20. Бобылев В.Л. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Юные судьи Бобылев 23-24 docxГОТОВА

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26»июня 2023г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д
«26» июня 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юные судьи»
2023-2024

Возраст обучающихся 14-17 лет
Срок реализации-1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы:
Тип программы: модифицированная
Автор :
Бобылев Владимир Леонидович
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория

Карпинск
2023

Содержание
Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1. Пояснительная записка

стр.
3

3

Комплекс организационно-педагогических условий

6

2. Учебный план

6

3. Содержание учебного плана

8

4. Формы аттестации

12

5. Оценочные материалы

13

6. Методические материалы

14

7. Обеспечение программы

15

8. Рабочая программа воспитания
9. План воспитательной работы

16

10.Список литературы

20

11. Приложения

22

2

Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности «Юные судьи» составлена и разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный уровень.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
4. Приказ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»,
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Приказ Министерства науки и образования России от 23 августа 2017 года N
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Региональный уровень:
1.Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
2. Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2021 N 125ПП, от 19.11.2021 N 815-ПП) О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области.
3.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
4. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22 декабря 2021 года N 1245-Д
«Об утверждении методических
рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Свердловской области».
5.Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
6. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» 21.12.2022 № 319-д.
3

Направленность программы – туристско-краеведческая.
Новизна программы: программа рассчитана на детей 14-17 лет и даёт общие
сведения о туризме как виде спорта. Туристские соревнования обучающихся имеют
своей целью подготовку юных туристов к проведению познавательных и безаварийных
путешествий. Они направлены на совершенствование физического и умственного
развития, способствуют изучению Родины, приобретению полезных навыков. Педагог
воспитывает в учащихся умения самостоятельно принимать решения, неукоснительно
выполнять правила соревнований, быть объективным судьей. Обязательным условием
является участие в подготовке и судействе туристских мероприятий, проводимых в
своем образовательном учреждении, где у юного судьи туристских соревнований
появится возможность судить соревнования в комплексе, знать особенности каждого
вида, представится возможность поработать в различных должностях: судья старта,
финиша, секретарь и другие должности соревнований, подразумевает углубленное
изучение специфики работы судей по туризму, спортивных судей, нормативных
документов, связанных с туризмом и краеведением, проведением туристских
соревнований.
Актуальность программы: Правильно организованное и хорошо проведенное
туристское соревнование обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и
спортивное совершенствование туристов, расширяет их кругозор, воспитывает
коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, мужество и инициативу.
Природа всегда давала человеку психическое и физическое здоровье. Участвуя в
подготовке и проведении туристских соревнований, юные туристы должны быть
всесторонне подготовлены: быть физически развиты, психологически подготовлены
для действий в условиях соревнований, владеть основами техники туризма, иметь
топографические знания, уметь ориентироваться на местности, освоить туристские
навыки по организации бивака, быть готовыми к ночлегу и приготовлению пиши в
полевых условиях и т. п.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия
дают детям возможность коллективного общения, приобщения к здоровому образу
жизни, спорту, природе. Результаты освоения детьми программы проявляются в
специализированных соревнованиях.
Цель программы: подготовка судей различных туристских соревнований и
туристских конкурсов.
Задачи программы:
Личностные задачи: Выработать у обучающегося:
 гражданскую и патриотическую позиции;
 социальную активность;
 Позитивную мотивацию к здоровому образу жизни;
 морально-волевые качества туриста-спортсмена: целеустремлённость,
настойчивость, смелость, решительность, инициативность;
 коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной, соревновательной)
деятельности.
Образовательные задачи:
 формировать предметные компетентности учащихся в области туризма.
 формировать знания о правилах проведения туристских соревнований;
Метапредметные задачи:
 содействовать укреплению здоровья и формированию навыков здорового образа
жизни обучающихся;
 способствовать всестороннему физическому развитию и целенаправленной
физической подготовке;
 гармонично развивать интеллектуальные и физические возможности личности
ребёнка;
4

 выявлять способных, с признаками одарённости детей, их поддержка и
развитие.
 формировать представления о работе различных судейских служб в различных
видах туристских соревнований и конкурсов;
 развивать умение применять полученные знания в практической деятельности;
 воспитывать коммуникативные качества обучающихся, принципиальность и
объективность в судействе.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Год обучения/
срок освоения

Режим занятий/
продолжительность

Количество
часов в неделю

1 год
обучения

3/45 мин.

