Дополнительная общеразвивающая программа Горизонт 2024-25 .Бобылева ГОТОВА

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «18» июня 2024 г.
Протокол № 4

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова
Наталья Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна, o=МАУ
ДО "Станция туризма и экскурсий Конжак",
email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU

Приказ № 143-д
«18» июня 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Горизонт»
2024-2025гг.

Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: – базовый
Статус программы: сетевая
Автор-составитель:
Бобылева Ирина Олеговна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак»,
первая квалификационная категория

ГО Карпинск 2024 год

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы……… 3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….. 3
1.2.Цель обучения …………………………………………………………… 4
1.3.Задачи программы ……………………………………………………… 4
1.4.Возраст детей ……………………………………………………………. 5
1.5.Формы обучения ………………………………………………………… 5
1.6. Формы занятий…………………………………………………………... 5
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………. 6
2.1. Учебный план ……………………………………………………….….. 6
2.2. Содержание учебного плана …………………………………………... 7
2.3. Планируемые результаты……………………………………………..... 12
2.4. Календарный график... ……………………………………………….... 13
3. Условия реализации образовательной программы ……………………….… 14
3.1. Материально-техническое обеспечение программы……………….… 14
3.2. Кадровое обеспечение …………………………………………………. 14
3.3. Методическое обеспечение ……………………………………………. 14
3.4. Формы аттестации ………………………………………………....….. 15
3.5. Оценочные материалы ………………………………………………… 17
4. Рабочая программа воспитания ………………………..……………….…... 17
4.1. Основания для разработки воспитательного плана работы ............... 19
4.2. Цель рабочей программы воспитательной работы .............................. 19
4.3. Задачи воспитательной работы .............................................................. 19
4.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы. 19
4.5. Виды и формы воспитательной деятельности .......................................20
4.6. Планируемые результаты воспитательной работы ............................... 20
4.7. Календарный план воспитательной работы ........................................... 22
5. Список литературы …………………………………………………….…. 25
Приложения ............................................................................................................. 26

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных
средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном
педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания:
нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор детей идет интенсивное умственное развитие.
Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой
сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют
сплочению группы вокруг педагога. Туристско-краеведческая деятельность позволяет создать
единый коллектив: педагог, родители, дети, что во многом содействует усилению
воспитывающего
воздействия
на
обучающихся,
улучшению
целенаправленности
педагогического воздействия.
Туристско-краеведческая деятельность, имеет огромный оздоровительный потенциал:
снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма.
Использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют
умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения обеспечивают формирование
познавательных способностей.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Горизонт» (далее
– Программа) составлена и разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральный уровень.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Приказ Министерства науки и образования России от 23 августа 2017 года N
816 «Об утверждении Порядка».
Региональный уровень:
1.Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
3

2. Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2021 N 125-ПП, от
19.11.2021 N 815-ПП) О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области.
3.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
4. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22 декабря 2021 года N 1245-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
5.Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
6. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и
экскурсий «Конжак» от 21.12.2022 № 319-д.
Актуальность программы заключается в том, что она дает возможность учащимся шире
познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры,
приобщиться к исследовательской деятельности, принять участие в созидательной
деятельности, развивать свои физические и творческие способности.
Отличительная особенность программы, в том что, при реализации таких активных
форм занятий как экскурсии и походы, программа способствует введению растущего человека
в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию патриотизма,
бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Программа будет реализована с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ № 273, гл.
2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
- различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного
обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Цель обучения: развивать естественную потребность обучающихся в познании мира,
своего края, его исторического, культурного и природного наследия через туристскокраеведческую деятельность.
Задачи программы:
Личностные:
1. Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и экологическую культуру.
2. Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе
формирования коллектива единомышленников – туристской походной группы.
3. Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества: взаимовыручку, дружбу,
честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость.
4. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей.
5. Развивать физические возможности: силовые качества, выносливость, координация
движений и т.д..
Образовательные:
1.
Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ
туристско-краеведческой деятельности.
4

