Адаптированная общеразвивающая программа Мир вокруг нас 2023-2024 год

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического
совета
от «_26_»_июня_ 2023 г.
Протокол № _5_

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
"КОНЖАК", 1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru, givenName=Наталья
Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ №_164-д_
«_26_»_июня 2023 г.

Адаптированная дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности

«Мир вокруг нас»
2023 г. – 2024 г.

Возраст обучающихся 11−15 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы: адаптированная
Тип программы: модифицированная
Автор-составитель:
Якимова Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
г. Карпинск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Комплекс основных характеристик
общеразвивающей программы:

.

1.1.

Пояснительная записка

3 стр.

1.2.

Планируемые результаты

5 стр.

II.

Комплекс организационно-педагогических
условий:

2.1.

Учебный план 2023-2024 учебный год

2.2.

Содержание учебного плана

8 стр.
9 стр.

2.3.

Календарный учебный график программы «Мир
вокруг нас»

10 стр.

2.4.

Формы аттестации

11 стр.

2.5.

Оценочные материалы

12 стр.

2.6.

Методические материалы

13 стр.

2.7.

Рабочая программа воспитания

15 стр.

2.8.

Календарный план воспитательной работы

20 стр.

2.9.

Материально-техническое обеспечение

22 стр.

III.
IV.

23 стр.

Список литературы

25 стр.

Приложения
Приложение №1 «Календарно-тематический план
программы «Мир вокруг нас»
Приложение №2 «Входной контроль
Тест «Основы знаний о природе»
Приложение №3 «Промежуточный контроль
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Приложение №4 Итоговый контроль
Анкета «Моя экологическая культура»

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных
средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном
педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания:
нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор детей идет интенсивное умственное развитие.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир
вокруг нас» (далее – Программа) составлена и разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678;
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
 Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996;
 Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. «Об утверждении Правил размещения
на
официальном
сайте
образовательной
организации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации»;
 Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказ Минобрнауки России от 09.012014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
 Письмо от 18.11.2015 №09-3242 Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
 Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессионльному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
 Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и
экскурсий «Конжак»;
 Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и
экскурсий «Конжак», приказ №319-д от 21.12.2022 г.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
3

Содержание программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с
уровнем сложности «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
нацелена на интеграцию в обществе детей с особыми образовательными потребностями.
Программа закладывает у детей основы экологической культуры; способствует повышению
социальной адаптации, воспитанию доброжелательности к окружающим людям и к природе,
культуры общения, эмоциональной отзывчивости; формированию мотивов к конструктивному
взаимодействию и сотрудничеству в образовательном пространстве учреждения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
наблюдаются следующие затруднения в учебной деятельности: низкий уровень развития
восприятия, внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую, память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной, снижена потребность
в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность программы определяется тем, что сознательно организованное
образовательное пространство, специализированные методы обучения детей с ОВЗ
позволяют активизировать и реализовать их сохранный познавательный и личностный
потенциал, а также сгладить проявление первичного нарушения здоровья. Реализация
особых образовательных потребностей является единственным путем преодоления
социальных ограничений, к которым привело нарушение здоровья, тем более что
зачастую само нарушение здоровья не может быть устранено никакими медицинскими
способами.
Отличительная особенность состоит в том, что обучение детей, имеющих задержку
психического развития (ЗПР), происходит без принуждения, а образовательная деятельность
строится на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Занятия расширяют
познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную жизнь, делают
доступными элементы творчества, укрепляют физическое и психическое здоровье.
Цель программы: развивать естественную потребность обучающихся в познании мира,
своего края, его исторического, культурного и природного наследия через туристскокраеведческую деятельность, формирование осознанного бережного отношения к природе и
культуре родного края.
Задачи программы:
Личностные:
1. Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и экологическую культуру.
2. Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе
формирования коллектива единомышленников – туристской походной группы.
3. Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества: взаимовыручку, дружбу,
честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость.
4. Формировать навыки безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе и
истории родного края;
5. Раскрывать возможности и личные качества учащихся.
Образовательные:
1. Обучение основам безопасного поведения в природной среде, организации туристского
быта в полевых условиях;
2. Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ
туристско-краеведческого мастерства.
3. Познакомить обучающихся с особенностями родного края, его природой, историей,
культурой.
Метапредметные:
1. Повышать привлекательность здорового образа жизни.
4

2. Осваивать
основные
социальные
нормы,
необходимые
для
безопасной
жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе.
3. Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
4. Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой Родины, уметь
выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать
факты и события культуры, истории города.
5. Способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся, для получения
дополнительных знаний о природе, географии, истории и культуре родного края.
6. Формирование позитивной мотивации к участию в конкурсах, экскурсиях, походах
выходного дня, волонтерских акциях, совершенствование познавательной, творческой и
общественной активности у детей.
Объем, срок освоения и режим занятий дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Год обучения/
срок освоения
1 год обучения

Режим занятий/
продолжительность
2/40 мин.

Количество
часов в неделю
2

Количество
учебных недель
37

Итого часов в
год
74

Возраст детей, участвующих реализации программы, 11–15 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Форма обучения – групповая.
Формы занятий: основной формой организации туристско-краеведческой деятельности
является занятие (теоретическое, практическое). Занятия могут проводиться в виде – экскурсий,
однодневных и многодневных походов, презентаций, игр, конкурсов, викторин, тестов, акций,
бесед,
Практические занятия служат для закрепления знаний и развития умений. Проведение
большей части занятий предусмотрено программой на открытом воздухе (в парке, в лесу, в
городе и пригороде). В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное
участие в воспитательных мероприятиях.
Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования,
с помощью педагога – организатора, экскурсовода
соответствующим требованиям к
квалификации, согласно штатного расписания.

