15. Евсеева А. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Начальная туристкая подготовка ГОТОВА

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»
Принята на заседании
педагогического
совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д
«26» июня 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Начальная туристская подготовка»
2023-2024
Возраст обучающихся 8-12 лет
Срок реализации - 1 год
Уровень программы: базовый
Тип программы: модифицированная
Автор-составитель:
Звездина Алёна Алексеевна
педагог дополнительного образования

Карпинск, 2023

Содержание
Пояснительная записка
1. Комплекс организационно-педагогических условий
2. Методическое обеспечение программы
3. Рабочая программа воспитания
4. Календарный план воспитательной работы
5. Список литературы
Приложения

2

3
6
14
15
22
26
27

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой
направленности
«Начальная
туристская
подготовка» составлена и разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Приказ Министерства Просвещения РФ от 27 июля 2022 г. n 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
− Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой
работе, организации отдыха детей и молодежи (2006 г.).
− Концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни окружающий мир» (А.А. Остапецсвешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
−Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программе муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» №
319-Д ОТ 21.12.2022 г.
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Уровень сложности программы дополнительного образования детей
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Новизна программы: программа рассчитана на детей 8-12 лет и даёт
общие сведения о туризме как виде спорта, однако не забывается об других
разделах, таких как ориентирование, подготовка к походу, туристский быт,
так как знания и умения в этих областях необходимы для успешного участия
в походах. Программа способствует всестороннему развитию личности
ребенка.
Актуальность программы «Начальная туристская подготовка»
заключается в том, что состояние физического развития, здоровья детей и
подростков приобретает настолько удручающий характер, что о нем
заговорили не только врачи и педагоги, проблема эта стала актуальной для
представителей широкой общественности. Поздно бить тревогу и заниматься
исследованиями, необходимо принимать энергичные меры для изменения
3

сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей,
является туризм. В условиях современного социума программа, несомненно,
является актуальной.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
занятия дают детям возможность коллективного общения, приобщения к
здоровому образу жизни, спорту, природе. Результаты освоения детьми
программы проявляются в специализированных соревнованиях,
Цель программы: формирование у обучающихся интереса к
занятиям туризмом.
Задачи программы:
Личностные задачи: Выработать у обучающегося:
 гражданскую и патриотическую позиции;
 социальную активность;
 Позитивную мотивацию к здоровому образу жизни;
 морально-волевые качества туриста-спортсмена: целеустремлённость,
настойчивость, смелость, решительность, инициативность;
 коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной,
соревновательной) деятельности.
Образовательные задачи:
 формировать предметные компетентности учащихся в области
спортивного туризма.
Метапредметные задачи:
 содействовать укреплению здоровья и формированию навыков
здорового образа жизни обучающихся;
 способствовать всестороннему физическому развитию и
целенаправленной физической подготовке;
 гармонично развивать интеллектуальные и физические возможности
личности ребёнка;
 Выявлять способных, с признаками одарённости детей, их поддержка
и развитие.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Год
Режим занятий/
Количество
Количество Итого
обучения/
продолжительность часов в
учебных
часов в
срок
неделю
недель
год
освоения
1 год
3/45 мин.
6
37
222
обучения
Возраст обучающихся участвующих
составляет 8-12 лет.
Срок реализации – 1 год.
Форма обучения – групповая.
4

