22. Ябс А.П. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой окружающий мир»

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» июня 2023г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д«26» июня 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

«Мой окружающий мир»
2023 г. – 2024 г.

Возраст обучающихся 9−11 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы: сетевая
Тип программы: модифицированная
Автор: Ябс Алексей Павлович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Карпинск
2023
1

Содержание
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

3

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2. Учебный план
3. Содержание учебного плана
4. Формы аттестации
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Рабочая программа воспитания
8. Календарный план воспитательной работы
8. Список литературы
9. Приложения

2

4
4
6
7
8
11
17
18
19

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мой окружающий мир» (далее – Программа) составлена и разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
− Приказ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
− Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
− Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
− Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
− Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г.
№ 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области» (с изменениями на 16 декабря 2021 года) (в
ред. Постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2021 N
891-ПП;
− Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№ 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области» (с
изменениями на 19 ноября 2021 года) (в 3 ред. Постановлений Правительства
Свердловской области от 11.03.2021 N 125-ПП, от 19.11.2021 N 815-ПП);
3

− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года) (в ред. Приказа
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.12.2021 № 1245-Д);
− Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.;
−
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от
21.12.2022.
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы
заключается в совершенствовании экологического воспитания и
информационной грамотности обучающихся на основании самостоятельных
исследований объектов и явлений окружающего мира.
Отличительные
особенности
данной
программы
от
уже
существующих программ. Краеведческая направленность курса, связанная с
изучением родного края. Программа учитывает местные условия и
возможности при обучении детей, используется знакомство с местными
природными объектами. Темы занятий распределены так, что на
практические занятия, экскурсии и походы выходного дня отведено 54%
часов по отношению к аудиторным занятиям, чем достигается ещё и
оздоровительный эффект курса.
Цель программы: формирование уважительного отношения к природе,
истории и культуре родного города.
Задачи программы:
Личностные:
Формирование навыков безопасного поведения в природе, бережного
отношения к природе и истории родного города.
Образовательные:
Иметь представление об основных группах живого (растения, животные,
грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой
природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между
различными животными), взаимосвязи между природой и человеком.
Метапредметные:
4

Исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и
события культуры, истории города.
Год обучения/ Режим
занятий/ Количество
срок освоения
продолжительность часов в неделю
1 год

2/45 мин.

Количество
учебных
недель
37

2

Итого часов в
год
74

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9–11 лет.
Форма обучения – групповая.
Формы занятий: акция, анкета, беседа, игра, конкурс, практическое
занятие, поход выходного дня, презентация, тест, экскурсия.
Планируемые результаты. По окончании обучения дети будут знать
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы
животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы
(между растениями и животными, между различными животными),
взаимосвязи между природой и человеком. У них сформируются навыки
безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе и
истории города. Они научатся исследовать явления окружающего мира,
выделять характерные особенности природных объектов, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории города.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2. Учебный план
№
п/
п
1

Название раздела

Вводное занятие

Природа родного
города
3 Мой город
4 Экология
5 Мы знаем, мы
умеем
6 Вода – источник
жизни
7 Растения
8 Животные
9 Грибы
10 Круговорот веществ
11 Горы и озёра ГО
2

