Адаптированная общеразвивающая программа Юный исследователь 1 год

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «14» июня 2022 г.
Протокол № 4

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438,
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU, st=Свердловская область, l=город
Карпинск, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
"КОНЖАК", givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова
Наталья Викторовна

Приказ № _168__
«_23_» _июня_ 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный исследователь»
2022 г. – 2023 г.
Возраст обучающихся 10−15 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень программы: – базовый
Статус программы: адаптированная

Автор: Ябс Алексей Павлович,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак»,

высшей квалификационной категории
г. Карпинск 2022
1

Содержание
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2. Учебный план
3. Содержание учебного плана
4. Рабочая программа воспитания и план воспитательной
работы
4. Формы аттестации
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Обеспечение программы
8. Список литературы
9. Приложения

2

3
5
6
8
17
17
19
20
21
22

КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Юный исследователь» (далее – Программа)
составлена и разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 № 678-р;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
− Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
−
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак».
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается
в том, что она нацелена на интеграцию в обществе детей с особыми
образовательными потребностями. Программа закладывает у детей основы
экологической культуры; способствует повышению социальной адаптации,
воспитанию доброжелательности к окружающим людям и к природе,
культуры общения, эмоциональной отзывчивости; формированию мотивов к
конструктивному взаимодействию и сотрудничеству в образовательном
пространстве учреждения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка
психического развития) наблюдаются следующие затруднения в учебной
3

деятельности: низкий уровень развития восприятия, внимание неустойчивое,
рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую,
память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной,
снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность программы определяется тем, что сознательно
организованное образовательное пространство, специализированные
методы обучения детей с ОВЗ позволяют активизировать и реализовать
их сохранный познавательный и личностный потенциал, а также
сгладить проявление первичного нарушения здоровья. Реализация
особых образовательных потребностей является единственным путем
преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение
здоровья, тем более что зачастую само нарушение здоровья не может
быть устранено никакими медицинскими способами.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ в том, что
обучение детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР),
происходит без принуждения, а образовательная деятельность строится на
интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Занятия расширяют
познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную
жизнь,
делают
доступными
элементы
творчества,
развивают
интеллектуально и эстетически, укрепляют физическое и психическое
здоровье. Через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий дети поверят в свои возможности, испытают
чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим
желание учиться.
Цель программы: формирование осознанного бережного отношения к
природе и культуре родного края.
Цель 1-го года обучения: формирование устойчивого интереса к
изучению природы.
Задачи 1-го года обучения:
Личностные: формирование навыков безопасного поведения в природе,
бережного отношения к природе и истории родного края;
Образовательные: знакомство с природными и культурными объектами
родного края;
Метапредметные: формирование позитивной мотивации к участию в
конкурсах, экскурсиях, походах выходного дня, волонтерских акциях,
совершенствование познавательной, творческой и общественной активности
у детей.
Год обучения/
срок освоения
1 год обучения

Режим занятий/
продолжительность
2/45 мин.

Количество
часов в неделю
4

Количество
учебных недель
37

Итого часов в
год
148

Возраст детей, участвующих реализации программы, 10–15 лет.
Срок реализации программы 3 года. Общее количество учебных часов
444.
4

Форма обучения – групповая.
Формы занятий: анкета, беседа, диагностический тест, игра, конкурс,
практическое занятие, презентация, экологическая акция, экскурсия.
Планируемые результаты.
1-й год обучения:
Личностные: сформируются навыки безопасного поведения в природе,
бережного отношения к природе и истории родного края;
Образовательные: обучающиеся познакомятся с природными и
культурными объектами родного края;
Метапредметные: сформируется позитивная мотивация к участию в
конкурсах, экскурсиях, походах выходного дня, волонтерских акциях, у
детей усилится познавательная, творческая и общественная активность.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2. Учебный план
Учебный план первого года обучения
2022-2023 учебный год
№
Название раздела
п/п
1 Вводное занятие.
Презентация
образовательной
программы.
Правила пожарной
и электрической
безопасности.
2 Природа родного
края
3 Охрана природы
4 Лес и его жизнь
5 Мы знаем, мы
умеем
6 Зелёная аптека
7 Дикие и домашние
животные
8 Вода – источник
жизни
9 Мой дом
10 Мой город
11

Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1

Формы текущего контроля
Презентация
Тест
Тренировочное учение

22

21

1

28
16
2

12
10
0

16
6
2

Фронтальный опрос
Творческая работа
Экологическая акция, Конкурс
Конкурс
Тестирование

10

10

0

Игра

18

14

4

Конкурс, игра

16

14

2

Конкурс

14

11

3

Викторина, акция

18

8

10

Викторина

2

0

2

Тестирование

148

101

47

По программе первого года обучения предусмотрены
практикоориентированные формы:
Формы
Количество
5

часов

Практические занятия
17
37
Экскурсии
7
10
3. Содержание учебного плана 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Презентация образовательной программы.
Правила пожарной и электрической безопасности.
Теория: Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с
планом работы на учебный год. Что такое исследование, его значение в
современном мире. Проведение инструктажей по технике противопожарной
и электрической безопасности, меры предосторожности во время проведения
массовых мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Тестирование
Раздел 2. Природа родного края.
Теория: Физико-географическая характеристика Свердловской области.
Символика Свердловской области. Горы, горные породы и минералы. Реки и
озёра. Животный мир. Деревья, кустарники и травянистые растения леса,
разнообразие травянистых растений луга. Примечательные природные
объекты и их значение для области. Просмотр и обсуждение фильма
«Виртуальная прогулка по городу Карпинску».
Практика: Нахождение своей местности на карте России, Свердловской
области. Рисование флага Свердловской области. Творческая работа по теме.
Раздел 3. Охрана природы.
Теория: Воздействие человека на природу. Значение охраны природы.
Природоохранные организации и их задачи. Проблема ТКО (твёрдых
коммунальных отходов). Особо охраняемые природные территории, цель
организации ООПТ. Заповедники и природные парки Свердловской области.
Памятники природы: типы памятников природы и их местонахождение на
территории ГО Карпинск. Исследовательская деятельность как одна из форм
охраны природы. Животные Красной книги Свердловской области. Угрозы и
охрана.
Практика: Прогулка в лес и на привокзальную сопку с целью
закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков
наблюдательности. Работа с источниками информации, подбор материалов
для сообщений. Решение кроссвордов.
Экскурсии: Экскурсия на территорию памятника природы «Старые
культуры кедра и лиственницы».
Раздел 4. Лес и его жизнь.
6

Теория: Краткий обзор истории развития лесоводства. Хозяйственное
значение леса. Лес в творчестве писателей и художников. Понятие о лесе и
лесных насаждениях. Типы лесов, их типичные обитатели. Основные
отличия леса от других растительных сообществ. Обитатели леса. Работники
леса.
Практика: Прогулка в лес для определения типов леса по
растительному сообществу. Определение высоты деревьев, высоты
прикрепления и сомкнутости крон, измерение длины окружности ствола,
расстояния между деревьями, вычисление диаметра ствола. Просмотр
фильма о лесном сообществе. Участие в конкурсах экологической
направленности. Встреча с работниками лесничества.
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Викторина. Тест.
Раздел 6. Зелёная аптека.
Теория: Лекарственные растения и их применение. Правила сбора
лекарственных растений. Съедобные ягоды и грибы, знакомство с правилами
сбора грибов и ягод. Исследовательская деятельность. Проектная
деятельность.
Практика: Правила сбора лекарственных растений. Запись рецептов и
изготовление отваров из лекарственных трав. Работа с изображениями
лекарственных растений и литературой. Игра «Съедобный – несъедобный».
Раздел 7. Дикие и домашние животные.
Теория: Дикие животные и следы их жизнедеятельности. Пернатые
жители леса и города. Домашние питомцы. Содержание и уход.
Анималотерапия. Какие животные лечат человека? Значение для города
приюта животных «Лапа помощи».
Практика: Экологические игры «Цепь питания», «Найди своего
детеныша», «Ноев ковчег». Составление схемы «Млекопитающие - важное
звено в цепи питания». Разгадывание загадок. Чтение рассказов, сказок,
загадок. Конкурс рисунков. Викторина. Кормушки для птиц своими руками.
Чтение следов на снегу.
Раздел 8. Вода – источник жизни.
Теория: Физические и химические свойства воды. Вода в жизни
растений и животных. Обитатели водоёмов. Аквариумные рыбы. Вода и
здоровье человека. Нецентрализованные источники водоснабжения. Как
беречь водные ресурсы? Как экономить воду?
Практика: Эксперимент «Доля питьевой воды в общем количестве
воды на Земле». Занятие «Физические и химические свойства воды: вкус,
запах, прозрачность, агрегатные состояния, вода-растворитель, жёсткость,
7

