24. Ябс А.П. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» 3 ГОД ГОТОВА

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И
ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК", 1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д «26» июня 2023 г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

«Юный исследователь»
3-й год обучения
2023 г. – 2024 г.

Возраст обучающихся 10−15 лет
Срок реализации – 3 года
Уровень программы: базовый
Статус программы:
Тип программы: адаптированная
Автор: Ябс Алексей Павлович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Карпинск
2023
1

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание учебного плана
4. Формы аттестации
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Рабочая программа воспитания
8. Календарный план воспитательной работы
9. Список литературы
10. Приложения

2

3
5
5
7
8
9
12
11
18
19
20

1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юный исследователь» (далее – Программа)
составлена и разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
− Приказ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
− Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
− Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
− Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
− Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г.
№ 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области» (с изменениями на 16 декабря 2021 года) (в
ред. Постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2021 N
891-ПП;
− Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№ 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области» (с
изменениями на 19 ноября 2021 года) (в 3 ред. Постановлений Правительства
Свердловской области от 11.03.2021 N 125-ПП, от 19.11.2021 N 815-ПП);
3

− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года) (в ред. Приказа
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.12.2021 № 1245-Д);
− Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.;
−
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от
21.12.2022.
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается
в том, что она нацелена на интеграцию в обществе детей с особыми
образовательными потребностями. Программа закладывает у детей основы
экологической культуры; способствует повышению социальной адаптации,
воспитанию доброжелательности к окружающим людям и к природе,
культуры общения, эмоциональной отзывчивости; формированию мотивов к
конструктивному взаимодействию и сотрудничеству в образовательном
пространстве учреждения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка
психического развития) наблюдаются следующие затруднения в учебной
деятельности: низкий уровень развития восприятия, внимание неустойчивое,
рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую,
память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной,
снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность программы определяется тем, что сознательно
организованное образовательное пространство, специализированные
методы обучения детей с ОВЗ позволяют активизировать и реализовать
их сохранный познавательный и личностный потенциал, а также
сгладить проявление первичного нарушения здоровья. Реализация
особых образовательных потребностей является единственным путем
преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение
здоровья, тем более что зачастую само нарушение здоровья не может
быть устранено никакими медицинскими способами.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ в том, что
4

обучение детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР),
происходит без принуждения, а образовательная деятельность строится на
интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Занятия расширяют
познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную
жизнь,
делают
доступными
элементы
творчества,
развивают
интеллектуально и эстетически, укрепляют физическое и психическое
здоровье. Через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий дети поверят в свои возможности, испытают
чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим
желание учиться.
Цель программы: укрепление физического и психического здоровья.
Задачи программы:
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
Образовательные: развитие навыков устанавливать и выявлять
причинно-следственные связи в окружающем мире;
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Год обучения/
срок освоения
3 год обучения

Режим занятий/
продолжительность
2/45 мин.

Количество
часов в неделю
4

Количество
учебных недель
37

Итого часов в
год
148

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 10–15 лет.
Форма обучения – групповая.
Формы занятий: акция, анкета, беседа, игра, конкурс, практическое
занятие, поход выходного дня, презентация, тест, экскурсия.
Планируемые результаты. По окончании обучения дети будут знать
природные и культурные объекты родного края, осознавать свою
ответственность за сохранение природы, будут применять безопасное
поведение в природе. У обучающихся сформируется осознанное бережное
отношение к природе и стойкая потребность к эмоционально-чувственному
общению с природой. На экскурсиях и в походах выходного дня у детей
укрепится физическое и психическое здоровье, участие в играх, конкурсах и
викторинах повысит познавательную и творческую, а участие в волонтёрских
акциях - общественную активность детей.
2. Учебный план
№ Название раздела
п/
п
1 Вводное занятие.
Правила пожарной
и электрической
безопасности

