13. Мыцких М.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Азимут

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического
совета
от «26» июня 2023г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ №164-д «26»июня 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«Азимут»
2023-2024 учебный год
Возраст обучающихся 11 - 15 лет
Срок реализации –1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы:
Тип программы: модифицированная
Автор:
Мыцких Марина Александровна,
педагог дополнительного образования
высшей категории

Карпинск
2023

Содержание
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2. Учебный план.
3. Содержание учебного плана
4. Формы аттестации
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Обеспечение программы
8. Рабочая программа воспитания,
9. План воспитательной работы
10. Список литературы
11. Приложение

2

3
3
7
7
11
12
13
14
15
19
21
22

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка.
Федеральный уровень.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №27З-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ № 273).
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее — Федеральный
приоритетный проект).
Приказ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Минобрнауки России от 09.012014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Региональный уровень:
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№ 503
ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей на территории Свердловской области».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области».
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАУ ДО СТиЭ «Конжак» от 21.12.2022 г.
Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
Согласно Закону № 273-ФЗ образовательные программы:
3

 могут осуществляться на основе использования различных образовательных
технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст.
13, п. 2; гл. 2, ст. 16);
 могут использовать форму организации образовательной деятельности,
основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов» (ФЗ № 273, гл.2, ст. 13, п. 3);
Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей
проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ
строятся на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
-модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
Программа будет реализована с использованием:
-различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного
обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы - туристско-краеведческая;
новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; отличительные
особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы от уже существующих образовательных программ .
Новизна в том, что в содержании заложены и предлагается формирование
туристских умений (норм и правил рекреационного природопользования),
предполагается формирование краеведческих, экологических знаний у юных туристов
на основе базовых знаний.
Актуальность: заключается в том, что она предоставляет возможность педагогу
дополнительного образования осуществлять индивидуальный подход к каждому
обучающемуся, раскрывать его личностные качества, прививать любовь к родному
краю. На занятиях дети знакомятся с различными видами снаряжения, туризма и
ориентирования.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что туристский
поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в
первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только
физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению
определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой
группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки
асоциального характера.
Отличительные особенности программы является деятельный подход к
воспитанию, образованию и развитию детей.
Цель программы: развитие у обучающихся представления об окружающем
мире, туризме, особенностях туристского снаряжения, топографии. Формирование у
школьников ответственности за поступки, умения работать в коллективе, осознанного
бережного отношения к природе. Повышение интереса к краеведению, создание
условий для развития личности ребенка.
- личностные задачи - Сформировать навыки безопасного поведения и бережного
отношения к природе и истории родного края, развитие таких качеств как
настойчивость, смелость и решительность, терпеливость, волевые качества, ставшие
чертами личности туриста. Повысить познавательную активность, краеведческие
навыки; воспитать ответственность за сохранность своего здоровья, сформировать
патриотические чувства к малой родине;
4

 образовательные

задачи - Стимулировать интерес к знакомству с природными
и культурными объектами родного края, привлечь внимание к исследовательской
деятельности; Приобретать знания в области туризма, топографии, физической
культуры, обучится естественным видам физических упражнений. Узнать виды
туристского снаряжения и оборудования.

метапредметные задачи - Поддержать позитивную мотивацию к участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного
дня,
волонтерских
акциях,
совершенствование познавательной, творческой и общественной активности у детей,
вырабатывать навыки коллективной работы.
 Развивать умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов
своей деятельности, умения понимать и принимать учебную задачу, планировать
способы ее достижения, способствовать умению думать, исследовать, общаться,
взаимодействовать, умению доводить дело до конца и т.д.
 Способствовать умению организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками, приобщить обучающихся к
общечеловеческим ценностям.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Азимут» 2023-2024 уч. год.
Год обучения/
срок освоения
1 год обучения

Режим занятий/
продолжительность

Количество
часов в неделю

3/45 мин.