кислотность». Викторина «Береги воду». Конкурс рисунков и коллажей
«Вода, вода, кругом вода»
Экскурсии: Экскурсия к скважине «Богословская».
Раздел 9. Мой дом.
Теория: Дом, где мы живем. Деревья и птицы нашего двора. Комнатные
растения в квартире, в классе. Родословная семьи. Семейные традиции.
Государственные праздники России.
Практика: Уход и наблюдение за комнатными растениями. Составление
генеалогического древа семьи.
Экскурсии: Экскурсия в зимний сад ГДК.
Раздел 10. Мой город.
Теория: Манси – коренное население Урала. О чем говорят названия
улиц. Почётные граждане Карпинска. Памятные места города. Предприятия
города. Водонапорная башня – символ города. Введенский собор – памятник
архитектуры. Казанская церковь и некрополь. Деревья и кустарники,
используемые для озеленения города. Городская площадь.
Практика: Конкурс рисунков «Символы города». Викторина по
краеведению.
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая, 2. Прогулка к Введенскому
собору, 3. Прогулка к церкви Казанской иконы Божией Матери, 4. Экскурсия
на городскую площадь.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Анкетирование «Выявление уровня сформированности
экологической культуры обучающихся».

Рабочая программа воспитания и план воспитательной
работы.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям
и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
8

 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического
наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях
этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов
России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др.
народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому
образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к
творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
9

Активная форма
организации деятельности
обзор научно-популярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, дискуссии.

общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, Дни именинников,
прогулки, посещение концертов,
театров; встречи друзей, поездки и
т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
10

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России

11

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,

Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
12

социально-опасных
явлений

праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, прио
бщение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Мероприятие

Задачи работы по
данному направлению
Формирование
гражданской и правовой
направленности личности,
активной жизненной
позиции;
Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и
уважения к традициям
Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека.

День защитника
Отечества
Международный
женский день
Всероссийский день
единых действий в
память о геноциде
советского народа
(просмотр фильма)
День Победы. Участие
в акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы».

Родительское собрание.
Духовнонравственное (нр
авственноУчастие в
эстетическое
мероприятиях,
воспитание,
посвященных Дню
семейное
пожилого человека.
воспитание)
День открытых дверей
МАУ ДО СТиЭ
"Конжак"
Поздравление
педагогов,
посвященное дню

Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества,
таким, как патриотизм,
социальная солидарность,
гражданственность, семья,
здоровье, труд и
творчество, наука,
традиционные религии
России, искусство, природа,
человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.

