Дополнительная программа Школа безопасности ( Бушуев А.М) (1)

Отдел образования администрации муниципального округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «2_» июня 2025 г.
Протокол № 3__

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова
Наталья Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна, o=МАУ
ДО "Станция туризма и экскурсий Конжак",
email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU

Приказ № 128-д от «2» июня 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Школа безопасности»
2025-2026
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год (222 часа)

Автор- составитель:
Бушуев Алексей Михайлович
Педагог дополнительного
образования

МО Карпинск
2025 год

Оглавление
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВЫАЮЩИХ ПРОГРАММ 3
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................. 3
1.2.Цель программы ............................................................................................................................. 4
1.3.Задачи программы .......................................................................................................................... 4
1.5.Формы занятия ................................................................................................................................ 5
2.Учебный план «Школа безопасности»............................................................................................... 6
2.1.Содержание учебного плана «Школа Безопасности» .................................................................. 8
3.Планируемые результаты .................................................................................................................. 15
4.Комплекс организационно-педагогических условий .................................................................... 16
4.1.Календарный график ................................................................................................................... 16
4.2.Условия реализации образовательной программы................................................................ 16
4.2.1.Материально-техническое обеспечение программы....................................................... 16
4.2.2.Кадровое обеспечение ............................................................................................................ 17
4.2.3.Методическое обеспечение ................................................................................................... 17
4.2.4.Форма аттестации .................................................................................................................. 18
4.2.5.Оценочные материалы.......................................................................................................... 20
5.Рабочая программа воспитания ........................................................................................................ 20
5.1.Оснавания для разработки воспитательного плана работы: ............................................... 20
5.2.Цель рабочей программы воспитательной работы: .............................................................. 20
5.3.Задачи воспитательной работы: ................................................................................................ 20
5.4.Приорететные направления в организации воспитательной работы ................................ 21
5.5.Виды и формы воспитательной деятельности ........................................................................ 22
5.6.Планируемые результаты воспитательной работы ............................................................... 22
5.7.Календарный план воспитательной работы ........................................................................... 25
Список литературы ................................................................................................................................ 30
Приложение .............................................................................................................................................. 32

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВЫАЮЩИХ
ПРОГРАММ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек всегда был вынужден бороться за свое существование: с
окружающей средой – климатом, природными явлениями, хищными
животными; с болезнями и эпидемиями; с другими людьми – за ресурсы
(территорию, пропитание, жилище, одежду и т.п.), которых всегда не достает
вследствие естественного несоответствия потребностей возможностям
(обеспечивающего прогресс), за право на достойную жизнь.
Сегодня с ростом потребности в безопасности, осознании угрозы
надвигающихся опасностей, во всех сферах жизнедеятельности человека,
необходимо выделить роль системы образования. Ведь именно через
образование детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к
соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе,
на природе, а затем в обществе и на производстве.
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и
развития детей записано: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их
время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их
будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Всем детям
должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и
реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях».
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами
безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и
первостепенных задач взрослых.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Школа Безопасности» составлена
и разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
− Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Методические рекомендации от 29.04.2025 г. № 582-д «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях».
− Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации"
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)")
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении

Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
− Положение о разработке программы дополнительного образования МАУ
ДО СТиЭ «Конжак».
Актуальность данной программы обусловлена еѐ практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический
опыт в походах, выживании в природных условиях, в экстремальных
ситуациях, соревнованиях по спортивному туризму, спортивному
ориентированию и в соревнованиях образовательных учреждений «Школа
безопасности» разных уровней.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
заключается в сочетании разных форм и методов обучения для достижения
конечного результата образовательной программы, социальной адаптации
обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной жизни.
Новизна программы в том, что впервые предложена система
поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях,
рассмотрены психологические основы выживания в природных условиях.
Отличительные
особенности
данной
программы
от
уже
существующих программ заключаются в том, что программа «Школа
безопасности» расширяет и углубляет знания обучающихся в основной
школе по предмету ОБЖ и направлена на обеспечение дополнительной
теоретической и практической подготовке по основам безопасности
жизнедеятельности.
Программа реализуется с использованием:
-различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и
электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
– туристско-краеведческая.
1.2.Цель программы
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной и общественной безопасности через
совершенствования навыков поведения в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера.
1.3.Задачи программы
1. формирование у обучающихся сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной и общественной безопасности;
2. овладение практическими навыками и умениями поведения в
экстремальных ситуациях;
3. стремление к здоровому образу жизни;
4. совершенствование
морально-психологического
состояния
и
физического развития подрастающего поколения.

