10. Бобылева И.О. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Туристенок 23-24 ГОТОВА doc

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д
«26» июня 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Туристенок»
2023-2024гг.

Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: – базовый
Статус программы: сетевая
Автор-составитель:
Бобылева Ирина Олеговна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО СТиЭ «Конжак»,
первая квалификационная категория

ГО Карпинск 2023 год

Оглавление
Пояснительная записка ................................................................................................................. 3
Цель обучения: ....................................................................................................................... 4
Задачи программы: ................................................................................................................. 4
Возраст детей, ......................................................................................................................... 4
Формы обучения: ................................................................................................................... 5
Формы занятий: ...................................................................................................................... 5
Планируемые результаты ...................................................................................................... 5
1. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................................... 6
1.1. Учебный план .................................................................................................................. 6
1.2. Содержание учебного плана .......................................................................................... 7
1.3. Формы аттестации ......................................................................................................... 9
1.4. Оценочные материалы.................................................................................................. 11
1.5. Методическое обеспечение программы ..................................................................... 11
1.6. Материально-техническое обеспечение программы ................................................. 11
2.Рабочая программа воспитания……………………………………………………………...12
3. Календарный план воспитательной работы…………………………………………….…17
Список литературы ..................................................................................................................... 20
Приложения ................................................................................................................................. 20

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности «Туристенок» составлена и
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный уровень.

разработана

в

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Приказ Министерства науки и образования России от 23 августа 2017 года N 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
Региональный уровень:
1.Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
2. Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2021 N 125-ПП, от
19.11.2021 N 815-ПП) О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области.
3.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
4. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22 декабря 2021 года N 1245-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
5.Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.
6. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма и
экскурсий «Конжак» от 21.12.2022 № 319-д
Отличительной особенностью программы является то, что в ней представлено
содержание оздоровительно-познавательной деятельности туристско-краеведческого характера
с обучающимися начальной школы. В школе образовательно-воспитательный процесс требует
от обучающихся в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность
ребёнка направлена на активную деятельность и непосредственное познание окружающего его
социального мира. Программа создает необходимые для этого возможности.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
3

Программа будет реализована с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ № 273, гл.
2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
- различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного
обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Цель обучения – целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, экологооздоровительного, краеведческого туризма, формирование мотивации к самостоятельной
двигательной и эколого-познавательной деятельности, освоение детьми ценностей общества,
природы, здоровья, физической культуры.
Задачи программы:
Личностные:
1. Воспитывать социальную активность обучающихся, патриотизм и экологическую культуру.
2. Развивать коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе
формирования коллектива единомышленников – туристской походной группы.
3. Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества: взаимовыручку, дружбу,
честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость.
4. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей.
5. Развивать физические возможности: силовые качества, выносливость, координация
движений и т.д.
Образовательные:
1. Способствовать развитию познавательного интереса к краеведению, изучению основ
туристско-краеведческой деятельности.
2. Дать базовые знания о родном городе — улице, районе, интересных и памятных местах.
3. Научить пользоваться личным, групповым снаряжении, организации привалов в походе.
4. Формировать позитивное отношение к окружающему миру.
5. Содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами
туристской техники, освоению правил ориентирования на местности.
6. Воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию,
потребность в здоровом образе жизни;
Метапредметные:
1. Повышать привлекательность здорового образа жизни.
2. Создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного
отдыха.
3. Осваивать основные социальные нормы, необходимые для безопасной жизнедеятельности в
социальной среде и окружающей природе.
4. Формировать основы компетентного общения, развивать умение адекватно воспринимать
специальную информацию в процессе прогулок-походов; дать элементарные знания о
коммуникативной культуре при посещении разных туристических объектов.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Горизонт»
Год обучения/ Режим занятий/ Количество
Количество
Итого часов в
срок освоения продолжительнос часов в неделю
учебных недель
год
ть
2 год
3/45 мин.
3
37
111
Итого часов по программе
111
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-9 лет.
Формы обучения: групповая.
4

