Адаптированная общеразвивающая программа Юный исследователь 2 год

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «14» июня 2022 г.
Протокол № 4

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438,
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU, st=Свердловская область, l=город
Карпинск, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
"КОНЖАК", givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова
Наталья Викторовна

Приказ № 168_
«_23__» _июня____ 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный исследователь»
2022 г. – 2023 г.
Возраст обучающихся 10−15 лет
Срок реализации – 3 года
Уровень программы: – базовый
Статус программы: адаптированная

Автор-составитель: Ябс Алексей Павлович,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак»,
высшей квалификационной категории

г. Карпинск
2022
1

Содержание
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

3

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2. Учебный план
3. Содержание учебного плана
4. Рабочая программа воспитания и план воспитательной
работы
4. Формы аттестации
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Обеспечение программы
8. Список литературы
9. Приложения

2

5
6
8
17
17
19
20
21
22

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Юный исследователь» (далее – Программа) составлена и разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 №
678-р;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
− Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
− Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция
туризма и экскурсий «Конжак».
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
она нацелена на интеграцию в обществе детей с особыми образовательными
потребностями. Программа закладывает у детей основы экологической культуры;
способствует повышению социальной адаптации, воспитанию доброжелательности к
окружающим людям и к природе, культуры общения, эмоциональной отзывчивости;
формированию мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству в
образовательном пространстве учреждения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического
развития) наблюдаются следующие затруднения в учебной деятельности: низкий уровень
развития восприятия, внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с
одной деятельности на другую, память ограничена в объеме, преобладает
кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над
словесной, снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность программы определяется тем, что сознательно организованное
образовательное пространство, специализированные методы обучения детей с ОВЗ
позволяют активизировать и реализовать их сохранный познавательный и
личностный потенциал, а также сгладить проявление первичного нарушения
здоровья. Реализация особых образовательных потребностей является единственным
путем преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение
3

здоровья, тем более что зачастую само нарушение здоровья не может быть
устранено никакими медицинскими способами.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих образовательных программ в том, что обучение детей, имеющих
задержку психического развития (ЗПР), происходит без принуждения, а образовательная
деятельность строится на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Занятия
расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную
жизнь, делают доступными элементы творчества, развивают интеллектуально и
эстетически, укрепляют физическое и психическое здоровье. Через выполнение
доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий дети поверят в
свои возможности, испытают чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом,
вызывающим желание учиться.
Цель программы: формирование осознанного бережного отношения к природе и
культуре родного края.
Цель 2-го года обучения: повышение познавательной и творческой активности;
Задачи 2-го года обучения:
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду;
Образовательные: освоение доступных способов изучения природы и общества;
Метапредметные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности.
Год обучения/
Режим занятий/
Количество
Количество
Итого часов в
срок освоения продолжительность часов в неделю учебных недель
год
1 год обучения
2/45 мин.
4
37
148
Возраст детей, участвующих реализации программы, 10–15 лет.
Срок реализации программы 3 года. Общее количество учебных часов 456.
Форма обучения – групповая.
Формы занятий: анкета, беседа, диагностический тест, игра, конкурс, практическое
занятие, презентация, экологическая акция, экскурсия.
Планируемые результаты.
2-й год обучения:
Личностные: сформируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, а
также мотивация к творческому труду;
Образовательные: обучающиеся освоят доступные способы изучения природы и
общества;
Метапредметные: обучающиеся овладеют начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2. Учебный план
Учебный план второго года обучения
2022-2023 учебный год
№
Название раздела
п/п
1 Вводное занятие.
Правила пожарной
и электрической
безопасности.

Кол-во часов
Формы текущего контроля
Всего Теория Практика
2
1
1
Презентация
Тест
Тренировочное учение

4

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Природа родного
края
Охрана природы

32

14

18

20

8

12

Фронтальный опрос
Творческая работа
Экологическая акция, Конкурс

Лес и его жизнь
Мы знаем, мы
умеем
Кладовая природы
Насекомые вокруг
нас
Почва и её
обитатели
Мой дом – моя
крепость
Мой город

