные связи
в окружающем
мире;
Метапредметные: Наблюдение
готовность слушать
собеседника и вести
диалог, признавать
возможность
существования

Получение
информации об
уровне развития
ребенка
Определение
степени усвоения
обучающимися
знаний по
программе

Оценка качества
усвоения
обучающимися
содержания
программы по
итогам учебного
года
В течение учебного года
сформируются
Определение
навыки
степени усвоения
сотрудничества
обучающимися
со взрослыми и
учебного
сверстниками в
материала.
разных
Определение
социальных
готовности детей к
ситуациях;
восприятию нового
получат развитие материала.
Повышение
навыки
устанавливать и ответственности и
заинтересованност
выявлять
и в обучении.
причинноВыявление
следственные
детей, отстающих и
связи в
опережающих
окружающем
обучение. Подбор
мире;
наиболее
сформируется
эффективных
готовность
методов и средств
слушать
обучения.
собеседника и
вести диалог,
признавать

20

различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою.

Учебный
год
20212022

Год
обучения
1 год

2 год

3 год

возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою.
Форма

входной
Тест «Основы знаний о природе»
промежуточный Тест «Я знаю многое о родном
крае»
итоговый
Анкета «Моя экологическая
культура»
входной
Анкета «Мой уровень развития
экологического сознания»
промежуточный Тест «Я узнал много нового о
природе»
итоговый
Тест «Я умею беречь природу»
входной
Тест «Я знаю многое об
окружающем мире»
промежуточный Тест «Я многое узнал о родном
крае»
итоговый
Тест «Мой уровень экологической
культуры»

Разделы
1 год

1

2

Оценочные материалы

Природа родного края

Охрана природы

6. Методические материалы
Методическое обеспечение
Презентации: Экскурсия на Большое
Княспинское озеро, Скалы Блины, Знатоки
птиц, Голоса птиц, География ГО Карпинск
Фильмы: Виртуальная экскурсия по городу
Карпинску, Палеонтология. Вести 24,
Горные породы и минералы, Бурундук, Россия
от края до края. Урал, Белая трясогузка, Бобры,
Ворон, Горностай гипнотизирует кролика,
Росомаха, Свиристели
Презентации: Воздействие человека на
природу, Ландшафты, Заповедник Денежкин
Камень, Красная книга, ООПТ, Памятники
природы, ТКО
Фильмы: Воздействие человека на природу,
Висимский заповедник. Медведь Ферапонт.
21

3

Лес и его жизнь

4
5

Мы знаем, мы умеем
Зелёная аптека

6

Дикие и домашние
животные

7

Вода – источник жизни

8

Мой дом

9

Мой город

Висимский заповедник, Денежкин Камень.
Зимний учёт, Белки-летяги, Гребенчатый
тритон, За северным оленем и тундряной
куропаткой, Красная книга. О. Газманов,
Мужик и выдра – лучшие друзья, Сибирский
таймень, Суровые будни оляпки, Бажовские
места. Тальков Камень, Парк Оленьи ручьи (3
части), Природный парк Река Чусовая,
Экологические организации мира
Презентации: История лесного хозяйства,
Фильмы: Правила поведения на природе, или
пять лесных заповедей, Как волки меняют реки
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Презентации: Лекарственные растения
Презентации: Анималотерапия, Следы
животных
Фильмы: Черноморская плантация мидий и
устриц, Одомашнивание лося (2 части)
Презентации: Загрязнение мирового океана,
Вода России, Свойства воды
Фильмы: Странная рыба, Дом, Я могу, Город,
Регион, Я и вода
Презентации: Домашние животные
Презентации: Введенский собор, Казанская
церковь, История Богословска, Зимний сад
Улицы Карпинска, Хлопкопрядильная фабрика
Фильмы: Открытие ООО «Дуниты Северного
Урала»

2 год
10 Природа родного края

11 Охрана природы

12 Лес и его жизнь

Презентации: Экскурсия на Скалы Блины,
Растения на территории Станции
Фильмы: Горы – наше достояние, Княспинский
кордон с высоты птичьего полёта, Скалы
Блины
Презентации: Опасные отходы, Редкие виды
растений и животных
Фильмы: Как мусор уничтожил мир,
Переосмысливая прогресс – экономика
будущего, Свинка Пеппа. Переработка, Страна
Ози Бу. Спасем природу!, Фиксики. Бумага,
Фиксики. Батарейки,
Презентации: Редкие грибы
Фильмы: Сообщество леса, Сообщество луга,
Анимация роста дерева
22

