4. Цыкунова Н.М. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Горизонт-3 2023-2024 24.03.23

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д«26» июня 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«Горизонт-3»
2023 г. – 2024 г.

Возраст обучающихся: 10 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: базовый
Статус: сетевая
Тип программы: модифицированная
Автор: Цыкунова Наталья Михайловна,
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак», ВКК
Карпинск 2023

Оглавление

Пояснительная записка ...............................................................................................................................3

Цель обучения: ....................................................................................................................... 4
Задачи программы: ................................................................................................................. 4
Возраст детей, ......................................................................................................................... 5
Формы обучения: ................................................................................................................... 5
Формы занятий: ...................................................................................................................... 5
Планируемые результаты ............................................................................................................................. 5

1. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................... 8
1.1. Учебный план ......................................................................................................................................... 8
1.2. Содержание учебного плана.................................................................................................................. 9
1.3. Формы аттестации ............................................................................................................................... 14
1.4. Оценочные материалы ......................................................................................................................... 16
1.5. Методическое обеспечение программы ............................................................................................. 16
1.6. Материально-техническое обеспечение программы ........................................................................ 17
1.7. Рабочая программа воспитания объединения «Горизонт» на 2022-2023 учебный год ................. 18
1.8. Календарный план воспитательной работы....................................................................................... 18

Список литературы .............................................................................................................. 20
Приложение .......................................................................................................................... 21

2

Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных
средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном
педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания:
нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор детей идет интенсивное умственное развитие.
Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой
сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют
сплочению группы вокруг педагога. Туристско-краеведческая деятельность позволяет создать
единый коллектив: педагог, родители, дети, что во многом содействует усилению
воспитывающего
воздействия
на
обучающихся,
улучшению
целенаправленности
педагогического воздействия.
Туристско-краеведческая деятельность, имеет огромный оздоровительный потенциал:
снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма.
Использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют
умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения обеспечивают формирование
познавательных способностей.
Вышеперечисленные факты являются обоснованием актуальности и новизны
программы дополнительного образования «Горизонт».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Горизонт» (далее
– Программа) составлена и разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха
детей и молодежи (2006 г.).
- Концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. ОстапецСвешников, М.И. Богатов, О.И. Мотков).
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
− Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и
экскурсий «Конжак» от 21.12.2022 г.
Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность
учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы,
истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, принять участие в
созидательной деятельности, развивать свои физические и творческие способности. Программа,
3

при реализации таких активных форм занятий как экскурсии и походы, способствует введению
растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба,
воспитанию патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию
родного края.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Программа будет реализована с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ № 273, гл.
2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
- различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного
обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Цель обучения: развивать естественную потребность обучающихся в познании мира,
своего края, его исторического, культурного и природного наследия через туристскокраеведческую деятельность.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.

Задачи программы:
Личностные:
Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и экологическую культуру.
Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе
формирования коллектива единомышленников – туристской походной группы.
Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества: взаимовыручку, дружбу,
честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость.
Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей.
Развивать физические возможности: силовые качества, выносливость, координация
движений и т.д..
Образовательные:
Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ
туристско-краеведческой деятельности.
Познакомить обучающихся с особенностями родного края (Урал, Свердловская
область, городской округ Карпинск), его рельефом, климатом, растительным и животным
миром, историей, культурой.
Познакомить с основными видами туризма: пешим, лыжным, горным, водным.
Научить пользоваться личным, групповым снаряжении, организации привалов и ночлегов
походе.
Познакомятся с туристскими должностями в походе и будут выполнять свою обязанность в
группе.
Будут знать о назначении и использовании топографических и спортивных карт и компаса,
навигатора уметь ориентироваться на местности с их помощью.
Будут владеть навыками гигиены тренировки и похода и оказания первой помощи.
Метапредметные:
Повышать привлекательность здорового образа жизни.
Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной жизнедеятельности в
социальной среде и окружающей природе.
4

3.
4.

5.

Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой Родины, уметь
выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать
факты и события культуры, истории города.
Способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся для получения
дополнительных знаний о природе, географии, истории и культуре родного края.

Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Горизонт»
Год обучения/ Режим занятий/ Количество
Количество
Итого часов
срок освоения продолжительнос часов в неделю
учебных недель
ть
1 год
4/45 мин.
4
37
148
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10–15 лет, группа
разновозрастная.
Формы обучения: групповая.
Формы занятий: Занятия по программе дополнительного образования «Горизонт» могут
быть теоретическими и практическими, проводиться в форме экскурсий, однодневных и
многодневных походов, презентаций, игр, конкурсов, викторин, тестов, акций, бесед.
В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное участие в
воспитательных мероприятиях.
Планируемые результаты
Личностные:
Обучающиеся осознают, что такое любовь к родному Отечеству, его истории и народу, к труду,
к другим людям, к природе;
Обучающиеся научатся:
- взаимодействовать при решении задачи;
-отстаивать свою позицию;
- принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;
Обучающиеся будут:
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- активно заниматься спортом и физкультурой;
Предметные:
Обучающиеся должны:
- приобрести знания о правилах ведения здорового образа жизни, о правилах поведения
человека в лесу, о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о
правилах обращения с опасными инструментами; об основных нормах гигиены; о принятых в
обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах
нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре
родного края.
По окончании обучения дети будут знать основные группы (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые) и виды растений, группы (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери) и виды животных; о взаимосвязи между неживой и живой
природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными
5

животными), взаимосвязи между природой и человеком. У них сформируются навыки
безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе и истории города. Они
научатся исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности
природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города.
Метапредметные:
Обучающиеся:
- приобретут опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками;
- приобретут опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других
людей;
- разовьют умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Обучающиеся должны знать:
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- музеи, исторические и памятные места своего города, района;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфические особенности организации путешествий;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основы методики оформления краеведческого исследования;
- основные виды растительности и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в
пешеходных путешествиях;
- способы охраны природы в туристическом путешествии;
- способы ориентирования на местности.
Обучающиеся должны уметь:
- общаться с людьми;
- вести краеведческие наблюдения;
- работать с научно-популярной литературой;
- осуществлять фотосъемку объектов туристического интереса;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своем городе;
- рисовать планы местности;
- владеть техникой перемещения на местности пешком;
- владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и искусственных
препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
- инициативностью;
- аккуратностью;
- коммуникабельностью;
- целеустремленностью;
- самокритичностью;
- творческой активностью;
6

- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельностью;
- исполнительностью;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физической активностью;
- выносливостью;
- упорством в достижении поставленных целей;
- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологической культурой;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбием.

7

1. Комплекс организационно-педагогических условий
1.1. Учебный план

Цели и задачи объединения. Инструктаж по
ОТ и ТБ
История развития туризма. Чем полезны и
интересны туристские походы и
путешествия.
Туристские возможности родного края.
Моя малая Родина
Туризм и краеведение.
Виды туризма.
Топографическая подготовка.
Ориентирование на местности.
Туристский быт. Наблюдения за погодой в
походе.

4

2

2

Наблюдение
Тест
Наблюдение
Опрос

4

4

0

4

2

2

18

2

16

24

4

20

10

2

8

8

2

6

Питание в походах
8

2

6

12

3

9

23

3

20

9

2

7

Многодневные туристские путешествия,
экспедиции.

15

2

13

Безопасность туристских мероприятий.
Правила поведения в природе.

9

3

6

148

33

115

Здоровье туриста
Туристские слеты, соревнования,
Краеведческие конкурсы и конференции.
Общая физическая подготовка

Итого часов

8

Формы
текущего
контроля

Практика

Теория

Всего

Наименование разделов/ Количество часов

Наблюдение
Опрос
Викторина
Кроссворд Опрос
Наблюдение
Конкурсы
Игры
Топодиктант.
Движение по легенде
Наблюдение за
выполнением практических
задач
Наблюдение за
выполнением практических
задач
Наблюдение за
выполнением практических
задач
Результат участия в
соревнованиях и конкурсах
Соответствие нормативов
спорт. подготовки
Участие в походе и
написании отчета
Тестирование

По программе предусмотрены практико-ориентированные формы:
Формы*
Экскурсии
Походы выходного дня
Многодневный поход
Соревнования
Практические занятия в классе
Итого

Кол-во в год
2
6
1
4
10

часов
6
42
32
24
11
115

*Мероприятия
Походы выходного дня – 42 часа
1. Район Солдатского выруба – 6 часов
2. Район Известнякового карьера – 6 часов
3. Район р. М.Лимка – 8 часов
4. Район г. Липовая – 6 часов
5. Скалы Блины – 8 часов
6. Пещера Мрака и Сокола – 8 часов
Многодневный поход
1. Район скал Пузан – Мелехинский Камень на р. Каква – 32 часа
Экскурсии
1. Экскурсия «ООПТ: Памятник природы «Старые культуры кедра. Описание лесного
сообщества» - 2 часа.
2. Экскурсия «К обелискам славы и памятникам города» - 4 часа.
Соревнования
1. Городской туристский слет школьников – 8 часов
2. Соревнования по ориентированию – 4 часа
3. Первенство «Школа безопасности» - 8 часов
4. Техника пешеходного туризма – 4 часа

