12. Бобылева И.О. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Горизонт 2023-2024 ГОТОВА

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д «26» июня 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«Горизонт»
2023 г. – 2024 г.

Возраст обучающихся: 13 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: базовый
Статус: сетевая
Тип программы: модифицированная
Автор: Бобылева Ирина Олеговна,
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак», 1 КК

Карпинск 2023

Оглавление
Пояснительная записка ................................................................................................................. 3
Цель обучения: ....................................................................................................................... 4
Задачи программы: ................................................................................................................. 4
Возраст детей, ......................................................................................................................... 5
Формы обучения: ................................................................................................................... 5
Формы занятий: ...................................................................................................................... 5
Планируемые результаты ...................................................................................................... 5
1. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................................... 8
1.1. Учебный план .................................................................................................................. 8
1.2. Содержание учебного плана .......................................................................................... 9
1.3. Формы аттестации ....................................................................................................... 14
1.4. Оценочные материалы.................................................................................................. 15
1.5. Методическое обеспечение программы ..................................................................... 16
1.6. Материально-техническое обеспечение программы ................................................. 16
2.Рабочая программа воспитания………………………………………………………..17
2.1. Календарный план воспитательной работы…… ……………………………….… 22
Список литературы ..................................................................................................................... 17
Приложения ................................................................................................................................. 26

2

Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных
средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном
педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания:
нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор детей идет интенсивное умственное развитие.
Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой
сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют
сплочению группы вокруг педагога. Туристско-краеведческая деятельность позволяет создать
единый коллектив: педагог, родители, дети, что во многом содействует усилению
воспитывающего
воздействия
на
обучающихся,
улучшению
целенаправленности
педагогического воздействия.
Туристско-краеведческая деятельность, имеет огромный оздоровительный потенциал:
снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма.
Использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют
умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения обеспечивают формирование
познавательных способностей.
Вышеперечисленные факты являются обоснованием актуальности и новизны
программы дополнительного образования «Горизонт».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Горизонт» (далее
– Программа) составлена и разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха
детей и молодежи (2006 г.).
- Концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. ОстапецСвешников, М.И. Богатов, О.И. Мотков).
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
− Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и
экскурсий «Конжак» от 21.12.2022 г.
Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность
учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы,
истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, принять участие в
3

созидательной деятельности, развивать свои физические и творческие способности. Программа,
при реализации таких активных форм занятий как экскурсии и походы, способствует введению
растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба,
воспитанию патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию
родного края.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Программа будет реализована с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ № 273, гл.
2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
- различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного
обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Цель обучения: развивать естественную потребность обучающихся в познании мира,
своего края, его исторического, культурного и природного наследия через туристскокраеведческую деятельность.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
1.

Задачи программы:
Личностные:
Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и экологическую культуру.
Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе
формирования коллектива единомышленников – туристской походной группы.
Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества: взаимовыручку, дружбу,
честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость.
Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей.
Развивать физические возможности: силовые качества, выносливость, координация
движений и т.д..
Образовательные:
Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ
туристско-краеведческой деятельности.
Познакомить обучающихся с особенностями родного края (Урал, Свердловская
область, городской округ Карпинск), его рельефом, климатом, растительным и животным
миром, историей, культурой.
Познакомить с основными видами туризма: пешим, лыжным, горным, водным.
Научить пользоваться личным, групповым снаряжении, организации привалов и ночлегов
походе.
Познакомятся с туристскими должностями в походе и будут выполнять свою обязанность в
группе.
Будут знать о назначении и использовании топографических и спортивных карт и компаса,
навигатора уметь ориентироваться на местности с их помощью.
Будут владеть навыками гигиены тренировки и похода и оказания первой помощи.
Метапредметные:
Повышать привлекательность здорового образа жизни.
4

2.
3.
4.

5.

Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной жизнедеятельности в
социальной среде и окружающей природе.
Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой Родины, уметь
выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать
факты и события культуры, истории города.
Способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся для получения
дополнительных знаний о природе, географии, истории и культуре родного края.

Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Горизонт»
Год обучения/ Режим занятий/ Количество
Количество
Итого часов
срок освоения продолжительнос часов в неделю
учебных недель
ть
1 год
2/45 мин.
4
37
148
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 13–14 лет.
Формы обучения: групповая.
Формы занятий: Занятия по программе дополнительного образования «Горизонт» могут
быть теоретическими и практическими, проводиться в форме экскурсий, однодневных и
многодневных походов, презентаций, игр, конкурсов, викторин, тестов, акций, бесед.
В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное участие в
воспитательных мероприятиях.
Планируемые результаты
Личностные:
Обучающиеся осознают, что такое любовь к родному Отечеству, его истории и народу, к труду,
к другим людям, к природе;
Обучающиеся научатся:
- взаимодействовать при решении задачи;
-отстаивать свою позицию;
- принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;
Обучающиеся будут:
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- активно заниматься спортом и физкультурой;
Предметные:
Обучающиеся должны:
- приобрести знания о правилах ведения здорового образа жизни, о правилах поведения
человека в лесу, о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о
правилах обращения с опасными инструментами; об основных нормах гигиены; о принятых в
обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах
нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре
родного края.
По окончании обучения дети будут знать основные группы (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые) и виды растений, группы (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери) и виды животных; о взаимосвязи между неживой и живой
5

природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными
животными), взаимосвязи между природой и человеком. У них сформируются навыки
безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе и истории города. Они
научатся исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности
природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города.
Метапредметные:
Обучающиеся:
- приобретут опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками;
- приобретут опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других
людей;
- разовьют умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Обучающиеся должны знать:
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- музеи, исторические и памятные места своего города, района;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфические особенности организации путешествий;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основы методики оформления краеведческого исследования;
- основные виды растительности и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в
пешеходных путешествиях;
- способы охраны природы в туристическом путешествии;
- способы ориентирования на местности.
Обучающиеся должны уметь:
- общаться с людьми;
- вести краеведческие наблюдения;
- работать с научно-популярной литературой;
- осуществлять фотосъемку объектов туристического интереса;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своем городе;
- рисовать планы местности;
- владеть техникой перемещения на местности пешком;
- владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и искусственных
препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
- инициативностью;
- аккуратностью;
- коммуникабельностью;
- целеустремленностью;
- самокритичностью;
6

- творческой активностью;
- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельностью;
- исполнительностью;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физической активностью;
- выносливостью;
- упорством в достижении поставленных целей;
- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологической культурой;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбием.

7

1. Комплекс организационно-педагогических условий
1.1. Учебный план

История развития туризма. Чем полезны и
интересны туристские походы и
путешествия.
Туристские возможности родного края.
Моя малая Родина. Экскурсии.

Практика

2

1

1

4

4

0

16

4

12

12

4

8

18

8

10

Топографическая подготовка.
Ориентирование на местности.

16

8

8

Туристский быт.
Наблюдения за погодой в походе.

8

4

4

Туризм и краеведение.
Виды туризма.

Питание в походах
8

4

4

12

4

8

20

8

12

8

2

6

Многодневные туристские путешествия,
экспедиции.

16

8

8

Безопасность туристских мероприятий.
Правила поведения в природе.

8

4

4

148

63

85

Здоровье туриста
Туристские слеты, соревнования,
Краеведческие конкурсы и конференции.
Общая физическая подготовка

Итого часов

8

Формы
текущего
контроля

Теория

Цели и задачи объединения. Инструктаж по
ОТ и ТБ

Всего

Наименование разделов/ Количество часов

Наблюдение
Тест
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Викторина
Кроссворд Опрос
Наблюдение
Конкурсы
Игры
Топодиктант.
Движение по легенде
Наблюдение за
выполнением практических
задач
Наблюдение за
выполнением практических
задач
Наблюдение за
выполнением практических
задач
Результат участия в
соревнованиях и конкурсах
Соответствие нормативов
спорт. подготовки
Участие в походе и
написании отчета
Тестирование

По программе предусмотрены практико-ориентированные формы:
Формы*

Кол-во в год
2
1
4
14

Экскурсии
Многодневный поход
Соревнования
Практические занятия в классе
Итого

часов
4
16
24
41
85

Мероприятия
Многодневный поход
1. Река Каква – 16 часа
Экскурсии
1. Экскурсия «Дорогой Походяшина». - 2 часа.
2. Экскурсия «Тропою памяти» - 2 часа.
Соревнования
1. Городской туристский слет школьников – 8 часов
2. Соревнования по ориентированию – 4 часа
3. Первенство «Школа безопасности» - 8 часов
4. Техника пешеходного туризма – 4 часа