16
2

8
1

8
1

Конкурс
Анкетирование

10

4

6

Игра

18

12

6

Конкурс, игра

16

8

8

Конкурс

14

8

6

Викторина, акция

16

4

12

Викторина, конкурс

Итоговое занятие
Итого

2

1

1

Анкетирование

148

69

79

По программе второго года обучения предусмотрены практикоориентированные
формы:
Формы
Количество
часов
Практические занятия
34
67
Экскурсии
12
20
3. Содержание учебного плана 2-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Правила пожарной и электрической безопасности.
Теория: Ознакомление обучающихся с планом работы на учебный год. Проведение
инструктажей по технике противопожарной и электрической безопасности, меры
предосторожности во время проведения массовых мероприятий, экскурсий, походов,
прогулок.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Раздел 2. Природа родного края.
Теория: Физико-географическая характеристика Карпинского района. Символика
города. Горы на территории ГО Карпинск. Реки и озёра Карпинского района. Животный
мир тайги. Деревья и кустарники на территории Станции туризма и экскурсий «Конжак».
Практика: Определение горных вершин на территории ГО Карпинск. Определение
растений на территории Станции туризма и экскурсий «Кожак».
Экскурсии: 1. Экскурсия в городской парк «Тропа памяти» (Комсомольский парк –
историческое место города). 2. Экскурсия в зал природы городского краеведческого
музея, 3. Экскурсия на Чёрное озеро, 4. Экскурсия в п. Кытлым.
Раздел 3. Охрана природы.
Теория: Как человек изменил ландшафт городского округа. Проблема опасных
отходов на территории городского округа. Влияние бытового мусора на природные
территории. Правила ловли рыб и охоты на животных. Исследовательская деятельность
как одна из форм охраны природы. Редкие виды животных и растений на территории ГО
Карпинск.
5

Практика: Прогулка в лес и на привокзальную сопку с целью закрепления знаний о
правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Как правильно
утилизировать опасные отходы? Работа с источниками информации, подбор материалов
для сообщений.
Экскурсии: Экскурсия на территорию памятника природы «Старые культуры кедра
и лиственницы».
Раздел 4. Лес и его жизнь.
Теория: Растительное сообщество хвойного леса. Растительное сообщество
лиственного леса. Перелетные, оседлые и кочующие птицы леса. Копытные животные и
их кормовая база. Хищники и их добыча.
Практика: Определение растений и животных леса. Участие в конкурсе
экологической направленности. Просмотр и обсуждение фильма «5 лесных заповедей».
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Анкетирование. Викторина.
Раздел 6. Кладовая природы.
Теория: Хозяйственное использование даров природы (орех, ягоды, береста и
прочее). Ремёсла, связанные с природным материалом (предметы и поделки из дерева,
камня и другого материала).
Практика: Сбор природного материала и изготовление простейших поделок.
Экскурсии: Экскурсия в зал природы городского краеведческого музея.
Раздел 7. Насекомые вокруг нас.
Теория: Насекомые и их роль в природе. Колониальные насекомые: муравьи, осы,
шмели. Пчёлы – первые одомашненные животные. Продукция пчеловодства и её
применение. Стадии развития бабочки от яйца до имаго.
Практика: Как устроена колония муравьев? Зачем шмели прокалывают листья
растений? Определение видов бабочек. Конкурс рисунков «Моё любимое насекомое».
Раздел 8. Почва и её обитатели
Теория: Как образуется почва. Подземные обитатели (норные животные, черви,
личинки насекомых). Роль почвы для дачного и сельского хозяйства. Истощение и
отравление почвы: причины и профилактика.
Практика: Определение состава почвы на примере грунтового среза на берегу
Турьи. Как беречь почву? Определение почвенных животных.
Экскурсии: Глина и песок – основной природный строительный материал (левый
берег реки Турьи).
Раздел 9. Мой дом – моя крепость.
Теория: Коммуникации (водопровод, канализация, электричество) и их назначение.
Правила совместного общежития в многоквартирном доме. Содержание общедомового
имущества в чистоте и рабочем состоянии.
Практика: Как дом связан с остальным миром? Какие опасности могут возникнуть
на детской площадке?
Экскурсии: «Самолет и корабль в нашем дворе». Экскурсия на водозаборную
станцию и очистные сооружения.
Раздел 10. Мой город.
6

Теория: Исторические личности, связанные с городом. Звание «Почетный
гражданин ГО Карпинск». Памятные места города, связанные с историей страны. Гора
Голая как смотровая площадка. Введенский собор как центр общественной жизни
Богословска.
Практика: Викторина по краеведению.
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая, 2. Прогулка к Введенскому собору, 3.
Прогулка к церкви Казанской иконы Божией Матери. 4. Зал развития города в
краеведческом музее.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Анкетирование «Выявление уровня сформированности экологической
культуры обучающихся».

