17. Бобылева И.О. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Судьи туристских соревнований 23-24Бобылева doc ГОТОВА

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д
«26 » июня 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Судьи туристских соревнований»
2023-2024
Возраст обучающихся 16-17 лет
Срок реализации-1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы: сетевая
Тип программы: модифицированная
Автор:
Бобылева Ирина Олеговна
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория

Карпинск, 2023

1

Оглавление
Пояснительная записка ................................................................................................................. 3
Цель обучения: ....................................................................................................................... 4
Возраст детей ................................................................................................................................. 5
Формы обучения: ................................................................................................................... 5
Формы занятий: ...................................................................................................................... 5
Планируемые результаты ........................................................................................................
1. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................................... 6
1.1. Учебный план .................................................................................................................. 6
1.2. Содержание учебного плана .......................................................................................... 8
1.3. Формы аттестации ....................................................................................................... 12
1.4. Оценочные материалы......................................................................................................
1.5. Методическое обеспечение программы .........................................................................
2.Рабочая программа воспитания…………………………………………………………16
3. Календарный план воспитательной работы………………………………………....21
Список литературы .........................................................................................................................
Приложения .....................................................................................................................................

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности «Судьи туристских соревнований»
составлена и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Федеральный уровень.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Приказ Министерства науки и образования России от 23 августа 2017 года N
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Региональный уровень:
1.Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
2. Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2021 N 125ПП, от 19.11.2021 N 815-ПП) О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области.
3.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
4. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22 декабря 2021 года N 1245-Д
«Об утверждении методических
рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Свердловской области».
5.Устав
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
6. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 21.12.2022 № 319-д.
3

Направленность программы – туристско-краеведческая.
Новизна программы: программа рассчитана на детей 16-17 лет и даёт сведения
о туризме как виде спорта. Туристские соревнования обучающихся имеют своей целью
подготовку юных туристов к проведению познавательных и безаварийных
путешествий. Они направлены на совершенствование физического и умственного
развития, способствуют изучению Родины, приобретению полезных навыков. Педагог
воспитывает в учащихся умения самостоятельно принимать решения, неукоснительно
выполнять правила соревнований, быть объективным судьей. Обязательным условием
является участие в подготовке и судействе туристских мероприятий, проводимых в
своем образовательном учреждении, где у юного судьи туристских соревнований
появится возможность судить соревнования в комплексе, знать особенности каждого
вида, представится возможность поработать в различных должностях: судья старта,
финиша, секретарь и другие должности соревнований, подразумевает углубленное
изучение специфики работы судей по туризму, спортивных судей, нормативных
документов, связанных с туризмом и краеведением, проведением туристских
соревнований.
Актуальность программы: Правильно организованное и хорошо проведенное
туристское соревнование обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и
спортивное совершенствование туристов, расширяет их кругозор, воспитывает
коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, мужество и инициативу.
Природа всегда давала человеку психическое и физическое здоровье. Участвуя в
подготовке и проведении туристских соревнований, юные туристы должны быть
всесторонне подготовлены: быть физически развиты, психологически подготовлены
для действий в условиях соревнований, владеть основами техники туризма, иметь
топографические знания, уметь ориентироваться на местности, освоить туристские
навыки по организации бивака, быть готовыми к ночлегу и приготовлению пиши в
полевых условиях и т. п.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия
дают детям возможность коллективного общения, приобщения к здоровому образу
жизни, спорту, природе. Результаты освоения детьми программы проявляются в
специализированных соревнованиях.
Цель программы: подготовка судей различных туристских соревнований и
туристских конкурсов.
Задачи программы:
Личностные задачи: Выработать у обучающегося:
 гражданскую и патриотическую позиции;
 социальную активность;
 Позитивную мотивацию к здоровому образу жизни;
 морально-волевые качества туриста-спортсмена: целеустремлённость,
настойчивость, смелость, решительность, инициативность;
 коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной, соревновательной)
деятельности.
Образовательные задачи:
 формировать предметные компетентности учащихся в области туризма.
 формировать знания о правилах проведения туристских соревнований;
Метапредметные задачи:
 содействовать укреплению здоровья и формированию навыков здорового образа
жизни обучающихся;
 способствовать всестороннему физическому развитию и целенаправленной
физической подготовке;
 гармонично развивать интеллектуальные и физические возможности личности
ребёнка;
4

 выявлять способных, с признаками одарённости детей, их поддержка и
развитие.
 формировать представления о работе различных судейских служб в различных
видах туристских соревнований и конкурсов;
 развивать умение применять полученные знания в практической деятельности;
 воспитывать коммуникативные качества обучающихся, принципиальность и
объективность в судействе.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Год обучения/
срок освоения

Режим занятий/
продолжительность

Количество
часов в неделю

1 год
обучения

3/45 мин.

