Отдел образования администрации муниципального округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»
Принята на заседании
педагогического совета
от «02» июня 2025 г.
Протокол № 3
Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья
Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна, o=МАУ ДО "Станция
туризма и экскурсий Конжак", email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
c=RU
Приказ № 128-д «02» июня 2025 г.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Я исследователь»
2025 г. – 2026 г.
Возраст обучающихся 10−15 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы:
Тип программы: адаптированный
Автор: Ябс Алексей Павлович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Карпинск
2025
1
Содержание
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
11. Пояснительная записка
Новизна и педагогическая целесообразность
Цель программы
Задачи программы
Формы обучения
Формы занятий
Учебный план
Содержание учебного плана
Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный график
2.2 Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение
Формы аттестации
Оценочные материалы
3. Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
Список литературы
Приложения
2
3
4
5
5
5
5
6
6
8
9
9
9
9
9
9
11
12
14
20
22
23
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я исследователь» (далее – Программа)
составлена и разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р ( с изменениями
на 21.10.2024г.));
− Приказ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
− Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации от 29.04.2025 г. № 582- д «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
− Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
− Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Правила
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
− Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г.
№ 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области» (с изменениями на 16 декабря 2021 года) (в
ред. Постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2021 N
891-ПП;
3
− Постановление Правительства Свердловской области от 05.10.2023 г.
№ 713-ПП «О системе персонифицированного учета детей, осваивающих
дополнительные общеобразовательные программы, и персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей на территории
Свердловской области»;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года) (в ред. Приказа
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.12.2021 № 1245-Д);
− Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.;
−
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от
21.12.2022.
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается
в том, что она нацелена на интеграцию в обществе детей с особыми
образовательными потребностями. Программа закладывает у детей основы
экологической культуры; способствует повышению социальной адаптации,
воспитанию доброжелательности к окружающим людям и к природе,
культуры общения, эмоциональной отзывчивости; формированию мотивов к
конструктивному взаимодействию и сотрудничеству в образовательном
пространстве учреждения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка
психического развития) наблюдаются следующие затруднения в учебной
деятельности: низкий уровень развития восприятия, внимание неустойчивое,
рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую,
память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной,
снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность программы определяется тем, что сознательно
организованное образовательное пространство, специализированные
методы обучения детей с ОВЗ позволяют активизировать и реализовать
их сохранный познавательный и личностный потенциал, а также
сгладить проявление первичного нарушения здоровья. Реализация
особых образовательных потребностей является единственным путем
преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение
4
здоровья, тем более что зачастую само нарушение здоровья не может
быть устранено никакими медицинскими способами.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ в том, что
обучение детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР),
происходит без принуждения, а образовательная деятельность строится на
интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Занятия расширяют
познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную
жизнь,
делают
доступными
элементы
творчества,
развивают
интеллектуально и эстетически, укрепляют физическое и психическое
здоровье. Через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий дети поверят в свои возможности, испытают
чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим
желание учиться.
Цель программы: формирование осознанного бережного отношения к
природе и культуре родного края, повышение познавательной и творческой
активности;
Задачи:
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду;
Образовательные: освоение доступных способов изучения природы и
общества;
Метапредметные: овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Возраст детей, участвующих реализации программы, 10–15 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Форма обучения – групповая.
Формы занятий: анкета, беседа, диагностический тест, игра, конкурс,
практическое занятие, презентация, экологическая акция, экскурсия.
Год
обучения/
срок
освоения
1 год
обучения
Режим занятий/
продолжительность
Количество
часов в
неделю
Количество
учебных
недель
Итого
часов в год
2/40 мин.
4
37
148
5
Учебный план « Я исследователь»
№ Название раздела
п/
п
1 Вводное занятие.
Правила
пожарной и
электрической
безопасности.
2 Природа родного
края
3 Охрана природы
Лес и его жизнь
Мы знаем, мы
умеем
6 Кладовая
природы
7 Насекомые
вокруг нас
8 Почва и её
обитатели
9 Мой дом – моя
крепость
10 Мой город
11 Итоговое занятие
Итого
4
5
Кол-во часов
Всего
2
Формы текущего
контроля
Теория Практика
1
1
Презентация
Тест
Тренировочное учение
32
14
18
20
8
12
16
2
8
1
8
1
Фронтальный опрос
Творческая работа
Экологическая акция,
Конкурс
Конкурс
Анкетирование
10
4
6
Игра
18
12
6
Конкурс, игра
16
8
8
Конкурс
14
8
6
Викторина, акция
16
2
148
4
1
69
12
1
79
Викторина, конкурс
Анкетирование
По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Количество
часов
Практические занятия
34
55
Экскурсии
12
24
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Правила пожарной и электрической
безопасности.