Формы занятий: занятия по программе дополнительного образования могут быть
теоретическими, практическими, проводиться в форме экскурсий, походов выходного дня,
презентаций, игр, конкурсов, викторин, тестов, акций, бесед.
В каникулярное время предполагается активное участие в воспитательных мероприятиях.
Планируемые результаты
Личностные:
Обучающиеся осознают, что такое любовь к родному Отечеству, его истории и народу, к труду,
к другим людям, к природе;
Обучающиеся научатся:
- взаимодействовать при решении задачи;
-отстаивать свою позицию;
- принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;
Обучающиеся будут:
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- активно заниматься спортом и физкультурой;
Предметные:
Обучающиеся должны:
-овладеть нормативным поведением в разных формах туристской деятельности,
- соблюдать необходимые правила в туристическом походе;
– следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
- соблюдать правила безопасного поведения;
– обладать установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и
природе родного края, элементарной экологической культурой.
По окончании обучения у детей сформируются навыки безопасного поведения в
природе, бережного отношения к природе и истории города. Они научатся исследовать явления
окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.
Метапредметные:
Обучающиеся:
- приобретут опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками;
– приобретут способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную коммуникацию с взрослыми и
сверстниками;
- разовьют умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

5

1. Комплекс организационно-педагогических условий
1.1. Учебный план
Год обучения

Теория

Практика

Всего

№ Наименование разделов/
п/п
Количество часов

Формы текущего
контроля

1 год

1

Введение.

6

6

-

Наблюдение

2

«Люди идут по свету»

6

6

-

Опрос

3

«Что пригодится в
пути»
«Остановка в пути»

15

6

9

Опрос

12

6

6

Викторина

«Если с другом вышел в
путь»
Времена года.

12

12

-

Опрос

18

6

12

Наблюдение

4
5
6

Конкурсы
Экскурсии
ПВД
7

«А у нас во дворе...»

15

6

9

Наблюдение
Экскурсии

8

Основы
туристской
подготовки.

12

6

6

Опрос

9

Туристский быт,
обеспечение
безопасности.

15

9

6

Наблюдение за
выполнением
практических
задач

Итого часов

111

63

48

6

По программе предусмотрены практико-ориентированные формы:
2023-2024
Кол-во в год
часов

Формы
Экскурсии, прогулки
Походы выходного дня
Соревнования, игры, конкурсы

5
3
3

9
16
9

Практические занятия
Итого часов по практике

6

14
48

Мероприятия
Экскурсии
1. Экскурсия «Парк-любимое место отдыха». - 1 час.
2. Экскурсия «Установка кормушек для зимующих птиц» - 1 часа.
3. Прогулка по городу – 2 часа
4. Экскурсия «Площади города»-3 часа
5. Экскурсия по улице Советская- 2 часа.
Походы выходного дня – 24 часов
1. Район Солдатского выруба – 6 часов
2. Район Известнякового карьера – 6 часов
3. «Зимние тропинки». Прогулка-поход в зимний лес-4 часа

1.2. Содержание учебного плана
Тема 1. Введение.
Пословица «начинай путь от родного порога». Путешествие на «край света». «Край света»
и родной край (презентация).
Дети с рюкзачками - юные туристы. Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девиз
юных туристов: «После тебя должно стать лучше, чем было до тебя».
Правила пожарной и электрической безопасности. Безопасность на занятиях в кабинете и
на местности. Антитеррористическая безопасность.
Правила поведения в местах туристских прогулок и экскурсий.
Уважительное отношение к окружающим людям.
Тема 2. «Люди идут по свету»
Люди с рюкзаками – туристы.
Турист – человек, посвящающий своё свободное время путешествиям. Турист — человек,
который путешествует. Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться
природой, улучшить своё здоровье.
Туризм — это образ жизни. Туризм бывает разным: для детей, для взрослых.
Туристическая группа.
Просмотр кинофильмов.
Тема 3. «Что пригодится в пути»
Что должен знать и уметь юный турист, отправляясь в путешествие. Снаряжение туриста.
7

