Дополнительная общеразвивающая программа Пешеходный туризм

Отдел образования администрации муниципального округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «02» июня
2025 г.
Протокол № 3

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова
Наталья Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна, o=МАУ
ДО "Станция туризма и экскурсий Конжак",
email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU

Приказ № 128-д «02» июня 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Пешеходный туризм»
2025-2026 гг.

Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год (111 часов)

Автор-составитель:
Гольц Владимир Олегович
педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак»,

МО Карпинск 2025 год

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы…..… 3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3
Цель обучения ………………………………………………………………. 5
Задачи программы ……………………………………………………...…… 6
Возраст детей …………………………………………………………...…….7
Формы обучения ……………………………………………………………...7
Формы занятий…………………………………………………………..……7
Учебный план ……………………………………………………….……..…8
Содержание учебного плана ……………………………………….……..… 9
Планируемые результаты……………………………………………...….......11
2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………...12
2.1. Календарный график...................................................................................12
2.2. Условия реализации образовательной программы .................................13
Обеспечение программы……………………....................................................13
Кадровое обеспечение …………………………………………………….....13
Методическое обеспечение ………………………………………….….…...14
Формы аттестации ……………………………………………………............14
Оценочные материалы …………………………………………………….....15
3. Рабочая программа воспитания ……………………………………………..15
Календарный план воспитательной работы .................................................. 22
Список литературы................................................................................................ 26
Приложения .............................................................................................................27

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из
эффективных средств комплексного воздействия на формирование их
личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются
на личность все основные стороны воспитания: нравственное, трудовое,
эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор детей - идет
интенсивное умственное развитие.
Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и
удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей, а широкие
педагогические возможности содействуют сплочению группы вокруг
педагога. Туристско-краеведческая деятельность позволяет создать единый
коллектив: педагог, родители, дети, что во многом содействует усилению
воспитывающего
воздействия
на
обучающихся,
улучшению
целенаправленности педагогического воздействия.
Туристско-краеведческая
деятельность,
имеет
огромный
оздоровительный потенциал: снятие нервных перегрузок и стрессов,
физиологическое укрепление организма.
Использование в образовательном процессе приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения обеспечивают формирование познавательных способностей.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Пешеходный туризм» (далее – Программа) составлена и разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016
№11)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
3

правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи".
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
7. .Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г.
№ 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области».
8. Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2021 N
125-ПП, от 19.11.2021 N 815-ПП)
О системе персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей на территории
Свердловской области.
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10. Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 22 декабря 2021 года N 1245-Д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного
образования детей в Свердловской
области».
11. Методические рекомендации от 29.04.2025 г. № 582-д «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях».
12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015.№ АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК- 2563/05 «О
Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
4

15.
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак».
16. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
Новизна программы заключается в сочетании форм туристской
деятельности, способствует разностороннему развитию личности ребенка,
общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных
сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства,
приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности,
изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.
Актуальность определяется запросом со стороны детей и их родителей
на программы туристско-краеведческой направленности развития
обучающихся.
Отличительные особенности программы: Программа предполагает
повышенный уровень ответственности, как педагога, так и обучающихся за
соблюдение норм безопасности при проведении практических занятий и
тренировочных походов на местности. Структура и сроки подачи материала
зависит от погодных условий. Программа ориентирована на изучение
истории, географии и экологии Северного Урала и, в частности, Карпинского
района в процессе туристической деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы обоснована
отсутствием туристского опыта обучающихся, и возможностью дальнейшего
развития туристского мастерства обучающихся в пешеходном туризме.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Программа реализуется с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения
обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в
том числе иных организаций (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
-различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и
электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Цель программы: Создание условий для развития мотивации к
туристско-краеведческой деятельности и оздоровления детей, развития
способностей обучающихся к обеспечению собственной безопасности на воде
и безопасности окружающих, к получению знаний, умений и навыков,
направленных на снижение индивидуальных и коллективных рисков в
походах и на соревнованиях.
5