Теория: Ознакомление обучающихся с планом работы на учебный год.
Проведение инструктажей по технике противопожарной и электрической
6
безопасности, меры предосторожности во время проведения массовых
мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Раздел 2. Природа родного края.
Теория: Физико-географическая характеристика Карпинского района.
Символика города. Горы на территории ГО Карпинск. Реки и озёра
Карпинского района. Животный мир тайги. Деревья и кустарники на
территории Станции туризма и экскурсий «Конжак».
Практика: Определение горных вершин на территории ГО Карпинск.
Определение растений на территории Станции туризма и экскурсий «Кожак».
Экскурсии: 1. Экскурсия в городской парк «Тропа памяти»
(Комсомольский парк – историческое место города). 2. Экскурсия в зал
природы городского краеведческого музея, 3. Экскурсия на Чёрное озеро, 4.
Экскурсия в п. Кытлым.
Раздел 3. Охрана природы.
Теория: Как человек изменил ландшафт городского округа. Проблема
опасных отходов на территории городского округа. Влияние бытового
мусора на природные территории. Правила ловли рыб и охоты на животных.
Исследовательская деятельность как одна из форм охраны природы. Редкие
виды животных и растений на территории ГО Карпинск.
Практика: Прогулка в лес и на привокзальную сопку с целью
закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков
наблюдательности. Как правильно утилизировать опасные отходы? Работа с
источниками информации, подбор материалов для сообщений.
Экскурсии: Экскурсия на территорию памятника природы «Старые
культуры кедра и лиственницы».
Раздел 4. Лес и его жизнь.
Теория: Растительное сообщество хвойного леса. Растительное
сообщество лиственного леса. Перелетные, оседлые и кочующие птицы леса.
Копытные животные и их кормовая база. Хищники и их добыча.
Практика: Определение растений и животных леса. Участие в конкурсе
экологической направленности. Просмотр и обсуждение фильма «5 лесных
заповедей».
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Анкетирование. Викторина.
Раздел 6. Кладовая природы.
Теория: Хозяйственное использование даров природы (орех, ягоды,
береста и прочее). Ремёсла, связанные с природным материалом (предметы и
поделки из дерева, камня и другого материала).
7
Практика: Сбор природного материала и изготовление простейших
поделок.
Экскурсии: Экскурсия в зал природы городского краеведческого музея.
Раздел 7. Насекомые вокруг нас.
Теория: Насекомые и их роль в природе. Колониальные насекомые:
муравьи, осы, шмели. Пчёлы – первые одомашненные животные. Продукция
пчеловодства и её применение. Стадии развития бабочки от яйца до имаго.
Практика: Как устроена колония муравьев? Зачем шмели прокалывают
листья растений? Определение видов бабочек. Конкурс рисунков «Моё
любимое насекомое».
Раздел 8. Почва и её обитатели
Теория: Как образуется почва. Подземные обитатели (норные
животные, черви, личинки насекомых). Роль почвы для дачного и сельского
хозяйства. Истощение и отравление почвы: причины и профилактика.
Практика: Определение состава почвы на примере грунтового среза на
берегу Турьи. Как беречь почву? Определение почвенных животных.
Экскурсии: Глина и песок – основной природный строительный
материал (левый берег реки Турьи).
Раздел 9. Мой дом – моя крепость.
Теория: Коммуникации (водопровод, канализация, электричество) и их
назначение. Правила совместного общежития в многоквартирном доме.
Содержание общедомового имущества в чистоте и рабочем состоянии.
Практика: Как дом связан с остальным миром? Какие опасности могут
возникнуть на детской площадке?
Экскурсии: «Самолет и корабль в нашем дворе». Экскурсия на
водозаборную станцию и очистные сооружения.
Раздел 10. Мой город.
Теория: Исторические личности, связанные с городом. Звание
«Почетный гражданин ГО Карпинск». Памятные места города, связанные с
историей страны. Гора Голая как смотровая площадка. Введенский собор как
центр общественной жизни Богословска.