Количество часов
Всего Теория Практика
2

1

1

5

Формы текущего
контроля
Тестирование
Тренировочное учение

Карпинск в годы
войны
3 Домашние
питомцы
4 Сад-огород
5 Мы знаем, мы
умеем
6 Аборигены Урала
7 Поведение
животных
8 Наша планета
9 Взаимосвязь
человека и
природы
10 История города
11 Итоговое занятие
Итого
2

20

10

10

Опрос

20

12

8

Акция, конкурс

16
2

12
1

4
1

Конкурс
Тест

10
18

7
14

3
4

Игра
Опрос

16
14

10
10

6
4

Опрос
Опрос

28
2
148

8
1
86

20
1
62

Викторина, экскурсия
Тест

По программе третьего года обучения предусмотрены
практикоориентированные формы:
Формы
Количество
Практические занятия
15
22
Экскурсии
16
32
Походы выходного дня 1
8

часов

3. Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Правила пожарной и электрической
безопасности.
Теория: Проведение инструктажей по технике противопожарной и
электрической безопасности, меры предосторожности во время проведения
массовых мероприятий, экскурсий, походов, прогулок.
Практика: Тестирование. Тренировочное учение по действиям во время
пожара.
Раздел 2. Карпинск в годы войны.
Теория: Предприятия города и их продукция. Жители города –
защитники Отечества. Госпитали для военных. Спецпоселения в Карпинском
районе. Труженики тыла. Памятные места в городе, связанные с Великой
отечественной войной.
Практика: Поиск памятных мест на карте города. Викторина.
Экскурсии: 1. Экскурсия к памятнику умершим от ран в госпиталях.
2 Экскурсия к Вечному огню на площадь Славы. 3 Экскурсия в отдел
Воинской славы краеведческого музея.
6

Раздел 3. Домашние питомцы.
Теория: Кошки, основные породы, правила содержания. Собаки,
основные породы, правила содержания. Певчие птицы (канарейки,
попугайчики, амадины). Пресмыкающиеся (черепахи, хамелеоны, игуаны).
Земноводные (тритоны, лягушки). Грызуны (хомячки, кролики, шиншиллы).
Практика: Ведение дневника наблюдений, подбор материалов для
сообщений. Конкурс фотографий «Мой любимый питомец».
Экскурсии:
Экскурсия
на
Станцию
юных
натуралистов
(Краснотурьинск).
Раздел 4. Сад-огород.
Теория: Овощные и плодово-ягодные культуры. Понятие «сорт» в
растениеводстве. Декоративное цветоводство. Правила посадки, полива и
удобрения растений. Вредители растений и борьба с ними. Способы и
правила хранения урожая.
Практика: Проектирование участка сада (огорода). Конкурс фотографий
и рисунков.
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Тестирование.
Раздел 6. Аборигены Урала.
Теория: Манси – история, культура, традиции народа. Легенды и
сказания манси. Мансийские названия географических объектов. Уклад
жизни манси (охота, оленеводство, жилище и еда).
Практика: Игра-домино «Мансийские слова»
Экскурсии: Экскурсия в зал природы городского краеведческого музея.
Раздел 7. Поведение животных.
Теория: Спячка и оцепенение. Миграции животных. Территориальное
поведение. Брачное поведение. Строительство гнезда. Забота о потомстве.
Иерархия в группе.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма по теме.
Раздел 8. Наша планета.
Теория: Появление планеты Земля и её развитие. Появление жизни на
планете. Происхождение человека. Как человек получает информацию об
окружающем мире. Человек познает природу и самого себя.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Планета Земля».
Раздел 9. Взаимосвязь человека и природы.
Теория: Представления древних людей о взаимосвязи человека и
природы. Растения и животные – покровители рода. Природы и человек в
верованиях народов России. Архитекторы и инженеры учатся у природы.
7

