16. Мыцких М.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Следопыты ГОТОВА

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического
совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д
«26» июня 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«Следопыты»
2023-2024 учебный год
Возраст обучающихся 8 -11 лет
Срок реализации –1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы: сетевая
Тип программы: модифицированная
Автор:
Мыцких Марина Александровна,
педагог дополнительного образования
высшей категории

Карпинск
2023

Содержание
1. Комплекс основных дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Пояснительная записка
2. Комплекс организационно-педагогических условий. Учебный план.
3. Содержание изучаемой программы
4. Обеспечение программы
5. Рабочая программа воспитания
6. Календарный план воспитательной работы объединения
7. Список литературы
8. Приложение

2

3
7
8
13
15
16
17
18

1. Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Федеральный уровень:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №27З-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ № 273).
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее — Федеральный
приоритетный проект).
Приказ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Минобрнауки России от 09.012014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Региональный уровень:
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№ 503 ПП
«О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей на территории Свердловской области».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МАУ ДО СТиЭ «Конжак» от 21.12.2022 г.
Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
Согласно Закону № 273-ФЗ образовательные программы:
 могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого
взаимодействия (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
3

 могут осуществляться на основе использования различных образовательных
технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст.
13, п. 2; гл. 2, ст. 16);
 могут использовать форму организации образовательной деятельности,
основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов» (ФЗ № 273, гл.2, ст. 13, п. 3);
 с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной форме (ФЗ №
273, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4).
Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей
проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ строятся
на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
-модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
Программа будет реализована с использованием:
-сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ №
273, гл. 2, ст. 13,
п. 1; гл. 2, ст. 15);
-различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного
обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы - туристско-краеведческая;
новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; отличительные
особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы от уже существующих образовательных программ .
Новизна заключается в сочетании форм туристской и краеведческой деятельности,
изучению окружающего мира, способствует разностороннему развитию личности
ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил,
совершенствованию туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной
деятельности, инициативности, изучению своего края и воспитывает патриота своей
Родины, своего края.
Актуальность: программа отражает туристко- краеведческое направление, что
позволяет более широко использовать педагогические мотивации, приемы и методы для
раскрытия туристской мотивации у обучающихся, успешного овладения обучающимися
туристическими навыками, позволяющими замечать особенности природы,
географических карт и туристского снаряжения, а также для создания коллектива
единомышленников, способного к слаженному взаимодействию в походе или экскурсии.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её
реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые
направлены на разрешение проблем взаимоотношений ребёнка с туризмом,
краеведением, осознанием их взаимосвязей.
Реализация программы позволяет применить теоретические знания на практике.
Ребенку предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические
навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной социальной активности,
преодоления препятствий и обеспечения безопасности, что в конечном итоге и
4

определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства
обучения и воспитания детей.
Отличительные особенности программы в том, что в ее основе лежит направление
краеведение и туризм. Педагог знакомит обучающихся с секретами погоды,
разнообразием флоры и фауны Урала, основами топографии и туризма. Обучающиеся
будут постоянно совершенствовать свои способности, получать опыт и навыки,
ориентирования и сохранения своего здоровья.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Цель программы: формирование у обучающихся понятий о взаимосвязях
природы, животных и растений, знакомство со способами преодоления препятствий,
знакомство с азами туризма, ориентирования, воспитание ответственности за поступки
и здоровье, развитие патриотических чувств к Родине.
личностные задачи - Сформировать навыки безопасного поведения и бережного
отношения к природе и истории родного края, развитие таких качеств как настойчивость,
смелость и решительность, терпеливость, волевые качества, ставшие чертами личности
туриста. Повысить познавательную активность, краеведческие навыки; воспитать
ответственность за сохранность своего здоровья, сформировать
патриотические
чувства к малой родине;
 образовательные задачи - Стимулировать интерес к знакомству с природными и
культурными объектами родного края, привлечь внимание к исследовательской
деятельности;
Приобретать знания в области туризма, топографии, физической
культуры, обучится естественным видам физических упражнений. Узнать виды
туристского снаряжения и оборудования.