6

Количество
учебных
недель
37

Итого часов
в год
222

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11 -15 лет
Формы обучения:
Форма организации занятия–групповая, фронтальная, индивидуальная. Формы
проведения занятия – беседа, учебно-тренировочное занятие, соревнование,
практическое занятие, конкурс, викторина, опрос, экскурсия, презентация.
Планируемые результаты.
Развить у обучающихся представление об окружающем мире, туризме,
особенностях туристского снаряжения, топографии. Сформировать у школьников
ответственность за поступки, умение работать в коллективе, осознанное бережное
отношение к природе. Повысить интерес к краеведению, создать условия для развития
личности ребенка.
По окончании обучения обучающиеся будут знать природные и культурные
объекты родного края, азы туризма, предметы и виды снаряжения, уметь собирать
рюкзак в поход, знать стороны света и азы топографии, познакомятся с
топографической картой, осознавать свою ответственность за сохранение природы,
будут применять безопасное поведение в поездках и походах. У обучающихся
сформируется осознанное бережное отношение к природе. На экскурсиях и в походах у
детей укрепится физическое и психическое здоровье, участие в играх, конкурсах и
викторинах,
волонтёрских
акциях
повысит
познавательную,
творческую,
общественную активность детей.
- личностные результаты - готовность обучающихся к саморазвитию,
сформированность у них таких качеств как настойчивость, смелость и решительность,
терпеливость, волевые качества. Положительное отношение к систематическим
занятиям туризмом, познанию новых районов для путешествий;
Обучающиеся будут принимать активное участие в обучении и познавательной
деятельности.
-образовательные результаты - приобретение умений и навыков в работе с
туристским снаряжением; приобретение специальных знаний по окружающему миру и
применение их на практике;
Возникновение
интереса к знакомству с
5

природными и культурными объектами родного края, привлечь внимание к
исследовательской деятельности;
Приобретение знаний в области туризма,
топографии.
-метапредметные результаты - поддержание позитивной мотивации к участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного
дня,
волонтерских
акциях,
совершенствование познавательной, творческой и общественной активности у детей,
вырабатывание навыков поисково–исследовательской работы.
Развитие умения осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности, умения понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее
достижения, умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, умения
доводить дело до конца и т.д.

Всего

Количество
часов
Наименование
разделов
1 Введение
2

Загадочный мир

3 Ориентир

Практика

1 год

Теория

Год обучения

6

2

4

81

27

54

24

8

16

4

Дорога от порога

30

12

18

5

Секреты рюкзака

54

18

36

Сфера здоровья

27

6

21

222

73

149

6

ИТОГО:

6

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2. Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азимут»
п
/
п
1

Количество часов
Название раздела

Всего

Теория

Практика

6

2

4

81

27

54

24

8

16

Введение

2

Загадочный мир
природы

3

Ориентир

4

Дорога от порога

30

12

18

5

Секреты рюкзака

54

18

36

27

6

21

6

Сфера здоровья

7

ИТОГО:

222

73

149

Формы текущего контроля

Фронтальный опрос, наблюдение
Творческая работа, входящая анкета
«Горизонт».
Обсуждение презентации «Мартовская
прогулка», игра, наблюдение, опрос
Промежуточный тест «Эхо».
Наблюдение, тест, соревнования,
опрос
Игра с топознаками «Путник»
Наблюдение, тест, конкурс, опрос
Викторина «Подорожник»
Игра, наблюдение, тест, опрос
Соревнования в объединении «Полоса
препятствий», ПВД. Итоговый тест
«Азимут»

По программе «Азимут» предусмотрены практикоориентированные формы
обучения:
Формы
Походы ПВД
Соревнования
Занятий на местности
Практические занятия
Экскурсии
Иные

Кол-во
1
2
24
18
6
-

часов
4
6
68
48
23
-

3. Содержание учебного плана
Раздел 1. «Введение»
Теория: Знакомство обучающихся с профилем объединения. Цель и задачи
работы объединения, ознакомление обучающихся с планом работы на учебный год. Что
такое ориентирование, туризм, краеведение, экология, их значение в жизни школьника
и туриста. Проведение инструктажей по технике противопожарной и электрической
безопасности, меры предосторожности во время проведения массовых мероприятий,
экскурсий, походов, прогулок.
Практика:
Тренировочное учение по действиям во время пожара в здании. Правила
пожарной, электрической безопасности, поведения в помещении, на практических
занятиях, экскурсиях.