Основные задачи:
Личностные:
1. Способствовать формированию гражданской, активной жизненной
позиции.
2. Способность и готовность к сотрудничеству в коллективе.
3. Воспитать осознанное отношение к этому виду деятельности, подготовить
психологически к выполнению специфической работы спасателя.
4. Раскрытие личностного потенциала ребенка, развитие у него природных
задатков и творческие способности.
5. Пропагандировать в молодежной среде здоровый и безопасный образ
жизни.
Метапредметные:
1.Развитие деловых качеств (самостоятельности, ответственности,
активности, психологической устойчивости);
2. Развитие способности в умении планировать, контролировать и оценивать
учебные действия.
3. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Обучить методике и технологии проведения спасательных работ.
5. Сформировать из наиболее успешно осваивающих программу
обучающихся команду для участия в областных соревнованиях ГУ МЧС
России по Свердловской области «Школа безопасности».
Предметные:
1. Дать знания и навыки в области туризма
2. Дать обучающимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных
ситуациях;
3. Подготовить обучающихся к действиям по спасению и самоспасению в
условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, и техногенного
характера, мирного и военного времени;
4. Научить основам оказания первой помощи.
Срок реализации: «Стартовый» - 1 год
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Уровень программы: «Стартовый»
Возраст детей: от 11 до 17 лет.
Режим занятий: Организация учебного процесса осуществляется в очной
форме обучения, В период невозможности проведения очных занятий по
причине карантинных мероприятий, актированных дней, предполагается
дистанционная самостоятельная работа. Продолжительность одного
академического часа – 45 мин, перерыв между занятиями – 10 мин., занятия
проводятся 2 раз в неделю – 3 часа.
Форма обучения: занятия осуществляются всем составом объединения,
занятия по подгруппам, индивидуальные занятия.
1.5.Формы занятия
Беседа, диагностический тест, практическое занятие, поход,
диагностический тест.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется

педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с
привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик.
Педагог должен воспитывать у обучающихся умения и навыки
самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять требования
«Инструкции по организации и проведению туристских походов», «Правил
организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской
Федерации».
Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебнотренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, а
также на местности (на прилегающем участке, стадионе, в парке) и в
помещении. В период осенних, зимних, весенних каникул практические
навыки отрабатываются в многодневных степенных походах, на
соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Особое
внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую
подготовку занимающихся в объединениях детей.
В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное
участие в воспитательных мероприятиях.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Год обучения/ Режим
занятий/ Количество
срок освоения продолжительность
часов в неделю
1 год

3/45 мин.

6

Количество
учебных
недель
37

Итого часов в
год
222

2.Учебный план «Школа безопасности»
Тема

1.1
1.2

2.1
2.2
2.3
2.4

Количество часов
Теори
Практик
Всего
я
а

1. Вводное занятие.
Введение в программу.
2
1
1
Анкетирование.
Правила безопасности
1
1
Всего
3
2
1
2. Основы поисково-спасательных работ
История МЧС
1
1
История
развития
движения
«Школа безопасности». Его цели
1
1
и задачи
Этапы
проведения
ПСР
9
3
6
(Поисково-спасательных работ)
Поисково-спасательные
работы
9
2
7
природного характера

Формы
текущего
контроля

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Наблюд
ение
Наблюд
ение

2.5
2.6
2.7
2.8
2.9

3.1
3.2
3.3
Всего
4.1
4.2

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

Поисково-спасательные
работы
техногенного характера
Поисково спасательные работы на
воде (Акватория)
Боевое развертывание
Средства индивидуальной защиты

6.2
6.3

2

7

9

2

7

5

1

4

4

1

3

Подведение
итогов
по
осуществлению ПСР (Поисково1
1
0
спасательных работ)
Всего
48
14
34
3. Обеспечение туристских походов
Снаряжение для походов
3
1
2
Провизия для походов
Организация бивака

3

1

2

3

1

2

9
3
4. Автономное существование.
Понятие
об
автономном
1
1
существовании человека
Сигналы бедствия
3
1

6

Всего

2

Понятие
о
КАРТЕ
Условные знаки

4
2
5. Топография и ориентирование
топографической
6
3

2

3

6

3

3

6

2

4

8

2

6

6

3

3

32
13
6. Спортивный туризм
Изучение правил
5
5
Личное
прохождение
этапов
10
спортивного туризма.
Командная работа на этапах
15
спортивного туризма
Всего
30
5

19

Ориентирование по горизонту,
азимут
Компас, работа с компасом
Измерение расстояний
Всего

6.1

9

10
15
25

Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение

Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Опрос
Наблюд
ение
Опрос
Тестиро
вание
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Опрос
Наблюд
ене
Наблюд
ение

7.1

7.Первая помощь
Виды аптечек (эшелоны)
2

1

1

7.2

Оказание первой помощи

13

4

9

7.3

Допсихологическая помощь

12

3

9

7.4

8.1
8.2
8.3

Приемы транспортировки
4
1
пострадавшего
Всего
31
9
8.Физическая подготовка
Краткие сведения о строении и
функциях организма человека и
3
3
влиянии физических упражнений
Предупреждение
спортивных
2
2
травм на тренировках
Общая физическая подготовка
30
1
Всего
Участие
в
учреждения
ИТОГО