Задачи программы:
Личностные:
1. Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и
экологическую культуру.
2. Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в
процессе формирования коллектива единомышленников – туристской
походной группы.
3. Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества:
взаимовыручку, дружбу, честность, бескорыстие, самостоятельность,
отзывчивость.
4. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
готовность к преодолению трудностей.
5. Развивать физические возможности: силовые качества, выносливость,
координация движений и т.д..
Образовательные:
1. Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению,
изучению основ туристско-краеведческой деятельности.
2. Познакомить обучающихся с особенностями родного края (Свердловская
область, муниципальный округ Карпинск), его рельефом, климатом,
растительным и животным миром, историей, культурой.
3. Познакомить с основными видами туризма: пешим, лыжным, горным,
водным.
4. Научить пользоваться личным, групповым снаряжении, организации
привалов и ночлегов походе.
5. Познакомятся с туристскими должностями в походе и будут выполнять
свою обязанность в группе.
6. Будут знать о назначении и использовании топографических и спортивных
карт и компаса, навигатора уметь ориентироваться на местности с их
помощью.
7. Будут владеть навыками гигиены тренировки и похода и оказания первой
помощи.
Метапредметные:
1. Повышать привлекательность здорового образа жизни.
2. Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной
жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе.
3. Формировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению
и преобразованию родного края.
6

4. Приобщать к исследованию явлений окружающего мира, своей Малой
Родины, уметь выделять характерные особенности природных объектов,
описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города.
5. Способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся для
получения дополнительных знаний о природе, географии, истории и
культуре родного края.
Возраст детей, участвующих реализации программы - 11–17 лет, группа
разновозрастная.
Срок реализации программы 1 год. Количество учебных часов на год 111.
Режим занятий: Организация учебного процесса осуществляется в очной
форме обучения. В период невозможности проведения очных занятий по
причине карантинных мероприятий, актированных дней, предполагается
дистанционная самостоятельная работа. Продолжительность одного
академического часа – 45 мин, перерыв между занятиями – 10 мин., занятия
проводятся 1 раза в неделю по 3 часа.
Формы обучения: занятия осуществляются всем составом объединения.
Предусмотрены занятия по подгруппам и индивидуальные занятия.
Формы занятий: занятия по программе дополнительного образования
«Пешеходный туризм» могут быть теоретическими и практическими.
Проводятся в форме экскурсий, походов, презентаций, игр, конкурсов,
викторин, тестов, акций, бесед.
В осенние, зимние, весенние, летние каникулы предполагается активное
участие в воспитательных мероприятиях.
Год обучения/
срок освоения

Режим занятий/
продолжительность

Количество
часов в неделю

1 год

3/45 мин.

3

7

Количество
учебных
недель
37

Итого часов

111

Учебный план « Пешеходный туризм»
на 2025-2026 учебный год
Год обучения

1 год
Теория

Практика

Формы текущего
контроля

Всего

Наименование разделов/ Количество
часов
1.Введение. Цели и задачи
объединения. Инструктаж по ОТ и ТБ

2

1

1

2.Ориентирование на местности

9

3

6

3.Техника пешеходного туризма

26

10

16

4. Материально- техническая база
похода

12

4

8

5. Здоровье участников похода

18

8

10

6. Краеведение.

16

8

8

28

0

28

4

0

4

24

0

24

111

34

77

7. Зачётный блок
7.1Соревнования по технике
пешеходного туризма;
7.2 Участие в походах:
трехдневный – 1
Итого часов

Наблюдение
Тест
Наблюдение за
выполнением
практических задач
Наблюдение
Опрос
Викторина
Кроссворд
Опрос
Наблюдение за
выполнением
практических задач
Кроссворд
Опрос
Наблюдение за
выполнением
практических задач
Соревнования
Участие в походе

