14. Кайшаев А.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Инструкторы-проводники готова 2023-2024

Отдел образования администрации городского округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» июня 2023 г.
Протокол № 5

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья Викторовна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=город Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СТАНЦИЯ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ "КОНЖАК",
1.2.643.100.3=120B3032363235323530383235,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353531303438, email=st.turizm@ekarpinsk.ru,
givenName=Наталья Викторовна, sn=Якимова, cn=Якимова Наталья Викторовна

Приказ № 164-д «26» июня 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности

«Инструкторы-проводники»
Продвинутый уровень
2023 г. – 2024 г.

Возраст обучающихся 12−17 лет
Срок реализации 1года
Уровень программы: базовый
Статус программы:
Тип программы: модифицированная
Автор: Кайшаев Андрей Владимирович педагог
дополнительного образования

г. Карпинск
2023

Содержание
Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1. Пояснительная записка
Комплекс организационно-педагогических условий
1. Учебный план
2. Содержание учебного плана
3 Формы аттестации
4. Оценочные материалы
5. Методические материалы
6. Обеспечение программы
7. Рабочая программа воспитания
8. план воспитательной работы
9. Список литературы
10. Приложения

стр.
3
6
7
9
14
14
15
16
18
23
26
27

2

Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юные
инструкторы-проводники» (далее – Программа) составлена и разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022
№ 678-р;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Минобрнауки России от 09.012014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
- Постановлением Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
- Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП
«О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
на территории Свердловской области».
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
детей
Свердловской области».
3

- Указ Президента РФ от. 07.05.2018г. № 204 « О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.» Паспорт
Федерального проекта комитета национального проекта «Образования» (протокол от
07.12.2018г.)
- Правила вида спорта «Спортивный Туризм»
утвержденные приказом
Министерства спорта Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. № 255
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
− Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция
туризма и экскурсий «Конжак».
Программа имеет туристско-краеведческую направленность
Эта программа имеет «Продвинутый уровень» возраст обучающихся 12-17 лет
Новизна программы: программа рассчитана на детей 12-17 лет и даёт
углубленные сведения о спортивном туризме как о виде спорта, дает навыки подготовки,
организации и проведения спортивных походов. Программа способствует всестороннему,
интеллектуальному и физическому развитию личности ребенка.
Актуальность:
Развитие туризма, в особенности детско-юношеского туризма,
является одним из приоритетов современной государственной политики, направленной на
решение
социально-экономических,
рекреационно-оздоровительных,
духовнонравственных, просветительско-образовательных и культурных задач.
Туризм – уникальный вид деятельности, способствующий воспитанию патриота,
определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохранению и укреплению
здоровья, повышению интеллектуального и духовного потенциала, познанию родного
края и культурных традиций, что позволяет формировать личность, соответствующую
современному национальному воспитательному идеалу, заявленному в Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Практическая значимость программы обоснована возможностью включения
подростков в разнообразную продуктивную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы:
Заключается в том, что занятия дают детям развитие физической и социальной
активности, нравственное совершенствование, формирование основ экологической
культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, В ходе освоения программы
дети приобретают практические навыки выживания в природной среде и в условиях
экстремальных ситуаций. Таким образом, создаются условия для социализации
подрастающего поколения, обеспечения эмоционального благополучия, решения
проблемы профилактики асоциального поведения обучающихся.
Результаты освоения детьми программы проявляются в специализированных
соревнованиях, совершении степенных и категорийных походов, а также итоговой
аттестации.
Цель программы:
 формирование готовности к участию и проведению безопасных походов, подготовка
обучающихся до уровня младших инструкторов-проводников и помощников
руководителей походов;
- достижение высоких спортивных результатов.
Задачи:
Личностные задачи:
 формировать навыки безопасного поведения в природе, бережного отношения к
природе;
 развить позитивную мотивацию к здоровому образу жизни;
 развить коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной, соревновательной)
деятельности;
4

 развить морально-волевые качества туриста-спортсмена: целеустремлённость,
настойчивость, смелость, решительность, инициативность, ответственность;
 развить социальную активность обучающихся.
Образовательные задачи:
 научить ориентироваться в незнакомой местности с помощью карты и компаса, GPS
навигационных приборов, чтению лоции;
 изучить виды туристских соревнований и правила их проведения;
 научить разрабатывать туристские маршруты с обеспечением безопасности на
маршруте;
 овладеть туристскими техническими навыками;
 уметь организовывать походы различной степени сложность.
Метапредметные задачи:
 гармонично развивать интеллектуальные и физические возможности личности
ребёнка;
 формировать позитивную мотивацию к деятельности в спортивным туризме;
 обучить навыкам организации и проведения походов.
 содействовать укреплению здоровья и формированию навыков здорового образа
жизни обучающихся;
.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Год
обучения/
срок
освоения
1 год
обучения

Режим занятий/
продолжительность

Количество
часов в
неделю

Количество
учебных
недель

Итого
часов в
год

3/45 мин.

6

37

222

Срок реализации: 1 год
Форма обучения – групповая (индивидуальная)
Формы проведения занятий: лекция; беседа; инструктаж; теоретическое занятие;
практическое занятие; поход и иные формы.
Планируемые результаты:
Предметные (обучающие):
 знать:
 основы первой помощи;
 технику безопасности, на тренировке и в походе;
 основы техники преодоления препятствий с применением специального снаряжения
(веревки, карабины, спусковые устройства, зажимы), гребли, ориентирования и
топографии;
- Регламентирующие документы в Спортивном туризме;
уметь:
 выполнять технические приемы при движении по естественному рельефу;
 пользоваться картой и компасом, навигационными приборами GPS, читать и составлять
лоции;
- оказывать первую помощь, проводить ИВЛ;
- разрабатывать туристские маршруты;
- обеспечивать безопасность на маршруте;
- проводить спасработы;
Метапредметные (развивающие):
5

 обучающиеся мотивированы на занятия туризмом, самостоятельно планируют вектор
своего развития, видят перспективу роста в туризме;
 будут сформированы навыки здорового образа жизни обучающихся;
 будет сформирована общая, в том числе речевая, культура поведения на занятиях, в
походах и экскурсиях, соревнованиях.
Личностные (воспитательные):
 Будет повышен уровень физического развития и физической подготовки в гармонии с
интеллектуальным развитием;
 обучающиеся проявляют социальную активность в конкурсах, соревнованиях и
организации походов;
 сформирована позитивная мотивация к здоровому образу жизни;
 проявляются морально-волевые качества туриста-спортсмена: целеустремлённость,
настойчивость, смелость, решительность, инициативность, ответственность;
 проявляются коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной,
соревновательной) деятельности и взаимодействии в команде;
 заинтересованность профессиональной деятельности в спортивном туризме

Комплекс организационно-педагогических условий
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Уровень

1год

Наименование разделов

Практика

Количество часов

Всего

№
П/
П

Теория

Год обучения

1
2

Вводное занятие.
Основы туристской подготовки

3
39

2
15

1
24

3
4

Специальная подготовка
Топография и ориентирование

126
21

32
6

94
15

6
6

3
2

3
4

21

0

21

222

60

162

5

Природа родного края
Основы гигиены, первая помощь.