мероприятиях

3

Опрос
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение

22
Опрос
29

35

6

29

30

-

30

222

54

168

Опрос
Наблюд
ение
Соревно
вания

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы

Кол-во

Походы выходного дня
Многодневные походы
Занятий на местности
Практические занятия
Экскурсии

1
1
13
54
-

Кол-во
часов
6
18
39
141
-

2.1.Содержание учебного плана «Школа Безопасности»
Тема 1.Водное занятие
1.1Введение в программу. Анкетирование.
1.2 Правила безопасности
Тема 2. Основы поисково-спасательных работ
2.1. История МЧС
Теория:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий—
федеральное министерство, которое ведает вопросами предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Роль МЧС в

локальном и глобальном масштабе,
2.2. История развития движения «Школа безопасности». Его цели и
задачи.
Теория:
История создания Всероссийского движения учащихся «Школа
безопасности». Его роль в популяризации школьного курса «Основы
безопасности жизнедеятельности», совершенствовании умений и навыков
поведения в экстремальных ситуациях, привитии основ здорового образа
жизни.
2.3. Этапы проведения ПСР (Поисково-спасательных работ)
Теория:
Понятие ПСР, цели и задачи при проведении; Виды и этапы проведения
поисково-спасательных работ; Снаряжение групповое и личное при
организации и проведении ПСР; Радиообмен
Практические занятия:
Изучение снаряжения для проведения ПСР; Отработка проведения
этапов
ПСР; Видение переговоров с использованием кодовой системы.
2.4. Поисково-спасательные работы природного характера
Теория:
Виды ПСР природного характера; Оценка обстановки при проведении
ПСР; Личное и командное снаряжение при организации спасательных работ;
Обеспечение личной и командной безопасности; Виды и методы
осуществления эвакуации пострадавших из зоны ЧС.
Практические
занятия:
Навесная
переправа;
Организация
транспортировки пострадавших в неблагоприятных условиях местности;
Преодоление пересеченной местности в составе группы; Организация
временных лагерей при проведении ПСР.
2.5. Поисково спасательные работы техногенного характера.
Теория: Виды спасательных работ техногенного характера; Личное и
групповое снаряжение при осуществление ПСР, Проведение эвакуации
пострадавших из красных зон, сопровождение к зеленой зоне.
Практические занятия: Работа с гидравлическими и шанцевыми
инструментами, использование и применение снаряжений при проведении
ПСР Техногенного характера, Основы первой помощи.
2.6. Поисково спасательные работы на воде (Акватория)
Теория: Виды ПСР на воде; Снаряжение при осуществлении ПСР на
воде; организация командной работы, транспортировка пострадавшего.
Практические занятия: Применение спасательного круга, конец
Александрова; Передвижение на катамаране; Проведение эвакуации

пострадавшего с использованием плавсредств.
2.7. Боевое развертывание
Теория:
Боевое развертывание сил и средств пожарной охраны; Снаряжение и
инвентарь при проведение боевого развертывания; Этапы проведения
развертывания;
Практические занятия:
Отработка проведения этапов боевого развертывания. Изучение и
совершенствование навыков, рефлексов при работе со снаряжением.
Пожарная полоса препятствий.
2.8. Средства индивидуальной защиты
Теория:
Виды СИЗ. Условия и порядок применения СИЗ в условиях ЧС.
Практические занятия:
Отработка норматива по надеванию противогаза и ОЗК
2.9. Подведение итогов по осуществлению ПСР (Поисковоспасательных работ)
Теория:
Обсуждение и анализ проделанной работы, подведение итогов.
Практические занятия:
Проведение итоговых комплексных этапов ПСР.
Тема 3. Обеспечение туристских походов
3.1 Снаряжение для походов
Теория: Виды рюкзаков и палаток. Снаряжение для осуществления
многодневных походов и сплавов.
Практическое занятие:
Снаряжение рюкзака. Сборка и разборка палаток.
3.2 Провизия для походов
Теория:
Виды продуктов, используемых для походов. Способы расчета меню,
для многодневных походов. Методы добывания и фильтрации воды в походе.
Практическое занятие:
Расчет меню для многодневного похода.
3.3 Организация бивака
Теория:
Бивак и его виды. Изучение наиболее благоприятных мест для бивака.
Комплекс мероприятий, проводимых при установке бивака. Виды дежурств в
лагере. Виды костров.
Практическое занятие:

Установка бивака. Организация дежурства. Заготовка дров и разжигание
костров разными способами.
Тема 4. Автономное существование.
4.1. Понятие об автономном существовании человека.
Теория:
Автономное существование человека в природной среде. Причины
возникновения
вынужденного
автономного
существования.
Цели
добровольного
и
вынужденного
автономного
существования.
Психологическая подготовка к автономному существованию.
4.2. Сигналы бедствия.
Теория:
Виды сигналов бедствия. Подача сигналов бедствия с использованием
специальных средств. Как подать сигнал бедствия без применения
специальных средств. Международные коды сигналов бедствия.
Практическое занятие:
Подача сигналов бедствия различными способами.
Тема 5. Топография и ориентирование
5.1. Понятие о топографической карте.
Теория:
Определение роли топографии и топографических карт для туристов.
Масштаб и виды масштабов. Назначение спортивной карты, ее отличие от
топографической карты. Защита карты от непогоды в походе и на
соревнованиях.
Практические занятия:
Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению
масштаба, измерению расстояния на карте.
5.2. Условные знаки.
Теория:
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение
топознаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф.
Способы изображения рельефа на картах. Формы рельефа и их изображение
на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.
Практические занятия:
Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с
различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на
запоминание знаков.
5.3 Ориентирование по горизонту, азимут.
Теория:

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З.
дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.
Градусное значение основных и дополнительных направлений по
сторонам горизонта. Азимутальное кольцо (Роза направлений).
Практические занятия на местности:
Определение азимута, его отличие от простого угла. Азимутальное
кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте.
5.4. Компас, работа с компасом.
Теория:
Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Ориентир, что
может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение.
Практические занятия на местности:
Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки:
определение азимута на заданный предмет (обратная засечка), нахождение
ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту.
5.5. Измерение расстояний.
Теория:
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Средний шаг,
от чего зависит его величина. Измерение среднего шага. Таблица перевода
шагов в метры. Глазомерный способ измерения расстояния.
Практические занятия на местности:
Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков
перевода пар шагов в метры.
Тема 6. Спортивный туризм
Специальная подготовка по спортивному туризму
6.1. Изучение правил.
Положение о соревнованиях. Участники соревнований. Представитель,
тренер и капитан команды. Проведение соревнований. Основные принципы
определения результатов. Разрядные требования.
Знать: права и обязанности участников соревнований, порядок
проведения соревнований, принципы определения победителей, разрядные
требования.
6.2. Личное прохождение этапов спортивного туризма.
Теория: Правила и последовательность действий при работе на
технических этапах. Возможные ошибки и нарушения. Техника
безопасности. Тактическое разнообразие приемов при личном прохождении
дистанции.
Практическое занятие: Личное прохождение технических этапов
спортивного туризма 2 класса. Организация самостраховки при прохождении

технических этапов. Отработка скорости работы на этапе. Самостоятельное
наведение этапов и дистанций спортивного туризма, под наблюдением
руководителя.
6.3 Работа в связки на этапах спортивного туризма.
Теория: Спуск, параллельные веревки, подъем, навесная переправа,
траверс, бревно. Последовательности действий, тактическое разнообразие
приемов, техник безопасности при прохождении этапов в составе связки.
Практическое занятие: Прохождение этапов спортивного туризма 2
классов в составе связки. Самостоятельное наведение этапов и дистанций
спортивного туризма, под наблюдением руководителя.
Тема 7. Первая помощь
7.1. Виды аптечек (эшелоны).
Теория:
Применение и состав аптечек в тактической медицине. Составление
походной аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Состав походной
аптечки для походов выходного дня и многодневных. Личная аптечка
туриста. Индивидуальные лекарства, необходимые при хронических
заболеваниях.
Практические занятия:
Формирование аптечек.
7.2. Оказание первой помощи.
Теория:
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки
кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с
применением табельных и подручных средств.
Практические занятия:
Практическое наложение повязок и жгутов. Действия при ожогах.
7.3. Допсихологическая помощь.
Теория:
Экстренная допсихологическая помощь. Необходимые действия в
экстремальной ситуации. Реакции человека на экстремальные ситуации.
Практические занятия:
Оказание допсихологической помощи в различных ситуациях.
7.4. Приемы транспортировки пострадавшего.
Теория:
Зависимость способа переноски и транспортировки пострадавшего от
характера и места повреждения, его состояния, от количества людей,

оказывающих помощь. Виды транспортировки пострадавших. Способы
иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной
локализации.
Практические занятия: Транспортировка пострадавших разными
способами и средствами. Изготовление носилок из подручных средств.
Тема 8. Общая и специальная физическая подготовка
8.1. Предупреждение спортивных травм на тренировках.
Теория:
Контроль и самоконтроль. Значение и содержание самоконтроля при
занятиях спортом. Показания и противопоказания к занятиям различными
видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон,
аппетит, работоспособность, настроение. Понятие «спортивная форма»,
распознавание утомления, перетренировки.
8.3. Общая физическая подготовка.
Теория:
Основная задача общей физической подготовки развитие и
совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.
Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения
безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.
Требования к физической подготовке, ее место и значение в
повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем
физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и
тактикой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на
различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов
группы.
Практические занятия:
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи.
Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением.
Упражнения со скакалкой.

