2. Программа Мир вокруг нас Н.В. Якимова

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»
Принята на заседании
педагогического совета
от «_18_»__06__ 2024 г
Протокол № _4___

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК"
DN: c=RU, st=Свердловская область, street=Малышева, дом 2, l=город Карпинск,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.1=120D31313836363538303033353230,
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235, 1.2.643.100.4=120A36363137303237303335,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
"КОНЖАК"

Приказ №_143-д_ от «_18_»_06_ 2024_ г

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности
«Мир вокруг нас»
2024 – 2025 г.

Возраст обучающихся 11−15 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень прграммы: базовый
Статус программы: адаптированная
Автор-составитель:
Якимова Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
г. Карпинск 2024

СОДЕРЖАНИЕ
I.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы:

1.1.

Пояснительная записка (обьем, содержание)

1.2.

Планируемые результаты

II.

Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1.

.

3 стр.
6 стр.

Учебный план

8 стр.

2.2.

Содержание учебного плана

9 стр.

2.3.

Календарный учебный график

10 стр.

2.4.

Формы аттестации

11 стр.

2.5.

Оценочные материалы

12 стр.

2.6.

Методические материалы

13 стр.

2.7.

Рабочая программа воспитания

13 стр.

2.8.

Календарный план воспитательной работы

17 стр.

2.9.

Материально-техническое обеспечение

20 стр.

III.

Список литературы

21 стр.

IV.

Приложения

23 стр.

Календарный учебный график
Тест «Что я знаю о Малой родине?»
Викторина "Горы Северного Урала"
Викторина "Реки, водоёмы ГО Карпинск"
Викторина "Животные Северного Урала"
Викторина «Юные знатоки ГО Карпинск»
Тест "Краевед"

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Мир вокруг нас» (далее – Программа) составлена и разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания
в РФ на период до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными
3

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
14. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
15. Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма
и экскурсий «Конжак».
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность
 Программа даёт прикладные знания, позволяя обучающимся, познакомится с
историей родного края;
 Программа знакомит обучающихся с большим разнообразием природы
Северного Урала.
 Программа существенно расширяет кругозор учащихся предоставляя
возможность интеграции в культуру своей Родины и раскрывая материальные основы
окружающего мира.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ.
Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края. Программа
учитывает местные условия и возможности при обучении детей, используется знакомство с
местными природными объектами. Темы занятий распределены так, что на практические
занятия, экскурсии и походы выходного дня отведено 54% часов по отношению к
аудиторным занятиям, чем достигается ещё и оздоровительный эффект курса.
Адресат программы: подростки 11-15 лет.
Возрастные особенности подростков группы 11-15 лет.
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С
одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления,
дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по
отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и
множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более
разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и
взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный
период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в
которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого
копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии.
Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки,
приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой
самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми,
сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в
ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков
противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть
много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте
приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно
осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки
себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления
4

коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны,
стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание
отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет
товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками.
У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в
своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть
заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.
Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов,
который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является
психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к
психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста.
Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп
производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной
общеобразовательной школы, друзья и т.п.)
Объем и срок освоения программы
Объем программы 37 учебных часов (37 недель) в год. Программа
рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения: очная.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2
часа или объединяются в зависимости от формы занятия, в соответствии с учебным планом.
Режим занятий
1) Учебный год начинается 1 сентября (для детей первого года обучения возможно с 15
сентября).
2) Окончание учебного года в соответствие с утвержденным учебным графиком.
3) Начало занятий не ранее 8:00 ч., окончание – не позднее 20:00 ч.
4) Продолжительность занятий для учащихся старше 7 лет – 45 минут, перерыв между
занятиями – не менее 5 минут.
5) В объём нагрузки входят теоретические, практические и учебно-тренировочные занятия,
участие в соревнованиях, конкурсах и других физкультурно-спортивных и культурномассовых мероприятиях.
Комплектование объединений на новый учебный год производится с 1 мая до 15
сентября.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа будет реализована с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ № 273,
гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
- различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного
обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации
программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной
организации.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая, с использованием дистанционных технологий.
5

Перечень видов занятий: беседа, лекция, викторина, поход, экскурсия, защита
творческого проекта в рамках конференции.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения.
Цель программы: формирование у учащихся уважительного отношения к природе,
истории и культуре родного города.
Задачи программы:
Личностные «Формирование навыков безопасного поведения в природе, бережного
отношения к природе и истории родного города».
Образовательные «Стимулирование интереса к знакомству с природными и
культурными объектами родного города».
Метапредметные «Формирование позитивной мотивации к участию в экскурсиях,
походах выходного дня, совершенствование познавательной, творческой и общественной
активности».
1.2.
Планируемые результаты
Планируемые результаты. По окончании обучения дети будут знать взаимосвязи
между природой и человеком. У них сформируются навыки безопасного поведения в
природе, бережного отношения к природе и истории города. Они научатся описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории города.
Личностные:
1. Воспитывать
социальную
активность
обучающихся, патриотизм и экологическую
культуру.
2. Развивать коммуникативные и личностные
качества
обучающихся
в
процессе
формирования
коллектива
единомышленников – туристской походной
группы.
3. Воспитывать в детях лучшие духовнонравственные качества: взаимовыручку,
дружбу,
честность,
бескорыстие,
самостоятельность, отзывчивость.
4. Формировать
целеустремленность
и
настойчивость в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей.
Образовательные:
5. Способствовать развитию познавательного
интереса к краеведению, изучению основ
туристско-краеведческого мастерства.
6. Познакомить
обучающихся
с
особенностями родного края, его природой,
историей, культурой.