6

Количество
учебных
недель
37

Итого
часов в год
222

Возраст обучающихся участвующих в реализации программы составляет 14-17
лет.
Срок реализации – 1 год.
Форма обучения - групповая.
Формы проведения занятий: лекция; беседа; инструктаж;
занятие; практическое занятие; тренировка.

теоретическое

Ожидаемые результаты:
Предметные (обучающие):
по окончании обучения обучающиеся будут:
 знать:
- правила судейства туристских соревнований
 основы первой помощи и гигиены;
 узлы, применяемые в туризме;
 основы спортивного ориентирования и топографии;
 основы техники безопасности;
уметь:
 судить выполнение технических приемов при движении по естественному рельефу;
 пользоваться картой и компасом;
- учащиеся смогут оказывать первую помощь при травмах, ожогах, обморожения,
поражении электрическим током;
Метапредметные (развивающие):
 обучающиеся мотивированы на занятия туризмом, самостоятельно планируют
вектор своего развития, видят перспективу роста в туризме;
 будет разработан план индивидуального сопровождения способных, с
признаками одарённости детей, их поддержка и развитие;
 будут сформированы навыки здорового образа жизни обучающихся;
 обучающиеся смогут самостоятельно приготовить пищу, вымыть посуду,
ухаживать за одеждой, обувью, снаряжением;
 будет сформирована общая, в том числе речевая, культура поведения на
занятиях, в походах и экскурсиях;
Личностные (воспитательные): Будет повышен уровень физического развития и
физической подготовки в гармонии с интеллектуальным развитием;
 сформирована патриотическая гражданская позиция;
 обучающиеся проявляют социальную активность в волонтерских акциях,
конкурсах и соревнованиях;
5

 сформирована позитивная мотивация к здоровому образу жизни;

проявляются
морально-волевые
качества
туриста-спортсмена:
целеустремлённость, настойчивость, смелость, решительность, инициативность;
 проявляются коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной,
соревновательной) деятельности и взаимодействии в команде.

КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Учебный план
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Юные судьи»

Год обучения

1 год

2.
3.
4.
5.

Начальная судейская подготовка
Методика судейства отдельных видов
Методика судейства комплексных видов
Обеспечение безопасности.

ИТОГО:

6

Теория

1.Информация о работе кружка, техника безопасности.

Всего

Наименование разделов

Практика

Количество часов

3

3

0

51
51
51
66

21
21
21
12

30
30
30
54

222

78

144

2. Учебный план
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Юные судьи»
2023-2024 учебный год

всего

теория

практика

№
п/п

ВВЕДЕНИЕ
Информация о работе кружка,
техника безопасности.
Начальная судейская подготовка

3
3

3
3

0
0

51

21

30

Организация и проведение
туристских слётов и соревнований
Правила туристских соревнований
Работа службы дистанции
соревнований
Работа судей на этапах
Работа службы секретариата и
информации
Работа служб старта и финиша
Методика судейства отдельных
видов
Организация и судейство вида
«Топографическая съёмка»
Организация и судейство вида
«Ориентирование»
Организация и судейство вида
«Туристская техника»
Методика судейства
комплексных видов
Организация и судейство вида
«Контрольный
туристский
маршрут»

12

9

3

Фронтальный опрос

6
6

3
0

3
6

Фронтальный опрос
Фронтальный опрос

9
9

3
3

6
6

Фронтальный опрос
Фронтальный опрос

9
51

3
21

6
30

Фронтальный опрос

15

6

9

соревнования

15

6

9

соревнования

21

9

12

соревнования

51

21

30

15

6

9

соревнования

Наименование тем и разделов

1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.

Формы текущего
контроля

собеседование

4.2.

Организация и судейство
«Туристские навыки»

вида 15

6

9

соревнования

4.3.

Организация
и
судейство 21
конкурсов и незачётных видов

9

12

соревнования

5.
5.1

Обеспечение безопасности.
Личная
гигиена
туриста,
профилактика заболеваний

12
6

54
15

собеседование

5.2

Техника
безопасности
при 21
проведении
туристских
мероприятий.

3

18

собеседование

66
21

7

5.3

Основные приемы по оказанию
первой
помощи.
Транспортировка пострадавшего.

