Дополнительная общеразвивающая программа Туристы-краеведы 2025-2026

Отдел образования администрации муниципального округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «02» июня 2025 г.
Протокол № 3

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова
Наталья Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна,
o=МАУ ДО "Станция туризма и экскурсий
Конжак", email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU

Приказ № 128-д «02» июня 2025 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Туристы-краеведы»
2025-2026гг.
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год (74 часа)

Автор-составитель:
Бобылева Ирина Олеговна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак»,
первая квалификационная категория

МО Карпинск 2025 год

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы…………. 3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 3
1.2.Цель обучения ……………………………………………………………… 4
1.3.Задачи программы ………………………………………………….…...… 4
1.4.Возраст детей ………………………………………………………………. 5
1.5.Формы обучения …………………………………………………….…...… 5
1.6. Формы занятий………………………………………………………..……. 5
1.7. Учебный план ……………………………………………………………... 6
1.8. Содержание учебного плана ……………………………………………... 7
1.9. Планируемые результаты……………………………………………......... 10
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………….…….12
2.1. Календарный график... …………………………………….……………... 12
2.2. Условия реализации образовательной программы …………...………… 12
Материально-техническое обеспечение программы……………..………… 12
Кадровое обеспечение ……………………………………………...……....… 13
Методическое обеспечение ………………………………………….….….… 13
Формы аттестации ………………………………………………………….… 13
Оценочные материалы ………………………………………………..…….… 15
3. Рабочая программа воспитания ………………………………………………....16
3.1. Основания для разработки воспитательного плана работы .................. 16
3.2. Цель рабочей программы воспитательной работы ................................... 16
3.3. Задачи воспитательной работы ................................................................... 16
3.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы..... 16
3.5. Виды и формы воспитательной деятельности ...........................................17
3.6. Планируемые результаты воспитательной работы .................................. 18
3.7. Календарный план воспитательной работы .............................................. 21
Список литературы..................................................................................................... 23
Приложения ................................................................................................................ 24

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой
направленности
«Туристы-краеведы»
составлена
и
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный уровень.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Региональный уровень:
1. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
2.Постановление
Правительства
Свердловской
области
«О
системе
персонифицированного
учета
детей,
осваивающих
дополнительные
общеобразовательные программы, и персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области» от 5 октября
2023 года № 713-ПП.
3.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
4. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22 декабря 2021 года N 1245-Д
«Об утверждении методических
рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Свердловской области».
5. Методические рекомендации от 29.04.2025 г. № 582-д «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
Муниципальный уровень:
1. Устав МАУ ДО СТиЭ «Конжак» (утвержден Постановлением Администрации
городского округа Карпинск № 1693 от 23.11.2017года (с изменениями от 02.02.2018г.
№ 108, от 18.05.2023г. № 752, от 06.12.2024г. №1876);
3

2. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак».
Актуальность программы определяется тем, что сознательно организованное
образовательное пространство, специализированные методы обучения детей с ОВЗ
позволяют активизировать и реализовать их сохранный познавательный и
личностный потенциал, а также сгладить проявление первичного нарушения
здоровья.
Реализация
особых
образовательных
потребностей
является
единственным путем преодоления социальных ограничений, к которым привело
нарушение здоровья, тем более что зачастую само нарушение здоровья не может
быть устранено никакими медицинскими способами.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она нацелена на
интеграцию в обществе детей с особыми образовательными потребностями. При
освоении программы происходит социализация обучающихся: развиваются
коммуникативная компетенция, снижается уровень тревожности, сплачивается
коллектив, в процессе приобретения основных знаний о своем крае.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
образовательной
программы от уже существующих образовательных программ в том, что обучение детей
с ОВЗ происходит без принуждения, а образовательная деятельность строится на
интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Занятия расширяют познавательные
возможности ребенка с ОВЗ.
Программа имеет модульную структуру, позволяющую составлять наиболее удобное
планирование в соответствии с нагрузкой педагога, профилем его объединения и
личным опытом, опираясь на принцип постепенного изложения материала от простого к
сложному, а также учитывать погодный фактор при проведении практических занятий
на местности.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Цель обучения - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление их здоровья,
социализация, формирование позитивных жизненных ценностей и уверенности в своих
способностях через создание оптимальных условий для туристско-краеведческой
деятельности.
Задачи программы:
Личностные:
1. Развивать адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях,
насущно необходимых для жизнеобеспечения, способности вступать в коммуникацию
со взрослыми и сверстниками.
2. Воспитывать в детях духовно-нравственные качества, коллективизм, освоение
стандартов культуры труда и общения.
3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
4. Развивать физические возможности: силовые качества, выносливость, координация
движений и т.д.
4