6

Количество
учебных
недель
37

Итого
часов в год
222

Возраст обучающихся участвующих в реализации программы составляет 16-17
лет.
Срок реализации – 1 год.
Форма обучения - групповая.
Формы проведения занятий: лекция; беседа; инструктаж;
занятие; практическое занятие; тренировка.

теоретическое

Планируемые результаты:
Предметные (обучающие):
по окончании обучения обучающиеся будут:
 знать:
- правила судейства туристских соревнований
 основы первой помощи и гигиены;
 узлы, применяемые в туризме;
 основы спортивного ориентирования и топографии;
 основы техники безопасности;
уметь:
 судить выполнение технических приемов при движении по естественному рельефу;
 пользоваться картой и компасом;
- учащиеся смогут оказывать первую помощь при травмах, ожогах, обморожения,
поражении электрическим током;
Метапредметные (развивающие):
 обучающиеся мотивированы на занятия туризмом, самостоятельно планируют
вектор своего развития, видят перспективу роста в туризме;
 будет разработан план индивидуального сопровождения способных, с
признаками одарённости детей, их поддержка и развитие;
 будут сформированы навыки здорового образа жизни обучающихся;
 обучающиеся смогут самостоятельно приготовить пищу, вымыть посуду,
ухаживать за одеждой, обувью, снаряжением;
 будет сформирована общая, в том числе речевая, культура поведения на
занятиях, в походах и экскурсиях;
Личностные (воспитательные): Будет повышен уровень физического развития и
физической подготовки в гармонии с интеллектуальным развитием;
 сформирована патриотическая гражданская позиция;
 обучающиеся проявляют социальную активность в волонтерских акциях,
конкурсах и соревнованиях;
5

 сформирована позитивная мотивация к здоровому образу жизни;

проявляются
морально-волевые
качества
туриста-спортсмена:
целеустремлённость, настойчивость, смелость, решительность, инициативность;
 проявляются коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной,
соревновательной) деятельности и взаимодействии в команде.

КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Учебный план
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
туристских соревнований»

Год обучения

«Судьи

1 год

2.
3.
4.
5.

Начальная судейская подготовка
Методика судейства отдельных видов
Методика судейства комплексных видов
Обеспечение безопасности.

ИТОГО:

6

Теория

1.Информация о работе кружка, техника безопасности.

Всего

Наименование разделов

Практика

Количество часов

3

3

0

51
51
51
66

21
21
21
12

30
30
30
54

222

78

144

Учебный план
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
туристских соревнований» 2023-2024 учебный год

теория

практика

ВВЕДЕНИЕ
Информация о работе кружка,
техника безопасности.
Начальная судейская подготовка

3
3

3
3

0
0

51

21

30

Организация и проведение
туристских слётов и соревнований
Правила туристских соревнований
Работа службы дистанции
соревнований
Работа судей на этапах
Работа службы секретариата и
информации
Работа служб старта и финиша
Методика судейства отдельных
видов
Организация и судейство вида
«Топографическая съёмка»
Организация и судейство вида
«Ориентирование»
Организация и судейство вида
«Туристская техника»
Методика судейства
комплексных видов
Организация и судейство вида
«Контрольный
туристский
маршрут»

12

9

3

Фронтальный опрос

6
6

3
0

3
6

Фронтальный опрос
Фронтальный опрос

9
9

3
3

6
6

Фронтальный опрос
Фронтальный опрос

9
51

3
21

6
30

Фронтальный опрос

15

6

9

соревнования

15

6

9

соревнования

21

9

12

соревнования

51

21

30

15

6

9

соревнования

Наименование тем и разделов

1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.

«Судьи

всего

№
п/п

программы

Формы текущего
контроля

собеседование

4.2.

Организация и судейство
«Туристские навыки»

вида 15

6

9

соревнования

4.3.

Организация
и
судейство 21
конкурсов и незачётных видов

9

12

соревнования

5.
5.1

Обеспечение безопасности.
Личная
гигиена
туриста,
профилактика заболеваний

12
6

54
15

собеседование

5.2

Техника
безопасности
при 21
проведении
туристских
мероприятий.

3

18

собеседование

66
21

7

5.3

Основные приемы по оказанию
первой
помощи.
Транспортировка пострадавшего.

