Отдел образования администрации муниципального округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»
Принята на заседании
педагогического совета
от «02» июня
2025 г.
Протокол № 3
Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова
Наталья Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна, o=МАУ
ДО "Станция туризма и экскурсий Конжак",
email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU
Приказ № 128-д «02» июня 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Горизонт»
2025-2026гг.
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 1 год (148 часов)
Автор-составитель:
Бобылева Ирина Олеговна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак»,
первая квалификационная категория
МО Карпинск 2025 год
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы………… 3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….….. 3
1.2.Цель обучения …………………………………………………………..…… 5
1.3.Задачи программы ……………………………………………………..…… 5
1.4.Возраст детей …………………………………………………………..……. 6
1.5.Формы обучения ………………………………………………………..…… 6
1.6. Формы занятий…………………………………………………………..….. 6
1.7. Учебный план …………………………………………………………..….. 7
1.8. Содержание учебного плана …………………………………………..….. 8
1.9. Планируемые результаты…………………………………………….......... 12
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………….…. 14
2.1. Календарный график..............................................………………….…... 14
2.2. Условия реализации образовательной программы ................................14
Обеспечение программы…………………….................................................... 14
Кадровое обеспечение ……………………………………………………..........15
Методическое обеспечение ………………………………………………….... 15
Формы аттестации ………………………………………………………......... 16
Оценочные материалы ……………………………………………………….... 19
3. Рабочая программа воспитания ………………………………………………...19
3.1. Основания для разработки воспитательного плана работы ................... 19
3.2. Цель рабочей программы воспитательной работы .................................. 19
3.3. Задачи воспитательной работы .................................................................. 19
3.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы..... 20
3.5. Виды и формы воспитательной деятельности ..........................................20
3.6. Планируемые результаты воспитательной работы ...................................21
3.7. Календарный план воспитательной работы .............................................. 25
Список литературы................................................................................................... 29
Приложения .............................................................................................................. 30
2
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из
эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В
ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все
основные стороны воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое,
физическое, значительно расширяется кругозор детей - идет интенсивное
умственное развитие.
Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и
удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические
возможности содействуют сплочению группы вокруг педагога. Туристскокраеведческая деятельность позволяет создать единый коллектив: педагог,
родители, дети, что во многом содействует усилению воспитывающего
воздействия на обучающихся, улучшению целенаправленности педагогического
воздействия.
Туристско-краеведческая деятельность, имеет огромный оздоровительный
потенциал: снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление
организма.
Использование в образовательном процессе приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения
обеспечивают формирование познавательных способностей.
Вышеперечисленные факты являются обоснованием актуальности и
новизны программы дополнительного образования «Горизонт».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Горизонт» (далее – Программа) составлена и разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
7. .Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №
461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области».
8. Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2021 N 125ПП, от 19.11.2021 N 815-ПП) О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области.
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
10. Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 22 декабря 2021 года N 1245-Д «Об утверждении
методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
11. Методические рекомендации от 29.04.2025 г. № 582-д «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных организациях».
12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015.№ АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК- 2563/05 «О
Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
15. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак».
16. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
Актуальность программы заключается в том, что она дает возможность
учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его
природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности,
4
принять участие в созидательной деятельности, развивать свои физические и
творческие способности.
Отличительная особенность программы, в том что, при реализации таких
активных форм занятий как экскурсии и походы, программа способствует
введению растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого
начинается его судьба, воспитанию патриотизма, бережному отношению к
природному и духовному наследию родного края.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Программа реализуется с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций
(ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
-различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и
электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Цель обучения: развивать естественную потребность обучающихся в
познании мира, своего края, его исторического, культурного и природного
наследия через туристско-краеведческую деятельность.
Задачи программы:
Личностные:
1. Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и
экологическую культуру.
2. Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе
формирования коллектива единомышленников – туристской походной группы.
3. Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества: взаимовыручку,
дружбу, честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость.
4. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
готовность к преодолению трудностей.
5. Развивать физические возможности: силовые качества, выносливость,
координация движений и т.д..
Образовательные:
1.
Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению,
изучению основ туристско-краеведческой деятельности.
2. Познакомить обучающихся с особенностями родного края (Урал,
Свердловская область, городской округ Карпинск), его рельефом, климатом,
растительным и животным миром, историей, культурой.
3. Познакомить с основными видами туризма: пешим, лыжным, горным, водным.
4. Научить пользоваться личным, групповым снаряжении, организации привалов
и ночлегов походе.
5
5. Познакомятся с туристскими должностями в походе и будут выполнять свою
обязанность в группе.