1.2. Содержание учебного плана
1.
Цели и задачи объединения. Инструктаж по ОТ и ТБ.
Теория: Правила пожарной и электрической безопасности. Безопасность на занятиях в
кабинете и на местности. Антитеррористическая безопасность.
Практика: Входное тестирование «Тесты по туризму».
2.
История развития туризма. Чем полезны и интересны туристские походы и
путешествия.
Теория: Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития,
оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков.
Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны.
Организация туризма в России.
Спортивной, образовательный, рекреационный, экскурсионный туризме.
Туристские нормативы на спортивные разряды и значки «Юный путешественник России»,
«Юный турист России», «Юный краевед России».
3.
Туристские возможности родного края.
Теория: Карпинск – туристический центр Северного Урала. Наиболее интересные места
для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры. Памятники природы.
Краеведческие музеи в Карпинске.
Практика: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям Карпинска и поселка
Сосновка. Викторина «Я знаю многое о родном крае».
4.
Туризм и краеведение. Моя малая Родина. Экскурсии.
Теория: Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, поисковая
9

работа. Фиксирование собранного материала: полевой дневник туриста-краеведа, фотовидеосъемка, диктофон, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий.
Оформление краеведческого материала.
Эколого-краеведческие умения по изучению природы края: изучение растительного и
животного мира, методики изучения различных природных сообществ. Фенологические
наблюдения в природе.
Географическое положение, природные условия и ресурсы края. Гидрография, геология,
климат. Растительный и животный мир.
История возникновения поселков Богословский и Угольный, поселка Сосновка
Дореволюционное прошлое нашего края, времена Гражданской войны. Боевые и трудовые
подвиги народа во времена Великой Отечественной войны.
Практика: Работа с политико-административными, экономическими и физикогеографическими картами Урала и Свердловской области.
Составление ребусов, кроссвордов по географии, истории и культуре Урала. Разработка и
оформление настольных игр для изучения растительности и животного мира. Составление
презентаций, видеофильмов на основе собранного материала.
Составление дневника туриста-краеведа во время похода, экспедиции.
Написание и защита исследовательской краеведческой работы (индивидуально, по
желанию, за рамками сетки часов).
Экскурсия «Тропа памяти».
Экскурсия «Дорогой Походяшина».
5.
Виды туризма.
Теория: Пешеходный туризм: Требование к снаряжению.
Понятие о личном и
групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневного, двухдневного и
трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и
недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке.
Одежда и обувь для летних и зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и
недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение
ремонтного набора. Хозяйственный набор: рукавицы, ножи, плоскогубцы, запас ниток,
проволоки и др.
Горный туризм: Отличие в подборе снаряжения для совершения горного похода: кошки,
каски, альпеншток, лавинный шнур, лавинный радио-маячок. Виды страховки. Использование
страховки и самостраховки.
Лыжный туризм: Особенности снаряжения туриста-лыжника. Лыжи, крепления, палки,
одежда, обувь. Уход за лыжами. Транспортировка лыж.
Водный туризм: Основы речной лоции. Терминология. Категорирование рек.
Разновидности типов речных судов. Посадка и выход из лодки, катамарана. Специальное
снаряжение туриста-водника: каска, спасательный жилет, одежда, обувь.
Техника гребли: прямые гребки, обратные, управляющие. Движение против течения,
движение кормой, швартовка.
Техника безопасности. Аварии и их ликвидация. Самоспасение. Виды страховки.
Использование страховки и самостраховки.
Практика: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за
ним и ремонт.
Установка палатки.
10

Вязание узлов: прямой, академический, брамшкотовый, двойной проводник, проводниквосьмерка, австрийский проводник, схватывающие узлы, встречная восьмерка, встречный,
грейпвайн, булинь на опоре, стремя на опоре, двойной булинь, штык, грейпвайн-удавка.
Отработка техники движения по тропам, по пересеченной местности, техники движения
на подъемах, спусках, траверсе склонов.
Отработка техники движения туриста-лыжника: одношажный, двухшажный,
попеременный ход. Движение на спуске, подъеме. Техника торможения.
Сборка и разборка катамарана. Укладка и крепление рюкзаков на катамаране. Отработка
посадки и выхода из катамарана. Отработка техники гребли. Укладка рюкзаков, подгонка
снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.
Установка палатки.
Вязание узлов: прямой, академический, брамшкотовый, двойной проводник, проводниквосьмерка, австрийский проводник, схватывающие узлы, встречная восьмерка, встречный,
грейпвайн, булинь на опоре, стремя на опоре, двойной булинь, штык, грейпвайн-удавка.
Отработка техники движения по тропам, по пересеченной местности, техники движения
на подъемах, спусках, траверсе склонов.
Сборка и разборка катамарана. Укладка и крепление рюкзаков на катамаране. Отработка
посадки и выхода из катамарана. Отработка техники гребли.
6.
Топографическая подготовка. Ориентирование на местности.
Теория: Значение топографических карт для туристов.
Изучение топознаков по группам. Типичные формы рельефа и их изображение на
топографической карте. Характеристика местности по рельефу.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и
вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и
дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимут.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Спортивный жидкостный компас. Правила
обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Ориентирование по
местным признакам, солнцу, звездам.
Общая характеристика GPS-навигации. Виды навигаторов. Возможности GPS.
Ориентирование с помощью навигатора в походе и на соревнованиях.
Практика: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению
масштаба, измерению расстояния на карте. Занятия по практическому использованию
навигаторов.
Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными
формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков. Занятия с
тренажером «Лото «Топографические знаки».
Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на
заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая
засечка).
Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.
7.Туристский быт. Наблюдения за погодой в походе.
Теория: Туристский бивак. Продолжительность и периодичность привалов в походе в
зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.

