23. Ябс. А.П. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я исследователь» ГОТОВА

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д «26» июня 2023 г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

«Я исследователь»
2023 г. – 2024 г.

Возраст обучающихся 10−15 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы:
Тип программы: адаптированный
Автор: Ябс Алексей Павлович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Карпинск
2023
1

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание учебного плана
4. Формы аттестации
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Обеспечение программы
8. Рабочая программа воспитания
9. Календарный план воспитательной работы
10. Список литературы
11. Приложения

2

3
5
6
8
9
10
11
12
17
18
18

1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я исследователь» (далее – Программа)
составлена и разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
− Приказ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
− Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
− Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
− Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
− Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г.
№ 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области» (с изменениями на 16 декабря 2021 года) (в
ред. Постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2021 N
891-ПП;
− Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№ 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области» (с
изменениями на 19 ноября 2021 года) (в 3 ред. Постановлений Правительства
Свердловской области от 11.03.2021 N 125-ПП, от 19.11.2021 N 815-ПП);
3

− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года) (в ред. Приказа
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.12.2021 № 1245-Д);
− Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.;
−
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от
21.12.2022.
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается
в том, что она нацелена на интеграцию в обществе детей с особыми
образовательными потребностями. Программа закладывает у детей основы
экологической культуры; способствует повышению социальной адаптации,
воспитанию доброжелательности к окружающим людям и к природе,
культуры общения, эмоциональной отзывчивости; формированию мотивов к
конструктивному взаимодействию и сотрудничеству в образовательном
пространстве учреждения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка
психического развития) наблюдаются следующие затруднения в учебной
деятельности: низкий уровень развития восприятия, внимание неустойчивое,
рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую,
память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной,
снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность программы определяется тем, что сознательно
организованное образовательное пространство, специализированные
методы обучения детей с ОВЗ позволяют активизировать и реализовать
их сохранный познавательный и личностный потенциал, а также
сгладить проявление первичного нарушения здоровья. Реализация
особых образовательных потребностей является единственным путем
преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение
здоровья, тем более что зачастую само нарушение здоровья не может
быть устранено никакими медицинскими способами.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ в том, что
4

обучение детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР),
происходит без принуждения, а образовательная деятельность строится на
интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Занятия расширяют
познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную
жизнь,
делают
доступными
элементы
творчества,
развивают
интеллектуально и эстетически, укрепляют физическое и психическое
здоровье. Через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий дети поверят в свои возможности, испытают
чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим
желание учиться.
Цель программы: формирование осознанного бережного отношения к
природе и культуре родного края, повышение познавательной и творческой
активности;
Задачи:
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду;
Образовательные: освоение доступных способов изучения природы и
общества;
Метапредметные: овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Год обучения/
срок освоения
1 год обучения

Режим занятий/
продолжительность
2/45 мин.

Количество
часов в неделю
4

Количество
учебных недель
37

Итого часов в
год
148

Возраст детей, участвующих реализации программы, 10–15 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Форма обучения – групповая.
Формы занятий: анкета, беседа, диагностический тест, игра, конкурс,
практическое занятие, презентация, экологическая акция, экскурсия.
Планируемые результаты:
Личностные: сформируется установка на безопасный, здоровый образ
жизни, а также мотивация к творческому труду;
Образовательные: обучающиеся освоят доступные способы изучения
природы и общества;
Метапредметные: обучающиеся овладеют начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
2. Учебный план
Учебный план
2023-2024 учебный год
№
Название раздела
п/п
1 Вводное занятие.
Правила пожарной
и электрической

Кол-во часов
Формы текущего контроля
Всего Теория Практика
2
1
1
Презентация
Тест
Тренировочное учение
5

безопасности.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Природа родного
края
Охрана природы

32

14

18

20

8

12

Фронтальный опрос
Творческая работа
Экологическая акция, Конкурс

Лес и его жизнь
Мы знаем, мы
умеем
Кладовая природы
Насекомые вокруг
нас
Почва и её
обитатели
Мой дом – моя
крепость
Мой город