7

Просмотр презентации. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Правила
и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров
транспортных средств). Входящее анкетирование «Горизонт».
Экскурсии
«Мой Урал- моя история». Посещение музея
Раздел 2. «Загадочный мир природы»
Теория: О, этот мир вокруг! Эпоха Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв., исследования и открытия на территории
Евразии и на территории России.
Земля – часть Солнечной системы. Созвездия, которые нам видны и помогают
ориентироваться. Земля, Луна, планеты Солнечной системы. Влияние Солнца на нашу
планету и жизнь людей. Форма и цвет, названия облаков. Что предсказывают облака?
Прогноз погоды на 3 дня. Почему идет дождь и дует ветер. Разнообразие горных пород
и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного
общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности:
землетрясения, вулканы, гейзеры. Интересные районы
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные
формы рельефа – горы и равнины. Описание элементов рельефа. Определение и
объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием
хозяйственной деятельности человека.
Воды суши. Реки, болота, озера, каналы, плотины на географической и
спортивной карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание рек.
Географическая зональность. Природные зоны Земли, России (выявление по
картам зональности в природе Урала). Высотная поясность Северного Урала.
Знакомство с местными хвойными и лиственными растениями и составление
гербария. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. Характерные
особенности климата России и климатообразующие факторы. Неблагоприятные и
опасные климатические явления: гроза, метель. Известные звери, рыбы, птицы, Урала.
Знакомство с разнообразием животных, рыб, птиц Урала, их окрасом. Разнообразие
следов местных зверей и птиц на снегу, определение владельцев следов. Опасные
животные на Северном Урале: волки, медведи. Ядовитые растения и грибы. Как
избежать отравления грибами и растениями.
Практика:
Знакомство и составление гербариев.
Знакомство с хвойными и лиственными деревьями растениями в парке.
Распознавание листьев различных деревьев.
Работа с карточками. Сравнительное исследование сосны и ели.
Знакомство с картой звездного неба.
Игра «Телескоп».
Просмотр изображений с ядовитыми растениями, пресмыкающимися и опасными
животными.
Работа с частной коллекцией минералов, предметами, привезенными из походов.
Тест «Загадка природы».
Конкурс рисунков «Взгляд»
Экскурсии:
ООПТ «Старые Культуры Кедра»;
Комсомольский парк;
Раздел 3. «Ориентир»
Теория: Как нужно ориентироваться? Что изучает топография? Помощники в
изучении топографии и ориентирования. Знакомство с компасом и определение сторон
света на местности и на карте. Основные стороны света, их обозначения на компасах.
Что еще умеет компас? Правила использования компаса.
8

Разнообразие географических карт. С какими картами ходят в поход, а с какими
картами ходят туристы на соревнования? Значение карт для туристов. Расстояния на
местности: сколько шагов в метре? Измерение расстояния на глаз, в парашагах и
другими приемами. Рельеф, гидрография, растительность, искусственные сооружения,
внемасштабные топографические знаки - группы топографических знаков.
Элементы рельефа: холм, хребет, гора, скала, овраг, склон, сопка. Знакомство с
элементами рельефа в районе города. Способы изображения рельефа на картах и
схемах спортивных, географических и топографических.
Река, ручей, болото, озеро, родники – гидрографические объекты местности.
Водные объекты в районе города Карпинска. Обозначение водных объектов на картах
топографических, на спортивных картах. Чем различаются знаки водных объектов?
Куда текут реки, где и как образуются болота и озера? Водные «артерии» Урала. Чем
они примечательны?
Изображение растительности на картах, знакомство с окружающей
растительностью. Различия растительности - лес или редколесье? Сезонные изменения
растительности. Отличия в изображениях растительности на карте и реальности.
Растительность, произрастающая в районе Северного Урала.
Искусственные сооружения на карте. Назначение топографических знаков
«искусственные сооружения», их характеристика, цвет. Виды искусственных
сооружений: дома, башни, мосты, карьеры. Внемасштабные и масштабные
топографические знаки. Поиск знаков на карте, определение и сравнение их на
местности.
Практика:
Знакомство и изучение карт различного масштаба и назначения.
Изучение рельефа, гидрографии, искусственных сооружений на карте.
Работа с карточками
Знакомство с внемасштабными топографическими знаками на карте и местности.
Знакомство с элементами рельефа, гидрографии, растительности, искусственных
сооружений на местности.
Соревнования «Компас»
Игра с топознаками «Путник».
Промежуточный тест «Эхо».
Экскурсии:
К Водонапорной башне
Раздел 4. «Дорога от порога»
Теория: Как читать карту Мира? Изображение России, Свердловской области на
карте. Какое оно, «Золотое кольцо России»? Знаменитые места мира: знакомство с
выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Пизанская
Башня в Италии, Великая Китайская стена в Китае).
Екатеринбург – столица Урала, Свердловской области. Творчество уральских
писателей Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова. «Уральские рассказы», «Постойко»,
сказ «Каменный цветок». Легенды про родники, реки и горы нашего района. Памятник
Карпинскому и другие достопримечательности – наш город. Район Кытлымского
среднегорья - бриллиант Северного Урала. Вершины Северного Урала и маршруты к
ним, марафон «Конжак».
Собираемся в путешествие. Как подготовиться в поход, провести безаварийно и
грамотно свое путешествие. Грамотное планирование передвижения в путешествии: на
лыжах, пешком, на катамаране, в автомобиле, автобусе, поезде, катере, пароме,
самолете. Правила составления плана подготовки, отчета о путешествии, сбор
материала для выставки, публикации в газете, составления презентации, коллекций
предметов, найденных в походе. Сбор фотоматериалов в походе, в путешествии.
Памятники природы Урала. Знакомство с историей нашего города и поселков.
Подготовка к экскурсии. Сказы и легенды нашего края.
9