Количество часов
Всего
2
8

Формы текущего
контроля

Теория Практика
1
1
Тестирование
Тренировочное учение
1
7
Опрос

8
12
2

4
10
1

4
2
1

Игра
Опрос
Тестирование

8

2

6

Опрос

8
6
4
4
10

6
4
3
2
0

2
2
1
2
10

Опрос
Акция
Опрос
Опрос
Фотоотчет

5

Карпинск
12 Итоговое занятие
Итого

2
74

1
35

1
39

Тестирование

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Количество
Часов
Практические занятия
7
7
Экскурсии
11
20
Походы выходного дня
4
12
3. Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Презентация образовательной программы.
Правила пожарной и электрической безопасности.
Теория: Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с
планом работы на учебный год. Проведение инструктажей по технике
противопожарной и электрической безопасности, меры предосторожности во
время проведения массовых мероприятий, походов, прогулок, экскурсий.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Раздел 2. Природа родного города.
Теория: Объекты природы и их классификация. Дикорастущие и
культурные растения. Деревья и кустарники, используемые для озеленения
города. Группы лишайников: накипные (ризокарпон), листоватые
(гипогимния, ксантория, пармелия, пельтигера), кустовые (кладония, уснея).
Практика: Классификация объектов природы на местности. Определение
дикорастущих и культурных растений. Определение растений, используемых
в озеленении города. Определение лишайников по строению их слоевища.
Экскурсии: 1. Экскурсия в парк 2. Экскурсия в лес 3. Экскурсия в сквер
Раздел 3. Мой город.
Теория: Просмотр и обсуждение фильма «Виртуальная прогулка по
городу Карпинску». Почётные граждане городского округа Карпинск»
(врачи, шахтёры, учителя, предприниматели). Манси – коренное население
Северного Урала. Мансийские названия географических объектов.
Практика: Встреча с почётным гражданином города. Игра-домино
«Мансийские слова»
Экскурсии: 1. Экскурсия в зал природы краеведческого музея (манси).
Раздел 4. Экология.
Теория: Экологические связи в природе. Взаимосвязи человека и
природы. Особо охраняемые природные территории (национальные парки,
заповедники, природные парки, памятники природы). Заповедник «Денежкин
Камень». Памятники природы на территории ГО Карпинск. Животные
Красной книги Свердловской области. Угрозы и охрана.
6

Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Правила поведения в
природе, или пять лесных заповедей». Классификация памятников природы.
Экскурсии: Экскурсия на территорию памятника природы «Старые
культуры кедра и лиственницы».
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Тестирование.
Раздел 6. Вода – источник жизни.
Теория: Вода в жизни растений и животных. Обитатели водоёмов. Вода
и здоровье человека. Источники водоснабжения. Как беречь водные ресурсы?
Как экономить воду?
Экскурсии: 1. Экскурсия к руслу реки Турьи 2. Экскурсия к скважине
«Богословская» 3. Экскурсия на водозаборную станцию 4. Экскурсия на
очистные сооружения.
Раздел 7. Растения.
Теория: Разнообразие групп растений. Виды растений. Дыхание и
питание растений. Размножение растений и их связь с животными. Способы
распространения плодов. Развитие растений из плодов. Редкие и
лекарственные растения.
Практика: Определение групповой и видовой принадлежности растений.
Поиск и определение плодов растений. Поиск и определение лекарственных
растений. Фотографирование объектов.
Экскурсии: 1. Экскурсия в Зимний сад ГДК 2. Экскурсия в парк.
Раздел 8. Животные.
Теория: Классификация животных. Группы животных по типу питания.
Цепи питания. Размножение и развитие животных. Редкие животные.
Практика: Определение класса, группы и вида животных. Определение
животных по их следам. Фотографирование животных. Акция «Накорми
друга!» в поддержку приюта для животных «Лапа помощи».
Раздел 9. Грибы.
Теория: Строение грибов. Связь грибов с растениями (грибница,
лишайники). Значение грибов в природе. Правила сбора грибов.
Практика: Определение съедобных и несъедобных грибов.
Раздел 10. Круговорот веществ.
Теория: Звенья круговорота веществ (производители, потребители,
разрушители) и их роль.
Практика: Игра «Пищевая цепь».
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая.
7

Раздел 11. Горы и озёра ГО Карпинск.
Практика: Поход к Скалам Блины. Поход на гору Липовую. Поход на
Май-гору. Поход на Чёрное озеро.
Раздел 12. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Тестирование.
4. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в
декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года
используются
различные
формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов: грамота, диплом, дневник наблюдений,
журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования,
методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей,
свидетельство (сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по
результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих
отчётах и иных мероприятиях различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий,
участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
5. Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль (см. Приложение).
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе
в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль (см. Приложение).
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль (см. Приложение).
1 год обучения:
Цель - формирование уважительного отношения к природе, истории и
культуре родного города
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
8

Входной контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Беседа
Тестирование