16
2

8
1

8
1

Конкурс
Анкетирование

10

4

6

Игра

18

12

6

Конкурс, игра

16

8

8

Конкурс

14

8

6

Викторина, акция

16

4

12

Викторина, конкурс

Итоговое занятие
Итого

2

1

1

Анкетирование

148

69

79

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Количество
часов
Практические занятия
34
55
Экскурсии
12
24
3. Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Правила пожарной и электрической
безопасности.
Теория: Ознакомление обучающихся с планом работы на учебный год.
Проведение инструктажей по технике противопожарной и электрической
безопасности, меры предосторожности во время проведения массовых
мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Раздел 2. Природа родного края.
Теория: Физико-географическая характеристика Карпинского района.
Символика города. Горы на территории ГО Карпинск. Реки и озёра
Карпинского района. Животный мир тайги. Деревья и кустарники на
территории Станции туризма и экскурсий «Конжак».
Практика: Определение горных вершин на территории ГО Карпинск.
Определение растений на территории Станции туризма и экскурсий «Кожак».
Экскурсии: 1. Экскурсия в городской парк «Тропа памяти»
(Комсомольский парк – историческое место города). 2. Экскурсия в зал
6

природы городского краеведческого музея, 3. Экскурсия на Чёрное озеро, 4.
Экскурсия в п. Кытлым.
Раздел 3. Охрана природы.
Теория: Как человек изменил ландшафт городского округа. Проблема
опасных отходов на территории городского округа. Влияние бытового
мусора на природные территории. Правила ловли рыб и охоты на животных.
Исследовательская деятельность как одна из форм охраны природы. Редкие
виды животных и растений на территории ГО Карпинск.
Практика: Прогулка в лес и на привокзальную сопку с целью
закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков
наблюдательности. Как правильно утилизировать опасные отходы? Работа с
источниками информации, подбор материалов для сообщений.
Экскурсии: Экскурсия на территорию памятника природы «Старые
культуры кедра и лиственницы».
Раздел 4. Лес и его жизнь.
Теория: Растительное сообщество хвойного леса. Растительное
сообщество лиственного леса. Перелетные, оседлые и кочующие птицы леса.
Копытные животные и их кормовая база. Хищники и их добыча.
Практика: Определение растений и животных леса. Участие в конкурсе
экологической направленности. Просмотр и обсуждение фильма «5 лесных
заповедей».
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Анкетирование. Викторина.
Раздел 6. Кладовая природы.
Теория: Хозяйственное использование даров природы (орех, ягоды,
береста и прочее). Ремёсла, связанные с природным материалом (предметы и
поделки из дерева, камня и другого материала).
Практика: Сбор природного материала и изготовление простейших
поделок.
Экскурсии: Экскурсия в зал природы городского краеведческого музея.
Раздел 7. Насекомые вокруг нас.
Теория: Насекомые и их роль в природе. Колониальные насекомые:
муравьи, осы, шмели. Пчёлы – первые одомашненные животные. Продукция
пчеловодства и её применение. Стадии развития бабочки от яйца до имаго.
Практика: Как устроена колония муравьев? Зачем шмели прокалывают
листья растений? Определение видов бабочек. Конкурс рисунков «Моё
любимое насекомое».

7

8. Почва и её обитатели
Теория: Как образуется почва. Подземные обитатели (норные
животные, черви, личинки насекомых). Роль почвы для дачного и сельского
хозяйства. Истощение и отравление почвы: причины и профилактика.
Практика: Определение состава почвы на примере грунтового среза на
берегу Турьи. Как беречь почву? Определение почвенных животных.
Экскурсии: Глина и песок – основной природный строительный
материал (левый берег реки Турьи).
Раздел 9. Мой дом – моя крепость.
Теория: Коммуникации (водопровод, канализация, электричество) и их
назначение. Правила совместного общежития в многоквартирном доме.
Содержание общедомового имущества в чистоте и рабочем состоянии.
Практика: Как дом связан с остальным миром? Какие опасности могут
возникнуть на детской площадке?
Экскурсии: «Самолет и корабль в нашем дворе». Экскурсия на
водозаборную станцию и очистные сооружения.
Раздел 10. Мой город.
Теория: Исторические личности, связанные с городом. Звание
«Почетный гражданин ГО Карпинск». Памятные места города, связанные с
историей страны. Гора Голая как смотровая площадка. Введенский собор как
центр общественной жизни Богословска.
Практика: Викторина по краеведению.
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая, 2. Прогулка к Введенскому
собору, 3. Прогулка к церкви Казанской иконы Божией Матери. 4. Зал
развития города в краеведческом музее.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Анкетирование «Выявление уровня сформированности
экологической культуры обучающихся».
4. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в сентябре (Приложение 1)
Промежуточная аттестация проводится в декабре (Приложение 2);
Итоговая аттестация проводится в мае (Приложение 3).
Для проведения текущего контроля в течение учебного года
используются
различные
формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов: аналитический материал, грамота, готовая
работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио,
8

перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство
(сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по
результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих
отчётах и иных мероприятиях различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, опроса, выполнения творческих
заданий, участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
5. Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль.
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе
в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль.
Цель - повышение познавательной и творческой активности
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен
Получение
Образовательные
Тестирование уровень развития информации об
Метапредметные
детей и их
уровне развития
способности
ребенка
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование, Обучающимися
Определение
Образовательные
походы, игры, получены знания степени усвоения
Метапредметные
конкурсы,
по темам,
обучающимися
творческие
разделам
знаний по
задания
программы
программе
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование, У обучающихся Оценка качества
Образовательные
конкурсы,
сформировано
усвоения
Метапредметные
викторина,
осознанное
обучающимися
творческие
бережное
содержания
задания
отношение к
программы по
природе
итогам учебного
года
9

Текущий контроль
Личностные:
Наблюдение
формирование
навыков
безопасного
поведения в
природе, бережного
отношения к
природе и истории
родного края;
Образовательные:
знакомство с
природными и
культурными
объектами родного
края;

Викторина
Наблюдение

Метапредметные:
формирование
позитивной
мотивации к
участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских
акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности у детей.

Акция
Конкурс
Поход
Экскурсия

В течение учебного года
У обучающихся Определение
сформированы
степени усвоения
навыки
обучающимися
безопасного
учебного
поведения в
материала.
природе,
Определение
бережного
готовности детей к
отношения к
восприятию нового
природе и
материала.
истории родного Повышение
края
ответственности и
заинтересованност
Обучающиеся
и
проявляют
воспитанников в
интерес к
обучении.
знакомству с
Выявление
природными и
детей, отстающих и
культурными
опережающих
объектами
обучение. Подбор
родного края
наиболее
Обучающиеся
эффективных
желают
методов и средств
участвовать в
обучения.
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного дня,
волонтерских
акциях, у них
высока
познавательная,
творческая и
общественная
активность

Учебный Год
Форма
год
обучения
20231 год
входной
2024
промежуточный
итоговый
10

Оценочные материалы
Анкета «Мой уровень развития
экологического сознания»
Тест «Я узнал много нового о
природе»
Тест «Я умею беречь природу»

Разделы
1

Природа родного края

2

Охрана природы

3

Лес и его жизнь

4
5
6
7
8
9

Мы знаем, мы умеем
Кладовая природы
Насекомые вокруг нас
Почва и её обитатели
Мой дом – моя крепость
Мой город

6. Методические материалы
Методическое обеспечение
Презентации: Экскурсия на Скалы Блины, Растения на
территории Станции
Фильмы: Горы – наше достояние, Княспинский кордон с
высоты птичьего полёта, Скалы Блины
Презентации: Опасные отходы, Редкие виды растений и
животных
Фильмы: Как мусор уничтожил мир, Переосмысливая
прогресс – экономика будущего, Свинка Пеппа.
Переработка, Страна Ози Бу. Спасем природу!, Фиксики.
Бумага, Фиксики. Батарейки,
Презентации: Редкие грибы
Фильмы: Сообщество леса, Сообщество луга, Анимация
роста дерева
Тест «Я узнал много нового о природе»
Фильм «Народные промыслы»
Презентации: Мир бабочек, Полезные насекомые
Презентации: Почвообразование
Презентации: Коммуникации в доме
Презентации: Быткомбинат Кристалл, История появления
Карпинска, Красный горняк

7. Обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
обучающихся, шкафы для хранения учебных и наглядных пособий.
Специальные условия обучения:
Кадры, владеющие
педагогическими
технологиями,
учебные
пособия,
дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, которые позволяют детям
с ОВЗ усваивать образовательную программу.
Учебные пособия:
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск, 1984.
2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Очерки истории
открытия
и
изучения
природы
Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
1. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала:
Справочник-определитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007. – 128 с.
2. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во. 1985. – 160 с.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание
через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – 2-е изд. – М. :
Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
4. Мухин В. А., Котиранта Х., Ушакова Н. В., Ширяев А. Г., Фролов И. В. Грибы
Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург: Издательство «Сократ»,
2007. – 200с.
5. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области.
– Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
6. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как объекты
экологического туризма / авторы-составители Новопашин С. А., Захарова И. Ю. –
Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2006. – 160 с.
11

7. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 222 с.
8. Ябс А. П. Памятник природы «Старые культуры кедра». – Карпинск, 2014. – 26 с.
9. Ябс А. П. Методики определения таксационных показателей древостоя и
жизненной устойчивости деревьев. Эстетическая оценка дерева. – Карпинск, 2016. – 8 с.
10. Янцер О. В. Методы полевых исследований гидрологических объектов. –
Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 32 с.
Наглядные материалы:
11. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
12. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987 (испр. и доп.
в 2015 г.)
13. Карта города Карпинска. – 1 : 10 000. – Екатеринбург: ФГУП «Уралаэрогеодезия»,
2010 (испр. и доп. в 2016 г.)
14. Плакаты
Дидактические материалы:
18. Раздаточный материал (бланки тестов, анкет)
Снаряжение и оборудование:
Рулетка 10 м (1 шт.), планшет (2 шт.), мерная лента (1 шт.), канцелярские товары.
Электронные образовательные ресурсы:
19. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/
20. Всероссийский онлайн-урок http://берегиводу.рф/
21. Карпинский краеведческий музей http://karpinskmuseum.ru/
Прочее:
22. Шляева Г.К, Ябс А.П. Программы экскурсий к горе Липовой, к скалам Блины, на
Большое Княспинское озеро, по реке Какве, в посёлок Кытлым.

8. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной
работы
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г.
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В. В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить,
акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».
Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует
личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде» (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

12

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 №
678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического
наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа.
Духовно–нравственное
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях
этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов
России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др.
народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие
здоровому образу жизни.
13

Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к
творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение
14

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
15

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
16

деятельность)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

9. Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направления
воспитательной работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)
Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)
Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)
Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)
Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Мероприятие

Задачи работы по данному
направлению

Сроки
проведения

«Сдай батарейку –
сохрани природу!»
экологическая акция
Географический
диктант, экодиктант

Формирование бережного
отношения к окружающей среде,
природным ресурсам

сентябрь –
октябрь
2023

Экскурсия в
Введенский собор
Новогоднее
мероприятие
«Безопасные дороги»
онлайн-олимпиада
Соревнование по GPSориентированию

Экскурсия к скалам
Блины
Викторина,
посвященная
Международному Дню
птиц
15 мая – единый
фенологический день
«Безопасный
интернет»
онлайн-олимпиада

17

Воспитание уважительного
отношения к религиозным
традициям и ценностям,
к государственным праздникам

Январь 2024

Формирование ответственного
отношения к соблюдению правил
Формирование навыков
ориентирования на местности
при помощи офлайн-карты
MAPSME
Формирование активного
здорового образа жизни
Привлечение внимания к
сохранению видового
многообразия и численности
птиц
Формирование
наблюдательности
Формирование навыков
ответственного и безопасного
поведения в сети интернет

Ноябрь 2023
Февраль
2024

Март 2024
Апрель 2024

Май 2024
Декабрь
2023

9.