11

Планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора
воды и умывания, туалетов).
Зачем туристу костер (типы костров): обогрев, приготовление пищи, сушка одежды,
отпугивание насекомых и диких животных. Правила заготовки дров и разведения костра. Меры
безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Меры безопасности при переноске в
рюкзаке колющих и режущих предметов.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Метеорологические наблюдения: осадки, семейства и типы облаков, скорость ветра,
температура воздуха и воды. Необходимость наблюдений за погодой в походе. Предсказание
погоды по народным приметам, растениям, поведению животных. Дневник наблюдений за
погодой.
Практика: Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря во время
многодневного похода. Заготовка дров. Сушка одежды и обуви. Ведение дневника наблюдений
за погодой.
8.
Питание в походах
Теория: Организация питания в 2-3-дневном походе. Требования к продуктам: малый вес,
питательная и энергетическая ценность, быстрота приготовления, большой срок хранения,
возможность утилизации упаковки. Нормы питания в походе с учетом содержания белков,
жиров, углеводов, витаминов и минералов. Составление меню, списка продуктов. Фасовка,
упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Практика: Составление меню и списка продуктов для похода. Закупка, фасовка и
упаковка продуктов.
9.
Здоровье туриста
Теория: Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, труда, отдыха.
Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур. Умывание,
обтирание, парная, баня, душ, купание. Гигиена обуви и одежды. Вредное влияние курения и
употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.
Походная аптечка: составление походной аптечки, хранение и транспортировка аптечки.
Личная аптечка туриста.
Основные приемы оказания первой помощи: Помощь при различных травмах. Тепловой и
солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим
током. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся.
Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки,
обработка ран, промывание желудка.
Приемы транспортировки пострадавшего: зависимость способа транспортировки
пострадавшего от характера и места повреждения. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в
рюкзаке на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со
штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов,
волокуши
из
лыж.
Практика: Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств
личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для
тренировок и походов, уход за одеждой и обувью.
Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно
пострадавшему.
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки
пострадавшего.
12

10.
Туристские слеты, соревнования. Краеведческие конкурсы и конференции.
Теория: Задачи туристских слетов и соревнований. Организация слетов, судейская
коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия проведения. Порядок
проведения. Подведение итогов и награждение победителей.
Медицинское обеспечение, охрана природы. Меры безопасности при проведении
туристских слетов и соревнований.
Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции,
этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников.
Краеведческие конкурсы и конференции. Структура исследовательской работы.
Требования к оформлению исследовательских работ. Оформление презентации. Защита.
Практика: Изучение положений и условий проведения соревнований. Выступление в
туристских соревнованиях в качестве участников. Участие в краеведческих конкурсах и
конференциях в качестве слушателей и авторов проекта.
11.
Общая физическая подготовка
Теория: Основная задача общей физической подготовки — развитие и
совершенствование
физических,
моральных
и
волевых
качеств
туристов.
Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения безаварийного и стабильного
прохождения маршрутов туристских походов.
Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных
возможностей организма, в разностороннем развитии спортсменов, в успешном овладении
техникой и тактикой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на
различных этапах обучения.
Практика: Каждое занятие проводится разминка на 20-30 минут, в зависимости от
условий (на улице, в помещении, погодные условия). Упражнения для рук и плечевого пояса.
Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения в парах с
сопротивлением.
Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические
упражнения.
12.
Многодневные туристские путешествия, экспедиции.
Теория: Правила организации и проведения туристского похода. Предварительное
знакомство с районом путешествия. Изучение отчетов о походе групп, прошедших данный
маршрут ранее.
Определение нитки маршрута, ходовой нагрузки, мест стоянок и ночевок. Обязанности в
группе. Дисциплина в походе. Правила оформления отчета о походе.
Практика: Разработка маршрута, составление сметы расходов. Оформление походной
документации (маршрутный лист, дневник, смета).
Комплектование снаряжения, укладка рюкзака. Составление походного меню,
определение расхода продуктов.
Выполнение обязанностей в соответствии с поручением и ведение дневника выполнения
обязанностей (дневник хронометриста, метеоролога, краеведа, штурмана, летописца и т.д.).
Написание отчета о походе.
13.
Безопасность туристских мероприятий. Правила поведения в природе.
Теория: Безопасность – основное требование ко всем туристским мероприятиям:
путешествиям, соревнованиям. Безопасность зоны бивака, размещения лагеря и костра. Работа
с острыми и режущими инструментами, их переноска. Предупреждение заболеваний, травм.
13

