Отдел образования администрации муниципального округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»
Принята на заседании
педагогического совета
от «02» июня 2025 г.
Протокол № 3
Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья
Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна, o=МАУ ДО
"Станция туризма и экскурсий Конжак",
email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU
Приказ № 128-д «02» июня 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности
«Спортивный туризм»
2025 г. – 2026 г.
Возраст обучающихся 8−13 лет
Срок реализации 1года (222 часа)
Автор составитель:
Кайшаев Андрей Владимирович педагог
дополнительного образования МАУ ДО СТиЭ
«Конжак».
МО Карпинск 2025 год
Содержание
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
11. Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность
Цель программы
Задачи программы
Формы обучения
Формы занятий
Учебный план
Содержание учебного плана
Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный график
2.2 Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение
Формы аттестации
Оценочные материалы
3. Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
Список литературы
Приложения
стр.
3
3
4
4
4
5
5
6
7
9
10
10
10
10
10
11
12
12
14
19
21
22
2
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Спортивный
туризм» (далее – Программа) составлена и разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 №
678-р;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
-Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методические рекомендации от 29.04.2025 г. № 582-д «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях».
-Приказ Минобрнауки России от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
-Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
3
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области».
- Указ Президента РФ от. 07.05.2018г. № 204 « О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.» Паспорт Федерального
проекта комитета национального проекта «Образования» (протокол от 07.12.2018г.)
- Правила вида спорта «Спортивный Туризм» утвержденные приказом Министерства
спорта Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. № 255
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»;
− Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция туризма
и экскурсий «Конжак».
Программа имеет туристско-краеведческую направленность
Эта программа имеет «Стартовый уровень» возраст обучающихся 8-13 лет
Новизна программы: программа рассчитана на детей 8-13 лет и даёт начальные
сведения о спортивном туризме как о виде спорта, дает навыки участия в соревнованиях по
спортивному туризму на дистанциях. Программа способствует всестороннему,
интеллектуальному и физическому развитию личности ребенка.
Актуальность:
Развитие туризма, в особенности детско-юношеского туризма,
является одним из приоритетов современной государственной политики, направленной на
решение социально-экономических, рекреационно-оздоровительных, духовно-нравственных,
просветительско-образовательных и культурных задач.
Туризм – уникальный вид деятельности, способствующий воспитанию патриота,
определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохранению и укреплению
здоровья, повышению интеллектуального и духовного потенциала, познанию родного края и
культурных традиций, что позволяет формировать личность, соответствующую
современному национальному воспитательному идеалу, заявленному в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России
Практическая значимость программы обоснована возможностью включения
подростков в разнообразную продуктивную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы:
Заключается в том, что занятия дают детям развитие физической и социальной
активности, нравственное совершенствование, формирование основ экологической
культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, В ходе освоения программы дети
приобретают практические навыки выживания в природной среде и в условиях
экстремальных ситуаций. Таким образом, создаются условия для социализации
подрастающего поколения, обеспечения эмоционального благополучия, решения проблемы
профилактики асоциального поведения обучающихся.
Результаты освоения детьми программы проявляются в специализированных
соревнованиях.
Цель программы:
формирование готовности к участию в соревнованиях по виду спорта «Спортивный
туризм дистанция пешеходная, дистанция лыжная»;
- достижение высоких спортивных результатов.
Задачи:
Личностные задачи:
формировать навыки безопасного поведения в природе, бережного отношения к
природе;
развить позитивную мотивацию к здоровому образу жизни;
развить коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной, соревновательной)
деятельности;
4
развить морально-волевые качества туриста-спортсмена: целеустремлённость,
настойчивость, смелость, решительность, инициативность, ответственность;
развить социальную активность обучающихся.
Образовательные задачи:
научить ориентироваться в незнакомой местности с помощью карты и компаса, GPS
навигационных приборов;
изучить виды туристских соревнований и правила их проведения;
овладеть туристскими техническими навыками;
принимать активное участие в соревновательной деятельности.
Метапредметные задачи:
гармонично развивать интеллектуальные и физические возможности личности
ребёнка;
формировать позитивную мотивацию к деятельности в спортивном туризме;
содействовать укреплению здоровья и формированию навыков здорового образа
жизни обучающихся;
Программа будет
реализована с использованием различных образовательных
технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п.
2; гл. 2, ст. 16).
Срок реализации: 1 год
Форма обучения – групповая (индивидуальная)
Формы проведения занятий: лекция; беседа; инструктаж; теоретическое занятие;
практическое занятие.
Режим занятий: Организация учебного процесса осуществляется в очной форме
обучения, В период невозможности проведения очных занятий по причине карантинных
мероприятий, актированных дней, предполагается дистанционная самостоятельная работа
посредством социальных сетей и месенжеров. Продолжительность одного академического
часа – 45 мин, перерыв между занятиями – 10 мин., занятия проводятся 2 раз в неделю – 3
часа.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Год
обучения/
срок
освоения
1 год
обучения
Режим занятий/
продолжительность
Количество
часов в
неделю
Количество
учебных
недель
Итого
часов в
год
3/45 мин.