1.2.

Планируемые результаты

Личностные:
1. Воспитывать социальную активность
обучающихся,
патриотизм
и
экологическую культуру.
2. Развивать
коммуникативные
и
личностные качества обучающихся в
процессе
формирования
коллектива
единомышленников
–
туристской
походной группы.
3. Воспитывать в детях лучшие духовнонравственные качества: взаимовыручку,
дружбу,
честность,
бескорыстие,
самостоятельность, отзывчивость.
4. Формировать
целеустремленность
и
настойчивость в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей.

Планируемые результаты
Обучающиеся осознают что такое любовь к
родному Отечеству, его истории и народу, к
труду, к другим людям, к природе;
Обучающиеся:
- научаться взаимодействовать при решении
задачи;
-отстаивать свою позицию;
- принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других;
Обучающиеся будут бережно относиться к
своему здоровью и здоровью окружающих
людей; активно заниматься спортом и
физкультурой;

5

Образовательные:
5. Способствовать
развитию
познавательного интереса к краеведению,
изучению
основ
туристскокраеведческого мастерства.
6. Познакомить
обучающихся
с
особенностями
родного
края,
его
природой, историей, культурой.

Планируемые результаты
Обучающиеся должны:
- приобрести знания о правилах ведения
здорового образа жизни, о правилах
поведения человека в лесу, о правилах
передвижения по дорогам; о правилах
обращения с огнем; о правилах обращения с
опасными инструментами; о правилах
общения с незнакомыми людьми; об
основных нормах гигиены; о принятых в
обществе нормах отношения к природе, к
памятникам истории и культуры; о рисках и
угрозах нарушения этих норм; о
действенных способах защиты природы; об
истории и культуре родного края.
По окончании обучения дети будут знать
основные группы живого), группы растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), группы животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери); о взаимосвязи между
неживой и живой природой, внутри живой
природы (между растениями и животными,
между
различными
животными),
взаимосвязи между природой и человеком.
У них сформируются навыки безопасного
поведения в природе, бережного отношения
к природе и истории города. Они научатся
исследовать явления окружающего мира,
выделять
характерные
особенности
природных
объектов,
описывать
и
характеризовать факты и события культуры,
истории города.

Метапредметные
7. Повышать привлекательность здорового
образа жизни.
8. Осваивать основные социальные нормы,
необходимые
для
безопасной
жизнедеятельности в социальной среде и
окружающей природе
9. Формировать потребность в активной
жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
10. Приобщать к исследованию явлений
окружающего мира, своей Малой
Родины, уметь выделять характерные
особенности
природных
объектов,
описывать и характеризовать факты и
события культуры, истории города.
11. Способствовать развитию ключевых
компетентностей
обучающихся,
для
получения дополнительных знаний о

Планируемые результаты
Обучающиеся:
- приобретут опыт самообслуживания,
самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками;
опыт управления другими людьми и
принятия на себя ответственности за других
людей;
- разовьют умение выражать свои мысли и
способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение.

6

природе, географии, истории и культуре
родного края.
Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического наблюдения,
беседы с обучающимися, наблюдений при проведении практических занятий и соревнований,
при проведении однодневного туристского похода.
Методы проверки: наблюдение, анкетирование, опрос. В процесс оценки собственных
достижений вовлекаются обучающиеся, что является концентрированным выражением
общественного мнения группы о каждом подростке.
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:

низкий уровень: обучающийся выполняет задания, обязанности в походе по
инструкции, под руководством педагога, без желания участвует в общественно полезных делах;

средний уровень: обучающийся выполняет задания, обязанности в походе при
консультативной помощи педагога, охотно участвует в общественно полезных делах, но сам не
проявляет инициативы;

высокий уровень: обучающийся выполняет задание, обязанности в походе
самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации общественно полезных
дел.

7

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Учебный план 2023-2024 учебный год
№
п/п

Название раздела

Количество часов
Всего
Теория Практика

Формы текущего
контроля

1 Вводное занятие.
Презентация
образовательной
программы. Правила
пожарной и электрической
безопасности.

2

2

0

Презентация. Тест.
Тренировочное учение

2 Природа родного края

20

6

14

Экскурсии, походы.
Фронтальный опрос

3 Охрана природы

6

2

4

Экологическая акция,
Конкурс

4 Лес и его жизнь

6

2

4

Экскурсии. Конкурс

5 Мы знаем, мы умеем
6 Зелёная аптека

2
4

2
2

0
2

Тестирование
Экскурсии. Игра

7 Дикие и домашние
животные

8

2

6

Экскурсии. Конкурс
Игра

8 Вода – источник жизни

8

2

6

Экскурсии. Конкурс

9 Мой дом

8

2

6

Экскурсии. Викторина.
Акция

10 Мой город

8

2

6

Экскурсии. Викторина

11 Итоговое занятие
Итого

2
74

2
26

0
48

Тестирование

По программе обучения предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Количество
часов
Практические занятия
15
23
Экскурсии
11
25
1.
Экскурсия "Скалы Блины", р. Лобва
2.
Экскурсия в парки ГО Карпинск
3.
Экскурсия на территорию памятника природы «Старые культуры кедра и
лиственницы».
4.
Экскурсия в лес для определения типов леса по растительному сообществу.
8

5.

Экскурсия в городской музей

6.

Экскурсия в приют животных «Лапа помощи».

7.
8.

Экскурсия в ГДК
Экскурсия на городскую площадь.

9.

Экскурсия на гору Голая, городскую метеостанцию.

10.

Экскурсия в музей МАОУ СОШ №5

11.