метапредметные задачи - Поддержать позитивную мотивацию к участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного
дня,
волонтерских
акциях,
совершенствование познавательной, творческой и общественной активности у детей,
вырабатывать навыки поисково–исследовательской работы.
 Развивать умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности, умения понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее
достижения, способствовать умению думать, исследовать, общаться, взаимодействовать,
умению доводить дело до конца и т.д.
 Способствовать умению организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками, приобщить обучающихся к
общечеловеческим ценностям.
Объем дополнительной общеобразовательной
«Следопыты» 2023-2024 уч. год.
Год обучения/
срок освоения

1 год
обучения

Режим занятий/
продолжительность

Количество
часов в неделю

3/45 мин.

6

общеразвивающей
Количество
учебных
недель

37

программы

Итого часов
в год

222

Формы обучения:
Форма организации занятия–групповая, фронтальная, индивидуальная. Формы
проведения занятия – беседа, учебно-тренировочное занятие, соревнование,
практическое занятие, конкурс, викторина, опрос, экскурсия, презентация.
5

Планируемые результаты.
По окончании обучения обучающиеся будут знать природные и культурные
объекты родного края, азы туризма, предметы и виды снаряжения, уметь собирать
рюкзак в поход, знать стороны света и азы топографии, познакомятся с топографической
картой, осознавать свою ответственность за сохранение природы, будут применять
безопасное поведение в поездках и походах. У обучающихся сформируется осознанное
бережное отношение к природе. На экскурсиях и в походах у детей укрепится
физическое и психическое здоровье, участие в играх, конкурсах и викторинах,
волонтёрских акциях повысит познавательную, творческую, общественную активность
детей.
- личностные результаты - готовность обучающихся к саморазвитию,
сформированность у них таких качеств как настойчивость, смелость и решительность,
терпеливость, волевые качества. Положительное отношение к систематическим занятиям
туризмом, познанию новых районов для путешествий;
Обучающиеся будут принимать активное участие в обучении и познавательной
деятельности.
-образовательные результаты - приобретение умений и навыков в работе с туристским
снаряжением; приобретение специальных знаний по окружающему миру и применение
их на практике;
Возникновение
интереса к знакомству с природными и
культурными объектами родного края, привлечь внимание к исследовательской
деятельности; Приобретение знания в области туризма, топографии.
метапредметные результаты - поддержание позитивной мотивации к участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного
дня,
волонтерских
акциях,
совершенствование познавательной, творческой и общественной активности у детей,
вырабатывание навыков поисково–исследовательской работы.
Развитие умения осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности, умения понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее
достижения, умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, умения
доводить дело до конца и т.д.
Способствование умению организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками, приобщать обучающихся к общечеловеческим
ценностям.

6

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Следопыты»

Год обучения

1 год

Теория

Практика

Количество часов

1

Взгляд на туризм

6

2

4

2

Мир вокруг нас

81

27

54

3 Топография и ориентирование

24

8

16

4

Интересное путешествие

30

12

18

5

Большой рюкзак

54

18

36

Туристская физкультура

27

6

21

222

73

149

6

Всего

Наименование разделов

ИТОГО:

п/п
1.

2.

3.
4.
5.

Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Следопыты»
2023-2024 учебный год
Количество часов
Формы текущего контроля
Название раздела
Практ
Всего
Теория
ика
Фронтальный опрос
6
2
4
Творческая работа, входящий
1 Взгляд на туризм
тест «Мотивация занятий
туризмом».
Обсуждение презентации
81
27
54
«Мартовская прогулка»,
Мир вокруг нас
наблюдение, опрос, конкурс
Промежуточный тест «Мир
вокруг нас».
Игра с топознаками «Путник»,
24
8
16
Топография и
тест, опрос, наблюдение,
ориентирование
соревнование
Викторина «Угадай – ка»,
Интересное
48
12
18
наблюдение,
опрос, тест
путешествие
Соревнования, тест,
36
18
36
Большой рюкзак
наблюдение, опрос,
обсуждение
7

27

6

21

222

73

149

6. Туристская физкультура

7.