«В поход иду и дом несу, в котором дома не живу». Палатка – дом туриста. Палатка, её
назначение, установка палатки.
Сундучок, чемодан, корзинка, ранец, сумка: что удобнее взять в дорогу. Котомка, пестерь
(мешок для еды): вещи, которые использовали уральские странники, отправляясь в дорогу.
«История замечательного рюкзака».
Рюкзак - туристская сумка для детей и взрослых. Чем удобен рюкзачок. Что надо в него
положить? Что такое предметы «первой необходимости». Как быстро собрать рюкзак и ничего
не забыть. Демонстрация укладки рюкзака.
Еда юного туриста. Что можно и нельзя брать в поход.
Что такое «КЛМН» (кружка, ложка, миска, нож). Одежда. Обувь туриста.
Практические занятия:
«Удобно» и «легко» в дороге. Игра по карточкам.
Что такое «лишний груз».
Кто быстрее? Конкурс команд.
Тема 4. «Остановка в пути»
Как выбрать место для привала (поляна, речка, лес).
Что делают на привале. Как отдыхают по время привала.
Опасности, подстерегающие юного туриста на привале в прогулках-походах.
Почему нельзя пить из водоёмов, рвать и пробовать на вкус незнакомые грибы, ягоды,
травы.
Практические занятия:
Что такое «привал» (практическое задание- игра).
Тема 5. «Если с другом вышел в путь»
Народная мудрость о дружбе. Пословицы и поговорки.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы люди могли сказать про него: это
хороший друг. Почему дружба в туристском походе имеет большое значение. «С ним на край
света пойти можно», что это значит? Что такое «дружеская взаимопомощь». Есть ли у тебя
друзья, с которыми можно идти в трудное путешествие.
Ты сам хороший друг? Мультфильм «Теремок.
Тема 6. «Времена года»
Природа вблизи города: её « лицо » соответствующее времени года. Приметы осени,
зимы, весны. Краски времен года. Представление об особенностях, присущих только уральской
природе.
Пословицы и поговорки о природе, времени года, загадки о животных и растениях Урала.
Погода, климат своей местности. Местные признаки природы. Времена года, сезонные
изменения в природе.
Растения и животные в своей местности в разные времена года.
Легенды о речках Серебрянках, Конжаке, Кытлыме, Семичеловечье. Легенда о пещере
«Жилище Сокола».
Практические занятия:
Фильмы о пройденных маршрутах. Видеосюжеты о природе Урала.
Краеведческая прогулка-поход «Парк — любимое место отдыха».
Экскурсия в парк «Установка кормушек для зимующих птиц».
Тема7. «А у нас во дворе...»
Территория города - пространство для путешествий. Прогулка маленькое путешествие.
Виртуальная прогулка по улицам города. Как живут в городе люди. Что такое улица. Какие
улицы есть в нашем городе. Какие есть у улиц названия. Почему так названы улицы нашего
8

города. Твоя «малая» родина - территория жизни твоей семьи. На какой улице живу я, и почему
она так называется.
Практические занятия:
Прогуляемся по городу.
Экскурсия по улице Советская.
Экскурсия «Площади города».
Тема 8. Основы туристской подготовки.
Туристские путешествия, история развития туризма. Основные определения.
Практические занятия:
Техника безопасности и правила поведения в туристских походах (прогулках,
экскурсиях).
Тема 9. Туристский быт, обеспечение безопасности.
Что такое бивуак. Место расположения бивуака, привала, планировка лагеря,
противопожарные меры.
Основные типы и назначение туристских костров: «шалаш», «колодец», «таежный».
Выбор места для костра. Соблюдение правил пожарной безопасности при разведении и
поддержании костра. Заготовка дров (охрана природы и правила сбора валежника, сухостоя).
Растопка для костра, ее заготовка и хранение. Разведение костров. Упаковка спичек.
Тушение костров и охрана природы.
Практические занятия:
Игра «Выбор места для бивака».
Заготовка растопки и хвороста для костра. Оборудование и обустройство кострищ.

1.3. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из входного
контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, дневник
наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и
другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по результатам их
участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих отчётах и иных мероприятиях
различного уровня.
Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей
проводится входной контроль
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце учебного
года проводится итоговый контроль.

9

Задачи

Форма контроля

Входной контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Планируемый результат
Дата: сентябрь

Определен уровень
Беседа,
опрос,
развития детей и их
тестирование.
способности

Промежуточный контроль

Дата: декабрь

Личностные
Образовательные
Метапредметные

Обучающимися
получены знания по
темам, разделам
программы

конкурсы, игры,
творческие
задания, тест

Итоговый контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Цель проведения

Получение первичной
информации о ребенке

Определение степени
усвоения обучающимися
знаний по программе

Дата: май
соревнования,
походы,
конкурсы, тесты

Текущий контроль

У обучающихся
сформировано
уважительное
отношение к природе,
истории и культуре
родного города

