Отдел образования администрации городского округа Карпинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» Принята на заседании педагогического совета от « 18 » июня 2024 г. Протокол № 4 Утверждена: Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак» Н.В. Якимова Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК" DN: c=RU, st=Свердловская область, street=Малышева, дом 2, l=город Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК", 1.2.643.100.1=120D31313836363538303033353230, 1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235, 1.2.643.100.4=120A36363137303237303335, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru, givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК" Приказ № 164-д Приказ № 143-д от «18» июня 2024 г. АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ» 2024-2025 г.г. Возраст обучающихся: 13-14 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы: – базовый тип программы: адаптированная Автор-составитель: Бобылева Ирина Олеговна педагог дополнительного образования МАУ ДО СТиЭ «Конжак», первая квалификационная категория ГО Карпинск 2024 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы…………. 3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 3 1.2.Цель обучения ……………………………………………………………… 4 1.3.Задачи программы ……………………………………………………...… 4 1.4.Возраст детей ………………………………………………………………. 4 1.5.Формы обучения …………………………………………………………… 4 1.6. Формы занятий…………………………………………………………….. 4 2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..... 5 2.1. Учебный план …………………………………………………………….. 5 2.2. Содержание учебного плана ………………………………………….….. 6 2.3. Планируемые результаты…………………………………………….......... 9 2.4. Календарный график... …………………………………………………... 10 3. Условия реализации образовательной программы …………………………… 10 3.1. Материально-техническое обеспечение программы…………………… 10 3.2. Кадровое обеспечение …………………………………………………… 11 3.3. Методическое обеспечение ……………………………………………… 11 3.4. Формы аттестации ……………………………………………………….. 11 3.5. Оценочные материалы …………………………………………………… 13 4. Рабочая программа воспитания ………………………………………………...13 4.1. Основания для разработки воспитательного плана работы ................. 13 4.2. Цель рабочей программы воспитательной работы .................................. 13 4.3. Задачи воспитательной работы .................................................................. 13 4.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы.... 14 4.5. Виды и формы воспитательной деятельности ..........................................14 4.6. Планируемые результаты воспитательной работы .................................. 15 4.7. Календарный план воспитательной работы ............................................. 18 Список литературы.................................................................................................... 21 Приложения ............................................................................................................... 22 2 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-краеведы» составлена и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный уровень. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 7. Приказ Министерства науки и образования России от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Региональный уровень: 1.Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 2. Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2021 N 125-ПП, от 19.11.2021 N 815-ПП) О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области. 3.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 4. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22 декабря 2021 года N 1245-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 5.Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г. 6. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 21.12.2022 № 319-д. Актульность данной дополнительной образовательной программы в том, что она нацелена на интеграцию в обществе детей с особыми образовательными потребностями. При освоении программы происходит социализация обучающихся: развиваются коммуникативная компетенция, снижается уровень тревожности, сплачивается коллектив, в процессе приобретения основных знаний о своем крае. 3 Программа имеет туристско-краеведческую направленность. Цель обучения - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление их здоровья, социализация, формирование позитивных жизненных ценностей и уверенности в своих способностях через создание оптимальных условий для туристско-краеведческой деятельности. Задачи программы: Личностные: 1. Развивать адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимых для жизнеобеспечения, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками. 2. Воспитывать в детях духовно-нравственные качества, коллективизм, освоение стандартов культуры труда и общения. 3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 4. Развивать физические возможности: силовые качества, выносливость, координация движений и т.