.Отдел образования администрации муниципального округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»
Принята на заседании
педагогического совета
от «02» июня 2025 г.
Протокол № 3
Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова
Наталья Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна, o=МАУ
ДО "Станция туризма и экскурсий Конжак",
Приказ № 164-д c=RU
email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
Приказ № 128-д от «02 » июня 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»
2025-2026гг.
Возраст обучающихся: 11 -13 лет
Срок реализации: 1 год (74 часа)
Автор-составитель:
Бобылева Ирина Олеговна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак»,
первая квалификационная категория
МО Карпинск
2025
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик образовательной программы............. 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................3
1.2.Цель программы ……………………………….……………………… 4
1.3.Задачи программы ……………………………………………………… 4
1.4.Возраст детей ……………………………………………………………. 5
1.5.Формы обучения ………………………………………………………… 5
1.6. Формы занятий……………………………………………………….….. 5
1.7. Учебный план …………………………….………………………...… .. 6
1.8. Содержание учебного плана …………………………………….….….. 8
1.9. Планируемые результаты……………………………...………..…........ 12
2. Комплекс организационно-педагогических условий……….………...…… 13
2.1. Календарный график... ……………………………………..…..……... 13
2.2. Условия реализации образовательной программы …..…….....……… 13
Материально-техническое обеспечение программы……...…..……… 13
Кадровое обеспечение ………………………..………………...……… 14
Методическое обеспечение ……………………………...…..………… 14
Формы аттестации ………………………………...…………….….….. 15
Оценочные материалы …………………………………..……..…….… 16
3. Рабочая программа воспитания …………………………………..….….…... 17
3.1. Основания для разработки воспитательного плана работы .............. 17
3.2. Цель рабочей программы воспитательной работы ............................... 17
3.3. Задачи воспитательной работы ............................................................... 17
3.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы... 17
3.5. Виды и формы воспитательной деятельности .......................................18
3.6. Планируемые результаты воспитательной работы ............................... 19
3.7. Календарный план воспитательной работы .......................................... 22
Список литературы................................................................................................. 24
Приложения ............................................................................................................ 25
2
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности «Юные туристы» составлена и
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Федеральный уровень.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи".
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
7. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Региональный уровень:
1.Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №
461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области».
3
2. Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2021 N
125-ПП, ПП)
О
системе
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области.
3.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
4. Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 22 декабря 2021 года N 1245-Д «Об утверждении
методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
5. Методические рекомендации от 29.04.2025 г. № 582- д «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях».
6.Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
7. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак».
Отличительной особенностью программы является то, что она дает
возможность учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять
особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к
исследовательской деятельности, принять участие в созидательной
деятельности, развивать свои физические и творческие способности. При
реализации таких активных форм занятий как экскурсии и походы,
способствует введению растущего человека в духовную атмосферу того места, с
которого начинается его судьба, воспитанию патриотизма, бережному
отношению к природному и духовному наследию родного края.
Актуальность данной программы заключается в том, что туристскокраеведческая деятельность, имеет огромный оздоровительный потенциал:
снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма
младшего школьника .Использование в образовательном процессе приемов и
методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,
собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения обеспечивают формирование познавательных способностей.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Цель программы: формирование у обучающихся интереса к занятиям
туризмом.
Задачи программы:
Личностные задачи
- формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни и гигиены как
в повседневной жизни, так и в условиях похода;
- развитие таких качеств, как уверенность в себе, трудолюбие, терпение,
способность к сопереживанию, коллективизма;
4
- проявление чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Предметные задачи:
- овладение техникой туризма, приемов безопасной организации быта в
походах, экспедициях; приобретение навыков ориентирования на местности,
оказания первой помощи;
- приобретение обучающимися знаний о природе и взаимосвязях её
компонентов, истории, культуре родного края;
способствование развитию познавательного интереса к краеведению,
изучению основ туристско-краеведческой деятельности;
Метапредметные задачи:
- умение самостоятельно приготовить пищу, вымыть посуду, ухаживать за
одеждой, обувью, снаряжением;
- участие обучающихся в играх, викторинах, конкурсах, наличие желания
узнавать новое;
- формирование общей культура поведения на занятиях, в походах и экскурсиях;
- снижение числа фактов отклоняющегося поведения, повышение
привлекательности здорового образа жизни;.