Рабочая программа воспитания и план воспитательной
работы.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям
и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического
наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях
этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов
России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др.
народов России.

7

Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому
образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к
творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
8

Активная форма
организации деятельности
обзор научно-популярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, Дни именинников,

Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

прогулки, посещение концертов,
театров; встречи друзей, поездки и
т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
9

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
10

состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

11

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, прио
бщение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Мероприятие

Задачи работы по
данному направлению
Формирование
гражданской и правовой
направленности личности,
активной жизненной
позиции;
Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и
уважения к традициям
Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека.

День защитника
Отечества
Международный
женский день
Всероссийский день
единых действий в
память о геноциде
советского народа
(просмотр фильма)
День Победы. Участие
в акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы».

Родительское собрание.
Духовнонравственное (нр
авственноУчастие в
эстетическое
мероприятиях,
воспитание,
посвященных Дню
семейное
пожилого человека.
воспитание)
День открытых дверей
МАУ ДО СТиЭ
"Конжак"

Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества,
таким, как патриотизм,
социальная солидарность,
гражданственность, семья,
здоровье, труд и
творчество, наука,
традиционные религии
России, искусство, природа,
человечество.
Поздравление
Формирование духовнопедагогов,
нравственных качеств
посвященное дню
личности.
учителя «Дорогой
Воспитание человека,
педагог»
способного к принятию
ответственных решений и к
Праздник «День
проявлению нравственного
Матери в России»
поведения в любых
жизненных ситуациях.
10 000 добрых дел
Воспитание нравственной
культуры, основанной на
Новогодний конкурс
самоопределении и
"Турист года" для детей самосовершенствовании.
достигших успехов в
Воспитание доброты,
естественнонаучной и чуткости, сострадания,
12

Сроки
проведения

Ноябрь 2022
Февраль 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023

Сентябрь 2022
Сентябрь 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Декабрь 2022
Февраль 2023
Март 2023

туристско краеведческой
деятельности в 2022
году.
Всероссийская акция
«Защитим Ветеранов»
Участие в городском
мероприятии проводы
масленицы
«Собирайся, детвора,
масленица к нам
пришла»
Экскурсия
«Конжаковское горное
кольцо»

заботы и милосердия.
Создание единой
воспитывающей среды, в
которой развивается
личность ребенка,
приобщение родителей к
целенаправленному
процессу воспитательной
работы образовательного
учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры
родителей.

Апрель 2023
Май 2023

Июнь 2023

«Международный день
семьи»

Здоровьесберега
ющее
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельнос
ти)

Экскурсия «Дорогой
Походяшина»
Неделя безопасности:
- презентация «Правила
безопасного поведения
на дорогах»;
- просмотр
видеороликов по
антитеррористической
безопасности;
- беседа о пожарной
безопасности.
Профилактическая
беседа «Терроризм –
зло против
человечества»
Всероссийский урок
«Экология и
энергосбережение»
Городские
соревнования по
спортивному
ориентированию
Всемирный день
борьбы со СПИДом

Формирование и развитие
знаний, установок,
личностных ориентиров и
норм здорового и
безопасного образа жизни с
целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и
социального здоровья
обучающихся как одной из
ценностных составляющих
личности обучающегося.
Формирование у учащихся
сознательного и
ответственного отношения
к личной безопасности и
безопасности окружающих,
усвоение ими знаний и
умений распознавать и
оценивать опасные
ситуации, определять
способы защиты от них,
оказывать само- и
взаимопомощь.
Способствовать
преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами
13

Сентябрь 2022

Сентябрь 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022

Октябрь 2022
Ноябрь 2022
1 декабря 2022

физической культуры и
занятием спортом.

