Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Спутник на 4 часа 2023-2024

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического
совета
от «_26_»_июня_ 2023 г.
Протокол № _5__

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И
ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК", 1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ №_164-д
«_26_»__июня_ 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«Спутник»
2023-2024 учебный год
Возраст обучающихся 8 -11 лет
Срок реализации –1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы: сетевая
Тип программы: модифицированная
Автор:
Мыцких Марина Александровна,
педагог дополнительного образования
высшей категории

Карпинск
2023

Содержание

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка
2 Комплекс организационно-педагогических условий.
Учебный план.

3

3. Содержание изучаемой программы
4. Формы аттестации

7

5. Оценочные материалы

8

6. Методические материалы

11

7. Обеспечение программы

12

5. Рабочая программа воспитания,

13

6. План воспитательной работы

13

7. Список литературы

14

8. Приложение

15
17
18

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Федеральный уровень:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №27З-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ № 273).
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее — Федеральный
приоритетный проект).
Приказ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Минобрнауки России от 09.012014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Региональный уровень:
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№ 503
ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей на территории Свердловской области».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области».
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАУ ДО СТиЭ «Конжак» от 21.12.2022 г.
Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
Согласно Закону № 273-ФЗ образовательные программы:
 могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого
взаимодействия (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);

 могут осуществляться на основе использования различных образовательных
технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст.
13, п. 2; гл. 2, ст. 16);
 могут использовать форму организации образовательной деятельности,
основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов» (ФЗ № 273, гл.2, ст. 13, п. 3);
 с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной форме (ФЗ
№ 273, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4).
Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей
проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ
строятся на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
-модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
Программа будет реализована с использованием:
-сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ №
273, гл. 2, ст. 13,
п. 1; гл. 2, ст. 15);
-различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного
обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы - туристско-краеведческая;
новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; отличительные
особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы от уже существующих образовательных программ .
Новизна заключается в сочетании форм туристской и краеведческой
деятельности, изучению окружающего мира, способствует разностороннему развитию
личности ребенка, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков
самостоятельной деятельности, инициативности, изучению своего края и воспитывает
патриота своей Родины, своего края.
Актуальность: программа отражает туристко-краеведческое направление, что
позволяет более широко использовать педагогические мотивации, приемы и методы
для раскрытия туристской мотивации у обучающихся, успешного овладения
обучающимися туристическими навыками, позволяющими замечать особенности
природы, географических карт и туристского снаряжения, а также для создания
коллектива единомышленников, способного к слаженному взаимодействию в походе
или экскурсии.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её
реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые
направлены на разрешение проблем взаимоотношений ребёнка с туризмом,
краеведением, осознанием их взаимосвязей.
Реализация программы позволяет применить теоретические знания на практике.
Ребенку предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические
навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной социальной активности,
преодоления препятствий и обеспечения безопасности, что в конечном итоге и
определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного
средства обучения и воспитания детей.

Отличительные особенности программы в том, что в ее основе лежит
природоведение и основы туризма. Обучающиеся имеют возможность познакомиться с
многообразием минералов, животного и растительного мира, объектами небосвода,
предметами снаряжения. Обучающиеся будут постоянно совершенствовать свои
физические способности, получать опыт и навыки ориентирования, использования
туристского снаряжения.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Цель программы: формирование первых понятий о туризме, повышение
познавательной активности, краеведческих навыков; воспитание ответственности за
сохранность своего здоровья, формирование патриотических чувств к малой родине.
 личностные задачи - формировать навыки безопасного поведения и бережного
отношения к природе и истории родного края, развитие таких качеств как
настойчивость, смелость и решительность, терпеливость, волевые качества, ставшие
чертами личности туриста. Повысить познавательную активность, краеведческие
навыки; воспитать ответственность за сохранность своего здоровья, сформировать
патриотические чувства к малой родине;
 образовательные задачи - стимулировать интерес к знакомству с природными
и культурными объектами родного края, привлечь внимание к исследовательской
деятельности; Приобретать знания в области туризма, топографии, физической
культуры, обучится естественным видам физических упражнений. Узнать виды
туристского снаряжения и оборудования.