3.Планируемые результаты
В результате работы по программе «Школа безопасности» обучающиеся
будут знать правила сознательного и ответственного отношения к вопросам
личной и общественной безопасности, должны уметь применять полученные
знания на практике
Личностные:
1. Сформирована гражданская, активная жизненная позиция;
2. Способность и готовность к сотрудничеству в коллективе,
3. Освоена методика и технологии проведения спасательных работ,
воспитано осознанное отношение к этому виду деятельности, готов
психологически к выполнению специфической работы спасателя;
4. Раскрыт личностный потенциал, развиты природные задатки и
творческие способности.
5. Осознанный выбор здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные:
1. Развиты деловые качества (самостоятельности, ответственности,
активности, психологической устойчивости).
2. Развиты способности в умении планировать, контролировать и
оценивать учебные действия.
3. Определены наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Сформирована из наиболее успешно осваивающих программу
обучающихся команда для участия в областных соревнованиях ГУ МЧС
России по Свердловской области «Школа безопасности».
Предметные:
1. Знают и обладают навыками в области туризма.
2. Умеют выжить в чрезвычайных ситуациях.
3. Умеют действовать в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)
природного, и техногенного характера, мирного и военного времени по
спасению и самоспасению.
4. Умеют оказывать первую помощь.

4.Комплекс организационно-педагогических условий
4.1.Календарный график
№ п/п
1
2
3
4
5

Основные характеристики
образовательного процесса
Год обучения
Продолжительность занятий
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Количество учебных часов в год

6

Начало учебного года

1 сентября

7

Конец учебного года

31 мая

8

Каникулы

1 год
45 мин
6 часа
37
222

-

4.2.Условия реализации образовательной программы
4.2.1.Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами:
столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для
хранения учебных и наглядных пособий, ПК, мультимедийный проектор,
карты, атласы.
Снаряжение и оборудование:
1. Походная аптечка.
2. Ремонтный набор.
3. Раздаточный материал (набор туристских карт, тесты, анкеты).
4.Снаряжение и оборудование:
 Веревка основная – 400м;
 Веревка вспомогательная – 100м;
 Страховочная система (нижняя) VENTO - 15 шт;
 Страховочная система (верхняя) VENTO - 15 шт;
 Карабин Манарага - 60 шт;
 Зажим жумар (правый) VENTO - 13 шт;
 Зажим жумар (левый) VENTO - 2 шт;
 Блок ролик для наведения переправы Манарага - 18 шт;
 Спусковое устройство (восьмерка спортивная с креплением) - 18 шт;
 Палатка туристская - 4шт;
 Палатка шатровая - 1 шт;
 Пила, топор в чехлах;
 Рюкзаки - 15 шт;
 Спальные мешки - 15 шт;


























Коврик туристский - 15 шт;
Тенты – 2 шт;
Туристские котлы - 3 шт;
Каски – 15 шт;
Спасательные жилеты – 15 шт;
Катамаран – 2 шт;
Компас – 5 шт;
Навигатор туристический – 1 шт;
Радиостанция – 5 шт;
Конец Александрова – 2 шт;
Спасательный круг – 2 шт;
Боевая одежда пожарного – 6 комплектов
Манекены – 2 шт;
Манекен для СЛР – 1 шт;
Носилки мягкие – 1 шт;
Носилки жесткие – 1 шт;
Индивидуальный перевязочный пакет – 5 шт;
Бинт – 10 шт;
Жгут Эсмарха – 8 шт;
Жгут Альфа – 4 шт;
Жгут Турникет – 2 шт;
Перчатки х\б – 30 шт;
Противогаз – 8 шт
Костюм Л-1 – 8 комплектов

4.2.2.Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации
программ
дополнительного
образования
туристско-краеведческой
направленности, имеющий педагогическое образование.
Привлечение сотрудников МЧС и медицины катастроф, для изучения и
отработки навыков при боевом развертывание, работе с применением
гидравлического инструмента, наведение различных переправ, а также
проведение спасательных работ в различных условиях, оказание первой и
допсихологической помощи.