6
7

Физическая подготовка
ИТОГО:

6

Учебный план 2023-2024 учебный год
№
п/п

Количество часов

Наименование тем и разделов

Все
го
1.1
1.2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

3.1

1. Вводное занятие.
Введение в программу, Анкетирование.
2
Правила безопасности
1
итого
3

Теор
ия

Практик
а

1

1

Формы
текущего
контроля

опрос

1
2

1

2. Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история
3
3
развития туризма
Личное и групповое туристское
3
1
снаряжение
Организация туристского быта. Привалы
12
3
и ночлеги.
Подготовка к походу, путешествию
6
3
Питание в туристском походе
3
1
Обязанности членов туристской группы
3
1
по
должностям
Основные правила поведения в
9
3
экстремальных ситуациях
Основы выживания.
39
15
итого

24

3. Специальная подготовка
Техника и тактика горного похода
6
3

3

опрос
2

тестирование

9

Наблюдение,
поход
опрос, поход
наблюдение
Наблюдение,
поход

3
2
2
6

Наблюдение,
поход

наблюдение
поход
поход,
наблюдение
поход,
соревнования
наблюдение
поход
наблюдение,

3.2

Техника и тактика пешего похода

6

3

3

3.3

Техника и тактика водного похода

6

3

3

3

1

2

6

1

5

78

12

66

Соревнования
поход

9

3

6

Тестирование,
соревнования
Опрос,
тестирование
Поход,
наблюдение

3.4

Техника и тактика лыжного похода

3.7

Основы безопасности, страховка и
самостраховка
Преодоление препятствий различной
сложности с применением специального
снаряжения (Дистанция пешеходная 1-3
класс, дистанция водная 1-3 класс)
Правила Спортивный Туризм

3.8

Полномочия МКК

6

3

3

3.9

Организация походов

6

3

3

126

32

94

3.5
3.6

итого

7

4. Топография и ориентирование
4.1
4.2
4.3
4.4

Топографическая карта, определение
расстояния по карте и на местности,
лоция
Компас. Работа с компасом

6

1

5

3

1

2

3

1

2

9

3

6

21

6

15

Способы ориентирования
GPS ориентирование
итого

Тестирование,
соревнования
Тестирование,
соревнования
Тестирование,
соревнования
Тестирование,
соревнования

5. Природа родного края
5.1
5.2

Туристские возможности родного края

3

Общественно полезная работа в
путешествии, охрана природы

опрос

3

3
итого

3

6

3

опрос, поход,
наблюдение

3

6. Первая помощь.
6.1
6.2

Приемы транспортировки пострадавшего

3

1

2

Основные приемы оказания первой
помощи, ИВЛ

3

1

2

6

2

4

итого

7.1
7.2

7. Физическая подготовка
Тренировка выносливости, развитие силы
15
(КСУ)
6
Беговая подготовка
итого

ИТОГО за период обучения:

21
222

опрос,
соревнования
опрос,
наблюдение
соревнования

15
6

60

Наблюдение,
нормативы
Наблюдение,
нормативы

21
162

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Практические занятия
Соревнования
Походы выходного дня
Многодневные походы

Количество
54
5
9
2

часов
162
30
54
24

*Летние многодневные походы, экспедиции и лагеря проводятся для обучающихся
подавших заявление на продолжение обучения в МАУ ДО СТиЭ «Конжак», на
следующий учебный год, в рамках воспитательной работы, за рамками сетки часов.
Предусмотрен зачетный категорийный поход.
8

2 Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Теоретические занятия: Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с
планом работы на учебный год.
Практическое занятие: Анкетирование
Раздел 2. Основы туристкой подготовки.
2.1 Туристские путешествия, история развития туризма
Теоретические занятия: История развития туризма в России. Организация туризма
в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный,
спелеотуризм. Характеристика каждого вида.
2.2 Личное и групповое туристское снаряжение
Теоретические занятия
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для
многодневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков,
преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда
и
обувь для летних и зимних походов.
Снаряжение для водного туризма. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение,
преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы.
Состав и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор: оборудование для
костра, рукавицы, ножи, половник и др., ремонтный набор.
Практические занятия: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения, подготовка
плавсредств. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
2.3 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Теоретические занятия
Требования к месту бивуака:
Жизнеобеспечение, наличие питьевой воды, дров, безопасность, удаленность от
населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории
бивака сухих и гнилых деревьев, комфортность продуваемость поляны, освещенность
утренним солнцем, красивая панорама.
Организация бивуака в безлесной зоне, в горах. Установка палатки в различных
условиях.
Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую
погоду, при сильном ветре.
Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы. Оборудование места
для приема пищи. Мытье и хранение посуды. Правила работы дежурных по кухне.
Практические занятия
Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию
лагеря.
2.4 Подготовка к походу, путешествию
Теоретические занятия
Подбор группы и распределение обязанностей. Смотр готовности группы, его цели.
Подготовка снаряжения. Смета расходов на подготовку и проведение похода.
Практические занятия
Изучение маршрутов учебно–тренировочных и зачетного (летнего) похода II КС.
Составление подробного плана–графика похода. Составление сметы расходов.
2.5 Питание в туристском походе
Теоретические занятия
9