- приобщение к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой
Родины.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11–13 лет.
Режим занятий: Организация учебного процесса осуществляется в очной
форме обучения, В период невозможности проведения очных занятий по
причине карантинных мероприятий, актированных дней, предполагается
дистанционная
самостоятельная
работа.
Продолжительность
одного
академического часа – 45 мин, перерыв между занятиями – 10 мин., занятия
проводятся 1 раз в неделю – 2 часа.
Формы обучения: занятий осуществляются всем составом объединения,
занятия по подгруппам, индивидуальные занятия.
Формы занятий: Занятия по программе могут быть теоретическими и
практическими, проводиться в форме экскурсий, презентаций, игр, конкурсов,
викторин, тестов, акций, бесед.
В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное
участие в воспитательных мероприятиях.
Программа будет реализована с использованием:
-различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и
электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
5
1.7. Учебный план «Юные туристы»
Количество часов
№ п/п
1.1.
2.1.
2.2.
Темы
всего
теория
1. Введение
2
2
Оздоровительная роль
туризма.
Правила поведения юных
туристов.
2
ИТОГО 2
2. Основы туристской подготовки
4
4
Основы безопасности в
природной среде
2
Личное снаряжение и уход за 4
ним
Формы текущего контроля
практика
Тест
-
Опрос
2
Наблюдение
Опрос
Питьевой режим на
туристской прогулке
2
Групповое снаряжение и уход
за ним
6
2.5.
Индивидуальный и групповой
ремонтный набор
2
2
-
Наблюдение
2.6.
Организация биваков и охрана 4
природы
2
2
Наблюдение
Туристская группа на
прогулке (экскурсии)
-
2.3.
2.4.
2.7.
3.1.
2
-
Наблюдение
Опрос
-
6
Кроссворд
Опрос
6
Опрос
6
Наблюдение
Опрос
ИТОГО 28
3. Основы топографии
2
Мой дом, моя школа.
12
16
-
2
Наблюдение
Опрос
3.2.
План местности
6
-
6
Наблюдение
Опрос
3.3.
Условные знаки
6
2
4
Наблюдение
Опрос
ИТОГО 14
4.1.
2
12
4. Основы ориентирования
2
Ориентирование по сторонам 4
горизонта
2
6
Наблюдение
Опрос
4.2.
Ориентирование на местности 6
ИТОГО 10
5.1.
2
4
4
6
5. Личная гигиена и первая помощь
2
Личная гигиена юного туриста 2
-
Практическое занятие
Наблюдение
Опрос
Викторина
5.2.
5.3.
5.4.
Походный травматизм и
возможные заболевания
4
Обработка ран, ссадин и
наложение простейших
повязок
Способы транспортировки
пострадавшего
4
-
4
Практическое занятие
2
-
2
Наблюдение
2
2
Опрос
Опрос
4
ИТОГО 12
6. Основы краеведения
6.1.
Родословие
Наблюдение
2
8
-
2
Наблюдение
Опрос
Викторина
6.2.
Земляки
2
-
2
Наблюдение
Опрос
6.3.
Природа родного края
4
2
2
Наблюдение
Опрос
8
ИТОГО 74
2
26
6
48
По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Кол-во
Практические занятия
Экскурсии
23
4
7
Кол-во
часов
46
8
1.8. Содержание учебного плана
1. Введение
1.1. Оздоровительная роль туризма
Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления
организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза
чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека.
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебнотренировочном полигоне, в парке (лесу). Правила поведения юных туристов на
экскурсиях и туристских прогулках.
Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В
здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья». Юные туристы хорошие товарищи и коллективисты.
2. Основы туристской подготовки
2.1. Основы безопасности в природной среде
Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки,
экскурсии в парк (лес). Правила поведения юных туристов во время различных
природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила
поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания.
Правила безопасности при встрече в природной (городской) среде с
представителями животного мира (в том числе домашними животными).
Необходимость выполнения требований руководителя туристской
(экскурсионной) группы. Взаимопомощь в туристской группе.
2.2. Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии:
рюкзачок, обувь, одежда (спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка,
головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. Требования к
упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение
гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с
сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением.
Практические занятия:
Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка
по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для проверки умений
готовиться к туристским мероприятиям.
2.3. Питьевой режим на туристской прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый
запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской
прогулки.