13

Сроки
проведения

Ноябрь 2022
Февраль 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023

Сентябрь 2022
Сентябрь 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Ноябрь 2022

учителя «Дорогой
педагог»

Воспитание человека,
способного к принятию
ответственных решений и к
Праздник «День
проявлению нравственного
Матери в России»
поведения в любых
жизненных ситуациях.
10 000 добрых дел
Воспитание нравственной
культуры, основанной на
Новогодний конкурс
самоопределении и
"Турист года" для детей самосовершенствовании.
достигших успехов в
Воспитание доброты,
естественнонаучной и чуткости, сострадания,
туристско заботы и милосердия.
краеведческой
Создание единой
деятельности в 2022
воспитывающей среды, в
году.
которой развивается
личность ребенка,
Всероссийская акция
приобщение родителей к
«Защитим Ветеранов» целенаправленному
процессу воспитательной
Участие в городском
работы образовательного
мероприятии проводы учреждения.
масленицы
Включение родителей в
«Собирайся, детвора, разнообразные сферы
масленица к нам
жизнедеятельности
пришла»
образовательного
учреждения.
Экскурсия
Повышение психолого –
«Конжаковское горное педагогической культуры
кольцо»
родителей.

Декабрь 2022
Декабрь 2022
Февраль 2023
Март 2023

Апрель 2023
Май 2023

Июнь 2023

«Международный день
семьи»

Здоровьесберега
ющее
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельнос
ти)

Экскурсия «Дорогой
Походяшина»
Неделя безопасности:
- презентация «Правила
безопасного поведения
на дорогах»;
- просмотр
видеороликов по
антитеррористической
безопасности;
- беседа о пожарной
безопасности.

Формирование и развитие
знаний, установок,
личностных ориентиров и
норм здорового и
безопасного образа жизни с
целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и
социального здоровья
обучающихся как одной из
ценностных составляющих
Профилактическая
личности обучающегося.
беседа «Терроризм –
Формирование у учащихся
зло против
сознательного и
человечества»
ответственного отношения
к личной безопасности и
14

Сентябрь 2022

Сентябрь 2022
Сентябрь 2022

Всероссийский урок
«Экология и
энергосбережение»
Городские
соревнования по
спортивному
ориентированию
Всемирный день
борьбы со СПИДом

безопасности окружающих,
усвоение ими знаний и
умений распознавать и
оценивать опасные
ситуации, определять
способы защиты от них,
оказывать само- и
взаимопомощь.
Способствовать
преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами
физической культуры и
занятием спортом.

Октябрь 2022

Октябрь 2022
Ноябрь 2022
1 декабря 2022
Май 2023

Экскурсии и походы
Июнь 2023

Общеинтеллекту
альное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

Муниципальный этап
областной
экологической кейсигры для детей
младшего школьного
возраста GreenTeam»

Активная практическая и
мыслительная
деятельность.
Формирование потребности
к изучению, создание
положительной
эмоциональной атмосферы
обучения, способствующей
оптимальному напряжению
умственных и физических
сил учащихся.
Формирование интереса
к исследовательской и
проектной деятельности,
научной работе.
Выявление и развитие
природных задатков и
способностей
обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его
потребности в
самосовершенствовании,
самореализации и
саморазвитии.

15

2022-2023
уч.год
Февраль 2023

Апрель 2023

Социальное нап
равление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)

Профилактика
правонарушени
й, социальноопасных
явлений

Единый урок «Мы –
Россияне!»,
посвященный Дню
Конституции РФ

Формирование готовности
обучающихся к выбору
направления своей
профессиональной
деятельности в
Ежегодная
соответствии с личными
общероссийская
интересами,
добровольческая акция индивидуальными
«Весенняя неделя
особенностями и
добра» (субботник)
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование
экологической культуры.
Формирование
общественных мотивов
трудовой деятельности как
наиболее ценных и
значимых, устойчивых
убеждений в
необходимости труда на
пользу обществу.
Воспитание личности с
активной жизненной
позицией, готовой к
принятию ответственности
за свои решения и
полученный результат,
стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и
самовыражению.
Единый урок
Совершенствование
информационной
правовой культуры и
безопасности.
правосознания
Всероссийский урок
обучающихся, привитие
безопасности в сети
осознанного стремления к
Интернет
правомерному поведению.
Организация работы по
Проведение занятий с предупреждению и
обучающимися с целью профилактике
ознакомления их с
асоциального поведения
личными правами и
обучающихся.
обязанностями.
Организация мероприятий
по профилактике
правонарушений,
Беседы с элементами
табакокурения,
дискуссии:
наркомании, токсикомании,
«Как благодарить за
алкоголизма.
помощь»
«Что такое подарок?»
«Коррупция
порождения зла!»
16

Апрель 2023

Октябрь 2022
Ноябрь 2022 г.