метапредметные задачи - поддержать позитивную мотивацию к участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного
дня,
волонтерских
акциях,
совершенствование познавательной, творческой и общественной активности у детей,
вырабатывать навыки поисково–исследовательской работы.
 Развивать умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов
своей деятельности, умения понимать и принимать учебную задачу, планировать
способы ее достижения, способствовать умению думать, исследовать, общаться,
взаимодействовать, умению доводить дело до конца и т.д.
 Способствовать умению организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками, приобщить обучающихся к
общечеловеческим ценностям.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Спутник» 2023-2024 уч. год.
Год обучения/
срок освоения

1 год обучения

Режим занятий/
продолжительность

2/45 мин.

Количество
часов в неделю

4

Количество
учебных
недель

37

Итого часов
в год

148

Формы обучения:
Форма организации занятия–групповая, фронтальная, индивидуальная. Формы
проведения занятия – беседа, учебно-тренировочное занятие, соревнование,
практическое занятие, конкурс, викторина, опрос, экскурсия, презентация.
Планируемые результаты.
По окончанию обучения обучающиеся будут знать природные и культурные
объекты родного края, азы туризма, предметы и виды снаряжения, уметь собирать
рюкзак в поход, знать стороны света и азы топографии, познакомятся с
топографической картой, осознавать свою ответственность за сохранение своего

здоровья, природы, будут применять безопасное поведение в поездках и походах. У
обучающихся сформируется осознанное бережное отношение к природе. На экскурсиях
и в походах у детей укрепится физическое и психическое здоровье, участие в играх,
конкурсах и викторинах, волонтёрских акциях повысит познавательную, творческую,
общественную активность детей.
- личностные результаты - готовность обучающихся к саморазвитию,
сформированность у них таких качеств как настойчивость, смелость и решительность,
терпеливость, волевые качества. Положительное отношение к систематическим
занятиям туризмом, познанию новых районов для путешествий;
Обучающиеся будут принимать активное участие в обучении и познавательной
деятельности.
- образовательные результаты - приобретение умений и навыков в работе с
туристским снаряжением; приобретение специальных знаний по окружающему миру и
применение их на практике;
Возникновение
интереса к знакомству с
природными и культурными объектами родного края, привлечь внимание к
исследовательской деятельности;
Приобретение знания в области туризма,
топографии.
- метапредметные результаты - поддержание позитивной мотивации к участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного
дня,
волонтерских
акциях,
совершенствование познавательной, творческой и общественной активности у детей,
вырабатывание навыков поисково–исследовательской работы.
Развитие умения осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности, умения понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее
достижения, умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, умения
доводить дело до конца и т.д.
Способствование умению организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками, приобщать обучающихся к
общечеловеческим ценностям.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план

п/п
1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.

Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Спутник»
2023-2024 учебный год
Количество часов
Формы текущего контроля
Название раздела
Практ
Всего
Теория
ика
Фронтальный опрос
6
2
4
Творческая работа, входящая
1 Введение в туризм
анкета «Туристенок».
Промежуточный тест
«Окружающий мир»,
36
8
28
Окружающий Мир
наблюдение, опрос,
обсуждение презентаций,
фильмов, игра
Ориентирование и
Игра с топознаками
24
6
18
топография
«Путник», топографический
диктант, наблюдение, опрос
Викторина «Почемучка»,
30
14
16
Дорога для нас
наблюдение, игра, тест
Тест, наблюдение, игра,
22
6
16
Туристское снаряжение
обсуждение
Соревнования в объединении
«Туристская полоса
30
10
20
Путь здоровья
препятствий», тест
итоговый«Спутник»
ИТОГО:

148

46

102

По программе «Спутник» одного года обучения предусмотрены
практикоориентированные формы:
Формы
Походы ПВД
Соревнования
Занятий на местности
Практические занятия
Экскурсии
Иные