13 Мы знаем, мы умеем
14 Кладовая природы
15 Насекомые вокруг нас
16 Почва и её обитатели
17 Мой дом – моя
крепость
18
Мой город
19
20
21
22
23

24
25
26
27

Тест «Я узнал много нового о природе»
Фильм «Народные промыслы»
Презентации: Мир бабочек, Полезные
насекомые
Презентации: Почвообразование
Презентации: Коммуникации в доме
Презентации: Быткомбинат Кристалл, История
появления Карпинска, Красный горняк

3 год
Карпинск в годы войны
Домашние питомцы
Сад-огород
Мы знаем, мы умеем

Презентации: Карпинск в годы ВОВ
Презентации: Породы кошек, Породы собак
Презентации: Культурные растения
Тест «Я многое узнал о родном крае»
Презентации: Мансийские названия
Аборигены Урала
Фильм «Гора самоцветов – Пумасипа»
Игра-домино «Мансийские слова»
Поведение животных
Фильм Миграции животных, Спячка животных
Наша планета
Фильм «Планета Земля»
Взаимосвязь человека и Фильм «Взаимосвязь человека и природы»
природы
Презентации: Выдающиеся люди города,
История города
Известные люди в Богословске, Карпинские

7. Обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы для хранения
учебных и наглядных пособий.
Специальные условия обучения:
Кадры, владеющие педагогическими технологиями, учебные пособия,
дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, которые
позволяют детям с ОВЗ усваивать образовательную программу.
Учебные пособия:
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск,
1984.
2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы.
Очерки
истории
открытия
и
изучения
природы
Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
1. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала:
Справочник-определитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007. –
128 с.
23

2. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во.
1985. – 160 с.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое
воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М.
Скребцова. – 2-е изд. – М. : Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
4. Мухин В. А., Котиранта Х., Ушакова Н. В., Ширяев А. Г., Фролов И. В.
Грибы Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург:
Издательство «Сократ», 2007. – 200с.
5. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по
Свердловской области. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
6. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как
объекты экологического туризма / авторы-составители Новопашин С. А.,
Захарова И. Ю. – Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2006. – 160 с.
7. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
– 222 с.
8. Ябс А. П. Памятник природы «Старые культуры кедра». – Карпинск,
2014. – 26 с.
9. Ябс А. П. Методики определения таксационных показателей древостоя
и жизненной устойчивости деревьев.
Эстетическая оценка дерева. –
Карпинск, 2016. – 8 с.
10. Янцер О. В. Методы полевых исследований гидрологических
объектов. – Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 32 с.
Наглядные материалы:
11. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
12. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987
(испр. и доп. в 2015 г.)
13. Карта города Карпинска. – 1 : 10 000. – Екатеринбург: ФГУП
«Уралаэрогеодезия», 2010 (испр. и доп. в 2016 г.)
14. Плакаты
Дидактические материалы:
18. Раздаточный материал (бланки тестов, анкет)
Снаряжение и оборудование:
Рулетка 10 м (1 шт.), планшет (2 шт.), мерная лента (1 шт.),
канцелярские товары.
Электронные образовательные ресурсы:
19. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/
20. Всероссийский онлайн-урок http://берегиводу.рф/
21. Карпинский краеведческий музей http://karpinskmuseum.ru/
Прочее:
22. Шляева Г.К, Ябс А.П. Программы экскурсий к горе Липовой, к скалам
Блины, на Большое Княспинское озеро, по реке Какве, в посёлок Кытлым.
24

8. Список литературы
1. Огоновская И. С. Азбука исследователя: Методические рекомендации
по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной
деятельности учащихся (социально-гуманитарное направление) / Серия
«СОКРАТ: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив.
Технологии» / под ред. И. С. Огоновской. Вып. 1. – Екатеринбург: Сократ,
2008. – 104 с.
2. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические
основы организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.:
И. В. Жижина, И. В. Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
– 88 с.
3. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного
образования. Методическое пособие. / Автор-составитель Б.А. Прусс. Отв. за
выпуск И.Н. Шинкаренко – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»,
2018. – 44 с.
4. Методические рекомендации по организации дополнительного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью / Е. В. Кулакова, Е. И. Адамян, Е. Б. Колосова; отв. за выпуск
М. А. Симонова – Москва : РУДН, 2019. – 40 с.