Познакомить обучающихся с особенностями родного края (Урал, Свердловская область,
городской округ Карпинск), его рельефом, климатом, растительным и животным миром,
историей, культурой.
3. Познакомить с основными видами туризма: пешим, лыжным, горным, водным.
4. Научить пользоваться личным, групповым снаряжении, организации привалов и ночлегов
походе.
5. Познакомятся с туристскими должностями в походе и будут выполнять свою обязанность в
группе.
6. Будут знать о назначении и использовании топографических и спортивных карт и компаса,
навигатора уметь ориентироваться на местности с их помощью.
7. Будут владеть навыками гигиены тренировки и похода и оказания первой помощи.
Метапредметные:
1. Повышать привлекательность здорового образа жизни.
2. Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной жизнедеятельности в
социальной среде и окружающей природе.
3. Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
4. Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой Родины, уметь
выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать
факты и события культуры, истории города.
5. Способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся для получения
дополнительных знаний о природе, географии, истории и культуре родного края.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 9–15 лет.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 45 мин, перерыв
между занятиями – 10 мин., занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения: групповая.
Формы занятий: Занятия по программе дополнительного образования «Горизонт»
могут быть теоретическими и практическими, проводиться в форме экскурсий, однодневных и
многодневных походов, презентаций, игр, конкурсов, викторин, тестов, акций, бесед.
В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное участие в
воспитательных мероприятиях.
2.

5

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебный план
Год обучения

Цели и задачи объединения.
Инструктаж по ОТ и ТБ

Практика

Теория

Всего

Наименование разделов/
Количество часов

Формы текущего
контроля

1 год

2

1

1

Наблюдение
Тест

История развития туризма. Чем
полезны и интересны туристские
походы и путешествия.

4

Туристские возможности
родного края. Моя малая Родина.
Экскурсии.

16

Туризм и краеведение.

12

4

0

Наблюдение
Опрос

4

12

Наблюдение
Опрос
Викторина

4

8

Кроссворд
Опрос

Виды туризма.

18

8

10

Наблюдение
Конкурсы

Топографическая подготовка.
Ориентирование на местности.

16

8

8

Игры
Топодиктант
Движение по
легенде

Туристский быт. Наблюдения за
погодой в походе.

8

4

4

Наблюдение за
выполнением
практических задач

Питание в походах

8

4

4

Наблюдение за
выполнением
практических задач

Здоровье туриста

12

4

8

Наблюдение за
выполнением
практических задач

Туристские слеты, соревнования,
Краеведческие конкурсы и
конференции.

20

8

12

Результат участия в
соревнованиях и
конкурсах

6

Общая физическая подготовка

8

2

6

Соответствие
нормативов спорт.
подготовки

Многодневные туристские
путешествия, экспедиции.

16

8

8

Участие в походе и
написании отчета

Безопасность туристских
мероприятий. Правила
поведения в природе.

8

4

4

Тестирование

148

63

85

Итого часов

По программе предусмотрены практико-ориентированные формы:
2024-2025
Формы

Всего по программе

Экскурсии
18
Поход выходного
8
дня
Практические занятия
73
Итого часов по практике

Кол-во в год

часов

6
1

18
8

36

73
85

2.2. Содержание учебного плана
1.
2.Цели и задачи объединения. Инструктаж по ОТ и ТБ.
Теория: Презентация образовательной программы «Горизонт». Правила пожарной и
электрической безопасности. Безопасность на занятиях в кабинете и на местности.
Антитеррористическая безопасность.
Практика: Входное тестирование «Что я знаю о туризме и краеведении». Учебная
эвакуация при различных видах ЧС.
2.
История развития туризма. Чем полезны и интересны туристские походы и
путешествия.
Теория: Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития,
оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков.
Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны.
История развития туризма в России. Организация туризма в России.
Понятие о спортивном, образовательном, рекреационном, экскурсионном туризме.
Туристские нормативы на спортивные разряды и значки «Юный путешественник России»,
«Юный турист России», «Юный краевед России».
7

3.
Туристские возможности родного края. Моя малая Родина. Экскурсии
Теория: Карпинск – туристический центр Северного Урала. Наиболее интересные места
для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры. Памятники природы.
Краеведческие музеи в Карпинске.
Практика: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям Карпинска. Экскурсия в
городской краеведческий музей. Встречи с туристами городского турклуба «Тайга»,
выпускниками Карпинской Станции туризма и краеведения «Конжак», достигших успехов в
туристкой деятельности. Викторина «Знаешь ли ты свой край?».
Экскурсия «Скалы Блины».
Экскурсия по поселку Сосновка.
Виртуальная экскурсия «Тропой Походяшина».
Автобусная экскурсия по городу Карпинску.
Экскурсия в городской краеведческий музей.
4.
Туризм и краеведение.
Теория: Как организовать краеведческие наблюдения. Выполнение краеведческих
заданий: сбор материалов по истории, поисковая работа. Фиксирование собранного материала:
полевой дневник туриста-краеведа, фото-видеосъемка, диктофон, запись воспоминаний
участников и очевидцев памятных событий. Оформление краеведческого материала.
Эколого-краеведческие умения по изучению природы края: изучение растительного и
животного мира, методики изучения различных природных сообществ. Фенологические
наблюдения в природе.
Географическое положение, природные условия и ресурсы края. Гидрография, геология,
климат. Растительный и животный мир.
История возникновения поселков Богословский и Угольный. Дореволюционное прошлое
нашего края, времена Гражданской войны. Боевые и трудовые подвиги народа во времена
Великой Отечественной войны.
Практика: Работа с политико-административными, экономическими и физикогеографическими картами Урала и Свердловской области.
Составление ребусов, кроссвордов по географии, истории и культуре Урала. Разработка и
оформление настольных игр для изучения растительности и животного мира. Составление
презентаций, видеофильмов на основе собранного материала.
Составление дневника туриста-краеведа во время похода, экспедиции.
Написание и защита исследовательской краеведческой работы (индивидуально, по
желанию, за рамками сетки часов).
Экскурсия по истории возникновения поселков Богословский и Угольный.
5. Виды туризма.
Теория:
Пешеходный туризм: Требование к снаряжению. Понятие о личном и групповом
снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневного, двухдневного и трехдневного
похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки.
Правила размещения предметов в рюкзаке.
Одежда и обувь для летних и зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и
недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение
ремонтного набора. Хозяйственный набор: рукавицы, ножи, плоскогубцы, запас ниток,
проволоки и др.
8