Практика:
Знакомство с творчеством земляков Д.Н. Мамина-Сибиряка, со сказами Бажова П.П.
Работа с картами города, расположениями значимых объектов города (социальных,
исторических, культурных), иллюстрациями видов Карпинска, городов Золотого
Кольца, Китайской стены, Пизанской Башни.
Знакомство с дневниками походов, отчетами о походах, совершенных ранее командой
«NORD».
Конкурс рисунков « Любимый город»».
Игра «Угадай-ка»
Экскурсии:
Экскурсия «Родник здоровья»;
Раздел 5. « Секреты рюкзака»
Теория: Что с собой берут туристы? Какие предметы помогают туристу в
обиходе? Назначение предметов туристского обихода. Походное снаряжение, с
предметами которого будем знакомиться для обучения.
Список снаряжения для экскурсии, похода. Что берем мы в рюкзачок? Как
обращаться со снаряжением в походе. Обучение безопасному обращению с личными
вещами, снаряжением, поведению в группе в походе, на экскурсии.
Личное и групповое снаряжение в походе и на экскурсии. Какой рюкзак
выбрать для похода выходного дня, экскурсии? Как правильно выбрать рюкзак?
Правила размещения предметов в рюкзаке. Личное снаряжение туриста – одежда,
обувь, шапка, перчатки, спальный мешок, рюкзак, кружка, ложка, тарелка и т.д. Зимнее
и летнее личное снаряжение. Отличия зимнего снаряжения туриста, уход за ним,
перенос в рюкзаке. Модели летних палаток, их конструктивные и материальные
особенности. Правила установки палаток группой. Секреты транспортировки в походе
палаток и спальников. Укладка, сворачивание и установка палатки, укладка спальных
мешков. Одежда и обувь для похода и экскурсии. Зависимость походной одежды и
обуви от погоды, сезона, места путешествия. Верхняя одежда на лето, виды курток,
анорак, накидки от дождя. Как подготовить личное снаряжение для похода. Списки
личного снаряжения и «нужных» вещей. Групповое снаряжение команды.
Походная посуда и костровое снаряжение, походные блюда и меню. Расфасовка,
упаковка и перенос продуктов в походе. Знакомство с приготовлением пищи на костре.
Колюще-режущие предметы в походе – топор, пила, нож и приемы их хранения,
транспортирования. Помощь ремнабора в путешествии, его состав и назначение
предметов. Знакомство с разницей ремнаборов для летнего и зимнего путешествия.
Аптечка в походе и на экскурсии. Содержимое аптечки и правила оказания
первой помощи в походе, на экскурсии. Сбор носилок из подручных материалов, вязка
узлов.
Самые нужные вещи в походе: нож, спички, перчатки рабочие, веревочки,
фонарь, часы: хранение, транспортировка и их функции. Приемы укладки рюкзака.
Как мы находили ответы на свои вопросы? Роль наблюдений, опытов, книг и других
источников информации в познании особенностей путешествия, экскурсии?
Практика:
Знакомство с вещами личными и групповыми для похода.
Знакомство с видами палаток и спальными мешками.
Знакомство с костровым снаряжением зимним и летним.
Работа с изображениями снаряжения, вещей для похода.
Игра «Собери рюкзак».
Укладка и разбор рюкзаков, снаряжения, спальных мешков.
Вязание узлов, сбор и разбор носилок для транспортировки пострадавшего.
Знакомство с ремнабором, его предметами, их назначением и походной аптечкой.
Экскурсии:
На берег реки Турья
10