Значение, режим и особенности питания в многодневном походе. Калорийность, вес и
нормы дневного рациона.
Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и
сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.
Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.
Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь
поход.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.
2.6 Обязанности членов туристской группы по должностям
Теоретические занятия
Заместитель командира по питанию (завпит). Составление меню и списка продуктов.
Заместитель командира по снаряжению. Составление списка необходимого группового
снаряжения. Подготовка снаряжения к походу. Контроль исправности снаряжения.
Проводник (штурман). Подбор и хранение в походе картографического материала.
Изучение района похода и разработка маршрута. Составление графика движения
Краевед. Подбор и изучение краеведческой литературы о районе похода. Пополнение
сведений в период похода. Ведение краеведческих наблюдений по заданию. Другие
краеведческие должности: метеоролог, эколог, гидролог и т.д.
Медик. Подбор аптечки. Контроль за соблюдением гигиенических требований в
походе. Оказание первой помощи пострадавшим и заболевшим.
Ремонтный мастер. Подбор ремнабора. Ремонт снаряжения в подготовительный период
и в походе.
Фотограф. Подготовка фотоматериалов. Фотографирование в походе характерных
точек маршрута и деятельности группы.
Хронометражист. Движение группы согласно плана похода, определение контрольных
точек, расчет времени движения на маршруте.
Лоцман. Изучение и составление лоции. Организация безопасности на воде.
Практические занятия
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и
подведения итогов походов.
2.7 Основные правила поведения в экстремальных ситуациях
Теоретические занятия
Первоочередные действия человека или группы при попадании в экстремальную
ситуацию в природной среде.
Порядок действий при попадании в экстремальную ситуацию в природной среде:
определение состояния здоровья членов группы, имеющегося снаряжения, продуктов
питания. Принятие решения о порядке действий, выход к населенному пункту или
ожидание помощи на месте, определение направления выхода.
Сооружение
временного жилища, способы добычи огня, обеспечение питанием и водой, поиск и
приготовление пищи, подача сигналов бедствия.
Практические занятия
Отработка приёмов действий при попадании в экстремальную ситуацию в
природной среде.
Раздел 3. Специальная подготовка
3.1 Техника и тактика в горном походе
Теоретические занятия
Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Перестроения колонны при
преодолении сложных участков.
Характеристика естественных препятствий: склоны, реки, осыпи, снежники. Движение
группы.

10

Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута.
Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и т.д).
Практические занятия
Отработка техники движения и преодоления препятствий.
3.2 Техника и тактика пешего похода
Теоретические занятия
Протяженность маршрута, продолжительность похода, количество дневок и резервных
дней, лесные заросли, завалы, реки, болота. Движение группы по дорогам и тропам.
Практические занятия
Практические занятия Уральская сопка Отработка техники движения и преодоления
препятствий, степенной, категорийный поход
3.3 Техника и тактика водного похода.
Теоретические занятия
Влияние препятствия на поток. Изменение динамики потока на препятствии с
изменением уровня воды. Протяженность маршрута, продолжительность похода,
количество дневок и резервных дней; распределение по маршруту технически
сложных участков
Использование управляющих гребков в зависимости от типа судна и места гребца,
зоны эффективности управляющих гребков.
Практические занятия
Практические занятия на воде (р. Турья), степенной, категорийный водный поход
3.4 Техника и тактика лыжного похода.
Теоретические занятия
Протяженность маршрута, продолжительность похода, количество дневок и
резервных дней; распределение по маршруту технически сложных участков,
Тропление лыжни, выбор места для бивуака, лавины
Практические занятия
Практические занятия г.Липовая. Отработка техники движения , топление лыжни, спуск
с торможением, преодоления препятствий, многодневный поход
3.5 Основы безопасности, страховка и самостраховка
Теоретические занятия
Организация страховки и самостраховки, определение мест для организации
страховки.
Практические занятия
Организация страховки с воды и берега, (р. Турья, р. Каква), организация страховки
в горах (г. Серебрянский камень маршрут 1Б)
3.6 Преодоление препятствий различной сложности с применением
специального снаряжения (Дистанция пешеходная 1-3 класс, дистанция водная
1-3 класс)
Теоретические занятия
Изучение регламента Спортивный Туризм по виду дистанция «Пешеходная».,
«Водная»
Практические занятия
Практические занятия на полигоне дистанция пешеходная 1-3 класс., р. Турья, р.Каква
дистанция водная.
11

3.7 Правила Спортивный туризм
Теоретические занятия
Изучение регламента Спортивный Туризм по виду дистанция «Маршрут».
Практические занятия
Составление отчета о туристском походе.
3.8 Полномочия МКК
Теоретические занятия
Изучение полномочий МКК
Практические занятия
Оформление маршрутных листов и книжек
3.9 Организация походов
Теоретические занятия
Изучение нормативных документов по организации детских, спортивных и
коммерческих походов.
Практические занятия
Написание проекта похода
Раздел 4. Топография и ориентирование
4.1Топографическая карта
Теоретические занятия
Топографическая карта. Какие карты лучше использовать при проведении походов.
Изображение рельефа на топографических картах. Влияние рельефа на пути
движения.
Практические занятия
Изучение элементов рельефа на местности. Определение по горизонталям
различных форм рельефа. Выбор путей движения группы с учетом основных форм и
элементов рельефа.
4.2 Компас. Работа с компасом
Теоретические занятия
Компас. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода
препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.
Практические занятия
Упражнения по определению азимута. Тренировка на прохождение азимутальных
отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования
карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в
ограниченном коридоре.
4.3 Способы ориентирования
Теоретические занятия
Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.
Ориентирование при условии отсутствия видимости.
Практические занятия
Движение по легенде — подробному описанию пути. Участие в соревнованиях по
ориентированию.
4.4 GPS ориентирование
Теоретические занятия
Виды навигационных приборов, принцип работы, сравнительные характеристики
различных приборов.
12

Практические занятия
Практическое применение приборов,
участие в соревнованиях по GPS
ориентированию.
Раздел 5. Природа родного края
5.1 Туристские возможности родного края
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные,
природные, другие памятные места.
Практические занятия
Работа со справочным материалом и литературой по истории края, ПВД Каквенские
пещеры, скалы Чертово городище, Тренькенская пещера.
5.2 Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и
памятников культуры
Практические занятия
Деятельность по охране природы в условиях похода. Определение районов
экологических нарушений фауны и флоры, утилизация мусора.
Раздел 6. Основы гигиены, первая помощь.
6.1 Приемы транспортировки пострадавшего
Теоретические занятия
Иммобилизация (обездвиживание) пострадавшего подручными и специальными
средствами. Основное условие — обеспечение полного покоя поврежденной части тела.
Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки
пострадавшего: на руках, на импровизированных носилках, при помощи наплечных
лямок.
Практические занятия
Транспортировки пострадавшего, изготовление носилок и волокуш различным
способом.
6.2 Основные приемы оказания первой помощи
Теоретические занятия
Заболевания и травмы,
обусловленные участием в туристских походах:
переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попадание в лавину, утопления.
Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и
растениями, пищевых отравлений, желудочных заболеваний.
Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих
насекомых. Ушибы, ссадины, потертости.
Способы обработки ран, наложение жгута, ватно-марлевой повязки, способы
бинтования ран. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при
ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Проведение ИВЛ.
Практические занятия
Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Приемы искусственного дыхания,
закрытого массажа сердца. Оказание первой помощи условно пострадавшим.
Раздел 7. Физическая подготовка
7.1 Упражнения на развитие выносливости
Практические занятия
Упражнения со скакалкой в заданном темпе. Выполнение комплекса силовых
упражнений. ( челночный бег – отжимания - пресс)
7.2 Беговая подготовка
Практические занятия
Бег на короткие дистанции — 30, 60, 100 м из различных исходных положений.
Эстафетный бег на эти же дистанции. Бег по пересеченной местности (кросс) до 3––5 км с
преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Интервальный и
переменный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной, пятерной
прыжок и многоскоки.
13

3. Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из входного
контроля и промежуточной и итоговой аттестаций. (Приложение 1)
Входной контроль проводится в сентябре
Промежуточная аттестация проводится в декабре;
Итоговая аттестация проводится в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом,
журнал посещаемости, свидетельство (сертификат), разрядная книжка, справка о
совершении похода.
Оценка достижений обучающихся осуществляется по результатам их участия в
соревнованиях, сборах, походах, конкурсах, и иных мероприятиях различного уровня.
(Приложение 2). Во втором полугодии второго года обучения обучающиеся выполняют
проектную работу про разработке туристского маршрута а так же проходят аттестацию на
знание нормативных документов регламентирующих деятельность в спортивном туризме.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
анкетирования и тестирования, опрос, участие в соревнованиях и походах, активность на
занятиях.

4. Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей
проводится входной контроль.
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце
учебного года проводится итоговый контроль.
Цель - формирование у обучающихся интереса к занятиям водным туризмом
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Опрос
Определен уровень Получение первичной
Образовательные
Тестирование
развития детей и их информации о ребенке
Метапредметные
способности
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование,
Обучающимися
Определение степени
Образовательные
походы,
получены знания по усвоения
Метапредметные
практические
темам, разделам
обучающимися знаний
занятия
программы
по программе
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование,
У обучающихся
Оценка качества
Образовательные
соревнования,
сформировано
усвоения
Метапредметные
многодневный
интерес к занятиям
обучающимися
поход
туризмом
содержания
развитие
программы по
физических и
итогам учебного
нравственных
года
качеств приобщение
к здоровому образу
жизни
готовности к
участию в походах
Текущий контроль
В течение учебного года
Личностные:
Наблюдение
У обучающихся
Определение степени
14

формирование навыков
безопасного поведения
в природе, бережного
отношения к природе
коммуникативные
навыки в спортивной
(тренировочной,
соревновательной)
деятельности.

Соревнования

сформированы
безопасного
поведения в
природе, бережного
отношения к
природе
коммуникативные
навыки в
спортивной
(тренировочной,
соревновательной)
деятельности.

Образовательные:
умение
ориентироваться на
незнакомой местности
с помощью карты и
компаса; знание видов
туристских
соревнований и правил
их проведения;
овладение техникой
спортивного туризма

Наблюдение
Соревнования
Поход
тестирование

Метапредметные:
формированию
навыков здорового
образа жизни
всестороннее
физическое развитие
развитие
интеллектуальных и
физических
возможностей
личности ребёнка;
формирование
позитивной мотивации
к участию в походах

Соревнования
Поход
Наблюдение

Умеют
ориентироваться на
незнакомой
местности с
помощью карты и
компаса; знание
видов туристских
соревнований и
правил их
проведения;
овладение техникой
спортивного
туризма
У обучающихся
появляется желание
к участию в
походах, здоровому
образу жизни,
укреплению
физической силы,
интеллектуальному
развитию

усвоения
обучающимися
учебного материала.
Определение
готовности детей к
восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
воспитанников в
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающих
обучение. Подбор
наиболее
эффективных методов
и средств обучения.

5. Методические материалы
Разделы

1

Природа родного края

Методическое обеспечение
Презентации: Скалы Блины, Презентации:
Воздействие человека на природу, Ландшафты,
Заповедник Денежкин Камень, Красная книга,
ООПТ, Памятники природы, ТКО
Фильмы: Воздействие человека на природу,
Висимский заповедник, Денежкин Камень, Парк
15

2

Оленьи ручьи (3 части), Природный парк Река
Чусовая
Наглядные пособия (плакаты, стенды, карты)
Видеопособие « Разведение костра»

Основы туристской
подготовки

3

Топография и
ориентирование

4

Специальная подготовка

Электронные ресурсы

Учебно-методические плакаты:
топографические знаки спортивных карт и
туристских карт; набор туристских и спортивных
карт; географическая карта Карпинского района.
Условные знаки спортивных карт
Видеопособие «организация переправы»
Видеопособие «Киль оверкиль»,
«Безопасность на бурной воде» А.Свешников
Регламенты СТ
Карпинский краеведческий музей
http://karpinskmuseum.ru/

6. Обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Учебные пособия:
1. Регламент по «Спортивному туризму»
2. Инструкция по технике безопасности при подготовке и проведению
туристских
походов, экспедиций, лагерей (для обучающихся).
3. «Правила соревнований по спортивному ориентированию» (прохождение
технических этапов) Теплоухов В.В.
4. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций,
экскурсий с учащимися.
5. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
6. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987 (испр. и доп. в
2015 г.)
7. Видеоматериалы (научно-популярные и авторские фильмы)
8. Атлас Свердловской области
9. Нормативные документы ФСТР.
10. «Рельеф на спортивных картах» методическое пособие для ориентировщиков 2005г.
Дидактические материалы:
1. Условные знаки спортивных карт
2. Тесты по спортивному ориентированию Т.В.Моргунова
3. Переправа. Программированные задания. Шибаев А. С. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
4. Наглядные пособия (плакаты, карты)
5. Видеопособие « организация переправы»
6. Видеопособие «Киль оверкиль»
7. Видеопособие « Разведение костра»
8. Учебно-методические плакаты:
- топографические знаки спортивных карт и туристских карт;
- туристские узлы;
- набор туристских и спортивных карт;
16

- географическая карта Карпинского района
9. Раздаточный материал (бланки тестов, анкет)
Прочее:
Шляева Г.К, Ябс А.П. Программы экскурсий к скалам Блины, по реке Какве.
Снаряжение и оборудование:
1. Медицинская аптечка.
2. Ремонтный набор.
3. Раздаточный материал.
4.Снаряжение:
- веревка основная 300 м ;
- палатка туристская;
- веревка вспомогательная;
- палатка шатровая;
- страховочная система (нижняя) VETNTO 12 шт;
- страховочная система (верхняя) VETNTO 12 шт
- Карабин Манарага с бойнет муфтой 40 шт.
- Зажим жумар VETNTO 12 шт.
- Ножной зажим Petzl Pantin левый 10 шт.
- спусковое устройства
Восьмерка 12шт
самоблокирующееся спусковое устройство Grigri (Petzl) ) 1шт.
- пила, топор;
- рюкзаки;
- спальные мешки;
- коврик туристский;
- тенты;
- туристские котлы;
- каски (альпинисткие) 6 шт;
- каска водника 15 шт
- спасательные жилеты.15 шт
- катамаран К4 3 шт
- весла 15 шт
- спасательный конец (морковка) 3 шт.
- Курвиметр
- лыжи
- компас
- навигатор туристический