5. Формировать сознательное и бережного отношение к окружающей среде.
Образовательные:
1. Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ
туристско-краеведческой деятельности.
2. Познакомить обучающихся с особенностями родного края (Урал, Свердловская
область, городской округ Карпинск), его рельефом, климатом, растительным и
животным миром, историей, культурой.
3. Познакомить с основными видами туризма: пешим, лыжным, горным, водным.
4. Научить пользоваться личным, групповым снаряжении, организации привалов и
ночлегов походе.
5. Познакомятся с туристскими должностями в походе и будут выполнять свою
обязанность в группе.
6. Будут знать о назначении и использовании топографических и спортивных карт и
компаса, навигатора уметь ориентироваться на местности с их помощью.
7. Будут владеть навыками гигиены тренировки и похода и оказания первой помощи.
Метапредметные:
1. Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной
жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе.
2. Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края.
3. Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой Родины,
уметь выделять характерные особенности природных объектов, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории города.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - 15-16 лет.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 40 мин, перерыв
между занятиями – 10 мин., занятие проводится 1 раз в неделю - 2 часа.
Форма обучения - групповая.
Формы
занятий: беседа, игра, конкурс, практическое занятие, презентация,
экскурсии.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Туристы-краеведы»
Год обучения/ Режим занятий/ Количество
Количество
Итого часов в
срок освоения продолжительно часов в неделю учебных недель год
сть
1 год
2/40 мин.
2
37
74
Итого часов по программе
74

5

1.7. Учебный план «Туристы-краеведы»
Год обучения

Формы текущего
контроля

Теория

Всего

Наименование разделов/
Количество часов

Практика

1 год

Познавательная роль туризма.

2

2

0

Тест

Правила поведения
туристов.

4

2

2

Опрос

2

2

0

Наблюдение
Опрос

2

2

0

4

2

2

2

0

2

Наблюдение

4

2

2

Наблюдение
Опрос

4

2

2

Наблюдение
Опрос

2

2

0

4

2

2

Условные знаки

4

2

2

Компас и его устройство

4

2

2

Ориентирование по компасу

4

2

2

Ориентирование по плану

4

2

2

4

2

2

Личная гигиена туриста

4

2

2

Наблюдение
Опрос

Обработка
ран,
ссадин,
мозолей
и
наложение
простейших повязок

4

0

4

Практическое
занятие

юных

Основы безопасности в
природной среде.
Основы безопасности дома и
вне дома.
Личное снаряжение и уход за
ним.
Питьевой режим на
туристской прогулке.
Групповое снаряжение и уход
за ним
Ремонтный набор
Организация бивака и охрана
природы
План местности

Ориентирование
местности

на

6

Наблюдение
Опрос
Кроссворд
Опрос

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

Родословие

4

2

2

Природа родного края

2

0

2

Наш город - сегодня

2

0

2

Экскурсии.

8

0

8

74

32

42

Итого часов

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Викторина

По программе предусмотрены практико-ориентированные формы:

Формы
Экскурсии
ПВД

Всего по
программе
10
16

Практические занятия
35
Итого часов по практике

2025-2026
Кол-во в год
часов
5
2

10
16

13

35
61

1.8. Содержание учебного плана
1. Познавательная роль туризма.
Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники.
Постановка целей и задач на новый год.
Рассказы о наиболее ярких впечатлениях, полученных летом в путешествиях,
поездках или на экскурсиях. Оформление папки из фотографий и рисунков о летнем
отдыхе.
2. Правила поведения юных туристов.
Общественно полезные и личностно значимые дела юных туристов на экскурсиях
и туристских прогулках. Проблемы охраны природной среды – в лесу (парке), на реке,
а также посильное участие юных туристов в их решении.
Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девиз юных туристов: «После тебя
должно стать лучше, чем было до тебя».
Правила поведения в местах туристских прогулок и экскурсий. Уважительное
отношение к окружающим людям.
Укрепление здоровья. Аккуратность, пунктуальность, стремление к чистоте и
порядку.
Практические занятия:
7