25

9. Приложения
Приложение 1.
Входной контроль (1 год)
Тест «Основы знаний о природе»
Выбери один правильный ответ
1. К живой природе относится:
а) клен;
б) воздух;
в) тепло;
г) камень.
2. К неживой природе относится:
а) гриб;
б) дуб;
в) дождевой червь;
г) свет.
3. К свойствам живых организмов относится:
а) питание;
б) плавление;
в) растворение;
г) ржавление.
4. Компонентами живой природы являются:
а) растения и воздух;
б) животные, грибы, бактерии, вода;
в) растения, животные, грибы, бактерии;
г) вода, воздух, почва
5. Наука, изучающая живые объекты:
а) экология;
б) биология;
в) география;
г) история.
6. Атмосфера – это:
а) водная оболочка;
б) воздушная оболочка;
в) твердая оболочка;
г) световая оболочка.
7. Наука о живом – это:
а) физика;
б) биология;
в) химия;
26

г) география
8. Яблоня относится к царству:
а) животных;
б) бактерий;
в) растений;
г) грибов
Ключ

1-а

2-г

3-а

4-в

5-б

6-б

7-б

8-в

Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
7-8 высокий уровень
Входной контроль (2 год)
Анкета «Мой уровень развития экологического сознания»
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и
подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет. Если ты согласен,
поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке
рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь
высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3 или –
4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и
«неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое
личное мнение. Спасибо тебе заранее!
1. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
2. За новогодней ёлкой лучше сходить в лес, потому что там можно
выбрать самую пушистую.
3. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
4. Торговля животными, занесёнными в Красную книгу, – неплохой
способ заработать деньги.
5. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.

27

6. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой
кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы
воды в мире.
7. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных
и зимующих птиц.
Бланк ответов
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

Обработка результатов
Результаты получают путём сложения баллов. В ответах на вопросы №№ 3, 7
знак не меняется, а в остальных ответах - знак меняется на
противоположный.
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка
вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство
жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить
водоёмы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И
уж точно подберёт и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы
(совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности
ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток
заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые
принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы
воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от
него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет
вместе с одноклассниками участие в субботнике, но если есть возможность
отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – собственное
мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он
предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им
мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во
дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует,
если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и
бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа
воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка
к лесу, животным, водоёмам продиктовано потребностью в собственном
комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить
боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто
проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».

28

Входной контроль (3 год)
Тест «Я знаю многое об окружающем мире»
Выбери один правильный ответ
1. Какие насекомые не образуют колонии:
а) осы;
б) муравьи;
в) пчёлы;
г) стрекозы.
2. В каком веке был построен Введенский собор?
а) 17;
б) 18;
в) 19;
г) 20.
3. От какого дерева получают бересту?
а) липа;
б) береза;
в) осина;
г) ольха.
4. С какой стадии начинается развитие бабочек?
а) куколка;
б) гусеницы;
в) имаго;
г) яйцо.
5. Кто из этих лиц был награждён знаком «Почётный гражданин
городского округа Карпинск»?
а) Николай Кузьмин;
б) Максим Походяшин;
в) Александр Попов;
г) Василий Вахрушев.
6. Как называется самая высокая точка на территории города
Карпинска?
а) Привокзальная сопка;
б) гора Голая;
в) гора Липовая;
г) Май-гора.
7. Какой продукт пчёлы не производят?
а) прополис;
б) мёд;
в) воск;
29

г) мумиё.
8. В какое время согласно закону о тишине в выходные дни не следует
проводить ремонтные работы в доме?
а) с 18 до 11 часов;
б) с 20 до 10 часов;
в) с 22 до 8 часов;
г) с 21 до 9 часов.
Ключ