Практика: Конкурс эскизов для изготовления личного амулета, оберега.
Экскурсия: 1. Экскурсия в библиотеку им. Попова. 2. Экскурсия в Зимний
сад ГДК.
Раздел 10. История города.
Теория: Исторические личности, связанные с городом. Звание «Почетный
гражданин ГО Карпинск». Памятные места города, связанные с историей
страны. Гора Голая как смотровая площадка. Введенский собор – объект
культурного наследия.
Практика: Викторина по краеведению.
Экскурсия: 1. Экскурсия на гору Голая. 2. Экскурсия к Введенскому
собору. 3. Поход на Привокзальную сопку. 4. Зал развития города в
краеведческом музее. 5. Зал природы музея. 6. Выставочный зал музея.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов обучения за 3 года.
Практика: Тест «Уровень экологической культуры».
4. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в сентябре (Приложение 1)
Промежуточная аттестация проводится в декабре (Приложение 2);
Итоговая аттестация проводится в мае в форме письменных ответов на
вопросы анкет «Уровень экологической культуры» (Приложение 3).
Для проведения текущего контроля в течение учебного года
используются
различные
формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов: аналитический материал, грамота, готовая
работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио,
перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство
(сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по
результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих
отчётах и иных мероприятиях различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, опроса, выполнения творческих
заданий, участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
8

5. Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль.
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе
в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль.
3 год обучения:
Цель - укрепление физического и психического здоровья.
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен
Получение
Образовательные
Тестирование уровень развития информации о
Метапредметные
детей и их
развитии ребенка
способности
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование, Обучающимися
Определение
Образовательные
походы, игры, получены знания степени усвоения
Метапредметные
конкурсы,
по темам,
обучающимися
творческие
разделам
знаний по
задания
программы
программе
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование, У обучающихся Оценка качества
Образовательные
конкурсы,
сформировано
усвоения
Метапредметные
викторина,
осознанное
обучающимися
творческие
бережное
содержания
задания
отношение к
программы по
природе
итогам учебного
года
Текущий контроль
В течение учебного года
Личностные:
Наблюдение
У обучающихся Определение
развитие навыков
сформированы
степени усвоения
сотрудничества со
навыки
обучающимися
взрослыми и
сотрудничества
учебного
сверстниками в
со взрослыми и
материала.
разных социальных
сверстниками в
Определение
ситуациях
разных
готовности детей к
социальных
восприятию нового
ситуациях
материала.
Повышение
Образовательные: Наблюдение
Обучающиеся
ответственности и
развитие навыков
могут
устанавливать и
устанавливать и заинтересованност
и в обучении.
выявлять причинновыявлять
9

следственные связи
в окружающем
мире
Метапредметные: Наблюдение
готовность слушать
собеседника и вести
диалог, признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь свою

причинноследственные
связи в
окружающем
мире
Обучающиеся
готовы слушать
собеседника и
вести диалог,
признают
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою

Выявление
детей, отстающих и
опережающих
обучение. Подбор
наиболее
эффективных
методов и средств
обучения.

6. Методические материалы
Помещение:

Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы для хранения
учебных и наглядных пособий, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Специальные условия обучения:
Кадры, владеющие педагогическими технологиями, учебные пособия,
дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, которые
позволяют детям с ОВЗ усваивать образовательную программу.
Учебные пособия:
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск,
1984.
2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы.
Очерки
истории
открытия
и
изучения
природы
Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
1. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала:
Справочник-определитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007. –
128 с.
2. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во.
1985. – 160 с.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое
воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М.
Скребцова. – 2-е изд. – М. : Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
4. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по
Свердловской области. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
10

5. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
– 222 с.
6. Самкова В. А. Экология. Природа, человек, культура: Учеб. пособие
для 6 класса общеобразоват. Учреждений / В. А. Самкова, Л. И. Шурхал. –
М.: Академкнига, 2010. – 208 с.
7. Ябс А. П. Памятник природы «Старые культуры кедра». – Карпинск,
2014. – 26 с.
8. Ябс А. П. Методики определения таксационных показателей древостоя
и жизненной устойчивости деревьев.
Эстетическая оценка дерева. –
Карпинск, 2016. – 8 с.
9. Янцер О. В. Методы полевых исследований гидрологических
объектов. – Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 32 с.
10. Экология
животных:
7
класс:
Пособие
для
учащихся
общеобразовательных учреждений / В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов и др. / –
М.: Вентана-Граф, 2007. – 128 с.
Наглядные материалы:
11. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
12. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987
(испр. и доп. в 2015 г.)
13. Карта города Карпинска. – 1 : 10 000. – Екатеринбург: ФГУП
«Уралаэрогеодезия», 2010 (испр. и доп. в 2016 г.)
14. Электронные презентации
15. Плакаты
Дидактические материалы:
18. Дидактический материал по экологии (разрезные карточки). 5 класс /
авт.-сост. Н. А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2005. – 255 с.
19. Раздаточный материал (бланки анкет, коллекция минералов)
Снаряжение и оборудование:
Рулетка 10 м (1 шт.), планшет (2 шт.), мерная лента (1 шт.),
канцелярские товары.
Информационное обеспечение
20. Фильм «Виртуальная экскурсия по городу Карпинску», 2014 г.
21. Фильм «Горы – наше достояние», 2015 г.
22. Фильм «Правила поведения на природе, или пять лесных заповедей»
23. Фильм «Карпинск в годы Великой отечественной войны», 2020 г.
Электронные образовательные ресурсы:
24. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/
25. Всероссийский онлайн-урок http://берегиводу.рф/
26. Карпинский краеведческий музей http://karpinskmuseum.ru/
Прочее:
11

27. Шляева Г.К, Ябс А.П. Программы экскурсий к горе Липовой, к скалам
Блины, на Большое Княспинское озеро, по реке Какве, в посёлок Кытлым.
7. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной
работы
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
В. В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы
«укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной
образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не
только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и
традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде» (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)

1.
2.

3.
4.

5.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА
РАБОТЫ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от
31.03.2022 № 678-р;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12

ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей
личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической
поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для
жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной
среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение
детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений
о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного
отношения к национальным героям и культурным представлениям
российского народа.
Духовно–нравственное
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное воспитание): формирование ценностные представления о морали,
об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство,
любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном
отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов
России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности):
формирование и содействие здоровому образу жизни.

13

Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность): формирует потребность в приобретении новых
знаний, интерес к творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного,
творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к
сознательному выбору профессии): формирует знания, представления о
трудовой деятельности; выявляет творческие способности и
профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
(совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся,
привитие осознанного стремления к правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников
об окружающей действительности,
формирует потребность в
образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение
и приумножение материальных
ценностей, формирование
уважительного отношения к
материальным ценностям как
средствам для существования
человека.
Общественная
Содействует социализации
школьников, включает их в
сопереживание проблемам общества,
приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное
осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на
осознание личностей причастности к
миру во всех его проявлениях,
осознание своего Я, развитие
14

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати,
экскурсии (в музей, на
выставку в библиотеку и т. п.),
конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд
по самообслуживанию;
игровые формы (трудовые
десанты, операции, работа «по
секрету», рейд добровольцев).

Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ
«Как мы вели себя на
экскурсии?», «Законы
товарищества», «Каким быть
или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»;

рефлексии.
уроки культуры поведения.
Концерты, художественные
Художественная
Развивает чувствительное
конкурсы, посещение театра,
мироощущение, потребность в
экскурсии в музей; фестивали,
прекрасном, способность к
праздники
художественному мышлению,
реализует индивидуальные
способности.
Спортивные игры, состязания,
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий
именинников, прогулки,
досуг, когда общение освобождено от посещение концертов, театров;
предметной цели и содержанием
встречи друзей, поездки и т. д.
деятельности является общение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития
и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения
цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщ
ение детей к
культурному
наследию,экологичес
кое воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине –
России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу,
этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к
своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан
России;
Понимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему своей малой родины, родного
края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих
гражданских правах и обязанностях, ответственности в
обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников
Знающий и принимающий свою российскую
15

Духовнонравственное
(нравственноэстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)

гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам,
традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность
прошлому, настоящему и будущему народам России,
тысячелетней истории российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с
позиции их соответствия нравственным нормам, давать
нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражающий неприятие
любых форм поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного
совершенствования, роли в этом личных усилий человека,
проявляющий готовность к сознательному
самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей
семьи, российские традиционные семейные ценности (с
учетом этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной
культуры своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества
в ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных,
асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного
пространства.
16

Понимающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным
чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту брака как
союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и
человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России
Здоровьесберегающ Соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
ее направление:
(физическое
числе в информационной среде.
воспитание и
Ориентированный на физическое развитие, занятия
формирование
спортом.
культуры здоровья, Бережно относящийся к физическому здоровью и
безопасность
душевному состоянию своему и других людей.
жизнедеятельности) Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной,
интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и
других, стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.
17

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о
природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, многообразии объектов и явлений
природы, о связи мира живой и неживой природы, о
науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному
знанию в разных областях.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
Профилактика
правонарушений, историческому и культурному наследию своего и других
социально-опасных народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
явлений
Действующий и оценивающий свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание
ценности каждой человеческой личности, свободы
мировоззренческого выбора, самоопределения,
отношения к религии и религиозной принадлежности
человека.
Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)

8. Календарный план воспитательной работы
Приоритетные
направления
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приоб
щение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Духовнонравственное
(нравственно-

Мероприятие

«Сдай батарейку
– сохрани
природу!»
экологическая
акция
Географический
диктант,
экодиктант

Задачи работы по
данному направлению

Формирование бережного сентябрь
отношения к окружающей – октябрь
среде, природным
2023
ресурсам

Экскурсия в
Воспитание
Введенский собор уважительного
отношения к религиозным
18

Сроки
проведен
ия

Январь
2024

эстетическое
воспитание,
семейное
воспитание)
Здоровьесберегаю
щее направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельност
и)
Общеинтеллектуа
льное
направление:
(популяризация
научных знаний,
проектная
деятельность)
Профилактика
правонарушений,
социальноопасных явлений

Новогоднее
мероприятие

традициям и ценностям,
к государственным
праздникам

«Безопасные
дороги»
онлайнолимпиада
Соревнование по
GPSориентированию
Экскурсия к
скалам Блины
Викторина,
посвященная
Международному
Дню птиц
15 мая – единый
фенологический
день
«Безопасный
интернет»
онлайнолимпиада

Формирование
ответственного
отношения к соблюдению
правил
Формирование навыков
ориентирования на
местности при помощи
офлайн-карты MAPSME
Формирование активного
здорового образа жизни
Привлечение внимания к
сохранению видового
многообразия и
численности птиц
Формирование
наблюдательности
Формирование навыков
ответственного и
безопасного поведения в
сети интернет

Ноябрь
2023
Февраль
2024
Март
2024
Апрель
2024

Май 2024
Декабрь
2023

9. Список литературы
1. Огоновская И. С. Азбука исследователя: Методические рекомендации
по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной
деятельности учащихся (социально-гуманитарное направление) / Серия
«СОКРАТ: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив.
Технологии» / под ред. И. С. Огоновской. Вып. 1. – Екатеринбург: Сократ,
2008. – 104 с.
2. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические
основы организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.:
И. В. Жижина, И. В. Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
– 88 с.
3. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного
образования. Методическое пособие. / Автор-составитель Б.А. Прусс. Отв. за
выпуск И.Н. Шинкаренко – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»,
2018. – 44 с.
19