1.2. Содержание учебного плана
1.
Цели и задачи объединения. Инструктаж по ОТ и ТБ.
Теория: Презентация образовательной программы «Горизонт».
Правила пожарной и электрической безопасности. Безопасность на занятиях в кабинете
и на местности. Антитеррористическая безопасность.
Практика: Входное тестирование «Что я знаю о туризме и краеведении». Учебная
эвакуация при различных видах ЧС.
2.
История развития туризма. Чем полезны и интересны туристские походы и
путешествия.
Теория: Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития,
оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков.
Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития
туризма в России. Организация туризма в России. Понятие о спортивном, образовательном,
рекреационном, экскурсионном туризме.
Туристские нормативы на спортивные разряды и значки «Юный путешественник
России», «Юный турист России», «Юный краевед России».
9

3.
Туристские возможности родного края.
Теория: Карпинск – туристический центр Северного Урала. Наиболее интересные
места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры. Памятники
природы. Краеведческие музеи в Карпинске.
Практика: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям Карпинска. Экскурсия
в городской краеведческий музей. Встречи с туристами городского турклуба «Тайга»,
выпускниками Карпинской Станции туризма и краеведения «Конжак», достигших успехов в
туристской деятельности. Викторина «Знаешь ли ты свой край?».
4.
Туризм и краеведение. Моя малая Родина.
Теория: Как организовать краеведческие наблюдения. Выполнение краеведческих
заданий: сбор материалов по истории, поисковая работа. Фиксирование собранного материала:
полевой дневник туриста-краеведа, фото-видеосъемка, диктофон, запись воспоминаний
участников и очевидцев памятных событий.
Эколого-краеведческие умения по изучению природы края: изучение растительного и
животного мира, методики изучения различных природных сообществ. Фенологические
наблюдения в природе.
Оформление краеведческого материала.
Географическое положение, природные условия и ресурсы края. Гидрография, геология,
климат. Растительный и животный мир.
История возникновения поселков Богословский и Угольный. Дореволюционное
прошлое нашего края, времена Гражданской войны. Боевые и трудовые подвиги народа во
времена Великой Отечественной войны.
Развитие промышленного освоения территории края, усиление воздействия
хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и возникшие экологические
проблемы края.
Практика: Работа с политико-административными, экономическими и физикогеографическими картами Урала и Свердловской области.
Составление ребусов, кроссвордов по географии, истории и культуре Урала. Разработка
и оформление настольных игр для изучения растительности и животного мира. Составление
презентаций, видеофильмов на основе собранного материала.
Составление дневника туриста-краеведа во время похода, экспедиции.
Написание и защита исследовательской краеведческой работы (индивидуально, по
желанию, за рамками сетки часов).
Экскурсия «ООПТ: памятник природы «Старые культуры кедра. Описание лесного
сообщества».
Экскурсия «К обелискам славы и памятникам города».
5.
Виды туризма.
Теория: Пешеходный туризм: Требование к снаряжению. Понятие о личном и
групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневного, двухдневного и
трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и
недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних
походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение,
преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав
и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор: рукавицы, ножи, плоскогубцы, запас
ниток, проволоки и др.
10

Горный туризм: Отличие в подборе снаряжения для совершения горного похода:
кошки, каски, альпеншток, лавинный шнур, лавинный радио-маячок. Виды страховки.
Использование страховки и самостраховки.
Лыжный туризм: Особенности снаряжения туриста-лыжника. Лыжи, крепления,
палки, одежда, обувь. Уход за лыжами. Транспортировка лыж.
Водный туризм: Основы речной лоции. Терминология. Категорирование рек.
Разновидности типов речных судов. Посадка и выход из лодки, катамарана. Специальное
снаряжение туриста-водника: каска, спасательный жилет, одежда, обувь.
Техника гребли: прямые гребки, обратные, управляющие. Движение против течения,
движение кормой, швартовка.
Техника безопасности. Аварии и их ликвидация. Самоспасение. Виды страховки.
Использование страховки и самостраховки.
Практика: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за
ним и ремонт.
Установка палатки.
Вязание узлов: прямой, академический, брамшкотовый, двойной проводник,
проводник-восьмерка, австрийский проводник, схватывающие узлы, встречная восьмерка,
встречный, грейпвайн, булинь на опоре, стремя на опоре, двойной булинь, штык, грейпвайнудавка.
Отработка техники движения по тропам, по пересеченной местности, техники
движения на подъемах, спусках, траверсе склонов.
Отработка техники движения туриста-лыжника: одношажный, двухшажный,
попеременный ход. Движение на спуске, подъеме. Техника торможения.
Сборка и разборка катамарана. Укладка и крепление рюкзаков на катамаране.
Отработка посадки и выхода из катамарана. Отработка техники гребли.
6.
Топографическая подготовка. Ориентирование на местности.
Теория: Значение топографических карт для туристов.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по
группам.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.
Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте.
Характеристика местности по рельефу.
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и
вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и
дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимут.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Спортивный жидкостный компас.
Правила обращения с компасом.
Ориентир. Что может служить ориентиром. Ориентирование по местным признакам,
солнцу, звездам.
Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение
сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.
Практика: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению
масштаба, измерению расстояния на карте.
Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными
формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков. Занятия с
тренажером «Лото «Топографические знаки».
11