24

3

21

ИТОГО за период обучения:

222

78

144

собеседование

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы

Кол-во

Походы
Соревнования
Занятий на местности
Практические занятия
Экскурсии
Иные (указать какие)

3
1
17
27
-

Кол-во
часов
9
3
51
81
-

3. Содержание программы
1.Введение
1.1. Информация о работе кружка:
Теория: цель и задачи на учебный год. Знакомство с календарем, графиком походов.
Техника безопасности.
2.Начальная судейская подготовка
2.1. Организация и проведение туристских слётов и соревнований
Теория: Знакомство с основными нормативными документами по туризму.
Организация, проводящая мероприятие. Состав оргкомитета, план его работы.
Составление и утверждение Положения о мероприятии. Утверждение главного судьи и
комплектование судейской коллеги.
Выбор района проведения мероприятия, требования к нему (обеспечение безопасности,
удобства подъезда и т.д.). Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для
проведения соревнований и оформления места проведения.
Медицинское обслуживание мероприятия. Работа комендантской службы в ходе
подготовки и проведения слета, соревнований. Охрана природы и обеспечение
безопасности участников и судей. Разработка условий проведения соревнований.
Церемония открытия и закрытия, награждение победителей.
Практические занятия
Участие в разработке Положения условий проведения соревнований. Подготовка
инвентаря и снаряжения для соревнований. Участие в выборе района соревнований,
слета.
2.2. Правила туристских соревнований
Теория: Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся
Российской Федерации. Основные разделы правил.
Задачи и характер соревнований. Классификация соревнований. Положение о
соревнованиях. Работа мандатной комиссии. Требования к заявкам на участие в
соревнованиях. Порядок подачи и рассмотрения протестов.
Допуск к участию в соревнованиях. Права и обязанности участников, представителей,
тренеров. Требования к снаряжению (личному и групповому) и форме одежды
участников. Порядок снятия команд и участников.
8

Состав судейской коллегии в зависимости от масштаба соревнований, главная
судейская коллегия. Права и обязанности судей.
Меры по обеспечению безопасности при проведении туристских слетов, соревнований.
Соревнования по видам туризма.
Практические занятия
Игры-упражнения, тестовые задания по правилам организации соревнований;
классификации соревнований, составление положений соревнований; составление
заявок, протестов; составление памяток по обеспечению безопасности на туристских
слётах, соревнованиях.
2.3. Работа службы дистанции соревнований
Теория: Состав службы дистанции, распределение обязанностей внутри службы.
Планирование дистанции, установка ее на местности. Обеспечение безопасности на
дистанции. Контрольное время. Организация судейской страховки на дистанции.
Составление схем и описания дистанции.
Работа службы дистанции непосредственно перед соревнованиями. Работа службы
дистанции во время проведения соревнований, обеспечение сохранности дистанции.
Закрытие дистанции, снятие этапов.
Практические занятия
Участие в планировании дистанции.
Прохождение дистанций соревнований.
2.4. Работа судей на этапах
Теория: Старший судья и судьи на этапах, их права и обязанности. Оборудование и
оформление этапа и мест работы судей. Организация судейской страховки.
Инструктаж судей: условия преодоления этапа с показом вариантов правильного и
неправильного его прохождения, трактовка нарушений и пользование таблицей
штрафов. Непредусмотренные ситуации и действия судьи.
Судейская документация, порядок протоколирования и организация информирования
участников о допущенных нарушениях и штрафах. Контрольное время на прохождение
этапа, действия судьи в случае его превышения.
Практические занятия
Участие в постановке этапов дистанции. Работа в качестве судей на этапах.
2.5. Работа службы секретариата и информации
Теория: Задачи и содержание работы секретариата. Состав службы секретариата,
распределение обязанностей внутри службы. Документация соревнований. Знакомство
с местом работы секретариата, его оборудование. Мандатная комиссия. Прием заявок,
проведение жеребьевки. Оформление командных, информационных карточек. Подсчет
результатов, проверка протоколов судей. Схема обработки результатов. Подведение
итогов соревнований. Печатание протоколов, заполнение грамот и дипломов.
Предстартовая информация. Организация информации с дистанции.
Практические занятия
Подготовка судейской документации.
Участие в работе службы секретариата во время соревнований.
2.6. Работа служб старта и финиша
Теория: Состав служб старта и финиша, распределение обязанностей. Виды старта.
Выбор места для старта, финиша. Оборудование мест старта и финиша. Обеспечение
бригад старта и финиша необходимой документацией и инвентарем. Работа бригад во
время соревнований. Взаимодействие бригад старта и финиша со службой
секретариата, комендантской службой.
Практические занятия
Оборудование мест старта и финиша. Работа в составе служб старта и финиша.
3.Методика судейства отдельных видов
3.1. Организация и судейство вида «Топографическая съёмка»
Теория: Организация и судейство вида «Топографическая съемка»
9