24

3

21

ИТОГО за период обучения:

222

78

144

собеседование

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы

Кол-во

Походы
Соревнования
Занятий на местности
Практические занятия
Экскурсии
Иные (указать какие)

3
1
17
27
-

Кол-во
часов
9
3
51
81
-

Содержание программы
1.Введение
1.1. Информация о работе кружка
Цель и задачи на учебный год. Знакомство с календарем, графиком походов. Техника
безопасности.
2.Начальная судейская подготовка
2.1. Организация и проведение туристских слётов и соревнований
Знакомство с основными нормативными документами по туризму. Организация,
проводящая мероприятие. Состав оргкомитета, план его работы. Составление и
утверждение Положения о мероприятии. Утверждение главного судьи и
комплектование судейской коллеги.
Выбор района проведения мероприятия, требования к нему (обеспечение безопасности,
удобства подъезда и т.д.). Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для
проведения соревнований и оформления места проведения.
Медицинское обслуживание мероприятия. Работа комендантской службы в ходе
подготовки и проведения слета, соревнований. Охрана природы и обеспечение
безопасности участников и судей. Разработка условий проведения соревнований.
Церемония открытия и закрытия, награждение победителей.
Практические занятия
Участие в разработке Положения условий проведения соревнований. Подготовка
инвентаря и снаряжения для соревнований. Участие в выборе района соревнований,
слета.
2.2. Правила туристских соревнований
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской
Федерации. Основные разделы правил:
- задачи и характер соревнований. Классификация соревнований. Положение о
соревнованиях. Работа мандатной комиссии. Требования к заявкам на участие в
соревнованиях. Порядок подачи и рассмотрения протестов.
-допуск к участию в соревнованиях. Права и обязанности участников, представителей,
тренеров. Требования к снаряжению (личному и групповому) и форме одежды
участников. Порядок снятия команд и участников.
8

-состав судейской коллегии в зависимости от масштаба соревнований, главная
судейская коллегия. Права и обязанности судей.
-меры по обеспечению безопасности при проведении туристских слетов, соревнований.
Практические занятия
Игры-упражнения, тестовые задания по правилам организации соревнований;
классификации соревнований, составление положений соревнований; составление
заявок, протестов; составление памяток по обеспечению безопасности на туристских
слётах, соревнованиях.
2.3. Работа службы дистанции соревнований
Практические занятия
Состав службы дистанции, распределение обязанностей внутри службы. Планирование
дистанции, установка ее на местности. Обеспечение безопасности на дистанции.
Контрольное время. Организация судейской страховки на дистанции. Составление схем
и описания дистанции.
Работа службы дистанции непосредственно перед соревнованиями. Работа службы
дистанции во время проведения соревнований, обеспечение сохранности дистанции.
Закрытие дистанции, снятие этапов.
2.4. Работа судей на этапах
Старший судья и судьи на этапах, их права и обязанности. Оборудование и оформление
этапа и мест работы судей. Организация судейской страховки. Инструктаж судей.
Судейская документация.
Практические занятия
Участие в постановке этапов дистанции. Работа в качестве судей на этапах.
2.5. Работа службы секретариата и информации
Задачи и содержание работы секретариата. Состав службы секретариата, распределение
обязанностей внутри службы. Документация соревнований. Мандатная комиссия.
Прием заявок, проведение жеребьевки. Предстартовая информация. Организация
информации с дистанции.
Практические занятия
Подготовка судейской документации.
Участие в работе службы секретариата во время соревнований.
2.6. Работа служб старта и финиша
Состав служб старта и финиша, распределение обязанностей. Виды старта. Выбор
места для старта, финиша. Оборудование мест старта и финиша. Обеспечение бригад
старта и финиша необходимой документацией и инвентарем. Работа бригад во время
соревнований. Взаимодействие бригад старта и финиша со службой секретариата,
комендантской службой.
Практические занятия
Оборудование мест старта и финиша. Работа в составе служб старта и финиша.
3.Методика судейства отдельных видов
3.1. Организация и судейство вида «Топографическая съёмка»
Виды соревнований по топографической съемке. Состав судейской коллегии вида.
Выбор района для проведения соревнований.
Подготовка полигона: съемка, ограничение, маркировка. Маршрутная и площадная
глазомерная съемка, способ проведения съемки.
Практические занятия
Участие в подготовке полигонов для соревнований.
Выбор района для проведения соревнований.
Подготовка полигона: съёмка, ограничение, маркировка.
3.2. Организация и судейство вида «Ориентирование»
Ориентирование в программе туристских слетов и соревнований: соревнования в
выполнении отдельных заданий по элементам ориентирования и топографии;
соревнования по отдельным видам ориентирования (спортивное ориентирование).
9