Раздел 6. «Сфера здоровья»
Теория: Физическая
нагрузка начинающего туриста. Нормы физической
нагрузки школьника. Как сохранить здоровье, выполняя упражнения на ловкость,
быстроту? Правила техники безопасности на занятиях, при работе со снаряжением.
Знакомство с физическими упражнениями по развитию ловкости, выносливости,
балансирования, подъема тяжестей, переносу «пострадавшего». Выполнение
физических упражнений по развитию ловкости, выносливости, балансирования,
подъема тяжестей, переносу «пострадавшего» на время. Выполнение упражнений на
местности: ходьба, бег, перенос рюкзаков и преодоление препятствий с грузом.
Физические приемы балансирования, бега, прыжков на горизонтальной луговой,
лесной поверхности, спуск с горки и подъем в горку. Бег по прямой, пересеченной
местности с весовой нагрузкой и без неё на время. Бег на местности, разгрузочные
движения корпуса и рук при восстановлении дыхания. Подведение итогов работы
объединения.
Практика:
Физические упражнения, бег, работа со снаряжением.
Игра «Бом».
Упражнение на восстановление дыхания после физ.нагрузки.
Физические упражнения на снарядах «Кочки», «Ромб», «Туристская полоса
препятствий».
Итоговое анкетирование «Азимут».
Соревнования «Туристская полоса препятствий».
Поход Выходного Дня на берег реки Турья.

4. Формы аттестации
Контроль освоения программы производится в конце первого и второго полугодия.
Диагностика умений и навыков сформированности предметных умений в начале, конце
и середине учебного года.
Для проведения теоретической части контроля знаний, умений и навыков
используются различные формы организации: конкурсы, диктанты, тестирование
обучающихся по материалам программы объединения, индивидуальные творческие
задания.
Практическая часть знаний, умений и навыков оценивается по результатам
соревнований, походов, творческой и исследовательской деятельности, участие в
городских, региональных и всероссийских конкурсах туристско - краеведческой и
естественнонаучной направленности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический
материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, дневник наблюдений, журнал
посещаемости, материал анкетирования и тестирования, протокол соревнований, фото,
отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат) и другие.
 Входной контроль проводится с обучающимися в начале учебного года: тест
«Горизонт».
 В середине учебного года проводится промежуточная аттестация: тест «Эхо»
 В конце учебного года – проведение итоговой аттестации: соревнования в
объединении «Собираем рюкзачок», тест «Азимут»

5. Оценочные материалы

11

Задачи
Входной контроль
личностные,
образовательные,
метапредметные

«Азимут»
Форма контроля
Планируемый
результат
Дата: сентябрь
Беседа, опрос,
Определен уровень
тестирование,
развития детей и их
анкетирование
способности

Промежуточный контроль
Дата: январь - февраль
личностные,
соревнования,
Определен уровень
образовательные,
ПВД, конкурсы,
получения
метапредметные
игры, творческие обучающимися
задания,
знания по темам,
выставки, и т. д.
разделам программы
Итоговый контроль
Дата: май
личностные,
соревнования,
Определен уровень
образовательные,
конкурсы,
сформированности
метапредметные
анкетирование
интереса к
туристскокраеведческой
деятельности
Текущий контроль
игра
\
наблюдение
Сформирована
личностные:
Формирование
культура общения и
культуры общения и
поведения в социуме
поведения в социуме.
образовательные:
тест
Обучающийся
Способствовать
освоил знания по
освоению знаний по
темам программы
темам программы
(уточнить по темам).
метапредметные:
тест\
У обучающегося
Развитие
соревнования,
развит
познавательного
экскурсия
познавательный
интереса к природе,
интерес к природе,
животному миру и др.
животному миру и
др.

Цель проведения
Получить
первичную
информацию о
ребенке
Определить степень
усвоения
обучающимися
знаний по программе
Оценить качество
усвоения
обучающимся
содержания
дополнительной
программы
Определение
степени усвоения
обучающимися
учебного материала.
Определение
готовности детей к
восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
воспитанников в
обучении.
Выявление
детей, отстающих и
опережающие
обучение. Подбор
наиболее
эффективных
методов и средств
обучения.