6. Будут знать о назначении и использовании топографических и спортивных
карт и компаса, навигатора уметь ориентироваться на местности с их
помощью.
7. Будут владеть навыками гигиены тренировки и похода и оказания первой
помощи.
Метапредметные:
1. Повышать привлекательность здорового образа жизни.
2. Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной
жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе.
3. Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
4. Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой
Родины, уметь выделять характерные особенности природных объектов,
описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города.
5. Способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся для
получения дополнительных знаний о природе, географии, истории и культуре
родного края.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11–14 лет.
Режим занятий: Организация учебного процесса осуществляется в очной
форме обучения, В период невозможности проведения очных занятий по причине
карантинных мероприятий, актированных дней, предполагается дистанционная
самостоятельная работа. Продолжительность одного академического часа – 45
мин, перерыв между занятиями – 10 мин., занятия проводятся 2 раза в неделю по
2 часа.
Формы обучения: занятия осуществляются всем составом объединения,
занятия по подгруппам, индивидуальные занятия.
Формы занятий: Занятия по программе дополнительного образования
«Горизонт» могут быть теоретическими и практическими, проводиться в форме
экскурсий, однодневных и многодневных походов, презентаций, игр, конкурсов,
викторин, тестов, акций, бесед.
В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное
участие в воспитательных мероприятиях.
Год обучения/ Режим занятий/ Количество
срок освоения продолжительнос часов в неделю
ть
1 год
2/45 мин.
2
6
Количество
учебных недель
37
Итого часов
148
1.7. Учебный план «Горизонт»
Год обучения
Теория
Практика
Всего
Наименование разделов/
Количество часов
1 год
2
1
1
4
4
0
16
4
12
4.Туризм и краеведение.
12
4
8
5.Виды туризма.
18
8
10
6.Топографическая подготовка.
Ориентирование на местности.
16
8
8
7.Туристский быт.
16
8
8
Наблюдение за
выполнением
практических задач
8.Питание в походах.
16
8
8
Наблюдение за
выполнением
практических задач
9.Здоровье туриста.
20
8
12
Наблюдение за
выполнением
практических задач
10. Подготовка и проведение
пешего похода выходного дня.
12
4
8
Результат участия в
соревнованиях и
конкурсах
8
2
6
Участие в походе
8
4
4
Тестирование
148
63
85
1.Цели и задачи объединения.
Инструктаж по ОТ и ТБ
2.История развития туризма
3.Туристские возможности
родного края. Экскурсии.
11. Специальная подготовка к
многодневному
туристскому
путешествию.
12.Безопасность туристских
мероприятий. Правила
поведения в природе.
Итого часов
7
Формы текущего
контроля
Наблюдение
Тест
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Викторина
Кроссворд
Опрос
Наблюдение
Конкурсы
Игры
Топодиктант
Движение по легенде
По программе предусмотрены практико-ориентированные формы:
Формы
Всего по
программе
4
8
Экскурсии
Многодневный
поход
Практические
73
занятия
Итого часов по практике
2025-2026
Кол-во в год
часов
1
1
4
8
36
73
85
1.8. Содержание учебного плана
1. Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ.
Теория: Инструкции по ТБ. Правила пожарной и электрической безопасности.
Антитеррористическая безопасность. Учебная эвакуация при различных видах
ЧС.
Практика: Входное тестирование. Тест «Что я знаю о Малой родине?»
2. История развития туризма.
Теория: Туризм - средство познания своего края, физического и духовного
развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых
и прикладных навыков.
История развития туризма в России. Организация туризма в России.
Туристские нормативы на спортивные разряды и значки «Юный путешественник
России», «Юный турист России», «Юный краевед России».
3. Туристские возможности родного края. Экскурсии.
Теория: Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий.
Памятники истории и культуры нашего города. История городского
краеведческого музея.
Практика: Посещение музея. Обзорная экскурсия по городу. Экскурсия
«По старому Богословску».
4. Туризм и краеведение.
Теория: Краеведческая работа — один из видов общественно полезной
деятельности. Природоохранная деятельность туристов. Охрана памятников
истории и культуры. Географическое положение, природные условия и ресурсы
края. Гидрография, геология, климат. Растительный и животный мир.
8
История
возникновения
поселков
Богословский
и
Угольный.
Дореволюционное прошлое нашего края, времена Гражданской войны.
Практика: Составление ребусов, кроссвордов по географии, истории и культуре
Урала. Составление презентаций, видеофильмов на основе собранного материала.
5. Виды туризма.
Теория: Пешеходный туризм: Туристские возможности Урала по пешеходному
туризму. Безопасность – основное требование ко всем туристским путешествиям.