Организация и судейство отдельных заданий по ориентированию: азимутальный
маршрут, движение по легенде, по обозначенному маршруту, глазомерная оценка
расстояния, прокладывание азимутального маршрута, поиск объектов по заданным
азимутам и с помощью карты.
Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Требования к
местности и дистанциям соревнований. Длина дистанции, её обозначение на карте, и
оборудование на местности. Карта соревнований. Контрольное время прохождения
дистанции, определение результатов соревнований. Особенности судейства различных
видов.
Обеспечение безопасности в соревнованиях по ориентированию: район соревнований,
его ограничения, наличие опасных мест на дистанции. Информирование участников о
действиях в случае потери ориентировки. Организация поисковых работ.
Практические занятия
Участие в подготовке полигонов для соревнований по ориентированию, по
обеспечению безопасности на соревнованиях. Участие в соревнованиях как участник.
3.3.Организация и судейство вида «Туристская техника»
Виды и характер соревнований по туристской технике. Соревнования по отдельным
заданиям (этапам) туристской техники. Командные и личные соревнования, эстафета,
их особенности. Примерные элементы полосы препятствий. Оборудование этапов.
Требования к месту старта и финиша, к местам расположения участников и зрителей.
Организация ознакомления участников и капитанов команд с дистанцией, способами
прохождения этапов. Работа секретариата и организация информации о ходе
соревнований. Зачет результатов и подведение итогов.
Обеспечение безопасности при проведении соревнований: проверка инвентаря и
снаряжения, организация консультаций по правильному прохождению технически
сложных этапов. Прием этапов судьей-инспектором.
Описание отдельных технических этапов и специальных заданий. Соответствие
этапов туристскому опыту участников. Таблицы штрафов за ошибки и нарушения.
Практические занятия
Участие в подготовке туристской полосы препятствий: выбор района, расстановка и
оборудование этапов.
Судейство соревнований по туристской технике, работа в различных бригадах,
подготовка документации.
Участие в определении результатов соревнований.
4.Методика судейства комплексных видов
4.1.Организация и судейство вида «Контрольный туристский маршрут»
Содержание соревнований, их командный характер. Длина дистанции, количество
этапов. Участники соревнований. Организация старта и финиша. Судейская коллегия
вида, обязанности судей. Полигон, построение дистанции.
Порядок определения результатов соревнований. Картографическое обеспечение
соревнований. Подготовка и оборудование, организация судейства отдельных этапов.
Необходимая документация.
Практические занятия
Участие в обеспечение безопасности при проведении соревнований.
Проверка инвентаря и снаряжения, медицинской аптечки, информирование команд о
границах полигона и действиях в случае создания аварийной ситуации.
Описание отдельных технических этапов и специальных заданий, система штрафов за
допущенные ошибки и нарушения.
4.2.Организация и судейство вида «Туристские навыки»
Судейская коллегия вида, организация ее работы. Информирование команд о
требованиях, предъявляемых к участникам соревнований. Документация судейской
коллегии, своевременное информирование групп о всех замечаниях и выставленных
оценках.
10

Оценка состояния лагеря, состояния кухни и правил хранения продуктов, соблюдения
правил поведения, режимных моментов соревнований.
Практические занятия
Оценка лагеря судейской коллегией во время обязательных обходов.
Проверка обеспечения вопросов безопасности при организации лагеря.
Определение результатов.
4.3.Организация и судейство конкурсов и незачётных видов
Содержание конкурсной программы туристских соревнований, её цели и задачи.
Зачётные и незачётные конкурсы. Судейство конкурсов методом экспертной оценки,
включение в состав жюри представителей от команд. Организация и проведение
тематических конкурсов: на лучшую туристскую самоделку, фотографию, видео- или
слайдфильм, эмблему, газету. Организация и проведение конкурсов краеведов,
туристской песни и туристской самодеятельности.
Показательные выступления опытных туристов и спортсменов. Организация и
проведение вечеров дружбы. Организация и проведение соревнований по различным
видам спорта: волейболу, футболу, стрельбе, плаванию и др.; судейство этих видов.
Привлечение спортивных организаций.
Обеспечение безопасности при организации конкурсной программы.
Практические занятия
Участие в организации и судействе конкурсной программы.
Участие в подготовке и проведении костра и вечера дружбы.
5. Обеспечение безопасности.
5.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.
Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов, путешествий. Закаливание
организма – основное средство повышения сопротивляемости простудным
заболеваниям.
Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов, путешествий. Закаливание
организма – основное средство повышения сопротивляемости простудным
заболеваниям.
Практика:
Гигиена одежды и обуви.
Меры по профилактике характерных заболеваний для различных видов туризма.
5.2. Техника безопасности при проведении туристских мероприятий.
Факторы, влияющие на безопасность группы в походе. Роль руководителя в группе,
подчинение его рениям – основа отношений, залог безопасного прохождения
маршрута.
Персональная,
моральная,
административная
и
юридическая
ответственность руководителя за безопасность участников. Конфликты в группе,
способы их устранения.
Практика:
Правила поведения на воде, организация купания.
Правила пожарной безопасности, работа у костра.
Организация поисковой и спасательной работы.
Изучение инструкций по ТБ.
5.3. Основные приемы оказания первой помощи, транспортировка
пострадавшего.
Измерение температуры, пульса. Согревающие процедуры, охлаждающие процедуры.
Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Оценка общего состояния
пострадавшего, места и характера повреждения. Правила снятия одежды и обуви с
пострадавшего. Правила наложения шин.
Практика:
Иммобилизация пострадавшего.
Измерение температуры, пульса.
Правила оказания первой помощи (травмы конечностей, области живота, головы и
туловища).
11

Способы транспортировки пострадавшего
Изготовление средств транспортировки пострадавшего.