2.4. Групповое снаряжение и уход за ним
Практические занятия:
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и
тенты, их виды и назначение. Устройство палаток и правила ухода за ними.
Стойки и колышки для палатки.
8
Кухонное и костровое снаряжение: котелки, таганок, саперная лопатка,
рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов
питания.
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для
туристской прогулки.
2.5. Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор
заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). Назначение предметов ремонтного
набора и правила пользования ими.
2.6. Организация биваков и охрана природы
Охрана природы при организации привалов и биваков. Охрана природы
на туристской прогулке или во время экскурсии.
Требования к бивакам (наличие дров и источника питьевой воды,
безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование бивака (места для
установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора
воды и мытья посуды, туалеты).
Практические занятия:
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на
прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.
Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки .
2.7. Туристская группа на прогулке (экскурсии)
Практические занятия:
Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской
группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп
движения туристской группы во время прогулки (экскурсии).
Экскурсии по городу.
3. Основы топографии
3.1. Мой дом, моя школа, школьный двор
Практические занятия:
Планировка дома (квартиры), класса, территории Станции; назначение и
расположение различных комнат, кабинетов. Планировка класса и здания
Станции.
Экскурсия по зданию, кабинетам и другим помещениям.
3.2. План местности
Практические занятия:
Рисунок и простейший план местности (план учебного класса, здания
станции, приусадебного участка). Изображение местности
на рисунке,
фотографии, схеме или плане.
Рисовка плана стола (парты), класса. Знакомство с планом расположения
здания станции, приусадебного участка.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов). Освоение навыков чтения
и движение по схеме (плану) учебного класса, здания станции, приусадебного
участка .
9
Просмотр и обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои
использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов,
путешествия, постройка жилища для друзей).
3.3. Условные знаки
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов,
искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.
Знакомство с изображением местности учебного класса, здания станции,
приусадебного участка. Роль топографа в туристской группе. Легенда
туристского маршрута.
Практические занятия:
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам.
Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской
прогулки.
4. Основы ориентирования
4.1. Ориентирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта.
Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира,
по местным признакам.
Практические занятия:
Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам
растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка
(леса) или приусадебного участка.
4.2. Ориентирование на местности
Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на
местности. Рельеф.
Практические занятия:
Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на
местности: временем движения, парами шагов и пр. Ориентирование по
описанию (легенде). Разведчик туристской группы, его обязанности и действия.
5. Личная гигиена и первая помощь
5.1. Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при
организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях
физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом.
Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость
принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение
гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара
туристской группы.
5.2. Походный травматизм и возможные заболевания
Соблюдение гигиенических требований в походе.
10
Профилактика
заболеваний и травматизма.
Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм.
Необходимая помощь. Способы обработки.Профилактика и защита глаз от
попадания посторонних предметов.Причины ожогов и обморожений.
Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды
ожогов и обморожений.
Практические занятия:
Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте.
Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая
помощь.
5.3. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Практические занятия:
Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок,
материалы для обработки ран и наложения повязок.
Игра «Айболит» (первая помощь, правила обработки ран и наложения
повязок).
5.4. Способы транспортировки пострадавшего.
Практические занятия:
Взаимопомощь
в
туристской
группе
при
транспортировке
пострадавшего.Организация транспортировки пострадавшего при несложных
травмах.
Изготовление
транспортных
средств
из
курток,
штормовок.
Транспортировка условно пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на
руках, простейших транспортных средствах.
6. Основы краеведения
6.1. Родословие
Практические занятия:
Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы:
"Моя семья", «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая
игрушка».
6.2. Земляки
Практические занятия:
Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, частушек. Знакомство
с народными промыслами.
6.3. Природа родного края
Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена
года,сезонные изменения в природе. Растения и животные своей местности в
разные времена года.
Значение наблюдений за погодой. Правила поведения на природе и
наблюдения за ней во время экскурсии. Приборы для наблюдений за погодой.
Практические занятия:
Организация наблюдений за погодой, ведения календаря наблюдений.
Экскурсии в парк (лес). Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы
11
различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и
птиц, сбор растений для гербариев и пр.).
Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц.