Подготовка снаряжения к походу. Личное и групповое снаряжение для
похода выходного дня, категорийных походов, сходство и отличие. Требования к
рюкзакам, спальным мешкам, палаткам, в зависимости от вида похода. Основные
требования к размещению предметов в рюкзаке. Снаряжение для зимних походов,
типы лыж.
Горный туризм:
Перечень личного снаряжения для однодневного,
двухдневного и трехдневного похода, требования к нему. Специфика подбора
личного снаряжения для похода в зимних условиях. Требование к снаряжению.
Вязание узлов: прямой, академический, брамшкотовый, двойной проводник,
проводник-восьмерка, австрийский проводник, схватывающие узлы, встречная
восьмерка, встречный, грейпвайн, булинь на опоре, стремя на опоре, двойной
булинь, штык, грейпвайн-удавка.
Лыжный туризм: Необходимое снаряжения туриста-лыжника. Отличие
лыжного похода от других видов. Лыжи, крепления, палки, одежда, обувь, уход
за снаряжением. Транспортировка лыж в транспорте. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях лыжным туризмом.
Водный туризм: Туристские возможности Урала по водному виду туризму.
Техника безопасности в водном походе. Специальное снаряжение туриста.
Техника безопасности. Аварии и их ликвидация. Самоспасение. Виды
страховки. Использование страховки и самостраховки. Вязание узлов: прямой,
академический, брамшкотовый, двойной проводник, проводник-восьмерка,
австрийский проводник, схватывающие узлы, встречная восьмерка, встречный,
грейпвайн, булинь на опоре, стремя на опоре, двойной булинь, штык, грейпвайнудавка.
Практика: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением,
уход за ним и ремонт. Вязание узлов. Тропление лыжни. Лыжная подготовка.
Сборка и разборка катамарана. Укладка и крепление рюкзаков на катамаране.
6. Топографическая подготовка. Ориентирование на местности.
Теория: Значение топографических карт для туристов.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение
топознаков по группам. Типичные формы рельефа и их изображение на
9
топографической карте. Характеристика местности по рельефу. Масштаб. Виды
масштабов. Масштабы топографических карт.
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и
вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение
основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимут.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Спортивный жидкостный
компас. Правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить
ориентиром. Ориентирование по местным признакам, солнцу, звездам.
Практика: Работа с картами различного масштаба. Чтение и изображение
топознаков. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на
карте.
Ориентирование карты по компасу. Определение азимута. Движение по
азимуту. Измерение расстояния «на глаз» и шагами.
7. Туристский быт. Наблюдения за погодой в походе.
Теория: Туристский бивак. Выбор места для привала и ночлега (бивака).
Основные требования к месту привала и бивака.
Зачем туристу костер (типы костров): обогрев, приготовление пищи, сушка
одежды, отпугивание насекомых и диких животных. Типы костров. Правила
разведения костра. Заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и
при заготовке дров. Уборка места лагеря перед уходом группы.
Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда
для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки.
Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половник и др.
Типы рюкзаков. Преимущества и недостатки. Правила размещения
предметов в рюкзаке. Меры безопасности при переноске в рюкзаке колющих и
режущих предметов.
Практика: Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря во
время многодневного похода. Заготовка дров. Сушка одежды и обуви.
8. Питание в походах.
Теория: Организация питания в различных видах похода. Требования к
продуктам в различных походах. Сходство и отличие.
Нормы питания в походе с учетом содержания белков, жиров, углеводов,
витаминов и минералов. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка
и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. В чем
заключается особенность приготовления.
Практика: Составление меню и списка продуктов для похода. Закупка, фасовка и
упаковка продуктов.
9. Здоровье туриста
Теория: Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, труда,
отдыха. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных
процедур. Умывание, обтирание, парная, баня, душ, купание.
10
Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за одеждой и
обувью. Гигиена обуви и одежды. Вредное влияние курения и употребления
спиртных напитков на здоровье и работоспособность.
Походная аптечка: составление походной аптечки, хранение и
транспортировка аптечки. Состав походной аптечки для различных походов.
Сходство и отличие.
Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских походах:
переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попадание в лавину,
утопления.
Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей,
беспокоящих насекомых.
Приемы оказания первой помощи в условиях похода: при тепловом и
солнечным ударе, ожогах. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному
электрическим током. При укусе насекомых и пресмыкающихся. Помощь при
различных травмах.
Предупреждение и лечение ангины, отравления ядовитыми грибами и
растениями в лесу. Первая помощь при пищевых отравлениях и желудочных
заболеваниях.
Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание
желудка, способы бинтования ран. Способы обеззараживания питьевой воды в
условиях похода.
Приемы
транспортировки
пострадавшего:
зависимость
способа
транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения.
Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке на веревке, вдвоем на
поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками,
на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов,
волокуши из лыж.
Практика: Разучивание комплекса упражнений гимнастики.
Оказание
первой помощи условно пострадавшему. Освоение приемов наложения жгута,
ватно–марлевой повязки, способы бинтования ран. Изготовление носилок,
волокуш. Различные способы транспортировки условно пострадавшего.
10. Подготовка и проведение пешего похода выходного дня.
Теория: Определение целей и задач похода. Выбор района похода, разработка
маршрута. Оформление маршрутного листа. Составление сметы, списка
группового и личного снаряжения. Укладка рюкзаков. Установка палатки.
Разведение костра. Отработка техники движения по пересеченной местности.
Техника безопасности в походе. Охрана природы.
Практика: Составление плана подготовки похода. Изучение маршрутов походов.
Составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного
снаряжения.
11.
Специальная
подготовка
к
многодневному
туристскому
путешествию.
11
Теория: Инструкция по технике безопасности при организации и проведении
туристского путешествия. Обязанности в группе. Дисциплина в походе.
Снаряжение для летнего похода: групповое и личное. Питание в походе.
Организация питания, набор продуктов, режим питания.
Движение группы на маршруте. Обеспечение безопасности. Привалы и
ночлеги. Периодичность и продолжительность привалов. Дневка. Правила выбора
места для бивака и его устройство.
Практика: Определение цели и задач похода. Выбор района путешествия,
разработка маршрута, изучение литературы.
Оформление маршрутной документации, составление сметы расходов,
распределение обязанностей в группе. Комплектование личного и группового
снаряжения. Составление меню, определение расхода продуктов.
12. Безопасность туристских мероприятий. Правила поведения в
природе.
Теория: Безопасность – основное требование ко всем туристским мероприятиям:
путешествиям, соревнованиям. Безопасность зоны бивака, размещения лагеря и
костра. Работа с острыми и режущими инструментами, их переноска.
Предупреждение заболеваний, травм. Правила страховки и самостраховки при
преодолении сложных участков маршрута в походе.
Практика: Тренировки организация страховки и самостраховки.
1.9. Планируемые результаты
Личностные:
Обучающиеся осознают, что такое любовь к родному Отечеству, его истории и
народу, к труду, к другим людям, к природе;
Обучающиеся научатся:
- взаимодействовать при решении задачи;
-отстаивать свою позицию;
- принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;
Обучающиеся будут:
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- активно заниматься спортом и физкультурой;
Предметные:
Обучающиеся должны:
- приобрести знания о правилах ведения здорового образа жизни, о правилах
поведения человека в лесу, о правилах передвижения по дорогам; о правилах
обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; об
основных нормах гигиены; о принятых в обществе нормах отношения к природе,
к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о
действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края.
12
У них сформируются навыки безопасного поведения в природе, бережного
отношения к природе и истории города. Они научатся исследовать явления
окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов,
описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города.
Метапредметные:
Обучающиеся:
- приобретут опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими школьниками;
- приобретут опыт управления другими людьми и принятия на себя
ответственности за других людей;
- разовьют умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Обучающиеся должны знать:
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- музеи, исторические и памятные места своего города, района;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфические особенности организации путешествий;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основы методики оформления краеведческого исследования;
- основные виды растительности и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных
препятствий в пешеходных путешествиях;
- способы охраны природы в туристическом путешествии;
- способы ориентирования на местности.
Обучающиеся должны уметь:
- общаться с людьми;
- вести краеведческие наблюдения;
- работать с научно-популярной литературой;
- осуществлять фотосъемку объектов туристического интереса;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своем городе;
- рисовать планы местности;
- владеть техникой перемещения на местности пешком;
- владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и
искусственных препятствий.
13
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
- аккуратностью;
- коммуникабельностью;
- целеустремленностью;
- творческой активностью;
- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельностью;
- исполнительностью;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физической активностью;
- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологической культурой;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбием.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный график
№ п/п
1
2
3
4
5
Основные характеристики
образовательного процесса
Год обучения
Продолжительность занятий
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Количество часов
6
Начало учебного года
7
Конец учебного года
1 год
45 мин
4 часа
37
148
1 сентября
31 мая
2. 2. Условия реализации образовательной программы
Обеспечение программы
Помещение и оборудование:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы
и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения
учебных и наглядных пособий, ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы.
14
Дидактические материалы:
1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция
минералов).