17

7. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В.В Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить,
акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».
Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует
личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2, ФЗ №304)
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно
и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
18

Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия
России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям
российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях
этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России,
об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов
России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу
жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой
деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии):
формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие
способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,
операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
19

своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственно-

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
20

эстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
21

состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

22

8. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, прио
бщение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)

Мероприятие

Задачи работы по
данному направлению

Сроки
проведения

Открытое Первенство по
спортивному туризму «Школа
безопасности-2023»

Формирование
гражданской и правовой
направленности
личности, активной
жизненной позиции;
Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и
уважения к традициям
Отечества,

Март 2024
Ноябрь 2023

День защитника Отечества
Международный женский день

Родительское собрание.
Духовнонравственное (нр
авственноэстетическое
воспитание,
Новогодний конкурс "Турист
семейное
года" для детей достигших
воспитание)
успехов в естественнонаучной и
туристско - краеведческой
деятельности в 2023 году.

Здоровьесберега
ющее

Туристский слет школьников
образовательных организаций

Приобщение к базовым
национальным
ценностям российского
общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность,
гражданственность,
семья, здоровье, труд и
творчество, природа,
человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.
Воспитание человека,
способного к принятию
ответственных решений
и к проявлению
нравственного
поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание
нравственной культуры,
основанной на
самоопределении и
самосовершенствовании.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической
культуры родителей.
Формирование и
развитие знаний,

Февраль 2024
Март 2024

Сентябрь 2023

Декабрь 2023

Сентябрь 2023

направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельнос
ти)

Городские соревнования по
спортивному ориентированию
Соревнования по технике
пешеходного и спортивного
туризма
Фестиваль «Покоритель пяти
вершин»
Экскурсии и походы

Социальное нап
равление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию,
труду в жизни,
подготовка к
сознательному
выбору
профессии)

Ежегодная общероссийская
добровольческая акция
«Весенняя неделя добра»
(субботник)

установок, личностных
ориентиров и норм
здорового и безопасного
образа жизни с целью
сохранения, и
укрепления физического,
психологического и
социального здоровья
обучающихся как одной
из ценностных
составляющих личности
обучающегося.
Формирование у
учащихся сознательного
и ответственного
отношения к личной
безопасности и
безопасности
окружающих, усвоение
ими знаний и умений
распознавать и
оценивать опасные
ситуации, определять
способы защиты от них,
оказывать само- и
взаимопомощь.
Способствовать
преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами
физической культуры и
занятием спортом.
Формирование
готовности
обучающихся к выбору
направления своей
профессиональной
деятельности в
соответствии с личными
интересами,
индивидуальными
особенностями и
способностями.
Формирование
экологической
культуры.
Формирование
общественных мотивов
трудовой деятельности
как наиболее ценных и
значимых, устойчивых
убеждений в
необходимости труда на
пользу обществу.

Октябрь 2023

Май 2024
Июнь 2024
2023-2024
уч.год

Май 2024

Профилактика
правонарушени
й, социальноопасных
явлений

Проведение бесед с
обучающимися с целью
ознакомления их с личными
правами и обязанностями.
Беседы с элементами
дискуссии:
«Как благодарить за помощь»
«Что такое подарок?»

Совершенствование
правовой культуры и
правосознания
обучающихся, привитие
осознанного стремления
к правомерному
поведению.
Организация работы по
предупреждению и
профилактике
асоциального поведения
обучающихся.
Организация
мероприятий по
профилактике
правонарушений,
табакокурения,
наркомании,
токсикомании,
алкоголизма.

апрель 2024 г.

2023-2024 уч.
год

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.
3. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994.
4. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М., ЦРИБ "Турист",
1989.
5. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., ФиС, 1990.
6. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
7. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М., ЦРИБ "Турист", 1983.
8. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996.
9. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание,1990.
10. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М.,
ЦРИБ "Турист", 1986.
11. Григорьев В.Н. Водный туризм. М., Профиздат, 1990.
12. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., ЦДЮТур МО РФ,
1995.
13. . Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997.
14. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии.
М., ЦДЮТур МОПО РФ, 1997.
15. . Краткий справочник туриста. М., Профиздат, 1985
16 Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М., ФиС, . 1981
17. Лукоянов П.И. Лыжные спортивные походы. М., ФиС, 1988
18. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. М., ФиС, 1981
19. . Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Дрогов И.А. Полевые туристские
лагеря. –М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
20. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания
человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.
21. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., ФСОРФ, 1997
22. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской
группы. М., ЦРИБ "Турист", 1981.
23. Остапец-Свешникров А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе
.М.,
Педагогика, 1985
24. Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. М., Просвещение,
1991
25. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М.,
Профиздат, 1987
26. Рыжавский Г.Я. Биваки. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.
27 Самодельное туристское снаряжение. Сост. П.И. Лукоянов. М., ФиС, 1986.
28. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М. ЦДЮТур МО РФ, 1996.
29.. Физическая подготовка туристов. М., ЦРИБ "Турист", 1985.
30. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристском
путешествии. М., Профиздат, 1986.
31. Шибаев А.В. переправа. Программированные задания. М., ЦДЮТур МО
РФ,
1996.
32.. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени?
33. Шибаев А.В. В горах. М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
34. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., ФиС, 1983
35. Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм. М., ФиС
36. Штюрмер Ю.А. Туристу об охране природы. М., Профиздат
37. Энциклопедия туриста. М., Научное издательство "Большая Российская
энциклопедия
38. Безопасность на бурной воде А . Свешников 2021г.

10. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Мониторинг результативности усвоения образовательной программы

Аттестация:
Н.- начальная

Н

П
р

И
т

Н

Пр.промежуточная
Ит. - итоговая
1
2
Руководитель: Кайшаев А. В.
* Оценка уровня руководителем:
О – не участвовал в тестировании (зачете);
Н – недостаточный уровень;
У – удовлетворительный уровень;
Х – хороший уровень
Динамика изменений «+, - »

П
р

И
т

Н

П
р

И
т

Н

П
р

И
т

Н

П
р

Динамика
изменений

Специальная
подготовка

Основы гигиены
и первая помощь

Топография и
ориентирование

ФИО

Основы
туристкой
подготовки

№

Вводное занятие.
Инструктаж по
ТБ.