1.9. Планируемые результаты:
Личностные:
Будет сформирована патриотическая гражданская позиция;
обучающиеся проявляют социальную активность в волонтерских акциях,
конкурсах и соревнованиях;
будет сформирована позитивная мотивация к здоровому образу жизни;
проявятся морально-волевые качества туриста: целеустремлённость,
настойчивость, смелость, решительность, инициативность;
проявятся коммуникативные навыки в спортивной деятельности и
взаимодействии в команде.
Предметные:
по окончании обучения, учащиеся будут:
знать:
основы первой помощи и гигиены;
основы ориентирования и топографии;
основы техники безопасности.
уметь:
пользоваться картой и компасом;
- учащиеся смогут оказать первую помощь.
Метапредметные: Обучающиеся:
приобретут опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими школьниками;
разовьют умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
будут сформированы навыки здорового образа жизни обучающихся;
обучающиеся смогут под руководством педагога приготовить пищу, вымыть
посуду, смогут ухаживать за своей одеждой и обувью;
будет сформирована общая, в том числе речевая, культура поведения на
занятиях, в походах и экскурсиях.
12
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный график
№ п/п
1
Основные характеристики
образовательного процесса
Год обучения
2
Продолжительность занятий
45 мин
3
Количество часов в неделю
2 часа
4
Количество учебных недель
37
5
Количество часов
74
6
Начало учебного года
7
Конец учебного года
1 год
1 сентября
31 мая
2.2. Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами:
столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для
хранения учебных и наглядных пособий, ПК, мультимедийный проектор, карты,
атласы.
Дидактические материалы:
1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция
минералов).
2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации)
Снаряжение и оборудование:
1. Палатки туристские – 2 шт;
2. Спальные мешки – 2 шт;
3. Рюкзаки– 2 шт;
4. Коврики туристские – 2 шт;
5. Туристские котлы – 3 шт;
6. Пила, топор в чехлах, растяжка;
7. Походная аптечка – 1 шт;
13
8. Ремонтный набор – 1 шт;
9. Компас – 2 шт;
10. Комплект карт;
11. Канцелярские товары.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, имеющий педагогическое образование.
Методическое обеспечение программы
1. Атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы» (Плешаков
А.А.).
2. Видеопрезентация "Городской округ Карпинск".
3. Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор".
4. Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала».
5. Видеоролики о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
6. Игра «Туристенок».
7. Инструкции по технике безопасности, утверждённые МАУ ДО СТиЭ
«Конжак».
8. Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по городу
Карпинску»
9. Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории
Урала. Выпуск 71.. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. —
С. 20. — 128 с.
10.Плакаты по безопасности.
11. Столица Уральского севера. Upmonitor.ru
12. Сценарий «Экскурсия "Площади города"
13.Сценарий «Экскурсия «Улицы нашего города».
14.Сценарий «Экскурсия «Гора Голая (Водонапорная башня) – Метеостанция».
15.Фильм «Природа в разное время года»
16.Фильмы: « Там, где тайга, река и скалы. Северный Урал». «Седой Урал».
17.Фотоматериалы о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
18.Интернет ресурсы: https://gdk-karpinsk.ekb.muzkult.ru.
19.Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым.
20.Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru.
14
Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит
из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий,
участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий,
средний, низкий.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль
Для определения степени усвоения учащимися знаний по программе в
конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения учащимися содержания программы в конце
учебного года проводится итоговый контроль.
Задачи
Планируемый результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные Образо- Беседа,
опрос, Определен уровень
вательные Метапред- тестирование.
развития детей и их
метные
способности
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные Образоигры, творче- учащимися получены
вательные Метапред- ские задания,
знания по темам, разметные
тест
делам программы
Итоговый контроль
Личностные Образовательные Метапредметные
Текущий контроль
Личностные:
Формирование навыков безопасного поведения в природе, уважительного отношения к природе, истории и культуре родного города
Образовательные:
Стимулирование интереса к знакомству с
природными и куль-
Форма контроля
тесты
Наблюдение,
Тест
Викторина,
Наблюдение
Цель проведения
Получение информации о ребенке
Определение степени
усвоения обучающимися знаний по программе
Дата: май
У учащихся сформи- Оценка качества усвоеровано уважительное ния обучающимися соотношение к природе, держания программы
истории и культуре
по итогам учебного городного города
да
В течение учебного года
У учащихся
Определение степени
сформированы навы- усвоения
ки безопасного пове- обучающимися учебнодения в природе,
го материала.