Оценка качества
усвоения обучающимися
содержания программы
по итогам учебного года

В течение учебного года

Личностные:
Формирование навыков
безопасного поведения в
природе, уважительного
отношения к природе,
истории и культуре
родного города

Наблюдение, Тест

Образовательные:
Стимулирование
интереса к знакомству с
природными и
культурными объектами
родного города

Викторина,

Метапредметные:

Акции,

Формирование
позитивной мотивации к
участию в экскурсиях,
походах выходного дня,
волонтерских акциях,
совершенствование
познавательной,
творческой и
общественной
активности

Экскурсии,

Тест,

Наблюдение

Тесты

У обучающихся
сформированы навыки
безопасного поведения в
природе, уважительное
отношение к природе,
истории и культуре
родного города

Определение степени
усвоения
обучающимися
учебного материала.
Определение
готовности детей к

Обучающиеся проявляют
интерес к знакомству с
природными и
культурными объектами
родного города

восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности в
обучении. Выявление

Обучающиеся участвуют в
экскурсиях, походах
выходного дня,
волонтерских акциях, у
них высока
познавательная и
общественная активность.

детей, отстающих и
опережающих
обучение. Подбор
наиболее
эффективных методов
и средств обучения.

10

1.4. Оценочные материалы
Учебный
год

Год
Форма
обучения

Оценочные материалы

20232024

1 год

Входящий
контроль

Приложение 1.Тесты по туризму

Промежуточный
контроль

Приложение 2. Тест
родине?».

Итоговый
контроль

«Что я знаю о Малой

Приложение 3. Игра - Соревнование «Весёлый
поход».

1.5. Методическое обеспечение программы
Методические разработки:

- «Собираемся в поход. Как подобрать костровое снаряжение»,
- «Личное и групповое снаряжение»,
- «Основы гигиены в походе»,
- «Бивак».
Сценарий «Экскурсия "Парк - любимое место отдыха".
Сценарий «Экскурсия по улице Советская».
Сценарий «Экскурсия "Площади города"

1.6. Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для
педагога и обучающихся, классная доска, шкафы для хранения учебных и наглядных пособий,
ПК, мультимедийный проектор, карты, атласы.
Дидактические материалы:
Раздаточный материал (бланки анкет, буклеты, фотографии).
Наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации, методические пособия)
Методические разработки:
- «Собираемся в поход. Как подобрать костровое снаряжение»,
- «Личное и групповое снаряжение»,
- «Как ориентироваться в лесу по солнцу и часам»,
«Бивак».
Снаряжение и оборудование:
Палатки туристские – 5 шт;
Спальные мешки – 15 шт;
Рюкзаки– 15 шт;
Коврики туристские – 15 шт;.
Туристские котлы – 3 шт;
11

2.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также
к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям
и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение
детей
к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой
родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России,
уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского
народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание):
формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло,
истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора,
достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу
жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой
деятельности.

12

Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии):
формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности
и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

13

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме
целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
14

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.

15

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

16

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное (
гражданскопатриотическое
воспитание, приоб
щение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Духовнонравственное (нра
вственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

Мероприятие

День защитника
Отечества
Международный
женский день
День Победы. Участие в
акции «Георгиевская
ленточка». «Окно
Победы»
Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого человека.
Праздник «День Матери
в России»
10 000 добрых дел
Экскурсии по городу
Экскурсия в парк
Экскурсия «Установка
кормушек»

Экскурсия « Площади
города»
Экскурсия по улице
Советская

Здоровьесберегаю
щее направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность

Неделя безопасности:
- презентация «Правила
безопасного поведения
на дорогах»;
- просмотр
видеороликов по
антитеррористической

Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской и
правовой направленности личности,
активной жизненной позиции;
Формирование у воспитанников
таких качеств, как долг,
ответственность, честь, достоинство,
личность.
Воспитание любви и уважения к
традициям Отечества, Центра
творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность,
семья, здоровье, труд и творчество,
наука, традиционные религии России,
искусство, природа, человечество.
Формирование духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и к
проявлению нравственного поведения
в любых жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной культуры,
основанной на самоопределении и
самосовершенствовании.
Воспитание доброты, чуткости,
сострадания, заботы и милосердия.
Создание единой воспитывающей
среды, в которой развивается
личность ребенка, приобщение
родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы
образовательного учреждения.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической культуры родителей.
Формирование и развитие знаний,
установок, личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного образа
жизни с целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и социального
здоровья обучающихся как одной из