Горный туризм: Отличие в подборе снаряжения для совершения горного похода: кошки,
каски, альпеншток, лавинный шнур, лавинный радио-маячок. Виды страховки. Использование
страховки и самостраховки.
Лыжный туризм: Особенности снаряжения туриста-лыжника. Лыжи, крепления, палки,
одежда, обувь. Уход за лыжами. Транспортировка лыж.
Водный туризм: Основы речной лоции. Терминология. Категорирование рек.
Разновидности типов речных судов. Посадка и выход из лодки, катамарана. Специальное
снаряжение туриста-водника: каска, спасательный жилет, одежда, обувь.
Техника гребли: прямые гребки, обратные, управляющие. Движение против течения,
движение кормой, швартовка.
Техника безопасности. Аварии и их ликвидация. Самоспасение. Виды страховки.
Использование страховки и самостраховки.
Практика:
Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.
Установка палатки.
Вязание узлов: прямой, академический, брамшкотовый, двойной проводник, проводниквосьмерка, австрийский проводник, схватывающие узлы, встречная восьмерка, встречный,
грейпвайн, булинь на опоре, стремя на опоре, двойной булинь, штык, грейпвайн-удавка.
Отработка техники движения по тропам, по пересеченной местности, техники движения
на подъемах, спусках, траверсе склонов.
Сборка и разборка катамарана. Укладка и крепление рюкзаков на катамаране. Отработка
посадки и выхода из катамарана. Отработка техники гребли.
6. Топографическая подготовка. Ориентирование на местности.
Теория: Значение топографических карт для туристов.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по
группам. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте.
Характеристика местности по рельефу.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и
вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и
дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимут.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Спортивный жидкостный компас. Правила
обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Ориентирование по
местным признакам, солнцу, звездам.
Практика: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению
масштаба, измерению расстояния на карте.
Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными
формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков. Занятия с
тренажером «Лото «Топографические знаки».
Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на
заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая
засечка).
Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.
7. Туристский быт. Наблюдения за погодой в походе.

9

Теория: Туристский бивак. Продолжительность и периодичность привалов в походе в
зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Зачем туристу костер (типы костров): обогрев, приготовление пищи, сушка одежды,
отпугивание насекомых и диких животных. Правила заготовки дров и разведения костра. Меры
безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Меры безопасности при переноске в
рюкзаке колющих и режущих предметов.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Метеорологические наблюдения: осадки, семейства и типы облаков, скорость ветра,
температура воздуха и воды. Необходимость наблюдений за погодой в походе. Предсказание
погоды по народным приметам, растениям, поведению животных. Дневник наблюдений за
погодой.
Практика: Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря во время
многодневного похода.
Заготовка дров.
Сушка одежды и обуви.
Ведение дневника наблюдений за погодой.
8. Питание в походах
Теория: Организация питания в 2-3-дневном походе. Требования к продуктам: малый вес,
питательная и энергетическая ценность, быстрота приготовления, большой срок хранения,
возможность утилизации упаковки.
Нормы питания в походе с учетом содержания белков, жиров, углеводов, витаминов и
минералов. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в
рюкзаках.
Практика: Составление меню и списка продуктов для похода.
Закупка, фасовка и упаковка продуктов.
9. Здоровье туриста
Теория: Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, труда, отдыха.
Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур. Умывание,
обтирание, парная, баня, душ, купание. Гигиена обуви и одежды. Вредное влияние курения и
употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.
Походная аптечка: составление походной аптечки, хранение и транспортировка
аптечки. Личная аптечка туриста.
Основные приемы оказания первой помощи: Помощь при различных травмах.
Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному
электрическим током.
Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и
пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватномарлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Приемы транспортировки пострадавшего: зависимость способа транспортировки
пострадавшего от характера и места повреждения. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в
рюкзаке на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со
штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов,
волокуши из лыж.
Практика: Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной
гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для
тренировок и походов, уход за одеждой и обувью.
10