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на
заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая
засечка).
Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
7.
Туристский быт. Наблюдения за погодой в походе.
Теория: Туристский бивак. Продолжительность и периодичность привалов в походе в
зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора
воды и умывания, туалетов).
Зачем туристу костер (типы костров): обогрев, приготовление пищи, сушка одежды,
отпугивание насекомых и диких животных. Правила заготовки дров и разведения костра. Меры
безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Меры безопасности при переноске в
рюкзаке колющих и режущих предметов.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Метеорологические наблюдения: осадки, семейства и типы облаков, скорость ветра,
температура воздуха и воды. Необходимость наблюдений за погодой в походе. Предсказание
погоды по народным приметам, растениям, поведению животных. Дневник наблюдений за
погодой.
Практика: Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря во время
многодневного похода. Заготовка дров. Сушка одежды и обуви. Ведение дневника наблюдений
за погодой.
8. Питание в походах
Теория: Организация питания в 2-3-дневном походе. Требования к продуктам: малый
вес, питательная и энергетическая ценность, быстрота приготовления, большой срок хранения,
возможность утилизации упаковки. Нормы питания в походе с учетом содержания белков,
жиров, углеводов, витаминов и минералов. Составление меню, списка продуктов. Фасовка,
упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Практика: Составление меню и списка продуктов для похода. Закупка, фасовка и
упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре во время похода.
9.
Здоровье туриста
Теория: Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, труда, отдыха.
Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур. Умывание,
обтирание, парная, баня, душ, купание.
Гигиена обуви и одежды.
Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и
увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в
занятиях туризмом. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления
здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и
работоспособность.
Походная аптечка: составление походной аптечки, хранение и транспортировка
аптечки. Личная аптечка туриста.
Основные приемы оказания первой помощи
12

Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и
заболеваний.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь
утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током.
Респираторные и
простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и
желудочные заболевания.
Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Приемы транспортировки пострадавшего: зависимость способа транспортировки
пострадавшего от характера и места повреждения. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в
рюкзаке на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со
штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов,
волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной
локализации.
Практика: Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств
личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для
тренировок и походов, уход за одеждой и обувью.
Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно
пострадавшему.
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки
пострадавшего.
10. Туристские слеты, соревнования. Краеведческие конкурсы и конференции.
Теория: Задачи туристских слетов и соревнований. Организация слетов, судейская
коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия проведения. Порядок
проведения. Подведение итогов и награждение победителей.
Медицинское обеспечение, охрана природы. Меры безопасности при проведении
туристских слетов и соревнований.
Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции,
этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников.
Краеведческие конкурсы и конференции. Структура исследовательской работы.
Требования к оформлению исследовательских работ. Оформление презентации. Защита.
Практика: Изучение положений и условий проведения соревнований. Выступление в
туристских соревнованиях в качестве участников. Участие в краеведческих конкурсах и
конференциях в качестве слушателей и авторов проекта.
11. Общая физическая подготовка
Теория: Основная задача общей физической подготовки — развитие и
совершенствование
физических,
моральных
и
волевых
качеств
туристов.
Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения безаварийного и стабильного
прохождения маршрутов туристских походов.
Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении
функциональных возможностей организма, в разностороннем развитии спортсменов, в
успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств физической подготовки,
применяемых на различных этапах обучения.
Практика: Каждое занятие проводится разминка на 20-30 минут, в зависимости от
условий (на улице, в помещении, погодные условия). Упражнения для рук и плечевого пояса.
Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения в парах с
сопротивлением.
13

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические
упражнения. Регулярные индивидуальные занятия членов группы.
12. Многодневные туристские путешествия, экспедиции.
Теория: Правила организации и проведения туристского похода. Предварительное
знакомство с районом путешествия. Изучение отчетов о походе групп, прошедших данный
маршрут ранее.
Определение нитки маршрута, ходовой нагрузки, мест стоянок и ночевок. Обязанности
в группе. Дисциплина в походе. Правила оформления отчета о походе.
Практика: Разработка маршрута, составление сметы расходов. Оформление походной
документации (маршрутный лист, дневник, смета).
Комплектование снаряжения, укладка рюкзака. Составление походного меню,
определение расхода продуктов.
Выполнение обязанностей в соответствии с поручением и ведение дневника
выполнения обязанностей (дневник хронометриста, метеоролога, краеведа, штурмана,
летописца и т.д.).
Написание отчета о походе.
13. Безопасность туристских мероприятий. Правила поведения в природе.
Теория: Безопасность – основное требование ко всем туристским мероприятиям:
путешествиям, соревнованиям. Безопасность зоны бивака, размещения лагеря и костра. Работа
с острыми и режущими инструментами, их переноска. Предупреждение заболеваний, травм.
Правила страховки и самостраховки при преодолении сложных участков маршрута в походе,
этапов на соревнованиях.
Практика: Тренировка по наведению навесной переправы полиспастом, переправы по
бревну через ручей и сухой овраг, организация страховки и самостраховки.