Кол-во
1
2
12
20
6
-

часов
8
6
24
40
24
-

3. Содержание изучаемой программы
Раздел 1. «Введение в туризм»
Теория: Цель и задачи работы объединения. Знакомство обучающихся с планом
работы на учебный год. Определение туризма, краеведения, экологии, их значение в
становлении личности школьника. Виды туризма, сезоны путешествий, особенности
снаряжения. Проведение инструктажей по технике противопожарной и электрической
безопасности, меры предосторожности во время проведения массовых мероприятий,
экскурсий, походов, прогулок. Действия обучающихся во время пожара в здании.
Практика:
Правила пожарной, электрической безопасности, поведения в помещении, на
практических занятиях, экскурсиях. Тренировочное учение по действиям во время
пожара в здании. Просмотр презентации. Входящее анкетирование «Туристенок»
Экскурсии
«Мой Урал-моя история». Посещение Краеведческого музея
Раздел 2. «Окружающий мир»
Теория: Окружающий мир - все, что рядом. Окружающий нас мир природы:
жизнь животных, соседство растений. Замечательные свойства воздуха, воды, земли.
Какие источники воды бывают в природе? Какой на ощупь воздух? Свойства и
температура воздуха зимой и летом. От чего зависит погода? Смотрим на планету
Земля, третью планету от Солнца. История изображений планеты Земля – история
возникновения карты местности. Как изображали сушу и океан на древних картах.
Разнообразие минералов – полезных ископаемых. Какие сходства и различия в
минералах наблюдаем и почему? Что таят в себе минералы. Камни, их разнообразные
формы, размеры, цвета и красота, свойства и твердость. Полезные ископаемые.
Красоты Уральской «Малахитовой шкатулки».
Небосвод: что можно увидеть днем и ночью? Небосвод в дневное время: что
укажет дорогу днем? Ночное небо: секреты небосвода в ночное время для
ориентирования на местности. Луна и звезды. Созвездия Медведиц, Орион, Полярная
Звезда. Какие созвездия нам укажут путь? Форма и цвет облаков. О чем говорит форма
облака? Прогноз погоды на неделю. Почему идет дождь и дует ветер.
Знакомимся с флорой Урала. Распознавание деревьев своей местности по
листьям, веткам, стволам, хвое. Знакомство с гербарием. Ель, ёлка и сосна, их
различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист,
цветок, плод с семенами.
Какие звери, рыбы, птицы живут на Урале? Знакомство с разнообразием животных,
рыб, птиц Урала, их образом жизни, окрасом. Разнообразие следов местных зверей и
птиц на снегу, их определение.
Красная Книга Свердловской области – охрана животных, птиц, рыб.
Сезонные изменения в поле, лесу, реке, озере, горах. Характеристики и названия
изменяющихся объектов, окружающих нас в природе: растительность, рельеф, водные
объекты.
Ядовитые растения и грибы Урала. Как избежать отравления растениями и
грибами. Опасные животные: змеи и волки, медведи. Меры осторожности при
посещении леса.
Практика:
Знакомство с хвойными и лиственными деревьями, растениями в парке.
Знакомство с техникой и самостоятельное составление гербария.
Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений?
Определение, распознавание хвои, листьев различных деревьев.
Знакомство с картой звездного неба.
Конкурс рисунков «Око»
Игра «Телескоп». Просмотр изображений с ядовитыми растениями, пресмыкающимися
и опасными животными.
Тест «Мир вокруг нас».