По программе предусмотрены практико-ориентированные формы:
2025-2026
Формы

Всего по
программе
1

Количество в
год
1

Многодневный поход

1

1

24

Практические занятия

14

14

77

Экскурсии

Итого часов по практике

Часов
3

85
8

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение.
Теоретические занятия:
Общие вопросы организации работы, традиции. Условия участия в
походах. Требования к участникам. Задачи. Перспективы работы.
«Положение о походе». Инструктаж по технике безопасности. Общие
сведения о подготовке и проведении походов.
Практические занятия: отработка норм техники безопасности во время
полевых тренировок. Проведение теста «Выявление доминирующего мотива
обучения».
Раздел 2. Ориентирование на местности.
Теоретические занятия: Понятие о карте. Условные знаки
топографических карт. Масштаб и его виды. Способы определения расстояний
до недосягаемых объектов. Особенности изображения местности на картах
спортивного ориентирования. Компас. Азимуты — прямой и обратный.
Определение азимута по карте и на местности. Способы изображения рельефа
на топографических картах и картах спортивного ориентирования. Правила
ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным
признакам. Способы составления топографических карт. Правила проведения
туристических соревнований — ориентировочные этапы.
Практические занятия:
а) Камеральные:
 чтение и изображение топознаков;
 расчет расстояний по карте с помощью линейки, нитки, линий
сетки;
 определение азимутов по карте;
 определение по карте высот точек, превышения, крутизны склонов с
помощью горизонталей;
 разработка маршрута 3-дневного похода.
б) Полевые:
 ориентирование по спортивным картам;
 определение азимутов объектов и объектов по азимуту; движение
по азимуту;
 определение точки стояния по карте и на местности, расстояний
глазомерно и шагами;
 площадная топосъемка местности;
 ориентирование по легенде, в заданном направлении, на
маркированной дистанции, по обозначенному на карте маршруту,
по заданному азимуту.
9

 участие в соревнованиях.
Раздел 3. Техника пешеходного туризма.
Теоретические занятия: Основные приемы страховки. Узлы классификация по использованию. Страховочная система. Основные и
вспомогательные веревки. Карабины. Правила прохождения технических
этапов туристской полосы препятствий.
Практические занятия:
а) Камеральные:
 вязание узлов на время: прямой, контрольный, академический,
шкотовый; булинь, 2-ой булинь; встречный; простой проводник,
«двойной проводник», «восьмерка проводник», карабинный, удавка,
стремя;
 надевание страховочной системы на время.
б) Полевые:
 отработка элементов техники пешеходного туризма: подъем и спуск
по склону спортивным способом;
 траверс склона по перилам и с помощью лыжных палок, движение
по параллельным веревкам;
 преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по
бревну с перилами и с шестом, броды;
 переправа болота по кладям и кочкам;
 тонкий лёд, спуск серпантином, скоростной спуск, спуск с
остановкой в заданной зоне, преодоление зоны заражения, поиск
пострадавшего;
 прохождение туристической полосы препятствий.
Участие в соревнованиях «Школа безопасности», турслете, походах.
Раздел 4. Материально-техническая база похода.
Теоретические занятия: Личное снаряжение. Основные функции
снаряжения.
Групповое снаряжение: список, хранение, уход, выдача, приемка.
Правила приготовления походных блюд, правила развески, упаковки и
хранения продуктов. Распределение веса на маршрут.
Основные функции завхоза по снаряжению, завхоза по питанию.
Практические занятия:
 Ремонт снаряжения.
 Составление меню раскладки продуктов.
 Распределение веса на рюкзак, на маршрут.
 Участие в походах выходного дня (1-3 дня).
Раздел 5. Здоровье участников похода.
10

Теоретические занятия: Нормы личной и общественной гигиены.
Экология и туризм. Экологические требования. Эколого-краеведческая работа
в походе. Основные функции медика. Аптечка: состав и хранение. Типичные
травмы в походе, их профилактика. Оказание первой помощи при: простудах,
порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, мозолях, ожогах, отравлениях.
Правила транспортировки пострадавшего.
Практические занятия: выбор медикаментов из аптечки и оказание
первой доврачебной помощи при условной травме;
транспортировка пострадавшего по слабопересеченной местности.
Раздел 6. Краеведение.
Теоретические занятия:
Организация краеведческих наблюдений в походе. Подготовка
документации для написания отчета о походе. Выбор темы для исследований.
Постановка цели, задач при выполнении работы.
Практические занятия: Метеорологические измерения и наблюдения.
Наблюдения за водоемами. Фенологические наблюдения. Экологические
наблюдения. Составление отчетов о походе.
Раздел 7. Зачетный блок.
1) Соревнования по технике пешеходного туризма;
2) Участие многодневном походе.
Планируемые результаты
Личностные:
- принятие принципов здорового образа жизни;
- стремление к позитивному общению друг с другом;
- формирование экологической грамотности: бережного и грамотного
отношения к природе, памятникам истории и культуры;
- формирование таких качеств как дисциплинированность и активность,
взаимопомощь, взаимовыручка;
- любовь к Родине и своему краю;
- формирование умения видеть красоту окружающего мира.
Предметные:
- знание природных и культурных объектов родного края: памятники
природы, культуры Северного Урала, расширят знания по географии,
гидрологии; биологии, экологии, полученных в средней школе;
- знание состава медицинской аптечки и назначение лекарств;
- знание лекарственных и ядовитых растений, грибов;
- знание техники безопасности на воде;
- приобрести навыки и умение
11