Разделы программы

И
т

Владение специальным
оборудованием и
оснащением

Владение специальной
терминологией по
тематике программы

Теоретические знания

Осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии
Соответствие теоретических
знаний программным
требованиям

Всероссийские, международные
(место)

Областные, региональные
(место)

Муниципальные (место)

Самоконтроль и
взаимоконтроль
Способность организовать свою
деятельность и оценить
результат
Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

1
2

Критерии оценивания: 0- не прослеживается, 1- частично присутствует, 2-присутствует высокий результат.
Приложение 2

Участие в походах

Разряд

Результаты освоения ДОП %

Информационная
культура

интеллектуальная

Потребностномотивационная

Эмоционально-волевая

Диагностическая карта мониторинга объединения Инструкторы-проводники__ Педагог ___Кайшаев А.В.__________
ФИО
Результаты освоения программы
Результаты
обучающегося
конкурсов,
личностные
метапредметные
предметные
соревнований,к
ол-во

Умение учиться , находить и
использовать информацию

Креативность, склонность к
исследовательскопроектной деятельности

Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность

Коммуникативные навыки,
умение

Активность, организаторские
способности

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1
2
3

Критерии:
Областные соревнования, конкуры: 1 место-10 баллов; 2 место- 9 баллов; 3 место- 8 баллов; Участие- 2 балла
Городские соревнования, конкурсы: 1место-5 баллов; 2 место-4 балла; 3 место- 3 балла; Участие – 1 балл
Походы: категорийные - 3 балла
степенные - 2 бал
многодневные – 1 балл

ИТОГО

Иные конкурсы,
соревнования,
мероприятия

Категорийные
походы

Степенные походы

Многодневные
походы

Соревнования «Юный
ориентировщик» для
обучающихся
образовательных
организаций

Городской туристский
слет

Открытые городские
соревнования "Школа
безопасности"

Областные
соревнования и
конкурсы
Открытые
соревнования по
технике пешеходного
туризма

№

ФИО ребенка

Сводная таблица по направлению туристская деятельность

11

АНКЕТА
входной контроль
Ответь на следующие вопросы, обведи правильные на твой взгляд ответы.
1. Туризм – это…
А) вид спорта, в котором занимаются только экстремальными видами плавания.
Б) один из видов активного отдыха в свободное время (прогулка, поездка, поход,
экскурсия).
В) наука о вязании узлов.
2. Умеешь ли вязать узлы?
А) да
Б) нет
3 Выберите прибор, который определяет стороны света
А) часы
Б) компас
В) радиостанция
4. Поход – это…
А) организованное, запланированное путешествие
Б) проезд на автобусе
В) плавание на лодке
5 Костёр – это…
А) пожар
Б) горящая куча дров
В) огонь в печи
6. Назови тип костра, изображённый на картинке
А) «шалаш»
Б) «таёжный»
В) «звёздный»
7. Как называется убежище, изображённое на рисунке
А) землянка снежная
Б) траншея под деревом
В) иглу
8 Бивак – это…
А) место расположения людей на отдых и ночёвку в условиях природной среды
Б) название палатки
В) тип костра

Основы туристкой подготовки
Тест 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ГРУППЕ
I. Кто в группе отвечает за питание?
1.
Руководитель.
2.
Завхоз
3.
Реммастер
4.
Медик
5.
Хронометрист
II. Кто в группе контролирует время (ходовое)?
1.Реммастер
2. Руководитель
3. Медик
4. Хронометрист
5. Завхоз
III. Кто в группе отвечает за ремонт и подготовку снаряжения?
1. Реммастер
2. Медик
3. Завхоз
4. Хронометрист
5. Руководитель
IV. Кто отвечает в группе за доврачебную медицинскую помощь?
1. Руководитель
2. Медик
3. Завхоз
4. Хронометрист
5. Фотограф
V. Кто в походе отвечает за жизнь и безопасность?
1. Руководитель
2. Завхоз
3. Медик
4. Хронометрист
5. Реммастер
VI. Кем является каждый идущий в поход?
1. Руководителем
2. Завхозом
3. Групповиком
4. Участником
5. Фотографом
VII. Чем обязан заниматься завхоз?

1. Во время подготовки к походу?
2. В походе?
3. После похода?

а) Закупать продукты.
б) Следить за дежурными.
в) Расфасовывать продукты.
г) Стирать мешочки от продуктов.
д) Распределять продукты и снаряжение.
е) Закупать продукты в походе.
ж) Составлять график дежурств.

VIII. Чем обязан заниматься хронометрист?
1. Перед походом?
а) Фиксировать ходовое время.
2. В походе?
б) Подготовить блокнот, карандаш и часы.
3. После похода?
в) Фиксировать все контрольные пункты,
азимуты
движения и т.д.
г) Составить таблицу хронометража и отдать
руководителю для отчета.
д) Забывать записывать ходовое время.
е) Фиксировать пройденные километры.
IX. Каковы обязанности руководителя группы?
1. Во время подготовки к походу?
а) Оформить отчет о походе.
2. В походе?
б) Организовать подготовку к походу.
3. После похода?
в) Закупать продукты.
г) Пройти всестороннюю подготовку до начала
похода.
д) Делать отметки о прохождении маршрута в
контрольных пунктах.
е) Помогать попавшим в беду.
X. Кто и за что отвечает в походе?
1. Хронометрист?
2. Завхоз?
3. Реммастер?
4. Медик?

№

I
II
III
IV
V

отве
т

№

а) Приобретает и хранит ремонтный
инструмент.
б) Фиксирует прохождение контрольных
пунктов.
в) Составляет меню.
д) Фиксирует время в пути.
г) Руководит ремонтом.
е) Приобретает и хранит медаптечку.
ж) Распределяет продукты и снаряжение
з) Следит за выполнением санитарных правил
№

ответ

№

отве
т
VI
V II

VIII
X
IX

VIII

ответ

Тест 2
СНАРЯЖЕНИЕ

1.
2.
3.
4.
5.

I. Что относится к личному снаряжению?
Палатка.
Рюкзак.
Котелок.
Куртка.
Нож.

II. Что относится к общественному (групповому) снаряжению?
1.Свитер.
2. Картографический материал.
3. Веревка.
4. Велосипед.
5. Топор.

1.
2.
3.
4.
5.

III. Что относится к специальному снаряжению?
Лыжи.
Ботинки.
Коврик.
Бахилы.
Спальник групповой.

1.
2.
3.
4.
5.

IV. Какое личное снаряжение надо взять в поход, чтобы было тепло спать в
палатке?
Кроссовки.
Свитер.
Носки шерстяные.
Белую рубашку.
Шапку.

1.
2.
3.
4.
5.

V. Без какого снаряжения нельзя пойти кататься на лыжах?
Кружки.
Куртки.
Котелок.
Лыжи.
Рукавицы.

1.
2.
3.
4.
5.