Тест промежуточный «Окружающий мир».
Экскурсии:
ООПТ «Старые Культуры Кедра»;
Комсомольский парк;
Раздел 3. «Ориентирование и топография»
Теория: Что такое ориентирование? Помощники в изучении топографии и
ориентирования. Горизонт. Основные стороны света, знакомство с компасом и
определение их по компасу.
Значение карт для туристов. Разнообразие географических карт. Расстояния на
местности: сколько шагов в метре? Как измерять расстояние на глаз? Группы
топографических знаков: рельеф, гидрография, растительность, искусственные
сооружения, внемасштабные топографические знаки.
Изучаем рельеф: гора, холм, овраг, склон, скала, хребет, сопка и т.д. Знакомство с
элементами рельефа в районе города. Способы изображения рельефа на картах и
схемах спортивных, географических и топографических.
Элементы гидрографии: река, родники, ручей, болото, озеро. Знакомство с
водными объектами в районе города. Обозначение водных объектов на картах
топографических, на спортивных картах. Куда текут реки, где и как образуются болота
и озера?
Разнообразие водных объектов на Урале. Чем они примечательны? Чем
различаются знаки водных объектов? Изображение растительности на картах,
знакомство с окружающей растительностью. Что обозначено на карте: лес или
кустарник? Сезонные изменения растительности.
Отличия в изображениях
растительности на карте и реальности. Виды деревьев, произрастающих в районе
Северного Урала. Искусственные
сооружения
на
карте.
Назначение
топографических знаков «искусственные сооружения», их характеристика, цвет. Виды
искусственных сооружений: дома, башни, мосты, карьеры. Масштабные и
внемасштабные топографические знаки. Поиск знаков на карте, определение и
сравнение их на местности.
Практика:
Изучение рельефа, гидрографии, искусственных сооружений на карте.
Знакомство с топографическими знаками, их запоминание и рисование.
Знакомство и изучение карт различного масштаба и назначения.
Знакомство с внемасштабными топографическими знаками на карте и местности.
Знакомство с элементами рельефа, гидрографии, растительности, искусственных
сооружений на местности.
Соревнования «Старт»
Игра с топознаками «Путник».
Экскурсии:
К Водонапорной башне
Раздел 4. «Дорога для нас»
Теория: Изображение нашей страны на карте Мира. Знаменитые места мира:
знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран: Пизанская
Башня в Италии, здание Оперы в Сиднее .
Столица Урала, город милионник - Екатеринбург. История образования города
Екатеринбурга и Свердловской области. Место рождения и написания произведений
Уральского писателя Д.Н.Мамина - Висим. Школа, дом, Музей писателя в Висиме.
Описание местности, поселений, устоев жизни героев произведений. Дом Д.Н.
Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге, Висиме, произведения автора «Аленушкины
сказки», «Медведко», «Приёмыш». Сказы Бажова – Сказы из детства. Дом Сказителя в
Екатеринбурге, на улице Чапаева,11, усадьба в Камышлове. Знакомство с героями,
обычаями народностей, проживающих на Урале, описанием местности, где происходят

действия в Сказах. Творчество П.П. Бажова: сказы «Серебряное копытце», «Голубая
змейка», «Малахитовая шкатулка».
Достопримечательности родного Карпинска, история образования города. Долгая
дорога из Богословска в Карпинск. Памятники природы Урала. Знакомство с историей
нашего города и поселков. Кытлымское среднегорье - жемчужина Северного Урала.
Вершины Кытлымского среднегорья и маршруты к ним, марафон «Конжак». Легенды
про родники, реки и горы нашего района.
Куда пойдем мы с рюкзаком? С чего и как начинается подготовка в поход,
проводится путешествие. Подготовка к экскурсии. Планирование передвижения в
путешествии: пешком, в автомобиле, автобусе, поезде, катере, самолете. Составляем
отчет о путешествии, экскурсии, собираем материал для заметок, предметы для
коллекций, фото и видео для презентации. Экскурсионные объекты родного города
Карпинска. Места отдыха горожан, истории зданий нашего города. Истории улиц
нашего города.
Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании
окружающего мира.
Практика:
Знакомство с музеем и со сказами Бажова П.П.
Знакомство с музеем и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка
Конкурс рисунков « Любимый уголок»». Викторина «Почемучка»
Экскурсии:
Экскурсия «Родник здоровья»;
Раздел 5. « Туристское снаряжение»
Теория: Снаряжение туриста, его части и назначение. Знакомство с походным
снаряжением, предметами для обучения.
Список снаряжения для похода, экскурсии. Что берем мы в рюкзачок? Разнообразие и
назначение предметов походного обихода. Как обращаться со снаряжением в походе.
Обучение безопасному обращению с личными вещами, снаряжением, поведению в
группе в походе, на экскурсии. Личное и групповое снаряжение в походе и на
экскурсии. Какой рюкзак выбрать для похода выходного дня, экскурсии? Правила
размещения предметов в рюкзаке. Типы палаток, спальных мешков. Какая одежда и
обувь нужны для похода и экскурсии? Как зависит походная одежда и обувь от погоды,
сезона, места путешествия. Летняя верхняя одежда: виды курток, анорак, накидки от
дождя. Как подготовить личное снаряжение для похода. Списки личного снаряжения и
«нужных» вещей. Групповое снаряжение команды. Костровое снаряжение, походная
посуда. Режущие предметы в походе: топор, пила, нож
в походе, приемы
транспортирования и хранения. Ремнабор в путешествии, его состав и назначение
предметов. Знакомство с ремнабором для летнего путешествия.
Секреты нужных вещей: фонарь, перчатки рабочие, веревочки, спички, часы, нож: их
функции и хранение. Сохранение жизни и здоровья в путешествиях. Знакомство с
походной аптечкой. Условия хранения и транспортировки аптечки в походе и на
экскурсии. Знакомство с наполнением аптечки. Приемы оказания помощи в походе,
транспортировки пострадавшего. Приемы укладки рюкзака, сбора носилок. Установка
палатки и укладка спальных мешков в палатке.
Практика:
Знакомство с вещами личными и групповыми для похода.
Знакомство с видами палаток и спальными мешками.
Знакомство с костровым снаряжением зимним и летним.
Работа с изображениями снаряжения, вещей для похода.
Игра «Собираем рюкзачок».
Знакомство с ремнабором, его предметами, их назначением и походной аптечкой.
Экскурсии:
На берег реки Турья