Таблица оценочных материалов в объединении «Азимут»
Учебный год
Год обучения Форма
Оценочные материалы
входящий
Анкетирование «Горизонт»
2023-2024

1 год

промежуточный
итоговый

12

ПВД, тест «Эхо»
Соревнования в
объединении, тест «Азимут»

При освоении материала обучающиеся опираются на знания, умения,
полученные в ходе изучения учебных программ по географии (карта, компас,
ориентирование), физике (система блоков, применение силы), физической культуре
(бег, физические нагрузки), русский язык и литература (написание легенд,
краеведческие описания), история (сбор краеведческого материала), технология
(приготовление пищи), ОБЖ (правила поведения в лесу), биологии (растения). При
этом знания и умения, полученные во время учебы, объединяются, увеличиваются и
закрепляются.

6. Методические материалы
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе,
тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Разделы
1.
Введение
2.
Загадочный мир природы
3.
Ориентир

4.
Дорога от порога

5.
Секреты рюкзака

6.
Сфера здоровья

Методическое обеспечение
карты, схемы, атлас «Свердловская и Пермская
область», презентация «Жёлтое Лето» входящий
тест «Горизонт»
изображения животных, растений, явлений природы,
карточки, иллюстрации, презентация «Ноябрь»,
карта Звездного неба. Игра «Телескоп»
Карты, схемы, топознаки,
компас,
игра
с
топознаками «Путник», презентация «Мартовская
прогулка»,
плакаты,
иллюстрации,
книги
«Занимательная топонимика», «Топография для
всех», тест «Эхо».
Презентация «Интересное путешествие»,
изображения природных и культурных памятников
города Карпинска, Урала, России, мира. Викторина
«Угадай – ка», карты, атлас, книга «Малахитовая
шкатулка», «Байкальской тропой», плакат
«Памятные места Карпинска»,
Карточки с изображениями различного туристского
снаряжения для похода, походный ремнабор,
Карточки «Специальное снаряжение для зимних и
летних походов». Туристское личное и групповое
снаряжение – иллюстрации, книга «Тем, кто идет по
тайге»,
Плакаты «Преодоление склона», методическое
пособие «Туристская полоса препятствий» автор
Мыцких М.А. , итоговый тест «Азимут»

13

7. Обеспечение программы
Помещение
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и в соответствии с санитарными нормами.
Учебные пособия
Видео- и фотоматериал
 Видео- и фотоматериал (научно-популярные и личные): ВВС «Живая
Планета», Фильм «Мартовская прогулка», «Эхо Шелкового Пути», «Желтое
лето», личные фотоработы выставки «Алтай, Косьва 2017» и др.
 Методические пособия: «Как поставить палатку», «Туристская полоса
препятствий», «Групповое снаряжение для летнего похода».
 «Занимательная топонимика» Захарова И.О., М.;Веды;1999;
 «Тем, кто идет по тайге..» Исаков В.В. ;1987,
Дидактические материалы
 Условные знаки для спортивных карт
 Условные знаки для физических карт
 Тест «Спортивное ориентирование» Моргунова Т.В. М.;1998;
 Тест «Угадай-ка», «Собери карту», «Рельеф»
 Наглядные пособия (карты разных масштабов и тематики, плакаты)
Учебно-методические плакаты и карты
 Карты Свердловской области 1: 500000 м, 1: 1000000 м, Атласы
Свердловской области и Пермского Края, 2009, Екб. «Азимут»
Масштаб: 1:100 000 м , плакаты с картами Свердловской и Тюменской
областей.
 Туристские узлы
 Туристские карты различных масштабов Мира, Свердловской области,
Алтая, Пермского Края, Кытлымского среднегорья, Северного Урала,
Карпинского района;
 Преодоление склона;
 Карта Звездного неба
 Плакаты : Климат
Снаряжение и оборудование
 Аптечка походная
 «кочки» 8-10 шт
 «ромб»
 Ремнабор походный
 Снаряжение для похода и практических занятий
- веревка 10 диам, 30 м., жумар, карабины – 4 шт
- печка туристская
- шатер зимний
- палатка летняя «Памир 4»
- рюкзаки «Лось» 15 шт
- коврик туристический 15 шт
- тенты 1 шт
- котлы 2 шт
- курвиметр
- компас 15 шт
- планшетки для записей, ориентирования
- веревка и жерди для вязки носилок