Практика: Викторина по краеведению.
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая, 2. Прогулка к Введенскому
собору, 3. Прогулка к церкви Казанской иконы Божией Матери. 4. Зал
развития города в краеведческом музее.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Анкетирование «Выявление уровня сформированности
экологической культуры обучающихся».
Планируемые результаты:
8
Личностные: сформируется установка на безопасный, здоровый образ
жизни, а также мотивация к творческому труду;
Образовательные: обучающиеся освоят доступные способы изучения
природы и общества;
Метапредметные: обучающиеся овладеют начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
Основные характеристики
образовательного процесса
Год обучения
Продолжительность занятий
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Количество часов
6
Начало учебного года
7
Конец учебного года
1 год
40 мин
4 часа
37
148
1 сентября
31 мая
2.2. Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы для хранения
учебных и наглядных пособий.
Снаряжение и оборудование:
Рулетка 10 м (1 шт.), планшет (2 шт.), мерная лента (1 шт.),
канцелярские товары.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации
программ дополнительного образования по туристско-краеведческой
направленности,
имеющий
педагогическое
образование
и
квалификационную категорию не ниже первой.
Методические материалы
Методическое обеспечение
Разделы
Презентации: Экскурсия на Скалы Блины,
Природа родного
Растения на территории Станции
1
края
Фильмы: Горы – наше достояние, Княспинский
кордон с высоты птичьего полёта, Скалы Блины
2 Охрана природы
Презентации: Опасные отходы, Редкие виды
9
растений и животных
Фильмы: Как мусор уничтожил мир,
Переосмысливая прогресс – экономика будущего,
Свинка Пеппа. Переработка, Страна Ози Бу.
Спасем природу!, Фиксики. Бумага, Фиксики.
Батарейки,
Презентации: Редкие грибы
Фильмы: Сообщество леса, Сообщество луга,
Анимация роста дерева
Тест «Я узнал много нового о природе»
Фильм «Народные промыслы»
Презентации: Мир бабочек, Полезные насекомые
3
Лес и его жизнь
4
5
Мы знаем, мы умеем
Кладовая природы
Насекомые вокруг
нас
Почва и её обитатели Презентации: Почвообразование
Мой дом – моя
Презентации: Коммуникации в доме
крепость
Презентации: Быткомбинат Кристалл, История
Мой город
появления Карпинска, Красный горняк
6
7
8
9
Специальные условия обучения:
Кадры, владеющие педагогическими технологиями, учебные пособия,
дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, которые
позволяют детям с ОВЗ усваивать образовательную программу.
Учебные пособия:
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск,
1984.
2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы.
Очерки
истории
открытия
и
изучения
природы
Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
1. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала:
Справочник-определитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007. –
128 с.
2. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во.
1985. – 160 с.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое
воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М.
Скребцова. – 2-е изд. – М. : Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
4. Мухин В. А., Котиранта Х., Ушакова Н. В., Ширяев А. Г., Фролов И. В.
Грибы Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург:
Издательство «Сократ», 2007. – 200с.
5. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по
Свердловской области. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
6. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как
объекты экологического туризма / авторы-составители Новопашин С. А.,
Захарова И. Ю. – Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2006. – 160 с.
10
7. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
– 222 с.
8. Ябс А. П. Памятник природы «Старые культуры кедра». – Карпинск,
2014. – 26 с.
9. Ябс А. П. Методики определения таксационных показателей древостоя
и жизненной устойчивости деревьев.
Эстетическая оценка дерева. –
Карпинск, 2016. – 8 с.
10. Янцер О. В. Методы полевых исследований гидрологических
объектов. – Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 32 с.
Наглядные материалы:
11. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
12. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987
(испр. и доп. в 2015 г.)
13. Карта города Карпинска. – 1 : 10 000. – Екатеринбург: ФГУП
«Уралаэрогеодезия», 2010 (испр. и доп. в 2016 г.)
14. Плакаты
Дидактические материалы:
18. Раздаточный материал (бланки тестов, анкет)
Электронные образовательные ресурсы:
19. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/
20. Всероссийский онлайн-урок http://берегиводу.рф/
21. Карпинский краеведческий музей http://karpinskmuseum.ru/
Прочее:
22. Шляева Г.К, Ябс А.П. Программы экскурсий к горе Липовой, к скалам
Блины, на Большое Княспинское озеро, по реке Какве, в посёлок Кытлым.
Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в сентябре (Приложение 1)
Промежуточная аттестация проводится в декабре (Приложение 2);
Итоговая аттестация проводится в мае (Приложение 3).
Для проведения текущего контроля в течение учебного года
используются
различные
формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов: аналитический материал, грамота, готовая
работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио,
перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство
(сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по
результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих
отчётах и иных мероприятиях различного уровня.
11
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, опроса, выполнения творческих
заданий, участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль.
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе
в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль.
Цель - повышение познавательной и творческой активности
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен
Получение
Образовательные
Тестирование уровень развития информации об
Метапредметные
детей и их
уровне развития
способности
ребенка
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование, Обучающимися
Определение
Образовательные
походы, игры, получены знания степени усвоения
Метапредметные
конкурсы,
по темам,
обучающимися
творческие
разделам
знаний по
задания
программы
программе
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование, У обучающихся Оценка качества
Образовательные
конкурсы,
сформировано
усвоения
Метапредметные
викторина,
осознанное
обучающимися
творческие
бережное
содержания
задания
отношение к
программы по
природе
итогам учебного
года
Текущий контроль
В течение учебного года
Личностные:
Наблюдение
У обучающихся Определение
формирование
сформированы
степени усвоения
навыков
навыки
обучающимися
безопасного
безопасного
учебного
поведения в
поведения в
материала.
12
природе, бережного
отношения к
природе и истории
родного края;
Образовательные:
знакомство с
природными и
культурными
объектами родного
края;
Викторина
Наблюдение
Метапредметные:
формирование
позитивной
мотивации к
участию в
конкурсах,
экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских
акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности у детей.
Акция
Конкурс
Поход
Экскурсия
Год
Форма
обучения
1 год
входной
промежуточный
итоговый
природе,
бережного
отношения к
природе и
истории родного
края
Обучающиеся
проявляют
интерес к
знакомству с
природными и
культурными
объектами
родного края
Обучающиеся
желают
участвовать в
конкурсах,
экскурсиях,
походах
выходного дня,
волонтерских
акциях, у них
высока
познавательная,
творческая и
общественная
активность
Определение
готовности детей к
восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованност
и
воспитанников в
обучении.
Выявление
детей, отстающих и
опережающих
обучение. Подбор
наиболее
эффективных
методов и средств
обучения.
Оценочные материалы
Анкета «Мой уровень развития экологического
сознания»
Тест «Я узнал много нового о природе»
Тест «Я умею беречь природу»
13
3. Рабочая программа воспитания
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
В. В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы
«укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной
образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не
только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и
традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде» (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)
1.
2.
3.
4.
5.
Основания для разработки воспитательного плана работы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 № 678-р;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цель рабочей программы воспитательной работы
14
- создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Основные задачи воспитательной работы:
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
Обеспечение развития личности и её социально-психологической
поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде
обитания;
Развитие воспитательного потенциала семьи;
Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение
детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений
о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного
отношения к национальным героям и культурным представлениям
российского народа.
Духовно–нравственное
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное воспитание): формирование ценностные представления о морали,
об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство,
любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов
России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности):
формирование и содействие здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых
знаний, интерес к творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного,
творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к
сознательному выбору профессии): формирует знания, представления о
трудовой деятельности; выявляет творческие способности и
профессиональные направления обучающихся.
15
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся,
привитие осознанного стремления к правомерному поведению)
Виды и формы воспитательной деятельности
(по В. А. Сластенину)
№
Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников
об окружающей действительности,
формирует потребность в
образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение
и приумножение материальных
ценностей, формирование
уважительного отношения к
материальным ценностям как
средствам для существования
человека.
Общественная
Содействует социализации
школьников, включает их в
сопереживание проблемам общества,
приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное
осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на
осознание личностей причастности к
миру во всех его проявлениях,
осознание своего Я, развитие
рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное
мироощущение, потребность в
прекрасном, способность к
художественному мышлению,
реализует индивидуальные
способности.
16
Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати,
экскурсии (в музей, на
выставку в библиотеку и т. п.),
конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд
по самообслуживанию;
игровые формы (трудовые
десанты, операции, работа «по
секрету», рейд добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.