Правила страховки и самостраховки при преодолении сложных участков маршрута в походе,
этапов на соревнованиях.
Практика: Тренировка по наведению навесной переправы полиспастом, переправы по
бревну через ручей и сухой овраг, организация страховки и самостраховки.

1.3. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из входного
контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, дневник
наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и
другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по результатам их
участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях
различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях,
активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний,
низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг по
следующим направлениям: творческая деятельность, эмоционально-ценностные отношения,
социально-значимая деятельность.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей
проводится входной контроль
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце учебного
года проводится итоговый контроль.
Задачи

Форма контроля

Входной контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Цель проведения

Дата: сентябрь
Определен уровень
Беседа, опрос,
развития детей и их
тестирование.
способности

Промежуточный контроль
Личностные
Образовательные

Планируемый результат

походы,
конкурсы,
игры,

Получение первичной
информации о ребенке

Дата: декабрь
Обучающимися
получены знания по
темам, разделам

14

Определение степени
усвоения обучающимися

Метапредметные

творческие
задания, тест

Итоговый контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Формирование навыков
безопасного поведения в
природе, уважительного
отношения к природе,
истории и культуре
родного города
Образовательные:
Стимулирование
интереса к знакомству с
природными и
культурными объектами
родного города
Метапредметные:
Формирование
позитивной мотивации к
участию в экскурсиях,
походах выходного дня,
волонтерских акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности

знаний по программе

Дата: май
соревнования,
походы,
учебноисследовательс
кие работы,
конкурсы,
тесты

Текущий контроль
Личностные:

программы

У обучающихся
сформировано
уважительное отношение
к природе, истории и
культуре родного города

Оценка качества усвоения
обучающимися
содержания программы по
итогам учебного года

В течение учебного года
Наблюдение,
Тест

У обучающихся
сформированы навыки
безопасного поведения в
природе, уважительное
отношение к природе,
истории и культуре родного
города

Викторина,
Тест,
Участие
в
соревнованиях,
Наблюдение

Обучающиеся проявляют
интерес к знакомству с
природными и культурными
объектами родного города

Акции,

Обучающиеся участвуют в
экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских акциях, у них
высока познавательная и
общественная активность.

Экскурсии,
Походы,
Тесты

Определение степени
усвоения
обучающимися
учебного материала.
Определение
готовности детей к
восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности в
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающих
обучение. Подбор
наиболее эффективных
методов и средств
обучения.

1.4. Оценочные материалы
Форма
Входящий контроль

Оценочные материалы
Приложение 1. Тесты по туризму.

Промежуточный контроль
Итоговый контроль

Приложение 2. Тест «Подготовка к походу»
Приложение 3. Краеведческая викторина «Юные
знатоки Урала»
15

1.5. Методическое обеспечение программы
1. Атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы» (Плешаков А.А.).
2. Видеопрезентация «Карпинск в годы Великой Отечественной войны».
3. Видеопрезентация "Городской округ Карпинск".
4. Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор".
5. Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала».
6. Видеоролики о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
7. Игра «Туристенок».
8. Инструкции по технике безопасности, утверждённые МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
9. Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску»
10. Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории Урала. Выпуск
71. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — С. 20. — 128 с.
11. Плакаты по безопасности.
12. Плакаты: «Растения леса», «Растения луга», «Лекарственные растения Среднего Урала»,
«Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала»
13. Презентация «Лесная аптека».
14. Справочник-определитель «Деревья и кустарники Среднего Урала»,
15. Столица Уральского севера. Upmonitor.ru
16. Сценарий «Экскурсия "Дорогой Походяшина".
17. Сценарий «Экскурсия «Колокольные звоны».
18. Сценарий «Экскурсия "Площади города"
19. Сценарий «Экскурсия «Тропа памяти».
20. Сценарий «Экскурсия «Шестидесятый меридиан». Гора Голая (Водонапорная башня) –
Метеостанция».
21. Фильм «Природа в разное время года»
22. Фильмы: «Там, где тайга, река и скалы. Северный Урал». «Седой Урал».
23. Фотоматериалы о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
24. Интернет ресурсы: https://gdk-karpinsk.ekb.muzkult.ru.
25. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым.
26. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru.