17

Сроки
проведения

Февраль
2024
Март 2024
Май 2024

Сентябрь
2023
Октябрь
2023

Октябрь
2023
Ноябрь 2023
Декабрь
2023

Март 2024

Апрель 2024

Сентябрь
2023

жизнедеятельност
и)

безопасности;
- беседа о пожарной
безопасности.
Единый урок прав
человека
Тематическая беседа
«Охрана природы – твоя
обязанность»

Экскурсии и походы
Общеинтеллектуа
льное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

Социальное напра
вление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору профессии)

Участие в конкурсе
«Знатоки Урала»

Ежегодная
общероссийская
добровольческая акция
«Весенняя неделя
добра» (субботник)

ценностных составляющих личности
обучающегося.
Формирование у учащихся
сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих, усвоение
ими знаний и умений распознавать и
оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты от них,
оказывать само- и взаимопомощь.
Способствовать преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами физической
культуры и занятием спортом.
Активная практическая и
мыслительная деятельность.
Формирование потребности к
изучению, создание положительной
эмоциональной атмосферы обучения,
способствующей оптимальному
напряжению умственных и
физических сил учащихся.
Формирование интереса
к исследовательской и проектной
деятельности, научной работе.
Выявление и развитие природных
задатков и способностей
обучающихся.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его потребности
в самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии.
Формирование готовности
обучающихся к выбору направления
своей профессиональной
деятельности в соответствии с
личными интересами,
индивидуальными особенностями и
способностями, с учетом
потребностей рынка труда.
Формирование экологической
культуры. Формирование
общественных мотивов трудовой
деятельности как наиболее ценных и
значимых, устойчивых убеждений в
необходимости труда на пользу
обществу. Воспитание личности с
активной жизненной позицией,
готовой к принятию ответственности
за свои решения и полученный
результат, стремящейся к
самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению

18

Декабрь
2023
Январь
2024
Июнь 2024
Июль 2024
Январь 2024

Апрель 2024

Профилактика
правонарушений,
социальноопасных явлений

Единый урок
информационной
безопасности.
Всероссийский урок
безопасности в сети
Интернет

Совершенствование правовой
культуры и правосознания
обучающихся, привитие осознанного
стремления к правомерному
поведению.
Организация работы по
предупреждению и профилактике
асоциального поведения
обучающихся.
Организация мероприятий по
профилактике правонарушений,
табакокурения, наркомании,
токсикомании, алкоголизма.

19

Октябрь
2023

Список литературы
1. Байдуков В.А. «По Уралу», "Сократ ИД", 2011, 240 с.
2. Баринова И. «География. Природа России. 8 класс». 2003.
3. Брежицкий В.П., Рукосуев Е.Ю. Путь через века: От Богословского медеплавильного до
Карпинского машиностроительного завода. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
88.с
4. Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Коллективная литературно – публицистическая,
историко – документальная книга о Карпинске. Карпинск: Редакция газеты «Карпинский
рабочий», 2006, 227 с.
5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - М.
ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600 с, илл.
6. Концепция детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.
Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И. Мотков).
7. Красная книга Свердловской области : животные, растения, грибы / Министерство
природных ресурсов Свердловской области; [составители : В. Н. Большаков и другие ;
редколлегия: Н. С. Корытин, кандидат биологических наук (ответственный редактор) и другие].
- Екатеринбург : Баско, 2008. - 254 с.
8. Основы безопасности жизнедеятельности, 3-4 класс, Усачев А.А., Березин А.И., 2000. – М:
ООО «Издательство АСТ», 2000, 135 с.
9. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 1 (издание второе, дополненное)». –
Екатеринбург: «Чароид», 2008, 471 с.
10. Паэгле Н. «За колючей проволокой Урала. Книга 2». – Екатеринбург: «Чароид». 2006, 291 с.
11. Путеводитель по памятным местам Карпинска
12. Человек пришел на Урал: были и былички, записанные юными летописцами в уральских
селах и деревнях.- Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ»,1998,
160 с. (сер. Летопись Уральских деревень»)
13. Я люблю мой город / коллектив редакции газеты «Карпинский рабочий». — Карпинск,
2009. — 262 с.
14. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География. / Авт.-сост. В.А. Маркин.- М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.