4. Методические рекомендации по организации дополнительного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью / Е. В. Кулакова, Е. И. Адамян, Е. Б. Колосова; отв. за выпуск
М. А. Симонова – Москва : РУДН, 2019. – 40 с.
10. Приложения
Оценочные материалы
С целью отслеживания эффективности работы по данной программе
предусмотрено проведение входного, промежуточного и итогового контроля
среди обучающихся.
Входной контроль (3 год)
Выбери один правильный ответ
1. Какие насекомые не образуют колонии:
а) осы;
б) муравьи;
в) пчёлы;
г) стрекозы.
2. В каком веке был построен Введенский собор?
а) 17;
б) 18;
в) 19;
г) 20.
3. От какого дерева получают бересту?
а) липа;
б) береза;
в) осина;
г) ольха.
4. С какой стадии начинается развитие бабочек?
а) куколка;
б) гусеницы;
в) имаго;
г) яйцо.
5. Кто из этих лиц был награждён знаком «Почётный гражданин
городского округа Карпинск»?
а) Николай Кузьмин;
б) Максим Походяшин;
в) Александр Попов;
г) Василий Вахрушев.
20

6. Как называется самая высокая точка на территории города
Карпинска?
а) Привокзальная сопка;
б) гора Голая;
в) гора Липовая;
г) Май-гора.
7. Какой продукт пчёлы не производят?
а) прополис;
б) мёд;
в) воск;
г) мумиё.
8. В какое время согласно закону о тишине в выходные дни не следует
проводить ремонтные работы в доме?
а) с 18 до 11 часов;
б) с 20 до 10 часов;
в) с 22 до 8 часов;
г) с 21 до 9 часов.
Ключ

1-г

2-б

3-б

4-г

5-а

6-б

7-г

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень
Промежуточный контроль (3 год)
Выбери один правильный ответ
1. Черепаха относится к классу:
а) земноводных;
б) пресмыкающихся;
в) млекопитающих;
г) рыб.
2. В каком году был образован город Карпинск?
а) 1940;
б) 1941;
в) 1945;
г) 1951.
3. Как называется площадь, на которой горит Вечный огонь?
а) площадь им. Вахрушева;
б) площадь Победы;
в) площадь Доблести;
21

8-а

г) площадь Славы.
4. Какое растение не относится к плодово-ягодным?
а) облепиха;
б) жимолость;
в) кабачок;
г) малина.
5. Какая порода собак не является комнатно-декоративной?
а) такса;
б) пудель;
в) чихуахуа;
г) пекинес.
6. Какое учреждение находится в здании, где в годы Великой
отечественной войны располагался эвакогоспиталь для раненых бойцов?
а) детский сад;
б) школа;
в) ДООЦ;
г) музей.
7. Какое животное питается преимущественно тлёй?
а) божья коровка;
б) муравей;
в) пчела;
г) улитка.
8. К какому классу животных относится тритон?
а) земноводных;
б) пресмыкающихся;
в) млекопитающих;
г) рыб.
Ключ

1-б

2-б

3-г

4-в

5-а

6-б

7-а

8-а

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень
Итоговый контроль (3 год)
Тест «Уровень экологической культуры»
1. Считаете ли Вы необходимым окружать себя, свое жилище
растениями и животными:
A) нет
Б) если есть возможность
B) да, даже если это почти не возможно
22

2. При использовании воды в бытовых целях вы:
A) используете краны на полную мощность
Б) делаете набор минимальным
B) используете ёмкость соответствующего объёма
3. Сортируете, ли вы бытовые отходы с последующей утилизацией:
А) нет
Б) на пищевые отходы и другие
В) на пищевые, упаковочные материалы и химические отходы
4. Если у Вас есть машина, то моете ее чаще всего:
А) в любом водоеме или на природе
Б) рядом с гаражом или домом
В) в специально отведенных местах
5. После пикника на природе:
A) оставляете мусор на месте отдыха
Б) собираете в специально отведенные места
B) забираете с собой с последующей утилизацией
6. Если вам необходимо разжечь костер на природе:
A) делаете это, как придется
Б) предпринимаете меры противопожарной безопасности
B) аккуратно убираете дерн и кладете его обратно перед уходом
7. Бывая на природе, собираете лекарственные травы, грибы, ягоды:
А) как можно больше, даже, если в этом нет необходимости
Б) по мере необходимости
В) ничего не собираете, покупая, если необходимо в аптеке, магазине
Ключ
А
Б
В

1-7
0
1
2

Результаты теста:
0-5 низкий уровень 5-10 средний уровень 10-14 высокий уровень

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».