1.6. Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для
педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения учебных и наглядных пособий,
ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы.
Дидактические материалы:
1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция минералов).
2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации)
Снаряжение и оборудование:
1. Палатки туристские – 5 шт;
2. Спальные мешки – 15 шт;
3. Рюкзаки– 15 шт;
4. Коврики туристские – 15 шт;
16

5. Туристские котлы – 3 шт;
6. Пила, топор в чехлах, растяжка;
7. Походная аптечка – 1 шт;
8. Ремонтный набор – 1 шт;
9. Компас – 15 шт;
10. Комплект карт;
11. Навигатор – 2 шт;
12. Канцелярские товары.
13. Зарядное устройство на солнечных батареях – 2 шт;
14. Радиостанция – 2 шт;
15. Каска – 15 шт;
16. Спутниковый трек типа SPOT– 2 шт;
17. Лыжи и палки лыжные – 15 пар (предоставляет школа в соответствии и договором о
сетевом взаимодействии);
18. Катамаран в комплекте с веслами, - 2 шт;
19. Спасательные жилеты – 15 шт.
2.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также
к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям
и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.

17

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой
родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России,
уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского
народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание):
формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло,
истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора,
достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу
жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой
деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии):
формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности
и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
18

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на

к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.

нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники

Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивные игры, состязания,
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
именинников, прогулки, посещение
когда общение освобождено от предметной концертов, театров; встречи друзей,
цели и содержанием деятельности является
поездки и т. д.
общение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме
целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
Целевые ориентиры результатов воспитания
направление
воспитательной
работы
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Общекультурное
(гражданскоИмеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
патриотическое
территории, расположении.
воспитание, приобщение Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
детей к культурному
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
наследию,экологическое Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
воспитание)
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное

Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
19

воспитание)

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
20

безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

21

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное (
гражданскопатриотическое
воспитание, приоб
щение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Духовнонравственное (нра
вственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Мероприятие

День защитника
Отечества
Международный
женский день
День Победы. Участие в
акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»
Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого человека.
Праздник «День Матери
в России»
10 000 добрых дел
Новогодний конкурс
"Турист года" для детей
достигших успехов в
естественнонаучной и
туристско краеведческой
деятельности в 2023
году.
Экскурсия « Тропа
памяти»
Экскурсия «Тропою
Походяшина»

Родительское собрание
«Лето- 2024.

Здоровьесберегаю
щее направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельност

Неделя безопасности:
- презентация «Правила
безопасного поведения
на дорогах»;
- просмотр
видеороликов по
антитеррористической
безопасности;

Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской и
правовой направленности личности,
активной жизненной позиции;
Формирование у воспитанников
таких качеств, как долг,
ответственность, честь, достоинство,
личность.
Воспитание любви и уважения к
традициям Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность,
семья, здоровье, труд и творчество,
наука, традиционные религии России,
искусство, природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и к
проявлению нравственного поведения
в любых жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной культуры,
основанной на самоопределении и
самосовершенствовании.
Воспитание доброты, чуткости,
сострадания, заботы и милосердия.
Создание единой воспитывающей
среды, в которой развивается
личность ребенка, приобщение
родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы
образовательного учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры родителей.
Формирование и развитие знаний,
установок, личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного образа
жизни с целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и социального
здоровья обучающихся как одной из
ценностных составляющих личности

22

Сроки
проведения

Февраль
2024
Март 2024
Май 2024

Сентябрь
2023
Октябрь
2023

Декабрь
2023

Март 2024

Апрель 2024

Май 2024

Сентябрь
2023

и)

- беседа о пожарной
безопасности.
Единый урок прав
человека
Тематическая беседа
«Охрана природы – твоя
обязанность»
Фестиваль «Покоритель
пяти вершин»
Экскурсии и походы

Общеинтеллектуа
льное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

Социальное напра
вление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору профессии)

Областной конкурсфорум "Уральский
характер" конкурс
"Природа Урала"

Ежегодная
общероссийская
добровольческая акция
«Весенняя неделя
добра» (субботник)

