Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» ГО Карпинск Свердловская область Рассмотрена на заседании методического совета от «22» ноября 2022г. Протокол № 4 Методическая разработка «История развития детского туризма в России» Составил: Бобылева И.О. педагог дополнительного образования первая квалификационная категория 2022 Данная разработка предназначена для педагогов, занимающихся начальным этапом подготовки обучающихся на занятиях. Дана информация по закреплению темы: «История развития туризма в России». Цель: познакомить обучающихся с историей развития детского туризма. Возраст участников: 12-15 лет. Перечень используемого оборудования: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, ручки, бумага. Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования. С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в «Уставе народных училищ» и в «Школьном Уставе» с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников. С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Позже начинают проводиться прогулки с новой целью гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания. В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий. Первый - ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями. Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы). В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам. Министерство Просвещения способствовало развитию школьных образовательных экскурсий благодаря изданию специальных нормативных документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр с указанием, что следует обратить особое внимание на прогулки. Школам было предписано, что «прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей». В 1900 году следующий циркуляр отменял летние каникулярные работы и взамен рекомендовал образовательные прогулки и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися. В 1895 году создается Русский туринг-клуб - первая туристская организация в России. В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу. Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научнопознавательную направленность, выделяется школьное движение. На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся. В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р. Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России. Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Р.Р. Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. шло создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы. «Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином» - таков был лейтмотив этих программ. После смерти Р.Р. Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные, одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы. Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учебных дней в течение года. В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность. По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационнометодические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе. В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы. В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь «Артек». С 1924-25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Программы и указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край, вести работу по охране природы, чтобы «...привить питомцам школы полезные навыки в этом государственном деле». В 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму - журнал «Турист». В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение. Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году принимается постановление, в котором отмечалось, что экскурсионнотуристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий. После принятия в 1927 году Постановления «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость. На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в развитии детского туризма преобладали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий. В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и принимается решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ. Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский. В это время рассматривался туризм как один из видов учебновоспитательной работы. «Туризм и экскурсии, преследуя, прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца». Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры. Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране. Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьников, привития туристских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы. В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало инструктивное письмо «Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ», регламентирующее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей туристских групп. Отделам образования рекомендовано разрабатывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы, во всех школах выделить из числа учителей - организаторов этой работы в школах. В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников. Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы. К 1957 году во всех территориях России были созданы детские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристскокраеведческую работу на новый, более высокий уровень. К концу 60-х годов в детском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма. В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР. По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР, которая проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой. Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы была сформирована крупная материальная база для развития детского туризма. В период с 1970 года по 1992 год, до начала разрушения социалистической системы в стране, детский туризм имел наиболее высокие темпы развития. В 1970-1972 годах была проведена Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Мое отечество», которая посвящалась 50-летию образования СССР и 50-летию пионерской организации. Целью экспедиции являлось изучение родного края. В походах по родному краю приняло участие 16 миллионов детей. В 1971 году были проведены первые Всероссийские соревнования на кубок РСФСР по туризму среди школьников. В эти же годы среди туристов зародились соревнования по спортивному ориентированию. В 1970 году Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС создана Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения. Она в 1973-1975 годах объявила первый этап Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР». В экспедиции в целом по России были задействованы 10 миллионов школьников. Детские маршруты были приурочены к 30-летию победы над фашистской Германией и носили военно-патриотический характер. На местах боев становились обелиски, собирались трофеи и экспонаты для музеев, информация о войне. Второй этап Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР» проводился в 1975 по 1977 год и был посвящен 24 съезду КПСС и 60-летию Октября. В нем принимали участие 356 экспедиционных отрядов, 8 860 000 человек. В этот период особенно интенсивно развивается кружковая работа в школах. Большое внимание уделено подготовке кадров для детского туризма. При станциях юных туристов создаются школы инструкторов и маршрутноквалификационные комиссии Расширяются направления работы с детьми: музейное; этнографическое; военно-патриотическое; краеведческое; экологическое. Окрепла и материальная база детского туризма. В России построено 59 детских турбаз круглогодичного действия и 151 турбаза летнего временного использования. На них было обслужено 174 тысячи детей. В туристскокраеведческих объединениях учреждений дополнительного образования Российской Федерации в 1997 году обучалось 156 тыс. детей. Всего таких объединений было 10 741. В этих объединениях работали туристские кружки, секции и клубы. В период перестройки и разгосударствления экономики страны развитие детского туризма резко пошло на убыль. Основные причины: политическая и межнациональная нестабильность, распад государства, потеря традиционных зон отдыха и путешествий, дороговизна во всем, отсутствие гарантии безопасности детей. К 2000 году распад детского туризма прекратился, и положение стабилизировалось. Но все же туризм выжил, благодаря бюджетному финансированию, и постепенно стал наращивать темпы своего развития. В период реформ в РФ произошел коренной перелом в сфере детского оздоровления, отдыха и туризма. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Издательство РГУ, Р.-н.-Д., 1988 г., 192с. 2. Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск, 1999 г., С. 193-237. 3. Соколова М. В. История туризма. - М.: "Академия", 2006. - 351 с. 1 Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск, 1999 г., С. 213. 4. Соколова М. В. История туризма. - М.: "Академия", 2006. c. 245. 5. Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск, 1999 г., С. 218. 6. Интернет-источники.