Прогулка на берег реки с целью закрепления знаний о правилах поведения в
природе и развития наблюдательности, внимания обучающихся. Наблюдение за
красотой окружающего мира.
Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел по
охране природы, помощи птицам и животным и участие в туристских соревнованиях.
3. Основы безопасности в природной среде.
Безусловное выполнение требований руководителя группы – основа безопасного
поведения. Правила передвижения туристской группы, правила перехода улиц в
населенных пунктах. Правила поведения юных туристов во время различных природных
явлений. Элементарные правила поведения в чрезвычайных ситуациях в природной
среде.
Соблюдение правил безопасности во время туристской прогулки, экскурсии.
4.Основы безопасности дома и вне дома.
Правила противопожарной безопасности (проверка выключения электроприборов
при уходе из класса, квартиры или другого помещения, исключение использования
неисправных электроприборов и самостоятельного их ремонта).
Правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях, действия в случае
объявления тревоги. Знание телефонов аварийных служб, службы спасения. Правила
эвакуации из помещения (класс, Станция туризма) при возникновении опасности.
Оказание помощи младшим и девочкам.
5. Личное снаряжение и уход за ним.
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки (экскурсии) в зимнее
время (межсезонье).
Личная посуда туриста, средства гигиены, туристский коврик,
спальный мешок, рюкзак.
Укладка и упаковка рюкзачка для зимней прогулки. Требования к упаковке
продуктов для перекуса во время зимней туристской прогулки (экскурсии). Термос и
правила безопасности при пользовании им на экскурсии или зимней прогулке.
Практические занятия:
Игра «Собери рюкзачок для зимней туристской прогулки» (правильная укладка, в
том числе с точки зрения гигиены). Упаковка продуктов для перекуса.
6. Питьевой режим на туристской прогулке.
Транспортировка воды и горячего чая для питья в зимнее время во время
туристской прогулки. Способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи.
Использование снега для приготовления пищи на зимней прогулке.
7. Групповое снаряжение и уход за ним.
Снаряжение и оборудование для наблюдений за природой и выполнения
краеведческих заданий. Бинокль, фотоаппарат, правила их хранения и использования в
походе, на экскурсии.
Юный фотограф туристской группы, ведение дневника фотосъемки.
Специальное групповое туристское снаряжение .
Практические занятия:
Упаковка группового снаряжения. Проверка группового снаряжения до выхода на
маршрут и его грамотное использование во время туристской прогулки.
8

8.Ремонтный набор
Состав ремонтного набора (пассатижи, ножницы, шило, отвертка, напильник,
наждачная бумага, шурупы, гвозди, проволока, изолента, клей и др.). Назначение
предметов ремонтного набора и правила обращения с ними при ремонте снаряжения.
Правила ремонта личного и группового снаряжения во время прогулки или
экскурсии в межсезонье или зимой.
Практические занятия:
Игра-состязание «Мастер на все руки» (способы штопки, наложения заплат,
заклеивания, пришивания пуговиц, знание назначения предметов ремнабора).
9. Организация бивака и охрана природы.
Охрана природы при организации биваков. Утилизация бытовых отходов и мусора
в зимнем туристском походе, на экскурсии.
Соблюдение правил пожарной безопасности при разведении и поддержании
костра. Заготовка дров (охрана природы и правила сбора валежника, сухостоя).
10. План местности.
Схема и план местности. Топографическая карта. Изображение рельефа на схемах
и планах, на картах.
Практические занятия
Измерение расстояний на местности, в парке, на лесной опушке, берегу реки.
Знакомство с формами рельефа на местности и их изображением на картах.
11.Условные знаки.
Условные знаки. Знакомство с изображением местности на картах ближайшего
парка, леса.
Практические занятия:
Рисовка условных знаков планов местности. Топографический диктант, кроссворд.
12. Компас и его устройство.
История создания компаса. Устройство компаса и его работа. Виды компасов.
Направления С, З, Ю и В на циферблате компаса.
Практические занятия:
Обсуждение эпизодов из книг, кинофильмов или мультфильмов, герои которых
пользуются компасом. Проведение опыта с намагниченной иглой.
13.Ориентирование по компасу
Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование компаса. Определение
направлений С, З, Ю и. В при помощи компаса.
Практические занятия:
Определение направлений С, З, Ю, В на КП, установленных в зале, классе, на
дворе, на удаленные предметы во время туристской прогулки.
14. Ориентирование по плану
Овладение навыками чтения плана местности. Ориентирование плана по сторонам
горизонта. Движение по плану (карте).
Практические занятия:

9

Формирование умений и навыков движения по плану двора, на местности с
использованием дорожно-тропиночной сети. Ориентирование по солнцу, по местным
признакам в условиях леса, реки.
15. Ориентирование на местности
Просмотр видеофильмов по туристскому ориентированию на местности. Юный
проводник туристской группы. Штурман туристской группы.
Практические занятия:
Ориентирование по легенде с использованием расстояний и направлений сторон
горизонта на прилегающей территории, в ближайшем парке. Ориентирование в парке.
16. Личная гигиена туриста
Соблюдение правил «Чистота – залог здоровья» и «В здоровом теле – здоровый
дух».
Личная гигиена при занятиях физической культурой, спортом и туризмом.
Обязанности санитара туристской группы по контролю за соблюдением правил личной
гигиены юными туристами.
Практические занятия:
Работа санитара в туристской группе.
17.Обработка ран, ссадин, мозолей и наложение простейших повязок
Практические занятия:
Обработка ранок, ссадин, мозолей. Наложение повязок.
Игра «Айболит»: необходимая помощь условно пострадавшему.
18.Родословие
Ближайшие родственники семьи. Родословная. Семейные традиции и праздники.
География родни.
Практические занятия:
Составление совместно с родителями родословной, генеалогического древа.
Рассказы о своих друзьях, бабушках, дедушках, других родственниках. Выставка
«Семейный альбом».
19. Природа родного края.
Практические занятия:
Выполнение краеведческих заданий (сбор растений для гербариев, поиск и
зарисовка).
20. Наш город – сегодня.
Практические занятия:
Экскурсии по городу.
«Богословск во время Гражданской войны».
«Колокольные звоны».
« Карпинск в годы ВОВ ».
21. Экскурсии
Экскурсия «Скалы Блины».
1.9. Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни и гигиены как в
повседневной жизни, так и в условиях похода;
10

- развитие таких качеств, как уверенность в себе, трудолюбие, терпение, способность к
сопереживанию, коллективизма;
- проявление чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Предметные:
- Культура здорового и безопасного образа жизни: учащиеся умеют выбрать место для
бивака, поставить палатку, развести костер;
-умеют ориентироваться по местным предметам с помощью компаса.
- приобретут знания о природе, истории, культуре родного края;
- научатся говорить перед аудиторией.
Метапредметные (развивающие):
- участие обучающихся в играх, викторинах, конкурсах, наличие желания узнавать
новое;
- формирование общей культура поведения на занятиях, в походах и экскурсиях;
- снижение числа фактов отклоняющегося поведения.
Обучающиеся должны знать:
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- основные вехи истории родного края;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- способы охраны природы в туристическом путешествии.
Обучающиеся должны уметь:
- общаться с людьми;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своем городе;
- владеть техникой перемещения на местности пешком;
- владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и
искусственных препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
- инициативностью;
- аккуратностью;
- коммуникабельностью;
- целеустремленностью;
- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельностью;
- исполнительностью;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физической активностью;
- выносливостью;
- уважением к старшим, родителям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологической культурой;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбием.

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный график
№ п/п
1
2

Основные характеристики образовательного
процесса
Год обучения
Продолжительность занятий

1 год
40 мин

3

Количество часов в неделю

2 часа

4
5

Количество учебных недель
Количество часов

37
74

6

Начало учебного года

7

Конец учебного года

1 сентября
31 мая

2.2. Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и
стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения учебных и
наглядных пособий, ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы.
Дидактические материалы:
1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция минералов).
2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации)
Снаряжение и оборудование:
1. Палатки туристские – 5 шт;
2. Спальные мешки – 15 шт;
3. Рюкзаки– 15 шт;
4. Коврики туристские – 15 шт;
5. Туристские котлы – 3 шт;
6. Пила, топор в чехлах, растяжка;
7. Походная аптечка – 1 шт;
8. Ремонтный набор – 1 шт;
9. Компас – 15 шт;
10. Комплект карт;
11. Навигатор – 2 шт;
12. Канцелярские товары.
13. Зарядное устройство на солнечных батареях – 2 шт;
14. Радиостанция – 2 шт;
15. Каска – 15 шт.