Формы аттестации
Входной контроль проводится с обучающимися в начале учебного года.
Критерии оценки: судейство внутрикружковых соревнований.
Тесты по туризму для учащихся старшей возрастной группы.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года.
Критерии оценки: судейство соревнований между объединениями. Тесты
«Регламент проведения соревнований по спортивному туризму»
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.
Критерии оценки:
Судейство городских соревнований. Тесты «Регламент проведения соревнований
по спортивному туризму».
Мониторинг теоретических знаний.
Критерии оценки и обработки результатов.
Отслеживание теоретических знаний обучающихся проводится три раза в
течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев.
Обучающимся предлагается 22 вопроса, составленных согласно темам
программы пропорционально количеству часов, содержащихся в данных темах.
Каждый вопрос оценивается по двухбалльной системе:
2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме
1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме
0 баллов – если на вопрос совсем не ответили.
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестов,
составит 76 баллов, или 100%.
По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении
теоретического блока учебной программы:
100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем
уровне;
75% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;
ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.
Результаты тестирования сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о
выполнении заданий каждым обучающимся и усредненные данные по выполнению
учебной программы всем кружковым объединением.

№

Результаты мониторинга теоретических знаний обучающихся
Таблица 1
Количество баллов по разделам программы
Фамилия, Имя
Сумма
Начальная
Методика
обучающегося Введение
баллов
судейская
судейства
подготовка
отдельных видов

1.
2.
3.
4.
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении

12

%

Сравнение ответов обучающихся в начале, середине и конце учебного года
позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об
усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об
эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.

№
п/п

Результаты стартового, промежуточного и итогового мониторинга
теоретических знаний обучающихся
Таблица 2
Промежуточный
%
Старт-тест
Итог - тест
Фамилия, Имя
тест
усвоения
обучающегося
программ
баллы % баллы
%
баллы %
ы

1.
2.
3.
4.
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении

Оценочные материалы
Задачи
Входной контроль
личностные
образовательные
метапредметные

Форма контроля
Беседа.

Промежуточный контроль
личностные
Внутри кружковые
образовательные
соревнования.
метапредметные
Итоговый контроль
личностные
образовательные
метапредметные

Текущий контроль
личностные:
Формирование
культуры общения и
поведения в

Городские
соревнования

наблюдение

Планируемый
результат
Дата: сентябрь
Определен
уровень развития
детей и их
способности
Дата: декабрь
Обучающимися
получены знания
по темам,
разделам
программы
Дата: май
У обучающихся
сформирован
интерес к
занятиям
туризмом.

Цель проведения
Получение первичной
информации о ребенке

Определение
обучающимися
степени усвоения
знаний по программе

Оценка качества
усвоения
обучающимися
содержания
дополнительной
образовательной
программы по итогам
учебного года или по
окончании
программы.
В течение учебного года
Обучающийся
Определение степени
получил навыки
обучающимися
общения со
учебного материала.
сверстниками и
Определение
педагогами
готовности
детей
13

усвоен

к

социуме.

образовательные
Способствовать
освоению знаний по
темам программы
«Начальная
туристская
подготовка»

соревнования

Обучающийся
усвоил знания по
темам программы

метапредметные
Развитие
познавательного
интереса к занятиям
туризмом

поход, экскурсия

У обучающегося
развит
познавательный
интерес к
занятиям
спортивным
туризмом

восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
воспитанников в
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающие
обучение. Подбор
наиболее
эффективных методов
и средств обучения.

Учебный
год

Год
Форма
обучения

Оценочные материалы

2022-2023

1 год

входящий

Тесты по туризму для учащихся старшей
возрастной группы.

промежуточный

Внутрикружковые соревнования. Тесты «
Регламент проведения соревнований по
спортивному туризму»

итоговый

Результаты
городских
соревнований;
тесты
«Регламент
проведения
соревнований по спортивному туризму»

Методические материалы

1.

Разделы
Начальная судейская
подготовка

2.