Экскурсия к Введенскому собору и церкви Казанской иконы Божией Материи

2.2.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. Презентация образовательной программы. Правила пожарной
и электрической безопасности.
Теория: Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с планом работы на
учебный год. Что такое исследование, его значение в современном мире. Проведение
инструктажей по технике противопожарной и электрической безопасности, меры
предосторожности во время проведения массовых мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара. Тестирование
Раздел 2. Природа родного края.
Теория: Физико-географическая характеристика Свердловской области. Символика
Свердловской области. Горы, горные породы и минералы. Реки и озёра. Животный мир.
Деревья, кустарники и травянистые растения леса, разнообразие травянистых растений луга.
Примечательные природные объекты и их значение для области.
Практика: Нахождение своей местности на карте России, Свердловской области.
Рисование флага Свердловской области. Творческая работа по теме. Экскурсии.
Раздел 3. Охрана природы.
Теория: Воздействие человека на природу. Значение охраны природы. Природоохранные
организации и их задачи. Проблема ТКО (твёрдых коммунальных отходов). Особо охраняемые
природные территории, цель организации ООПТ. Заповедники и природные парки
Свердловской области. Памятники природы: типы памятников природы и их местонахождение
на территории ГО Карпинск. Исследовательская деятельность как одна из форм охраны
природы. Животные Красной книги Свердловской области. Угрозы и охрана.
Практика: Экскурсии в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе
и выработки навыков наблюдательности. Работа с источниками информации, подбор
материалов для сообщений. Решение кроссвордов. Экскурсия на территорию памятника
природы «Старые культуры кедра и лиственницы».
Раздел 4. Лес и его жизнь.
Теория: Краткий обзор истории развития лесоводства. Хозяйственное значение леса. Лес
в творчестве писателей и художников. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы лесов, их
типичные обитатели. Основные отличия леса от других растительных сообществ. Обитатели
леса. Работники леса.
Практика: Экскурсия в лес для определения типов леса по растительному сообществу.
Определение высоты деревьев, высоты прикрепления и сомкнутости крон, измерение длины
окружности ствола, расстояния между деревьями, вычисление диаметра ствола. Просмотр
9

фильма о лесном сообществе. Участие в конкурсах экологической направленности. Встреча с
работниками лесничества.
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Викторина. Тест.
Раздел 6. Зелёная аптека.
Теория: Лекарственные растения и их применение. Правила сбора лекарственных
растений. Съедобные ягоды и грибы, знакомство с правилами сбора грибов и ягод.
Исследовательская деятельность. Проектная деятельность.
Практика: Правила сбора лекарственных растений. Запись рецептов и изготовление
отваров из лекарственных трав. Работа с изображениями лекарственных растений и
литературой. Игра «Съедобный – несъедобный».
Раздел 7. Дикие и домашние животные.
Теория: Дикие животные и следы их жизнедеятельности. Пернатые жители леса и города.
Домашние питомцы. Содержание и уход. Анималотерапия. Какие животные лечат человека?
Значение для города приюта животных «Лапа помощи».
Практика: Экологические игры «Цепь питания», «Найди своего детеныша», «Ноев
ковчег». Составление схемы «Млекопитающие - важное звено в цепи питания». Разгадывание
загадок. Чтение рассказов, сказок, загадок. Конкурс рисунков. Викторина. Кормушки для птиц
своими руками. Чтение следов на снегу.
Раздел 8. Вода – источник жизни.
Теория: Физические и химические свойства воды. Вода в жизни растений и животных.
Обитатели водоёмов. Аквариумные рыбы. Вода и здоровье человека. Нецентрализованные
источники водоснабжения. Как беречь водные ресурсы? Как экономить воду?
Практика: Эксперимент «Доля питьевой воды в общем количестве воды на Земле».
Занятие «Физические и химические свойства воды: вкус, запах, прозрачность, агрегатные
состояния, вода-растворитель, жёсткость, кислотность». Викторина «Береги воду». Конкурс
рисунков и коллажей «Вода, вода, кругом вода». Экскурсия к скважине «Богословская».
Раздел 9. Мой дом.
Теория: Дом, где мы живем. Деревья и птицы нашего двора. Комнатные растения в
квартире, в классе. Родословная семьи. Семейные традиции. Государственные праздники
России.
Практика: Уход и наблюдение за комнатными растениями. Составление генеалогического
древа семьи. Экскурсия в зимний сад ГДК.
Раздел 10. Мой город.
Теория: Манси – коренное население Урала. О чем говорят названия улиц. Почётные
граждане Карпинска. Памятные места города. Предприятия города. Водонапорная башня –
символ города. Введенский собор – памятник архитектуры. Казанская церковь и некрополь.
Деревья и кустарники, используемые для озеленения города. Городская площадь. Топография.
Практика: Конкурс рисунков «Символы города». Викторина по краеведению.
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая, 2. Прогулка к Введенскому собору, 3. Прогулка к
церкви Казанской иконы Божией Матери, 4. Экскурсия на городскую площадь. Просмотр и
обсуждение фильма «Виртуальная прогулка по городу Карпинску».
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Анкетирование «Выявление уровня сформированности экологической
культуры обучающихся».

2.3.