12

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации программ
дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, имеющий
педагогическое образование .
Методическое обеспечение программы
1. Атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы» (Плешаков А.А.).
2. Видеопрезентация «Карпинск в годы Великой Отечественной войны».
3. Видеопрезентация "Городской округ Карпинск".
4. Видеопрезентация "Северный Урал — горная система Уральских гор".
5. Видеопрезентация «Карпинск – туристический центр Северного Урала».
6. Видеоролики о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
7. Игра «Туристенок».
8. Инструкции по технике безопасности, утверждённые МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
9. Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску»
10. Кытлым. Сборник статей, очерков и воспоминаний. Серия: Очерки истории Урала.
Выпуск 71.. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — С. 20. — 128 с.
11. Плакаты по безопасности.
12. Плакаты: «Растения леса», «Растения луга», «Лекарственные растения Среднего
Урала», «Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала»
13. Презентация «Лесная аптека».
14. Справочник-определитель «Деревья и кустарники Среднего Урала»,
15. Столица Уральского севера. Upmonitor.ru
16. Сценарий «Экскурсия "Дорогой Походяшина".
17. Сценарий « Экскурсия «Колокольные звоны».
18. Сценарий «Экскурсия "Площади города"
19. Сценарий «Экскурсия «Тропа памяти».
20. Сценарий «Экскурсия «Шестидесятый меридиан». Гора Голая (Водонапорная башня)
– Метеостанция».
21. Фильм «Природа в разное время года»
22. Фильмы: « Там, где тайга, река и скалы. Северный Урал». «Седой Урал».
23. Фотоматериалы о походной жизни обучающихся МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
24. Интернет ресурсы: https://gdk-karpinsk.ekb.muzkult.ru.
25. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым.
26. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru.

Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из
входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
13

Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются
различные формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамота, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования
и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей,
свидетельство (сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений учащихся осуществляется по результатам их
участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях
различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий, участия в
мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий,
средний, низкий.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль
Для определения степени усвоения учащимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения учащимися содержания программы в конце
учебного года проводится итоговый контроль.
Задачи

Форма контроля

Планируемый
Цель проведения
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа, опрос, Определен уровень Получение первичной
Образовательные
тестирование.
развития детей и их информации о
Метапредметные
способности
ребенке
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
игры,
учащимися
Определение степени
Образовательные
творческие
получены знания по усвоения
Метапредметные
задания, тест
темам, разделам
обучающимися
программы
знаний по программе
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
тесты
У учащихся
Оценка качества
Образовательные
сформировано
усвоения
Метапредметные
уважительное
обучающимися
отношение к
содержания
природе, истории и программы по итогам
культуре родного
учебного года
города
Текущий контроль
В течение учебного года
Личностные:
Наблюдение,
У учащихся
Определение
Формирование
Тест
сформированы навыки степени усвоения
навыков безопасного
безопасного
обучающимися
поведения в
поведения в природе, учебного
14

природе,
уважительного
отношения к
природе, истории и
культуре родного
города
Образовательные:
Стимулирование
интереса к
знакомству с
природными и
культурными
объектами родного
города
Метапредметные:
Формирование
позитивной
мотивации к
участию в
экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских
акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности

уважительное
отношение к природе,
истории и культуре
родного города

Викторина,
Наблюдение

Акции,
Экскурсии,
Тесты

материала.
Определение
готовности детей к
восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
Учащиеся проявляют
заинтересованности
интерес к знакомству
в обучении.
с природными и
Выявление
культурными
детей, отстающих и
объектами родного
опережающих
города
обучение. Подбор
наиболее
эффективных
Учащиеся участвуют в методов и средств
экскурсиях, походах
обучения.
выходного дня,
волонтерских акциях,
у них высока
познавательная и
общественная
активность.

Оценочные материалы
Учебный Год
Форма
год
обучения
20252026

1 год

Оценочные материалы

Входящий
контроль

Приложение 1. Тест «Что я знаю о Малой
родине?»