2022-2023 уч.
год

4. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в сентябре (Приложение 1)
Промежуточная аттестация проводится в декабре (Приложение 2);
Итоговая аттестация проводится в мае (Приложение 3).
Для проведения текущего контроля в течение учебного года
используются
различные
формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов: аналитический материал, грамота, готовая
работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио,
перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство
(сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по
результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих
отчётах и иных мероприятиях различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, опроса, выполнения творческих
заданий, участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
5. Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль.
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе
в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль.
1 год обучения:
Цель - формирование устойчивого интереса к изучению природы
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен
Получение
Образовательные
Тестирование
уровень развития первичной
Метапредметные
детей и их
информации о
способности
ребенке
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование, Обучающимися
Определение
Образовательные
походы, игры,
получены знания степени усвоения
17

Метапредметные

конкурсы,
творческие
задания

Итоговый контроль
Личностные
Тестирование,
Образовательные
конкурсы,
Метапредметные
викторина,
творческие
задания
Текущий контроль
Личностные:
Наблюдение
Формирование
навыков
безопасного
поведения в
природе, бережного
отношения к
природе и истории
родного края
Образовательные:
Стимулирование
интереса к
знакомству с
природными и
культурными
объектами родного
края
Метапредметные:
Формирование
позитивной
мотивации к
участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских
акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и

Викторина
Наблюдение

Акция
Конкурс
Поход
Экскурсия

по темам,
разделам
программы
Дата: май
У обучающихся
сформировано
осознанное
бережное
отношение к
природе

обучающимися
знаний по
программе

Оценка качества
усвоения
обучающимися
содержания
программы по
итогам учебного
года
В течение учебного года
У обучающихся Определение
сформированы
степени усвоения
навыки
обучающимися
безопасного
учебного
поведения в
материала.
природе,
Определение
бережного
готовности детей к
отношения к
восприятию нового
природе и
материала.
истории родного Повышение
края
ответственности и
заинтересованност
Обучающиеся
и
проявляют
воспитанников в
интерес к
обучении.
знакомству с
Выявление
природными и
детей, отстающих и
культурными
опережающих
объектами
обучение. Подбор
родного края
наиболее
Обучающиеся
эффективных
желают
методов и средств
участвовать в
обучения.
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного дня,
волонтерских
акциях, у них
высока
познавательная,
творческая и
общественная
18

общественной
активности

активность

Учебный Год
Форма
год
обучения
20221 год
входной
2023
промежуточный
итоговый

Разделы
1 год

1

2

Природа родного края

Охрана природы

3

Лес и его жизнь

4
5
6

Мы знаем, мы умеем
Зелёная аптека
Дикие и домашние

Оценочные материалы
Тест «Основы знаний о природе»
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Анкета «Моя экологическая
культура»

6. Методические материалы
Методическое обеспечение
Презентации: Экскурсия на Большое
Княспинское озеро, Скалы Блины, Знатоки
птиц, Голоса птиц, География ГО Карпинск
Фильмы: Виртуальная экскурсия по городу
Карпинску, Палеонтология. Вести 24,
Горные породы и минералы, Бурундук, Россия
от края до края. Урал, Белая трясогузка, Бобры,
Ворон, Горностай гипнотизирует кролика,
Росомаха, Свиристели
Презентации: Воздействие человека на
природу, Ландшафты, Заповедник Денежкин
Камень, Красная книга, ООПТ, Памятники
природы, ТКО
Фильмы: Воздействие человека на природу,
Висимский заповедник. Медведь Ферапонт.
Висимский заповедник, Денежкин Камень.
Зимний учёт, Белки-летяги, Гребенчатый
тритон, За северным оленем и тундряной
куропаткой, Красная книга. О. Газманов,
Мужик и выдра – лучшие друзья, Сибирский
таймень, Суровые будни оляпки, Бажовские
места. Тальков Камень, Парк Оленьи ручьи (3
части), Природный парк Река Чусовая,
Экологические организации мира
Презентации: История лесного хозяйства,
Фильмы: Правила поведения на природе, или
пять лесных заповедей, Как волки меняют реки
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Презентации: Лекарственные растения
Презентации: Анималотерапия, Следы
19