Разделы
Основы
поисково1
спасательных
работ

4.2.3.Методическое обеспечение
Методическое обеспечение
Видеопособие «Боевое развертывание сил и средств
первичного и тактического подразделения пожарной
охраны»
Видеопособие «Технологии и проведения Аварийноспасательных работ на высоте с применением
специального снаряжения»

Видеопособие «Метод преодоления протяжённых
препятствии (рек, каньонов, ущелий) при помощи
веревки, каната или троса, закрепленного между
двумя опорами по разные стороны от препятствия»
Видеопособие «Выполнение оверкиля и постановка
К-4 на ровный киль»
Видеопособие «Подачи сигналов бедствия для
идентификации
своего
места
нахождения
в
Автономное
2
экстренных ситуация»
существование
Видеопособие «Фильтрация воды в походных
условиях»
Учебно-методические плакаты:
Топография и
3
топографические знаки спортивных и туристских
ориентирование
карт; набор туристских карт
Спортивный
Методический материал «Теория и Методика
4
туризм
Спортивного туризма»
Видеопособие «Виды аптечек и их комплектация»
Видеопособие «Оказание первой и допсихологической
5 Первая помощь
помощи»
6

Физическая
подготовка

Учебно-методическое пособие «Физическая культура»

4.2.4.Форма аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий,
участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль
Для определения степени усвоения учащимися знаний по программе в
конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения учащимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль.
Задачи

Форма

Планируемый

Цель проведения

контроля
Входной контроль
Личностные
Опрос
Образовательные
Практическое
Метапредметные
занятие
Промежуточный контроль
Личностные
Практическое
Образовательные
занятие
Метапредметные
Итоговый контроль
Личностные
Практическое
Образовательные
занятие
Метапредметные

Текущий контроль
Личностные:
Формирование
культуры общения
и поведения в
социуме.
Образовательные:
Способствовать
освоению знаний
по темам
программы
«Школа
Безопасности»
Метапредметные:
Развитие
познавательного
интереса к
занятиям
туризмом и школа
безопасности

Наблюдение

Соревнования

Практические
занятия

результат
Дата: сентябрь
Определен
уровень развития
детей и их
способности
Дата: декабрь
Освоены навыки и
приемы для
достижения целей
по данной
программе
Дата: май
Учащиеся
подготовлены к
проведениям ПСР
разных характеров

Получение
информации о
подготовленности
детей
Определение
степени усвоения
обучающимися
знаний по
программе

Оценка качества
усвоения
обучающимися
содержания
программы по
итогам учебного
года
В течение учебного года
Обучающийся
Определение
получил навыки
степени усвоения
общения со
обучающимися
сверстниками и
учебного материала.
педагогами
Определение
готовности детей к
Обучающийся
восприятию нового
усвоил знания по
темам программы материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
в обучении.
Выявление
У обучающегося
детей, отстающих и
развит
опережающих
познавательный
обучение. Подбор
интерес к
наиболее
занятиям
эффективных
спортивным
туризмом и школа методов и средств
обучения.
безопасности

4.2.5.Оценочные материалы
Учебный
Год
год
обучения
20252026

1 год

Форма
Входящий
контроль

Оценочные материалы
Контрольные упражнения
отжиманию и кросс 1500 м.

по

Промежуточный Результаты внутри кружковых
соревнований (зачет, протоколы)
контроль
Итоговый
контроль

Результаты
городских
и
областных соревнований (зачет,
протоколы)

5.Рабочая программа воспитания
5.1.Оснавания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 № 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
5.2.Цель рабочей программы воспитательной работы:
Создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
5.3.Задачи воспитательной работы:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;

 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической
поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для
жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной
среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
5.4.Приорететные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение
детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений
о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного
отношения к национальным героям и культурным представлениям
российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание,
семейное воспитание): формирование ценностные представления о морали,
об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство,
любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов
России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности):
формирование и содействие здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых
знаний, интерес к творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного,
творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к
сознательному выбору профессии): формирует знания, представления о
трудовой
деятельности;
выявляет
творческие
способности
и
профессиональные направления обучающихся.
Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся,
привитие осознанного стремления к правомерному поведению

5.5.Виды и формы воспитательной деятельности
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности,
формирует потребность в образовании,
способствует интеллектуальному
развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных
ценностей, формирование
уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам
для существования человека.
Общественная
Содействует социализации
школьников, включает их в
сопереживание проблемам общества,
приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное
осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на
осознание личностей причастности к
миру во всех его проявлениях,
осознание своего Я, развитие
рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное
мироощущение, потребность в
прекрасном, способность к
художественному мышлению,
реализует индивидуальные
способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий
досуг, когда общение освобождено от
предметной цели и содержанием
деятельности является общение

Активная форма организации
деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в периодической
печати, экскурсии (в музей, на выставку в
библиотеку и т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады.
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые формы
(трудовые десанты, операции, работа «по
секрету», рейд добровольцев).

Дискуссии

Самоанализ и взаимоанализ «Как мы
вели себя на экскурсии?», «Законы
товарищества», «Каким быть или кем
быть?»; диспут на нравственные темы,
например, «Зачем человеку учатся?»;
уроки культуры поведения.
Концерты, художественные конкурсы,
посещение театра, экскурсии в музей;
фестивали, праздники

Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.