6

Планируемые результаты
Обучающиеся осознают что такое любовь
к родному Отечеству, его истории и
народу, к труду, к другим людям, к
природе;
Обучающиеся:
- научаться взаимодействовать при
решении задачи;
-отстаивать свою позицию;
- принимать или аргументировано
отклонять точки зрения других;
Обучающиеся будут бережно относиться к
своему здоровью и здоровью окружающих
людей; активно заниматься спортом и
физкультурой.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны:
- приобрести знания о правилах ведения
здорового образа жизни, о правилах
поведения человека в лесу, о правилах
передвижения по дорогам; о правилах
обращения с огнем; о правилах обращения
с опасными инструментами; о правилах
общения с незнакомыми людьми; об
основных нормах гигиены; о принятых в
обществе нормах отношения к природе, к
памятникам истории и культуры; о рисках
и угрозах нарушения этих норм; о
действенных способах защиты природы;
об истории и культуре родного края.

По окончании обучения дети будут знать
основные группы живого), группы
растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые), группы животных
(насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери); о
взаимосвязи между неживой и живой
природой, внутри живой природы (между
растениями
и
животными,
между
различными животными), взаимосвязи
между природой и человеком. У них
сформируются
навыки
безопасного
поведения
в
природе,
бережного
отношения к природе и истории города.
Они научатся исследовать явления
окружающего мира, выделять характерные
особенности
природных
объектов,
описывать и характеризовать факты и
события культуры, истории города.
Метапредметные
7.
Повышать привлекательность здорового
образа жизни.
8.
Осваивать основные социальные нормы,
необходимые
для
безопасной
жизнедеятельности в социальной среде и
окружающей природе
9.
Формировать потребность в активной
жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
10. Приобщать к исследованию явлений
окружающего мира, своей Малой Родины,
уметь выделять характерные особенности
природных
объектов,
описывать
и
характеризовать факты и события культуры,
истории города.
11. Способствовать развитию ключевых
компетентностей
обучающихся,
для
получения дополнительных знаний о
природе, географии, истории и культуре
родного края.

Планируемые результаты
Обучающиеся:
- приобретут опыт самообслуживания,
самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими
школьниками;
опыт управления другими людьми и
принятия на себя ответственности за
других людей;
- разовьют умение выражать свои мысли и
способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение.

Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического
наблюдения, беседы с обучающимися, наблюдений при проведении практических занятий и
соревнований, при проведении однодневного туристского похода.
Методы проверки: наблюдение, анкетирование, опрос. В процесс оценки собственных
достижений вовлекаются обучающиеся, что является концентрированным выражением
общественного мнения группы о каждом подростке.

7

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Учебный план 2024-2025
№
п/п

Название раздела

Количество часов
Всего

1

2
3

4
5
6
7

Вводное занятие.
Презентация
образовательной
программы. Правила
пожарной и
электрической
безопасности.
Природа Северного
Урала
Основание и развитие
Богословска
История города
Карпинска
Современный
Карпинск
Кытлым-поселок
золотодобычиков
Итоговое занятие
Итого

Теория

Формы текущего
контроля

Практика
Тестирование
Тренировочное учение

2

2

0

32

9

23

12

5

7

12

2

10

6

2

4

8

0

8

2

2

0

74

22

52

Беседа
Тестовый контроль
Беседа
Тестовый контроль
Беседа
Тестовый контроль
Беседа
Тестовый контроль
Игровой зачет
Беседа
Тестовый контроль

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Экскурсии
Походы выходного дня

Количество
12
3

часов
28
24

Итого 52 часа

ЭКСКУРСИИ
Природа
Северного
Урала

Основание и
развитие
Богословска

Лес и его жизнь
Горы, горные породы и минералы.
О чем говорят названия улиц.
Памятные места города. История
Богословска (люди, улицы и здания).
Максим Походяшин – основатель
заводов на Северном Урале.
Богословский горный округ.
Ресурсы (медные, железные руды,
россыпное золото), рудники и
прииски, производство.
8

1. Экскурсия в парки ГО Карпинск,
2. Экскурсия "Памятник природы
"Старые культуры кедра"
3. Экскурсия в музей "Богатство
Уральских недр"
4. Экскурсия на центральные улицы
города.

5.Экскурсия «Дорогой
Походяшина»

История
города
Карпинска

Манси – коренное население Урала.
Мансийские названия
географических объектов.

6. Экскурсия в музей МАОУ СОШ
№5. Тест «История Богословска».

Введенский собор – памятник
архитектуры. Казанская церковь и
некрополь.

7. Экскурсия к Введенскому
соборук
8. Экскурсия церкви Казанской
иконы Божией Материи

Богословское буроугольное
месторождение. История главного
производства г. Карпинска
Карпинск в годы Великой
отечественной войны.

Карпинск-сегодня, памятники и
достопримечательности, зимний сад
Современный
ГДК, площадь Славы.
Карпинск
Водонапорная башня – символ
города.