Раздел 6. «Путь здоровья»
Теория: Знакомство с физической нагрузкой маленького туриста. Правила
техники безопасности на занятиях, при работе со снаряжением. Физические
упражнения по развитию ловкости, выносливости, балансирования, подъема тяжестей,
переносу «пострадавшего». Упражнения на снарядах «Кочки», «Туристская полоса
препятствий», «Ромб». Упражнения «Правильного дыхания» при физических
нагрузках: беге, переносу и подъеме рюкзака, ходьбе. Упражнения для совершения
пеших занятий на местности. Приемы преодоления расстояний с грузом по
горизонтальной поверхности, спуск с горки и подъем в горку. Упражнения на
местности: бег, пеший ход, подъем и спуск группой и в одиночку.
Использование снаряжения для тренировочных занятий на местности с грузом.
Подведение итогов работы объединения.
Практика:
Физические упражнения, бег, пеший ход, удержание равновесия, работа со
снаряжением.
Физические упражнения на полосе препятствий.
Физические упражнения на снарядах «Кочки», «Ромб», «Туристская полоса
препятствий»
Приемы пешего хода группой по горизонтальной поверхности, в лесу, спуск с горки и
подъем в горку.
Итоговое анкетирование «Спутник».
Соревнования «Туристская полоса препятствий»
Поход Выходного Дня на берег реки Турья.

Календарный учебный график программы (Приложение 1)
4. Формы аттестации
Контроль освоения программы проводится в конце первого и второго полугодия.
Диагностика умений и навыков сформированности предметных умений в начале, конце
и середине учебного года.
Для проведения теоретической части контроля знаний, умений и навыков
используются различные формы организации: конкурсы, диктанты, тестирование
обучающихся по материалам программы объединения, индивидуальные творческие
задания.
Практическая часть знаний, умений и навыков оценивается по результатам
соревнований, походов, творческой и исследовательской деятельности, участие в
городских, региональных и всероссийских конкурсах туристско - краеведческой и
естественнонаучной направленности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический
материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, дневник наблюдений, журнал
посещаемости, материал анкетирования и тестирования, протокол соревнований, фото,
отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат) и другие.
 Входной контроль проводится с обучающимися в начале учебного года: анкета
«Туристенок».
 В середине учебного года проводится промежуточная аттестация: тест
«Окружающий мир»
 В конце учебного года – проведение итоговой аттестации: соревнования в
объединении «Туристская полоса препятствий», тест «Спутник»

5. Оценочные материалы
Цель: формирование первых понятий о туризме, повышение познавательной
активности, краеведческих навыков; воспитание ответственности за сохранность своего
здоровья, формирование патриотических чувств к малой родине.
Задачи
Форма контроля
Планируемый
Цель проведения
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
личностные,
Беседа, опрос,
Определен уровень
Получить
образовательные,
тестирование,
развития детей и их
первичную
метапредметные
анкетирование
способности
информацию о
ребенке
Промежуточный контроль
Дата: январь - февраль
личностные,
соревнования,
Определен уровень
Определить степень
образовательные, ПВД, конкурсы,
получения
усвоения
метапредметные
игры, творческие
обучающимися
обучающимися
задания, выставки, знания по темам,
знаний по программе
и т. д.
разделам программы
Итоговый контроль
Дата: май
личностные,
соревнования,
Определен уровень
Оценить качество
образовательные, конкурсы
сформированности
усвоения
метапредметные
интереса к
обучающимся
туристскосодержания
краеведческой
дополнительной
деятельности
программы
Текущий контроль
игра\наблюдение
Сформирована
Определение
личностные:
Формирование
культура общения и степени усвоения
культуры общения
поведения в социуме обучающимися
и поведения в
учебного материала.
социуме.
Определение
готовности детей к
образовательные: тест\ поход
Обучающийся
Способствовать
восприятию нового
освоил знания по
освоению знаний
материала.
темам программы
по темам
Повышение
программы
ответственности и
(уточнить по
заинтересованности
темам).
воспитанников в
метапредметные: тест\ соревнования, У обучающегося
обучении.
Развитие
экскурсия
развит
Подбор наиболее
познавательного
познавательный
эффективных
интереса к природе,
интерес к природе,
методов и средств
животному миру и
животному миру и
обучения.
др.
др.