5.6.Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер,
но деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу

развития и становления личности обучающегося. Поэтому результаты
достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых
ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщени
е детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)

Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим
народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и
государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою
российскую гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям
народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную
оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий человека,
проявляющий готовность к сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться
с людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам
сограждан.
Проявляющий
уважение
к
старшим,
к
российским
традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу
мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Обладающий
первоначальными
навыками
рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой
и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине
мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода
деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности
каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого
выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

5.7.Календарный план воспитательной работы
Приоритетны
Мероприятие
Задачи работы по данному
е направление
направлению
воспитательн
ой работы
Формирование гражданской
Общекультур
ное (гражданс
День защитника и правовой направленности
коОтечества
личности, активной
патриотическ
жизненной позиции;

Сроки
проведен
ия
Февраль
2026

ое
воспитание, пр
иобщение
детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Международный
женский день

Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
День Победы.
ответственность, честь,
Участие в акции достоинство, личность.
«Георгиевская
Воспитание любви и
ленточка». «Окно уважения к традициям
Победы»
Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека.
Участие в
Приобщение к базовым
мероприятиях,
национальным ценностям
посвященных Дню российского общества, таким,
пожилого
как патриотизм, социальная
человека.
солидарность,
Праздник «День гражданственность, семья,
Матери в России» здоровье, труд и творчество,
10 000 добрых дел наука, традиционные религии
России, искусство, природа,
году.
человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.
Воспитание человека,
способного к принятию
ответственных решений и к
проявлению нравственного
Экскурсии по
поведения в любых
городу
жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной
Экскурсия
культуры, основанной на
«Площади
самоопределении и
города»
самосовершенствовании.
Воспитание доброты,
«Образовательные чуткости, сострадания,
учреждения
заботы и милосердия.
нашего города»
Создание единой
«Улицы нашего
воспитывающей среды, в
города»
которой развивается
личность ребенка,
приобщение родителей к
целенаправленному процессу
воспитательной работы
образовательного

Март
2026
Май 2026

Сентябрь
2025
Октябрь
2025
Декабрь
2025

Октябрьноябрь
2025
Март
2026
Апрель
2026
Май 2026

Май 2026

Родительское
собрание «Лето2026.

учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры
родителей.
Неделя
Формирование и развитие
Здоровьесбере
безопасности:
знаний, установок,
Сентябрь
гающее
- презентация
личностных ориентиров и
2025
направление:
(физическое
«Правила
норм здорового и
воспитание и
безопасного
безопасного образа жизни с
формирование
поведения на
целью сохранения, и
культуры
дорогах»;
укрепления физического,
здоровья,
- просмотр
психологического и
безопасность
видеороликов по социального здоровья
жизнедеятель антитеррористичес обучающихся как одной из
ности)
кой безопасности; ценностных составляющих
- беседа о
личности обучающегося.
пожарной
Формирование у учащихся
безопасности.
сознательного и
ответственного отношения к
личной безопасности и
В течение
безопасности окружающих,
года
усвоение ими знаний и
походы выходного умений распознавать и
дня
оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты
от них, оказывать само- и
взаимопомощь.
Способствовать преодолению
у воспитанников вредных
привычек средствами
физической культуры и
занятием спортом.
Активная практическая и
Общеинтелле
мыслительная деятельность.
ктуальное
Формирование потребности к
направление:
(популяризация
изучению, создание
научных
положительной
знаний,
эмоциональной атмосферы
проектная
обучения, способствующей
деятельность)
оптимальному напряжению
умственных и физических

Социальное н
аправление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)

Профилактик
а
правонарушен
ий,

Ежегодная
общероссийская
добровольческая
акция «Весенняя
неделя добра»

Единый урок
информационной
безопасности.
Всероссийский

сил учащихся.
Формирование интереса
к исследовательской и
проектной деятельности,
научной работе.
Выявление и развитие
природных задатков и
способностей обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его
потребности в
самосовершенствовании,
самореализации и
саморазвитии.
Формирование готовности
обучающихся к выбору
направления своей
профессиональной
деятельности в соответствии
с личными интересами,
индивидуальными
особенностями и
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование
экологической культуры.
Формирование
общественных мотивов
трудовой деятельности как
наиболее ценных и значимых,
устойчивых убеждений в
необходимости труда на
пользу обществу. Воспитание
личности с активной
жизненной позицией, готовой
к принятию ответственности
за свои решения и
полученный результат,
стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и
самовыражению
Совершенствование правовой
культуры и правосознания
обучающихся, привитие
осознанного стремления к

Апрель
2026

Октябрь
2025

социальноопасных
явлений

урок безопасности правомерному поведению.
в сети Интернет Организация работы по
предупреждению и
профилактике асоциального
поведения обучающихся.
Организация мероприятий по
профилактике
правонарушений,
табакокурения, наркомании,
токсикомании, алкоголизма.