животные

7

Вода – источник жизни

8

Мой дом

9

Мой город

животных
Фильмы: Черноморская плантация мидий и
устриц, Одомашнивание лося (2 части)
Презентации: Загрязнение мирового океана,
Вода России, Свойства воды
Фильмы: Странная рыба, Дом, Я могу, Город,
Регион, Я и вода
Презентации: Домашние животные
Презентации: Введенский собор, Казанская
церковь, История Богословска, Зимний сад
Улицы Карпинска, Хлопкопрядильная фабрика
Фильмы: Открытие ООО «Дуниты Северного
Урала»

7. Обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы для хранения
учебных и наглядных пособий.
Специальные условия обучения:
Кадры, владеющие педагогическими технологиями, учебные пособия,
дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, которые
позволяют детям с ОВЗ усваивать образовательную программу.
Учебные пособия:
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск,
1984.
2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы.
Очерки
истории
открытия
и
изучения
природы
Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
1. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала:
Справочник-определитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007. –
128 с.
2. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во.
1985. – 160 с.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое
воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М.
Скребцова. – 2-е изд. – М. : Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
4. Мухин В. А., Котиранта Х., Ушакова Н. В., Ширяев А. Г., Фролов И. В.
Грибы Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург:
Издательство «Сократ», 2007. – 200с.
5. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по
Свердловской области. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
20

6. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как
объекты экологического туризма / авторы-составители Новопашин С. А.,
Захарова И. Ю. – Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2006. – 160 с.
7. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
– 222 с.
8. Ябс А. П. Памятник природы «Старые культуры кедра». – Карпинск,
2014. – 26 с.
9. Ябс А. П. Методики определения таксационных показателей древостоя
и жизненной устойчивости деревьев.
Эстетическая оценка дерева. –
Карпинск, 2016. – 8 с.
10. Янцер О. В. Методы полевых исследований гидрологических
объектов. – Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 32 с.
Наглядные материалы:
11. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
12. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987
(испр. и доп. в 2015 г.)
13. Карта города Карпинска. – 1 : 10 000. – Екатеринбург: ФГУП
«Уралаэрогеодезия», 2010 (испр. и доп. в 2016 г.)
14. Плакаты
Дидактические материалы:
18. Раздаточный материал (бланки тестов, анкет)
Снаряжение и оборудование:
Рулетка 10 м (1 шт.), планшет (2 шт.), мерная лента (1 шт.),
канцелярские товары.
Электронные образовательные ресурсы:
19. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/
20. Всероссийский онлайн-урок http://берегиводу.рф/
21. Карпинский краеведческий музей http://karpinskmuseum.ru/
Прочее:
22. Шляева Г.К, Ябс А.П. Программы экскурсий к горе Липовой, к скалам
Блины, на Большое Княспинское озеро, по реке Какве, в посёлок Кытлым.
8. Список литературы
1. Огоновская И. С. Азбука исследователя: Методические рекомендации
по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной
деятельности учащихся (социально-гуманитарное направление) / Серия
«СОКРАТ: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив.
Технологии» / под ред. И. С. Огоновской. Вып. 1. – Екатеринбург: Сократ,
2008. – 104 с.
2. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические
основы организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.:
21

И. В. Жижина, И. В. Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
– 88 с.
3. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного
образования. Методическое пособие. / Автор-составитель Б.А. Прусс. Отв. за
выпуск И.Н. Шинкаренко – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»,
2018. – 44 с.
4. Методические рекомендации по организации дополнительного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью / Е. В. Кулакова, Е. И. Адамян, Е. Б. Колосова; отв. за выпуск
М. А. Симонова – Москва : РУДН, 2019. – 40 с.