1.3. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из входного
контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, дневник
наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и
другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по результатам их
участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях
различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях,
активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний,
низкий.
14

Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг по
следующим направлениям: творческая деятельность, эмоционально-ценностные отношения,
социально-значимая деятельность.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей
проводится входной контроль
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце учебного
года проводится итоговый контроль.
Задачи

Форма контроля

Входной контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Планируемый результат
Дата: сентябрь

Беседа, опрос, Определен уровень
тестирование.
развития детей и их

Дата: декабрь

Личностные
Образовательные
Метапредметные

Обучающимися
получены знания по
темам, разделам
программы

походы,
конкурсы,
игры,
творческие
задания, тест

Итоговый контроль

Формирование навыков
безопасного поведения в
природе, уважительного
отношения к природе,
истории и культуре
родного города
Образовательные:

Определение степени
усвоения обучающимися
знаний по программе

Дата: май
соревнования,
походы,
учебноисследовательс
кие работы,
конкурсы,
тесты

Текущий контроль
Личностные:

Получение первичной
информации о ребенке

способности

Промежуточный контроль

Личностные
Образовательные
Метапредметные

Цель проведения

У обучающихся
сформировано
уважительное отношение
к природе, истории и
культуре родного города

Оценка качества усвоения
обучающимися
содержания программы по
итогам учебного года

В течение учебного года
Наблюдение,
Тест

Викторина,

У обучающихся
сформированы навыки
безопасного поведения в
природе, уважительное
отношение к природе,
истории и культуре родного
города
Обучающиеся проявляют
интерес к знакомству с

15

Определение степени
усвоения
обучающимися
учебного материала.
Определение
готовности детей к
восприятию нового
материала.
Повышение

Стимулирование
интереса к знакомству с
природными и
культурными объектами
родного города

Тест,

Метапредметные:

Акции,

Формирование
позитивной мотивации к
участию в экскурсиях,
походах выходного дня,
волонтерских акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности

Экскурсии,
Походы,

Участие
в
соревнованиях,

природными и культурными
объектами родного города

Наблюдение

Тесты

Обучающиеся участвуют в
экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских акциях, у них
высока познавательная и
общественная активность.

ответственности и
заинтересованности в
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающих
обучение. Подбор
наиболее эффективных
методов и средств
обучения.

1.4. Оценочные материалы
Форма
Входящий контроль

Оценочные материалы
Приложение 1. Тесты по туризму.

Промежуточный контроль
Итоговый контроль

Приложение 2. Тест «Подготовка к походу»
Приложение 3. Краеведческая викторина «Юные
знатоки Урала.

1.5. Методическое обеспечение программы
1. Атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы» (Плешаков А.А.).
2. Видеопрезентация «Карпинск в годы Великой Отечественной войны».
3. Видеопрезентация "Городской округ Карпинск".
4. Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор".
5. Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала».
6. Видеоролики о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
7. Игра «Туристенок».
8. Инструкции по технике безопасности, утверждённые МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
9. Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску»
10. Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории Урала. Выпуск
71. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — С. 20. — 128 с.
11. Плакаты по безопасности.
12. Плакаты: «Растения леса», «Растения луга», «Лекарственные растения Среднего Урала»,
«Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала»
13. Презентация «Лесная аптека».
14. Справочник-определитель «Деревья и кустарники Среднего Урала»,
15. Столица Уральского севера. Upmonitor.ru
16

16. Сценарий «Экскурсия "Дорогой Походяшина".
17. Сценарий «Экскурсия «Колокольные звоны».
18. Сценарий «Экскурсия "Площади города"
19. Сценарий «Экскурсия «Тропа памяти».
20. Сценарий «Экскурсия «Шестидесятый меридиан». Гора Голая (Водонапорная башня) –
Метеостанция».
21. Фильм «Природа в разное время года»
22. Фильмы: «Там, где тайга, река и скалы. Северный Урал». «Седой Урал».
23. Фотоматериалы о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
24. Интернет ресурсы: https://gdk-karpinsk.ekb.muzkult.ru.
25. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым.
26. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru.