Промежуточный
контроль

Приложение 2. «Игра-викторина «Юный
краевед»

Итоговый
контроль

Приложение 3. Тест «Я знаю многое о
родном крае»

15

3. Рабочая программа воспитания
3.1.Основания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 №
678-р;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» от 27 июля 2022 N 629.
3.2.Цель рабочей программы воспитательной работы
- создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.







3.3.Основные задачи воспитательной работы:
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
Развитие воспитательного потенциала семьи;
Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.

3.4. Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического
наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие,
проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях
16

народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего
народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие
здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к
творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие
осознанного стремления к правомерному поведению)
3.5.Виды и формы воспитательной деятельности
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
17

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники

Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.

3.6. Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения
задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде
обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
18

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
19

социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.
20

3.7. Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное (
гражданскопатриотическое
воспитание, приоб
щение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Духовнонравственное (нра
вственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Мероприятие

День защитника
Отечества
Международный
женский день
День Победы. Участие в
акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»
Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого человека.
Праздник «День Матери
в России»
10 000 добрых дел
году.

Экскурсия по городу
Экскурсия «Скалы
Блины»

Здоровьесберегаю
щее направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельност
и)

Неделя безопасности:
- презентация «Правила
безопасного поведения
на дорогах»;
- просмотр
видеороликов по
антитеррористической
безопасности;
- беседа о пожарной
безопасности.
Единый урок прав
человека

Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской и
правовой направленности личности,
активной жизненной позиции;
Формирование у воспитанников
таких качеств, как долг,
ответственность, честь, достоинство,
личность.
Воспитание любви и уважения к
традициям Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность,
семья, здоровье, труд и творчество,
наука, традиционные религии России,
искусство, природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и к
проявлению нравственного поведения
в любых жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной культуры,
основанной на самоопределении и
самосовершенствовании.
Воспитание доброты, чуткости,
сострадания, заботы и милосердия.
Создание единой воспитывающей
среды, в которой развивается
личность ребенка, приобщение
родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы
образовательного учреждения.
Формирование и развитие знаний,
установок, личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного образа
жизни с целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и социального
здоровья обучающихся как одной из
ценностных составляющих личности
обучающегося.
Формирование у учащихся
сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих, усвоение

21

Сроки
проведения

Февраль
2026
Март 2026
Май 2026

Сентябрь
2025
Октябрь
2025

Декабрь
2025

Март 2026

Апрель 2026

Сентябрь
2025

Декабрь
2025

Тематическая беседа
«Охрана природы – твоя
обязанность»

Экскурсии и походы
выходного дня
Общеинтеллектуа
льное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

Социальное напра
вление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору профессии)

Профилактика
правонарушений,
социальноопасных явлений

Ежегодная
общероссийская
добровольческая акция
«Весенняя неделя
добра»

Единый урок
информационной
безопасности.

ими знаний и умений распознавать и
оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты от них,
оказывать само- и взаимопомощь.
Способствовать преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами физической
культуры и занятием спортом.
Активная практическая и
мыслительная деятельность.
Формирование потребности к
изучению, создание положительной
эмоциональной атмосферы обучения,
способствующей оптимальному
напряжению умственных и
физических сил учащихся.
Формирование интереса
к исследовательской и проектной
деятельности, научной работе.
Выявление и развитие природных
задатков и способностей
обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его потребности
в самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии.
Формирование готовности
обучающихся к выбору направления
своей профессиональной
деятельности в соответствии с
личными интересами,
индивидуальными особенностями и
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование экологической
культуры. Формирование
общественных мотивов трудовой
деятельности как наиболее ценных и
значимых, устойчивых убеждений в
необходимости труда на пользу
обществу. Воспитание личности с
активной жизненной позицией,
готовой к принятию ответственности
за свои решения и полученный
результат, стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению
Совершенствование правовой
культуры и правосознания
обучающихся, привитие осознанного
стремления к правомерному
поведению.