Виды соревнований по топографической съемке. Состав судейской коллегии вида.
Выбор района для проведения соревнований. Подготовка полигона: съемка,
ограничение, маркировка. Маршрутная и площадная глазомерная съемка, способ
проведения съемки, контрольное время на полевую и камеральную работу.
Практические занятия
Участие в подготовке полигонов для соревнований по ориентированию.
Выбор района для проведения соревнований. Подготовка полигона: съёмка,
ограничение, маркировка.
3.2. Организация и судейство вида «Ориентирование»
Теория: Ориентирование в программе туристских слетов и соревнований: соревнования в выполнении отдельных заданий по элементам ориентирования и топографии;
соревнования по отдельным видам ориентирования (спортивное ориентирование).
Организация и судейство отдельных заданий по ориентированию: азимутальный
маршрут, движение по легенде, по обозначенному маршруту, глазомерная оценка
расстояния, прокладывание азимутального маршрута, поиск объектов по заданным
азимутам и с помощью карты.
Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Требования к
местности и дистанциям соревнований. Длина дистанции, её обозначение на карте, и
оборудование на местности. Карта соревнований. Контрольное время прохождения
дистанции, определение результатов соревнований. Особенности судейства различных
видов.
Обеспечение безопасности в соревнованиях по ориентированию: район соревнований,
его ограничения, наличие опасных мест на дистанции. Информирование участников о
действиях в случае потери ориентировки. Организация поисковых работ.
Практические занятия
Участие в подготовке полигонов для соревнований по ориентированию, по
обеспечению безопасности на соревнованиях.
3.3.Организация и судейство вида «Туристская техника»
Теория: Виды и характер соревнований по туристской технике. Соревнования по отдельным заданиям (этапам) туристской техники. Командные и личные соревнования,
эстафета, их особенности. Примерные элементы полосы препятствий. Оборудование
этапов. Требования к месту старта и финиша, к местам расположения участников и
зрителей. Организация ознакомления участников и капитанов команд с дистанцией,
способами прохождения этапов. Работа секретариата и организация информации о ходе
соревнований. Зачет результатов и подведение итогов. Обеспечение безопасности при
проведении соревнований: проверка инвентаря и снаряжения, организация
консультаций по правильному прохождению технически сложных этапов.
Прием
этапов судьей-инспектором.
Описание отдельных технических этапов и специальных заданий. Соответствие
этапов туристскому опыту участников. Таблицы штрафов за ошибки и нарушения.
Практические занятия
Участие в подготовке туристской полосы препятствий: выбор района, расстановка и
оборудование этапов. Судейство соревнований по туристской технике, работа в
различных
бригадах,
подготовка
документации. Определение
результатов
соревнований. ПВД.
4.Методика судейства комплексных видов
4.1.Организация и судейство вида «Контрольный туристский маршрут»
Теория: Содержание соревнований, их командный характер. Длина дистанции, количество этапов. Участники соревнований. Организация старта и финиша. Судейская
коллегия вида, обязанности судей. Полигон, построение дистанции. Порядок
определения результатов соревнований. Картографическое обеспечение соревнований.
Подготовка и оборудование, организация судейства отдельных этапов. Необходимая
документация.
Практические занятия
10