обучающегося.
Формирование у учащихся
сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих, усвоение
ими знаний и умений распознавать и
оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты от них,
оказывать само- и взаимопомощь.
Способствовать преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами физической
культуры и занятием спортом.
Активная практическая и
мыслительная деятельность.
Формирование потребности к
изучению, создание положительной
эмоциональной атмосферы обучения,
способствующей оптимальному
напряжению умственных и
физических сил учащихся.
Формирование интереса
к исследовательской и проектной
деятельности, научной работе.
Выявление и развитие природных
задатков и способностей
обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его потребности
в самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии.
Формирование готовности
обучающихся к выбору направления
своей профессиональной
деятельности в соответствии с
личными интересами,
индивидуальными особенностями и
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование экологической
культуры. Формирование
общественных мотивов трудовой
деятельности как наиболее ценных и
значимых, устойчивых убеждений в
необходимости труда на пользу
обществу. Воспитание личности с
активной жизненной позицией,
готовой к принятию ответственности
за свои решения и полученный
результат, стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению

23

Декабрь
2023
Январь
2024
Июнь 2024
Июль 2024
Февраль
2024

Апрель 2024

Профилактика
правонарушений,
социальноопасных явлений

Единый урок
информационной
безопасности.
Всероссийский урок
безопасности в сети
Интернет

Совершенствование правовой
культуры и правосознания
обучающихся, привитие осознанного
стремления к правомерному
поведению.
Организация работы по
предупреждению и профилактике
асоциального поведения
обучающихся.
Организация мероприятий по
профилактике правонарушений,
табакокурения, наркомании,
токсикомании, алкоголизма.

24

Октябрь
2023

Список литературы
1. Байдуков В.А. «По Уралу», "Сократ ИД", 2011, 240 с.
2. Баринова И. «География. Природа России. 8 класс». 2003.
3. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю. Путь через века: От Богословского медеплавильного до
Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 88.с
4. Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Коллективная литературно – публицистическая,
историко – документальная книга о Карпинске. Карпинск: Редакция газеты «Карпинский
рабочий», 2006, 227 с.
5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - М.
ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600 с, илл.
6. Концепция детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.
Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
7. Красная книга Свердловской области : животные, растения, грибы / Министерство
природных ресурсов Свердловской области; [составители : В. Н. Большаков и другие ;
редколлегия: Н. С. Корытин, кандидат биологических наук (ответственный редактор) и другие].
- Екатеринбург : Баско, 2008. - 254 с.
8. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин А.И., 2000. – М:
ООО «Издательство АСТ», 2000, 135 с.
9. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе, дополненное)». –
Екатеринбург: «Чароид», 2008, 471 с.
10. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург: «Чароид». 2006, 291 с.
11. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» № 10 от 24 октября
2006 года.
12. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» №11 от 28 ноября
2006 года.
13. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 8 февраля 2005
года.
14. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 25 апреля 2006
года.
15. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 12 апреля 2005
года.
16. Путеводитель по памятным местам Карпинска
17. Человек пришел на Урал: были и былички, записанные юными летописцами в уральских
селах и деревнях.- Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ»,1998,
160 с. (сер. Летопись Уральских деревень»)
18. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». — Карпинск,
2009. — 262 с.
19. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
20. Интернет: http://slovorus.ru/
21. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/
22. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/
23. Интернет: http://wikipedia.org/wiki.ru/
24. Интернет: http://dic.academic.ru
25. Интернет: http://my.krasnoturinsk.ru
26. Интернет: http://www. bogoslovsk.ru
25

Приложение 1
Входящий контроль
Тесты по туризму.
Вопрос 1
Что такое туризм?
Варианты ответов
 отдых на берегу моря;
 путешествие по стране с рюкзаком;
 поход на гору.
Вопрос 2
Какой из перечисленных видов не относится к туризму?
Варианты ответов
 авиационный;
 водн
 пешеходный
Вопрос 3
Какие вещи вы возьмете в поход?
Варианты ответов
 подушку;
 матрас;
 компас
Вопрос 4
Какое снаряжение относится к личному снаряжению?
Варианты ответов
 туристическая палатка;
 казанок;
 рюкзак.
Вопрос 5
Для чего предназначен компас?
Варианты ответов
 узнать время;
 для ориентирования на местности;
 для измерения масштаба карты.
Вопрос 6
Что такое бивак?
Варианты ответов
 участник группы, идущий последний в походной группе;
 место размещения туристской группы для ночлега или отдыха;
 день в походе, предназначенный для отдыха и подготовки группы к дальнейшему движению
по маршруту.
Вопрос 7
Какие предметы входят в состав ремонтного набора?
Варианты ответов
 иголка, нитка, булавки;
 зубная щетка. полотенце, нож;
 пила, молоток, плоскогубцы.
Вопрос 8
Разводить костер необходимо.........
Варианты ответов
 по возможности на старом кострище;
 среди деревьев под нависающими ветвями;
 рядом с палатками
26