Самоанализ и взаимоанализ
«Как мы вели себя на
экскурсии?», «Законы
товарищества», «Каким быть
или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»;
уроки культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий
досуг, когда общение освобождено от
предметной цели и содержанием
деятельности является общение
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки,
посещение концертов, театров;
встречи друзей, поездки и т. д.
Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития
и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения
цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщ
ение детей к
культурному
наследию,экологичес
кое воспитание)
Целевые ориентиры результатов воспитания
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине –
России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу,
этнокультурную идентичность, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности
граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему своей малой родины,
родного края, своего народа, российского
государства.
Имеющий первоначальные представления о своих
гражданских правах и обязанностях, ответственности
в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам,
традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность
17
Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)
прошлому, настоящему и будущему народам России,
тысячелетней истории российской
государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство
каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с
позиции их соответствия нравственным нормам,
давать нравственную оценку своим поступкам,
отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражающий
неприятие любых форм поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий
человека, проявляющий готовность к сознательному
самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей
семьи, российские традиционные семейные ценности
(с учетом этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовнонравственной культуры своего народа, других
народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные
ценности и моральные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного
выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных,
асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность
личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан,
народов в России, умеющий общаться с людьми
разных народов, вероисповеданий.
18
Выражающий уважительное отношение к
религиозным традициям и ценностям народов
России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту
брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и
человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России
Здоровьесберегающ Соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в
ее направление:
(физическое
том числе в информационной среде.
воспитание и
Ориентированный на физическое развитие, занятия
формирование
спортом.
культуры здоровья, Бережно относящийся к физическому здоровью и
безопасность
душевному состоянию своему и других людей.
жизнедеятельности) Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в
том числе безопасного поведения в
информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое
и других, стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии
физического состояния своего и других людей,
готовый оказывать первую помощь себе и другим
людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
Общеинтеллекинициативность, любознательность и
туальное
самостоятельность в познании.
направление:
(популяризация
Обладающий первоначальными представлениями о
19
научных знаний,
проектная
деятельность)
природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, многообразии объектов и явлений
природы, о связи мира живой и неживой природы, о
науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному
знанию в разных областях.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
Профилактика
правонарушений, историческому и культурному наследию своего и
социально-опасных других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в
явлений
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание
ценности каждой человеческой личности, свободы
мировоззренческого выбора, самоопределения,
отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.
Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направления
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приоб
щение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)
Мероприятие
«Сдай батарейку
– сохрани
природу!»
экологическая
акция
Географический
диктант,
экодиктант
Задачи работы по
данному направлению
Формирование бережного Сентябрь
отношения к окружающей
–
среде, природным
Октябрь
ресурсам
Экскурсия в
Воспитание
Введенский собор уважительного
отношения к религиозным
Новогоднее
традициям и ценностям,
мероприятие
к государственным
праздникам
20
Сроки
проведен
ия
Январь
Здоровьесберегаю
щее направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельност
и)
Общеинтеллектуа
льное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)
Профилактика
правонарушений,
социальноопасных явлений
«Безопасные
дороги»
онлайнолимпиада
Соревнование по
GPSориентированию
Формирование
ответственного
отношения к соблюдению
правил
Формирование навыков
ориентирования на
местности при помощи
офлайн-карты MAPSME
Экскурсия к
Формирование активного
скалам Блины
здорового образа жизни
Викторина,
Привлечение внимания к
посвященная
сохранению видового
Международному многообразия и
Дню птиц
численности птиц
15 мая – единый Формирование
фенологический наблюдательности
день
«Безопасный
Формирование навыков
интернет»
ответственного и
онлайнбезопасного поведения в
олимпиада
сети интернет
21
Ноябрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Декабрь
Список литературы
1. Огоновская И. С. Азбука исследователя: Методические рекомендации
по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной
деятельности учащихся (социально-гуманитарное направление) / Серия
«СОКРАТ: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив.
Технологии» / под ред. И. С. Огоновской. Вып. 1. – Екатеринбург: Сократ,
2008. – 104 с.
2. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические
основы организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.:
И. В. Жижина, И. В. Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
– 88 с.
3. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного
образования. Методическое пособие. / Автор-составитель Б.А. Прусс. Отв. за
выпуск И.Н. Шинкаренко – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»,
2018. – 44 с.