д. 5. Формировать сознательное и бережного отношение к окружающей среде. Образовательные: 1. Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ туристско-краеведческой деятельности. 2. Познакомить обучающихся с особенностями родного края (Урал, Свердловская область, городской округ Карпинск), его рельефом, климатом, растительным и животным миром, историей, культурой. 3. Познакомить с основными видами туризма: пешим, лыжным, горным, водным. 4. Научить пользоваться личным, групповым снаряжении, организации привалов и ночлегов походе. 5. Познакомятся с туристскими должностями в походе и будут выполнять свою обязанность в группе. 6. Будут знать о назначении и использовании топографических и спортивных карт и компаса, навигатора уметь ориентироваться на местности с их помощью. 7. Будут владеть навыками гигиены тренировки и похода и оказания первой помощи. Метапредметные: 1. Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе. 2. Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края. 3. Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой Родины, уметь выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - 13-14лет. Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 40 мин, перерыв между занятиями – 10 мин., занятие проводится 1 раз в неделю - 2 часа. Форма обучения - групповая. Формы занятий: беседа, игра, конкурс, практическое занятие, презентация, экскурсии. 4 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Учебный план Формы текущего контроля Теория Практика 1 год Всего № Год обучения п/п Наименование разделов/ Количество часов 1 Познавательная роль туризма. 2 2 0 Тест 2 Правила поведения юных туристов. Основы безопасности в природной среде. Основы безопасности на улице. 4 2 2 Опрос 2 2 0 2 2 0 4 2 2 2 0 2 Наблюдение 4 2 2 8 Личное снаряжение и уход за ним. Групповое снаряжение и уход за ним. Организация бивака и охрана природы. Питание туристской группы. 4 2 2 9 Топографическая карта. 2 2 0 10 Условные топографические знаки. Ориентирование по компасу, азимут. Ориентирование на местности. 4 2 2 4 2 2 4 2 2 13 Виды соревнований по ориентированию. 4 2 2 Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос 14 Личная гигиена туриста. 4 2 2 Наблюдение Опрос 15 Оказание первой помощи. 4 0 4 16 Родословие. 4 0 4 17 Земляки. 4 2 2 18 Культурное наследие. Экскурсии. 4 2 2 12 0 12 Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос 74 30 44 3 4 5 6 7 11 12 19 и природное Итого часов 5 Наблюдение Опрос Наблюдение Опрос Кроссворд Опрос По программе предусмотрены практико-ориентированные формы: 2024-2025 Формы Экскурсии Практические занятия Кол-во в год часов 6 18 12 36 Итого часов по практике 44 2.2. Содержание учебного плана 1. Познавательная роль туризма Отечественные мореплаватели, путешественники и исследователи. Туристы и путешественники родного края. 1.2. Правила поведения юных туристов Кодекс чести юного туриста. Девизы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», «После тебя должно стать лучше, чем было до тебя». Взаимопомощь и взаимовыручка. Готовность оказать помощь слабым и тем, кто в ней нуждается. Уважение к коллективу (группе), стремление к сплоченности. Ответственность за порученное дело. Практические занятия: Туристская прогулка в парк с целью закрепления знаний и навыков межличностных взаимоотношений, поведения в природе. 3. Основы безопасности в природной среде Необходимость выполнения требований руководителя группы; соблюдения порядка и тишины на привале и во время движения группы. Взаимопомощь и доброжелательность во взаимоотношениях в туристской группе – одно из условий безопасности. Правила поведения у водоемов и при организации купания в них. Поведение во время различных природных явлений. Правила пожарной безопасности при обращении с огнем (костром), действия при обнаружении незатушенных костров (сильного задымления) в лесу. Безопасность при сборе лекарственных растений, цветов, грибов, ягод. Соблюдение мер безопасности во время туристской прогулки (похода); опасные (ядовитые) растения и животные своего края. Требования безопасности при выполнении природоохранных мероприятий (утилизация мусора, бытовых отходов). 4. Основы безопасности в улице. Правила безопасности на улице, в своем населенном пункте; необходимость знания названий улиц, домашнего адреса, телефонов и пр. Правила безопасности при переходе улиц и дорог, при движении пешеходов в городе (населенном пункте). Правила безопасного пользования общественным транспортом и поведения в нем. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Знание телефонов аварийных служб. 5. Личное снаряжение и уход за ним Личное снаряжение юного туриста для участия в однодневном походе. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном года и погодными условиями. Предметы личной гигиены юного туриста (полотенце, мыло в футляре, зубная щетка в футляре, зубная паста и пр.). Требования к упаковке продуктов для перекуса. Упаковка рюкзака для похода (правильная, в том числе и с точки зрения гигиены, его укладка и упаковка; индивидуальная регулировка рюкзака). Практические занятия: Укладка рюкзачка для туристского однодневного похода, размещение снаряжения в 6 рюкзаке. 6. Групповое снаряжение и уход за ним Практические занятия: Костровое снаряжение (котелки,костровый тросик, саперная лопатка, топоры, пилы, рукавицы) и кухонное снаряжение (клеенка, половники, ножи, терки, мешки и пакеты для упаковки продуктов). Упаковка и распределение группового снаряжения между участниками туристской прогулки, однодневного похода. Распределение группового снаряжения, упаковка рюкзачков для совершения похода. 7. Организация бивака и охрана природы. Требования к бивакам в зимнем походе (дрова, источники воды, безопасность, эстетичность). Основные типы туристских костров. Утилизация пищевых и бытовых отходов. Практические занятия: Игра «Организация походного бивака туристской группы». Распределение и выполнение должностных обязанностей между членами туристской группы. 8. Питание туристской группы Основные продукты питания для приготовления пищи в походе. Составление меню для однодневного туристского похода с расчетом требуемых продуктов. Хранение продуктов. Распределение продуктов в туристской группе. Практические занятия: Приготовление пищи в полевых условиях на костре (при участии и при контроле взрослых: родителей, педагога). 9. Топографическая карта План местности, топографическая карта. Рельеф и его изображение. Горизонтали. Простейшие приемы зарисовки местности. Практические занятия: Чтение рельефа по карте. Работа с топографическими картами разного масштаба. 10. Условные топографические знаки Способы изображения на планах и картах различных природных и искусственных объектов и сооружений. Условные знаки. Изображение местности на спортивных картах. Практические занятия: Рисовка основных условных знаков спортивных и топографических карт. Топографический диктант, кроссворды. Сбор карты (мозаики) по образцу. 11. Ориентирование по компасу, азимут Ориентирование компаса. Правила работы с компасом. Азимут (0, 90, 180, 270 ). Определение азимута на предметы с помощью компаса. Практические занятия: Определение азимутов (0, 90, 180, 270 ) на КП, установленные в парке, в лесу на поляне. Определение азимутов на удаленные предметы во время туристской прогулки (похода). Движение по азимутам (0, 90, 180, 270). Игра «Найди клад» с использованием компаса (определения по азимутам). 12. Ориентирование на местности Ориентирование в лесу, у реки. Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности временем движения, парами шагов. Практические занятия: Ориентирование по легенде, по азимутам с использованием расстояний в парке, небольшом лесном массиве. Формирование навыка ориентирования в границах полигона (между дорог, тропинок, просек). Действия в аварийной ситуации. 13. Виды соревнований по ориентированию Правила соревнований по туристскому ориентированию. Легенды КП. Карточка для отметки на КП. Номер участника и требования к его креплению. Планшет для зимнего ориентирования. Неспортивное поведение. Преследование спортсмена на дистанции. Практические занятия: 7 Формирование навыков чтения легенды КП и перенесения ее в карточку участника. Нанесение местоположения КП на карту с образца. Прохождение маршрута по ориентированию по легенде. Понятие «ориентирование по легенде». Чтение легенды и движение по легенде в парке или лесу. 14. Личная гигиена туриста Соблюдение правил личной гигиены на туристских прогулках и в походах, при организации перекусов. Личная гигиена на привале, при организации перекуса, приготовлении пищи и ее приеме. Гигиена ног в походе. Практические занятия: Способы закаливания организма. 15. Оказание первой помощи Практические занятия: Оказание первой помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах. Требования к материалам для обработки ран и наложения повязок. Использование медикаментов и лекарственных растений. Первая помощь при переломах конечностей. Иммобилизация, транспортировка пострадавшего. Правила обработки ран и наложения повязок при укусах змей, ядовитых насекомых. 16. Родословие Практические занятия: Составление генеалогического древа своей семьи. Профессии и увлечения членов семьи, бабушек, дедушек и других ближайших родственников (династии и родословная). Составление рассказов о профессиях и работе родителей, старших братьев или сестер. 17. Земляки Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности. Народные обычаи, обряды. Фольклор. Народные промыслы. Игрушки и посуда. Практические занятия: Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, частушек. Знакомство с народными промыслами. 