Май 2023

Экскурсии и походы
Июнь 2023

Общеинтеллекту
альное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

Социальное нап
равление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)

Активная практическая и
мыслительная
деятельность.
Формирование потребности
к изучению, создание
положительной
эмоциональной атмосферы
обучения, способствующей
оптимальному напряжению
умственных и физических
сил учащихся.
Формирование интереса
к исследовательской и
проектной деятельности,
научной работе.
Выявление и развитие
природных задатков и
способностей
обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его
потребности в
самосовершенствовании,
самореализации и
саморазвитии.
Единый урок «Мы –
Формирование готовности
Россияне!»,
обучающихся к выбору
посвященный Дню
направления своей
Конституции РФ
профессиональной
деятельности в
Ежегодная
соответствии с личными
общероссийская
интересами,
добровольческая акция индивидуальными
«Весенняя неделя
особенностями и
добра» (субботник)
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование
экологической культуры.
Формирование
общественных мотивов
трудовой деятельности как
наиболее ценных и
значимых, устойчивых
убеждений в
необходимости труда на
14
Муниципальный этап
областной
экологической кейсигры для детей
младшего школьного
возраста GreenTeam»

2022-2023
уч.год
Февраль 2023

Апрель 2023

Апрель 2023

Профилактика
правонарушени
й, социальноопасных
явлений

пользу обществу.
Воспитание личности с
активной жизненной
позицией, готовой к
принятию ответственности
за свои решения и
полученный результат,
стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и
самовыражению.
Единый урок
Совершенствование
информационной
правовой культуры и
безопасности.
правосознания
Всероссийский урок
обучающихся, привитие
безопасности в сети
осознанного стремления к
Интернет
правомерному поведению.
Организация работы по
Проведение занятий с предупреждению и
обучающимися с целью профилактике
ознакомления их с
асоциального поведения
личными правами и
обучающихся.
обязанностями.
Организация мероприятий
по профилактике
правонарушений,
Беседы с элементами
табакокурения,
дискуссии:
наркомании, токсикомании,
«Как благодарить за
алкоголизма.
помощь»
«Что такое подарок?»
«Коррупция
порождения зла!»

Октябрь 2022
Ноябрь 2022 г.

2022-2023 уч.
год

4. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из
входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в сентябре (Приложение 1)
Промежуточная аттестация проводится в декабре (Приложение 2);
Итоговая аттестация проводится в мае (Приложение 3).
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются
различные формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал
посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка,
портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство
(сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по результатам
их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях
различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
анкетирования и тестирования, опроса, выполнения творческих заданий, участия в
мероприятиях, активности на занятиях.
15

Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний,
низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг по
следующим направлениям: творческая деятельность, эмоционально-ценностные
отношения, социально-значимая деятельность.
5. Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей
проводится входной контроль.
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце
учебного года проводится итоговый контроль.
2 год обучения:
Цель - повышение познавательной и творческой активности
Задачи
Форма контроля Планируемый
Цель проведения
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен уровень Получение
Образовательные
Тестирование
развития детей и их информации об уровне
Метапредметные
способности
развития ребенка
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование,
Обучающимися
Определение степени
Образовательные
походы, игры,
получены знания по усвоения
Метапредметные
конкурсы,
темам, разделам
обучающимися знаний
творческие
программы
по программе
задания
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование,
У обучающихся
Оценка качества
Образовательные
конкурсы,
сформировано
усвоения
Метапредметные
викторина,
осознанное
обучающимися
творческие
бережное
содержания
задания
отношение к
программы по итогам
природе
учебного года
Текущий контроль
В течение учебного года
Личностные:
Наблюдение
У обучающихся
Определение степени
формирование навыков
сформированы
усвоения
безопасного поведения
навыки безопасного обучающимися
в природе, бережного
поведения в
учебного материала.
отношения к природе и
природе, бережного Определение
истории родного края;
отношения к
готовности детей к
природе и истории
восприятию нового
родного края
материала.
Повышение
Образовательные:
Викторина
Обучающиеся
ответственности и
знакомство с
Наблюдение
проявляют интерес
заинтересованности
природными и
к знакомству с
воспитанников в
культурными
природными и
обучении. Выявление
объектами родного
культурными
детей, отстающих и
края;
объектами родного
опережающих
края
16

Метапредметные:
формирование
позитивной мотивации
к участию в конкурсах,
экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности у детей.