уважительное отноОпределение готовношение к природе, ис- сти детей к
тории и культуре
восприятию нового мародного города
териала. Повышение
Учащиеся проявляют ответственности и заинтерес к знакомству интересованности в
обучении. Выявление
с природными и
детей, отстающих и
культурными объек15
турными объектами
родного города
Метапредметные:
Формирование позитивной мотивации к
участию в экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских акциях, совершенствование познавательной,
творческой и общественной активности
тами родного города
опережающих обучение. Подбор наиболее
Учащиеся участвуют эффективных методов
в экскурсиях, походах и средств обучения.
выходного дня, волонтерских акциях, у
них высока познавательная и общественная активность.
Акции,
Экскурсии,
Тесты
Оценочные материалы
Учебный Год
Форма
год
обучения
20252026
1 год
Оценочные материалы
Входящий
контроль
(тестирование)
Приложение 1. Тест «Я знаю многое о
родном крае»
Промежуточный Приложение 2. Тесты для
промежуточного контроля.
контроль
(тестирование)
Итоговый
контроль
(тестирование)
Приложение 3. Итоговое тестирование.
16
3. Рабочая программа воспитания
3.1. Основания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 № 678-р;
4.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
3.2.Цель рабочей программы воспитательной работы
- создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
3.3. Задачи воспитательной работы:
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
Обеспечение развития личности и её социально-психологической
поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде
обитания;
Развитие воспитательного потенциала семьи;
Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
3.4.Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о
ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного
отношения к национальным героям и культурным представлениям российского
народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость,
милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о
духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к
традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
17
Здоровьесберегающее
направление
(физическое
воспитание
и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности):
формирование и содействие здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых
знаний, интерес к творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного,
творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к
сознательному выбору профессии): формирует знания, представления о
трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные
направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся,
привитие осознанного стремления к правомерному поведению)
3.5. Виды и формы воспитательной деятельности
(по В. А. Сластенину)
№
Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
18
Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в периодической печати, экскурсии (в музей, на
выставку в библиотеку и т. п.), конкурсы, турниры, олимпиады,
Общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы
(трудовые десанты, операции, работа «по секрету», рейд добровольцев).
Дискуссии.
Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть
или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например, «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры
поведения.
Концерты, художественные конкурсы, посещение театра, экскурсии в
музей; фестивали, праздники
Спортивные игры, состязания,
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.
3.6. Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели,
решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных
в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)
Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)
Целевые ориентиры результатов воспитания
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
19
Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
20
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Общеинтеллектуальное направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)
Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)
Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.
21
3.7. Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
Мероприятие
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскоДень защитника
патриотическое
Отечества
воспитание, прио
бщение детей к
Международный
культурному
женский день
наследию,
экологическое
День Победы. Участие
воспитание)
в акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»
Духовнонравственное (нр
авственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)
.
Праздник «День
Матери в России»
10 000 добрых дел
году.
Экскурсии по городу
Экскурсия
«Площади города»
«Образовательные
учреждения нашего
города»
«Улицы нашего
города»
Родительское
собрание «Лето- 2026.
Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской и
правовой направленности
личности, активной жизненной
позиции;
Формирование у воспитанников
таких качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и уважения к
традициям Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободам и обязанностям
человека.
Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность,
семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные
религии России, искусство,
природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного
к принятию ответственных
решений и к проявлению
нравственного поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной
культуры, основанной на
самоопределении и
самосовершенствовании.
Воспитание доброты, чуткости,
сострадания, заботы и
милосердия.
Создание единой воспитывающей
среды, в которой развивается
личность ребенка, приобщение
родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы
образовательного учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
22
Сроки
проведени
я
Февраль
2026
Март 2026
Май 2026
Октябрь
2025
Декабрь
2025
Октябрьноябрь
2025
Март 2026
Апрель
2026
Май 2026
Май 2026
образовательного учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры
родителей.
Здоровьесберега Неделя безопасности: Формирование и развитие знаний,
- презентация
установок, личностных
ющее
«Правила безопасного ориентиров и норм здорового и
направление:
(физическое
поведения на
безопасного образа жизни с целью
воспитание и
дорогах»;
сохранения, и укрепления
формирование
- просмотр
физического, психологического и
культуры
видеороликов по
социального здоровья
здоровья,
антитеррористической обучающихся как одной из
безопасность
безопасности;
ценностных составляющих
жизнедеятельнос
- беседа о пожарной личности обучающегося.