Природа
Северного Урала

Кытлым-поселок
золотодобычиков

9. Экскурсия на площадь им.
Вахрушева
10. Экскурсия «Тропа памяти» в
Комсомольском парке
11. Экскурсия «Площади города»

Походы
Деревья, кустарники и травянистые
растения леса, разнообразие
травянистых растений луга.
Уральские горы.
Водоемы, реки и озёра ГО
Карпинск
История возникновения посёлка
Кытлым.

12. Экскурсия на гору Голая

1. Поход выходного дня "Скалы
Блины"
2. Поход выходного дня на
Южный берег разреза.
3.Поход выходного дня в посёлок
Кытлым

2.2.
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Презентация образовательной программы. Правила пожарной и электрической
безопасности.
Теория: Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с планом работы на
учебный год. Проведение инструктажей по технике противопожарной и электрической
безопасности, меры предосторожности во время проведения массовых мероприятий,
походов, прогулок, экскурсий.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Раздел 2. Природа Северного Урала.
Теория: Физико-географическая характеристика Свердловской области. Лес и его
жизнь. Деревья, кустарники и травянистые растения леса, разнообразие травянистых
растений луга. Горы, горные породы и минералы. Водоемы, реки и озёра ГО Карпинск.
Животный мир.
Практика: Настольная игра «Домино манси», игра мемо «Животный мир», викторина
«Животные Северного Урала», Викторина «Реки, водоёмы ГО Карпинск», Викторина «Горы
Северного Урала»
Экскурсии:
9

1.Экскурсия в музей «Богатство Уральских недр»;
2. Экскурсия в зал природы краеведческого музея (манси);
3. Экскурсия на территорию ООПТ «Старые культуры кедра и лиственницы».
Походы выходного дня:
1. Поход выходного дня на скалы Блины;
2. Поход на Южный берег разреза.
Раздел 3. Основание и развитие Богословска.
Теория: О чем говорят названия улиц. Памятные места города. История Богословска
(люди, улицы и здания).. Максим Походяшин – основатель заводов на Северном Урале.
Богословский горный округ. Ресурсы (медные, железные руды, россыпное золото), рудники
и прииски, производство. Манси – коренное население Северного Урала. Мансийские
названия географических объектов.
Практика: Тест «История Богословска». Презентация «Виртуальная прогулка по городу
Карпинску».
Экскурсии:
1. Экскурсия по центральным улицам города
2. Экскурсия «Дорогой Походяшина».
3. Экскурсия в музей МАОУ СОШ №5
Раздел 4. История города Карпинска
Теория: Введенский собор – памятник архитектуры. Казанская церковь и некрополь.
Богословское буроугольное месторождение. Карпинск в годы Великой отечественной войны.
Практика: Викторина «Краевед».
Экскурсии:
1. Экскурсия к Введенскому собору и церкви Казанской иконы Божией Материи;
2.Площадь им. Вахрушева;
3. Экскурсия «Дорогой памяти» в Комсомольском парке.
Раздел 5. Современный Карпинск
Теория: Карпинск-сегодня, памятники и достопримечательности, зимний сад ГДК,
площадь Ленина и Славы. Водонапорная башня – символ города
Экскурсии:
1. Площадь им. Ленина, МБУ «ГДК», ул. Мира, площадь Славы.
2. Экскурсия на гору Голая.
Раздел 6. Кытлым – посёлок золотодобычиков
Теория: История возникновения посёлка Кытлым. Добыча полезных ископаемых.
Конжаковское горное кольцо.
Практика: Беседа «Что запомнил».
Поход выходного дня «Посёлок Кытлым».
Раздел 7. Итоговое занятие "Что я знаю о Карпинске?"
Практика: Викторина «Юные знатоки ГО Карпинск», тест «Краевед».
2.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет количество недель и количество учебных
продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Является
обязательным приложением к (ФЗ № 273, ст. 2, п.92; ст. 47; п.5).

10

Продолжительность учебного года в МАУ ДО СТИЭ «КОНЖАК»
Начало учебного года в МАУ ДО СТиЭ «Конжак» – 01.09.2024г.:
 для групп первого года обучения – по завершению комплектования групп, но не позднее
15.09.2024 года.
№
п/п

Основные характеристики
образовательного процесса

1

Количество учебных недель

2

Количество учебных дней

В соответствии с учебным планом

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

37

5

Недель в первом полугодии

17

6

Недель во втором полугодии

20

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

37

1 сентября
31 декабря – 9 января
в соответствии с утвержденным
производственным календарём
31 мая

Календарный учебный график программы «Мир вокруг нас», приложение 1.
2.4.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
обучающихся умений и навыков, правильности выполнения учебного задания
(справился или не справился);
 викторина;
 беседа;
 тестовый контроль;
 учебно-исследовательская конференция.
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из итоговой
аттестаций.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
материал тестирования, фотоотчёт, отзыв детей и родителей, статья и другие.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
тестирования, выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях, активности на
занятиях.