ИТОГО:

Соревнования в объединении
«Полоса препятствий», опрос,
наблюдение, тест итоговый
«Следопыт», ПВД

По программе «Следопыты» одного года обучения предусмотрены
практикоориентированные формы:
Формы
Походы ПВД
Соревнования
Занятий на местности
Практические занятия
Экскурсии
Иное

Кол-во
1
2
24
18
6
-

часов
4
6
68
48
23
-

3. Содержание учебного плана
Раздел 1. «Взгляд на туризм»
Теория: Начало работы объединения. Ознакомление обучающихся с планом работы
на учебный год, цель и задачи. Что такое туризм, краеведение, экология, исследование,
их значение в современном мире. Проведение инструктажей по технике
противопожарной и электрической безопасности, меры предосторожности во время
проведения массовых мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика:
Тренировочное учение по действиям во время пожара в здании. Правила пожарной,
электрической безопасности, поведения в помещении, на практических занятиях,
экскурсиях. Просмотр презентации. Входящее анкетирование.
Экскурсии
«Мой Урал-моя история». Посещение музея.
Раздел 2. «Мир вокруг нас»
Теория: То, что нас окружает: Вода, Земля, Небо. Какие источники воды бывают в
природе? Форма, цвет изображений воды на картах. Что такое Земля? Земля изнутри и
снаружи. Форма, цвет изображений суши на картах. Карта мира. Форма, цвет объектов,
изображение их на карте. История изображений Земли – история возникновения карты
местности.
Состав и разнообразие минералов – полезных ископаемых. Какие сходства и
различия в минералах наблюдаем и почему? Камни, их разнообразие (форма, размер,
цвет) и красота. Пирит, березит, уголь.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Объекты небосвода в дневное время для
ориентирования на местности. Объекты небосвода в ночное время для ориентирования
на местности. Луна и звезды. Созвездие Большая и Малая Медведица, Кассиопея,
Полярная Звезда. Облака, их форма и цвет. Что предсказывают облака? Прогноз погоды
на неделю. Почему идет дождь и дует ветер. Что можно увидеть под ногами.
Распознавание деревьев своей местности по листьям, веткам, стволам. Знакомство
с гербарием. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части
растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Известные насекомые, рыбы, птицы, звери Урала. Знакомство с разнообразием
животных, рыб, птиц Урала, их окрасом. Разнообразие следов местных зверей и птиц на
снегу, их определение.
8

Животные, птицы, рыбы Урала, занесенные в Красную Книгу.
Что окружает нас в лесу, горах, озере, реке? Названия и характеристики объектов,
окружающих нас в природе: растительность, рельеф, водные объекты.
Самые опасные животные тайги: лоси, волки, медведи. Растения и грибы с ядом.
Как избежать отравления растениями и грибами.
Практика:
Знакомство и составление гербариев.
Знакомство с хвойными и лиственными деревьями растениями в парке.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений?
Знакомство с картой звездного неба.
Игра «Телескоп» Просмотр изображений с ядовитыми растениями, пресмыкающимися и
опасными животными.
Работа с частной коллекцией минералов, предметами, привезенными из походов.
Конкурс рисунков «Мой мир»
Тест промежуточный «Мир вокруг нас».
Экскурсии:
ООПТ «Старые Культуры Кедра»;
Комсомольский парк;
Раздел 3. «Топография и ориентирование»
Теория: Топография? Что нужно знать о топографии? Помощники в изучении
топографии и ориентирования. Линия горизонта. Основные стороны света, знакомство с
компасом и определение их по компасу. Ориентирование по компасу.
Карта для туристов – важный предмет. Разнообразие топографических,
спортивных, географических карт. Как измерять расстояния на местности: сколько
шагов в километре? Измеряем расстояние на глаз. Группы топознаков: гидрография,
растительность, искусственные сооружения, внемасштабные топографические знаки.
Рельеф: холм, овраг, гора, скала, хребет, склон, сопка и т.д. Познакомимся с
элементами рельефа в районе города Карпинска. Способы изображения рельефа на
картах и схемах спортивных, географических и топографических.
Гидрография: река, ручей, болото, озеро и родники. Водные объекты в районе
города. Обозначение водных объектов на картах топографических, на спортивных
картах. Куда текут реки, где и как образуются болота и озера?
Водные объекты в России, в Свердловской области. Чем примечательны водные
объекты? Чем различаются знаки водных объектов? Изображение растительности на
картах, знакомство с окружающей растительностью. Горелый лес или бурелом?
Сезонные изменения растительности. Отличия в изображениях растительности на карте
и реальности. Древесная растительность, произрастающая в районе Северного Урала.
Сооружения, созданные человеком, (искусственные сооружения) на карте.
Что
изображают топографические знаки «искусственные сооружения», их характеристика,
цвет. Виды искусственных сооружений: дома, башни, мосты, карьеры. Масштабные и
внемасштабные топографические знаки. Нахождение знаков на карте, определение и
сравнение их на местности.
Практика:
Знакомство и изучение карт различного масштаба и назначения.
Изучение рельефа, гидрографии, искусственных сооружений на карте.
Знакомство с внемасштабными топографическими знаками на карте и местности.
Знакомство с элементами рельефа, гидрографии, растительности, искусственных
сооружений на местности.
Соревнования «Компас»
Игра с топознаками «Путник».
Экскурсии:
К Водонапорной башне
9