20

Приложение 1.
Тесты по туризму.
Вопрос 1
Что такое туризм?
Варианты ответов
 отдых на берегу моря;
 путешествие по стране с рюкзаком;
 поход на гору.
Вопрос 2
Какой из перечисленных видов не относится к туризму?
Варианты ответов
 авиационный;
 водный;
 пешеходный
Вопрос 3
Какие вещи вы возьмете в поход?
Варианты ответов
 подушку;
 матрац;
 компас
Вопрос 4
Какое снаряжение относится к личному снаряжению?
Варианты ответов
 туристическая палатка;
 казанок;
 рюкзак.
Вопрос 5
Для чего предназначен компас?
Варианты ответов
 узнать время;
 для ориентирования на местности;
 для измерения масштаба карты.
Вопрос 6
Что такое бивак?
Варианты ответов
 участник группы, идущий последний в походной группе;
 место размещения туристской группы для ночлега или отдыха;
 день в походе, предназначенный для отдыха и подготовки группы к дальнейшему движению
по маршруту.
Вопрос 7
Какие предметы входят в состав ремонтного набора?
Варианты ответов
 иголка, нитка, булавки;
 зубная щетка. полотенце, нож;
 пила, молоток, плоскогубцы.
Вопрос 8
Разводить костер необходимо.........
Варианты ответов
 по возможности на старом кострище;
 среди деревьев под нависающими ветвями;
 рядом с палатками
21

Вопрос 9
Определите признаки наземные предметы и водная поверхность название ветра штиль?
Варианты ответов
 Флаг висит спокойно, водная поверхность зеркальная;
 Флаг слабо развевается, рябить поверхность воды;
 флаг вытягивается, волны становятся длиннее.
Вопрос 10
Определите название ветра шторм по признакам наземным и водным предметы?
Варианты ответов
 ломает большие деревья, высокие волны с длинными опрокидывающимися гребнями;
 срывает крыши, вырывает с корнем деревья, вся водная поверхность становится белой от
пены;
 ломает тонкие ветки, гнутся большие деревья, высота и длина волн заметно увеличиваются.
Вопрос 11
Какие птицы первые прилетают в марте месяце?
Варианты ответов
 скворцы;
 грачи;
 соловьи.
Вопрос 12
В каких продуктах содержатся белки?
Варианты ответов
 хлеб, крупа, картофель, мед;
 мясо, рыба, молоко, бобы, горох;
 сахар, гречка, яйцо.
Вопрос 13
В каких продуктах содержатся углеводы?
Варианты ответов
 мясо, рыба, яйцо;
 крупа, хлеб, картофель, мед;
 молоко, сгущенка, горох.
Правильные ответы:1-1;2-1;3-3;4-3;5-2;6-2;7-3;8-1;9-1;10-1;11-1;12-2;13-2.

22

Приложение 2
Тест «Что я знаю о Малой родине?»
Выбери один правильный ответ
1.
Из каких поселков
а) Поселок Богословск и Веселовка
образовался город Карпинск? б) Поселок Угольный и Княсьпа
в) Богословск и Угольный
г) Княсьпа и Кытлым
2.
Сколько площадей находится а) 1
в г. Карпинске?
б) 2
в) 3
г) 4
3.
Какие парки находятся в
а) парк ДКУ
Карпинске?
б) парк Комсомольский
в) парк Юности
г) Главный парк
4. Какие речки протекают на
а) Волга
территории ГО Карпинск?
б)Турья
в) Каква
г) Тавда
5.
Что относится к живой
а) гора;
природе?
б) ручей;
в) снег;
г) микробы.
6. Какого царства живой
а) животные;
природы не существует?
б) цветы;
в) бактерии;
г) грибы.
7. Что является окружающей
а) сосна, Солнце, воздух;
средой для лягушки?
б) водоём, насекомые, Солнце;
в) луг, планктон, вода;
г) океан, планктон, вода.
8. Как ты можешь помочь
а) бороться с лесорубами;
природе в охране лесов?
б) уничтожать гусениц;
в) не ходить в лес;
г) беречь книги.
9. Как называется
а) манси;
малочисленное коренное
б) марийцы;
население Северного Урала?
в) чуваши;
г) буряты.
10.
Что добывали на угольном
а) бурый уголь
разрезе?
б) известняк
в) алмазы
г) золото.
Ключ
1-в
2-в
3-а, б 4-б,в
5-г
6-б
7-б
8-г
9-а
10-а
Результаты теста:0-3 низкий уровень, 4-7 средний уровень, 8-10 высокий уровень
23