Таблица оценочных материалов в объединении «Спутник»
Учебный год
Год
Форма
Оценочные материалы
обучения
входящий
Анкетирование «Туристенок»
2023-2024

1 год

промежуточный
итоговый

ПВД, тест «Окружающий мир»
Соревнования в объединении,
тест «Спутник»

6. Методические материалы
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе,
тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Разделы
1.
Введение в туризм
2.
Окружающий мир

3.

Ориентирование и
топография

4.
Дорога для нас

5.
Туристское снаряжение

6.
Путь здоровья

Методическое обеспечение
«Как были открыты Уральские горы», карты, схемы,
атлас «Свердловская и Пермская область»,
презентация «Жёлтое Лето», входящая анкета
«Туристенок»
Изображения животных, растений, явлений природы,
карточки , иллюстрации, презентация «Ноябрь»,
фильмы ВВС «Живая Планета», карта Звездного
неба, предметы, Игра «Телескоп»,
Карты, схемы, топознаки,
компас,
игра
с
топознаками «Путник», презентация «Мартовская
прогулка»,
плакаты,
иллюстрации,
книги
«Занимательная топонимика», «Топография для
всех», тест промежуточный «Окружающий мир».
Презентация «Интересное путешествие»,
изображения природных и культурных памятников
города Карпинска, Урала, России, мира. Викторина
«Угадай – ка», карты, атлас, книга «Малахитовая
шкатулка», «Байкальской тропой», плакат
«Памятные места Карпинска», викторина
«Почемучка»
Карточки с изображениями различного туристского
снаряжения для похода, Карточки «Специальное
снаряжение для зимних и летних походов».
Туристское личное и групповое снаряжение –
иллюстрации, книга «Тем, кто идет по тайге», Игра
«Собираем рюкзачок»
Плакаты «Преодоление склона», методическое
пособие «Туристская полоса препятствий» автор
Мыцких М.А. итоговый тест «Спутник»

7. Обеспечение программы
Помещение
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий
и в соответствии с санитарными нормами.
Учебные пособия
 «Как были открыты Уральские горы» Архипова Н.П.:П, Союз, 1991;
 «Занимательная топонимика» Захарова И.О., М.;Веды;1999;
 «Тем, кто идет по тайге..» Исаков В.В. ;1987,
Дидактические материалы
 Условные знаки для спортивных карт
 Условные знаки для физических карт
 Тест «Спортивное ориентирование» Моргунова Т.В. М.;1998;
 Тест «Угадай-ка», «Собери карту», «Рельеф»

 Наглядные пособия (карты разных масштабов и тематики, плакаты)
Учебно-методические плакаты
 Туристские узлы
 Туристские карты различных масштабов
Мира, Свердловской области, Алтая, Пермского Края, Кытлымского
среднегорья, Северного Урала, Карпинского района;
 Карты Свердловской области 1: 500000 м, 1: 1000000 м, Атласы
Свердловской области и Пермского Края, 2009, Екб. «Азимут»
Масштаб: 1:100 000 м , плакаты с картами Свердловской и Тюменской
областей
 Преодоление склона;
 Карта Звездного неба
 Климат
Фото и видеоматериалы
Презентации: «Желтое Лето», «Ноябрь», Фотовыставка «Алтай 2017»
Фильм «Мартовская прогулка», ВВС «Живая Планета»
Снаряжение и оборудование
 Аптечка походная
 глобус
 «кочки» 8-10 шт
 «ромб»
 Ремнабор походный
 Снаряжение для похода, практических занятий
- веревка 10 диам, 30 м.,
- жумар, карабины – 4 шт
- печка туристская
- шатер зимний
- палатка летняя «Памир 4»
- рюкзаки «Лось» 15 шт
- коврик туристический 15 ш
- тенты 2 шт
- котлы 2 шт
- компасы 7 шт
- курвиметр
- планшетки
- веревка и жерди для вязки носилок

8. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ СПУТНИК
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Основания для разработки воспитательного плана работы:




Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

Цель воспитательной работы – воспитание личности и создание условий для
активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения и
самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном,
культурном, физическом и нравственном развитии.
Основные задачи воспитательной работы:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного
образования;
 Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного
образования детей и обучающейся молодежи;
 Приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям
и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:









Гражданско-патриотическое воспитание: формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации,
к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным
героям и культурным представлениям российского народа.
Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о
морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство,
любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании
характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в
поведении.
Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.
Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, представления
о
трудовой
деятельности;
выявляет
творческие
способности
и
профессиональные направления обучающихся.

9. Календарный план воспитательной работы объединения «Спутник»
№п/п Мероприятие

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Беседа о правилах дорожного движения
Виртуальная Ночь искусств в музее
День осенних именинников
Фотоконкурс «Уральская красота»
Групповой просмотр фильма о ВОВ
Родительское собрание
Групповой просмотр мультфильмов.
1 декабря « День борьбы со
СПИДом»(беседа)
Квест в Краеведческом музее «История
родного края»
Конкурс рисунков «Лучше гор могут
быть только горы…»
Новогодний Огонек
Экскурсия в Комсомольский парк
Экологический час
( посвящен Дню заповедников)
Квест в Краеведческом музее «Природа
Карпинска»
Встречи с интересными людьми
«Патриоты Карпинска»
Экскурсия в военную часть п. Кытлым
Этнокультура уральских народов в
Краеведческом музее.
День зимних именинников
Экскурсия в парк ДКУ
Празднование Масленицы. Конкурс
рисунков «Самовар».
Экскурсия на предприятия города
День здоровья. Мини соревнования.
Антитеррор. Беседа
Участие в акции «Георгиевская
ленточка»
Родительское собрание
День весенних именинников
День летнего именинника

Сроки
проведения
сентябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь-февраль
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
апрель
апрель
май
май
май
август

Примечание,
отметка о
выполнении

10. Список литературы
1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. - М: Физкультура и спорт, 1983.
3. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография, - М: Профиздат, 1985.
4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
5. Архипова Н. П., Ястребов Е. В. «Как были открыты Уральские горы» П.:Союз, 1991.
6. Бажов П.П. Сказы «Малахитовая шкатулка»- М: Просвещение, 1983.
7. Бардин К. В. Азбука туризма. - М: Просвещение, 1981.
8. Берман А. Е. Юный турист. - М: ФиС, 1977.
9. Власов А. А. Турист - М: Физкультура и спорт, 1974.
10.Гонопольский В. И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М: ФиС, 1987.
11. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
12. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. - М: ЦДЮТур МО РФ,
1997.
13. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сб. № 1 - М: ЦРИБ “Турист”, 1991
14. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сб. № 2 - М: ЦРИБ “Турист”, 1994
15. Куприна Л. Е. Азбука туриста-эколога. - М: ЦРИБ “Турист”, 1991.
16. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. - М: ЦДЮТур
МО РФ, 1997.
17. Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки» - М: Просвещение, 1993
18. Основы безопасности в пешем походе. - М: ЦРИБ “Турист”, 1983.
19. Остапец А. А. В походе юные. - М: Просвещение, 1978.
20. Остапец А. А. На маршруте туристы-следопыты. - М: Просвещение, 1987.
21. Плешаков А.В. Окружающий мир, учебник 2-4 класс.
22. Рыжавский Г. А. Биваки. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
23. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению
(Составитель Ю. С. Константинов) - М: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
24. Ткачев Г. С. Методические рекомендации по организации и проведению туристских
походов. - Брянск, ЦДЮТ, 2000.
25. Туристско-краеведческая деятельность учащихся. Методические рекомендации. М: ЦДЭТС МП РСФСР, 1982.
26. Уховский Ф. С. Уроки ориентирования. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
27. Шибаев А. С. Переправа. Программированные задания. - М: ЦДЮТур МО РФ,
1996.
28. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. - М: ФиС, 1972.
29. Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма. - М: ЦРИБ “Турист”,
1992.
30. Энциклопедия туриста. - М: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Приложение 2