11

2.5.
Оценочные материалы
Цель – формирование у учащихся уважительного отношения к природе, истории и культуре
родного города
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестировани У обучающихся
Оценка качества
Образовательные
е
сформировано
усвоения обучающимися
Метапредметные
уважительное
содержания программы
отношение к
по итогам учебного года
природе, истории и
культуре родного
города
Текущий контроль
В течение учебного года
Личностные:
Наблюдение У обучающихся
Определение степени
Формирование навыков
сформированы
усвоения
безопасного поведения в
навыки безопасного обучающимися учебного
природе, уважительного
поведения в
материала.
отношения к природе,
природе,
Определение готовности
истории и культуре
уважительное
детей к
родного города
отношение к
природе, истории и восприятию нового
культуре родного
материала. Повышение
города
ответственности и
Образовательные:
Викторина
Обучающиеся
заинтересованности в
Стимулирование интереса Наблюдение проявляют интерес
обучении. Выявление
к знакомству с
к знакомству с
детей, отстающих и
природными и
природными и
опережающих обучение.
культурными объектами
культурными
Подбор наиболее
родного города
объектами родного
города
эффективных методов и
Метапредметные:
Экскурсия
Обучающиеся
средств обучения.
Формирование
Поход
участвуют в
позитивной мотивации к
выходного
экскурсиях, походах
участию в экскурсиях,
дня
выходного дня, у
походах выходного дня,
них высока
совершенствование
познавательная, и
познавательной,
общественная
творческой и
активность.
общественной активности
Учебный
год
20242025

Год
обуче
ния
1 год

Форма
Входящий
контроль
Промежуточный
контроль
Итоговый
контроль

Оценочные материалы
Тест «Что я знаю о Малой родине?»
Викторина "Горы Северного Урала"
Викторина "Реки, водоёмы ГО Карпинск"
Викторина "Животные Северного Урала"
Викторина «Юные знатоки ГО Карпинск»
Тест "Краевед"
12

2.6. Методические материалы
Материально – техническое обеспечение программы:
 Учебный класс
 Учебная доска
 Компьютер для педагога
 Мультимедиа
 Ученические столы и стулья
Информационное обеспечение:
 Вспомогательная литература
 Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
 Набор мультимедийных презентаций
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, экскурсовод.

1

Разделы
Вводное занятие
Цели и задачи
объединения.
Инструктаж по ОТ
и ТБ

2
Природа Северного
Урала

3

4
5
6
7

Основание и
развитие
Богословска
История города
Карпинска
Современный
Карпинск
Кытлым-поселок
золотодобычиков
Итоговое занятие

Методическое обеспечение
 Плакаты по безопасности
Инструкции по технике безопасности утверждённые МАУ
ДО СТиЭ «Конжак»
Тест «Что я знаю о Малой родине?»
Презентация «Мансийские названия географических
объектов», настольная игра «Домино манси», викторина
"Горы Северного Урала"
викторина "Реки, водоёмы ГО Карпинск"
викторина "Животные Северного Урала"
Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по
городу Карпинску», экскурсионные программы
Экскурсионные программы
Экскурсионные программы
Экскурсионные программы
Викторина «Юные знатоки ГО Карпинск»
Тест "Краевед"
2.7.Рабочая программа воспитания

Основания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в
13

Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Цель рабочей программы воспитательной работы
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно
и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Основные задачи воспитательной работы:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия
России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям
российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях
этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России,
об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов
России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу
жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой
деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии):
формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие
способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
14

Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим
народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и
государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою
российскую гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям
народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную
оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий человека,
проявляющий готовность к сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
15

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться
с людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам
сограждан.
Проявляющий
уважение
к
старшим,
к
российским
традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу
мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Обладающий
первоначальными
навыками
рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.

16

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой
и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине
мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода
деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности
каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого
выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

2.8.Календарный план воспитательной работы 2024-2025 учебный год
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, прио
бщение детей к
культурному

Мероприятие

День защитника
Отечества
Международный
женский день

Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской и
правовой направленности
личности, активной
жизненной позиции;
Формирование
у воспитанников таких
17

Сроки
проведения

Февраль
Март
Май

наследию,
экологическое
воспитание)

День Победы. Участие
в акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы».

качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и уважения
к традициям Отечества

Родительское собрание.
Духовнонравственное (нр
авственноУчастие в
эстетическое
мероприятиях,
воспитание,
посвященных Дню
семейное
пожилого человека.
воспитание)
Праздник «День
Матери в России»
10 000 добрых дел

Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества, таким,
как патриотизм,
гражданственность, семья,
здоровье, труд, искусство,
природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.
Воспитание человека,
способного к принятию
ответственных решений и к
проявлению нравственного
поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание доброты,
чуткости, сострадания, заботы
и милосердия.
Создание единой
воспитывающей среды, в
которой развивается личность
ребенка, приобщение
родителей к
целенаправленному процессу
воспитательной работы
образовательного учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
образовательного учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры
родителей.
Формирование и развитие
знаний, установок,
личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного
образа жизни с целью
сохранения, и укрепления
физического,
психологического и
социального здоровья
обучающихся.
Формирование у учащихся
сознательного и
18

Новогодний конкурс
"Турист года" для детей
достигших успехов в
естественнонаучной и
туристско краеведческой
деятельности.
Городской праздник
проводы масленицы
«Собирайся, детвора,
масленица к нам
пришла»

«Международный день
семьи»
Экскурсия «Дорогой
Походяшина»