Способы обеззараживания питьевой воды.
Оказание первой помощи условно пострадавшему.
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки
пострадавшего.
10. Туристские слеты, соревнования. Краеведческие конкурсы и конференции.
Теория: Задачи туристских слетов и соревнований. Организация слетов, судейская
коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия проведения. Порядок
проведения. Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение, охрана
природы. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований. Виды
туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах,
зависимость их сложности от уровня подготовки участников.
Краеведческие конкурсы и конференции. Структура исследовательской работы.
Требования к оформлению исследовательских работ. Оформление презентации. Защита.
Практика: Изучение положений и условий проведения соревнований. Выступление в
туристских соревнованиях в качестве участников. Участие в краеведческих конкурсах и
конференциях в качестве слушателей и авторов проекта.
11. Общая физическая подготовка
Теория: Основная задача общей физической подготовки — развитие и
совершенствование
физических,
моральных
и
волевых
качеств
туристов.
Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения безаварийного и стабильного
прохождения маршрутов туристских походов.
Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении
функциональных возможностей организма, в разностороннем развитии спортсменов, в
успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств физической подготовки,
применяемых на различных этапах обучения.
Практика: Каждое занятие проводится разминка на 20-30 минут, в зависимости от
условий (на улице, в помещении, погодные условия). Упражнения для рук и плечевого пояса.
Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения в парах с
сопротивлением.
Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические
упражнения. Регулярные индивидуальные занятия членов группы.
12. Многодневные туристские путешествия, экспедиции.
Теория: Правила организации и проведения туристского похода. Предварительное
знакомство с районом путешествия. Изучение отчетов о походе групп, прошедших данный
маршрут ранее.
Определение нитки маршрута, ходовой нагрузки, мест стоянок и ночевок. Обязанности в
группе. Дисциплина в походе. Правила оформления отчета о походе.
Практика: Разработка маршрута, составление сметы расходов. Оформление походной
документации (маршрутный лист, дневник, смета).
Комплектование снаряжения, укладка рюкзака. Составление походного меню,
определение расхода продуктов.
Выполнение обязанностей в соответствии с поручением и ведение дневника выполнения
обязанностей (дневник хронометриста, метеоролога, краеведа, штурмана, летописца и т.д.).
Оформление документов на поход выходного дня. Совершение ПВД.
13. Безопасность туристских мероприятий. Правила поведения в природе.

11

Теория: Безопасность – основное требование ко всем туристским мероприятиям:
путешествиям, соревнованиям. Безопасность зоны бивака, размещения лагеря и костра. Работа
с острыми и режущими инструментами, их переноска. Предупреждение заболеваний, травм.
Правила страховки и самостраховки при преодолении сложных участков маршрута в походе,
этапов на соревнованиях.
Практика: Тренировка по наведению навесной переправы полиспастом, переправы по
бревну через ручей и сухой овраг, организация страховки и самостраховки.
2.3. Планируемые результаты
Личностные:
Обучающиеся осознают, что такое любовь к родному Отечеству, его истории и народу, к труду,
к другим людям, к природе;
Обучающиеся научатся:
- взаимодействовать при решении задачи;
-отстаивать свою позицию;
- принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;
Обучающиеся будут:
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- активно заниматься спортом и физкультурой;
Предметные:
Обучающиеся должны:
- приобрести знания о правилах ведения здорового образа жизни, о правилах поведения
человека в лесу, о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о
правилах обращения с опасными инструментами; об основных нормах гигиены; о принятых в
обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах
нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре
родного края.
По окончании обучения дети будут знать основные группы и виды растений, группы и виды
животных; о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между
растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и
человеком. У них сформируются навыки безопасного поведения в природе, бережного
отношения к природе и истории города. Они научатся исследовать явления окружающего мира,
выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и
события культуры, истории города.
Метапредметные:
Обучающиеся:
- приобретут опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками;
- приобретут опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других
людей;
- разовьют умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Обучающиеся должны знать:
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- музеи, исторические и памятные места своего города, района;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
12

- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфические особенности организации путешествий;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основы методики оформления краеведческого исследования;
- основные виды растительности и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в
пешеходных путешествиях;
- способы охраны природы в туристическом путешествии;
- способы ориентирования на местности.
Обучающиеся должны уметь:
- общаться с людьми;
- вести краеведческие наблюдения;
- работать с научно-популярной литературой;
- осуществлять фотосъемку объектов туристического интереса;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своем городе;
- рисовать планы местности;
- владеть техникой перемещения на местности пешком;
- владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и искусственных
препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
- аккуратностью;
- коммуникабельностью;
- целеустремленностью;
- творческой активностью;
- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельностью;
- исполнительностью;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физической активностью;
- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологической культурой;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбием.
2.4. Календарный график
№ п/п
1

Основные характеристики образовательного
процесса
Год обучения

2

Продолжительность занятий

45 мин

3

Количество часов в неделю

4 часа
13

1 год

4

Количество учебных недель

37

5

Количество учебных часов в год

148

6

Начало учебного года

7

Конец учебного года

8

Каникулы

1 сентября
31 мая
-

3. Условия реализации образовательной программы
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для
педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения учебных и наглядных пособий,
ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы.
Дидактические материалы:
1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция минералов).
2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации)
Снаряжение и оборудование:
1. Палатки туристские – 5 шт;
2. Спальные мешки – 15 шт;
3. Рюкзаки– 15 шт;
4. Коврики туристские – 15 шт;
5. Туристские котлы – 3 шт;
6. Пила, топор в чехлах, растяжка;
7. Походная аптечка – 1 шт;
8. Ремонтный набор – 1 шт;
9. Компас – 15 шт;
10. Комплект карт;
11. Навигатор – 2 шт;
12. Канцелярские товары.
13. Зарядное устройство на солнечных батареях – 2 шт;
14. Радиостанция – 2 шт;
15. Каска – 15 шт.
3.2. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации программ
дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, имеющий
педагогическое образование и квалификационную категорию не ниже первой.
3.3. Методическое обеспечение
1. Атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы» (Плешаков А.А.).
2. Видеопрезентация «Карпинск в годы Великой Отечественной войны».
14

3. Видеопрезентация "Городской округ Карпинск".
4. Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор".
5. Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала».
6. Видеоролики о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
7. Игра «Туристенок».
8. Инструкции по технике безопасности, утверждённые МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
9. Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску»
10. Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории Урала. Выпуск
71.. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — С. 20. — 128 с.
11. Плакаты по безопасности.
12. Плакаты: «Растения леса», «Растения луга», «Лекарственные растения Среднего Урала»,
«Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала»
13. Презентация «Лесная аптека».
14. Справочник-определитель «Деревья и кустарники Среднего Урала»,
15. Столица Уральского севера. Upmonitor.ru
16. Сценарий «Экскурсия "Дорогой Походяшина".
17. Сценарий «Экскурсия «Колокольные звоны».
18. Сценарий «Экскурсия "Площади города"
19. Сценарий «Экскурсия «Тропа памяти».
20. Сценарий «Экскурсия «Шестидесятый меридиан». Гора Голая (Водонапорная башня) –
Метеостанция».
21. Фильм «Природа в разное время года»
22. Фильмы: «Там, где тайга, река и скалы. Северный Урал». «Седой Урал».
23. Фотоматериалы о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
24. Интернет ресурсы: https://gdk-karpinsk.ekb.muzkult.ru.
25. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым.
26. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru.

3.4. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений, обучающихся по программе состоит из входного
контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются
различные формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота,
диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и
тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей,
свидетельство (сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений, обучающихся осуществляется по результатам их
участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях
различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях,
15

активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний,
низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг по
следующим направлениям: творческая деятельность, эмоционально-ценностные отношения,
социально-значимая деятельность.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей
проводится входной контроль
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце учебного
года проводится итоговый контроль.
Задачи

Форма контроля

Входной контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Беседа,
опрос, Определен уровень
тестирование.
развития детей и их

походы,
конкурсы, игры,
творческие
задания, тес

Формирование навыков
безопасного поведения в
природе, уважительного
отношения к природе,
истории и культуре
родного города

Дата: декабрь
Обучающимися
получены знания по
темам, разделам
программы

Определение степени
усвоения обучающимися
знаний по программе

Дата: май
соревнования,
походы, учебноисследовательские
работы, конкурсы,
тесты

Текущий контроль
Личностные:

Получение первичной
информации о ребенке

способности

Итоговый контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Цель проведения

Дата: сентябрь

Промежуточный контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Планируемый результат

У обучающихся
сформировано
уважительное
отношение к природе,
истории и культуре
родного города

Оценка качества
усвоения обучающимися
содержания программы
по итогам учебного года