Методика судейства
отдельных видов

Методическое обеспечение
Моргунов Б.П.Туризм.- Москва,
Просвещение.1978. Регламент проведения
соревнований по спортивному туризму.
Кодыш
Э.Н.
Соревнования
туристов.
Издательство
«Физкультура
и
спорт»,
Москва.1990.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и
соревнования учащихся. Изд. 2-е. - м.: ЦДЮТиК
МО РФ, 2003

14

3.
4.

Методика судейства
комплексных видов
Обеспечение безопасности.

Моргунов Б.П. Туризм - Москва,
Просвещение.1987
«Наложение повязок», «Походная аптечка»,
«Основы гигиены в походе» Бобылева И.О.,2021

Обеспечение программы:
Учебный кабинет, оборудованный: стендами, отображающими тематику программы,
библиотекой
учебно-методической
литературы;
инвентарь
и
снаряжение
индивидуального и группового характера.

Раздаточный материал:
- Набор топографических карт;
- компасы жидкостные;
- набор карточек для развития зрительной памяти;
- набор карточек для определения азимута;
- набор карточек для вязки туристских узлов;
- карточек по топографическим знакам;
- набор карточек по личному и групповому снаряжению;
- набор карточек для занятий по ориентированию в помещении;
- курвиметр.
Методические пособия:
- «Организация и проведение краеведческой работы в туристских походах»,
- «Краткий справочник юного туриста»,
- «Занимательная топография и ориентирование»;
Методические разработки:
- «Что такое азимут и как его определить»,
- «Компас, правила пользования им»,
- «Собираемся в поход. Как подобрать костровое снаряжение»,
- «Личное и групповое снаряжение»,
- «Наложение повязок»,
- «Основы гигиены в походе»,
- «Походная аптечка»,
- «Как ориентироваться в лесу по солнцу и часам»,
- «Специальное снаряжение туристов»,
- «Топография»,
- «Бивак».
Наглядные пособия:
По темам - «Личное и групповое снаряжение», «Компас»; «Специальное снаряжение
туристов», «Топографические знаки», «Как связать носилки», «Организация и снятие
перил способом «сдерг» и «кольцевание» с маркировкой веревки»;
Плакаты:
«Туристские узлы»,
«Топографические знаки».
Снаряжение, специальное оборудование, инструменты:
Походная аптечка;
Ремонтный набор;
Палатки туристские;
Рюкзаки;
Коврики туристские;
Тенты;
15

Туристские котлы;
Пила, топор;
Спальные мешки;
Веревки основная;
Веревка вспомогательная;
Страховочные системы;
Каски; карабины;
Спусковые устройства типа «лепесток», «восьмерка»;
Приспособление для подъема «жумары»;
блокировки;
лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки;
Катамаран;
Весла;
Спасательные жилеты;
Приспособление для волокуш.

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 №
678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
16

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к
своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и
культурным представлениям российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость,
милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных
ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку
своего народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие
здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к
творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие
осознанного стремления к правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
17

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким

мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения
задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде
обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
18

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
19

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.
20

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, прио
бщение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Мероприятие

День защитника
Отечества
Международный
женский день
День Победы.
Участие в акции
«Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»

Праздник «День
Матери в России»
10 000 добрых дел
Новогодний конкурс
"Турист года" для
детей достигших
успехов в
естественнонаучной и
туристско краеведческой
деятельности в 2022
году.
Экскурсия «Дорогой
Походяшина»

Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской и
правовой направленности
личности, активной жизненной
позиции;
Формирование у воспитанников
таких качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и уважения к
традициям Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободам и обязанностям
человека.
Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность,
семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные
религии России, искусство,
природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного
к принятию ответственных
решений и к проявлению
нравственного поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной
культуры, основанной на
самоопределении и
самосовершенствовании.
Воспитание доброты, чуткости,
сострадания, заботы и
милосердия.
Создание единой воспитывающей
среды, в которой развивается
личность ребенка, приобщение
родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы
образовательного учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
21