11. Оценочные материалы
Входное анкетирование «Туристенок»
ФИО__________________________________________
1. Почему Вы решили посещать занятия?
Подчеркните правильный для Вас ответ
1. по необходимости;
2. по желанию;
3. от скуки или интереса;
4. другое (напишите)
2. Хотите ли Вы участвовать в
соревнованиях?
Подчеркните правильный для Вас ответ
1. да;
2. нет;
3. не знаю;
4. другое (напишите)
3. Какую подготовку Вам необходимо
пройти для участия в походе?
(перечислите)
4. Каким видом туризма Вы бы хотели
заниматься?
Подчеркните выбранный Вами ответ
1. пешеходным;
2. водным;
3. альпинизм;
4. скалолазание;
5. спелео;
6. конным;
7. другие (напишите)
5. Какую помощь Вы можете оказать
человеку, попавшему в трудную
жизненную ситуацию?
1.моральную (сочувствие, соучастие, советы и т.д.);
2.медицинскую (первую медицинскую помощь);
3.иную (напишите)
6. Что для Вас означает выражение:
«Я – Патриот России»?
Допишите фразу
Я – патриот России – это значит, что …….
7. Каким видом спорта Вы занимаетесь, или
занимались, или хотите заниматься?
(да или нет)
Занимаюсь –
Занимался (ась) –
Хочу заниматься –
Тест «Окружающий мир»
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай –
согласен ты с этими высказываниями или нет. Если ты согласен, поставь
положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером

этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь
в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3 или –4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»
оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе
заранее!
1. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
2. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
3. За новогодней ёлкой лучше сходить в лес и срубить, потому что там можно
выбрать самую пушистую.
4. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
5. Торговля животными, занесёнными в Красную книгу, – неплохой способ
заработать деньги.
6. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран, ведь в
нашей стране самые большие запасы воды в мире.
7. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и
зимующих птиц.
Бланк ответов
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Обработка результатов
Результаты получают путём сложения баллов. В ответах на вопросы №№ 3, 7 знак не
меняется, а в остальных ответах - знак меняется на противоположный.
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка вполне
развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и
сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоёмы, находя эти
занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберёт и накормит
брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу
от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток заботится о
животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно
ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при
этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают
другие. Примет вместе с одноклассниками участие в субботнике, но если есть
возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – собственное мнение
подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не
обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну.
Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что
делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех
животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих
брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа воспринимается
подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным,
водоёмам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и
выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с

насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим
меньшим».
Итоговое тестирование «Спутник»
ФИО________ ________________________________________________
1.Каково основное
предназначение туризма?
1. гигиеническое
2. развлекательное
3. познавательное, физкультурное
2.Какие водоемы города Вам известны?
1. река Обь
2. река Лена
3. река Госпитальная
3. В походы выходного дня допускаются дети с каким весом рюкзака?
1. 1 кг.
2. 12 кг.
3. 4 кг.
4. Какие виды туристического снаряжения Вы знаете?
1. свое
2. чужое
3. личное и групповое
5. Какие созвездия указывают на север?
1. Орион
2. Луна
3. Медведица Большая
6. Какие типы костров Вы знаете?
1. Колодец
2. Ладья
3. Медведь
7. Какое снаряжение вы возьмете с собой в ПВД?
1. рюкзак со снаряжением, едой, компасом..
2. босоножки
3. шубу
4. компьютер
5. напиши свой список.
№ Вопроса
Ответ
1 ---------- 3
2 ---------- 3
3 ---------- 3
4 ---------- 3
5 ---------- 3
6 ---------- 1
7 ---------- 1
Правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов
7 баллов (100%)– отличное усвоение программы «Спутник»
6-4 баллов (~ 70%)- удовлетворительное усвоение программы «Спутник»
3 -1 балл (~30%)- неудовлетворительное усвоение программы «Спутник»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».