22

Январь
2026

В течение
года

Апрель 2026

Октябрь
2025

Список литературы
1. Байдуков В.А. «По Уралу», "Сократ ИД", 2011, 240 с.
2. Баринова И. «География. Природа России. 8 класс». 2003.
3. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю. Путь через века: От Богословского
медеплавильного до Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург: Банк
культурной информации, 2002. 88.с
4. Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Коллективная литературно –
публицистическая, историко – документальная книга о Карпинске. Карпинск: Редакция
газеты «Карпинский рабочий», 2006, 227 с.
5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - М.
ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600 с, илл.
6. Концепция детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.
Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
7. Красная книга Свердловской области : животные, растения, грибы / Министерство
природных ресурсов Свердловской области; [составители : В. Н. Большаков и другие ;
редколлегия: Н. С. Корытин, кандидат биологических наук (ответственный редактор) и
другие]. - Екатеринбург : Баско, 2008. - 254 с.
8. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин А.И.,
2000. – М: ООО «Издательство АСТ», 2000, 135 с.
9. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе, дополненное)».
– Екатеринбург: «Чароид», 2008, 471 с.
10. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург: «Чароид».
2006, 291 с.
11. Приложения к газете «Карпинский Рабочий» - «Богословский Родник» № 10 от 24
октября 2006 года, №11 от 28 ноября 2006 года, от 8 февраля 2005 года, от 25 апреля
2006 года, от 12 апреля 2005 года.
12. Путеводитель по памятным местам Карпинска
13. Человек пришел на Урал: были и былички, записанные юными летописцами в
уральских селах и деревнях.- Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство
«Сократ»,1998, 160 с. (сер. Летопись Уральских деревень»)
14. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». —
Карпинск, 2009. — 262 с.
15. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
16. Интернет: http://slovorus.ru/
17. Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/
18. Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/
19. Интернет: http://wikipedia.org/wiki.ru/
20. Интернет: http://dic.academic.ru
21. Интернет: http://my.krasnoturinsk.ru

23

Приложение 1

Входящий контроль
Оценочные материалы. Тест «Что я знаю о Малой родине?»
Выбери один правильный ответ
1.Из каких поселков образовался город Карпинск?
а) Поселок Богословск и Веселовка
б) Поселок Угольный и Княсьпа
в) Богословск и Угольный
г) Княсьпа и Кытлым
2.Сколько площадей находится в г. Карпинске?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
3.Какие парки находятся в Карпинске?
а) парк ДКУ
б) парк Комсомольский
в) парк Юности
г) Главный парк
4.Какие речки протекают на территории ГО Карпинск?
а) Волга
б)Турья
в) Каква
г) Тавда
5.Что относится к живой природе?
а) гора;
б) ручей;
в) снег;
г) микробы.
6.Какого царства живой природы не существует?
а) животные;
б) цветы;
в) бактерии;
г) грибы.
7.Что является окружающей средой для лягушки?
а) сосна, Солнце, воздух;
б) водоём, насекомые, Солнце;
в) луг, планктон, вода;
г) океан, планктон, вода.
8.Как ты можешь помочь природе в охране лесов?
а) бороться с лесорубами;
б) уничтожать гусениц;
в) не ходить в лес;
24

г) беречь книги.
9.Как называется малочисленное коренное население Северного Урала?
а) манси;
б) марийцы;
в) чуваши;
г) буряты.
10.Что добывали на угольном разрезе?
а) бурый уголь
б) известняк
в) алмазы
г) золото.
Ключ 1-в 2-в 3-а, б 4-б,в 5-г 6-б 7-б 8-г 9-а 10-а
Результаты теста:0-3 низкий уровень, 4-7 средний уровень, 8-10 высокий уровень

25

Приложение 2

Промежуточный контроль
«Игра-викторина «Турист - краевед»
Выбери один правильный ответ
1.Какие скалы на территории МО Карпинск имеют вкусное название?
а) Оладушки;
б) Тарталетки;
в) Блины;
г) Пирожки.
2.Какая горная вершина самая высокая на территории Свердловской области?
а) Конжаковский Камень;
б) Серебрянский Камень;
в) Косьвинский Камень;
г) Сухогорский Камень.
3.Что растения получают из почвы?
а) крахмал;
б) воду;
в) сахар;
г) углекислый газ.
4.Что необходимое для питания даёт растениям свет?
а) кислород;
б) крахмал;
в) воду;
г) энергию.
5.Какой поселок находится в «котле»?
а) Веселовка;
б) Сосновка;
в) Кытлым;
г) Княсьпа.
6.Какой памятник архитектуры XVIII века находится в Карпинске?
а) Храм во имя Святителя Николая Чудотворца;
б) Собор преподобного Максима Исповедника;
в) Богословский Введенский собор;
г) Храм во имя Казанской иконы Божией Матери
7.В основании экологической пирамиды находятся:
а) насекомые;
б) хищники;
в) растительноядные;
г) растения.
8.Как называется высшая точка города Карпинска?
а) гора Голая;
26