Акция
Конкурс
Поход
Экскурсия

Учебный
год

Год
обучения

Форма

Оценочные материалы

2022-2023

2 год

входной

Анкета «Мой уровень развития
экологического сознания»

промежуточный
итоговый

Тест «Я узнал много нового о природе»
Тест «Я умею беречь природу»

Разделы
2 год
1

Природа родного края

2

Охрана природы

3

Лес и его жизнь

4
5
6
7
8
9

Мы знаем, мы умеем
Кладовая природы
Насекомые вокруг нас
Почва и её обитатели
Мой дом – моя крепость
Мой город

Обучающиеся
желают участвовать
в конкурсах,
экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских
акциях, у них
высока
познавательная,
творческая и
общественная
активность

обучение. Подбор
наиболее
эффективных методов
и средств обучения.

6. Методические материалы
Методическое обеспечение
Презентации: Экскурсия на Скалы Блины, Растения на
территории Станции
Фильмы: Горы – наше достояние, Княспинский кордон
с высоты птичьего полёта, Скалы Блины
Презентации: Опасные отходы, Редкие виды растений
и животных
Фильмы: Как мусор уничтожил мир, Переосмысливая
прогресс – экономика будущего, Свинка Пеппа.
Переработка, Страна Ози Бу. Спасем природу!,
Фиксики. Бумага, Фиксики. Батарейки,
Презентации: Редкие грибы
Фильмы: Сообщество леса, Сообщество луга,
Анимация роста дерева
Тест «Я узнал много нового о природе»
Фильм «Народные промыслы»
Презентации: Мир бабочек, Полезные насекомые
Презентации: Почвообразование
Презентации: Коммуникации в доме
Презентации: Быткомбинат Кристалл, История
появления Карпинска, Красный горняк

7. Обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
обучающихся, шкафы для хранения учебных и наглядных пособий.
Специальные условия обучения:
17

Кадры, владеющие
педагогическими
технологиями,
учебные
пособия,
дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, которые позволяют детям
с ОВЗ усваивать образовательную программу.
Учебные пособия:
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск, 1984.
2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Очерки истории
открытия
и
изучения
природы
Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
1. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала:
Справочник-определитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007. – 128 с.
2. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во. 1985. – 160 с.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание
через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – 2-е изд. – М. :
Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
4. Мухин В. А., Котиранта Х., Ушакова Н. В., Ширяев А. Г., Фролов И. В. Грибы
Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург: Издательство «Сократ»,
2007. – 200с.
5. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области.
– Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
6. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как объекты
экологического туризма / авторы-составители Новопашин С. А., Захарова И. Ю. –
Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2006. – 160 с.
7. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 222 с.
8. Ябс А. П. Памятник природы «Старые культуры кедра». – Карпинск, 2014. – 26 с.
9. Ябс А. П. Методики определения таксационных показателей древостоя и
жизненной устойчивости деревьев. Эстетическая оценка дерева. – Карпинск, 2016. – 8 с.
10. Янцер О. В. Методы полевых исследований гидрологических объектов. –
Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 32 с.
Наглядные материалы:
11. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
12. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987 (испр. и доп.
в 2015 г.)
13. Карта города Карпинска. – 1 : 10 000. – Екатеринбург: ФГУП «Уралаэрогеодезия»,
2010 (испр. и доп. в 2016 г.)
14. Плакаты
Дидактические материалы:
18. Раздаточный материал (бланки тестов, анкет)
Снаряжение и оборудование:
Рулетка 10 м (1 шт.), планшет (2 шт.), мерная лента (1 шт.), канцелярские товары.
Электронные образовательные ресурсы:
19. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/
20. Всероссийский онлайн-урок http://берегиводу.рф/
21. Карпинский краеведческий музей http://karpinskmuseum.ru/
Прочее:
22. Шляева Г.К, Ябс А.П. Программы экскурсий к горе Липовой, к скалам Блины, на
Большое Княспинское озеро, по реке Какве, в посёлок Кытлым.
8. Список литературы

1. Огоновская И. С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по
организации и содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся
18

(социально-гуманитарное направление) / Серия «СОКРАТ: Социум. Образование.
Краеведение. Россиеведение. Архив. Технологии» / под ред. И. С. Огоновской. Вып. 1. –
Екатеринбург: Сократ, 2008. – 104 с.
2. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы
организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.: И. В. Жижина, И. В.
Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 88 с.
3. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами
адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного образования.
Методическое пособие. / Автор-составитель Б.А. Прусс. Отв. за выпуск И.Н. Шинкаренко
– Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», 2018. – 44 с.
4. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е. В. Кулакова, Е. И. Адамян,
Е. Б. Колосова; отв. за выпуск М. А. Симонова – Москва : РУДН, 2019. – 40 с.