Список литературы
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. М., Профиздат,
1985.
3. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994.
4. Аппенянский А.И.
Физическая тренировка в туризме. М., ЦРИБ
"Турист",1989.
5. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., ФиС, 1990.
6. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
7. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М., ЦРИБ "Турист",
1983.
8. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996.
9. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание,1990.
10. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного
туристского похода. М., ЦРИБ "Турист", 1986.
11. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. М., Издательский дом "Вокруг
света", 1994.
12. Григорьев В.Н. Водный туризм. М., Профиздат, 1990.
13. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. – М., Фис, 1988.
14. Казанцев А.А.
Организация
и
проведение
соревнований
школьников по спортивному ориентированию на местности. М., ЦДЭТС
МП РСФСР, 1985.
15. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., ЦДЮТур
МО РФ 1995.
16. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.,
Профиздат, 1997.
17. М. М. Верзилин, Я.С. Повзик, Пожарная Тактика 2007.
18. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.,
ЦДЮТур МО РФ, 1997.
19. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в
туристском путешествий М., ЦДЮТур МОПО РФ, 1997.
20. Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники N 1,2. М.,
ЦДЮТур МО РФ, 1994.
21. Краткий справочник туриста. М., Профиздат, 1985.
22. Лебединский Ю.В., Сафонова М.В. Работа кружка юных туристов в
школе. М., ЦРИБ "Турист", 1989.
23. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М., ФиС,
1981.
24. Лукоянов П.И. Лыжные спортивные походы. М., ФиС, 1988.
25. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. М., ФиС, 1981.
26. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа
безопасности». - М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
27. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Дрогов И.А. Полевые
туристские лагеря. –М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
28. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного
выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.

29. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., ФСОРФ, 1997.
30. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами
туристской группы. М., ЦРИБ "Турист", 1981.
31. Остапец-СвешникровА.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в
школе. М., Педагогика, 1985
32. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М.,
Профиздат, 1987.
33. Самодельное туристское снаряжение. Сост. П.И. Лукоянов. М., ФиС,
1986.
34. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и
техникумов физической культуры. Сост. Ганопольский В.И. М., ФиС, 1987.
35. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей
кружков и внешкольных учреждений. М., Просвещение, 1990.
36. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М. ЦДЮТур МО РФ, 1996.
37. Физическая подготовка туристов. М., ЦРИБ "Турист", 1985.
38. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в
туристском путешествии. М., Профиздат, 1986.
39. Шибаев А.В. Переправа. Программированные задания. М., ЦДЮТур МО
РФ, 1996
40. Шибаев А.В. В горах. М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
41. Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм. М., ФиС
42. Штюрмер Ю.А. Туристу об охране природы. М., Профиздат
43. Энциклопедия туриста. М., Научное издательство "Большая Российская
энциклопедия", 1993.
44. Правила вида спорта «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ» от 22 апреля 2021 г.
№225
https://tssr.ru/main/docs/1896/
https://tkmgtu.ru
https://nakarte.me/#m=8/49.73868/33.45886&l=O
https://test.lib.tssr.ru
https://turist-club.ru
https://resh.edu.ru/summer-education?type=2&organization=undefined&page=1
https://survinat.ru/2010/10/orientirovanie_po_mestnym_predmetam_deistviya_v_s
luchae_pot
eri_orientirovki/
https://www.splav.ru

Приложение
Тест 1
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
1. К какой группе топографических знаков относятся:
1. Масштабные.
а) Лес.
2. Линейные.
б) Просека.
3. Внемасштабные.
в) Луг.
г) Мост.
д) Памятник.
2. К какой группе топографических знаков относится изображение рек, дорог, каналов и
троп?
1. Масштабные.
2. Внемасштабные.
3. Пояснительные.
4. Линейные.
5. Площадные.
3. К какой группе топографических знаков относится изображение леса, поля и озера?
1. Масштабные.
2. Внемасштабные.
3. Пояснительные.
4. Линейные.
5. Площадные.

4. К какой группе топографических знаков относится изображение башен, ветряных
мельниц, бензоколонок?
1. Масштабные.
2. Внемасштабные.
3. Пояснительные.
4. Линейные.
5. Площадные.
5. К какой группе топографических знаков относятся названия городов, рек, озер?
1. Масштабные.
2. Внемасштабные.
3. Пояснительные.
4. Линейные.
5. Площадные.
№
1
2
3

ответы
1-а,в. 2-б. 3-г,д.
1,4
1,5

ОТВЕТЫ:
№
4
5
6

ответы
2,3
3

Критерии оценивания теста.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «отлично» – 5 правильных ответов; Оценка «хорошо» – 4 правильных
ответов; Оценка «удовлетворительно»
–
3
правильных
ответов; Оценка «неудовлетворительно» – менее 2 правильных ответов.

Тест 2
Подготовка к походу.
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение
инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того,
чтобы:
А) знать наиболее интересные места;

Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него
неожиданных поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;8-г;9-а;10-б;11-б;12-в;13-а


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».