Вопрос 9
Определите признаки наземные предметы и водная поверхность название ветра штиль?
Варианты ответов
 Флаг висит спокойно, водная поверхность зеркальная;
 Флаг слабо развевается, рябить поверхность воды;
 флаг вытягивается, волны становятся длиннее.
Вопрос 10
Определите название ветра шторм по признакам наземным и водным предметы?
Варианты ответов
 ломает большие деревья, высокие волны с длинными опрокидывающимися гребнями;
 срывает крыши, вырывает с корнем деревья, вся водная поверхность становится белой от
пены;
 ломает тонкие ветки, гнутся большие деревья, высота и длина волн заметно увеличиваются.
Вопрос 11
Какие птицы первые прилетают в марте месяце?
Варианты ответов
 скворцы;
 грачи;
 соловьи.
Вопрос 12
В каких продуктах содержатся белки?
Варианты ответов
 хлеб, крупа, картофель, мед;
 мясо, рыба, молоко, бобы, горох;
 сахар, гречка, яйцо.
Вопрос 13
В каких продуктах содержатся углеводы?
Варианты ответов
 мясо, рыба, яйцо;
 крупа, хлеб, картофель, мед;
 молоко, сгущенка, горох.
Правильные ответы:1-1;2-1;3-3;4-3;5-2;6-2;7-3;8-1;9-1;10-1;11-1;12-2;13-2.

27

Приложение 2.
Промежуточный контроль
Тест «Подготовка к походу»
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение
инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того, чтобы:
28

А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него неожиданных
поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;8-г;9-а;10-б;11-б;12-в;13-а

29

Приложение 3.
Итоговый контроль
«Краеведческая викторина «Юные знатоки Урала»
Викторина проводится в виде игры. Вопросы викторины и иллюстрации к ним
демонстрируются на экране, дети записывают ответ на бланке. Подводятся итоги викторины по
наибольшему количеству правильных ответов.
Событийные вопросы с использованием фотографий
Слайд 1. Фото марафона «Конжак». Где и когда происходит это событие?
Слайд 2. Фото колонны Бессмертного полка. В какой день проходит это шествие?
Слайд 3. Фото лыжников. Какое мероприятие проводится в феврале по всей стране?
Памятники
Слайд 4. Бюст Карпинского и Вахрушева. Где и кому установлены эти памятники?
Слайд 5. Фото ковша. Работникам какой профессии установлен этот памятник?
Слайд 6. Памятник Ленину. Кому установлен памятник, чем известен этот человек?
Реки и горы
Слайд 7. Фото Турьи. Как называется река, на которой расположен наш город? Что в
переводе с мансийского языка означает её название?
Слайд 8. Фото висячего моста через Какву. Как называется самая красивая река нашего
района, на правом берегу которого расположен лагерь «Светлячок»?
Слайд 9. Фото горных вершин. Напишите любые три горные вершины, видимые со
смотровой площадки?
Задание. Напишите три ближайших к Карпинску города.
Растения
Задание. Назовите все хвойные растения нашего леса.
Задание. Какое дерево обрезают весной, чтобы сформировать пышную крону?
Задание. Какие деревья высажены вдоль площади Славы?
Задание. Сок какого дерева собирают весной?
Животные
Слайд 10. Фото старого лося. Задание. Почему старых лосей называют сохатыми?
Задание. Какие насекомые леса имеют домашний скот?
Задание. У певчих птиц обычно хорошо поют самцы. А у каких птиц обитающих в нашей
области, лучше поют самки?
Когда говорят о несбыточных желаниях, употребляют выражение «Ему птичьего молока
хочется». А какие птицы кормят своих птенцов молоком?
Эти животные обитают в речках, их называют «трудолюбивые гидростроители» О каких
животных идет речь? Для чего они строят свои плотины?
Вопросы
1. Что в переводе с мансийского языка означает название реки Турьи?
2. Работникам какой профессии на улице Ленина установлен памятник в виде ковша?
3. Как называется горная порода, добываемая на Иовском плато?
4. Назовите фамилию человека, на чьи средства построен памятник архитектуры
Введенский собор?
5. Сколько общеобразовательных школ расположено на территории городского округа
Карпинск?
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».