история развития туризма

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» ГО Карпинск Свердловская область

Рассмотрена на заседании
методического совета
от «22» ноября 2022г.
Протокол № 4

Методическая разработка
«История развития детского туризма в России»

Составил:
Бобылева И.О.
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория

2022

Данная разработка предназначена для педагогов, занимающихся
начальным этапом подготовки обучающихся на занятиях.
Дана информация по закреплению темы:
«История развития туризма в России».
Цель: познакомить обучающихся с историей развития детского
туризма.
Возраст участников: 12-15 лет.
Перечень используемого оборудования: ноутбук, мультимедийный
проектор, экран, ручки, бумага.
Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII
века и связаны со становлением в России системы образования.
С введением в программы учебных заведений
курсов по естествознанию появляются
первые образовательные прогулки на
природу, о целесообразности которых
высказывались передовые русские педагоги.
Серьезное значение принципа наглядности и
предметности в системе обучения находит
отражение уже в «Уставе народных училищ»
и в «Школьном Уставе» с указаниями о
проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с
посещением мануфактур, мастерских ремесленников.
С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают
организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные
экскурсии. Позже начинают проводиться прогулки с новой целью гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия
для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись
и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в
основу которых был положен
экскурсионный метод познания.
В конце XIX века складываются
два
вида
путешествий
и
экскурсий. Первый - ставивший
цели по изучению географии,
геологии, ботаники и других
естественных наук, появляются
также первые технические и
производственные экскурсии.
Другой вид - это дальние
учебные
путешествия
для
ознакомления с культурными и
историческими достопримечательностями.
Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются
путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).
В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в
их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной
экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в

Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась
информация по туризму и экскурсионным вопросам.
Министерство
Просвещения
способствовало
развитию
школьных
образовательных экскурсий благодаря изданию специальных нормативных
документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр с указанием, что
следует обратить особое внимание на прогулки. Школам было предписано,
что «прогулками следует воспользоваться для географии, естественной
истории и других учебных целей». В 1900 году следующий циркуляр
отменял летние каникулярные работы и взамен рекомендовал
образовательные прогулки и путешествия.
Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися.
В 1895 году создается Русский туринг-клуб - первая туристская организация
в России. В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество,
которое
помимо
проведения
научно-исследовательской
работы
организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу.
Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества,
организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научнопознавательную направленность, выделяется школьное движение.
На основании опыта работы Кавказского
горного общества его председатель - Рудольф
Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу,
что для того, чтобы туризм, экскурсии,
исследования гор нашли сотни увлеченных
последователей, нужно начинать с молодого
поколения, с учащихся.
В начале XX века путешествия и экскурсии
для учащихся становятся одним из элементов
обучения, применяемых педагогами училищ,
высших
учебных
заведений.
Школа
оказывается в центре развития экскурсионного
туризма. В этот период наибольшую
активность в развитии детского туризма
проявляет Р.Р. Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были
организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в
которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России.
Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и
начинания Р.Р. Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались
и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания
гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских
города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. шло создание
общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы.
«Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять
себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти
достойным гражданином» - таков был лейтмотив этих программ.
После смерти Р.Р. Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не
прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии

превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика
экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия
уже различаются по продолжительности (местные, одно-двухдневные и
дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор
сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до
Крыма и Кавказа и от
Урала до стран Европы.
Еще
до
революции
школьные
программы
рекомендовали
для
каждого
класса
разрабатывать планы и
программы экскурсий,
которые
следовало
проводить в учебные
часы.
Для
дальних
экскурсий
рекомендовалось
выделить
несколько
полных учебных дней в
течение года.
В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и
замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После
революции 1917 года
экскурсионный метод, как
более образный, понятный
и доступный, вводят в
практику учебных занятий
школ. Экскурсии
приобретают
политическую и
агитационную
направленность. По
распоряжению Народного
Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения
в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий,
которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую
станцию Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационнометодические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма
появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и
массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со
школьниками начинается организация летних лагерей на природе.
В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает
особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть
Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и
голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты,

обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали
достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.
В 1922 году в
Крыму
основывается
первый крупный
детский
оздоровительный
лагерь «Артек».
С
1924-25
учебного
года
началось широкое
внедрение
краеведения
в
школьную
практику.
Программы
и
указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край,
вести работу по охране природы, чтобы «...привить питомцам школы
полезные навыки в этом государственном деле».
В 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму - журнал
«Турист». В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР
способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий.
Посещение фабрик, заводов,
крупных
строительств
включается в школьные
краеведческие
программы
как
обязательное
политехническое
просвещение.
Начинается
формирование
органов
управления
детским
туризмом.
В 1932 году
принимается постановление, в
котором отмечалось, что экскурсионнотуристская работа среди детей является одним
из наиболее актуальных и необходимых
приемов в деле максимального повышения
качества работы школы, общеобразовательной
и
политехнической
подготовки
детей,
ставилась задача каждой школе включить в
учебный план минимум проведения местных
экскурсий.
После принятия в 1927 году Постановления
«Об усилении экскурсионной работы среди
детей и подростков», в туризме появляется

новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному
туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и
детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с
применением
навыков
ориентирования
и
элементов топографии,
походного быта, умения
оказать
доврачебную
помощь, воспитывается
выносливость. На этом
этапе развития туризма в
Советском
Союзе
в
развитии
детского
туризма
преобладали
образовательные
и
воспитательные
цели,
была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий.
В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной
базы, и принимается решение о нецелесообразности дальнейшего развития
туризма в рамках самодеятельных обществ. Была создана система
организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том
числе детский.
В это время
рассматривался туризм как один из видов учебновоспитательной работы. «Туризм и экскурсии, преследуя, прежде всего
общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы
физической закалки и подготовки будущего бойца». Поэтому перед началом
Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы,
полевые военно-спортивные игры.
Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и
экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм
функционирования туристских сообществ и оптимальных методов
управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.
Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила
свою деятельность.
Дальнейшему
развитию
экскурсионно-туристской
работы с детьми помешала
Великая Отечественная война.
Перед детским туризмом встали
задачи
военно-физической
подготовки
школьников,
привития туристских навыков,
имеющих оборонное значение,
вовлечения
школьников
в
общественно полезную работу в
помощь фронту.

Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы.
В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о
восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений
В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало
инструктивное письмо «Об организации туристских походов с учащимися
семилетних и средних школ», регламентирующее порядок организации
туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей
групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные
требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей
туристских групп.
Отделам
образования
рекомендовано
разрабатывать тематику и
маршруты
походов,
экскурсий и путешествий
по
родному
краю,
организовать в школах по
окончании учебного года
такие походы и экскурсии
под
руководством
учителей
и
пионервожатых,
по
возможности с каждым
классом,
начиная
с
четвертого;
в
целях
улучшения руководства утвердить
ответственных лиц за проведение
экскурсионно-туристской работы, во всех
школах выделить из числа
учителей - организаторов этой работы в школах.
В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая
принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном
проведении экспедиций пионеров и школьников. Одновременно с массовым
патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации
летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря
и туристские базы. К 1957 году во всех территориях России были созданы
детские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристскокраеведческую работу на
новый, более высокий
уровень.
К концу 60-х годов в
детском
туризме
выделились
следующие
основные
направления
работы: молодежные и
детские лагеря отдыха,
внутрисоюзные походы и
краеведческие
экспедиции. Именно в

этот период расширяется география детского туризма. В 1969 году было
принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию
туризма и экскурсий в стране». В то же время, основной задачей детского
туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего
поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей
Родины и дружба народов СССР.

По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970
году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные
республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в
Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС)
Министерства Просвещения СССР, которая проводила ежегодно
познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы
пополняется материальная база для специализированного отдыха
школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и
пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму,
на Кавказе, под Москвой.

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский
туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников
и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом
путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный
характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до
крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. Походы и
экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в
себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой
вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы была
сформирована крупная материальная база для развития детского туризма.

В период с 1970 года по 1992 год, до начала разрушения социалистической
системы в стране, детский туризм имел наиболее высокие темпы развития. В
1970-1972 годах была проведена Всероссийская экспедиция пионеров и

школьников «Мое отечество», которая посвящалась 50-летию образования
СССР и 50-летию пионерской организации. Целью экспедиции являлось
изучение родного края. В походах по родному краю приняло участие 16
миллионов детей.
В 1971 году были проведены
первые Всероссийские
соревнования на кубок РСФСР по
туризму среди школьников. В эти
же годы среди туристов зародились
соревнования по спортивному
ориентированию.

В 1970 году Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС
создана Центральная детская экскурсионно-туристская станция
Министерства просвещения. Она в 1973-1975 годах объявила первый этап
Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР».
В экспедиции в целом по России были задействованы 10 миллионов
школьников. Детские маршруты были приурочены к 30-летию победы над
фашистской Германией и носили военно-патриотический характер. На
местах боев становились обелиски, собирались трофеи и экспонаты для
музеев, информация о войне.
Второй этап Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР» проводился в
1975 по 1977 год и был
посвящен 24 съезду КПСС и
60-летию Октября. В нем
принимали участие 356
экспедиционных отрядов, 8
860 000 человек.
В этот период особенно
интенсивно развивается
кружковая работа в школах.
Большое внимание уделено
подготовке кадров для
детского туризма. При
станциях юных туристов создаются школы инструкторов и маршрутноквалификационные комиссии

Расширяются направления работы с детьми:


музейное;



этнографическое;



военно-патриотическое;



краеведческое;



экологическое.

Окрепла и материальная база детского туризма. В России построено 59
детских турбаз круглогодичного действия и 151 турбаза летнего временного
использования. На
них было обслужено
174 тысячи детей.
В туристскокраеведческих
объединениях
учреждений
дополнительного
образования
Российской
Федерации в 1997
году обучалось 156
тыс. детей. Всего
таких объединений
было 10 741. В этих
объединениях работали туристские кружки, секции и клубы.
В период перестройки и разгосударствления экономики страны развитие
детского туризма резко пошло на убыль. Основные причины: политическая и
межнациональная нестабильность, распад государства, потеря традиционных
зон отдыха и путешествий, дороговизна во всем, отсутствие гарантии
безопасности детей.
К 2000 году распад детского туризма прекратился, и положение
стабилизировалось. Но все
же туризм выжил,
благодаря бюджетному
финансированию, и
постепенно стал
наращивать темпы своего
развития. В период реформ
в РФ произошел коренной
перелом в сфере детского
оздоровления, отдыха и
туризма.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. –
Издательство РГУ, Р.-н.-Д., 1988 г., 192с.
2.
Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск,
1999 г., С. 193-237.
3.
Соколова М. В. История туризма. - М.: "Академия", 2006. - 351 с.
1 Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск, 1999
г., С. 213.
4. Соколова М. В. История туризма. - М.: "Академия", 2006. c. 245.
5. Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск, 1999
г., С. 218.
6. Интернет-источники.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».