Раздел 4. «Интересное путешествие»
Теория: Как нарисована Россия на карте? Как читать карту. Интересные места
мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран
(например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Столица Урала - Екатеринбург. История Столицы Урала. Дом Сказителя в
Екатеринбурге, на улице Чапаева,11, в Камышлове. Знакомство с героями, обычаями
народностей, проживающих на Урале, описанием местности, где происходят действия в
Сказах. Творчество П.П. Бажова: сказы «Серебряное копытце», «Голубая змейка»,
«Малахитовая шкатулка». Место рождения, первых произведений Уральского писателя
Д.Н.Мамина. Описание местности, поселений, устоев жизни юных героев произведений.
Дом Д.Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге, Висиме, произведения автора
«Аленушкины сказки», «Медведко», «Приёмыш».
Район Кытлымских среднегорий-жемчужина Северного Урала. Вершины среднегорья и
маршруты к ним, марафон «Конжак». Легенды про родники, реки и вершины нашего
района. Герои легенд и «приметные места» Северного Урала.
Памятники природы Урала. Знакомство с историей нашего города и поселков.
Подготовка к экскурсии.
Практика:
Знакомство с видами, планами, схемами Екатеринбурга, Карпинска, Камышлова,
Висима, Кытлыма, гор Северного Урала. Работа с фотоматериалом.
Знакомство со сказами Бажова П.П.
Знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка
Нахождение мест проживания авторов Сказов, действий, описанных в Сказах и легендах
на картах.
Конкурс рисунков « Любимый уголок»».
Игра «Угадай-ка»
Экскурсии:
Экскурсия «Родник здоровья»;
Раздел 5. « Большой рюкзак»
Теория: Разнообразие и назначение предметов походного обихода. Снаряжение
туриста, его части и назначение. Знакомство с походным снаряжением, предметами для
обучения.
Список снаряжения для похода, экскурсии. Что берем мы в рюкзачок? Как обращаться
со снаряжением в походе. Обучение безопасному обращению с личными вещами,
снаряжением, поведению в группе в походе, на экскурсии. Групповое и личное
снаряжение в походе и на экскурсии. Какой рюкзак выбрать для похода выходного дня,
экскурсии? Правила размещения предметов в рюкзаке. Типы палаток, спальных мешков.
Одежда и обувь для похода и экскурсии. Зависимость походной одежды и обуви от
погоды, сезона, места путешествия. Верхняя одежда на лето, виды курток, анорак,
накидки от дождя. Как подготовить личное снаряжение для похода. Списки личного
снаряжения и «нужных» вещей. Групповое снаряжение команды. Костровое снаряжение,
походная посуда, походные блюда и меню. Знакомство с приготовлением пищи на
костре. Упаковка и переноска продуктов. Топор и пила, нож в походе, снаряжение и
приемы их хранения. Знакомство с ремнабором для летнего путешествия.
Нужные вещи: фонарь, перчатки рабочие, веревочки, спички, часы, нож: их функции и
хранение. Сохранение жизни и здоровья в путешествиях. Правила оказания помощи в
походе. Состав и объем аптечки в зависимости от сложности похода. Сооружение
носилок в походе. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в
познании окружающего мира.
Практика:
Знакомство с вещами личными и групповыми для похода.
Знакомство с видами палаток и спальными мешками.
Знакомство с костровым снаряжением зимним и летним.
10