9. Приложения
Входной контроль (2 год)
Анкета «Мой уровень развития экологического сознания»
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай –
согласен ты с этими высказываниями или нет. Если ты согласен, поставь
положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого
высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке
отрицательную оценку (-1, -2, -3 или –4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»
оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе
заранее!
1. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
2. За новогодней ёлкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую
пушистую.
3. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
4. Торговля животными, занесёнными в Красную книгу, – неплохой способ
заработать деньги.
5. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
6. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в
школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
7. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и
зимующих птиц.
Бланк ответов
19

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Обработка результатов
Результаты получают путём сложения баллов. В ответах на вопросы №№ 3, 7 знак не
меняется, а в остальных ответах - знак меняется на противоположный.
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка вполне развитое
экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым
животным; он готов убирать лес и чистить водоёмы, находя эти занятия увлекательными и
важными лично для себя. И уж точно подберёт и накормит брошенного щенка, не забудет
полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности
ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток заботится о
животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему.
Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не
зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет
вместе с одноклассниками участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то
он ею, скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – собственное мнение
подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не
обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну.
Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает.
И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит
на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа воспринимается
подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоёмам
продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для
себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой
относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».
Промежуточный контроль (2 год)
Тест «Я узнал много нового о природе»
Выбери один правильный ответ
1. Какое растение не произрастает на территории Станции туризма и экскурсий
«Конжак»?
а) пихта;
б) лиственница;
в) черемуха;
г) яблоня.
2. Какая река не протекает по территории городского округа Карпинск?
а) Турья;
б) Каква;
в) Лобва;
г) Сосьва.
3. Какая птица является оседлой?
а) деревенская ласточка;
б) скворец;
в) снегирь;
г) белая трясогузка.
4. Какой элемент отсутствует в гербе городского округа Карпинск?
20

а) синий орёл;
б) чёрно-золотой камень;
в) скрещенные кирки;
г) шишки кедра.
5. В какое море впадает после долгого путешествия река Турья?
а) Карское;
б) Лаптевых;
в) Балтийское;
г) Чёрное.
6. Какой народ населял Северный Урал до прихода русских?
а) татары;
б) манси;
в) марийцы;
г) чуваши.
7. Какое животное не относится к копытным?
а) лось;
б) кабан;
в) северный олень;
г) бобр.
8. Как правильно утилизировать отработавшие свой срок батарейки?
а) закопать в почву;
б) поместить в контейнер для твёрдых коммунальных отходов;
в) поместить в контейнер для опасных отходов;
г) бросить в ведро для мусора.
Ключ
1-а
2-г
3-в
4-г
5-а
6-б
7-б
Результаты теста:
0-3 низкий уровень
4-6 средний уровень
7-8 высокий уровень

8-в

Итоговый контроль (2 год)
Тест «Я умею беречь природу»
Ребята отвечают на вопросы, обводя один из вариантов ответа, затем подсчитывают
общее количество баллов. По общей сумме баллов определяется отношение к природе.
1. Ты нашел на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
A) полюбуюсь им
Б) засушу для школы
B) осторожно срежу и поставлю в воду
2. Ты нашёл гнездо с птицами, что ты сделаешь?
A) покормишь птенцов
Б) позову ребят, чтобы посмотрели
B) буду наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
A) пойду, но буду собирать очень осторожно
Б) не пойду
B) сначала расспрошу об этом педагога
21

4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты
поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
A) взял бы с собой в город, чтобы сдать
Б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился
B) закопал бы в землю
5. Как ты оцениваешь свои знания по охране природы?
A) почти все знаю и природу охраняю
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
B) я люблю природу, но мало что знаю о ней
Ключ
А
Б
В

1
1
3
5

2
3
5
1

3
5
3
1

4
3
5
1

5
1
3
5

Результаты:
5-11 баллов (высокий уровень). Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы
наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но
и умеешь ее охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.
12-18 баллов (средний уровень). Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей
помочь, но твои знания не полные, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред.
Больше читай о природе и изучай её.
19-25 баллов (низкий уровень). Ты, наверное, любишь природу, но пока мало знаешь о
ней. Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений и животных.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».