VI. Что относится к костровому снаряжению?
Кружка.
Котелок.
Топор.
Тросик с крючками.
Половник.

VII. Что надо взять в ремнабор для ремонта лыж?
1. Отвертку.
2. Лезвие.
3. Шило.

4. Шурупы.
5. Стамеску.

1.
2.
3.
4.
5.

VIII. Что надо взять в ремнабор для ремонта лямок рюкзака?
Напильник.
Толстую иглу.
Капроновые нитки.
Гвозди.
Пассатижи.

1.
2.
3.
4.
5.

XIII. Какое снаряжение туриста – лыжника защищает его ноги от отморожения и
попадания снега?
Ботинки.
Носки.
Бахилы.
Чуни.
Брюки штормовые.

1.
2.
3.
4.
5.

XIV. Какое «приспособление» желательно иметь в походе, чтобы было безопасно
сидеть у костра, на снегу, на мокрой кочке?
Стул.
Меховые рукавицы.
Подстилку из меха.
Рюкзак.
Сидушку.

1.
2.
3.
4.
5.

XV. Что может надежно защитить лицо участника лыжного похода при сильном
ветре?
Маска.
Шарф.
Воротник свитера.
Рукавица.
Капюшон.
XVI. Что надо одеть на ноги ночью, чтобы они не мерзли в спальнике?
Мокрые валенки.
Чуни или меховые чулки.
Шерстяные носки.
Намотать портянки.
Ботинки.

1.
2.
3.
4.

XVIII. Какое общественное снаряжение необходимо, чтобы переночевать в
сильный мороз в шатре?
Топор.
Печка.
Ремнабор.
Тент.

1.
2.
3.
4.
5.

№
I
II

ответы

№
XII
XIII

ответы

III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI

XIV
XV
XVI
XVII
XVIII

Тест 3
УЗЛЫ
I. Какие узлы используются для вязки петель?
1. Прямой.
2. Восьмерка.
3. Булинь.
4. Ткацкий.
5. Штык.
II. Какие узлы используются для связывания веревок одного диаметра?
1. Прямой.
2. Двойной проводник.
3. Ткацкий.
4. Булинь.
5. Встречный.
III. Какие узлы используются для связывания веревок разного диаметра?
1. Академический.
2. Ткацкий.
3. Прямой.
4. Встречный.
5. Брамшкотовый.
IV. Какие узлы не требуют завязывания на концах веревки контрольных узлов?
1. Восьмерка.
2. Встречный.
3. Ткацкий.
4. Прямой.
5. Проводник.
V. Какой из узлов предназначен для связывания веревок одного диаметра,
подвержен саморазвязыванию и сильно затягивается?
1. Встречный.
2. Проводниик.
3. Булинь.
4. Прямой.
5. Схватывающий.

VI. Какой узел применяется для самостраховки на наклонных перилах?
1. Двойной проводник.
2. Двойной схватывающий.
3. Прямой.
4. Стремя.
5. Удавка.
VII. Какой узел применяется для перевязки перетертых веревок и для вязки петли
на середине веревки?
1. Австрийский проводник.
2. Серединный проводник.
3. Бабочка.
4. Пчелка.
5. Прямой.
VIII. Какой узел применяется для самостраховки при движении по наклонным
перилам, когда веревка мокрая или обледенела?
1. Удавка.
2. Штык.
3. Стремя.
4. Узел Бахмана.
5. Схватывающий.
IX. Каким узлом блокируется страховочная система, состоящая из грудной и
беседочной обвязок?
1. Проводник.
2. Восьмерка.
3. Булинь.
4. Стремя.
5. Встречный.
№
I
II
III
IV
V

ответы

ОТВЕТЫ:
№
VI
VII
VIII
IX

ответы

Тест 4
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ГРУППЕ
БИВАК
I. Какие действия у костра могут привести к травме (ожогу)?
Сушка обуви.
Махание горящей веткой.
Борьба за место у костра.
Бег вокруг костра.
Чтение книги.
II. Каков порядок установки палатки?
Застегнуть вход палатки.
Вынуть палатку из чехла.
Натянуть и закрепить штормовые оттяжки.
Собрать стойки палатки.
Растянуть и закрепить днище палатки.
Натянуть тент.
Установить палатку
III. Каков порядок сборки палатки?
1. Выдернуть из земли все колышки, удерживающие палатку.
2. Собрать все оттяжки.
3. Уложить в чехол.
4. Вывернуть палатку на левую сторону, вытряхнуть мусор, затем вернуть палатку в
исходное состояние.
5. Собрать дуги каркаса и колышки.
6. Снять и сложить тент.
7. Сложить палатку.
IV. В какой последовательности надо завалить дерево толщиной 25 – 30 см. и более?
1. Сделать подруб запила (со стороны 1/ 3 ).
2. Определить естественный наклон дерева.
3. Когда дерево начнет падать, отойти в сторону.
4. Сделать надпил на 1 / 3 толщины ствола со стороны, куда надо завалить дерево.
5. С другой стороны на 10 – 15 см. выше первого сделать надпил, пока оба надпила не
совместятся.

1.
2.
3.
4.
5.

V. Что нельзя делать, когда валишь дерево?
Проверять насадку топора.
Ничего.
Все можно делать.
Раскачивать подпиленное дерево.
Подрубать первый надпил.

VII. Какой тип костра применяется для освещения?
1. Нодья.
2. Колодец.

3. Таежный.
4. Шалаш.
5. Любой.

1.
2.
3.
4.
5.

VIII. Какой тип костра лучше применять большой группе при плохой погоде?
Нодья.
Колодец.
Шалаш.
Таежный.
Любой

1.
2.
3.
4.
5.

IX. Какой тип костра лучше применять при аварийной ночевке в лесу?
Шалаш.
Колодец.
Таежный.
Любой.
Нодья.

X. Как правильно развести костер?
1.Приготовить дрова от тонких до толстых.
2. Зажечь березовую кору.
3. Подготовить площадку для костра (окопать, обложить камнями).
4. Положить березовую кору на настил, сверху положить тонкие дрова (ветки), а еще выше
– потолще.
5. Сделать настил из толстых веток.
6. Заготовить березовую кору.
7. По мере возгорания пламени подкладывать потолще ветки.

1.
2.
3.
4.

XI. Зимой, после установки шатра с печкой,
дежурный у горящей печи?
Без разницы.
Да.
Нет.
Может быть временно (подкинуть дрова).
XII. Как надо сушить ботинки у костра?
1. Поставил и ушел.
2. Поставил и попросил дежурного присмотреть.
3. Поставил перед собой и постоянно их поворачивать.
4. Не знаю.
5. Держишь ботинки в руках.
XIII. Как надо сушить ботинки у печки в шатре?
1. Поставить под печку.
2. Поставить возле печки и уйти.
3. Держать в руках.
4. Постоянно следить за ними.
5. Подвесить к крыше шатра или на кол.