Работа с изображениями снаряжения, вещей для похода, игра «Угадай»
Знакомство с ремнабором, его предметами, их назначением и походной аптечкой.
Экскурсии:
На берег реки Турья
Раздел 6. «Туристская физкультура»
Теория: Физическая нагрузка туриста. Физические упражнения по развитию ловкости,
выносливости, балансирования, подъема тяжестей, переносу «пострадавшего». Техника
безопасности на занятиях, при работе со снаряжением. Упражнения для совершения
пеших занятий на местности. Разбор приемов ходьбы, бега с рюкзаком, и без него по
горизонтальной поверхности, спуск с горки и подъем в горку. Использование
специального снаряжения для тренировочных занятий. Подведение итогов работы
объединения. Занятия на «Кочках», «Ромб» и «Туристской полосе препятствий»
Практика:
Физические упражнения, бег, пешее передвижение по пересеченной местности, работа
со снаряжением.
Приемы ходьбы и бега с грузом по горизонтальной и пересеченной поверхности, спуск с
горки и подъем в горку.
Физические упражнения на снарядах «Кочки», «Ромб», «Туристская полоса
препятствий»
Итоговое анкетирование «Следопыт».
Соревнования «Туристская полоса препятствий»
Поход Выходного Дня на берег реки Турья.

4. Формы аттестации
Контроль освоения программы производится в конце первого и второго полугодия.
Диагностика умений и навыков сформированности предметных умений в начале, конце
и середине учебного года.
Для проведения теоретической части контроля знаний, умений и навыков
используются различные формы организации: конкурсы, диктанты, тестирование
обучающихся по материалам программы объединения, индивидуальные творческие
задания.
Практическая часть знаний, умений и навыков оценивается по результатам
соревнований, походов, творческой и исследовательской деятельности, участие в
городских, региональных и всероссийских конкурсах туристско - краеведческой и
естественнонаучной направленности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический
материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, дневник наблюдений, журнал
посещаемости, материал анкетирования и тестирования, протокол соревнований, фото,
отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат) и другие.
 Входной контроль проводится с обучающимися в начале учебного года: тест
«Мотивация занятий туризмом».
 В середине учебного года проводится промежуточная аттестация: тест «Мир вокруг
нас»
 В конце учебного года – проведение итоговой аттестации: соревнования в
объединении «Собираем рюкзачок», тест «Следопыт»

5. Оценочные материалы
11

Задачи
Входной контроль
личностные,
образовательные,
метапредметные

«Следопыты»
Форма контроля Планируемый
результат
Дата: сентябрь
Беседа, опрос,
Определен уровень
тестирование,
развития детей и их
анкетирование
способности

Промежуточный контроль
Дата: январь - февраль
личностные,
соревнования,
Определен уровень
образовательные,
ПВД, конкурсы, получения
метапредметные
игры,
обучающимися знания
творческие
по темам, разделам
задания,
программы
выставки, и т. д.
Итоговый контроль
Дата: май
личностные,
соревнования,
Определен уровень
образовательные,
конкурсы
сформированности
метапредметные
интереса к туристскокраеведческой
деятельности
Текущий контроль
игра\наблюдение Сформирована
культура общения и
поведения в социуме

личностные:
Формирование
культуры общения и
поведения в социуме.
образовательные:
тест\ поход
Способствовать
освоению знаний по
темам программы
(уточнить по темам).
метапредметные:
тест\
Развитие
соревнования,
познавательного
экскурсия
интереса к природе,
животному миру и др.

Обучающийся освоил
знания по темам
программы
У обучающегося развит
познавательный
интерес к природе,
животному миру и др.

Цель проведения
Получить
первичную
информацию о
ребенке
Определить
степень усвоения
обучающимися
знаний по
программе
Оценить качество
усвоения
обучающимся
содержания
дополнительной
программы
Определение
степени усвоения
обучающимися
учебного
материала.
Определение
готовности детей
к
восприятию
нового материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованнос
ти
воспитанников в
обучении.
Выявление
детей, отстающих
и опережающие
обучение. Подбор
наиболее
эффективных
методов и средств
обучения.