- иметь представление об основных понятиях в туризме и краеведении;
- владение основами техники вязания узлов, иметь представление о
страховке и самостраховке в туризме;
- знание правил безопасного поведения в походе;
- умение ориентироваться по компасу, часам, местным предметам;
- умение пользоваться топографической картой, определять азимут,
пользоваться топографическими знаками, применяемыми на местности;
- преодолевать естественные водные препятствия;
- знание нескольких природных памятников своей области;
- умение одеваться, обуваться и снаряжаться для походов в зависимости от
сезона и способа передвижения, укладывать рюкзак;
- сформированность основных туристских навыков: разжигание костра,
приготовление на нём пищи, оказание первой помощи;
- умение составлять меню для однодневного и многодневного похода;
- умение составлять маршрут водного похода, его напряжённость с учётом
предполагаемых препятствий.
Метапредметные:
- следование правилам личной гигиены; сформированность привычки делать
утреннюю зарядку;
- умение работать в команде; стремление к конструктивному разрешению
конфликтов; умение отстаивать свое мнение и с уважением относиться к
мнению товарищей;
- умение планировать свой день, организовывать свою деятельность;
- обучение приемам мониторинга окружающей среды в водном походе;
- развитие устной речи, умения организовывать и проводить занятия с
младшими школьниками.
- участие в волонтерских акциях повысит общественную активность
обучающихся.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный график
№
п/п
1

Основные характеристики образовательного
процесса
Год обучения

1 год

2

Продолжительность занятий

45 мин

3

Количество часов в неделю

3 часа
12

4

Количество учебных недель

37 недель

5

Количество часов

11 часов

6

Начало учебного года

1 сентября

7

Конец учебного года

31 мая

2. 2. Условия реализации образовательной программы

Обеспечение программы
Помещение и оборудование:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами:
столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для
хранения учебных и наглядных пособий, ПК, мультимедийный проектор,
карты, атласы.
Дидактические материалы:
1. Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии, коллекция
минералов).
2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации)
Снаряжение и оборудование:
1. Палатки туристские – 5 шт;
2. Спальные мешки – 15 шт;
3. Рюкзаки– 15 шт;
4. Коврики туристские – 15 шт;
5. Туристские котлы – 3 шт;
6. Пила, топор в чехлах, растяжка;
7. Походная аптечка – 1 шт;
8. Ремонтный набор – 1 шт;
9. Компас – 15 шт;
10. Комплект карт;
11. Навигатор – 2 шт;
12. Канцелярские товары;
13. Зарядное устройство на солнечных батареях – 2 шт;
14. Радиостанция – 2 шт;
15. Каска – 15 шт.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое
образование и опыт реализации программ дополнительного образования
туристско-краеведческой направленности,
13

Методическое обеспечение
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск,
1984.
2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы.
Очерки
истории
открытия
и
изучения
природы
Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
3. Атлас Свердловской области
4. Инструкции по технике безопасности, утверждённые МАУ ДО СТиЭ
«Конжак».
5. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской
области. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
6. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как
объекты экологического туризма / авторы-составители Новопашин С. А.,
Захарова И. Ю. – Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2006. – 160 с.
7. Туристско-краеведческая
деятельность
учащихся.
Методические
рекомендации. - М: ЦДЭТС МП РСФСР, 1982.
8. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму,
краеведению (Составитель Ю. С. Константинов) - М: ЦДЮТур МО РФ,
1999.
9. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1: 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
10. Карта города Карпинска. – 1: 10 000. – Екатеринбург: ФГУП
«Уралаэрогеодезия», 2010 (испр. и доп. в 2016 г.)
11. Электронные средства образовательного назначения (слайдовые
презентации)
Формы аттестации
Оценка образовательных достижений, обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре
(анкетирование).
Промежуточная аттестация проводится в форме похода выходного дня в
январе.
Итоговая аттестация проводится в форме соревнований по технике пешего
туризма.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года
используются
различные
формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов: грамота, диплом, дневник наблюдений,
журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая
14

разработка, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство (сертификат),
статья и другие.
Оценка образовательных достижений, обучающихся осуществляется по
результатам их участия в соревнованиях, конкурсах, проектах, творческих
отчётах и иных мероприятиях различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий,
участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе
в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль.
Учебный Год
Форма
год
обучения
20252026

1 год

Оценочные материалы
Приложение 1. Тест « Выявление
доминирующего мотива обучения »

Входящий
контроль

Промежуточный Приложение 2. Тест «Подготовка к
походу»
контроль
Протоколы соревнований

Итоговый
контроль

3. Рабочая программа воспитания.
Основания для разработки воспитательного плана работы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».