14

8. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЪЕДИНЕНИЯ АЗИМУТ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
В
ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к
своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и
культурным представлениям российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость,
милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных
ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку
своего народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие
здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к
творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)

15

№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

Активная форма
организации деятельности
обзор научно-популярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, Дни именинников,
прогулки, посещение концертов,
театров; встречи друзей, поездки и
т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения
задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде
обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
16

воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
17

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
18

технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

9. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Мероприятие
Сроки
Примечание,
проведения
отметка о
выполнении
Беседа о правилах дорожного движения
сентябрь
Виртуальная Ночь искусств в музее
октябрь
День осенних именинников
ноябрь
Фотоконкурс «Уральская красота»
ноябрь-февраль
Групповой просмотр фильма о ВОВ
ноябрь
Родительское собрание
ноябрь
Групповой просмотр мультфильмов.
ноябрь
1 декабря « День борьбы со
декабрь
СПИДом»(беседа)
Квест в Краеведческом музее «История
декабрь
родного края»
Конкурс рисунков «Лучше гор могут
декабрь
быть только горы…»
Новогодний Огонек
декабрь
Экскурсия в Комсомольский парк
январь
Экологический час
январь
( посвящен Дню заповедников)
Квест в Краеведческом музее «Природа
январь
Карпинска»
Встречи с интересными людьми
январь
«Патриоты Карпинска»
Экскурсия в военную часть п. Кытлым
февраль
Этнокультура уральских народов в
февраль
Краеведческом музее.
День зимних именинников
февраль
Экскурсия в парк ДКУ
февраль
19

20. Празднование Масленицы. Конкурс
рисунков «Самовар».
21. Экскурсия на предприятия города
22. День здоровья. Минисоревнования.
23. Антитеррор. Беседа
24. Участие в акции «Георгиевская
ленточка»
25. Родительское собрание
26. День весенних именинников
27. День летнего именинника

20

март
март
апрель
апрель
май
май
май
август

10. Список литературы
1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. - М: Физкультура и спорт, 1983.
3. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография, - М: Профиздат, 1985.
4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
5. Архипова Н. П., Ястребов Е. В. «Как были открыты Уральские горы» - П.:Союз, 1991.
6. Бажов П.П. Сказы «Малахитовая шкатулка»- М: Просвещение, 1983
7. Бардин К. В. Азбука туризма. - М: Просвещение, 1981.
8. Берман А. Е. Юный турист. - М: ФиС, 1977.
9. Власов А. А. Турист - М: Физкультура и спорт, 1974.
10.Гонопольский В. И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М: ФиС, 1987.
11. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
12. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. - М: ЦДЮТур МО РФ,
1997.
13. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сб. № 2 - М: ЦРИБ “Турист”, 1994
14. Куприна Л. Е. Азбука туриста-эколога. - М: ЦРИБ “Турист”, 1991.
15. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. - М: ЦДЮТур
МО РФ, 1997.
16. Мамин-Сибиряк Д.Н. «Уральские рассказы» - М: Союз, 1995
17. Основы безопасности в пешем походе. - М: ЦРИБ “Турист”, 1983.
18. Остапец А. А. В походе юные. - М: Просвещение, 1978.
19. Остапец А. А. На маршруте туристы-следопыты. - М: Просвещение, 1987.
20. Рыжавский Г. А. Биваки. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
21. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению
(Составитель Ю. С. Константинов) - М: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
22. Ткачев Г. С. Методические рекомендации по организации и проведению туристских
походов. - Брянск, ЦДЮТ, 2000.
23.Уховский Ф. С. Уроки ориентирования. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
24. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. - М: ФиС, 1972.
25. Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма. - М: ЦРИБ “Турист”,
1992.
26. Энциклопедия туриста. - М: Большая Российская энциклопедия, 1993.