18. Культурное и природное наследие Достопримечательности своего родного города, охрана памятников истории, природы, культуры и архитектуры. Памятники природы родного края. Редкие и исчезающие растения и животные родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры. Растения и животный мир леса, луга, берега реки. Практические занятия: Наблюдение за поведением птиц, животных. Сбор лекарственных растений. Изготовление скворечников, кормушек. Рисунки о том, что увидели на туристской прогулке, экскурсии, в походе. Обсуждение рисунков, поделок из природных материалов и защита работ их авторами. 19.Экскурсии. «Богословск во время Гражданской войны». «Колокольные звоны». « Карпинск в годы ВОВ ». 8 2.3. Планируемые результаты: Личностные: - формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни и гигиены как в повседневной жизни, так и в условиях похода; - развитие таких качеств, как уверенность в себе, трудолюбие, терпение, способность к сопереживанию, коллективизма; - проявление чувства ответственности за состояние окружающей среды. Предметные: - Культура здорового и безопасного образа жизни: учащиеся умеют выбрать место для бивака, поставить палатку, развести костер; -умеют ориентироваться по местным предметам с помощью компаса. - приобретут знания о природе, истории, культуре родного края; - научатся говорить перед аудиторией. Метапредметные (развивающие): - участие обучающихся в играх, викторинах, конкурсах, наличие желания узнавать новое; - формирование общей культура поведения на занятиях, в походах и экскурсиях; - снижение числа фактов отклоняющегося поведения. Обучающиеся должны знать: - основные социальные функции туризма и краеведения; - основные вехи истории родного края; - правила поведения в музеях и других общественных местах; - основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни; - способы охраны природы в туристическом путешествии. Обучающиеся должны уметь: - общаться с людьми; - соблюдать правила личной гигиены; - овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками; - ориентироваться в пространстве, на местности, в своем городе; - владеть техникой перемещения на местности пешком; - владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и искусственных препятствий. Обучающиеся должны обладать следующими качествами: - инициативностью; - аккуратностью; - коммуникабельностью; - целеустремленностью; - способностью к оказанию взаимопомощи; - самостоятельностью; - исполнительностью; - способностью к взаимодействию в команде; - физической активностью; - выносливостью; - уважением к старшим, родителям; - милосердием, заботой о старших и младших; - экологической культурой; - любовью к своей малой родине; - трудолюбием. 9 2.4. Календарный график № п/п 1 Основные характеристики образовательного процесса Год обучения 2 Продолжительность занятий 45 мин 3 Количество часов в неделю 4 часа 4 Количество учебных недель 37 5 Количество часов 148 6 Начало учебного года 7 Конец учебного года 1 год 1 сентября 31 мая 3. Условия реализации образовательной программы 3.1. Материально-техническое обеспечение программы Помещение: Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения учебных и наглядных пособий, ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы. Дидактические материалы: 1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция минералов). 2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации) Снаряжение и оборудование: 1. Палатки туристские – 5 шт; 2. Спальные мешки – 15 шт; 3. Рюкзаки– 15 шт; 4. Коврики туристские – 15 шт; 5. Туристские котлы – 3 шт; 6. Пила, топор в чехлах, растяжка; 7. Походная аптечка – 1 шт; 8. Ремонтный набор – 1 шт; 9. Компас – 15 шт; 10. Комплект карт; 11. Навигатор – 2 шт; 12. Канцелярские товары. 13. Зарядное устройство на солнечных батареях – 2 шт; 14. Радиостанция – 2 шт; 15. Каска – 15 шт. 10 3.2. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, имеющий педагогическое образование и квалификационную категорию не ниже первой. 3.3. Методическое обеспечение программы 1. Атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы» (Плешаков А.А.). 2. Видеопрезентация «Карпинск в годы Великой Отечественной войны». 3. Видеопрезентация "Городской округ Карпинск". 4. Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор". 5. Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала». 6. Видеоролики о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак». 7. Игра «Туристенок». 8. Инструкции по технике безопасности, утверждённые МАУ ДО СТиЭ «Конжак». 9. Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску» 10. Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории Урала. Выпуск 71.. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — С. 20. — 128 с. 11. Плакаты по безопасности. 12. Плакаты: «Растения леса», «Растения луга», «Лекарственные растения Среднего Урала», «Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала» 13. Презентация «Лесная аптека». 14. Справочник-определитель «Деревья и кустарники Среднего Урала», 15. Столица Уральского севера. Upmonitor.ru 16. Сценарий «Экскурсия "Дорогой Походяшина". 