1.6. Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для
педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения учебных и наглядных пособий,
ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы.
Дидактические материалы:
1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция минералов).
2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации)
Снаряжение и оборудование:
1. Палатки туристские – 5 шт;
2. Спальные мешки – 15 шт;
3. Рюкзаки– 15 шт;
4. Коврики туристские – 15 шт;
5. Туристские котлы – 3 шт;
6. Пила, топор в чехлах, растяжка;
7. Походная аптечка – 1 шт;
8. Ремонтный набор – 1 шт;
9. Компас – 15 шт;
10. Комплект карт;
11. Навигатор – 2 шт;
12. Канцелярские товары.
13. Зарядное устройство на солнечных батареях – 2 шт;
14. Радиостанция – 2 шт;
15. Каска – 15 шт;
16. Спутниковый трек типа SPOT– 2 шт;
17. Лыжи и палки лыжные – 15 пар (предоставляет школа в соответствии и договором о
сетевом взаимодействии);
18. Катамаран в комплекте с веслами, - 2 шт;
19. Спасательные жилеты – 15 шт.

17

1.7. Рабочая программа воспитания объединения «Горизонт» на 2022-2023 учебный
год








Цель воспитательной работы: создание благоприятных условий, способствующих развитию
интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в
обществе.
.
Основные задачи воспитательной работы:
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного
образования;
Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного
образования детей;
Приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;
 развитие мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя;
 воспитание у обучающихся чувства патриотизма, ценностного отношения к природному
и культурному наследию родного края, России, всей планеты;
 созданию единой системы взаимодействия школы, учреждения дополнительного
образования, семьи, общественности на основе интеграции учебного и воспитательного
процессов и сетевого взаимодействия образовательных организаций.
 оказание помощи в становлении растущей личности, ее самореализации;
 - проведение профилактической работы в классе любой направленности.
Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
- социальное воспитание;
- воспитание безопасного образа жизни;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- развитие коллектива.

1.8. Календарный план воспитательной работы
№

Мероприятие

Дата
проведения

СЕНТЯБРЬ
Беседа по правилам дорожного движения
«Безопасная дорога», инструктаж по охране
труда на занятиях, прогулках, экскурсиях.
Организационное родительское собрание
«Основные задачи организации учебновоспитательного процесса в учреждении и в
объединении «Горизонт»».
Обновление банка данных детей из семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
Праздник «Всемирный день туризма»
ОКТЯБРЬ
Участие в городских соревнованиях по
спортивному ориентированию
18

сентябрь

Цыкунова Н.М.

сентябрь

Цыкунова Н.М.

сентябрь

Цыкунова Н.М.

27 сентября

Цыкунова Н.М.

октябрь

Цыкунова Н.М.

Акция «забота», посвященная дню пожилого
человека
Всероссийский урок «Экология и
энергосбережение»
НОЯБРЬ
Беседа о Дне народного единства
Беседа о толерантности
Конкурс рисунков, посвященный
международному Дню Матери
Акция «Международный день отказа от
курения»

октябрь

Цыкунова Н.М.

октябрь

Цыкунова Н.М.

ноябрь
ноябрь
ноябрь

Цыкунова Н.М.
Цыкунова Н.М.
Цыкунова Н.М.

ноябрь

Цыкунова Н.М.

декабрь

Цыкунова Н.М.

декабрь

Цыкунова Н.М.

декабрь

Цыкунова Н.М.

декабрь

Цыкунова Н.М.

январь

Цыкунова Н.М.

февраль

Цыкунова Н.М.

февраль

Цыкунова Н.М.

Акция «Открытка - маме» 8 Марта

март

Цыкунова Н.М.

Мероприятия в рамках недели Всероссийской
неделя детской и юношеской книги
Праздник «Масленица»

март

Цыкунова Н.М.

март

Цыкунова Н.М.

Просмотр познавательных фильмов,
посвященных международному Дню Земли

апрель

Цыкунова Н.М.

Экскурсия по городу по памятным местам,
посвященным жителям Карпинска –
участникам Великой Отечественной войны.

май

Цыкунова Н.М.

Родительское собрание «Итоги реализации
образовательной программы. Планы походов
на летний период».
Беседа «Техника безопасности и правила
поведения во время летних каникул»

май

Цыкунова Н.М.

май

Цыкунова Н.М.

ДЕКАБРЬ
Беседа «День Российской Конституции»
Новогодний праздник «В гости к дедушке
Морозу»
Беседа с привлечением медицинского
работника «Международный день борьбы со
СПИДом»
Соревнования по спортивному туризму,
посвященные международному дню героев
Отечества»
ЯНВАРЬ
Праздник «Традиции Рождества и Крещения»
ФЕВРАЛЬ
День заповедника – просмотр фильма о работе
сотрудников заповедников
Викторина « Воинская слава России»
МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