Таблица оценочных материалов в объединении «Следопыты»
Учебный год
Год
Форма
Оценочные материалы
обучения
12

входящий
2023-2024

1 год

промежуточный
итоговый

Анкетирование «Выявление
мотива занятия туризмом»
ПВД, тест «Мир вокруг нас»
Соревнования в объединении,
тест «Следопыт»

При освоении материала обучающиеся опираются на знания, умения, полученные
в ходе изучения учебных программ начальной школы по окружающему миру (правила
поведения в лесу, растения, карта, компас, ориентирование), математике (счет шагов,
деревьев), русский язык и литература (чтение и сочинение легенд, краеведческие
описания), физической культуре (бег, физические нагрузки).
При этом знания и умения, полученные во время учебы, объединяются, увеличиваются и
закрепляются.

6. Методические материалы
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе,
тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Разделы
1.
Взгляд на туризм
2.

Мир вокруг нас

3.
Топография и
ориентирование
4.
Интересное путешествие

5.
Большой рюкзак

6.
Туристская физкультура

Методическое обеспечение
Карты, схемы, атлас «Свердловская и Пермская
область», правила по ТБ, походная аптечка,
презентация «Жёлтое Лето»
Входящий тест «Мотивация занятий туризмом»,
изображения животных, растений, явлений природы,
карточки, иллюстрации, презентация «Ноябрь»,
«Ахтуба», карта Звездного неба, Игра «Телескоп»
Карты, схемы, топознаки,
компас,
игра
с
топознаками «Путник», презентация «Мартовская
прогулка»,
плакаты,
иллюстрации,
книги
«Занимательная топонимика», «Топография для
всех», тест «Окружающий мир».
Презентация «Интересное путешествие»,
изображения природных и культурных памятников
города Карпинска, Урала, России, мира. Викторина
«Угадай – ка», карты, атлас, книга «Малахитовая
шкатулка», «Байкальской тропой», плакат
«Памятные места Карпинска», викторина «Угадайка»
Карточки с изображениями различного туристского
снаряжения для похода, походный ремнабор,
Карточки «Специальное снаряжение для зимних и
летних походов». Туристское личное и групповое
снаряжение – иллюстрации, книга «Тем, кто идет по
тайге», итоговый тест «Следопыт»
Плакаты «Преодоление склона», методическое
пособие «Туристская полоса препятствий» автор
Мыцких М.А.

7. Обеспечение программы
13

Помещение
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и в
соответствии с санитарными нормами.
Учебные пособия
 «Как были открыты Уральские горы» Архипова Н.П.:П, Союз, 1991;
 «Занимательная топонимика» Захарова И.О., М.;Веды;1999;
 «Тем, кто идет по тайге..» Исаков В.В. ;1987,
Дидактические материалы
 Условные знаки для спортивных карт
 Условные знаки для физических карт
 Тест «Спортивное ориентирование» Моргунова Т.В. М.;1998;
 Тест «Угадай-ка», «Собери карту», «Рельеф»
 Наглядные пособия (карты разных масштабов и тематики, плакаты)
Видео – фотоматериалы
 Видео- и фотоматериал (научно-популярные и личные): ВВС «Живая
Планета», Фильм «Мартовская прогулка», «Эхо Шелкового Пути», «Желтое
лето», личные фотоработы выставки «Алтай, Косьва 2017» и др.
 Отчеты о походах
Учебно-методические плакаты
 Туристские узлы
 Туристские карты различных масштабов Мира, Свердловской области,
Алтая, Пермского Края, Кытлымского среднегорья, Северного Урала,
Карпинского района;
 Карты Свердловской области 1: 500000 м, 1: 1000000 м, Атласы
Свердловской области и Пермского Края, 2009, Екб. «Азимут»
Масштаб: 1:100 000 м, плакаты с картами Свердловской области.
 Преодоление склона;
 Карта Звездного неба
 Климат
Снаряжение и оборудование
 Аптечка походная
 «кочки» 8-10 шт
 «ромб»
 Ремнабор походный
 Снаряжение для похода, практических занятий
- веревка 10 диам, 30 м.,
- жумар, карабины – 4 шт
- печка туристская
- шатер зимний
- палатка летняя «Памир 4»
- рюкзаки «Лось» 15 шт
- коврик туристический 15 шт
- тенты 2 шт
- котлы 2 шт
- компасы 7 шт
- курвиметр
- планшетки
- веревка и жерди для вязки носилок