Список литературы

1. Огоновская И. С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по
организации и содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся
(социально-гуманитарное направление) / Серия «СОКРАТ: Социум. Образование.
Краеведение. Россиеведение. Архив. Технологии» / под ред. И. С. Огоновской. Вып. 1. –
Екатеринбург: Сократ, 2008. – 104 с.
2. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы
организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.: И. В. Жижина, И. В.
Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 88 с.
3. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами
адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного образования.
Методическое пособие. / Автор-составитель Б.А. Прусс. Отв. за выпуск И.Н. Шинкаренко
– Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», 2018. – 44 с.
4. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е. В. Кулакова, Е. И. Адамян,
Е. Б. Колосова; отв. за выпуск М. А. Симонова – Москва : РУДН, 2019. – 40 с.
10. Приложения
Входной контроль
Анкета «Мой уровень развития экологического сознания»
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай –
согласен ты с этими высказываниями или нет. Если ты согласен, поставь
положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого
высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке
отрицательную оценку (-1, -2, -3 или –4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»
оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе
заранее!
1. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
2. За новогодней ёлкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую
пушистую.
3. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
4. Торговля животными, занесёнными в Красную книгу, – неплохой способ
заработать деньги.
5. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
6. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в
школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
7. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и
зимующих птиц.
18

Бланк ответов
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

Обработка результатов
Результаты получают путём сложения баллов. В ответах на вопросы №№ 3, 7 знак не
меняется, а в остальных ответах - знак меняется на противоположный.
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка вполне развитое
экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым
животным; он готов убирать лес и чистить водоёмы, находя эти занятия увлекательными и
важными лично для себя. И уж точно подберёт и накормит брошенного щенка, не забудет
полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности
ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток заботится о
животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему.
Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не
зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет
вместе с одноклассниками участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то
он ею, скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – собственное мнение
подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не
обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну.
Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает.
И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит
на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа воспринимается
подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоёмам
продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для
себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой
относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».

Промежуточный контроль
Тест «Я узнал много нового о природе»
Выбери один правильный ответ
1. Какое растение не произрастает на территории Станции туризма и экскурсий
«Конжак»?
а) пихта;
б) лиственница;
в) черемуха;
г) яблоня.
2. Какая река не протекает по территории городского округа Карпинск?
а) Турья;
б) Каква;
в) Лобва;
г) Сосьва.
3. Какая птица является оседлой?
а) деревенская ласточка;
б) скворец;
в) снегирь;
г) белая трясогузка.
19

4. Какой элемент отсутствует в гербе городского округа Карпинск?
а) синий орёл;
б) чёрно-золотой камень;
в) скрещенные кирки;
г) шишки кедра.
5. В какое море впадает после долгого путешествия река Турья?
а) Карское;
б) Лаптевых;
в) Балтийское;
г) Чёрное.
6. Какой народ населял Северный Урал до прихода русских?
а) татары;
б) манси;
в) марийцы;
г) чуваши.
7. Какое животное не относится к копытным?
а) лось;
б) кабан;
в) северный олень;
г) бобр.
8. Как правильно утилизировать отработавшие свой срок батарейки?
а) закопать в почву;
б) поместить в контейнер для твёрдых коммунальных отходов;
в) поместить в контейнер для опасных отходов;
г) бросить в ведро для мусора.
Ключ

1-а

2-г

3-в

4-г

5-а

6-б

7-б

8-в

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень

Итоговый контроль
Тест «Я умею беречь природу»
Ребята отвечают на вопросы, обводя один из вариантов ответа, затем подсчитывают
общее количество баллов. По общей сумме баллов определяется отношение к природе.
1. Ты нашел на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
A) полюбуюсь им
Б) засушу для школы
B) осторожно срежу и поставлю в воду
2. Ты нашёл гнездо с птицами, что ты сделаешь?
A) покормишь птенцов
Б) позову ребят, чтобы посмотрели
B) буду наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
A) пойду, но буду собирать очень осторожно
Б) не пойду
B) сначала расспрошу об этом педагога
20

4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты
поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
A) взял бы с собой в город, чтобы сдать
Б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился
B) закопал бы в землю
5. Как ты оцениваешь свои знания по охране природы?
A) почти все знаю и природу охраняю
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
B) я люблю природу, но мало что знаю о ней
Ключ
А
Б
В

1
1
3
5

2
3
5
1

3
5
3
1

4
3
5
1

5
1
3
5

Результаты:
5-11 баллов (высокий уровень). Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы
наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но
и умеешь ее охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.
12-18 баллов (средний уровень). Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей
помочь, но твои знания не полные, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред.
Больше читай о природе и изучай её.
19-25 баллов (низкий уровень). Ты, наверное, любишь природу, но пока мало знаешь о
ней. Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений и животных.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».