Промежуточный контроль
Личностные
Тестирование
Образовательные
Метапредметные
Итоговый контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Текущий контроль
Личностные:
Формирование
навыков
безопасного
поведения в
природе,
уважительного
отношения к
природе, истории и
культуре родного
города
Образовательные:
Стимулирование
интереса к
знакомству с
природными и
культурными
объектами родного
города
Метапредметные:
Формирование
позитивной
мотивации к
участию в

Тестирование

Наблюдение

Викторина
Наблюдение

Акция
Экскурсия

Дата: сентябрь
Определен
Получение
уровень развития первичной
детей и их
информации о
способности
ребенке
Дата: декабрь
Обучающимися
Определение
получены знания степени усвоения
по темам,
обучающимися
разделам
знаний по
программы
программе
Дата: май
У обучающихся Оценка качества
сформировано
усвоения
уважительное
обучающимися
отношение к
содержания
природе, истории программы по
и культуре
итогам учебного
родного города
года
В течение учебного года
У обучающихся Определение
сформированы
степени усвоения
навыки
обучающимися
безопасного
учебного
поведения в
материала.
природе,
Определение
уважительное
готовности детей к
отношение к
природе, истории восприятию нового
и культуре
материала.
родного города
Повышение
Обучающиеся
ответственности и
проявляют
заинтересованност
интерес к
и в обучении.
знакомству с
Выявление
природными и
культурными
детей, отстающих и
объектами
опережающих
родного города
обучение. Подбор
Обучающиеся
наиболее
участвуют в
эффективных
экскурсиях,
методов и средств
походах
обучения.
выходного дня,
9

экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских
акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности

волонтерских
акциях, у них
высока
познавательная,
и общественная
активность.

6. Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение
Разделы
1 Вводное занятие
тест
2 Природа родного
атлас-определитель «От земли до неба»,
города
«Зеленые страницы»
3 Мой город
Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная
экскурсия по городу Карпинску», презентации:
«Почётные граждане города», «Мансийские
названия географических объектов», игра
«Мансийские слова»
4
Презентации: Заповедник «Денежкин Камень»,
«Памятники природы на территории ГО
Карпинск», «Животные Красной книги
Свердловской области», программа экскурсии на
Экология
территорию памятника природы «Старые
культуры кедра и лиственницы», фильм «Правила
поведения в природе, или пять лесных
заповедей»
5 Мы знаем, мы умеем тест
6 Вода – источник
Фильм «Вода России», презентация «Вода
жизни
России», плакат «Обитатели водоемов»
7
Плакаты: «Растения леса», «Растения луга»,
Справочник-определитель «Деревья и кустарники
Среднего Урала», «Лекарственные растения
Растения
Среднего Урала», «Травянистые дикорастущие
растения Среднего Урала», презентации:
«Лекарственные растения», «Зимний сад ГДК»
8
Плакаты: «Зимующие птицы России»,
«Перелетные птицы России», «Животные
Животные
Красной книги» Презентации: «Следы
животных», «Животные Красной книги»
9
Справочник-определитель «Грибы Среднего
Грибы
Урала», презентация «Редкие грибы»
10 Круговорот веществ Игра «Пищевая цепь»
10

11 Горы и озёра ГО
Карпинск
12 Итоговое занятие

Программы экскурсий к горе Липовой, к Майгоре, скалам Блины, на Чёрное озеро
тест

7. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной
работы
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
В. В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы
«укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной
образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не
только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и
традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде» (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)

1.
2.

3.
4.