в

реализации

программы

Формы проведения занятий: лекция; беседа; инструктаж;
теоретическое занятие; практическое занятие; походы.
Ожидаемые результаты:
Предметные (обучающие):
по окончании обучения учащиеся будут:
 знать:
 основы первой помощи и гигиены;
 узлы, применяемые в туризме;
 основы спортивного ориентирования и топографии;
 основы техники безопасности;
 основы техники скалолазания.
уметь:
 выполнять технические приемы при движении по естественному рельефу;
 пользоваться картой и компасом;
- учащиеся смогут оказывать первую помощь при травмах, ожогах,
обморожения, поражении электрическим током;
Метапредметные (развивающие):
 обучающиеся мотивированы на занятия туризмом, самостоятельно
планируют вектор своего развития, видят перспективу роста в туризме;
 будет разработан план индивидуального сопровождения способных, с
признаками одарённости детей, их поддержка и развитие;
 будут сформированы навыки здорового образа жизни обучающихся;
 обучающиеся смогут самостоятельно приготовить пищу, вымыть
посуду, ухаживать за одеждой, обувью, снаряжением;
 будет сформирована общая, в том числе речевая, культура поведения
на занятиях, в походах и экскурсиях;
Личностные (воспитательные): Будет повышен уровень физического
развития и физической подготовки в гармонии с интеллектуальным
развитием;
 сформирована патриотическая гражданская позиция;
 обучающиеся проявляют социальную активность в волонтерских
акциях, конкурсах и соревнованиях;
 сформирована позитивная мотивация к здоровому образу жизни;
 проявляются морально-волевые качества туриста-спортсмена:
целеустремлённость,
настойчивость,
смелость,
решительность,
инициативность;

проявляются
коммуникативные
навыки
в
спортивной
(тренировочной, соревновательной) деятельности и взаимодействии в
команде.

5

2. КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Учебный план
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Начальная туристская подготовка»
2023-2024 учебный год

всего

теория

практика

№
п/п

Формы текущего
контроля

3
3

3
3

0
0

собеседование

90
9

42
9

48
0

собеседование

9

9

0

собеседование

9

3

6

собеседование

9

3

6

собеседование

9
9

3
3

6
6

собеседование
собеседование

9
9
9

3
3
3

6
6
6

собеседование
собеседование
собеседование

9

3

6

собеседование

3.

ВВЕДЕНИЕ
Информация о работе
объединения, техника
безопасности.
Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история
развития туризма.
Личное и групповое туристское
снаряжение.
Организация туристского быта,
привалы и ночлеги.
Подготовка к походу,
путешествию.
Земля и карта.
Топографическая и спортивная
карты.
Компас, работа с компасом.
Измерение расстояний.
Ориентирование по местным
предметам. Действия в случае
потери ориентировки.
Туристские возможности родного
края, обзор экскурсионных
объектов, музеи.
Походная подготовка

60

36

24

3.1

Первая помощь

30

18

12

1.
1.1.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9

2.10

Наименование тем и разделов

6

собеседование

3.2

Способы транспортировки
пострадавшего

30

18

12

4.

Подготовка по спортивному
ориентированию
Рельеф, условные знаки
Чтение карты
Топография
Физическая подготовка
Силовая подготовка
Общеразвивающие упражнения
Беговая подготовка
ИТОГО за период обучения:

30

15

15

6
12
12
39
15
15
9
222

3
6
6
9
3
3
3
105

3
6
6
30
12
12
6
117

4.1
4.2
4.3
5.
5.1
5.2
5.3

собеседование

собеседование
собеседование
собеседование
нормативы
нормативы
нормативы

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы

Кол-во

Походы
Занятий на местности
Практические занятия
Экскурсии

4
15
15
2

Кол-во
часов
24
42
45
6

Содержание изучаемой программы
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Информация о работе объединения.
Теория: цель и задачи на учебный год. Знакомство с календарем,
графиком походов. Техника безопасности.
2. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Туристские путешествия, история развития туризма.
Теория: Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в
формировании характера человека, воспитании патриотизма, углублении
знаний, полученных в школе, приобретении трудовых навыков, воспитании
самостоятельности, чувства коллективизма.
История развития туризма в России. Современная организация туризма
в стране. История развития детско–юношеского туризма в стране и в нашем
городе. Знакомство с туристами–земляками.
7

Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный,
спелеотуризм. Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный
туризм, экскурсионный, международный.
2.2. Личное и групповое туристское снаряжение.
Теория: Требования к туристскому снаряжению; прочность, легкость,
безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность.
Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к
походу
с
учетом
сезона,
условий
похода.
Обеспечение
влагонепроницаемости рюкзака, палатки. Обувь туриста и уход за ней.
Сушка и ремонт одежды и обуви в походе.
2.3. Организация туристского быта, привалы и ночлеги.
Теория: Требования к месту бивака: жизнеобеспечение; наличие
питьевой воды, дров; безопасность; удаленность от населенных пунктов,
расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака
сухих и гнилых деревьев; комфортность; продуваемость поляны.
Организация бивака в безлесной зоне, в горах.
Установка палатки в различных условиях.
Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение
костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.
Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.
Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.
Правила работы дежурных по кухне.
Практика: ПВД: выбор места бивака. Самостоятельная работа по
развертыванию и свертыванию лагеря. Установка палаток в различных
условиях. Заготовка дров- работа с пилой и топором.
2.4. Подготовка к походу, путешествию.
Теория: Подбор группы и распределение обязанностей. Оформление
походной документации. Смотр готовности группы, его цели. Подготовка
снаряжения. Смета расходов на подготовку и проведение похода.
Практика: Составление подробного плана-графика похода. Заполнение
маршрутной документации. Составление сметы расходов.
2.5. Земля и карта.
Теория: Форма и размеры Земли. Географическая и топографическая
карты. Географические координаты точки на местности и определение их на
топографической карте. Современная технология создания топографических
карт.
Практика: Определение масштаба карты.
2.6. Топографическая и спортивная карты.
Теория: Виды топографических карт и основные сведения о них.
Какие карты лучше использовать при проведении походов. Условные знаки
топографических карт.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты.
Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные,
внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные
8

пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный
покров, местные предметы.
Практика: Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение
элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по
горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения группы с
учетом основных форм и элементов рельефа.
2.7. Компас, работа с компасом.
Теория: Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и
компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы,
влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий.
Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.
Практика: ПВД: упражнения по определению азимута, снятие азимута
с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение
через контрольные пункты по азимуту без использования карты.
2.8. Измерение расстояний.
Теория: Способы измерения расстояний на карте и на местности.
Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.
Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на
местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения
расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение
пройденного расстояния по времени движения.
Определение расстояния до недоступного предмета, высоты объекта,
ширины реки, оврага.
Практика: Измерение длины шага, построение графика перевода числа
шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов,
измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и
пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению
расстояния до недоступного предмета, высоты объекта, определению
ширины реки, оврага.
2.9. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае
потери ориентировки.
Теория: Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца,
Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи
местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности.
Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в
случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного
пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте, попытка найти
опорные ориентиры и подтвердить свои предположения. Необходимость
выхода на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование
троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту.
Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.
Практика: Упражнения по определению своего местонахождения на
различных картах. Определение сторон горизонта по местным предметам,
небесным светилам.
9

2.10. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных
объектов, музеи.
Теория: Территория и границы родного края. Рельеф, гидрография,
растительность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат,
его влияние на возможности занятий туризмом. Развитие промышленности,
сельского хозяйства, транспорта. Характеристика населения.
История города, памятные события, происходившие на его территории.
Знаменитые земляки, их роль в истории города. Карпинск в период Великой
Отечественной войны.
Экскурсионные
объекты
нашей
территории:
исторические,
архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи.
Практика: Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов.
3. ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА
3.1. Первая помощь.
Теория: Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских
походах: переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье,
попадание в лавину, утопления.
Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми
грибами и растениями, пищевых отравлений, желудочных заболеваний.
Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей,
беспокоящих насекомых.
Ушибы, ссадины, потертости.
Обработка ран, наложение жгута, ватно–марлевой повязки, способы
бинтования ран. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях.
Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе.
Практика: Освоение способов бинтования ран, наложения жгута.
Оказание первой помощи условно пострадавшим.
3.2. Способы транспортировки пострадавшего.
Теория: Иммобилизация (обездвиживание) пострадавшего подручными
и специальными средствами. Основное условие — обеспечение полного
покоя поврежденной части тела. Положение пострадавшего при
транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на
импровизированных носилках, при помощи наплечных лямок. Изготовление
носилок из шестов, волокуши из лыж.
Практика: ПВД: разучивание различных способов транспортировки
пострадавшего, изготовление носилок и волокуш.
4.ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ
4.1.Рельеф, условные знаки
Теория: Рельеф, формы рельефа. Условные знаки спортивных карт.
Классификация условных знаков (масштабные, линейные, внемасштабные,
точечные, площадные). Группы спортивных знаков, применяемые в
спортивном ориентировании.
4.2. Чтение карты
10