Календарный учебный график программы «Мир вокруг нас»

10

Календарный учебный график определяет количество недель и количество учебных
продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Является
обязательным приложением к (ФЗ № 273, ст. 2, п.92; ст. 47; п.5).
Продолжительность учебного года в МАУ ДО СТИЭ «КОНЖАК»
Начало учебного года в МАУ ДО СТиЭ «Конжак» – 01.09.2023г.:
 для групп первого года обучения – по завершению комплектования групп, но не позднее
15.09.2023 года.
 для групп второго и последующих годов обучения –01.09.2023 года.
Окончание учебного года – 31.05.2024 г.
Продолжительность учебного года – 37 недель.
Режим работы учреждения в период школьных каникул и праздничных дней.
МАУ ДО СТиЭ «Конжак», осуществляет образовательную деятельность, реализуя
дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая
каникулярное время.
Окончание учебного года – 31.05.2023 г.
Продолжительность учебного года – 37 недель.
 Каникулы зимние: с 30.12.2023 по 07 января 2024 г.;
Праздничные (нерабочие) дни
 2- 4 ноября – День народного единства;
 30, 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6,7 января - Новогодние каникулы;
 7 января - Рождество Христово;
 23-25 февраля - День защитника Отечества;
 8-10 марта - Международный женский день;
 1-5 мая - Праздник Весны и Труда;
 9-12 мая - День Победы.
Календарный учебный график программы «Мир вокруг нас», приложение 1.
Режим занятий
Организация образовательного процесса МАУ ДО СТиЭ «Конжак» регламентируется
расписанием занятий объединений, которое утверждается директором не позднее 01 октября
2022 года (до этой даты может действовать установочное (временное) расписание).
Расписание занятий объединений составляется с учѐтом наиболее благоприятного режима
труда и отдыха обучающихся, их возрастных особенностей и в соответствии с санитарногигиеническими требованиями к организации образовательного процесса (СП 2.4. 3648-20).
Календарный учебный график программы «Мир вокруг нас», приложение 1.

2.4.Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из входного
контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, дневник
наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и
другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по результатам их
участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях
различного уровня.
11

Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях,
активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний,
низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг по
следующим направлениям: творческая деятельность, эмоционально-ценностные отношения,
социально-значимая деятельность.

2.5. Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей
проводится входной контроль
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце учебного
года проводится итоговый контроль.
Цель - формирование уважительного отношения к природе, истории и культуре малой
Родины
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа, опрос, Определен уровень
Получение первичной
Образовательные
тестирование. развития детей и их
информации о ребенке
Метапредметные
способности
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
походы,
Обучающимися
Определение степени
Образовательные
конкурсы,
получены знания по
усвоения
Метапредметные
игры,
темам, разделам
обучающимися знаний
творческие
программы
по программе
задания,
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
соревнования, У обучающихся
Оценка качества
Образовательные
походы,
сформировано
усвоения
Метапредметные
учебноуважительное
обучающимися
исследователь отношение к природе, содержания программы
ские работы,
истории и культуре
по итогам учебного года
конкурсы
родного города
Текущий контроль
В течение учебного года
Личностные:
Наблюдение
У обучающихся
Определение
Формирование
сформированы навыки
степени усвоения
навыков безопасного
безопасного поведения в
обучающимися
поведения в природе,
природе, уважительное
учебного материала.
уважительного
отношение к природе,
Определение
отношения к природе,
истории и культуре
готовности детей к
истории и культуре
родного города
восприятию нового
родного города
материала.
Образовательные:
Викторина
Обучающиеся проявляют Повышение
ответственности и
Стимулирование
Наблюдение
интерес к знакомству с
заинтересованности
интереса к знакомству
природными и
в обучении.
с природными и
культурными объектами
Выявление
культурными
родного города
детей, отстающих и
объектами родного
опережающих
города
12

Метапредметные:
Формирование
позитивной мотивации
к участию в
экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности

Акция,
Экскурсия,
поход

Обучающиеся участвуют
в экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских акциях, у
них высока
познавательная, и
общественная активность.

обучение. Подбор
наиболее
эффективных
методов и средств
обучения.

Учебный
год

Год
обучения

Форма

Оценочные материалы

2023-2024

1 год

входной

Тест «Основы знаний о природе»

промежуточный
итоговый

Тест «Я знаю многое о родном крае»
Анкета «Моя экологическая культура»

2.6. Методические материалы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Игра туристенок.
Плакаты по безопасности.
Инструкции по технике безопасности утверждённые МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор".
Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала».
Экскурсия "Дорогой Походящина".
Экскурсия в Введенский собор Иоанна Богослова.
Экскурсия «Тропа памяти».
Экскурсия «Колокольные звоны».
Экскурсия "Поселок Богословск и поселок Угольный".
Видеопрезентация «Карпинск в годы Великой Отечественной войны».
Экскурсия: Памятники посвящённые Великой Отечественной войне .
Экскурсия "Площади города".
Видеопрезентация "Городской округ Карпинск".
Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску».
Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории Урала.
Выпуск 71.. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — С. 20. — 128 с.
Презентация «Города соседи г. Карпинск: Краснотурьинск, Серов, Волчанск,
Североуральск».
Атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы» .
презентации: «Лесная аптека».
Справочник-определитель «Деревья и кустарники Среднего Урала».
Плакаты: «Растения леса», «Растения луга», «Лекарственные растения Среднего Урала»,
«Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала».
13

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Экскурсия Гора Голая. Метеостанция. Водонапорная башня. Фильм «Природа в разное
время года».
Фильмы: « Там, где тайга, река и скалы» Северный Урал. «Седой Урал».
Фотоматериалы и видеоролики о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ
«Конжак».
Экскурсия "Богатство Уральских недр".
Коллекция горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Экскурсия на водозаборную станцию Гора Голая. Метеостанция.
Фильм «Вода России», презентация «Вода России».
Плакат «Обитатели водоемов».
Презентация «Беззащитный водоем».
Фильм «Реки Северного Урала».
Плакаты: «Зимующие птицы России», «Перелетные птицы России», «Животные
Красной книги».
Фильм «Дикая Природа России-Долины Урала».
Игры - Мемо «Водный мир» «Весь мир», «Пернатый мир», «Чудеса России», «Космос»,
«Животный мир». «Севур».
Карта космоса.
Карта животного мира.