Здоровьесберега
ющее
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельнос
ти)

Неделя безопасности:
- презентация «Правила
безопасного поведения
на дорогах»;
- просмотр
видеороликов по
антитеррористической
безопасности;
- беседа о пожарной
безопасности.
Всероссийский урок

Октябрь
Сентябрь
Ноябрь

Декабрь
Март
Апрель
Май
Июнь

Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Май, Июнь

«Экология и
энергосбережение»

Экскурсии и походы

Общеинтеллек
туальное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

Социальное нап
равление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)
Профилактика
правонаруше
ний, социальноопасных
явлений

Викторина

Единый урок «Мы –
Россияне!»,
посвященный Дню
Конституции РФ
Ежегодная
общероссийская
добровольческая акция
«Весенняя неделя
добра» (субботник)

Единый урок
информационной
безопасности.
Всероссийский урок
безопасности в сети
Интернет
Проведение занятий с
обучающимися с целью
ознакомления их с
личными правами и
обязанностями.
Беседы с элементами
дискуссии:
«Как благодарить за
помощь»
«Что такое подарок?»
«Коррупция
порождения зла!»

ответственного отношения к
личной безопасности и
безопасности окружающих,
усвоение ими знаний и умений
распознавать и оценивать
опасные ситуации, определять
способы защиты от них,
оказывать само- и
взаимопомощь.
Формирование интереса
к исследовательской и
проектной деятельности,
научной работе.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его
потребности в
самосовершенствовании,
самореализации и
саморазвитии.
Формирование экологической
культуры. Формирование
общественных мотивов
трудовой деятельности.
Воспитание личности с
активной жизненной
позицией, готовой к принятию
ответственности за свои
решения и полученный
результат.

Совершенствование правовой
культуры и правосознания
обучающихся, привитие
осознанного стремления к
правомерному поведению.
Организация работы по
предупреждению и
профилактике асоциального
поведения обучающихся.
Организация мероприятий по
профилактике
правонарушений,
табакокурения, наркомании,
токсикомании, алкоголизма.

19

2024-2025
уч.год

Февраль
Апрель

Декабрь
Апрель

Октябрь
Ноябрь

2024-2025 уч.
год

2.9.Материально-техническое обеспечение программы
Для обеспечения условий реализации программы имеется оборудованное помещение,
соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям и нормам безопасности,
оборудование, снаряжение, инвентарь, форма.
Помещение:
Для обеспечения условий реализации программы имеется оборудованное помещение,
соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям и нормам безопасности: столы и
стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения учебных и
наглядных пособий, ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы.
№ п/п Наименование
Кол-во
единиц
Рюкзаки
15 шт.
1.

2.

Колышки и стойки для палаток

Компл.

3.

Топор в чехле

1 шт.

4.

Пила двуручная в чехле

1

5.

Тросик костровый

1 шт.

6.

Тент хозяйственный

1 шт.

7.

Компл.

8.

Посуда для приготовления пищи (котлы, ножи, терка,
консервный нож и т. п.)
Рукавицы костровые (брезентовые)

9.

Секундомер электронный

2 шт.

10.

Компас жидкостный

15 шт.

11.

Аптечка медицинская в упаковке

Компл.

12.

Ремонтный набор в упаковке

Компл.

13.

Экран демонстрационный

1 шт.

14.

Карандаши цветные, чертежные

Компл.

15.

Карты топографические учебные

Компл.

16.

Карты местности

Компл.

17.

Компьютер

1 шт.

Компл.

18.

Навигатор туристический

1 шт.

19.

Зарядное устройство на солнечных батареях

1 шт.

20

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы
организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.: И. В. Жижина, И. В.
Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 88 с.
2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.
М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
3. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск, 1984.
4. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Очерки истории
открытия и изучения природы Урала. Челябинск, Южно-Уральское книжное
издательство. 1982. – 302 с.
5. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала: Справочникопределитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007. – 128 с.
6. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во. 1985. – 160 с.
7. Мухин В. А., Котиранта Х., Ушакова Н. В., Ширяев А. Г., Фролов И. В. Грибы Среднего
Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2007. – 200с.
8. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области. –
Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
9. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 222 с.
10. Байдуков В.А. «По Уралу» Научно-популярное издание.
11. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю.Путь через века: От Богословского медеплавильного до
Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург: Банк культурной информации,
2002. 88.с
12. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе, дополненное)». 2008
13. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург: «Чароид». 2006.
14. Путеводитель по памятным местам Карпинска
15. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации
отдыха детей и молодёжи. - М.: ФЦДЮТиК, 2019.
16. Чернухин О. А. Экологическое воспитание школьников в условиях реализации
образовательных стандартов второго поколения. Учебно-методическое пособие. –
Новосибирск, 2012. – 80 с.
17. Коллективная литературно – публицистическая, историко – документальная книга о
Карпинске. «Долгая дорога из Богословска в Карпинск». Редакционная коллегия. 2005г.
18. Концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.
Остапецсвешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
19. Кудинов В. Уроки ориентирования в школе. Волгоград, 2017.
20. Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермские области): Редкие
и
находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / под ред. В.Н.
Большакова и П.Л. Горчаковского. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1996.- 279 с.: ил.
21. Рыжавский Г.Я. Биваки. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.Человек пришел на Урал: были и
былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях.-Екатеринбург:
Банк культурной информации, издательство «Сократ»,1998, 160 с. (сер. Летопись
Уральских деревень»
22. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». — Карпинск,
2009. — 262 с.
23. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
24. Материалы Краеведческого городского музея.