15

2.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся”
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 № 678-р;
4.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р.
Цель рабочей программы воспитательной работы
- создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной работы:
- Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей
личности;
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
- Обеспечение развития личности и её социально-психологической
поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
- Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде
обитания;
- Развитие воспитательного потенциала семьи;
- Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Общекультурное (гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое
воспитание): формирование патриотических, ценностных представлений
о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой
родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к
национальным героям и культурным представлениям российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание,
семейное воспитание): формирование ценностные представления о
морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл
16

жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора,
достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об
уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и
др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности):
формирование и содействие здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных
знаний, проектная деятельность): формирует потребность в
приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.
Социальное направление
(воспитание
трудолюбия,
сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни,
подготовка к сознательному выбору профессии): формирует знания,
представления о трудовой деятельности; выявляет творческие
способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся,
привитие осознанного стремления к правомерному поведению)
Виды и формы воспитательной деятельности
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников
об окружающей действительности,
формирует потребность в
образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение
и приумножение материальных
ценностей, формирование
уважительного отношения к
материальным ценностям как
средствам для существования
человека.
Общественная
Содействует социализации
17

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати,
экскурсии (в музей, на
выставку в библиотеку и т. п.),
конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд
по самообслуживанию;
игровые формы (трудовые
десанты, операции, работа «по
секрету», рейд добровольцев).

Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

школьников, включает их в
сопереживание проблемам общества,
приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное
осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на
осознание личностей причастности к
миру во всех его проявлениях,
осознание своего Я, развитие
рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное
мироощущение, потребность в
прекрасном, способность к
художественному мышлению,
реализует индивидуальные
способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий
досуг, когда общение освобождено от
предметной цели и содержанием
деятельности является общение

Самоанализ и взаимоанализ
«Как мы вели себя на
экскурсии?», «Законы
товарищества», «Каким быть
или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»;
уроки культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники

Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки,
посещение концертов; встречи
друзей, поездки и т. д.

Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели,
решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщ

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине –
России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу,
18

ение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

этнокультурную идентичность, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности
граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему своей малой родины, родного
края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих
гражданских правах и обязанностях, ответственности
в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам,
традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность
прошлому, настоящему и будущему народам России,
тысячелетней истории российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
Духовнонравственное (нрав признающий индивидуальность и достоинство
ственнокаждого человека.
эстетическое
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с
воспитание,
позиции их соответствия нравственным нормам,
семейное
давать нравственную оценку своим поступкам,
воспитание)
отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражающий
неприятие любых форм поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий
человека, проявляющий готовность к сознательному
самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей
семьи, российские традиционные семейные ценности
(с учетом этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно19

нравственной культуры своего народа, других народов
России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные
ценности и моральные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного
выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных,
асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов
в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к
религиозным традициям и ценностям народов России,
религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту брака
как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и
человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России
Здоровьесберегающ Соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в
ее направление:
(физическое
том числе в информационной среде.
воспитание и
Ориентированный на физическое развитие, занятия
формирование
спортом.
культуры здоровья, Бережно относящийся к физическому здоровью и
безопасность
душевному состоянию своему и других людей.
жизнедеятельности) Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность).
20

Проявляющий понимание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в
том числе безопасного поведения в информационной,
интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и
других, стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии
физического состояния своего и других людей,
готовый оказывать первую помощь себе и другим
людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
Общеинтеллекинициативность, любознательность и
туальное
самостоятельность в познании.
направление:
(популяризация
Обладающий первоначальными представлениями о
научных знаний,
природных и социальных объектах как компонентах
проектная
единого мира, многообразии объектов и явлений
деятельность)
природы, о связи мира живой и неживой природы, о
науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному
знанию в разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности
Социальное
своей и других людей.
направление:
(воспитание
Выражающий готовность к участию в решении
трудолюбия,
практических трудовых дел, задач (в семье, школе,
сознательного,
своей местности) технологической и социальной
творческого
направленности, способный инициировать,
отношения к
планировать и выполнять такого рода деятельность.
образованию, труду Проявляющий интерес к практическому изучению
в жизни, подготовка профессий и труда различного рода на основе
к сознательному
изучаемых предметных знаний.
выбору профессии) Сознающий важность обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни
для успешной профессиональной самореализации в
обществе.
Понимающий необходимость человека
адаптироваться в профессиональной среде в условиях
21