4. Методические рекомендации по организации дополнительного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью / Е. В. Кулакова, Е. И. Адамян, Е. Б. Колосова; отв. за выпуск
М. А. Симонова – Москва : РУДН, 2019. – 40 с.
22
Приложение 1
Входной контроль
Анкета «Мой уровень развития экологического сознания»
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай –
согласен ты с этими высказываниями или нет. Если ты согласен, поставь
положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого
высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке
отрицательную оценку (-1, -2, -3 или –4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»
оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе
заранее!
1. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
2. За новогодней ёлкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую
пушистую.
3. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
4. Торговля животными, занесёнными в Красную книгу, – неплохой способ
заработать деньги.
5. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
6. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в
школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
7. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и
зимующих птиц.
Бланк ответов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Обработка результатов
Результаты получают путём сложения баллов. В ответах на вопросы №№ 3, 7 знак не
меняется, а в остальных ответах - знак меняется на противоположный.
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка вполне развитое
экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым
животным; он готов убирать лес и чистить водоёмы, находя эти занятия увлекательными и
важными лично для себя. И уж точно подберёт и накормит брошенного щенка, не забудет
23
полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности
ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток заботится о
животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему.
Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не
зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет
вместе с одноклассниками участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то
он ею, скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – собственное мнение
подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не
обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну.
Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает.
И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит
на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа воспринимается
подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоёмам
продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для
себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой
относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».
24
Приложение 2
Промежуточный контроль
Тест «Я узнал много нового о природе»
Выбери один правильный ответ
1. Какое растение не произрастает на территории Станции туризма и экскурсий Конжак»?
а) пихта;
б) лиственница;
в) черемуха;
г) яблоня.
2. Какая река не протекает по территории городского округа Карпинск?
а) Турья;
б) Каква;
в) Лобва;
г) Сосьва.
3. Какая птица является оседлой?
а) деревенская ласточка;
б) скворец;
в) снегирь;
г) белая трясогузка.
4. Какой элемент отсутствует в гербе городского округа Карпинск?
а) синий орёл;
б) чёрно-золотой камень;
в) скрещенные кирки;
г) шишки кедра.
5. В какое море впадает после долгого путешествия река Турья?
а) Карское;
б) Лаптевых;
в) Балтийское;
г) Чёрное.
6. Какой народ населял Северный Урал до прихода русских?
а) татары;
б) манси;
в) марийцы;
г) чуваши.
7. Какое животное не относится к копытным?
а) лось;
б) кабан;
в) северный олень;
г) бобр.
25
8. Как правильно утилизировать отработавшие свой срок батарейки?
а) закопать в почву;
б) поместить в контейнер для твёрдых коммунальных отходов;
в) поместить в контейнер для опасных отходов;
г) бросить в ведро для мусора.
Ключ
1-а
2-г
3-в
4-г
5-а
6-б
7-б
8-в
Результаты теста: 0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень
Приложение 3
Итоговый контроль
Тест «Я умею беречь природу»
Ребята отвечают на вопросы, обводя один из вариантов ответа, затем подсчитывают
общее количество баллов. По общей сумме баллов определяется отношение к природе.
1. Ты нашел на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
A) полюбуюсь им
Б) засушу для школы
B) осторожно срежу и поставлю в воду
2. Ты нашёл гнездо с птицами, что ты сделаешь?
A) покормишь птенцов
Б) позову ребят, чтобы посмотрели
B) буду наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
A) пойду, но буду собирать очень осторожно
Б) не пойду
B) сначала расспрошу об этом педагога
4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты
поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
A) взял бы с собой в город, чтобы сдать
Б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился
B) закопал бы в землю
5. Как ты оцениваешь свои знания по охране природы?
A) почти все знаю и природу охраняю
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
B) я люблю природу, но мало что знаю о ней
Ключ
А
Б
В
1
1
3
5
2
3
5
1
3
5
3
1
4
3
5
1
5
1
3
5
Результаты:
5-11 баллов (высокий уровень). Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы
наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но
и умеешь ее охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.
12-18 баллов (средний уровень). Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей
помочь, но твои знания не полные, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред.
Больше читай о природе и изучай её.
19-25 баллов (низкий уровень). Ты, наверное, любишь природу, но пока мало знаешь о
ней. Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений и животных.
26