В течение учебного года
Наблюдение, Тест

У обучающихся
сформированы навыки
безопасного поведения в
природе, уважительное
отношение к природе,
истории и культуре
родного города

16

Определение степени
усвоения
обучающимися
учебного материала.
Определение
готовности детей к

Образовательные:

Викторина,

Обучающиеся проявляют
интерес к знакомству с
Тест,
природными и
Участие
в культурными объектами
соревнованиях,
родного города

Стимулирование
интереса к знакомству с
природными и
культурными объектами
родного города

Наблюдение

Метапредметные:

Акции,

Формирование
позитивной мотивации к
участию в экскурсиях,
походах выходного дня,
волонтерских акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности

Экскурсии,
Походы,

Обучающиеся участвуют в
экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских акциях, у
них высокая
познавательная и
общественная активность.

Тесты

восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности в
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающих
обучение

Подбор наиболее
эффективных методов
и средств обучения.

3.5. Оценочные материалы
Учебный
год

Год
Форма
обучения

Оценочные материалы

20242025

1 год

Входящий
контроль

Приложение 1.Тест «Что я знаю о Малой
Родине?»

Промежуточный
контроль

Приложение
краевед».

Итоговый
контроль

Приложение 3. Тест «Я знаю многое о родном
крае». Тест «Я узнал много нового о природе»

2.

Игра-викторина

«Юный

4.Рабочая программа воспитания.
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся».
В.В Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить,
акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он
подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность,
передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
17

Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2, ФЗ №304)
4.1. Основания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.2. Цель рабочей программы воспитательной работы
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также
к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
4.3. Задачи воспитательной работы:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям
и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
4.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой
родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России,
уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского
народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание):
формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло,
истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора,
достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу
жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой
деятельности.
18

Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии):
формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности
и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
4.5. Виды и формы воспитательной деятельности
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

19

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.

4.6. Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме
целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
20

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
21

Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

4.7. Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное (г
ражданскопатриотическое
воспитание, приобщ
ение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Мероприятие

День защитника
Отечества
Международный
женский день
День Победы. Участие в
акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»

Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской и
правовой направленности личности,
активной жизненной позиции;
Формирование у воспитанников
таких качеств, как долг,
ответственность, честь, достоинство,
личность.
Воспитание любви и уважения к
традициям Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.

22

Сроки
проведения

Ноябрь 2024
Февраль
2025
Март 2025
Май 2025

Духовнонравственное (нравс
твенноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого человека.
Праздник «День Матери
в России»
10 000 добрых дел
Новогодний конкурс

Экскурсия «Скалы
Блины».

Родительское собрание
«Лето- 2025.

Здоровьесберегающ
ее направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности
)

Неделя безопасности:
- презентация «Правила
безопасного поведения
на дорогах»;
- просмотр
видеороликов по
антитеррористической
безопасности;
- беседа о пожарной
безопасности.
Единый урок прав
человека
Тематическая беседа
«Охрана природы – твоя
обязанность»

Экскурсии и походы
Социальное направ
ление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого

Ежегодная
общероссийская
добровольческая акция
«Весенняя неделя

Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность,
семья, здоровье, труд и творчество,
наука, традиционные религии России,
искусство, природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и к
проявлению нравственного поведения
в любых жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной культуры,
основанной на самоопределении и
самосовершенствовании.
Воспитание доброты, чуткости,
сострадания, заботы и милосердия.
Создание единой воспитывающей
среды, в которой развивается
личность ребенка, приобщение
родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы
образовательного учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры родителей.
Формирование и развитие знаний,
установок, личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного образа
жизни с целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и социального
здоровья обучающихся как одной из
ценностных составляющих личности
обучающегося.
Формирование у учащихся
сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих, усвоение
ими знаний и умений распознавать и
оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты от них,
оказывать само- и взаимопомощь.
Способствовать преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами физической
культуры и занятием спортом.
Формирование готовности
обучающихся к выбору направления
своей профессиональной
деятельности в соответствии с
личными интересами,

23

Сентябрь
2024
Октябрь
2024

Ноябрь 2024

Март 2025

Апрель 2025

Май 2025

Сентябрь
2024

Декабрь
2024
Январь
2025

Июнь 2025
Апрель 2025

отношения к
образованию, труду
в жизни, подготовка
к сознательному
выбору профессии)

добра»

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Единый урок
информационной
безопасности.
Всероссийский урок
безопасности в сети
Интернет

индивидуальными особенностями и
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование экологической
культуры. Формирование
общественных мотивов трудовой
деятельности как наиболее ценных и
значимых, устойчивых убеждений в
необходимости труда на пользу
обществу. Воспитание личности с
активной жизненной позицией,
готовой к принятию ответственности
за свои решения и полученный
результат, стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению
Совершенствование правовой
культуры и правосознания
обучающихся, привитие осознанного
стремления к правомерному
поведению.
Организация работы по
предупреждению и профилактике
асоциального поведения
обучающихся.
Организация мероприятий по
профилактике правонарушений,
табакокурения, наркомании,
токсикомании, алкоголизма.