Учебные пособия:
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск, 1984.
2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Очерки истории
открытия и изучения природы Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
1. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала: Справочникопределитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007. – 128 с.
2. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во. 1985. – 160 с.
3. Мухин В. А., Котиранта Х., Ушакова Н. В., Ширяев А. Г., Фролов И. В. Грибы Среднего
Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2007. – 200с.
4. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области. –
Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
5. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 222 с.
Наглядные материалы:
6. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.: Роскартография,
1995.
7. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987 (испр. и доп. в
2015 г.)
8. Карта города Карпинска. – 1 : 10 000. – Екатеринбург: ФГУП «Уралаэрогеодезия», 2010
(испр. и доп. в 2016 г.)
Разделы
1 год

1

Природа
родного края

Методическое обеспечение
Презентации: Скалы Блины, Знатоки птиц, Голоса птиц,
География ГО Карпинск
Фильмы: Виртуальная экскурсия по городу Карпинску
Горные породы и минералы, Россия от края до края. Урал, Белая
трясогузка, Бобры, Ворон, Горностай гипнотизирует кролика,
Росомаха, Свиристели
14

2

3

Охрана
природы

Лес и его
жизнь

8

Мы знаем, мы
умеем
Зелёная аптека
Дикие и
домашние
животные
Вода –
источник
жизни
Мой дом

9

Мой город

4
5
6

7

Презентации: Воздействие человека на природу, Ландшафты,
Заповедник Денежкин Камень, Красная книга, ООПТ, Памятники
природы, ТКО
Фильмы: Воздействие человека на природу, Висимский
заповедник. Медведь Ферапонт. Висимский заповедник,
Денежкин Камень. Зимний учёт, Белки-летяги, Гребенчатый
тритон, За северным оленем и тундряной куропаткой, Красная
книга. О. Газманов,
Мужик и выдра – лучшие друзья, Сибирский таймень, Суровые
будни оляпки, Бажовские места. Тальков Камень, Парк Оленьи
ручьи (3 части), Природный парк Река Чусовая, Экологические
организации мира
Презентации: История лесного хозяйства,
Фильмы: Правила поведения на природе, или пять лесных
заповедей, Как волки меняют реки
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Презентации: Лекарственные растения
Презентации: Анималотерапия, Следы животных
Фильмы: Черноморская плантация мидий и устриц,
Одомашнивание лося (2 части)
Презентации: Загрязнение мирового океана, Вода России,
Свойства воды
Фильмы: Странная рыба, Дом, Я могу, Город, Регион, Я и вода
Презентации: Домашние животные
Презентации: Введенский собор, Казанская церковь, История
Богословска, Зимний сад Улицы Карпинска, Хлопкопрядильная
фабрика
Фильмы: Открытие ООО «Дуниты Северного Урала»

2.7. Рабочая программа воспитания
Основания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон российской федерации от 29.12.2012г. № 273-фз «об образовании в
российской федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-фз “о внесении изменений в федеральный
закон «об образовании в российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
6. Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением правительства российской федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р.
Цель рабочей программы воспитательной работы
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также
к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Основные задачи воспитательной работы:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;
15

 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование
личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой
родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России,
уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского
народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание):
формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло,
истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора,
достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу
жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой
деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к
образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии): формирует
знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и
профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
Виды и формы воспитательной деятельности
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности

Активная форма
организации деятельности

Познавательная

обзор научно-популярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,

Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.

Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).

Пресс-центр, дискуссии.

Общественная
16

Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.

Художественная

Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники

Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.

Спортивные игры, состязания,
олимпиады.

Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

Праздники, Дни именинников,
прогулки, посещение концертов,
театров; встречи друзей, поездки и
т. д.

Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме
целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим
народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и
17

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою
российскую гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям
народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную
оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий человека,
проявляющий готовность к сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться
с людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам
сограждан.
Проявляющий
уважение
к
старшим,
к
российским
традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу
18

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Обладающий
первоначальными
навыками
рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой
и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине
мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода
деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
19

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности
каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого
выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

2.8. Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, прио
бщение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Мероприятие

День защитника
Отечества
Международный
женский день
День Победы. Участие
в акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы».

Родительское собрание.
Духовнонравственное (нр
авственноУчастие в
эстетическое
мероприятиях,
воспитание,
посвященных Дню
семейное
пожилого человека.
воспитание)
Праздник «День
Матери в России»
10 000 добрых дел

Задачи работы по
данному направлению
Формирование
гражданской и правовой
направленности личности,
активной жизненной
позиции;
Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и
уважения к традициям
Отечества
Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества,
таким, как патриотизм,
гражданственность, семья,
здоровье, труд, искусство,
природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.
Воспитание человека,
способного к принятию
20

Сроки
проведения

Февраль 2024
Март 2024

Май 2024

Октябрь 2023
Сентябрь 2023

Ноябрь 2023

Новогодний конкурс
"Турист года" для детей
достигших успехов в
естественнонаучной и
туристско краеведческой
деятельности в 2023
году.