9. Приложения
Приложение 1
Входной контроль (1 год)
Тест «Основы знаний о природе»
Выбери один правильный ответ
1. К живой природе относится:
а) клён;
б) воздух;
в) тепло;
г) камень.
2. К неживой природе относится:
а) гриб;
б) дуб;
в) дождевой червь;
г) свет.
3. К свойствам живых организмов относится:
а) питание;
б) плавление;
в) растворение;
г) ржавление.
4. Компонентами живой природы являются:
а) растения и воздух;
б) животные, грибы, бактерии, вода;
в) растения, животные, грибы, бактерии;
22

г) вода, воздух, почва
5. Наука, изучающая живые объекты:
а) экология;
б) биология;
в) география;
г) история.
6. Атмосфера – это:
а) водная оболочка;
б) воздушная оболочка;
в) твёрдая оболочка;
г) световая оболочка.
7. Наука о живом – это:
а) физика;
б) биология;
в) химия;
г) география
8. Яблоня относится к царству:
а) животных;
б) бактерий;
в) растений;
г) грибов
Ключ

1-а

2-г

3-а

4-в

5-б

6-б

7-б

8-в

Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
7-8 высокий уровень
Приложение 2
Промежуточный контроль (1 год)
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Выбери один правильный ответ
1. Какое животное изображено на гербе Свердловской области?
а) бобр;
б) орёл;
в) соболь;
г) лось.
2. Как называется самая высокая горная вершина Свердловской области?
23

а) Денежкин Камень;
б) Конжаковский Камень;
в) Серебрянский Камень;
г) Эверест.
3. Какое растение тайги выше остальных?
а) ольха;
б) черемуха;
в) яблоня;
г) лиственница.
4. Какой посёлок городского округа Карпинск был ликвидирован в 2020
году?
а) Кытлым;
б) Каквинские Печи;
в) Новая Княсьпа;
г) Веселовка.
5. В каком веке были высажены кедры и лиственницы рядом со зданием
Богословской больницы?
а) 18;
б) 19;
в) 20;
г) 21.
6. Какой городской округ не граничит с городским округом Карпинск?
а) Ивдельский;
б) Волчанский;
в) Краснотурьинский;
г) Новолялинский.
7. Какое растение не является редким и не внесено в Красную книгу
Свердловской области?
а) ирис сибирский;
б) калипсо луковичная;
в) пион уклоняющийся;
г) гвоздика пышная.
8. Какое животное не является редким и не включено в Красную книгу
Свердловской области?
а) рысь;
б) речная выдра;
в) европейская норка;
г) летяга.
24

Ключ

1-в

2-в

3-г

4-б

5-б

6-а

7-г

8-а

Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
7-8 высокий уровень
Приложение 3
Итоговый контроль (1 год)
Анкета «Моя экологическая культура»
Ребятам предлагается прочитать утверждения, поставив напротив
каждого из них соответствующий ответ: да, нет, не знаю.
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу
человеку.
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это
огорчит.
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
4. Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить.
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнёздах,
вспугнёшь животных.
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не
закончатся.
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна
жизнь на Земле.
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
9. Природа – это окружающая среда.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 бал, неправильный – 0
баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по
шкале:
1–4 баллов (низкий уровень). Незнание экологических взаимосвязей и
взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своё
поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических
знаний и культуры.
5–7 баллов (средний уровень). Недостаточное знание экологических
взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и
выполняют правила в природе. Экологические знания и культура
сформированы на среднем уровне.
8–9 баллов (высокий уровень). Знание взаимосвязей и
взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями
животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и
выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и
элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».