2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации)
Снаряжение и оборудование:
1. Палатки туристские – 5 шт;
2. Спальные мешки – 15 шт;
3. Рюкзаки– 15 шт;
4. Коврики туристские – 15 шт;
5. Туристские котлы – 3 шт;
6. Пила, топор в чехлах, растяжка;
7. Походная аптечка – 1 шт;
8. Ремонтный набор – 1 шт;
9. Компас – 15 шт;
10. Комплект карт;
11. Навигатор – 2 шт;
12. Канцелярские товары.
13. Зарядное устройство на солнечных батареях – 2 шт;
14. Радиостанция – 2 шт;
15.Каска – 15 шт.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое
образование и
опыт реализации программ дополнительного образования
туристско-краеведческой направленности,
Методическое обеспечение
1. Атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы» (Плешаков А.А.).
2. Видеопрезентация «Карпинск в годы Великой Отечественной войны».
3. Видеопрезентация "Городской округ Карпинск".
4. Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор".
5. Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала».
6. Видеоролики о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
7. Игра «Туристенок».
8. Инструкции по технике безопасности, утверждённые МАУ ДО СТиЭ
«Конжак».
9. Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску»
15
10. Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории
Урала. Выпуск 71.. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. —
С. 20. — 128 с.
11. Плакаты по безопасности.
12. Плакаты: «Растения леса», «Растения луга», «Лекарственные растения
Среднего Урала», «Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала»
13. Презентация «Лесная аптека».
14. Справочник-определитель «Деревья и кустарники Среднего Урала»,
15. Столица Уральского севера. Upmonitor.ru
16. Сценарий «Экскурсия "Дорогой Походяшина".
17. Сценарий «Экскурсия «Колокольные звоны».
18. Сценарий «Экскурсия "Площади города"
19. Сценарий «Экскурсия «Тропа памяти».
20. Сценарий «Экскурсия «Шестидесятый меридиан». Гора Голая (Водонапорная
башня) – Метеостанция».
21. Фильм «Природа в разное время года»
22. Фильмы: «Там, где тайга, река и скалы. Северный Урал». «Седой Урал».
23. Фотоматериалы о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
24. Интернет ресурсы: https://gdk-karpinsk.ekb.muzkult.ru.
25. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым.
26. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru.
Формы аттестации
Оценка образовательных достижений, обучающихся по программе состоит из
входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются
различные формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамота, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото,
отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений, обучающихся осуществляется по
результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и
иных мероприятиях различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий,
участия в мероприятиях, активности на занятиях.
16
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий,
средний, низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в
конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль.
Задачи
Форма контроля
Планируемый
результат
Входной контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные
Дата: сентябрь
Беседа,
опрос, Определен
уровень
тестирование.
развития детей
и их
способности
Промежуточный контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные
походы,
конкурсы, игры,
творческие
задания, тес
Обучающимися
получены
знания по
темам,
разделам
программы
Определение
степени усвоения
обучающимися
знаний по
программе
Дата: май
соревнования,
походы, учебноисследовательские
работы, конкурсы,
тесты
Текущий контроль
Личностные:
Получение
первичной
информации о
ребенке
Дата: декабрь
Итоговый контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные
Цель проведения
У обучающихся
сформировано
уважительное
отношение к
природе,
истории и
культуре
родного города
Оценка качества
усвоения
обучающимися
содержания
программы по
итогам учебного
года
В течение учебного года
Наблюдение, Тест У
17
Определение
Формирование
навыков
безопасного
поведения в
природе,
уважительного
отношения к
природе, истории и
культуре родного
города
Образовательные:
обучающихся
сформированы
навыки
безопасного
поведения в
природе,
уважительное
отношение к
природе,
истории и
культуре
родного города
Викторина,
Обучающиеся
проявляют
Стимулирование
Тест,
интерес к
интереса к
Участие
в знакомству с
знакомству с
соревнованиях,
природными и
природными и
Наблюдение
культурными
культурными
объектами
объектами родного
родного города
города
Метапредметные: Акции,
Обучающиеся
участвуют в
экскурсиях,
походах
выходного дня,
волонтерских
акциях, у них
высокая
познавательная
и общественная
активность.
Формирование
Экскурсии,
позитивной
Походы,
мотивации к
Тесты
участию в
экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских
акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности
18
степени усвоения
обучающимися
учебного
материала.
Определение
готовности детей к
восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
в обучении.
Выявление
детей, отстающих и
опережающих
обучение
Подбор наиболее
эффективных
методов и средств
обучения.
Оценочные материалы
Учебный Год
Форма
год
обучения
20252026
1 год
Входящий
контроль
Оценочные материалы
Приложение 1. Тест «Что я знаю о
Малой родине?»