Теория: Воспроизведение карты и сличение с местностью. Чтение
объектов на карте и их сопоставление с местностью. Понятия «горизонталь»,
«полугоризонталь», «бергштрих».
Практика: Сличение карты с местностью и, наоборот, на основании
карты изобразить местность. Различение на местности различных форм
рельефа, крутизны склонов.
4.4. Топография
Теория: Определение топографии и топографических карт. Значение
топографических карт для туристов. Содержание топографической карты
(условные знаки, масштаб, рамка, координатная сетка, возраст). Понятие о
генерализации. Старение карты. Условные знаки топографических карт.
Назначения и свойства условных знаков. Виды условных
топографических знаков и их общие свойства. Масштабные и
внемасштабные топознаки и их характеристика. Пояснительные, цифровые и
буквенные характеристики. Деление топознаков по группам.
Практика: Изучение топознаков по группам (дороги и дорожные
сооружения, гидрография, растительность, рельеф, пояснительные).
Топографические диктанты, упражнения на запоминания знаков, игры, минисоревнования.
5.ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
5.1. Силовая подготовка
Практика: Упражнения в парах. Упражнения для рук и плечевого
пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища; для ног.
Упражнения с сопротивлением. Статические упражнения.
5.2. Общеразвивающие упражнения, специальные беговые
упражнения.
Практика: Походный шаг; переход с бега на шаг и с шага на бег; ходьба
на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стоп, в приседе, в полу
приседе, выпадами, приставными и с крестным шагом. Выполнение
упражнений для рук, плечевого пояса, ног, шеи, туловища.
5.5 Беговая подготовка
Практика: Бег по пересеченной местности до 2 км в медленном и
среднем темпе. Темповый бег до 1 км. Бег в гору, бег под гору. Переменный
бег по различным типам лесного покрова (чистый лес, средне и трудно
пробегаемый лес, по болотистой местности). Повторный и интервальный бег
на отрезках 10 - 100 метров.
Календарный учебный график программы (приложение №1)
Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
11

Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в
декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Цель-формирование у обучающихся интереса к занятиям туризмом
Задачи
Форма контроля Планируемый Цель проведения
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
личностные
Беседа.
Определен
Получение
образовательные
уровень
первичной
метапредметные
развития детей информации о
и их
ребенке
способности
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
личностные
Внутри
Обучающимис Определение
образовательные кружковые
я получены
обучающимися
метапредметные соревнования.
знания по
степени усвоения
темам,
знаний по
разделам
программе
программы
Итоговый контроль
Дата: май
личностные
Соревнования
У
Оценка качества
образовательные между
обучающихся
усвоения
метапредметные объединениями
сформирован
обучающимися
интерес к
содержания
занятиям
дополнительной
туризмом.
образовательной
программы по
итогам учебного
года или по
окончании
программы.
Текущий контроль
В течение учебного года
личностные:
наблюдение
Обучающийся Определение
Формирование
получил
степени усвоения
культуры
навыки
обучающимися
общения и
общения со
учебного
поведения в
сверстниками и материала.
социуме.
педагогами
Определение

12

образовательные соревнования
Способствовать
освоению знаний
по темам
программы
«Начальная
туристская
подготовка»

Обучающийся
усвоил знания
по темам
программы

метапредметные поход, экскурсия
Развитие
познавательного
интереса к
занятиям
туризмом

У
обучающегося
развит
познавательны
й интерес к
занятиям
спортивным
туризмом

готовности детей
восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованност
и воспитанников в
обучении.
Выявление
детей, отстающих
и опережающие
обучение. Подбор
наиболее
эффективных
методов и средств
обучения.