современного технологического развития,
выражающий готовность к такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и
построения индивидуальной траектории образования
и жизненных планов получения профессии, трудовой
деятельности с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
Профилактика
правонарушений, историческому и культурному наследию своего и
социально-опасных других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в
явлений
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание
ценности каждой человеческой личности, свободы
мировоззренческого выбора, самоопределения,
отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.
Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направление
воспитательно
й работы
Общекультурн
ое (гражданскопатриотическо
е
воспитание, при
общение детей
к культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Мероприятие

День защитника
Отечества
Международный
женский день
День Победы.
Участие в акции
«Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»

Задачи работы по
данному направлению
Формирование
гражданской и правовой
направленности личности,
активной жизненной
позиции;
Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и
уважения к традициям
Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к
22

Сроки
проведен
ия
Ноябрь
2025
Февраль
2026
Март
2026
Май 2026

правам, свободам и
обязанностям человека.

Духовнонравственное (
нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого
человека.
Праздник «День
Матери в России»
10 000 добрых дел
Новогодний
конкурс

Приобщение к базовым
Сентябрь
национальным ценностям
2025
российского общества,
Октябрь
таким, как патриотизм,
2025
социальная солидарность,
гражданственность, семья,
здоровье, труд и
Ноябрь
творчество, наука,
2025
традиционные религии
России, искусство,
природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.
Воспитание человека,
Март
Экскурсия «Скалы способного к принятию
2026
Блины».
ответственных решений и к
проявлению нравственного
поведения в любых
жизненных ситуациях.
Родительское
Воспитание нравственной
Апрель
собрание «Лето- культуры, основанной на
2026
2026.
самоопределении и
самосовершенствовании.
Воспитание доброты,
чуткости, сострадания,
заботы и милосердия.
Создание единой
Май 2026
воспитывающей среды, в
которой развивается
личность ребенка,
приобщение родителей к
целенаправленному
процессу воспитательной
работы образовательного
учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
23

жизнедеятельности
образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры
родителей.
Неделя
Формирование и развитие
Здоровьесберег
безопасности:
знаний, установок,
ающее
- презентация
личностных ориентиров и
направление:
(физическое
«Правила
норм здорового и
воспитание и
безопасного
безопасного образа жизни
формирование
поведения на
с целью сохранения, и
культуры
дорогах»;
укрепления физического,
здоровья,
- просмотр
психологического и
безопасность
видеороликов по социального здоровья
жизнедеятельн антитеррористичес обучающихся как одной из
ости)
кой безопасности; ценностных составляющих
- беседа о
личности обучающегося.
пожарной
Формирование у учащихся
безопасности.
сознательного и
ответственного отношения
Единый урок прав к личной безопасности и
человека
безопасности
Тематическая
окружающих, усвоение
беседа «Охрана
ими знаний и умений
природы – твоя
распознавать и оценивать
обязанность»
опасные ситуации,
определять способы
защиты от них, оказывать
само- и взаимопомощь.
Экскурсии и
Способствовать
походы
преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами
физической культуры и
занятием спортом.
Формирование готовности
Социальное на
обучающихся к выбору
правление:
(воспитание
Ежегодная
направления своей
трудолюбия,
общероссийская профессиональной
сознательного,
добровольческая деятельности в
творческого
акция «Весенняя соответствии с личными
отношения к
неделя добра»
интересами,
образованию,
индивидуальными
24

Сентябрь
2025

Декабрь
2025
Январь
2026

Июнь
2026

Апрель
2026

труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)

Профилактика
правонарушен
ий, социальноопасных
явлений

особенностями и
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование
экологической
культуры. Формирование
общественных мотивов
трудовой деятельности как
наиболее ценных и
значимых, устойчивых
убеждений в
необходимости труда на
пользу обществу.
Воспитание личности с
активной жизненной
позицией, готовой к
принятию ответственности
за свои решения и
полученный результат,
стремящейся
к самосовершенствовани
ю, саморазвитию и
самовыражению
Единый урок
Совершенствование
информационной правовой культуры и
безопасности.
правосознания
Всероссийский
обучающихся, привитие
урок безопасности осознанного стремления к
в сети Интернет правомерному поведению.
Организация работы по
предупреждению и
профилактике
асоциального поведения
обучающихся.
Организация мероприятий
по профилактике
правонарушений,
табакокурения,
наркомании,
токсикомании,
алкоголизма.