Приложение 3.
Итоговый контроль
Игра - Соревнование «Весёлый поход»

Материалы и оборудование: туалетная бумага, лесной эликсир, аксессуары для переодевания,
медали.
Ход мероприятия
1. Организационный момент:
Педагог: мы с вами в походе. Мы туристы. А кто такие туристы? (Предположения детей).
Турист – это человек, который совершает поездку или поход за пределы территории своего
постоянного проживания.
Сегодня вы станете настоящими туристами. Представляю наше жюри из трёх родителей
(представить), они будут контролировать нашу игру - соревнование и подводить итоги
выполненных заданий.
Презентация «Как подготовится к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию?».
2. Основная часть:
Повторение правил поведения в природе.
1.

1. Задание: вспомнить правила поведения в природе, для этого по очереди (по
кругу) их назовите.

Примеры:









Нельзя пробовать незнакомые растения, они могут быть ядовитыми.
Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.
Нельзя рвать цветы в больших количествах.
Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.
Нельзя купаться, если водоем незнаком — там могут быть воронки и глубокие места,
осколки стекла, камни и коряги на дне.
Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.
Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.
Нельзя ловить бабочек, жуков и других мелких обитателей леса.

2. Деление на две команды. Приветствие (название команды, девиз).
3. Разминка
Задание: командам надо назвать как можно больше слов, связанных с туризмом. Какая из
команд сказала последнее слово, та и выиграла, получает один балл.
4. Точный глазомер
24

Педагог дополнительного образования: туристы точно умеют определять расстояние до
встречающихся на их пути деревьев, домов, холмов, и т.д. Узнаем, как это умеете делать
вы. Предлагаю на глаз определить, сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются.
Победители получают звание «Острый глаз» и один балл.
5. Самые наблюдательные
Педагог: в походе надо быть наблюдательным, уметь ориентироваться на местности,
попробуем обследовать место и нашего похода. Для этого за 5 минут и найти вы должны
описать всё то, что уведите. Команда, более точно описавшая местность, получает 1 балл и
звание «Самые наблюдательные».
6. Лучший костровой
Педагог: туристы обязательно должны уметь разводить костер, но помните, детям в походах
разводят костёр родители. Сегодня вы поучитесь собирать костер. Вы должны найти на
территории сухие палочки, поленья и сложить конструкцию костра (по инструкции). Команда,
более точно сложившая костёр, получает 1 балл и звание «Лучший костровой».
7. Знатоки животных
Педагог: иногда туристы путешествуют в поиске разных животных. В ходе этой игры узнаем,
каких животных знаете вы. С помощью пантомимы изобразить любое животное.
Команда, которая назовёт всех животных правильно, получает один балл и звание «Знатоки
животных».
8. Самые сильные
Педаго: туристы спортивны, сильные физически, т.к. на их пути могут встречаться трудности и
препятствия. Сегодня мы проверим вашу готовность к трудностям. Перетягивание каната.
Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз,
она получает 1 балл и звание «Самые сильные».
9. Быстрый собиратель
Педагог: туристы в лесу умеют быстро находить ягоды, грибы, лекарственные растения, а вы
будете учиться собирать шишки на время (собрать 15 шишек). Выигрывает команда
быстрее собравшая шишки, она получает 1 балл и звание «Быстрый собиратель».
11. Шишечная фантазия
Педагог: из собранных шишек надо выложить фигуру. Выигрывает команда, выложившая из
шишек красивую фигуру, команда получает 1 балл и звание «Фантазёры».
12. Самый быстрый
Педагог : на скорость разобрать и лечь в спальный мешок, а потом правильно собрать его.
Педагог: я, владычица лесная, в этот знаменательный день посвящаю вас в туристы и
повелеваю: испить этот лесной эликсир туриста, что бы быть дружными, собранными
туристами, не вредить природе. Ритуал посвящения начать!»
После этого каждый «посвящаемый» получает по ложке «лесного эликсира».
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».