Промежуточный Приложение 2. Тест «Подготовка к
походу»
контроль
Итоговый
контроль
Приложение 3. Краеведческая
викторина «Юные знатоки Урала»
3. Рабочая программа воспитания.
3.1. Основания для разработки воспитательного плана работы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся”
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 № 678-р;
4.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
3.2. Цель рабочей программы воспитательной работы
- создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной
позиции,
а
также
к
духовному
и
физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
3.3. Задачи воспитательной работы:
- Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
19
- Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
- Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
- Развитие воспитательного потенциала семьи;
- Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
3.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей
к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о
ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения
к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость,
милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о
духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям,
культуре и языку своего народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и
содействие здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний,
интерес к творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие
осознанного стремления к правомерному поведению)
3.5. Виды и формы воспитательной деятельности
(по В. А. Сластенину)
№
Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников
об окружающей действительности,
формирует потребность в
образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
20
Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати,
экскурсии (в музей, на
выставку в библиотеку и т. п.),
конкурсы, турниры,
Трудовая
Направлена на создание, сохранение
и приумножение материальных
ценностей, формирование
уважительного отношения к
материальным ценностям как
средствам для существования
человека.
Общественная
Содействует социализации
школьников, включает их в
сопереживание проблемам общества,
приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное
осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на
осознание личностей причастности к
миру во всех его проявлениях,
осознание своего Я, развитие
рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное
мироощущение, потребность в
прекрасном, способность к
художественному мышлению,
реализует индивидуальные
способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий
досуг, когда общение освобождено от
предметной цели и содержанием
деятельности является общение
олимпиады,
Общественно-полезный труд
по самообслуживанию;
игровые формы (трудовые
десанты, операции, работа «по
секрету», рейд добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.
Самоанализ и взаимоанализ
«Как мы вели себя на
экскурсии?», «Законы
товарищества», «Каким быть
или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»;
уроки культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки,
посещение концертов, театров;
встречи друзей, поездки и т. д.
3 .6. Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели,
решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в
виде обобщенного портрета выпускника.
21
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщ
ение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)
Целевые ориентиры результатов воспитания
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине –
России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу,
этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к
своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан
России;
Понимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему своей малой родины, родного
края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих
гражданских правах и обязанностях, ответственности в
обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам,
традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность
прошлому, настоящему и будущему народам России,
тысячелетней истории российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с
позиции их соответствия нравственным нормам, давать
нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражающий неприятие
любых форм поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий человека,
проявляющий готовность к сознательному
22
самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей
семьи, российские традиционные семейные ценности (с
учетом этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной
культуры своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества
в ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных,
асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного
пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным
чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту брака как
союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и
человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России
Здоровьесберегающ Соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
ее направление:
(физическое
числе в информационной среде.
воспитание и
Ориентированный на физическое развитие, занятия
формирование
спортом.
культуры здоровья, Бережно относящийся к физическому здоровью и
безопасность
душевному состоянию своему и других людей.
23
жизнедеятельности) Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной,
интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и
других, стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
Общеинтеллекинициативность, любознательность и самостоятельность
туальное
в познании.
направление:
(популяризация
Обладающий первоначальными представлениями о
научных знаний,
природных и социальных объектах как компонентах
проектная
единого мира, многообразии объектов и явлений
деятельность)
природы, о связи мира живой и неживой природы, о
науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному
знанию в разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности
Социальное
своей и других людей.
направление:
(воспитание
Выражающий готовность к участию в решении
трудолюбия,
практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей
сознательного,
местности) технологической и социальной
творческого
направленности, способный инициировать, планировать и
отношения к
выполнять такого рода деятельность.
образованию, труду Проявляющий интерес к практическому изучению
в жизни, подготовка профессий и труда различного рода на основе изучаемых
к сознательному
предметных знаний.
выбору профессии) Сознающий важность обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для
успешной профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
24
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к
такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и
построения индивидуальной траектории образования и
жизненных планов получения профессии, трудовой
деятельности с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
Профилактика
правонарушений, историческому и культурному наследию своего и других
социально-опасных народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
явлений
Действующий и оценивающий свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание
ценности каждой человеческой личности, свободы
мировоззренческого выбора, самоопределения,
отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.
3.7. Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направление
воспитательно
й работы
Общекультурн
ое (гражданскопатриотическо
е
воспитание, при
общение детей
к культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Мероприятие
День защитника
Отечества
Международный
женский день
День Победы.
Участие в акции
«Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»
Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской
и правовой направленности
личности, активной
жизненной позиции;
Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и
уважения к традициям
Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека.