5.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА
РАБОТЫ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 № 678-р;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
11

- создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей
личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической
поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для
жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной
среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение
детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений
о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного
отношения к национальным героям и культурным представлениям
российского народа.
Духовно–нравственное
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное воспитание): формирование ценностные представления о морали,
об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство,
любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов
России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности):
формирование и содействие здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых
знаний, интерес к творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного,
творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к
сознательному выбору профессии): формирует знания, представления о
12

трудовой
деятельности;
выявляет
творческие
способности
и
профессиональные направления обучающихся.
Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся,
привитие осознанного стремления к правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников
об окружающей действительности,
формирует потребность в
образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение
и приумножение материальных
ценностей, формирование
уважительного отношения к
материальным ценностям как
средствам для существования
человека.
Общественная
Содействует социализации
школьников, включает их в
сопереживание проблемам общества,
приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное
осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на
осознание личностей причастности к
миру во всех его проявлениях,
осознание своего Я, развитие
рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное
мироощущение, потребность в
прекрасном, способность к
художественному мышлению,
13

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати,
экскурсии (в музей, на выставку
в библиотеку и т. п.), конкурсы,
турниры, олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету»,
рейд добровольцев).

Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»;
уроки культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники

реализует индивидуальные
способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий
досуг, когда общение освобождено от
предметной цели и содержанием
деятельности является общение

Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки,
посещение концертов, театров;
встречи друзей, поездки и т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития
и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения
цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направления
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщ
ение детей к
культурному
наследию,экологичес
кое воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине –
России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу,
этнокультурную идентичность, проявляющий уважение
к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан
России;
Понимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему своей малой родины, родного
края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих
гражданских правах и обязанностях, ответственности в
обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам,
14

Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность
прошлому, настоящему и будущему народам России,
тысячелетней истории российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с
позиции их соответствия нравственным нормам, давать
нравственную оценку своим поступкам, отвечать за
них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражающий неприятие
любых форм поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий
человека, проявляющий готовность к сознательному
самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей
семьи, российские традиционные семейные ценности (с
учетом этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной
культуры своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные
ценности и моральные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного
выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных,
асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
15

Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным
чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту брака
как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и
человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России
Здоровьесберегающ Соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в
ее направление:
(физическое
том числе в информационной среде.
воспитание и
Ориентированный на физическое развитие, занятия
формирование
спортом.
культуры здоровья, Бережно относящийся к физическому здоровью и
безопасность
душевному состоянию своему и других людей.
жизнедеятельности) Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной,
интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и
других, стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.

16

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о
природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, многообразии объектов и явлений
природы, о связи мира живой и неживой природы, о
науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному
знанию в разных областях.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
Профилактика
правонарушений, историческому и культурному наследию своего и
социально-опасных других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в
явлений
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание
ценности каждой человеческой личности, свободы
мировоззренческого выбора, самоопределения,
отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.
Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

8. Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направления
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приоб
щение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Духовнонравственное
(нравственноэстетическое

Мероприятие

«Сдай батарейку
– сохрани
природу!»
экологическая
акция
Географический
диктант,
экодиктант

Задачи работы по
Сроки
данному направлению проведения
Формирование
бережного отношения к
окружающей среде,
природным ресурсам

Экскурсия в
Воспитание
Введенский собор уважительного
отношения к
Новогоднее
религиозным
17

сентябрь –
октябрь
2023

Январь
2024

воспитание,
семейное
воспитание)

мероприятие

традициям и
ценностям,
к государственным
праздникам
«Безопасные
Формирование
Здоровьесберегаю
дороги»
ответственного
щее направление:
(физическое
онлайнотношения к
воспитание и
олимпиада
соблюдению правил
формирование
Соревнование по Формирование навыков
культуры здоровья,
GPSориентирования на
безопасность
ориентированию местности при помощи
жизнедеятельност
офлайн-карты
и)
MAPSME
Экскурсия к
Формирование
скалам Блины
активного здорового
образа жизни
Викторина,
Привлечение внимания
Общеинтеллектуа
посвященная
к сохранению видового
льное
Международному многообразия и
направление:
(популяризация
Дню птиц
численности птиц
научных знаний,
15 мая – единый Формирование
проектная
фенологический наблюдательности
деятельность)
день
«Безопасный
Формирование навыков
Профилактика
интернет»
ответственного и
правонарушений,
онлайнбезопасного поведения
социальноолимпиада
в сети интернет
опасных явлений

Ноябрь
2023
Февраль
2024
Март 2024

Апрель
2024

Май 2024
Декабрь
2023

8. Список литературы
1. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические
основы организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.:
И. В. Жижина, И. В. Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
– 88 с.
2. Чернухин О. А. Экологическое воспитание школьников в условиях
реализации образовательных стандартов второго поколения. Учебнометодическое пособие. – Новосибирск, 2012. – 80 с.