ти)
безопасности.
Формирование у учащихся
сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности
и безопасности окружающих,
усвоение ими знаний и умений
Экскурсии и походы распознавать и оценивать опасные
выходного дня
ситуации, определять способы
защиты от них, оказывать само- и
взаимопомощь.
Способствовать преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами физической
культуры и занятием спортом.
Активная практическая и
Общеинтеллекту
мыслительная деятельность.
альное
Формирование потребности к
направление:
(популяризация
изучению, создание
научных знаний,
положительной эмоциональной
проектная
атмосферы обучения,
деятельность)
способствующей оптимальному
напряжению умственных и
физических сил учащихся.
Формирование интереса
к исследовательской и проектной
деятельности, научной работе.
Выявление и развитие природных
задатков и способностей
обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его
потребности в
самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии.
23
Сентябрь
2025
В течение
года
Социальное нап
равление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)
Ежегодная
общероссийская
добровольческая
акция «Весенняя
неделя добра»
Формирование готовности
учающихся к выбору направления
своей профессиональной
деятельности в соответствии с
личными интересами,
индивидуальными особенностями
и способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование экологической
культуры. Формирование
общественных мотивов трудовой
деятельности как наиболее ценных
и значимых, устойчивых
убеждений в необходимости труда
на пользу обществу. Воспитание
личности с активной жизненной
позицией, готовой к принятию
ответственности за свои решения
и полученный результат,
стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению
Апрель
2026
Список литературы
1. Волков Н. Спортивные походы в горах. - Издательство «Физкультура и
спорт», Москва.1994.
2. Колесникова А.В. Спортивное ориентирование. -2002.
3. Константинов Ю.С. Ориентирование как образ жизни. - Москва,2007.
4. Константинов Ю.С.Туристские спортивные маршруты. - Москва,
профиздат.1987.
5.Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Изд. 2е. - м.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
6. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. -М.:
ЦДЮТиК, 2005.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - Издательство «Физкультура и
спорт», Москва.1990.
8. Кодыш Э.Н. Туристские слеты и соревнования. - Москва,
профиздат.1984.
9. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - Издательство
«Физкультура и спорт», Москва.1979.
10. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы.
Издательство «Физкультура и спорт», Москва.1981.
11. Моргунов Б.П. Туризм - Москва, Просвещение.1978.
12.Словарь юного туриста. Cост. В.М. Куликов. Л.М.Ротштейн. Ю.В.Контантинова. - М.: ФЦДЮТик. 2004.
13.СтоляренкоА.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: 2002.
24
Приложение №1
Входящий контроль
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Выбери один правильный ответ
1. Какое животное изображено на гербе Свердловской области?
а) бобр;
б) орёл;
в) соболь;
г) лось.
2. Как называется самая высокая горная вершина Свердловской области?
а) Денежкин Камень;
б) Конжаковский Камень;
в) Серебрянский Камень;
г) Эверест.
3. Какое растение тайги выше остальных?
а) ольха;
б) черемуха;
в) яблоня;
г) лиственница.
4. Какой посёлок Карпинска был ликвидирован в 2020 году?
а) Кытлым;
б) Каквинские Печи;
в) Новая Княсьпа;
г) Веселовка.
5. В каком веке были высажены кедры и лиственницы рядом со зданием
Богословской больницы?
а) 18;
б) 19;
в) 20;
г) 21.
6. Какой городской округ не граничит Карпинском?
а) Ивдельский;
б) Волчанский;
в) Краснотурьинский;
г) Новолялинский.
7. Какое растение не является редким и не внесено в Красную книгу
Свердловской области?
а) ирис сибирский;
б) калипсо луковичная;
в) пион уклоняющийся;
г) гвоздика пышная.
8. Какое животное не является редким и не включено в Красную книгу
Свердловской области?
а) рысь;
25
б) речная выдра;
в) европейская норка;
г) летяга.
Ключ 1-в
2-в
3-г
4-б
5-б
6-а
7-г
8-а
Результаты теста:
0-3 низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-8 высокий уровень
Тест «Я узнал много нового о природе»
Выбери один правильный ответ
1. Какое растение не произрастает на территории Станции туризма и экскурсий
«Конжак»?