19

Список литературы
1. Байдуков В.А. «По Уралу», "Сократ ИД", 2011, 240 с.
2. Баринова И. «География. Природа России. 8 класс». 2003.
3. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю. Путь через века: От Богословского медеплавильного до
Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 88.с
4. Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Коллективная литературно – публицистическая,
историко – документальная книга о Карпинске. Карпинск: Редакция газеты «Карпинский
рабочий», 2006, 227 с.
5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - М.
ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600 с, илл.
6. Концепция детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.
Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
7. Красная книга Свердловской области : животные, растения, грибы / Министерство
природных ресурсов Свердловской области; [составители : В. Н. Большаков и другие ;
редколлегия: Н. С. Корытин, кандидат биологических наук (ответственный редактор) и другие].
- Екатеринбург : Баско, 2008. - 254 с.
8. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин А.И., 2000. – М:
ООО «Издательство АСТ», 2000, 135 с.
9. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе, дополненное)». –
Екатеринбург: «Чароид», 2008, 471 с.
10. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург: «Чароид». 2006, 291 с.
11. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» № 10 от 24 октября
2006 года.
12. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» №11 от 28 ноября
2006 года.
13. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 8 февраля 2005
года.
14. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 25 апреля 2006
года.
15. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 12 апреля 2005
года.
16. Путеводитель по памятным местам Карпинска
17. Человек пришел на Урал: были и былички, записанные юными летописцами в уральских
селах и деревнях.- Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ»,1998,
160 с. (сер. Летопись Уральских деревень»)
18. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». — Карпинск,
2009. — 262 с.
19. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
20. Интернет: http://slovorus.ru/
21. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/
22. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/
23. Интернет: http://wikipedia.org/wiki.ru/
24. Интернет: http://dic.academic.ru
25. Интернет: http://my.krasnoturinsk.ru
26. Интернет: http://www. bogoslovsk.ru
20

Приложение 1
Входящий контроль
Тесты по туризму.
Вопрос 1
Что такое туризм?
Варианты ответов

отдых на берегу моря;

путешествие по стране с рюкзаком;

поход на гору.
Вопрос 2
Какой из перечисленных видов не относится к туризму?
Варианты ответов

авиационный;

водный;

пешеходный
Вопрос 3
Какие вещи вы возьмете в поход?
Варианты ответов

подушку;

матрас;

компас
Вопрос 4
Какое снаряжение относится к личному снаряжению?
Варианты ответов

туристическая палатка;

казанок;

рюкзак.
Вопрос 5
Для чего предназначен компас?
Варианты ответов

узнать время;

для ориентирования на местности;

для измерения масштаба карты.
Вопрос 6
Что такое бивак?
Варианты ответов

участник группы, идущий последний в походной группе;

место размещения туристской группы для ночлега или отдыха;

день в походе, предназначенный для отдыха и подготовки группы к дальнейшему
движению по маршруту.
Вопрос 7
Какие предметы входят в состав ремонтного набора?
Варианты ответов

иголка, нитка, булавки;

зубная щетка. полотенце, нож;

пила, молоток, плоскогубцы.
Вопрос 8
Разводить костер необходимо.........
Варианты ответов

по возможности на старом кострище;

среди деревьев под нависающими ветвями;

рядом с палатками
21

Вопрос 9
Определите признаки наземные предметы и водная поверхность название ветра штиль?
Варианты ответов

Флаг висит спокойно, водная поверхность зеркальная;

Флаг слабо развевается, рябить поверхность воды;

флаг вытягивается, волны становятся длиннее.
Вопрос 10
Определите название ветра шторм по признакам наземным и водным предметы?
Варианты ответов

ломает большие деревья, высокие волны с длинными опрокидывающимися гребнями;

срывает крыши, вырывает с корнем деревья, вся водная поверхность становится белой от
пены;

ломает тонкие ветки, гнутся большие деревья, высота и длина волн заметно
увеличиваются.
Вопрос 11
Какие птицы первые прилетают в марте месяце?
Варианты ответов

скворцы;

грачи;

соловьи.
Вопрос 12
В каких продуктах содержатся белки?
Варианты ответов

хлеб, крупа, картофель, мед;

мясо, рыба, молоко, бобы, горох;

сахар, гречка, яйцо.
Вопрос 13
В каких продуктах содержатся углеводы?
Варианты ответов

мясо, рыба, яйцо;

крупа, хлеб, картофель, мед;

молоко, сгущенка, горох.
Правильные ответы:1-1;2-1;3-3;4-3;5-2;6-2;7-3;8-1;9-1;10-1;11-1;12-2;13-2.