Оценочные материалы
Учебный
год

Год
Форма
обучения

2023-2024

1 год

Оценочные материалы

входящий

Тесты по туризму для учащихся
младшей возрастной группы.
Приложение 1
промежуточный Тесты. Подготовка к походу.
Приложение 2
итоговый
Зачетный поход выходного дня
Методические материалы

1.
2.
3
4

Разделы
Введение

Методическое обеспечение
Инструктажи по ОТ и ТБ.

Основы туристской
подготовки
Походная подготовка

Моргунов Б.П.Туризм.- Москва,
Просвещение.1978.
П.И. Лукоянов- Зимние спортивные походы.
Москва «Физкультура и спорт»1979
карты, схемы, компас; Методическая
разработка «Общие характеристики GPSнавигаторов» -Бобылев В.Л.-2020

Подготовка по
спортивному
ориентированию

13

к

5

Физическая подготовка

Седов Ар. Седов Ал.-сила и мужество.
Москва «Детская литература»1974
«Организация и проведение краеведческой
работы в туристских походах»,

6

Походная подготовка

7

Походная подготовка

«Краткий справочник юного туриста»,

8

Подготовка по
спортивному
ориентированию

«Занимательная
ориентирование»;

топография

и

Обеспечение программы:
Учебный кабинет, оборудованный: стендами, отображающими тематику
программы, библиотекой учебно-методической литературы; инвентарь и
снаряжение индивидуального и группового характера.
Раздаточный материал:
- Набор топографических карт;
- компаса жидкостные;
- набор карточек для развития зрительной памяти;
- набор карточек для определения азимута;
- набор карточек по топографическим знакам;
- набор карточек по личному и групповому снаряжению;
- набор карточек для занятий по ориентированию в помещении;
Наглядные пособия:
По темам - «Личное и групповое снаряжение», «Компас»; «Специальное
снаряжение туристов», «Топографические знаки», «Как связать носилки»,
Плакаты:
«Топографические знаки».
Снаряжение, специальное оборудование, инструменты:
походная аптечка;
ремонтный набор;
лыжи, лыжные палки;
палатки туристские;
рюкзаки;
коврики туристские;
тенты;
туристские котлы;
пила, топор;
спальные мешки;
приспособление для волокуш.

14

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022
№ 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

- создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической
поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для
жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной
среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ

Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение
детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений
15

о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного
отношения к национальным героям и культурным представлениям
российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание,
семейное воспитание): формирование ценностные представления о морали,
об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство,
любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов
России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности):
формирование и содействие здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых
знаний, интерес к творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного,
творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к
сознательному выбору профессии): формирует знания, представления о
трудовой деятельности; выявляет творческие способности и
профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся,
привитие осознанного стремления к правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)

№

Вид и цель деятельности

1

Познавательная

2

Обогащает представления учеников
об окружающей действительности,
формирует потребность в
образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение
и приумножение материальных
ценностей, формирование
уважительного отношения к
материальным ценностям как
16

Активная форма
организации деятельности
Экскурсии (в музей, на
выставку в библиотеку и т. п.),
конкурсы, турниры,
олимпиады.

Общественно-полезный труд
по самообслуживанию;
волонтёрская деятельность

3

4

средствам для существования
человека.
Общественная
Содействует социализации
школьников, включает их в
сопереживание проблемам общества,
приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное
осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на
осознание личностей причастности к
миру во всех его проявлениях,
осознание своего Я, развитие
рефлексии.

5

Художественная

6

Развивает чувствительное
мироощущение, потребность в
прекрасном, способность к
художественному мышлению,
реализует индивидуальные
способности.
Спортивно-оздоровительная

7

Круглый стол, дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ
«Как мы вели себя на
экскурсии, в походе?»,
«Законы товарищества»,
«Каким быть или кем быть?»;
диспут на нравственные темы,
например, «Зачем человеку
учиться?»; уроки культуры
поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники

Спортивные игры, состязания.

Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий
досуг, когда общение освобождено от
предметной цели и содержанием
деятельности является общение

Чаепития, Дни именинников,
прогулки, посещение
концертов, театров; встречи
друзей, поездки и т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития
и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения
цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление

Целевые ориентиры результатов воспитания
17

воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщ
ение детей к
культурному
наследию,экологичес
кое воспитание)

Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине –
России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу,
этнокультурную идентичность, проявляющий уважение
к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан
России;
Понимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему своей малой родины, родного
края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих
гражданских правах и обязанностях, ответственности в
обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам,
традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность
прошлому, настоящему и будущему народам России,
тысячелетней истории российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с
позиции их соответствия нравственным нормам, давать
нравственную оценку своим поступкам, отвечать за
них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражающий неприятие
любых форм поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий
человека, проявляющий готовность к сознательному
самоограничению.
18

Владеющий первоначальными навыками общения с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей
семьи, российские традиционные семейные ценности (с
учетом этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной
культуры своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные
ценности и моральные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного
выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных,
асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным
чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту брака
как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и
человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России

19

Здоровьесберегающ
ее направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

Соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия
спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и
душевному состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной,
интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и
других, стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о
природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, многообразии объектов и явлений
природы, о связи мира живой и неживой природы, о
науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному
знанию в разных областях.

20

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности
своей и других людей.
Выражающий готовность к участию в решении
практических трудовых дел, задач (в семье, школе,
своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать,
планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода на основе
изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни
для успешной профессиональной самореализации в
обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться
в профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к
такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и
построения индивидуальной траектории образования и
жизненных планов получения профессии, трудовой
деятельности с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
Профилактика
правонарушений, историческому и культурному наследию своего и
социально-опасных других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в
явлений
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание
ценности каждой человеческой личности, свободы
мировоззренческого выбора, самоопределения,
отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
в жизни, подготовка
к сознательному
выбору профессии)

4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направление
воспитательно

Мероприятие

Задачи работы по данному
Сроки
направлению
проведен
ия
21

й работы
Экологическая
Общекультурн
акция «Чистый
ое
(гражданскоберег»
патриотическо
Квест-игра
е
«Юные знатоки
воспитание, при родного края» для
общение детей
детей начальной
к культурному
школы ГО
наследию,
Карпинск
экологическое
День защитника
воспитание)
Отечества
Международный
женский день
День Победы.
Участие в акции
«Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»
Духовнонравственное (
нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Родительское
собрание.
Участие в
волонтерской
акции «10 000
добрых дел».
Участие в
мероприятиях,
посвященных
Дню пожилого
человека.
Поздравление
педагогов,
посвященное дню
учителя «Дорогой
педагог»
Праздник «День
Матери в России»
Новогодний
конкурс "Турист
года" для детей
достигших
успехов в
естественнонаучн

Формирования любви к
малой Родине,
экологическое воспитание;
Формирование гражданской
и правовой направленности
личности, активной
жизненной позиции;
Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и
уважения к традициям
Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека.
Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества,
таким, как патриотизм,
социальная солидарность,
гражданственность, семья,
здоровье, труд и творчество,
наука, традиционные
религии России, искусство,
природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.
Воспитание человека,
способного к принятию
ответственных решений и к
проявлению нравственного
поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной
культуры, основанной на
самоопределении и
самосовершенствовании.
Воспитание доброты,
22

Сентябрь
2023
Ноябрь
2023
Февраль
2024
Март
2024
Май 2024

Сентябрь
2023
Октябрь
2023
Ноябрь
2024
Ноябрь
2023
Декабрь
2023
Декабрь
2023
Март
2024

ой и туристско краеведческой
деятельности в
2022 году.
Участие в
городском
мероприятии
проводы
масленицы
«Собирайся,
детвора,
масленица к нам
пришла»
Экскурсия
«Конжаковское
горное кольцо»
Экскурсия
«Дорогой
Походяшина»
Неделя
Здоровьесберег
безопасности:
ающее
- презентация
направление:
(физическое
«Правила
воспитание и
безопасного
формирование
поведения на
культуры
дорогах»;
здоровья,
- просмотр
безопасность
видеороликов по
жизнедеятельн антитеррористиче
ости)
ской
безопасности;
- беседа о
пожарной
безопасности.