Сроки
проведени
я
Февраль
2024
Март 2024
Май 2024

Октябрь
2023
Ноябрь
2023
Декабрь
2023
Март 2024

Апрель
2024

образовательного учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры
родителей.
Здоровьесберега Неделя безопасности: Формирование и развитие знаний,
- презентация
установок, личностных
ющее
«Правила безопасного ориентиров и норм здорового и
направление:
(физическое
поведения на
безопасного образа жизни с целью
воспитание и
дорогах»;
сохранения, и укрепления
формирование
- просмотр
физического, психологического и
культуры
видеороликов по
социального здоровья
здоровья,
антитеррористической обучающихся как одной из
безопасность
безопасности;
ценностных составляющих
жизнедеятельнос
- беседа о пожарной личности обучающегося.
ти)
безопасности.
Формирование у учащихся
сознательного и ответственного
Единый урок прав
отношения к личной безопасности
человека
и безопасности окружающих,
Тематическая беседа усвоение ими знаний и умений
«Охрана природы –
распознавать и оценивать опасные
твоя обязанность»
ситуации, определять способы
защиты от них, оказывать само- и
взаимопомощь.
Способствовать преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами физической
культуры и занятием спортом.
Общеинтеллекту Областной конкурс- Активная практическая и
форум "Уральский
мыслительная деятельность.
альное
характер" конкурс
Формирование потребности к
направление:
(популяризация
"Природа Урала"
изучению, создание
научных знаний,
положительной эмоциональной
проектная
атмосферы обучения,
деятельность)
способствующей оптимальному
напряжению умственных и
физических сил учащихся.
Формирование интереса
к исследовательской и проектной
деятельности, научной работе.
Выявление и развитие природных
задатков и способностей
обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его
потребности в
самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии.
Формирование готовности
Социальное нап
обучающихся к выбору
равление:
(воспитание
Ежегодная
направления своей
трудолюбия,
общероссийская
профессиональной деятельности в
сознательного,
добровольческая
соответствии с личными
творческого
акция «Весенняя
интересами, индивидуальными
отношения к
неделя добра»
особенностями и способностями, с
22

Сентябрь
2023
Декабрь
2023

Январь
2024

Февраль
2024

Апрель
2024

образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)

Профилактика
правонарушени
й, социальноопасных
явлений

Единый урок
информационной
безопасности.
Всероссийский урок
безопасности в сети
Интернет

учетом потребностей рынка труда.
Формирование экологической
культуры. Формирование
общественных мотивов трудовой
деятельности как наиболее ценных
и значимых, устойчивых
убеждений в необходимости труда
на пользу обществу. Воспитание
личности с активной жизненной
позицией, готовой к принятию
ответственности за свои решения
и полученный результат,
стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению
Совершенствование правовой
культуры и правосознания
обучающихся, привитие
осознанного стремления к
правомерному поведению.
Организация работы по
предупреждению и профилактике
асоциального поведения
обучающихся.
Организация мероприятий по
профилактике правонарушений,
табакокурения, наркомании,
токсикомании, алкоголизма.

23

Октябрь
2023

Список литературы
1. Волков Н. Спортивные походы в горах. - Издательство «Физкультура и спорт»,
Москва.1994.
2. Колесникова А.В. Спортивное ориентирование. -2002.
3. Константинов Ю.С. Ориентирование как образ жизни. - Москва,2007.
4. Константинов Ю.С.
Туристские спортивные маршруты. - Москва,
профиздат.1987.
5.Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Изд. 2-е. - м.:
ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
6. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. -М.: ЦДЮТиК,
2005.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - Издательство «Физкультура и спорт»,
Москва.1990.
8. Кодыш Э.Н. Туристские слеты и соревнования. - Москва, профиздат.1984.
9. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - Издательство «Физкультура и
спорт», Москва.1979.
10. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. Издательство
«Физкультура и спорт», Москва.1981.
11. Моргунов Б.П. Туризм - Москва, Просвещение.1987.
12.Словарь юного туриста. Cост. В.М. Куликов. Л.М.Ротштейн. Ю.В.Контантинова. - М.: ФЦДЮТик. 2004.
13.СтоляренкоА.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: 2002.
14.Седов Ар. Седов Ал.-сила и мужество. Москва «Детская литература»1974

24

Приложение
Тесты «Регламент проведения соревнований по спортивному туризму»
1. ГСК – это: а) генеральная судейская классификация;
б) главная судейская коллегия;
в) главная судейская команда.
2. Какая из судейских должностей не входит в состав ГСК?
а) главный секретарь соревнований;
б) начальник дистанции;
в) врач соревнований;
г) судья на старте- финише.
3. Кто из ГСК отвечает за подготовку и оформление всей документации, относящейся к
проведению соревнований?
а) главный судья
б) начальник дистанции
в) судья-инспектор г) главный секретарь
4.Кто организует и контролирует информацию о ходе и результатах соревнований?
а) главный судья
б) главный секретарь
в) заместитель главного судьи по организационным вопросам
г) заместитель главного судьи по связи и информации
5.В чьи обязанности входит ответственность за снаряжение для оборудования
дистанции?
а) начальника дистанции
б) старшего судьи
в) коменданта соревнований
6. Кто проверяет перед стартом соответствие требованиям снаряжение
участников?
а) начальник дистанции
б) судья по безопасности
в) главный судья
г) главный секретарь
7.Каков масштаб контрольной карто-схемы, составляемой для маршрута очных
соревнований вида « Туристский поход»?
а) 1: 100 000
б) 1: 200 000
в) 1: 500 000
г) 1: 1 000000
8.Что такое КТМ?
а) контрольный технический маршрут
б) комплексный туристский маршрут
в) контрольно- туристский маршрут
9. К каким классам дистанций относится этап «Переправа через водную преграду на
плавсредствах»? соревнований по пешеходному туризму?
а) 1-4
б)3-4
в) 2-4
Правильные ответы:1-б;2-г;3-г;4-г;5-а;6-б;7-б;8-а;9-а