1-г

2-б

3-б

4-г

5-а

6-б

7-г

8-а

Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
7-8 высокий уровень
Приложение 2
Промежуточный контроль (1 год)
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Выбери один правильный ответ
1. Какое животное изображено на гербе Свердловской области?
а) бобр;
б) орёл;
в) соболь;
г) лось.
2. Как называется самая высокая горная вершина Свердловской области?
а) Денежкин Камень;
б) Конжаковский Камень;
в) Серебрянский Камень;
г) Эверест.
3. Какое растение тайги выше остальных?
а) ольха;
б) черемуха;
в) яблоня;
г) лиственница.
4. Какой посёлок городского округа Карпинск был ликвидирован в 2020
году?
а) Кытлым;
б) Каквинские Печи;
в) Новая Княсьпа;
г) Веселовка.
30

5. В каком веке были высажены кедры и лиственницы рядом со зданием
Богословской больницы?
а) 18;
б) 19;
в) 20;
г) 21.
6. Какой городской округ не граничит с городским округом Карпинск?
а) Ивдельский;
б) Волчанский;
в) Краснотурьинский;
г) Новолялинский.
7. Какое растение не является редким и не внесено в Красную книгу
Свердловской области?
а) ирис сибирский;
б) калипсо луковичная;
в) пион уклоняющийся;
г) гвоздика пышная.
8. Какое животное не является редким и не включено в Красную книгу
Свердловской области?
а) рысь;
б) речная выдра;
в) европейская норка;
г) летяга.
Ключ

1-в

2-в

3-г

4-б

5-б

6-а

7-г

8-а

Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
7-8 высокий уровень
Промежуточный контроль (2 год)
Тест «Я узнал много нового о природе»
Выбери один правильный ответ
1. Какое растение не произрастает на территории Станции туризма и
экскурсий «Конжак»?
а) пихта;
б) лиственница;
в) черемуха;
г) яблоня.
2. Какая река не протекает по территории городского округа Карпинск?
31

а) Турья;
б) Каква;
в) Лобва;
г) Сосьва.
3. Какая птица является оседлой?
а) деревенская ласточка;
б) скворец;
в) снегирь;
г) белая трясогузка.
4. Какой элемент отсутствует в гербе городского округа Карпинск?
а) синий орёл;
б) чёрно-золотой камень;
в) скрещенные кирки;
г) шишки кедра.
5. В какое море впадает после долгого путешествия река Турья?
а) Карское;
б) Лаптевых;
в) Балтийское;
г) Чёрное.
6. Какой народ населял Северный Урал до прихода русских?
а) татары;
б) манси;
в) марийцы;
г) чуваши.
7. Какое животное не относится к копытным?
а) лось;
б) кабан;
в) северный олень;
г) бобр.
8. Как правильно утилизировать отработавшие свой срок батарейки?
а) закопать в почву;
б) поместить в контейнер для твёрдых коммунальных отходов;
в) поместить в контейнер для опасных отходов;
г) бросить в ведро для мусора.
Ключ

1-а

2-г

3-в

4-г

Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
7-8 высокий уровень
32

5-а

6-б

7-б

8-в

Промежуточный контроль (3 год)
Тест «Я многое узнал о родном крае»
Выбери один правильный ответ
1. Черепаха относится к классу:
а) земноводных;
б) пресмыкающихся;
в) млекопитающих;
г) рыб.
2. В каком году был образован город Карпинск?
а) 1940;
б) 1941;
в) 1945;
г) 1951.
3. Как называется площадь, на которой горит Вечный огонь?
а) площадь им. Вахрушева;
б) площадь Победы;
в) площадь Доблести;
г) площадь Славы.
4. Какое растение не относится к плодово-ягодным?
а) облепиха;
б) жимолость;
в) кабачок;
г) малина.
5. Какая порода собак не является комнатно-декоративной?
а) такса;
б) пудель;
в) чихуахуа;
г) пекинес.
6. Какое учреждение находится в здании, где в годы Великой
отечественной войны располагался эвакогоспиталь для раненых бойцов?
а) детский сад;
б) школа;
в) ДООЦ;
г) музей.
7. Какое животное питается преимущественно тлёй?
а) божья коровка;
б) муравей;
в) пчела;
г) улитка.
33