должен ли быть постоянный

XIV. Можно ли оставлять зажженную свечу без присмотра в шатре (палатке)?
Можно.
Нельзя.
Можно, но иногда заглядывать в шатер.
Можно на пять минут.
XV. Что жизненно необходимо при ночном дежурстве у печи в шатре?
1. Сухое горючее и растопка
2.Чай.
3.Дрова.
4.Фонарь.
5.Кружка.
XVI. Где должен располагаться центр тяжести рюкзака по отношению к центру
тяжести тела человека?
1. Выше.
2. Ниже
3.Справа.
4. Как можно ближе.
5. Слева.
№
I
II
III
IV
V
VI
I
VI
II

ответы

№
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI

ответы

Тест 5
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
I. К какой группе топографических знаков относятся:
1. Масштабные.
а) Лес.
2. Линейные.
б) Просека.
3. Внемасштабные.
в) Луг.
г) Мост.
д) Памятник.
II. К какой группе топографических знаков относится изображение рек, дорог,
каналов и троп?
1.
Масштабные.
2.
Внемасштабные.
3.
Пояснительные.
4.
Линейные.
5.
Площадные.
III. К какой группе топографических знаков относится изображение леса, поля
и озера?
1.
Масштабные.
2.
Внемасштабные.
3.
Пояснительные.
4.
Линейные.
5.
Площадные.

IV. К какой группе топографических знаков относится изображение башен,
ветряных мельниц, бензоколонок?
1.
Масштабные.
2.
Внемасштабные.
3.
Пояснительные.
4.
Линейные.
5.
Площадные.
V. К какой группе топографических знаков относятся названия городов, рек,
озер?
1.
Масштабные.
2.
Внемасштабные.
3.
Пояснительные.
4.
Линейные.
5.
Площадные.
№
1
2
3

ответы

ОТВЕТЫ:
№
4
5
6

ответы

Тест 6
способы ориентирования
1) Укажите направление на Север

укажите направление на ЮГ

укажите направление на Запад

2)Укажите на циферблате часов направление на Юг

Укажите на циферблате часов направление на Север

3) Укажите полярную звезду

4) укажите в какой стороне будет находиться солнце в районе Конжаковского
камня
в 8.00ч.
а) север
б) юг
в) восток
г) запад
в 12.00ч.
а) север
б) юг
в) восток
г) запад
в 18.00ч.
а) север
б) юг
в) восток
г) запад
5) Выберите правильный вариант

A

B

C
Тест 7
Оказание первой помощи
Требования к носилкам
I. Какую конструкцию должна иметь
II. Сколько поперечных жердей длиной
связанная рама носилок?
0,7 м должна иметь рама носилок в
1. Полужесткую.
классическом варианте?
2. Не жесткую.
1. Две.
3. Жесткую.
2. Три.
4. Любую.
3. Четыре.
4. Любое.
III. Где должна располагаться по
IV. Сколько необходимо обязательных
отношению к продольным жердям
точек крепления пострадавшего к
поперечина,
находящаяся
на
носилкам?
1. Одна.
расстоянии 20-50 см от головной
2. Три.
поперечины в сторону ног?
1. Снизу.
3. Две.
2. Сверху.
4. Пять.
3. Не имеет значения.
V. Назовите основные точки крепления пострадавшего к носилкам?
1. Грудь и бедра.
2. Не имеет значения.
3. Грудь, бедра, ноги.
4. Бедра и ноги.
5. Шея, грудь, живот.
Транспортировка пострадавшего на носилках

по пересеченной местности и вброд
I.
Как
должен
располагаться
II.
Как
должен
располагаться
пострадавший при транспортировке
пострадавший при транспортировке
его по горизонтальной поверхности и
его на спуске, на участнике с большим
на подъеме?
уклоном и при переправе вброд?
1. Вперед ногами.
1. Вперед ногами.
2. Вперед головой.
2. Вперед головой.
3. Боком.
3. Боком.
4. Не имеет значения.
4. Не имеет значения.
III. Должен ли быть зафиксирован пострадавший на носилках при переправе
вброд?
1. Да.
2. Нет.
3. Не имеет значения.
Транспортировка пострадавшего на этапах «Подъем и спуск по склону»
I. Можно ли использовать для
II. Нужна ли блокировка от грудного
переноса
пострадавшего
его
перекрестия между пострадавшим и
страховочную систему?
сопровождающим?
1. Да.
1. Да.
2. Нет.
2. Нет.
3. Не имеет значения.
3. Не знаю.
III.
Какая
должна
быть
IV. Какой длины должны быть концы,
транспортировочная
веревка
при
выходящие
из
узла
спуске (подъеме) пострадавшего?
транспортировочной веревки?
1. Любая.
1. 1,0-2,0 м.
2. Одинарная.
2. 0,2-0,3 м.
3. Сдвоенная.
3. 0,4-0,8 м.
4. Не имеет значения.
V. Куда подключается короткий конец,
VI. Куда подключается длинный
выходящий
из
узла
конец,
выходящий
из
узла
транспортировочной веревки?
транспортировочной веревки?
1. К беседке пострадавшего.
1. К беседке пострадавшего.
2. К беседке несущего.
2. К беседке несущего.
3. К любому.
3. К любому.
VII. Когда можно начинать движение по этапу (спуск-подъем)?
1. При наличии верхней страховки.
2. При наличии нижней страховки.
3. Без страховки.

Тест 8
Правила спортивного туризма
1. Назовите необходимый перечень документов для туристического похода:
А) степенного
Б) категорийного:
-1 КС
-2 КС
-3 КС
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Перечислите ОП, их характеристику и количество для походов:
А)
степенных__________________________________________________________________
________
Б)
1КС________________________________________________________________________
________
В)
2КС________________________________________________________________________
________
Г)
3КС________________________________________________________________________
________
3.

Какой документ является подтверждением прохождения категорийного похода?

4. Какой орган даёт разрешение о выходе на
маршрут?________________________________________
5. Перечислите степени
походов____________________________________________________________
6. Перечислите категории
походов__________________________________________________________
7. Перечислите все виды спортивного туризма в дистанции маршрут:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
8.

Как называется документ с перечнем туристических маршрутов?

9. Кто может быть руководителем туристической группы?
____________________________________________________________________________
_____________
10. Сколько должно быть руководителей для детской туристической группы,
состоящей из:
А) 4
участника___________________________________________________________________
______
Б) 8
участников__________________________________________________________________
______
В) 12
участников__________________________________________________________________
_____
Г) 16
участников__________________________________________________________________
_____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».