21

Приложение 1

Входное анкетирование «Горизонт»
ФИО__________________________________________
1. Почему Вы решили посещать занятия?
Подчеркните правильный для Вас ответ
1. по необходимости;
2. по желанию;
3. от скуки или интереса;
4. другое (напишите)
2. Хотите ли Вы участвовать в
соревнованиях?
Подчеркните правильный для Вас ответ
1. да;
2. нет;
3. не знаю;
4. другое (напишите)
3. Какую подготовку Вам необходимо
пройти для участия в походе?
(перечислите)
4. Каким видом туризма Вы бы хотели
заниматься?
Подчеркните выбранный Вами ответ
1. пешеходным;
2. водным;
3. альпинизм;
4. скалолазание;
5. спелео;
6. конным;
7. другие (напишите)
5. Какую помощь Вы можете оказать
человеку, попавшему в трудную
жизненную ситуацию?
1.моральную (сочувствие, соучастие, советы и т.д.);
2.медицинскую (первую медицинскую помощь);
3.иную (напишите)
6. Что для Вас означает выражение:
«Я – Патриот России»?
Допишите фразу
Я – патриот России – это значит, что …….
7. Каким видом спорта Вы занимаетесь, или
занимались, или хотите заниматься?
(да или нет)
Занимаюсь –
Занимался (ась) –
Хочу заниматься –

Промежуточный тест «Эхо»
1 Горизонтали — это линии равных:

а) температур;
б) высот;
22

в) значений атмосферного давления;
г) глубин
2 Для изображения чего применяются эти виды условных знаков? Проставьте
соответствующие цифры.
Условные знаки
Цифры ответов
а) качественный фон
б) изолинии
в) ареалы
г) значки
д) линии движения
колодец — 1; холм — 2; район выруба — 3; равнина — 4; движение группы туристов
— 5; ветер — 6; город Карпинск — 7; месторождение золота — 8; перемещение
транспорта — 9; горелый лес — 10.
3 Сколько всего выделяют основных и промежуточных румбов?

а) 4;
б) 8;
в) 12;
г) 16.
4 Заполните таблицу:

Стороны горизонта
а) северо-восток
б) юго-восток
в) юго-запад
г) северо-запад

Азимут (градусы)

5 Выберите НЕправильное утверждение:

а) чем круче склон, тем ближе друг к другу расположены изолинии;
б) бергштрихи проводятся перпендикулярно к горизонталям;
в) бергштрихи направлены вверх по склону;
г) абсолютная высота — это превышение точки земной поверхности над уровнем моря.
6 Что обозначено на предложенной схеме буквами Д– Б – В?

Д_________________
Б–
_________________
В–
_________________
7 День 22 июня в Северном полушарии называется днем:
а) зимнего солнцестояния;
б) летнего солнцестояния;
в) осеннего равноденствия;
г) весеннего равноденствия.
8 Путь Земли вокруг Солнца называется:
а) орбитой;
б) эллипсом;
в) осью;
г) оборотом
Ответы
1)б; 2)а-2,4,10;б-2,4;в-3,10,г-1,6,7,8;д-5,9; 3)б ; 4)а-45° б-135° в-225° г-315°; 5)в; 6) А
– относительная высота; Б –уровень моря; В – абсолютная высота; 7) б ; 8)а.
23

Правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов
8баллов (100%)– отличное усвоение программы «Азимут»
4-6 баллов (~ 70%)- удовлетворительное усвоение программы «Азимут»
1-3 балл (~30%)- неудовлетворительное усвоение программы «Азимут»

Итоговое тестирование «Азимут»
ФИО________ ________________________________________________
1.Каково основное
предназначение туризма?
1. гигиеническое
2. развлекательное
3. познавательное, физкультурное
2.Какие водоемы города Вам известны?
1. река Обь
2. река Лена
3. река Госпитальная
3. В походы выходного дня допускаются дети с каким весом рюкзака?
1. 1 кг.
2. 12 кг.
3. 4 кг.
4. Какие виды туристического снаряжения Вы знаете?
1. свое
2. чужое
3. личное и групповое
5. Какие созвездия указывают на север?
1. Орион
2. Луна
3. Медведица Большая
6. Какие типы костров Вы знаете?
1. Колодец
2. Ладья
3. Медведь
7. Какое снаряжение вы возьмете с собой в ПВД?
1. рюкзак со снаряжением, едой, компасом..
2. босоножки
3. шубу
4. компьютер
5. напиши свой список.
№ Вопроса
Ответ
1 ---------- 3
2 ---------- 3
3 ---------- 3
4 ---------- 3
5 ---------- 3
6 ---------- 1
7 ---------- 1
Правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов
7 баллов (100%)– отличное усвоение программы «Азимут»
6-4 баллов (~ 70%)- удовлетворительное усвоение программы «Азимут»
3-1 балл (~30%)- неудовлетворительное усвоение программы «Азимут»
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».