17. Сценарий « Экскурсия «Колокольные звоны». 18. Сценарий «Экскурсия "Площади города" 19. Сценарий «Экскурсия «Тропа памяти». 20. Сценарий «Экскурсия «Шестидесятый меридиан». Гора Голая (Водонапорная башня) – Метеостанция». 21. Фильм «Природа в разное время года» 22. Фильмы: « Там, где тайга, река и скалы. Северный Урал». «Седой Урал». 23. Фотоматериалы о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак». 24. Интернет ресурсы: https://gdk-karpinsk.ekb.muzkult.ru. 25. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым. 26. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru. 3.4. Формы аттестации Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций. Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре. Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае. Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фото, отзыв 11 детей и родителей. Оценка образовательных достижений учащихся осуществляется по результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях различного уровня. Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях, активности на занятиях. Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний, низкий. Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей проводится входной контроль Для определения степени усвоения учащимися знаний по программе в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль. Для оценки качества усвоения учащимися содержания программы в конце учебного года проводится итоговый контроль. Задачи Форма контроля Входной контроль Личностные Образова- Беседа, опрос, тельные Метапредмет- тестирование. ные Промежуточный контроль Личностные Образоваигры, творчетельные Метапредмет- ские задания, тест ные Итоговый контроль Личностные Образова- тесты тельные Метапредметные Текущий контроль Личностные: Формирование навыков безопасного поведения в природе, уважительного отношения к природе, истории и культуре родного города Образовательные: Стимулирование интереса к знакомству с природными и культурными объектами родного города Метапредметные: Формирование позитивной мотивации к участию в экскурсиях, по- Наблюдение, Тест Викторина, Наблюдение Акции, Экскурсии, Тесты Планируемый результат Цель проведения Дата: сентябрь Определен уровень раз- Получение первичной вития детей и их информации о ребенке способности Дата: декабрь учащимися получены Определение степени усзнания по темам, разде- воения обучающимися лам программы знаний по программе Дата: май У учащихся сформиро- Оценка качества усвоевано уважительное отния обучающимися соношение к природе, держания программы по истории и культуре итогам учебного года родного города В течение учебного года У учащихся Определение степени сформированы навыки усвоения безопасного поведения в обучающимися учебприроде, уважительное ного материала. отношение к природе, исОпределение готовнотории и культуре родного сти детей к города восприятию нового материала. ПовышеУчащиеся проявляют инние ответственности и терес к знакомству с призаинтересованности в родными и культурными объектами родного города обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее Учащиеся участвуют в эффективных методов экскурсиях, походах выходного дня, волонтерских и средств обучения. акциях, у них высока по- 12 ходах выходного дня, волонтерских акциях, совершенствование познавательной, творческой и общественной активности знавательная и общественная активность. 3.5 Оценочные материалы Учебный год Год Форма обучения Оценочные материалы 20242025 1 год Входящий контроль Приложение 1. Тесты для обучающихся объединения «Юные туристы -краеведы». Промежуточный контроль Приложение 2. «Игра-викторина «Юный краевед» Итоговый контроль Приложение 3. Тест «Я знаю многое о родном крае» 4. Рабочая программа воспитания 4.1. Основания для разработки воспитательного плана работы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р; 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4.2. Цель рабочей программы воспитательной работы - создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. 4.3. Основные задачи воспитательной работы: Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности; Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни; 13 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания; Развитие воспитательного потенциала семьи; Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся. 4.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу жизни. Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности. Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению) 4.5. Виды и формы воспитательной деятельности (по В. А. Сластенину) № Вид и цель деятельности Познавательная Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию. Трудовая Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека. 14 Активная форма организации деятельности Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в периодической печати, экскурсии (в музей, на выставку в библиотеку и т. п.), конкурсы, турниры, олимпиады, Общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы (трудовые десанты, операции, работа «по секрету», рейд добровольцев). Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности. Ценностно-ориентировочная Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностей причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии. Художественная Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные способности. Спортивно-оздоровительная Формирует здоровый образ жизни Свободное общение Организует взаимно обогащающий досуг, когда общение освобождено от предметной цели и содержанием деятельности является общение Дискуссии. Самоанализ и взаимоанализ «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например, «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения. Концерты, художественные конкурсы, посещение театра, экскурсии в музей; фестивали, праздники Спортивные игры, состязания, олимпиады. Праздники, «Огоньки», Дни именинников, прогулки, посещение концертов, театров; встречи друзей, поездки и т. д. 4.6. Планируемые результаты воспитательной работы Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника. Приоритетные направление воспитательной работы Общекультурное (гражданскопатриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию,экологическое воспитание) Целевые ориентиры результатов воспитания Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном 15 Духовнонравственное (нравст венно-эстетическое воспитание, семейное воспитание) мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности. Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному самоограничению. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России 16 Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности) Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная деятельность) Социальное направление: (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) Профилактика правонарушений, Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, 17 социально-опасных явлений праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека. 4.7. Календарный план воспитательной работы Приоритетные Мероприятие направление воспитательной работы Общекультурное (гражданскоДень защитника патриотическое Отечества воспитание, прио бщение детей к Международный культурному женский день наследию, экологическое День Победы. Участие воспитание) в акции «Георгиевская ленточка». «Окно Победы» Духовнонравственное (нр авственноэстетическое воспитание, семейное воспитание) Участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека. Праздник «День Матери в России» 10 000 добрых дел году. Экскурсия по городу Задачи работы по данному направлению Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; Формирование у воспитанников таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, Центра творчества, семьи. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Формирование духовнонравственных качеств личности. Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и 18 Сроки проведени я Февраль 2025 Март 2025 Май 2025 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Декабрь 2024 Март 2024 Апрель 2024 милосердия. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается Родительское личность ребенка, приобщение собрание «Лето- 2025. родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения. Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения. Повышение психолого – педагогической культуры родителей. Здоровьесберега Неделя безопасности: Формирование и развитие знаний, - презентация установок, личностных ющее «Правила безопасного ориентиров и норм здорового и направление: (физическое поведения на безопасного образа жизни с целью воспитание и дорогах»; сохранения, и укрепления формирование - просмотр физического, психологического и культуры видеороликов по социального здоровья здоровья, антитеррористической обучающихся как одной из безопасность безопасности; ценностных составляющих жизнедеятельнос - беседа о пожарной личности обучающегося. ти) безопасности. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные Экскурсии и походы ситуации, определять способы выходного дня защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом. Активная практическая и Общеинтеллекту мыслительная деятельность. альное Формирование потребности к направление: (популяризация изучению, создание научных знаний, положительной эмоциональной проектная атмосферы обучения, деятельность) способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся. Формирование интереса к исследовательской и проектной деятельности, научной работе. Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся. Реализация познавательных 19 Май 2025 Сентябрь 2024 В течение года интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии. Социальное напр авление: (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) Профилактика правонарушений, социальноопасных явлений Ежегодная общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра» Единый урок информационной безопасности. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда. Формирование экологической культуры. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу. Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению. Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся. Организация мероприятий по профилактике правонарушений, табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма. 20 Апрель 2025 Октябрь 2024 Список литературы 1. Байдуков В.А. «По Уралу», "Сократ ИД", 2011, 240 с. 2. Баринова И. «География. Природа России. 8 класс». 2003. 3. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю. Путь через века: От Богословского медеплавильного до Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 4. Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Коллективная литературно – публицистическая, историко – документальная книга о Карпинске. Карпинск: Редакция газеты «Карпинский рабочий», 2006, 227 с. 5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - М. ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600 с, илл. 6. Концепция детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. ОстапецСвешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков). 7. Красная книга Свердловской области : животные, растения, грибы / Министерство природных ресурсов Свердловской области; [составители : В. Н. Большаков и другие ; редколлегия: Н. С. Корытин, кандидат биологических наук (ответственный редактор) и другие]. - Екатеринбург : Баско, 2008. - 254 с. 8. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин А.И., 2000. – М: ООО «Издательство АСТ», 2000, 135 с. 9. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе, дополненное)». – Екатеринбург: «Чароид», 2008, 471 с. 10. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург: «Чароид». 2006, 291 с. 11. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» № 10 от 24.10. 2006г 12. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» №11 от 28 ноября 2006 года. 13. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 8 февраля 2005г 14. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 25 апреля 2006 г 15. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 12 апреля 2005 г 16. Путеводитель по памятным местам Карпинска 17. Человек пришел на Урал: были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях.- Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ»,1998, 160 с. (сер. Летопись Уральских деревень») 18. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». — Карпинск, 2009. — 262 с. 19. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 20. Интернет: http://slovorus.ru/ 21. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/ 22. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/ 23. Интернет: http://wikipedia.org/wiki.ru/ 24. Интернет: http://dic.academic.ru 21 Приложение 1 Входящий контроль Фамилия, имя ______________________________________________________ 1. Дисциплина в походе - это; А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение инструкций по походу; Б) делать только то, что нравится мне; В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста. 2. За безопасность в походе в первую очередь отвечает: А) руководитель похода; Б) родители; В) милиция; Г) сами туристы. 3. Подготовка к походу нужна для того, чтобы: А) хорошо знать маршрут; Б) взять с собой необходимое количество продуктов; В) одеться по сезону; Г) сделать поход безопасным и интересным. 4. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того, чтобы: А) знать наиболее интересные места; Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности; В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть. 5. Главная цель похода: А) объединяет и сплачивает группу; Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех; В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается. 6. Наиболее удобной обувью в походе являются: А) резиновые сапоги; Б) полуботинки; В) кроссовки. 7. В походе существуют правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Назовите основные из этих правил. ______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ____________________________________________ 8. Каким образом лучше уберечь спички от сырости? __________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 9. В походе в лечебных целях и в пищу можно употреблять: А) все дикорастущие растения; Б) те, что хорошо известны; В) те, что посоветовали знакомые. 10. Главное правило сбора грибов: А) собирать все грибы, которые попадутся на глаза; 22 Б) пробовать на вкус все грибы, которые собрали; В) не собирать и не пробовать на вкус неизвестные вам грибы. 11.