8. К какому классу животных относится тритон?
а) земноводных;
б) пресмыкающихся;
в) млекопитающих;
г) рыб.
Ключ

1-б

2-б

3-г

4-в

5-а

6-б

7-а

8-а

Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
7-8 высокий уровень
Приложение 3
Итоговый контроль (1 год)
Анкета «Моя экологическая культура»
Ребятам предлагается прочитать утверждения, поставив напротив
каждого из них соответствующий ответ: да, нет, не знаю.
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу
человеку.
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это
огорчит.
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
4. Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить.
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнёздах,
вспугнёшь животных.
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не
закончатся.
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна
жизнь на Земле.
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
9. Природа – это окружающая среда.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 бал, неправильный – 0
баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по
шкале:
1–4 баллов (низкий уровень). Незнание экологических взаимосвязей и
взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своё
поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических
знаний и культуры.
5–7 баллов (средний уровень). Недостаточное знание экологических
взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и
выполняют правила в природе. Экологические знания и культура
сформированы на среднем уровне.
8–9 баллов (высокий уровень). Знание взаимосвязей и
взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями
34

животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и
выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и
элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.
Итоговый контроль (2 год)
Тест «Я умею беречь природу»
Ребята отвечают на вопросы, обводя один из вариантов ответа, затем
подсчитывают общее количество баллов. По общей сумме баллов
определяется отношение к природе.
1. Ты нашел на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты
поступишь?
A) полюбуюсь им
Б) засушу для школы
B) осторожно срежу и поставлю в воду
2. Ты нашёл гнездо с птицами, что ты сделаешь?
A) покормишь птенцов
Б) позову ребят, чтобы посмотрели
B) буду наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
A) пойду, но буду собирать очень осторожно
Б) не пойду
B) сначала расспрошу об этом педагога
4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как
бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
A) взял бы с собой в город, чтобы сдать
Б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился
B) закопал бы в землю
5. Как ты оцениваешь свои знания по охране природы?
A) почти все знаю и природу охраняю
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
B) я люблю природу, но мало что знаю о ней
Ключ
А
Б
В

1
1
3
5

2
3
5
1

3
5
3
1

4
3
5
1

5
1
3
5

Результаты:
5-11 баллов (высокий уровень). Если бы все были такими, как ты, то не
страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только
много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное - не
останавливайся, стремись узнать больше.

35

12-18 баллов (средний уровень). Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе
и хотел бы ей помочь, но твои знания не полные, и ты сам того не желая,
можешь причинить ей вред. Больше читай о природе и изучай её.
19-25 баллов (низкий уровень). Ты, наверное, любишь природу, но пока
мало знаешь о ней. Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений и
животных.
Итоговый контроль (3 год)
Тест «Мой уровень экологической культуры»
1. Считаете ли Вы необходимым окружать себя, свое жилище
растениями и животными:
A) нет
Б) если есть возможность
B) да, даже если это почти не возможно
2. При использовании воды в бытовых целях вы:
A) используете краны на полную мощность
Б) делаете набор минимальным
B) используете ёмкость соответствующего объёма
3. Сортируете, ли вы бытовые отходы с последующей утилизацией:
А) нет
Б) на пищевые отходы и другие
В) на пищевые, упаковочные материалы и химические отходы
4. Если у Вас есть машина, то моете ее чаще всего:
А) в любом водоеме или на природе
Б) рядом с гаражом или домом
В) в специально отведенных местах
5. После пикника на природе:
A) оставляете мусор на месте отдыха
Б) собираете в специально отведенные места
B) забираете с собой с последующей утилизацией
6. Если вам необходимо разжечь костер на природе:
A) делаете это, как придется
Б) предпринимаете меры противопожарной безопасности
B) аккуратно убираете дерн и кладете его обратно перед уходом
7. Бывая на природе, собираете лекарственные травы, грибы, ягоды:
А) как можно больше, даже, если в этом нет необходимости
Б) по мере необходимости
В) ничего не собираете, покупая, если необходимо в аптеке, магазине
Ключ
А
Б
В

1-7
0
1
2

Результаты теста:
0-5 низкий уровень
5-10 средний уровень
10-14 высокий уровень

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».