25

Октябрь
2025

Список литературы
1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ,
1996.
2. Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. - М: Физкультура и
спорт, 1983.
3. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография, - М:
Профиздат, 1985.
4. Антропов К.А., Расторгуев М.С. Узлы. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
5. Берман А. Е. Юный турист. - М: ФиС, 1977.
6. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное
ориентирование/Учебник для институтов и техникумов физической
культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 240 с.
7. Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Коллективная литературно –
публицистическая, историко – документальная книга о Карпинске.
Карпинск: Редакция газеты «Карпинский рабочий», 2006, 227 с.
8. Журавлев С.В. Азбука Приполярного Урала. Долина Балбанъю.
М.:«Эском», 2016
9. Затонский А.А. Водный туризм на Урале. Екб.,«Фест хенд»2014.
10. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сб. № 2 - М: ЦРИБ
“Турист”, 1994
11. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в
туристском путешествии. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
12. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. - М:
ЦДЮТур МО РФ, 1997.
13. Куприна Л. Е. Азбука туриста-эколога. - М: ЦРИБ “Турист”, 1991.
14. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
15. Меренов И.В. «Основы безопасности в водном походе». - М: ЦРИБ
“Турист”, 1989.
16. Остапец А. А. На маршруте туристы-следопыты. - М: Просвещение,
1987.
17.Рыжавский Г. А. Биваки. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
18. Ткачев Г. С. Методические рекомендации по организации и проведению
туристских походов. - Брянск, ЦДЮТ, 2000.
19. Уховский Ф. С. Уроки ориентирования. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
20. Энциклопедия туриста. - М: Большая Российская энциклопедия, 1993.

26

Приложение 1.
Оценочные материалы
С целью отслеживания эффективности работы по данной программе
предусмотрено проведение анкетирования и тестирования среди
обучающихся.
Анкета «Выявление доминирующего мотива обучения»
Ребятам предлагается указать причину выбора обучения в данном
объединении. Анкетирование проводится дважды, в начале и в конце
учебного года. Затем педагог анализирует результаты анкетирования.
Ребенку предлагается выбрать несколько вариантов ответов, поставив
напротив галочку.
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к туризму.
4. Желание, как можно больше узнать из географии.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего
образования.
7. Легко обучаться.
8. Уверенность в успехе по данному предмету.
9. Интересно заниматься со сверстниками по данному предмету.
10. Желание иметь авторитет среди сверстников, т.к. этот вид деятельности
престижен в данном коллективе.
11. Нравится педагог.
12. Желание быть знающим и образованным в данном виде деятельности
человеком (интересным для друзей).
13. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
14. Получить знания, необходимые для совершения похода.
Обработка результатов
Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Степень готовности к
походу определяется по шкале:
14–9 баллов (высокий уровень). Высокая мотивация обучающегося для
занятий туризмом обеспечит упорство и заинтересованность. Знание
взаимосвязей и взаимоотношений участников в походе поможет ребенку
адаптироваться в любой команде. Готовность пройти маршрут достаточно
хорошо проявлена.
8–5 баллов (средний уровень). Недостаточное знание взаимосвязей
участников похода и руководителя. Дети недостаточно хорошо знают и
выполняют правила поведения в пешем походе. Понимание ситуации и
27

культура сформированы на среднем уровне.
4–1 баллов (низкий уровень). Незнание взаимосвязей участникруководитель в природе. Дети не знают правил техники безопасности в
походе. Сформирован низкий уровень мотивации к туристско –
краеведческой деятельности, знаний и культуры.

Промежуточный контроль
Тест «Подготовка к походу»
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе - это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю,
выполнение инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
28

А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего
для того, чтобы:
А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него
неожиданных поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
Правильные ответы:1-б;2-в;3-а;4-а;5-а;6-в;7-в;8-г;9-а;10-б;11-б;12-в;13-а

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».