б) гора Липовая;
в) Май-гора;
г) скалы Блины.
9.Уральские горы являются границей:
а) между Западной и Восточной Сибирью;
б) Между Европой и Азией.
10.Травой от 99 болезней в старину называли?
а) валериана;
б) тысячелистник;
в) полынь;
г) зверобой.
11.Какое растение применяется при небольшом порезе?
а) земляника;
б) ромашка;
в) вороний глаз;
г) подорожник.
12.Какой памятник природы существует на территории МО Карпинск?
а) Яблоневая аллея;
б) Рябиновый парк;
в) Берёзовая роща;
г) Старые культуры кедра и лиственницы.
Ключ 1-в 2-а 3-б
Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень

4-г

5-в

6-в

7-г

27

8-а

9-б

10-г 11-г 12-г

Приложение 3

Итоговый контроль
Тест «Я знаю многое о родном крае»
Выбери один правильный ответ
1. Какое животное изображено на гербе Свердловской области?
а) бобр;
б) орёл;
в) соболь;
г) лось.
2. Как называется самая высокая горная вершина Свердловской области?
а) Денежкин Камень;
б) Конжаковский Камень;
в) Серебрянский Камень;
г) Эверест.
3. Какое растение тайги выше остальных?
а) ольха;
б) черемуха;
в) яблоня;
г) лиственница.
4. Какой посёлок округа Карпинск был ликвидирован в 2020 году?
а) Кытлым;
б) Каквинские Печи;
в) Новая Княсьпа;
г) Веселовка.
5. В каком веке были высажены кедры и лиственницы рядом со зданием Богословской
больницы?
а) 18;
б) 19;
в) 20;
г) 21.
6. Какой городской округ не граничит с Карпинском?
а) Ивдельский;
б) Волчанский;
в) Краснотурьинский;
г) Новолялинский.
7. Какое растение не является редким и не внесено в Красную книгу Свердловской
области?
а) ирис сибирский;
б) калипсо луковичная;
в) пион уклоняющийся;
г) гвоздика пышная.
8. Какое животное не является редким и не включено в Красную книгу Свердловской
области?
а) рысь;
б) речная выдра;
в) европейская норка;
г) летяга.
Ключ 1-в 2-в 3-г 4-б 5-б 6-а 7-г 8-а
28

Результаты теста:
0-3 низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-8 высокий уровень
Тест «Я узнал много нового о природе»
Выбери один правильный ответ
1. Какое растение не произрастает на территории Станции туризма и экскурсий
«Конжак»?
а) пихта;
б) лиственница;
в) черемуха;
г) яблоня.
2. Какая река не протекает по территории муниципального округа Карпинск?
а) Турья;
б) Каква;
в) Лобва;
г) Сосьва.
3. Какая птица является оседлой?
а) деревенская ласточка;
б) скворец;
в) снегирь;
г) белая трясогузка.
4. Какой элемент отсутствует в гербе Карпинска?
а) синий орёл;
б) чёрно-золотой камень;
в) скрещенные кирки;
г) шишки кедра.
5. В какое море впадает после долгого путешествия река Турья?
а) Карское;
б) Лаптевых;
в) Балтийское;
г) Чёрное.
6. Какой народ населял Северный Урал до прихода русских?
а) татары;
б) манси;
в) марийцы;
г) чуваши.
7. Какое животное не относится к копытным?
а) лось;
б) кабан;
в) северный олень;
г) бобр.
8. Как правильно утилизировать отработавшие свой срок батарейки?
а) закопать в почву;
б) поместить в контейнер для твёрдых коммунальных отходов;
в) поместить в контейнер для опасных отходов;
г) бросить в ведро для мусора.
Ключ 1-а 2-г 3-в 4-г 5-а 6-б 7-б 8-в
Результаты теста: 0-3 низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-8 высокий уровень
29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».