25

Тесты по туризму для старшей возрастной группы.
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение
инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того,
чтобы:
А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
26

10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него
неожиданных поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;8-г;9-а;10-б;11-б;12-в;13-а

Контрольные вопросы и тесты
для обучающихся
1.Назовите виды туристских соревнований_____________________________
2.Какие документы являются основными для подготовки и проведения туристских
соревнований?_________________________________________
3.Перечислите основные обязанности участников соревнований.
________________________________________________________________
4. ГСК – это: а) генеральная судейская классификация;
б) главная судейская коллегия;
в) главная судейская команда.
5. Какая из судейских должностей не входит в состав ГСК?
а) главный секретарь соревнований;
б) начальник дистанции;
в) врач соревнований;
г) судья на старте- финише.
6.Каковы основные обязанности судей на этапах?_______________________
7. Кто из ГСК отвечает за подготовку и оформление всей документации, относящейся к
проведению соревнований?
а) главный судья
б) начальник дистанции
в) судья-инспектор г) главный секретарь
27

8. Каким образом определяется очерёдность стартов команд?
________________________________________________________________
9. Как определяется результат прохождения дистанции участника?
________________________________________________________________
10.Какие разделы включает в себя Положение о соревнованиях?
________________________________________________________________
11.На какие возрастные группы делятся участники соревнований?
________________________________________________________________
12.За какие нарушения команды, участники могут быть сняты с соревнований?
________________________________________________________________
13.Перечислите права представителя (тренера) команды.
________________________________________________________________
14.Кто организует и контролирует информацию о ходе и результатах соревнований?
а) главный судья
б) главный секретарь
в) заместитель главного судьи по организационным вопросам
г) заместитель главного судьи по связи и информации
15.Напишите основные обязанности начальника дистанции.
________________________________________________________________
16.В чьи обязанности входит ответственность за снаряжение для оборудования
дистанции?
а) начальника дистанции
б) старшего судьи
в) коменданта соревнований
17.Кто входит в бригаду судей на старте?
________________________________________________________________
18.На дистанции какого вида возможна организация тренировок?
________________________________________________________________
19. Перечислите меры по обеспечению безопасности на соревнованиях.
________________________________________________________________
20. Как определяется место команды в общем зачёте?
________________________________________________________________
21. Что входит в обязанности оргкомитета (штаба) соревнований?
________________________________________________________________

22. Кто проверяет перед стартом соответствие требованиям снаряжение
участников?
а) начальник дистанции
б) судья по безопасности
в) главный судья
г) главный секретарь
28

23. Как определяется место команды в общем
зачёте?_________________________________________________________
24. По каким типам проводятся соревнования вида «Туристский поход»?
________________________________________________________________
25.Каков масштаб контрольной карто-схемы, составляемой для маршрута очных
соревнований вида « Туристский поход»?
а) 1: 100 000
б) 1: 200 000
в) 1: 500 000
г) 1: 1 000000
26.Напишите основные разделы отчёта о заочном
походе__________________________________________________________
27.Какие задания могут быть включены в соревнования по виду
«Ориентирование»?_________________________________________________
28.В соответствии, с каким документом проводятся соревнования вида
«Ориентирование»?_____________________________________________
29.В чём заключаются соревнования по туристской технике?___________________
30.Что такое КТМ?
а) контрольный технический маршрут
б) комплексный туристский маршрут
в) контрольно- туристский маршрут
31. По каким видам могут проводиться соревнования по пешеходному туризму?
________________________________________________________________
32. Какими параметрами определяется класс дистанций соревнований по
пешеходному туризму?________________________________________________
______________________________________________________________
33. К каким классам дистанций относится этап «Переправа через водную преграду
на плавсредствах»? соревнований по пешеходному туризму?
а) 1-4
б)3-4
в) 2-4
34. Опишите этап « Оказание первой помощи» соревнований вида
« Пешеходный туризм»______________________________________________
________________________________________________________________
35. В чём заключаются соревнования по лыжному туризму?
____________________________________________________________
36. Опишите этап « Устройство укрытия в « экстремальных условиях»»
соревнований вида « Лыжный туризм»________________________________
37. По каким показателям оценивается команда в соревнованиях вида «Туристские
навыки и быт»?______________________________________________________
38.Каким методом осуществляется судейство конкурсной программы?
_______________________________________________________________
29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».