25
Сроки
проведен
ия
Ноябрь
2025
Февраль
2026
Март
2026
Май 2026
Приобщение к базовым
Сентябрь
национальным ценностям
2025
российского общества, таким, Октябрь
как патриотизм, социальная
2025
солидарность,
гражданственность, семья,
здоровье, труд и творчество,
наука, традиционные религии Ноябрь
2025
России, искусство, природа,
человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.
Воспитание человека,
способного к принятию
Март
Экскурсия «Скалы ответственных решений и к
2026
Блины».
проявлению нравственного
поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной
Родительское
культуры, основанной на
Апрель
собрание «Лето- самоопределении и
2026
2026.
самосовершенствовании.
Воспитание доброты,
чуткости, сострадания,
заботы и милосердия.
Создание единой
воспитывающей среды, в
Май 2026
которой развивается
личность ребенка,
приобщение родителей к
целенаправленному процессу
воспитательной работы
образовательного
учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры
родителей.
Неделя
Формирование и развитие
Здоровьесберег
безопасности:
знаний, установок,
Сентябрь
ающее
Духовнонравственное (
нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)
Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого
человека.
Праздник «День
Матери в России»
10 000 добрых дел
Новогодний
конкурс
26
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельн
ости)
- презентация
«Правила
безопасного
поведения на
дорогах»;
- просмотр
видеороликов по
антитеррористичес
кой безопасности;
- беседа о
пожарной
безопасности.
Единый урок прав
человека
Тематическая
беседа «Охрана
природы – твоя
обязанность»
Экскурсии и
походы
Социальное на
правление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)
Ежегодная
общероссийская
добровольческая
акция «Весенняя
неделя добра»
личностных ориентиров и
норм здорового и
безопасного образа жизни с
целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и
социального здоровья
обучающихся как одной из
ценностных составляющих
личности обучающегося.
Формирование у учащихся
сознательного и
ответственного отношения к
личной безопасности и
безопасности окружающих,
усвоение ими знаний и
умений распознавать и
оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты
от них, оказывать само- и
взаимопомощь.
Способствовать преодолению
у воспитанников вредных
привычек средствами
физической культуры и
занятием спортом.
Формирование готовности
обучающихся к выбору
направления своей
профессиональной
деятельности в соответствии
с личными интересами,
индивидуальными
особенностями и
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование
экологической культуры.
Формирование общественных
мотивов трудовой
деятельности как наиболее
ценных и значимых,
устойчивых убеждений в
необходимости труда на
пользу обществу. Воспитание
27
2025
Декабрь
2025
Январь
2026
Июнь
2026
Апрель
2026
Профилактика
правонарушен
ий, социальноопасных
явлений
личности с активной
жизненной позицией, готовой
к принятию ответственности
за свои решения и
полученный результат,
стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и
самовыражению
Единый урок
Совершенствование правовой
информационной культуры и правосознания
безопасности.
обучающихся, привитие
Всероссийский
осознанного стремления к
урок безопасности правомерному поведению.
в сети Интернет Организация работы по
предупреждению и
профилактике асоциального
поведения обучающихся.
Организация мероприятий по
профилактике
правонарушений,
табакокурения, наркомании,
токсикомании, алкоголизма.
28
Октябрь
2025
Список литературы
1. Байдуков В.А. «По Уралу», "Сократ ИД", 2011, 240 с.
2. Баринова И. «География. Природа России. 8 класс». 2003.
3. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю. Путь через века: От Богословского
медеплавильного до Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург:
Банк культурной информации, 2002. 88.с
4. Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Коллективная литературно –
публицистическая, историко – документальная книга о Карпинске. Карпинск:
Редакция газеты «Карпинский рабочий», 2006, 227 с.
5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм.
Учебно-методическое
пособие - М. ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600 с, илл.
6. Концепция детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир»
(А.А. Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
7. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин
А.И., 2000. – М: ООО «Издательство АСТ», 2000, 135 с.
8. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе,
дополненное)». – Екатеринбург: «Чароид», 2008, 471 с.
9. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург:
«Чароид». 2006, 291 с.
10. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» № 10
от 24 октября 2006 года.
11. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» №11
от 28 ноября 2006 года.
12. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 8
февраля 2005 года.
13. Приложение к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» от 25
апреля 2006 года.
14. Путеводитель по памятным местам Карпинска
15. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». —
Карпинск, 2009. — 262 с.
16. Я познаю мир: Дет. Энцикл: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
17. Интернет: http://slovorus.ru/
18. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/
19. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/
20. Интернет: http://wikipedia.org/wiki.ru/
21. Интернет: http://dic.academic.ru
22. Интернет: http://my.krasnoturinsk.ru
29
Приложение 1
Входящий контроль
Тест «Что я знаю о Малой Родине?»