Здоровьесберега
ющее
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельнос
ти)

Общеинтеллек
туальное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная

ответственных решений и к
проявлению нравственного
поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание доброты,
чуткости, сострадания,
заботы и милосердия.
Создание единой
воспитывающей среды, в
Городской праздник
которой развивается
проводы масленицы
личность ребенка,
«Собирайся, детвора, приобщение родителей к
масленица к нам
целенаправленному
пришла»
процессу воспитательной
работы образовательного
Экскурсия
учреждения.
«Конжаковское горное Включение родителей в
кольцо»
разнообразные сферы
жизнедеятельности
«Международный день образовательного
семьи»
учреждения.
Повышение психолого –
Экскурсия «Дорогой
педагогической культуры
Походяшина»
родителей.
Неделя безопасности: Формирование и развитие
- презентация «Правила знаний, установок,
безопасного поведения личностных ориентиров и
на дорогах»;
норм здорового и
- просмотр
безопасного образа жизни с
видеороликов по
целью сохранения, и
антитеррористической укрепления физического,
безопасности;
психологического и
- беседа о пожарной
социального здоровья
безопасности.
обучающихся.
Формирование у учащихся
Всероссийский урок
сознательного и
«Экология и
ответственного отношения
энергосбережение»
к личной безопасности и
безопасности окружающих,
Городские
усвоение ими знаний и
соревнования по
умений распознавать и
спортивному
оценивать опасные
ориентированию
ситуации, определять
способы защиты от них,
оказывать само- и
Экскурсии и походы
взаимопомощь.
Муниципальный этап
областного конкурса
форума «Уральский
характер»

Формирование интереса
к исследовательской и
проектной деятельности,
научной работе.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его
21

Декабрь 2023

Март 2024

Апрель 2024
Май 2024
Июнь 2024
Сентябрь 2023

Октябрь 2023

Октябрь 2023
Май, Июнь
2024
2023-2024
уч.год
Февраль 2024

Апрель 2024

деятельность)

Социальное нап
равление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)
Профилактика
правонаруше
ний, социальноопасных
явлений

Единый урок «Мы –
Россияне!»,
посвященный Дню
Конституции РФ
Ежегодная
общероссийская
добровольческая акция
«Весенняя неделя
добра» (субботник)

Единый урок
информационной
безопасности.
Всероссийский урок
безопасности в сети
Интернет
Проведение занятий с
обучающимися с целью
ознакомления их с
личными правами и
обязанностями.
Беседы с элементами
дискуссии:
«Как благодарить за
помощь»
«Что такое подарок?»
«Коррупция
порождения зла!»

потребности в
самосовершенствовании,
самореализации и
саморазвитии.
Формирование
экологической культуры.
Формирование
общественных мотивов
трудовой деятельности.
Воспитание личности с
активной жизненной
позицией, готовой к
принятию ответственности
за свои решения и
полученный результат.
Совершенствование
правовой культуры и
правосознания
обучающихся, привитие
осознанного стремления к
правомерному поведению.
Организация работы по
предупреждению и
профилактике
асоциального поведения
обучающихся.
Организация мероприятий
по профилактике
правонарушений,
табакокурения,
наркомании, токсикомании,
алкоголизма.

Декабрь 2023

Апрель 2024

Октябрь 2023

Ноябрь 2023 г.

2023-2024 уч.
год

2.9. Материально-техническое обеспечение программы
Для обеспечения условий реализации программы имеется оборудованное помещение,
соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям и нормам безопасности,
оборудование, снаряжение, инвентарь, форма.
Помещение:
Для обеспечения условий реализации программы имеется оборудованное помещение
(кабинет №4), соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям и нормам
безопасности: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для
хранения учебных и наглядных пособий, мультимедийный проектор, экран демонстрационный,
компьютер.

22

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Огоновская И. С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и
содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся (социальногуманитарное направление) / Серия «СОКРАТ: Социум. Образование. Краеведение.
Россиеведение. Архив. Технологии» / под ред. И. С. Огоновской. Вып. 1. – Екатеринбург:
Сократ, 2008. – 104 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин А.И., 2000. –
М: ООО «Издательство АСТ», 2000. 1958. —
135 с.
3. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков. - СПб.:
Петрополис, 2012.
4. Путеводитель по памятным местам Карпинска
5. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы
организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.: И. В. Жижина, И. В.
Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 88 с.
6. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного
туризма в условиях учреждения дополнительного образования. Методическое пособие. / Авторсоставитель Б.А. Прусс. Отв. за выпуск И.Н. Шинкаренко – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец
молодёжи», 2018. – 44 с.
7. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е. В. Кулакова, Е. И. Адамян, Е. Б.
Колосова; отв. за выпуск М. А. Симонова – Москва : РУДН, 2019. – 40 с.
8. Коллективная литературно – публицистическая, историко – документальная книга о
Карпинске. «Долгая дорога из Богословска в Карпинск». Редакционная коллегия. 2005г.
9. Концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.
Остапецсвешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
10.Кудинов В. Уроки ориентирования в школе. Волгоград, 2017.
11.Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермские области): Редкие

и
находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / под ред. В.Н.
Большакова и П.Л. Горчаковского. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1996.- 279 с.: ил.
12.Человек пришел на Урал: были и былички, записанные юными летописцами в уральских
селах и деревнях.-Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство
«Сократ»,1998, 160 с. (сер. Летопись Уральских деревень»
13. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». — Карпинск,
2009. — 262 с.
14.Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
15.Материалы Краеведческого городского музея.
Информационное обеспечение (интернет-ресурсы)
1.
Как правильно собрать рюкзак. [Электронный ресурс].//Выбор туриста. URL:
http://vyborturista.ru/kak-pravilno-sobrat-rjukzak
2.
Вестник детско-юношеского туризма и отдыха. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://tour-vestnik.ru/normativnye-dokumenty.
3. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/
4. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/
5. Интернет: http://dic.academic.ru
6. Интернет: http://ecosystema.ru
7. Интернет: http://www. bogoslovsk.ru
8. Интернет: http://dop.edu.ru/home/53 Единый национальный портал дополнительного
образования детей
9. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru
23

10. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым
11. Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org, stud.wiki›geography. География северного Урала.
Полезные ископаемые
12. nfourok.ru Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
13. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru
14. alvolynkin.ru Животный мир Северного Урала – Мир вокруг нас
15. UralSky.info Северный Урал. Флора и фауна
16. Интернет ресурсы: Фильм «В мире животных на Северном Урале»
17. Интернет ресурсы: moy-ural.ru, vaskindom.ru, simple-fauna.ru
18. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Заводчик Михаил Походяшин.
19. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Открытие угольных месторождений на
Северном Урале
20. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films
История жизни Верхотурского купца и заводчика Максима Михайловича Походяшина.
21. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Конжаковские рудники»
22. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Родословие верхотурского купца и
заводчика Максима Михайловича Походяшина (Часть 1)
23. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Андерсен из Богословска»
24. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Дело рук твоих горняк»
Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Заводчик Максим Михайлович
Походяшин»
25. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films
Фильм «История жизни Верхотурского купца и заводчика Максима Михайловича
Походяшина»
Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Странные люди»
26. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Народный доктор»

24

IV.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный учебный график программы «Мир вокруг нас»

Пла
нир
уем
ая
дат
а

Факт
ичес
кая
дата

Предмет

Год
обучен
ия

Вариант

Туристскокраеведчески
й

1 год

Мир вокруг нас

Раздел

Описа
ние
раздел
а/
часы
2

Тема занятия

№

1

Вводное
занятие.
Презентация
образователь
ной
программы.
Правила
пожарной и
электрическо
й
безопасности
.
Природа
родного края

20

2

Ко
лво
ча
со
в
вс
ег
о

Вводное занятие.
Презентация
образовательной
программы. Правила
пожарной и
электрической
безопасности.

2

Физикогеографическая
характеристика
Свердловской
области. Символика
Свердловской
области.

3

тео
рия

2

1

8

2

3

1

2

6

3

6

Охрана
природы

7

6

Деревья, кустарники
и травянистые
растения леса,
разнообразие
травянистых
растений луга.
Воздействие
человека на природу.
Значение охраны
природы.
Природоохранные
организации и их
задачи. Проблема
ТКО (твёрдых
коммунальных
отходов).

1

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Нахождение своей местности
на карте России,
Свердловской области.
Рисование флага
Свердловской области.

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Викторина "Горы Северного
Урала". Экскурсия "Скалы
Блины"

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Викторина "Реки ГО
Карпинск"

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

2

Животный мир.
5

Тренировочное учение по
действиям во время пожара.
Тестирование

0

Реки и озёра ГО
Карпинск
4

Форма
реализаци
и
программы
(очная,
сетевая,
дистанцио
нная*)

прак
тика

Горы, горные породы
и минералы.
3

Форма занятия (поход,
экскурсия, занятия на
местности, тренировка, игра,
викторина, и др.)

2

Игра мемо "Животный мир".
Викторина "Животные
Северного Урала"
Экскурсия в парки ГО
Карпинск

3

1

2

Просмотр фильма
"Воздействие человека на
природу"

2

25

0

2

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Особо охраняемые
природные
территории, цель
организации ООПТ.
Заповедники и
природные парки
Свердловской
области. Памятники
природы: типы
памятников природы
и их
местонахождение на
территории ГО
Карпинск.

8

2

0

1

Животные Красной
книги Свердловской
области. Угрозы и
охрана.

10
Лес и его
жизнь

6

1

2

Лес в творчестве
писателей и
художников.

2

Основные отличия
леса от других
растительных
сообществ.
Обитатели леса.
Работники леса.

13

Мы знаем,
мы умеем

2

2

2

4

0

1

1

2

2

2

Правила сбора
лекарственных
растений, сьедобных
ягод и грибов.

2

26

1

1

Экскурсия в лес с целью
закрепления знаний о
правилах поведения в
природе и выработки
навыков наблюдательности.
Работа с источниками
информации, подбор
материалов для сообщений.
Решение кроссвордов.

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Викторина "Животные
Красной книги Свердловской
области"

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Экскурсия в лес для
определения типов леса по
растительному сообществу.
Определение высоты
деревьев, высоты
прикрепления и сомкнутости
крон, измерение длины
окружности ствола,
расстояния между деревьями,
вычисление диаметра ствола.
Экскурсия в городской музей

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Участие в конкурсах
экологической
направленности. Встреча с
работниками лесничества.

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Викторина. Тест.

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

1

1

0

Лекарственные
растения и их
применение.

15

16

0

Мы знаем, мы умеем

14
Зелёная
аптека

1

0

Краткий обзор
истории развития
лесоводства.
Хозяйственное
значение леса.

11

12

1

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

2

Исследовательская
деятельность как
одна из форм охраны
природы.
9

Экскурсия на территорию
памятника природы «Старые
культуры кедра и
лиственницы».

1

1

Презентация "Наши
лекарственные растения".
Работа с изображениями
лекарственных растений и
литературой. Игра
«Съедобный – несъедобный».
Запись рецептов и
изготовление отваров из
лекарственных трав.

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Дикие и
домашние
животные

8

Дикие животные и
следы их
жизнедеятельности.

17

2

1

Экологические игры «Цепь
питания», «Найди своего
детеныша», «Ноев ковчег».
Составление схемы
«Млекопитающие - важное
звено в цепи питания».

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

2

Игра мемо "Пернатый мир".
Кормушки для птиц своими
руками.

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

2

Разгадывание загадок.
Чтение рассказов, сказок,
загадок. Конкурс рисунков.
Викторина. Чтение следов на
снегу.

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Экскурсия в приют
животных «Лапа помощи».

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Эксперимент «Доля питьевой
воды в общем количестве
воды на Земле».

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Конкурс рисунков и
коллажей «Вода, вода,
кругом вода»

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

1

Пернатые жители
леса и города.
18

2

0

Домашние питомцы.
Содержание и уход.
Анималотерапия.
19

2

Какие животные
лечат человека?
Значение для города
приюта животных
«Лапа помощи».