8. Рабочая программа воспитания
14

ОБЪЕДИНЕНИЯ СЛЕДОПЫТЫ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Основания для разработки воспитательного плана работы:




Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

Цель воспитательной работы – воспитание личности и создание условий для активной
жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном,
физическом и нравственном развитии.
Основные задачи воспитательной работы:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного
образования;
 Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного
образования детей и обучающейся молодежи;
 Приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:









Гражданско-патриотическое
воспитание:
формирование
патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к
своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным
героям и культурным представлениям российского народа.
Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о
морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство,
любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании
характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в
поведении.
Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.
Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, представления о
трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные
направления обучающихся.
15

9. Календарный план воспитательной работы
№п/п Мероприятие

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Сроки
проведения

Беседа о правилах дорожного движения
Виртуальная Ночь искусств в музее
День осенних именинников
Фотоконкурс «Уральская красота»
Групповой просмотр фильма о ВОВ
Родительское собрание
Групповой просмотр мультфильмов.
1 декабря « День борьбы со СПИДом»
(беседа)
Квест в Краеведческом музее «История
родного края»
Конкурс рисунков «Лучше гор могут
быть только горы…»
Новогодний Огонек
Экскурсия в Комсомольский парк
Экологический час
( посвящен Дню заповедников)
Квест в Краеведческом музее «Природа
Карпинска»
Встречи с интересными людьми
«Патриоты Карпинска»
Экскурсия в военную часть п. Кытлым
Этнокультура уральских народов в
Краеведческом музее.
День зимних именинников
Экскурсия в парк ДКУ
Празднование Масленицы. Конкурс
рисунков «Самовар».
Экскурсия на предприятия города
День здоровья. Мини соревнования.
Антитеррор. Беседа
Участие в акции «Георгиевская
ленточка»
Родительское собрание
День весенних именинников
День летнего именинника

Примечание,
отметка о
выполнении

сентябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь-февраль
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
апрель
апрель
май
май
май
август

10. Список литературы
1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. - М: Физкультура и спорт, 1983.
16

3. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография, - М: Профиздат, 1985.
4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
5. Архипова Н. П., Ястребов Е. В. «Как были открыты Уральские горы» П.:Союз, 1991.
6. Бажов П.П. Сказы «Малахитовая шкатулка»- М: Просвещение, 1983.
7. Бардин К. В. Азбука туризма. - М: Просвещение, 1981.
8. Берман А. Е. Юный турист. - М: ФиС, 1977.
9. Власов А. А. Турист - М: Физкультура и спорт, 1974.
10.Гонопольский В. И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М: ФиС, 1987.
11.Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
12. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. - М: ЦДЮТур МО РФ,
1997.
13. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сб. № 1 - М: ЦРИБ “Турист”, 1991
14. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сб. № 2 - М: ЦРИБ “Турист”, 1994
15. Куприна Л. Е. Азбука туриста-эколога. - М: ЦРИБ “Турист”, 1991.
16. Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки» - М: Просвещение, 1993.
17. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. - М: ЦДЮТур
МО РФ, 1997.
18. Основы безопасности в пешем походе. - М: ЦРИБ “Турист”, 1983.
19. Остапец А. А. В походе юные. - М: Просвещение, 1978.
20. Остапец А. А. На маршруте туристы-следопыты. - М: Просвещение, 1987.
21. Плешаков, учебник 2-4 класс Окружающий мир. –М:Знание. 2004.
22. Рыжавский Г. А. Биваки. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
23. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению
(Составитель Ю. С. Константинов) - М: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
24. Ткачев Г. С. Методические рекомендации по организации и проведению туристских
походов. - Брянск, ЦДЮТ, 2000.
25. Туристско-краеведческая деятельность учащихся. Методические рекомендации. - М:
ЦДЭТС МП РСФСР, 1982.
26. Уховский Ф. С. Уроки ориентирования. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
27. Шибаев А. С. Переправа. Программированные задания. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
28. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. - М: ФиС, 1972.
29. Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма. - М: ЦРИБ “Турист”, 1992.
30. Энциклопедия туриста. - М: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Приложение 2