а) пихта;
б) лиственница;
в) черемуха;
г) яблоня.
2. Какая река не протекает по территории муниципального округа Карпинск?
а) Турья;
б) Каква;
в) Лобва;
г) Сосьва.
3. Какая птица является оседлой?
а) деревенская ласточка;
б) скворец;
в) снегирь;
г) белая трясогузка.
4. Какой элемент отсутствует в гербе муниципального округа Карпинск?
а) синий орёл;
б) чёрно-золотой камень;
в) скрещенные кирки;
г) шишки кедра.
5. В какое море впадает после долгого путешествия река Турья?
а) Карское;
б) Лаптевых;
в) Балтийское;
г) Чёрное.
6. Какой народ населял Северный Урал до прихода русских?
а) татары;
б) манси;
в) марийцы;
г) чуваши.
7. Какое животное не относится к копытным?
а) лось;
б) кабан;
в) северный олень;
г) бобр.
8. Как правильно утилизировать отработавшие свой срок батарейки?
26
а) закопать в почву;
б) поместить в контейнер для твёрдых коммунальных отходов;
в) поместить в контейнер для опасных отходов;
г) бросить в ведро для мусора.
Ключ 1-а
2-г
3-в
4-г
5-а
6-б
7-б
8-в
Результаты теста: 0-3 низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-8 высокий уровень
Приложение №2
Тесты для промежуточного контроля.
Вопрос 1
Что такое туризм?
Варианты ответов
отдых на берегу моря;
путешествие по стране с рюкзаком;
поход на гору.
Вопрос 2
Какой из перечисленных видов не относится к туризму?
Варианты ответов
авиационный;
водный;
пешеходный
Вопрос 3
Какие вещи вы возьмете в поход?
Варианты ответов
подушку;
матрас;
компас
Вопрос 4
Какое снаряжение относится к личному снаряжению?
Варианты ответов
туристическая палатка;
казанок;
рюкзак.
27
Вопрос 5
Для чего предназначен компас?
Варианты ответов
узнать время;
для ориентирования на местности;
для измерения масштаба карты.
Вопрос 6
Что такое бивак?
Варианты ответов
участник группы, идущий последний в походной группе;
место размещения туристской группы для ночлега или отдыха;
день в походе, предназначенный для отдыха и подготовки группы к
дальнейшему движению по маршруту.
Вопрос 7
Какие предметы входят в состав ремонтного набора?
Варианты ответов
иголка, нитка, булавки;
зубная щетка. полотенце, нож;
пила, молоток, плоскогубцы.
Вопрос 8
Разводить костер необходимо.........
Варианты ответов
по возможности на старом кострище;
среди деревьев под нависающими ветвями;
рядом с палатками
Вопрос 9
Определите признаки наземные предметы и водная поверхность название ветра
штиль?
Варианты ответов
Флаг висит спокойно, водная поверхность зеркальная;
Флаг слабо развевается, рябить поверхность воды;
флаг вытягивается, волны становятся длиннее.
Вопрос 10
Определите название ветра шторм по признакам наземным и водным
28
предметы?
Варианты ответов
ломает большие деревья, высокие волны с длинными опрокидывающимися
гребнями;
срывает крыши, вырывает с корнем деревья, вся водная поверхность
становится белой от пены;
ломает тонкие ветки, гнутся большие деревья, высота и длина волн заметно
увеличиваются.
Вопрос 11
Какие птицы первые прилетают в марте месяце?
Варианты ответов
скворцы;
грачи;
соловьи.
Вопрос 12
В каких продуктах содержатся белки?
Варианты ответов
хлеб, крупа, картофель, мед;
мясо, рыба, молоко, бобы, горох;
сахар, гречка, яйцо.
Вопрос 13
В каких продуктах содержатся углеводы?
Варианты ответов
мясо, рыба, яйцо;
крупа, хлеб, картофель, мед;
молоко, сгущенка, горох.
Правильные ответы:1-1;2-1;3-3;4-3;5-2;6-2;7-3;8-1;9-1;10-1;11-1;12-2;13-2.
29
Приложение №3
Итоговое тестирование.
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
30
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для
того, чтобы:
А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него
неожиданных поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;
31