21

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ)

1. Как правильно собрать рюкзак. [Электронный ресурс].//Выбор туриста. URL:
http://vyborturista.ru/kak-pravilno-sobrat-rjukzak
2. Вестник детско-юношеского туризма и отдыха. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://tour-vestnik.ru/normativnye-dokumenty.
3. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/
4. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/
5. Интернет: http://dic.academic.ru
6. Интернет: http://ecosystema.ru
7. Интернет: http://www. bogoslovsk.ru
8. Интернет: http://dop.edu.ru/home/53 Единый национальный портал дополнительного
образования детей
9. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru
10.Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым
11.Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org, stud.wiki›geography. География северного Урала.
Полезные ископаемые
12.nfourok.ru Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
13.Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru
14.alvolynkin.ru Животный мир Северного Урала – Мир вокруг нас
15.UralSky.info Северный Урал. Флора и фауна
16.Интернет ресурсы: Фильм «В мире животных на Северном Урале»
17.Интернет ресурсы: moy-ural.ru, vaskindom.ru, simple-fauna.ru
18.Интернет ресурсы: https://сезоны-года.рф/Северный%20Урал.html
19.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Заводчик Михаил Походяшин.
20. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Открытие угольных месторождений на
Северном Урале
21.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films
История жизни Верхотурского купца и заводчика Максима Михайловича Походяшина.
22.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Конжаковские рудники»
23.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Родословие верхотурского купца и
заводчика Максима Михайловича Походяшина (Часть 1)
24.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Андерсен из Богословска»
25.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Дело рук твоих горняк»
Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Заводчик Максим Михайлович
Походяшин»
26.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films
Фильм «История жизни Верхотурского купца и заводчика Максима Михайловича
Походяшина»
Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Странные люди»
27.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Народный доктор»

22

Приложения 1

1

Фактическая дата

Планируемая дата

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ

Туристскокраеведческ
ий

Год
обу
чен
ия
1

Родной мой край

Раздел

час
ы

Тема занятия

Вводное
занятие.
Презентация
образователь
ной
программы.
Правила
пожарной и
электрическ
ой
безопасност
и.

2

Вводное занятие.
Презентация
образовательной
программы.
Правила
пожарной и
электрической
безопасности.

Физикогеографическая
характеристика
Свердловской
области.

2

Лес и его жизнь
Природа
Северного
Урала

всег
о

те
ор
ия

Форма занятия (поход,
экскурсия, занятия на
местности, тренировка,
игра, викторина, и др.)

Горы, горные
породы и
минералы.

Форма реализации
программы (очная,
сетевая,
дистанционная*)

прак
тика
очная (в особых
случаях
дистанционно)

2

2

6

2

1

0

0

Тренировочное учение
по действиям во время
пожара. Тестирование
"Что я знаю о Малой
Родине"

1

Нахождение своей
местности на карте
России, Свердловской
области. Просмотр
фильма "Воздействия
человека на природу"

6

Экскурсия в парки ГО
Карпинск, экскурсия
"Памятник природы
"Старые культуры
кедра" для определения
типов леса по
растительному
сообществу.
Определение высоты
деревьев, высоты
прикрепления и
сомкнутости крон,
измерение длины
окружности ствола,
расстояния между
деревьями, вычисление
диаметра ствола.

32

Деревья,
кустарники и
травянистые
растения леса,
разнообразие
травянистых
растений луга.
Уральские горы.

3

Кол-во часов

очная (в особых
случаях
дистанционно)

очная (в особых
случаях
дистанционно)

очная (в особых
случаях
дистанционно)
8

4

23

2

2

6

Поход выходного дня
"Скалы Блины"

2

Экскурсия в музей
"Богатство Уральских
недр" Викторина "Горы
Северного Урала".

очная (в особых
случаях
дистанционно)

Водоемы, реки и
озёра ГО
Карпинск

4

5

Животный мир.

28

О чем говорят
названия улиц.
Памятные места
города. История
Богословска
(люди, улицы и
здания).

Основание и
развитие
Богословска

12

Максим
Походяшин –
основатель
заводов на
Северном Урале.
Богословский
горный округ.
Ресурсы
(медные,
железные руды,
россыпное
золото), рудники
и прииски,
производство.
Манси –
коренное
население Урала.
Мансийские
названия
географических
объектов.

30

Введенский
собор –
памятник
архитектуры.
Казанская
церковь и
некрополь.

История
города
Карпинска

12

Богословское
буроугольное
месторождение.
История
главного
производства г.
Карпинска
Карпинск в годы
Великой
отечественной
войны.

Современны
й Карпинск

6

Карпинсксегодня,
памятники и
достопримечател
ьности, зимний
сад ГДК,
площадь Славы.

8

4

4

2

2

2

6

Вода - источник жизни.
Викторина "Реки,
водоёмы ГО Карпинск".
Поход выходного дня
на Южный берег
разреза.

2

Игра мемо "Животный
мир". Викторина
"Животные Северного
Урала"

2

Экскурсия на
центральные улицы
города. Просмотр и
обсуждение фильма
«Виртуальная прогулка
по городу Карпинску».