Входное анкетирование «Мотивация занятий туризмом»
17

ФИО__________________________________________
1. Почему Вы решили посещать занятия?
Подчеркните правильный для Вас ответ
1. по необходимости;
2. по желанию;
3. от скуки или интереса;
4. другое (напишите)
2. Хотите ли Вы участвовать в
соревнованиях?
Подчеркните правильный для Вас ответ
1. да;
2. нет;
3. не знаю;
4. другое (напишите)
3. Какую подготовку Вам необходимо
пройти для участия в походе?
(перечислите)
4. Каким видом туризма Вы бы хотели
заниматься?
Подчеркните выбранный Вами ответ
1. пешеходным;
2. водным;
3. альпинизм;
4. скалолазание;
5. спелео;
6. конным;
7. другие (напишите)
5. Какую помощь Вы можете оказать
человеку, попавшему в трудную
жизненную ситуацию?
1.моральную (сочувствие, соучастие, советы и т.д.);
2.медицинскую (первую медицинскую помощь);
3.иную (напишите)
6. Что для Вас означает выражение:
«Я – Патриот России»?
Допишите фразу
Я – патриот России – это значит, что …….
7. Каким видом спорта Вы занимаетесь, или
занимались, или хотите заниматься?
(да или нет)
Занимаюсь –
Занимался (ась) –
Хочу заниматься –

Тест «Мир вокруг нас»
1. Экология – это наука о __________________________________________
18

2. Что является явлением природы:
а) закат солнца
в) вырубка леса
б) рисунок цветов
г) посадка леса
3. Линия горизонта – это ___________________________________________
4. Назови основные и промежуточные стороны горизонты (нарисуй схему):
5. Трава вокруг деревьев и пней в лесу более свежая и зеленая а) с северной стороны
б) с южной стороны
6. В лесу муравьи строят муравейники а) с северной стороны дерева
б) с южной стороны дерева
7. Явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение
тела в пространстве и другие изменения, называют:
а) физическими
б) химическими
8. Назови три свойства воды:
1) _________________________
2) _________________________
3) _________________________
9. Какое из перечисленных свойств жидких тел будет главным:
а) прозрачность
в) постоянная форма
б) запах
г) текучесть
10. Какое из перечисленных свойств твердых тел будет главным:
а) прозрачность
в) постоянная форма
б) запах
г) текучесть
Бланк ответов
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Обработка результатов
Результаты получают путём сложения баллов. (3-5 баллов- низкий уровень,6-8 баллов –
средний уровень, 9-10 баллов высокий уровень).

Итоговое тестирование «Следопыт»
ФИО________ ________________________________________________
1.Каково основное
предназначение туризма?
1. гигиеническое
2. развлекательное
3. познавательное, физкультурное
2.Какие водоемы города Вам известны?
1. река Обь
2. река Лена
3. река Госпитальная
3. В походы выходного дня допускаются дети с каким весом рюкзака?
1. 1 кг.
2. 12 кг.
3. 4 кг.
4. Какие виды туристического снаряжения Вы знаете?
1. свое
19

2. чужое
3. личное и групповое
5. Какие созвездия указывают на север?
1. Орион
2. Луна
3. Медведица Большая
6. Какие типы костров Вы знаете?
1. Колодец
2. Ладья
3. Медведь
7. Какое снаряжение вы возьмете с собой в ПВД?
1. рюкзак со снаряжением, едой, компасом..
2. босоножки
3. шубу
4. компьютер
5. напиши свой список.
№ Вопроса
Ответ
1 ---------- 3
2 ---------- 3
3 ---------- 3
4 ---------- 3
5 ---------- 3
6 ---------- 1
7 ---------- 1
Правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов
7 баллов (100%)– отличное усвоение программы «Следопыты»
6-4 баллов (~ 70%)- удовлетворительное усвоение программы «Следопыты»
3-1 балл (~30%)- неудовлетворительное усвоение программы «Следопыты»

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».