24

Октябрь
2025

3.6. Список литературы
1. Байдуков В.А. «По Уралу», "Сократ ИД", 2011, 240 с.
2. Баринова И. «География. Природа России. 8 класс». 2003.
3. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю. Путь через века: От Богословского медеплавильного до
Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
88.с
4. Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Коллективная литературно – публицистическая,
историко – документальная книга о Карпинске. Карпинск: Редакция газеты «Карпинский
рабочий», 2006, 227 с.
5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - М.
ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600 с, илл.
6. Концепция детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.
Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
7. Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы / Министерство
природных ресурсов Свердловской области; [составители: В. Н. Большаков и другие;
редколлегия: Н. С. Корытин, кандидат биологических наук (ответственный редактор) и другие].
- Екатеринбург: Баско, 2008. - 254 с.
8. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин А.И., 2000. – М:
ООО «Издательство АСТ», 2000, 135 с.
9. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе, дополненное)». –
Екатеринбург: «Чароид», 2008, 471 с.
10. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург: «Чароид». 2006, 291 с.
11. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» № 10 от 24 октября
2006 года.
12. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» №11 от 28 ноября
2006 года.
13. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 8 февраля 2005
года.
14. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 25 апреля 2006
года.
15. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 12 апреля 2005
года.
16. Путеводитель по памятным местам Карпинска
17. Человек пришел на Урал: были и былички, записанные юными летописцами в уральских
селах и деревнях. - Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ»,1998,
160 с. (сер. Летопись Уральских деревень»)
18. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». — Карпинск,
2009. — 262 с.
19. Я познаю мир: Дет. Энцикл: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО «Издательство
АСТ», 2001.
20. Интернет: http://slovorus.ru/
21. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/
22. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/
23. Интернет: http://wikipedia.org/wiki.ru/
24. Интернет: http://dic.academic.ru
25. Интернет: http://my.krasnoturinsk.ru
25

Приложение 1

Входящий контроль, 1 год обучения
Оценочные материалы. Тест «Что я знаю о Малой родине?»
Выбери один правильный ответ
1.

Из каких поселков образовался
город Карпинск?

2.

Сколько площадей находится в г.
Карпинске?

3.

Какие парки находятся в
Карпинске?

4.

Какие речки протекают на
территории ГО Карпинск?

5.

Что относится к живой природе?

6.

Какого царства живой природы
не существует?

7.

Что является окружающей
средой для лягушки?

8.

Как ты можешь помочь природе
в охране лесов?

9.

Как называется малочисленное
коренное население Северного
Урала?

10.

Что добывали на угольном
разрезе?

а) Поселок Богословск и Веселовка
б) Поселок Угольный и Княсьпа
в) Богословск и Угольный
г) Княсьпа и Кытлым
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
а) парк ДКУ
б) парк Комсомольский
в) парк Юности
г) Главный парк
а) Волга
б) Турья
в) Каква
г) Тавда
а) гора;
б) ручей;
в) снег;
г) микробы.
а) животные;
б) цветы;
в) бактерии;
г) грибы.
а) сосна, Солнце, воздух;
б) водоём, насекомые, Солнце;
в) луг, планктон, вода;
г) океан, планктон, вода.
а) бороться с лесорубами;
б) уничтожать гусениц;
в) не ходить в лес;
г) беречь книги.
а) манси;
б) марийцы;
в) чуваши;
г) буряты.
а) бурый уголь
б) известняк
в) алмазы
г) золото.

Ключ
1-в
2-в
3-а, б 4-б, в
5-г
6-б
7-б
8-г
9-а
10-а
Результаты теста:0-3 низкий уровень, 4-7 средний уровень, 8-10 высокий уровень

26

Приложение 2

Промежуточный контроль, 1 год обучения

1.

«Игра-викторина «Юный краевед»
Выбери один правильный ответ
Какие скалы на территории ГО а) Оладушки;
Карпинск имеют вкусное
б) Тарталетки;
название?
в) Блины;
г) Пирожки.

2.

Какая горная вершина самая
высокая на территории
Свердловской области?

а) Конжаковский Камень;
б) Серебрянский Камень;
в) Косьвинский Камень;
г) Сухогорский Камень.

3.

Что растения получают из
почвы?