очная (в особых
случаях
дистанционно)

очная (в особых
случаях
дистанционно)

очная (в особых
случаях
дистанционно)

очная (в особых
случаях
дистанционно)

4

4

4

1

2

0

3

2

4

Экскурсия «Дорогой
Походяшина»

Экскурсия в музей
МАОУ СОШ №5. Тест
«История Богословска».

Экскурсия к
Введенскому соборук и
церкви Казанской
иконы Божией Материи

очная (в особых
случаях
дистанционно)

очная (в особых
случаях
дистанционно)

очная (в особых
случаях
дистанционно)
4

4

0

2

4

2

Экскурсия на площадь
им. Вахрушева

Экскурсия «Дорогой
памяти» в
Комсомольском парке

очная (в особых
случаях
дистанционно)

очная (в особых
случаях
дистанционно)
4

24

2

2

Экскурсия «Площади
города»

Водонапорная
башня – символ
города.

32

Кытлымпоселок
золотодобыч
иков

Итоговое
занятие

8

2

74

История
возникновения
посёлка Кытлым.
Добыча
полезных
ископаемых.
Конжаковское
горное кольцо.

Итоговое занятие
"Что я знаю о
Карпинске?"

очная (в особых
случаях
дистанционно)
2

0

2

Экскурсия на гору
Голая

очная (в особых
случаях
дистанционно)
8

0

8

2

2

0

74

22

52

25

Поход выходного дня в
посёлок Кытлым

Викторина «Юные
знатоки ГО Карпинск».
Тест "Краевед"

очная (в особых
случаях
дистанционно)

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входящий контроль
Тест «Что я знаю о Малой родине?»
1. Стадное животное, в рацион которого входит около 600 видов растений и большое
количество различных лишайников. Осенью животные потребляют в большом
количестве грибы. Северный олень
2. Этот грызун хорошо лазает по деревьям. Гнёзда устраивает в дуплах. Способен к
планирующему полёту на расстояние до 50 м. Белка-летяга
3. Назовите породу деревьев, которая охраняется на склонах горы Серебрянский
Камень. Кедровая сосна (кедр)
4. Назовите пещеры на реке Какве, которые объявлены памятниками природы. Жилище
Сокола Пещера Мрака
5. О чём гласит мемориальная доска на здании карпинской школы-интерната? В этом
здании в годы ВОВ (1941 – 1945) с 01.09.1941 по 14.03.1942 г. находился
эвакуационный госпиталь № 3369
6. Назовите место в Карпинске, где был впервые установлен Вечный огонь?
Что он символизирует? Площадь имени Вахрушева. Символизирует вечную
память.
7. Назовите реку, в которую впадает река Конжаковка? Лобва
8. Назовите дату образования города Карпинска? 31 марта 1941 года
9. Как называлась первая газета Карпинска, вышедшая в 1941 году? За уголь
10. Как называлась железнодорожная станция в Карпинске, куда приходили эшелоны с
грузом? Богословск

Промежуточный контроль
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Викторина "Горы Северного Урала"
Наивысшая точка Свердловской области. Конжаковский камень (1569м).
Название вершины на которой расположились мощные известняковые гребнеобразные
скалы-останцы. Серебрянский камень
Какое название получил памятник природы в районе вершины горы Серебрянский
Камень благодаря расположению гребнеобразных скал-останцов? Серебрянский Крест
Гора находящаяся в поселке Кытлым, имеющая важное значение для России.
Косьвинский камень
Второе название вершина Южный Иов? Дюпарков Камень
В честь кого названа вершина Южный Иов? Луи-Клод Дюпарк — швейцарский
минералог, химик.
Как называется плато находящееся у подножья горы Конжаковский камень? Иовское
плато.
Как называется горная порода, добываемая на Иовском плато? Дуниты
Гора на территории ГО Карпинск имеющая в названии количество человек. Гора
Семичеловечья.
26