Участие в обеспечение безопасности при проведении соревнований: проверка
инвентаря и снаряжения, медицинской аптечки, информирование команд о границах
полигона и действиях в случае создания аварийной ситуации. Описание отдельных
технических этапов и специальных заданий, система штрафов за допущенные ошибки и
нарушения. ПВД.
4.2.Организация и судейство вида «Туристские навыки»
Теория: Судейская коллегия вида, организация ее работы. Информирование команд о
требованиях, предъявляемых к участникам соревнований. Документация судейской
коллегии, своевременное информирование групп о всех замечаниях и выставленных
оценках. Оценка состояния лагеря, состояния кухни и правил хранения продуктов,
соблюдения правил поведения, режимных моментов соревнований.
Практические занятия
Оценка лагеря судейской коллегией во время обязательных обходов. Проверка
обеспечения вопросов безопасности при организации лагеря. Определение результатов.
ПВД.
4.3.Организация и судейство конкурсов и незачётных видов
Теория: Содержание конкурсной программы туристских соревнований, её цели и
задачи. Зачётные и незачётные конкурсы. Судейство конкурсов методом экспертной
оценки, включение в состав жюри представителей от команд. Организация и
проведение тематических конкурсов: на лучшую туристскую самоделку, фотографию,
видео- или слайдфильм, эмблему, газету. Организация и проведение конкурсов
краеведов, туристской песни и туристской самодеятельности. Показательные
выступления опытных туристов и спортсменов. Организация и проведение вечеров
дружбы. Организация и проведение соревнований по различным видам спорта:
волейболу, футболу, стрельбе, плаванию и др.; судейство этих видов. Привлечение
спортивных организаций.
Обеспечение безопасности при организации конкурсной программы.
Практические занятия
Участие в организации и судействе конкурсной программы. Участие в подготовке и
проведении костра и вечера дружбы.
5. Обеспечение безопасности.
5.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.
Теория: Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов, путешествий.
Закаливание организма – основное средство повышения сопротивляемости простудным
заболеваниям.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и
работоспособность.
Особенности посещения района с различными инфекционными заболеваниями.
Практика: Гигиена одежды и обуви. Меры по профилактике характерных для видов
туризма заболеваний.
5.2. Техника безопасности при проведении туристских мероприятий.
Теория: Факторы, влияющие на безопасность группы в походе. Роль руководителя в
группе, подчинение его рениям – основа отношений, залог безопасного прохождения
маршрута.
Персональная,
моральная,
административная
и
юридическая
ответственность руководителя за безопасность участников. Конфликты в группе,
способы их устранения. Разбор несчастных случаев и аварий в туризме.
Основные причины несчастных случаев в походе: переоценка своих сил и
возможностей, несоблюдение установленных правил, резкое ухудшение погодных
условий.
Практика: Правила поведения на воде, организация купания. Правила пожарной
безопасности, работа у костра.
Организация поисковой и спасательной работы. Изучение инструкций по ТБ.
5.3. Основные приемы оказания первой помощи, транспортировка
пострадавшего.
11

Теория: Измерение температуры, пульса. Согревающие процедуры, охлаждающие
процедуры.
Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Оценка общего состояния
пострадавшего, места и характера повреждения. Правила снятия одежды и обуви с
пострадавшего. Правила наложения шин.
Практика: Иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.
Измерение температуры, пульса. Правила оказания первой помощи (травмы
конечностей, области живота, головы и туловища).
Изготовление средств транспортировки пострадавшего.

4. Формы аттестации
Входной контроль проводится с обучающимися в начале учебного года.
Критерии оценки: судейство внутрикружковых соревнований.
Тесты по туризму для учащихся старшей возрастной группы.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года.
Критерии оценки: судейство соревнований между объединениями. Тесты
«Регламент проведения соревнований по спортивному туризму»
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.
Критерии оценки:
Судейство городских соревнований. Тесты «Регламент проведения соревнований
по спортивному туризму».
Мониторинг теоретических знаний.
Критерии оценки и обработки результатов.
Отслеживание теоретических знаний обучающихся проводится три раза в
течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев.
Обучающимся предлагается 22 вопроса, составленных согласно темам
программы пропорционально количеству часов, содержащихся в данных темах.
Каждый вопрос оценивается по двухбалльной системе:
2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме
1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме
0 баллов – если на вопрос совсем не ответили.
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестов,
составит 76 баллов, или 100%.
По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении
теоретического блока учебной программы:
100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем
уровне;
75% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;
ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.
Результаты тестирования сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о
выполнении заданий каждым обучающимся и усредненные данные по выполнению
учебной программы всем кружковым объединением.
Результаты мониторинга теоретических знаний обучающихся
Таблица 1
№

Фамилия, Имя
обучающегося

Количество баллов по разделам программы
Начальная
Методика
Введение
судейская
судейства
12

Сумма
баллов

%

подготовка

отдельных видов

1.
2.
3.
4.
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении
Сравнение ответов обучающихся в начале, середине и конце учебного года
позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об
усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об
эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.

№
п/п

Результаты стартового, промежуточного и итогового мониторинга
теоретических знаний обучающихся
Таблица 2
Промежуточный
%
Старт-тест
Итог - тест
Фамилия, Имя
тест
усвоения
обучающегося
программ
баллы % баллы
%
баллы %
ы

1.
2.
3.
4.
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении

5. Оценочные материалы
Задачи
Входной контроль
личностные
образовательные
метапредметные

Форма контроля
Беседа.