чуткости, сострадания,
заботы и милосердия.
Создание единой
воспитывающей среды, в
которой развивается
личность ребенка,
приобщение родителей к
целенаправленному
процессу воспитательной
работы образовательного
учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
образовательного
учреждения.

Апрель
2024

Июнь
2024

Повышение психолого –
педагогической культуры
родителей.

Формирование и развитие
знаний, установок,
личностных ориентиров и
норм здорового и
безопасного образа жизни с
целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и
социального здоровья
обучающихся как одной из
ценностных составляющих
личности обучающегося.
Формирование у учащихся
сознательного и
ответственного отношения к
личной безопасности и
Профилактическа безопасности окружающих,
я беседа
усвоение ими знаний и
«Терроризм – зло умений распознавать и
против
оценивать опасные
человечества»
ситуации, определять
способы защиты от них,
Всероссийский оказывать само- и
23

Сентябрь
2023

Сентябрь
2023
Октябрь
2023
Октябрь
2023
Июнь
2024

урок «Экология и взаимопомощь.
энергосбережение Способствовать
»
преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами
Фестиваль
физической культуры и
«Покоритель пяти занятием спортом.
вершин»
Областной
Активная практическая и
Общеинтеллек
конкурс-форум мыслительная деятельность.
туальное
"Уральский
Формирование потребности
направление:
(популяризация
характер"
к изучению, создание
научных знаний,
положительной
проектная
Муниципальный эмоциональной атмосферы
деятельность)
этап областной обучения, способствующей
экологической
оптимальному напряжению
кейс-игры для
умственных и физических
детей младшего сил учащихся.
школьного
Формирование интереса
возраста
к исследовательской и
GreenTeam»
проектной деятельности,
научной работе.
Выявление и развитие
природных задатков и
способностей обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его
потребности в
самосовершенствовании,
самореализации и
саморазвитии.
Единый урок
Формирование готовности
Социальное на
«Мы –
обучающихся к выбору
правление:
(воспитание
Россияне!»,
направления своей
трудолюбия,
посвященный
профессиональной
сознательного,
Дню
деятельности в соответствии
творческого
Конституции РФ с личными интересами,
отношения к
индивидуальными
образованию,
Ежегодная
особенностями и
труду в жизни, общероссийская способностями, с учетом
подготовка к
добровольческая потребностей рынка труда.
сознательному акция «Весенняя Формирование
выбору
неделя добра»
экологической культуры.
профессии)
(субботник)
Формирование
24

Февраль
2024

Апрель
2024

Апрель
2024

Профилактика
правонарушен
ий, социальноопасных
явлений

общественных мотивов
трудовой деятельности как
наиболее ценных и
значимых, устойчивых
убеждений в необходимости
труда на пользу обществу.
Воспитание личности с
активной жизненной
позицией, готовой к
принятию ответственности
за свои решения и
полученный результат,
стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и
самовыражению
Единый урок
Совершенствование
информационной правовой культуры и
безопасности.
правосознания
Всероссийский обучающихся, привитие
урок
осознанного стремления к
безопасности в правомерному поведению.
сети Интернет
Организация работы по
Проведение
предупреждению и
занятий с
профилактике асоциального
обучающимися с поведения обучающихся.
целью
Организация мероприятий
ознакомления их по профилактике
с личными
правонарушений,
правами и
табакокурения, наркомании,
обязанностями. токсикомании, алкоголизма.
Беседы с
элементами
дискуссии:
«Как благодарить
за помощь»
«Что такое
подарок?»
«Коррупция
порождения зла!»