20

Вода –
источник
жизни

8

21

2

Физические и
химические свойства
воды. Вода в жизни
растений и
животных.

2

0

1

1

1

1

Обитатели водоёмов.
Аквариумные рыбы.
22

2
Вода и здоровье
человека.
Нецентрализованные
источники
водоснабжения.

23

2

Как беречь водные
ресурсы? Как
экономить воду?

24
Мой дом

6

2

0

0

1

2

2

1

Комнатные растения

Занятие «Физические и
химические свойства воды:
вкус, запах, прозрачность,
агрегатные состояния, водарастворитель, жёсткость,
кислотность».

Викторина «Береги воду».
Экскурсия в ГДК

25

2

0

2

Родословная семьи.
Семейные традиции.
26

2

2

Составление
генеалогического древа
семьи.

Государственные
праздники России.
27

2
Мой город

28

10

О чем говорят
названия улиц.
Памятные места
города. Городская
площадь.
Топография

2

27

1

1

2

Викторина
«Государственные праздники
России».
Конкурс рисунков «Символы
города». Викторина по
краеведению.Экскурсия на
городскую площадь.
Просмотр и обсуждение
фильма «Виртуальная
прогулка по городу
Карпинску».

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Почётные граждане
Карпинска.
Предприятия города.
Водонапорная башня
– символ города.

29

4

2

2
Введенский собор –
памятник
архитектуры.
Казанская церковь и
некрополь.

31

Итоговое
занятие
32

2

1

2

Итоговое занятие.
Что можно
исследовать в период
летних каникул.

28

2

74

26

Экскурсия в музей МАОУ
СОШ №5

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)
очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

1

2

2

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

2

Манси – коренное
население Урала.
30

Экскурсия на гору Голая

Экскурсия к Введенскому
соборук и церкви Казанской
иконы Божией Материи

Анкетирование «Выявление
уровня сформированности
экологической культуры
обучающихся».

48

очная (в
особых
случаях
дистанцио
нно)

Приложение 2
Входной контроль
Тест «Основы знаний о природе»
Выбери один правильный ответ
1. К живой природе относится:
а) клён;
б) воздух;
в) тепло;
г) камень.
2. К неживой природе относится:
а) гриб;
б) дуб;
в) дождевой червь;
г) свет.
3. К свойствам живых организмов относится:
а) питание;
б) плавление;
в) растворение;
г) ржавление.
4. Компонентами живой природы являются:
а) растения и воздух;
б) животные, грибы, бактерии, вода;
в) растения, животные, грибы, бактерии;
г) вода, воздух, почва
5. Наука, изучающая живые объекты:
а) экология;
б) биология;
в) география;
г) история.
6. Атмосфера – это:
а) водная оболочка;
б) воздушная оболочка;
в) твёрдая оболочка;
г) световая оболочка.
7. Наука о живом – это:
а) физика;
б) биология;
Результаты теста:
0-3 низкий уровень
в) химия;
4-6 средний уровень
г) география
7-8 высокий уровень
8. Яблоня относится к царству:
а) животных;
б) бактерий;
в) растений;
г) грибов
Ключ

1-а

2-г

3-а

4-в

5-б
29

6-б

7-б

8-в

Приложение3
Промежуточный контроль Тест «Я знаю многое о родном крае»
Выбери один правильный ответ
1. Какое животное изображено на гербе Свердловской области?
а) бобр;
б) орёл;
в) соболь;
г) лось.
2. Как называется самая высокая горная вершина Свердловской области?
а) Денежкин Камень;
б) Конжаковский Камень;
в) Серебрянский Камень;
Результаты теста:
0-3 низкий уровень
г) Эверест.
4-6 средний уровень
3. Какое растение тайги выше остальных?
7-8 высокий уровень
а) ольха;
б) черемуха;
в) яблоня;
г) лиственница.
4. Какой посёлок городского округа Карпинск был ликвидирован в 2020 году?
а) Кытлым;
б) Каквинские Печи;
в) Новая Княсьпа;
г) Веселовка.
5. В каком веке были высажены кедры и лиственницы рядом со зданием Богословской
больницы?
а) 18;
б) 19;
в) 20;
г) 21.
6. Какой городской округ не граничит с городским округом Карпинск?
а) Ивдельский;
б) Волчанский;
в) Краснотурьинский;
г) Новолялинский.
7. Какое растение не является редким и не внесено в Красную книгу Свердловской
области?
а) ирис сибирский;
б) калипсо луковичная;
в) пион уклоняющийся;
г) гвоздика пышная.
8. Какое животное не является редким и не включено в Красную книгу Свердловской
области?
а) рысь;
б) речная выдра;
в) европейская норка;
г) летяга.
Ключ
1-в
2-в
3-г
4-б
5-б
6-а
7-г
8-а
30

Приложение 4
Итоговый контроль
Анкета «Моя экологическая культура»
Ребятам предлагается прочитать утверждения, поставив напротив каждого из них
соответствующий ответ: да, нет, не знаю.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить.
Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнёздах,
вспугнёшь животных.
Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не
закончатся.
Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна
жизнь на Земле.
Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
Природа – это окружающая среда.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 бал, неправильный – 0 баллов. Степень
сформированности экологической культуры определяется по шкале:
1–4 баллов (низкий уровень). Незнание экологических взаимосвязей и
взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своё поведение, поступки в
природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
5–7 баллов (средний уровень). Недостаточное знание экологических взаимосвязей
организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе.
Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
8–9 баллов (высокий уровень). Знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в
природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них.
Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы
экологической культуры сформированы достаточно хорошо.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».