10. Гора Сухогорский камень имеет иное название на картах, назовите его. Казанский
камень.
Викторина "Животные Северного Урала"
1. Крупное хищное млекопитающее с короткими лапами и длинным гибким телом,
покрытым густым мехом. Обитает в лесных реках. Может находиться под водой до 2
минут. Выдра
2. Птица размером с дрозда имеет бурое оперение с белым передником. Эта верткая птичка
зимует на незамерзающих горных речках нашей области. Она быстро бегает по камням,
заметив в речке рыбку, птица вытягивает шейку, опускает отвесно вниз свой клюв и
чуть наклонившись, всем телом падает в воду, через несколько секунд она выныривает
из воды и поднимается на камень с рыбкой в клюве. Ударит рыбку о камень или о сучок
и тотчас ее заглатывает. Охотится на водных насекомых. Оляпка
3. Зверь этот небольшой, размером со среднюю собаку, но по силе ее сравнивают с
медведем. Славится своей свирепостью. Росомаха
4. Крупный зверь, его называют хозяином уральского леса? Медведь
5. Самое крупное копытное животное уральских лесов, питается травой, корой деревьев?
Лось
6. Лесная хищная кошка. Обитает в лесах Среднего Урала, а также в южных и северных
областях уральского региона. Она быстро бегает, хорошо плавает и прекрасно лазает по
деревьям. Типичный хищник, любимая еда – зайцы. Назовите хищную кошку?
7. Этого хищника, называют санитар русского леса. Что за хищник? Почему он стал
санитаром леса? Волк
8. Это маленькое животное с длинным пушистым хвостом и с пятью черными полосками на
спине называют лесным или таёжным барометром. Животное умеет предсказывать
погоду. Назовите животное и как оно оповещают лесных жителей о дожде? Бурундук
9. Дом медведя называется ….? Берлога
10. Эти животные строят на лесных реках плотины. Назовите животное? Бобер
11. Название этой птицы произошло из-за строения слуховой системы. Она теряет слух лишь
на некоторое время. Глухарь
12. Как называется жилище бобра? Хатка
13. Лесная певчая птица из семейства вьюрковых, отряда воробьинообразных. Выводит
птенцов исключительно зимой, в самые морозы. Малыши при этом прекрасно себя
чувствуют, тоже любят холодную погоду. Назовите птицу? Клёст-еловик
14. Это птичка очень любит коринку (изюм без косточек). Её голос — мягкое протяжное
“дню” или “фью-фью”; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Какая эта
птица? Снегирь
15. Какое
насекомое
может
находится
под
водой
несколько
суток?
Муравей.
16. Это насекомое исполняет «круговой» танец, если она нашла источник корма на
небольшом расстоянии. Пчела
17. Когда говорят о несбыточных желаниях , употребляют выражение « Ему птичьего молока
хочется». А какие птицы кормят своих птенцов молоком? Голуби. Они выделяют
пенообразную жидкость
27

Викторина "Реки, водоёмы ГО Карпинск
1. Как называется река, на которой расположен город Карпинск? Турьи
2. Что в переводе с мансийского языка означает название Турья? Образованное из двух
частей: «тур-» — озеро, «-я» —«река»
3. В Какую реку впадает река Турья? Сосву
4. В какое море впадает после долгого путешествия (в составе других рек) река Турья?
Карское море.
5. Как называется самая красивая река нашего района, на правом берегу которого
расположен лагерь «Светлячок»? Каква
6. На берегу какого озера расположен ботанический памятник природы Свердловской
области — Старокняспинский кедровник. Большое Княсьпинское озеро.
7. Одноименная река которая берет своё начало на вершине горы Конжаковкий камень.
Конжаковка
8. Сколько речек у горы Серебрянский камень? 3
9. Река на которой добывали платину и золото в промышленных масштабах, 19 веке?
Лобва.
10. Исскуственный водоём в ГО Карпинск появился на месте…? Угольного разреза.

Итоговый контроль.
Викторина «Юные знатоки Родного края»
1. Многолетнее травянистое растение, все части которого ядовиты. Используется как
декоративное и лекарственное растение. Адонис (горицвет)
2. Многолетнее травянистое растение. Произрастает на скальных выходах в горах и по
берегам рек. Астра альпийская
3. Это дерево – одно из самых распространенных пород деревьев на Урале. В старину его
называли деревом четырех дел: первое дело – мир освещать, второе – крик утешать,
третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Береза
4. Где расположена Свердловская область? Средний и Северный Урал
5. Хозяйка Медной горы научила мастера, как сделать чашу в виде каменного цветка. На
какой цветок смотрел мастер, когда делал свою чашу? Дурман – цветок
6. Как называлось предприятие «Вахрушевуголь» в годы Великой Отечественной войны?
Богословуголь
7. Как назывался в городе парк, заложенный жителями до войны? Парк ДКУ
8. Как назывался первый кинотеатр города? «Красный горняк»
9. Сколько лет прошло со дня основания детской туристской базы в Карпинске?
10. Кто не является коренным населением Среднего и Северного Урала? Ханты
11. Когда началось заселение Среднего Урала русскими? 16-й век
12. Кому принадлежат эти известные слова о нашем крае, написанные на девизной ленте
герба свердловской области? «Урал — опорный край державы. Её добытчик и кузнец».
Александра Трифоновича Твардовского
Тест «Краевед»
Выбери один правильный ответ
1. Сколько лет со дня основания исполнится Карпинску в 2059 году?
28

а) 100;
б) 200;
в) 300;
г) 400.
2. Кто основал Богословский завод на реке Турье?
а) А. Карпинский;
б) М. Походяшин;
в) А. Попов;
г) Екатерина I.
3. Как называется самая высокая точка города?
а) Липовая гора;
б) скалы Блины;
в) Привокзальная сопка;
г) гора Голая.
4. Назовите породы деревьев, подлежащие охране на территории ООПТ.
а) кедр;
б) осина;
в) лиственница;
г) дуб.
5. Из языка какого аборигенного народа происходят названия многих топонимов?
а) чуваши;
б) манси;
в) татары;
г) марийцы.
6. Кем был Василий Вахрушев, в честь которого названа одна из площадей города?
а) геологом;
б) полководцем;
в) министром;
г) архитектором.
7. Какое животное изображено на гербе Карпинска?
а) бурундук;
б) соболь;
в) голубь;
г) орёл.
8. Как называется посёлок, возникший как прииск по добыче драгоценных металлов?
а) Кытлым;
б) Веселовка;
в) Сосновка;
г) Антипинский.
Ключ

1-в

2-б

3-г

4-ав

5-б

6-б

7-г

8-а

Результаты теста: 0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».