Промежуточный контроль
личностные
Внутри кружковые
образовательные
соревнования.
метапредметные
Итоговый контроль
личностные
образовательные
метапредметные

Городские
соревнования

Планируемый
результат
Дата: сентябрь
Определен
уровень развития
детей и их
способности
Дата: декабрь
Обучающимися
получены знания
по темам,
разделам
программы
Дата: май
У обучающихся
сформирован
интерес к
занятиям
туризмом.

13

Цель проведения
Получение первичной
информации о ребенке

Определение
обучающимися
степени усвоения
знаний по программе
Оценка качества
усвоения
обучающимися
содержания
дополнительной
образовательной
программы по итогам
учебного года или по

Текущий контроль
личностные:
Формирование
культуры общения и
поведения в
социуме.

наблюдение

образовательные
Способствовать
освоению знаний по
темам программы
«Начальная
туристская
подготовка»

соревнования

метапредметные
Развитие
познавательного
интереса к занятиям
туризмом

поход, экскурсия

окончании
программы.
В течение учебного года
Обучающийся
Определение степени
получил навыки
обучающимися
общения со
учебного материала.
сверстниками и
Определение
педагогами
готовности
детей
восприятию нового
Обучающийся
материала.
усвоил знания по Повышение
темам программы ответственности и
заинтересованности
воспитанников в
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающие
У обучающегося
обучение. Подбор
развит
наиболее
познавательный
эффективных методов
интерес к
и средств обучения.
занятиям
спортивным
туризмом

Учебный
год

Год
Форма
обучения

Оценочные материалы

2021-2022

1 год

входящий

Тесты по туризму для учащихся старшей
возрастной группы.

промежуточный

Внутрикружковые соревнования. Тесты
«Регламент проведения соревнований по
спортивному туризму»

итоговый

Результаты
городских
соревнований;
тесты
«Регламент
проведения
соревнований по спортивному туризму»

6. Методические материалы
Разделы
Введение

Методическое обеспечение
Инструктажи по ОТ и ТБ.

2.

Основы туристской
подготовки

3

Походная подготовка

Моргунов Б.П.Туризм.- Москва,
Просвещение.1978. Регламент проведения
соревнований по спортивному туризму.
П.И. Лукоянов-Зимние спортивные походы.
Москва «Физкультура и спорт»1979

1.

14

усвоен

к

4

Карты, схемы, компас; Методическая разработка
«Общие характеристики GPS-навигаторов» Бобылев В.Л.-2020
Седов Ар. Седов Ал.-сила и мужество. Москва
«Детская литература»1974
«Организация и проведение краеведческой работы
в туристских походах»,

5

Подготовка по спортивному
ориентированию
Физическая подготовка

6

Походная подготовка

7

Походная подготовка

«Краткий справочник юного туриста»,

8

Подготовка по спортивному
ориентированию

«Занимательная топография и ориентирование»;

7. Обеспечение программы:
Учебный кабинет, оборудованный: стендами, отображающими тематику программы,
библиотекой
учебно-методической
литературы;
инвентарь
и
снаряжение
индивидуального и группового характера.
Раздаточный материал:
- Набор топографических карт;
- компаса жидкостные;
- набор карточек для развития зрительной памяти;
- набор карточек для определения азимута;
- набор карточек по топографическим знакам;
- набор карточек по личному и групповому снаряжению;
- набор карточек для занятий по ориентированию в помещении;
Наглядные пособия:
По темам - «Личное и групповое снаряжение», «Компас»; «Специальное снаряжение
туристов», «Топографические знаки», «Как связать носилки»,
Плакаты:
«Топографические знаки».
Снаряжение, специальное оборудование, инструменты:
походная аптечка;
ремонтный набор;
палатки туристские;
рюкзаки;
коврики туристские;
тенты;
туристские котлы;
пила, топор;
спальные мешки;
приспособление для волокуш.