4.

Что необходимое для питания
даёт растениям свет?

5.

Какой поселок находится в
«котле»?

6.

Какой памятник архитектуры
XVIII века находится в
Карпинске?

7.

В основании экологической
пирамиды находятся:

8.

Как называется высшая точка
города Карпинска?

9.

Уральские горы являются
границей:
Травой от 99 болезней в
старину называли?

а) крахмал;
б) воду;
в) сахар;
г) углекислый газ.
а) кислород;
б) крахмал;
в) воду;
г) энергию.
а) Веселовка;
б) Сосновка;
в) Кытлым;
г) Княсьпа.
а) Храм во имя Святителя Николая Чудотворца;
б) Собор преподобного Максима Исповедника;
в) Богословский Введенский собор;
г) Храм во имя Казанской иконы Божией
Матери
а) насекомые;
б) хищники;
в) растительноядные;
г) растения.
а) гора Голая;
б) гора Липовая;
в) Май-гора;
г) скалы Блины.
а) между Западной и Восточной Сибирью;
б) Между Европой и Азией.
а) валериана;
б) тысячелистник;
в) полынь;
г) зверобой.
а) земляника;

10.

11.

Какое растение применяется

27

при небольшом порезе?

12.

Какой памятник природы
существует на территории ГО
Карпинск?

Ключ 1-в

2-а

3-б

4-г

5-в

б) ромашка;
в) вороний глаз;
г) подорожник.
а) Яблоневая аллея;
б) Рябиновый парк;
в) Берёзовая роща;
г) Старые культуры кедра и лиственницы.

6-в

7-г

8-а

9-б

10-г

11-г

12-г

Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
Приложение 3

Итоговый контроль, 1 год обучения
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Выбери один правильный ответ
1. Какое животное изображено на гербе Свердловской области?
а) бобр;
б) орёл;
в) соболь;
г) лось.
2. Как называется самая высокая горная вершина Свердловской области?
а) Денежкин Камень;
б) Конжаковский Камень;
в) Серебрянский Камень;
г) Эверест.
3. Какое растение тайги выше остальных?
а) ольха;
б) черемуха;
в) яблоня;
г) лиственница.
4. Какой посёлок городского округа Карпинск был ликвидирован в 2020 году?
а) Кытлым;
б) Каквинские Печи;
в) Новая Княсьпа;
г) Веселовка.
5. В каком веке были высажены кедры и лиственницы рядом со зданием Богословской
больницы?
а) 18;
б) 19;
в) 20;
г) 21.
6. Какой городской округ не граничит с городским округом Карпинск?
а) Ивдельский;
б) Волчанский;
28

в) Краснотурьинский;
г) Новолялинский.
7. Какое растение не является редким и не внесено в Красную книгу Свердловской области?
а) ирис сибирский;
б) калипсо луковичная;
в) пион уклоняющийся;
г) гвоздика пышная.
8. Какое животное не является редким и не включено в Красную книгу Свердловской
области?
а) рысь;
б) речная выдра;
в) европейская норка;
г) летяга.
Ключ
1-в
2-в
3-г
4-б
5-б
6-а
7-г
8-а
Результаты теста:
0-3 низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-8 высокий уровень

Тест «Я узнал много нового о природе»
Выбери один правильный ответ
1. Какое растение не произрастает на территории Станции туризма и экскурсий
«Конжак»?
а) пихта;
б) лиственница;
в) черемуха;
г) яблоня.
2. Какая река не протекает по территории городского округа Карпинск?
а) Турья;
б) Каква;
в) Лобва;
г) Сосьва.
3. Какая птица является оседлой?
а) деревенская ласточка;
б) скворец;
в) снегирь;
г) белая трясогузка.
4. Какой элемент отсутствует в гербе городского округа Карпинск?
а) синий орёл;
б) чёрно-золотой камень;
в) скрещенные кирки;
г) шишки кедра.
5. В какое море впадает после долгого путешествия река Турья?
а) Карское;
б) Лаптевых;
29

в) Балтийское;
г) Чёрное.
6. Какой народ населял Северный Урал до прихода русских?
а) татары;
б) манси;
в) марийцы;
г) чуваши.
7. Какое животное не относится к копытным?
а) лось;
б) кабан;
в) северный олень;
г) бобр.
8. Как правильно утилизировать отработавшие свой срок батарейки?
а) закопать в почву;
б) поместить в контейнер для твёрдых коммунальных отходов;
в) поместить в контейнер для опасных отходов;
г) бросить в ведро для мусора.
Ключ
1-а
2-г
3-в
4-г
5-а
6-б
7-б

8-в

Результаты теста: 0-3 низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-8 высокий уровень

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».