Выбери один правильный ответ
1.
Из каких поселков образовался
город Карпинск?
2.
Сколько площадей находится в г.
Карпинске?
3.
Какие парки находятся в
Карпинске?
4.
Какие речки протекают на
территории ГО Карпинск?
5.
Что относится к живой природе?
а) Поселок Богословск и Веселовка
б) Поселок Угольный и Княсьпа
в) Богословск и Угольный
г) Княсьпа и Кытлым
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
а) парк ДКУ
б) парк Комсомольский
в) парк Юности
г) Главный парк
а) Волга
б) Турья
в) Каква
г) Тавда
а) гора;
б) ручей;
в) снег;
г) микробы.
а) животные;
б) цветы;
в) бактерии;
г) грибы.
7.
Что является окружающей
а) сосна, Солнце, воздух;
средой для лягушки?
б) водоём, насекомые, Солнце;
в) луг, планктон, вода;
г) океан, планктон, вода.
8.
Как ты можешь помочь природе
а) бороться с лесорубами;
в охране лесов?
б) уничтожать гусениц;
в) не ходить в лес;
г) беречь книги.
9.
Как называется малочисленное
а) манси;
коренное население Северного
б) марийцы;
Урала?
в) чуваши;
г) буряты.
10.
Что добывали на угольном
а) бурый уголь
разрезе?
б) известняк
в) алмазы
г) золото.
Ключ
1-в
2-в
3-а, б
4-б, в
5-г
6-б
7-б
8-г
6.
Какого царства живой природы
не существует?
9-а
10-а
Результаты теста:0-3 низкий уровень, 4-7 средний уровень, 8-10 высокий уровень
30
Приложение 2
Промежуточный контроль
Тест «Подготовка к походу»
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю,
выполнение инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
31
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для
того, чтобы:
А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него
неожиданных поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;8-г;9-а;10-б;11-б;12-в;13-а
32
Приложение 3
Итоговый контроль
«Краеведческая викторина «Юные знатоки Урала»
Викторина проводится в виде игры. Вопросы викторины и иллюстрации к
ним демонстрируются на экране, дети записывают ответ на бланке. Подводятся
итоги викторины по наибольшему количеству правильных ответов.
Событийные вопросы с использованием фотографий
Слайд 1. Фото марафона «Конжак». Где и когда происходит это событие?
Слайд 2. Фото колонны Бессмертного полка. В какой день проходит это шествие?
Слайд 3. Фото лыжников. Какое мероприятие проводится в феврале по всей
стране?
Памятники
Слайд 4. Бюст Карпинского и Вахрушева. Где и кому установлены эти
памятники?
Слайд 5. Фото ковша. Работникам какой профессии установлен этот памятник?
Слайд 6. Памятник Ленину. Кому установлен памятник, чем известен этот
человек?
Реки и горы
Слайд 7. Фото Турьи. Как называется река, на которой расположен наш город?
Что в переводе с мансийского языка означает её название?
Слайд 8. Фото висячего моста через Какву. Как называется самая красивая река
нашего района, на правом берегу которого расположен лагерь «Светлячок»?
Слайд 9. Фото горных вершин. Напишите любые три горные вершины, видимые
со смотровой площадки?
Задание. Напишите три ближайших к Карпинску города.
Растения
Задание. Назовите все хвойные растения нашего леса.
Задание. Какое дерево обрезают весной, чтобы сформировать пышную крону?
Задание. Какие деревья высажены вдоль площади Славы?
Задание. Сок какого дерева собирают весной?
Животные
Слайд 10. Фото старого лося. Задание. Почему старых лосей называют сохатыми?
Задание. Какие насекомые леса имеют домашний скот?
Задание. У певчих птиц обычно хорошо поют самцы. А у каких птиц обитающих
в нашей области, лучше поют самки?
Когда говорят о несбыточных желаниях, употребляют выражение «Ему птичьего
молока хочется». А какие птицы кормят своих птенцов молоком?
Эти животные обитают в речках, их называют «трудолюбивые гидростроители» О
каких животных идет речь? Для чего они строят свои плотины?
33
Вопросы
1. Что в переводе с мансийского языка означает название реки Турьи?
2. Работникам какой профессии на улице Ленина установлен памятник в виде
ковша?
3. Как называется горная порода, добываемая на Иовском плато?
4. Назовите фамилию человека, на чьи средства построен памятник архитектуры
Введенский собор?
5. Сколько общеобразовательных школ расположено на территории городского
округа Карпинск?
34