8. Рабочая программа воспитания.
15

ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции,
а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ

Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к
своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и
культурным представлениям российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость,
милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных
ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку
своего народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие
здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к
творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
16

Активная форма
организации деятельности
обзор научно-популярных статей в
периодической печати, экскурсии (в

окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, Дни именинников,
прогулки, посещение концертов,
театров; встречи друзей, поездки и
т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения
задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде
обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим
народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
17

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и
государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою
российскую гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям
народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную
оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий человека,
проявляющий готовность к сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться
с людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам
18

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

сограждан.
Проявляющий
уважение
к
старшим,
к
российским
традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу
мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Обладающий
первоначальными
навыками
рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой
и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине
мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода
деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
19

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности
каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого
выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

9. Календарный план воспитательной работы.
№п/п

Мероприятие с датой из календаря

1

3.09 мероприятие посвящённое Дню
солидарности в борьбе с терроризмом
4.10 мероприятие посвящённое Дню защиты
животных
26.11 мероприятие посвящённое Дню матери
11.12 мероприятие посвящённое Дню
Конституции Российской федерации
1-10.01 мероприятие посвящённое
празднованию Нового года
23.02 мероприятие посвящённое Дню
защитника Отечества
08.03 мероприятие посвящённое
Международному Женскому Дню
12.04 мероприятие посвящённое 60-летию
первого полёта человека в космос
15.04 мероприятие посвящённое дню семьи

2

3
4
5
6
7
8

Сроки
Примечание,
проведения отметка о
выполнении

20

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

10. Список литературы
1. Волков Н. Спортивные походы в горах. - Издательство «Физкультура и спорт»,
Москва.1994.
2. Колесникова А.В. Спортивное ориентирование. -2002.
3. Константинов Ю.С. Ориентирование как образ жизни. - Москва,2007.
4. Константинов Ю.С.
Туристские спортивные маршруты. - Москва,
профиздат.1987.
5.Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Изд. 2-е. - м.:
ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
6. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. -М.: ЦДЮТиК,
2005.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - Издательство «Физкультура и спорт»,
Москва.1990.
8. Кодыш Э.Н. Туристские слеты и соревнования. - Москва, профиздат.1984.
9. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - Издательство «Физкультура и
спорт», Москва.1979.
10. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. Издательство
«Физкультура и спорт», Москва.1981.
11. Моргунов Б.П. Туризм - Москва, Просвещение.1978.
12.Словарь юного туриста. Cост. В.М. Куликов. Л.М.Ротштейн. Ю.В.Контантинова. - М.: ФЦДЮТик. 2004.
13.СтоляренкоА.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: 2002.
14.Седов Ар. Седов Ал.-сила и мужество. Москва «Детская литература»1974

Приложение 1.
21

Тесты «Регламент проведения соревнований по спортивному туризму»
1. ГСК – это: а) генеральная судейская классификация;
б) главная судейская коллегия;
в) главная судейская команда.
2. Какая из судейских должностей не входит в состав ГСК?
а) главный секретарь соревнований;
б) начальник дистанции;
в) врач соревнований;
г) судья на старте- финише.
3. Кто из ГСК отвечает за подготовку и оформление всей документации, относящейся к
проведению соревнований?
а) главный судья
б) начальник дистанции
в) судья-инспектор г) главный секретарь
4.Кто организует и контролирует информацию о ходе и результатах соревнований?
а) главный судья
б) главный секретарь
в) заместитель главного судьи по организационным вопросам
г) заместитель главного судьи по связи и информации
5.В чьи обязанности входит ответственность за снаряжение для оборудования
дистанции?
а) начальника дистанции
б) старшего судьи
в) коменданта соревнований
6. Кто проверяет перед стартом соответствие требованиям снаряжение
участников?
а) начальник дистанции
б) судья по безопасности
в) главный судья
г) главный секретарь

7.Каков масштаб контрольной карто-схемы, составляемой для маршрута очных
соревнований вида « Туристский поход»?
а) 1: 100 000
б) 1: 200 000
в) 1: 500 000
г) 1: 1 000000
8.Что такое КТМ?
а) контрольный технический маршрут
б) комплексный туристский маршрут
в) контрольно- туристский маршрут
9. К каким классам дистанций относится этап «Переправа через водную преграду на
плавсредствах»? соревнований по пешеходному туризму?
а) 1-4
б)3-4
в) 2-4
Правильные ответы:1-б;2-г;3-г;4-г;5-а;6-б;7-б;8-а;9-а

22

Приложение 2.

Тесты по туризму для старшей возрастной группы. Подготовка к походу.
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение
инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.

23

9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того,
чтобы:
А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него
неожиданных поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;8-г;9-а;10-б;11-б;12-в;13-а

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».