22

Приложение 2.
Промежуточный контроль
Тест «Подготовка к походу»
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение
инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того, чтобы:
23

А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него неожиданных
поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;8-г;9-а;10-б;11-б;12-в;13-а

24

Приложение 3.
Итоговый контроль
«Краеведческая викторина «Юные знатоки Урала»
Викторина проводится в виде игры. Вопросы викторины и иллюстрации к ним
демонстрируются на экране, дети записывают ответ на бланке. Подводятся итоги викторины по
наибольшему количеству правильных ответов.
Событийные вопросы с использованием фотографий
Слайд 1. Фото марафона «Конжак». Где и когда происходит это событие?
Слайд 2. Фото колонны Бессмертного полка. В какой день проходит это шествие?
Слайд 3. Фото лыжников. Какое мероприятие проводится в феврале по всей стране?
Памятники
Слайд 4. Бюст Карпинского и Вахрушева. Где и кому установлены эти памятники?
Слайд 5. Фото ковша. Работникам какой профессии установлен этот памятник?
Слайд 6. Памятник Ленину. Кому установлен памятник, чем известен этот человек?
Реки и горы
Слайд 7. Фото Турьи. Как называется река, на которой расположен наш город? Что в
переводе с мансийского языка означает её название?
Слайд 8. Фото висячего моста через Какву. Как называется самая красивая река нашего
района, на правом берегу которого расположен лагерь «Светлячок»?
Слайд 9. Фото горных вершин. Напишите любые три горные вершины, видимые со
смотровой площадки?
Задание. Напишите три ближайших к Карпинску города.
Растения
Задание. Назовите все хвойные растения нашего леса.
Задание. Какое дерево обрезают весной, чтобы сформировать пышную крону?
Задание. Какие деревья высажены вдоль площади Славы?
Задание. Сок какого дерева собирают весной?
Животные
Слайд 10. Фото старого лося. Задание. Почему старых лосей называют сохатыми?
Задание. Какие насекомые леса имеют домашний скот?
Задание. У певчих птиц обычно хорошо поют самцы. А у каких птиц обитающих в нашей
области, лучше поют самки?
Когда говорят о несбыточных желаниях, употребляют выражение «Ему птичьего молока
хочется». А какие птицы кормят своих птенцов молоком?
Эти животные обитают в речках, их называют «трудолюбивые гидростроители» О каких
животных идет речь? Для чего они строят свои плотины?
Вопросы
1. Что в переводе с мансийского языка означает название реки Турьи?
2. Работникам какой профессии на улице Ленина установлен памятник в виде ковша?
3. Как называется горная порода, добываемая на Иовском плато?
4. Назовите фамилию человека, на чьи средства построен памятник архитектуры
Введенский собор?
5. Сколько общеобразовательных школ расположено на территории городского округа
Карпинск?
25

Приложение 4
Технологический паспорт экскурсионного образовательного маршрута
«ООПТ «Старые культуры кедра»
1. Экскурсионные объекты: ООПТ «Старые культуры кедра», Дом Грухина, здания
«старой больницы», бывшая водная станция.
2. Способ передвижения: пешеходная экскурсия;
3. Длина маршрута: 8 км;
4. Продолжительность экскурсии: 2 часа;
5. Назначение маршрута: углубленное изучение общеобразовательных предметов:
Биология, Экология, Окружающий мир, История.
Нить маршрута: Путешествие будет проходить от МАОУ СОШ № 2 до Кедровой рощи.
Во время экскурсии ребята узнают об историю возникновения рощи и развитию медицинской
службы на территории Богословского горного округа с середины 19 века до наших дней.

Вопросы после экскурсии:
1. Почему кедровая роща считается уникальной и имеет охранный статус?
2. Почему рядом с рощей были построены здания больницы?
3. Оцените современное состояние лесного сообщества территории рощи?
4. Какое дерево, произрастающее на территории рощи, на V всемирном конгрессе
лесоводов, проходившем в 1960 году в Сиэтле, было признано символом России?

26

Приложение 5
Технологический паспорт экскурсионного образовательного маршрута
«К обелискам славы и памятникам города»
Экскурсионные объекты: площадь им. Вахрушева, площадь Славы, обелиск у
Рудоремонтного завода, обелиск у бывшего управления лесозавода, обелиск у
Машиностроительного завода, памятник павшим от ран в госпиталях Карпинска в годы
Великой Отечественной войны, памятник «Павшим за власть Советов», памятная плита в
яблоневой аллее (Центральная площадь).
1. Способ передвижения: пешеходная экскурсия;
2. Длина маршрута: 10 км;
3. Продолжительность экскурсии: 4 часа;
4. Назначение маршрута: углубленное изучение общеобразовательных предметов:
История, патриотическое воспитание учащихся.
5. Нить маршрута
Данный маршрут пройдет по всем площадям города Карпинска, обелискам у заводов и
Комсомольскому парку.

Вопросы после экскурсии:
1. В каком месте города, которые мы сегодня посетили собрана вся информация о вкладе
нашего города в победу в Великой Отечественной войне?
2. Какие рода войск представлены в памятных знаках на площади Славы?
3. Какому событию посвящена яблоневая аллея возле Центральной площади? Кто
участвовал в её посадке?

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».