Назовите стороны горизонта: __________________________________________________________________________________ __________________________________________________ 12. Напротив севера находится: А) запад Б) восток В) юг 13. Сколько градусов составляет направление на север: А) 180 Б)270 В) 0 14. Какие виды снаряжения ты знаешь? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________ 15. Назови год образования нашего города Карпинска: А) 2000 год Б) 1941 год В) 1854 год 16. Кто окутал теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами девочку Настеньку из фильма «Морозко»? 17. В кого превратился Иван после заклятия старичка - боровичка? 18.Компас – это прибор… А) для определения направления ветра Б) для определения расстояния В) для определения сторон горизонта 19. Назовите топографический знак: _____________________________________________ _____________________________________________ 20. Кто такие юные туристы:______________________________________________________ __________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 23 Приложение 2. Промежуточный контроль 1.Что такое туризм? Варианты ответов отдых на берегу моря; путешествие по стране с рюкзаком; поход на гору. 2. Какой из перечисленных видов не относится к туризму? Варианты ответов авиационный; водный; пешеходный 3.Какие вещи вы возьмете в поход? Варианты ответов подушку; матрас; компас 4. Какое снаряжение относится к личному снаряжению? Варианты ответов туристическая палатка; казанок; рюкзак. 5.Для чего предназначе компас? Варианты ответов узнать время; для ориентирования на местности; для измерения масштаба карты. 6.Что такое бивак? Варианты ответов участник группы, идущий последний в походной группе; место размещения туристской группы для ночлега или отдыха; день в походе, предназначенный для отдыха и подготовки группы к дальнейшему движению по маршруту. 7. Какие предметы входят в состав ремонтного набора? Варианты ответов 24 иголка, нитка, булавки; зубная щетка. полотенце, нож; пила, молоток, пласкогубцы. 8.Разводить костер необходимо......... Варианты ответов по возможности на старом кострище; среди деревьев под нависающими ветвями; рядом с палатками 9.Какие птицы первые прилетают в марте месяце? Варианты ответов скворцы; грачи; соловьи. 10.В каких продуктах содержатся белки? Варианты ответов хлеб, крупа, картофель, мед; мясо, рыба, молоко, бобы, горох; сахар, гречка, яйцо. 11.В каких продуктах содержатся углеводы? Варианты ответов мясо, рыба, яйцо; крупа, хлеб, картофель, мед; молоко, сгущенка, горох. 25 Приложение 3. Итоговый контроль Тест «Я знаю многое о родном крае» Выбери один правильный ответ 1. Какое животное изображено на гербе Свердловской области? а) бобр; б) орёл; в) соболь; г) лось. 2. Как называется самая высокая горная вершина Свердловской области? а) Денежкин Камень; б) Конжаковский Камень; в) Серебрянский Камень; г) Эверест. 3. Какое растение тайги выше остальных? а) ольха; б) черемуха; в) яблоня; г) лиственница. 4. Какой посёлок городского округа Карпинск был ликвидирован в 2020 году? а) Кытлым; б) Каквинские Печи; в) Новая Княсьпа; г) Веселовка. 5. В каком веке были высажены кедры и лиственницы рядом со зданием Богословской больницы? а) 18; б) 19; в) 20; г) 21. 6. Какой городской округ не граничит с городским округом Карпинск? а) Ивдельский; б) Волчанский; в) Краснотурьинский; г) Новолялинский. 7. Какое растение не является редким и не внесено в Красную книгу Свердловской области? а) ирис сибирский; б) калипсо луковичная; в) пион уклоняющийся; г) гвоздика пышная. 8. Какое животное не является редким и не включено в Красную книгу Свердловской области? а) рысь; б) речная выдра; в) европейская норка; г) летяга. Ключ 1-в 2-в 3-г 4-б 5-б 6-а 7-г 8-а Результаты теста: 0-3 низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-8 высокий уровень Тест «Я узнал много нового о природе» Выбери один правильный ответ 1. Какое растение не произрастает на территории Станции туризма и экскурсий «Конжак»? 26 а) пихта; б) лиственница; в) черемуха; г) яблоня. 2. Какая река не протекает по территории городского округа Карпинск? а) Турья; б) Каква; в) Лобва; г) Сосьва. 3. Какая птица является оседлой? а) деревенская ласточка; б) скворец; в) снегирь; г) белая трясогузка. 4. Какой элемент отсутствует в гербе городского округа Карпинск? а) синий орёл; б) чёрно-золотой камень; в) скрещенные кирки; г) шишки кедра. 5. В какое море впадает после долгого путешествия река Турья? а) Карское; б) Лаптевых; в) Балтийское; г) Чёрное. 6. Какой народ населял Северный Урал до прихода русских? а) татары; б) манси; в) марийцы; г) чуваши. 7. Какое животное не относится к копытным? а) лось; б) кабан; в) северный олень; г) бобр. 8. Как правильно утилизировать отработавшие свой срок батарейки? а) закопать в почву; б) поместить в контейнер для твёрдых коммунальных отходов; в) поместить в контейнер для опасных отходов; г) бросить в ведро для мусора. Ключ 1-а 2-г 3-в 4-г 5-а 6-б 7-б 8-в Результаты теста: 0-3 низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-8 высокий уровень 27