18

9. Приложения
Оценочные материалы
Входной контроль
Выбери один правильный ответ
1. Что относится к живой природе?
а) гора;
б) ручей;
в) снег;
г) микробы.
2. Какого царства живой природы не существует?
а) животные;
б) цветы;
в) бактерии;
г) грибы.
3. Как называется наука, изучающая живую природу?
а) астрономия;
б) биология;
в) экология;
г) филология.
4. Какое растение является культурным?
а) крапива;
б) одуванчик;
в) лебеда;
г) петрушка.
5. Что изучает экология?
а) связи между организмами и окружающей средой;
б) дом человека;
в) живую природу;
г) окружающий мир.
6. Что является окружающей средой для лягушки?
а) сосна, Солнце, воздух;
б) водоём, насекомые, Солнце;
в) луг, планктон, вода;
г) океан, планктон, вода.
7. Как ты можешь помочь природе в охране лесов?
а) бороться с лесорубами;
б) уничтожать гусениц;
в) не ходить в лес;
г) беречь книги.
19

8. Как называется малочисленное коренное население Северного Урала?
а) манси;
б) марийцы;
в) чуваши;
г) буряты.
Ключ

1-г

2-б

3-б

4-г

5-а

6-б

7-г

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень
Промежуточный контроль
Выбери один правильный ответ
1. Что относится к живой природе?
а) гора;
б) ручей;
в) снег;
г) микробы.
2. Какого царства живой природы не существует?
а) животные;
б) цветы;
в) бактерии;
г) грибы.
3. Как называется наука, изучающая живую природу?
а) астрономия;
б) биология;
в) экология;
г) филология.
4. Какое растение является культурным?
а) крапива;
б) одуванчик;
в) лебеда;
г) петрушка.
5. Что изучает экология?
а) связи между организмами и окружающей средой;
б) дом человека;
в) живую природу;
г) окружающий мир.
6. Что является окружающей средой для лягушки?
20

8-а

а) сосна, Солнце, воздух;
б) водоём, насекомые, Солнце;
в) луг, планктон, вода;
г) океан, планктон, вода.
7. Как ты можешь помочь природе в охране лесов?
а) бороться с лесорубами;
б) уничтожать гусениц;
в) не ходить в лес;
г) беречь книги.
8. Как называется малочисленное коренное население Северного Урала?
а) манси;
б) марийцы;
в) чуваши;
г) буряты.
Ключ

1-г

2-б

3-б

4-г

5-а

6-б

7-г

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень
Итоговый контроль
Выбери один правильный ответ
1. Какое свойство воды указано неверно?
а) прозрачна;
б) не имеет запаха;
в) бесцветна;
г) солёная на вкус.
2. Что происходит с водой при охлаждении?
а) ничего;
б) сжимается;
в) расширяется;
г) мутнеет.
3. Что растения получают из почвы?
а) крахмал;
б) воду;
в) сахар;
г) углекислый газ.
4. Что необходимое для питания растений даёт им свет?
а) кислород;
б) крахмал;
21

8-а

в) воду;
г) энергию.
5. Кого больше в лесу?
а) орехов;
б) мышей;
в) сов;
г) волков.
6. Кто в пищевой цепи напрямую связан с кедровой сосной?
а) волк;
б) бурундук;
в) сова;
г) гадюка.
7. В основании экологической пирамиды находятся:
а) насекомые;
б) хищники;
в) растительноядные;
г) растения.
8. Как называется высшая точка города?
а) гора Голая;
б) гора Липовая;
в) Май-гора;
г) скалы Блины.
Ключ

1-г

2-б

3-б

4-г

5-а

6-б

7-г

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень

22

8-а


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».