25

Октябрь
2023
Ноябрь
2023 г.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Н. Спортивные походы в горах. - Издательство «Физкультура
и спорт», Москва.1994.
2. Колесникова А.В. Спортивное ориентирование. -2002.
3. Константинов Ю.С. Ориентирование как образ жизни. - Москва,2007.
4. Константинов Ю.С. Туристские спортивные маршруты. - Москва,
профиздат.1987.
5.Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Изд.
2-е. - м.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
6. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. -М.:
ЦДЮТиК, 2005.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - Издательство «Физкультура и
спорт», Москва.1990.
8. Кодыш Э.Н. Туристские слеты и соревнования. - Москва,
профиздат.1984.
9. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - Издательство
«Физкультура и спорт», Москва.1979.
10. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы.
Издательство «Физкультура и спорт», Москва.1981.
11. Моргунов Б.П. Туризм - Москва, Просвещение.1978.
12.Словарь юного туриста. Cост. В.М. Куликов. Л.М.Ротштейн.
Ю.В.Контантинова. - М.: ФЦДЮТик. 2004.
13.СтоляренкоА.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: 2002.
14.Седов Ар. Седов Ал.-сила и мужество. Москва «Детская
литература»1974

26

Приложение 1

Тесты для мониторинга
Тесты по туризму для учащихся младшей возрастной группы
Вопрос 1
Что такое туризм?
Варианты ответов

отдых на берегу моря;

путешествие по стране с рюкзаком;

поход на гору.
Вопрос 2
Какой из перечисленных видов не относится к туризму?
Варианты ответов

авиационный;

водный;

пешеходный
Вопрос 3
Какие вещи вы возьмете в поход?
Варианты ответов

подушку;

матрас;

компас
Вопрос 4
Какое снаряжение относится к личному снаряжению?
Варианты ответов

туристическая палатка;

казанок;

рюкзак.
Вопрос 5
Для чего предназначен компас?
Варианты ответов

узнать время;

для ориентирования на местности;

для измерения масштаба карты.
Вопрос 6
Что такое бивак?
Варианты ответов

участник группы, идущий последний в походной группе;

место размещения туристской группы для ночлега или отдыха;

день в походе, предназначенный для отдыха и подготовки группы к
дальнейшему движению по маршруту.
Вопрос 7
Какие предметы входят в состав ремонтного набора?
Варианты ответов

иголка, нитка, булавки;
27

зубная щетка. полотенце, нож;

пила, молоток, плоскогубцы.
Вопрос 8
Разводить костер необходимо.........
Варианты ответов

по возможности на старом кострище;

среди деревьев под нависающими ветвями;

рядом с палатками
Вопрос 9
Определите признаки наземные предметы и водная поверхность название
ветра штиль?
Варианты ответов

Флаг висит спокойно, водная поверхность зеркальная;

Флаг слабо развевается, рябить поверхность воды;

флаг вытягивается, волны становятся длиннее.
Вопрос 10
Определите название ветра шторм по признакам наземным и водным
предметы?
Варианты ответов

ломает большие деревья, высокие волны с длинными
опрокидывающимися гребнями;

срывает крыши, вырывает с корнем деревья, вся водная поверхность
становится белой от пены;

ломает тонкие ветки, гнутся большие деревья, высота и длина волн
заметно увеличиваются.
Вопрос 11
Какие птицы первые прилетают в марте месяце?
Варианты ответов

скворцы;

грачи;

соловьи.
Вопрос 12
В каких продуктах содержатся белки?
Варианты ответов

хлеб, крупа, картофель, мед;

мясо, рыба, молоко, бобы, горох;

сахар, гречка, яйцо.
Вопрос 13
В каких продуктах содержатся углеводы?
Варианты ответов

мясо, рыба, яйцо;

крупа, хлеб, картофель, мед;

молоко, сгущенка, горох.


Правильные ответы:1-1;2-1;3-3;4-3;5-2;6-2;7-3;8-1;9-1;10-1;11-1;12-2;13-2.
28

Приложение 2

Тест «Подготовка к походу»
1. Основное направление в работе по безопасности похода:

А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю,
выполнение инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
29

В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для
того, чтобы:
А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него
неожиданных поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;8-г;9-а;10-б;11-б;12-в;13-а

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».