6
37
222
5
1.2. Учебный план «Спортивный туризм»
2025-2026 учебный год
№
п/п
Количество часов
Наименование тем и разделов
Всего
Теория
Практика
Формы
текущего
контроля
1.1
1. Вводное занятие.
Введение в программу, Анкетирование.
2
1
1
опрос
1.2
Правила безопасности
1
0
опрос
2
1
3
3
0
0
9
100
18
0
12
121
1
итого
2.1
2.2
2.3
2.4
3
2. Специальная подготовка
Основы безопасности, страховка и
6
самостраховка
Дистанция пешеходная 1-2 класс
100
Дистанция лыжная 1-2 класс
18
Правила Спортивный Туризм
9
итого
133
Тестирование,
наблюдение,
Соревнования
соревнования
Опрос,
тестирование
3. Топография и ориентирование
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Топографическая карта
3
1
2
Спортивная карта
3
1
2
Компас, работа с компасом
2
0
2
Тестирование,
соревнования
Тестирование,
соревнования
наблюдение
GPS ориентирование
6
1
5
соревнования
Спортивное ориентирование
9
3
6
соревнования
23
6
17
итого
4. Первая помощь.
4.1
4.2
Основные приемы оказания ПП
3
1
2
опрос
Транспортировка пострадавшего
3
1
2
Опрос
наблюдение
6
2
4
итого
18
6.2
6. Физическая подготовка
18
0
Тренировка на развитие выносливости и
силы
21
0
Беговая подготовка
6.3
Лыжная подготовка
18
6.1
18
итого
ИТОГО за период обучения:
57
222
0
0
22
21
Наблюдение,
нормативы
Наблюдение,
нормативы
Наблюдение,
нормативы
57
200
6
По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Практические занятия
Соревнования
Походы выходного дня
Количество
66
8
9
часов
200
44
54
*Летние многодневные походы, экспедиции и лагеря проводятся для обучающихся
подавших заявление на продолжение обучения в МАУ ДО СТиЭ «Конжак», на
следующий учебный год, в рамках воспитательной работы.
1.3. Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Теоретические занятия: Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с
планом работы на учебный год.
Практическое занятие: Анкетирование
Раздел 2. Специальная подготовка
2.1 Основы безопасности, страховка и самостраховка
Теоретические занятия
Организация страховки и самостраховки, определение мест для организации
страховки.
Практические занятия
Организация страховки и самостраховки на полигоне.
2.2 Дистанция пешеходная 1-2 класс
Теоретические занятия
Изучение регламента Спортивный Туризм по виду дистанция «Пешеходная».
Практические занятия
Практические занятия на полигоне дистанция пешеходная 1-2 класс.
2.3дистанция лыжная 1-2 класс
Теоретические занятия
Изучение регламента Спортивный Туризм по виду дистанция «Лыжная».
Практические занятия
Практические занятия на полигоне дистанция пешеходная 1-2 класс
2.4 Правила Спортивный туризм
Теоретические занятия
Изучение регламента Спортивный Туризм по виду
Практические занятия
Сдача зачетов по знанию правил
Раздел 3. Топография и ориентирование
3.1 Топографическая карта
Теоретические занятия
Топографическая карта. Какие карты лучше использовать при проведении походов.
Изображение рельефа на топографических картах. Влияние рельефа на пути
движения.
Практические занятия
7
Изучение элементов рельефа на местности. Определение по горизонталям различных
форм рельефа. Выбор путей движения группы с учетом основных форм и элементов рельефа.
3.2 Спортивная карта
Теоретические занятия
Топографическая карта. Какие карты лучше использовать при проведении походов.
Изображение рельефа на топографических картах. Влияние рельефа на пути движения.
Практические занятия
Изучение элементов рельефа на местности. Определение по горизонталям различных
форм рельефа. Выбор путей с учетом основных форм и элементов рельефа и ограничений.
3.3 Компас. Работа с компасом
Теоретические занятия
Компас. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода
препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.
Практические занятия
Упражнения по определению азимута. Тренировка на прохождение азимутальных
отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты.
Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном
коридоре.
3.4 GPS ориентирование
Теоретические занятия
Виды навигационных приборов, принцип работы, сравнительные характеристики
различных приборов.
Практические занятия
Практическое применение приборов,
участие в соревнованиях по GPS
ориентированию.
3.5 Спортивное ориентирование
Теоретические занятия
Тактика построения маршрута на дистанции.
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Раздел 4. Первая помощь.
4.1 Основные приемы оказания первой помощи
Теоретические занятия
Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских соревнованиях:
переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, утопления.
Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих
насекомых. Ушибы, ссадины, потертости.
Способы обработки
ран, наложение жгута, ватно-марлевой повязки, способы
бинтования ран. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при ожогах,
обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Проведение ИВЛ.
Практические занятия
Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Приемы искусственного
дыхания, закрытого массажа сердца. Оказание первой помощи условно пострадавшим
4.2 Транспортировка пострадавшего
Теоретические занятия
Иммобилизация (обездвиживание) пострадавшего подручными и специальными
средствами. Основное условие — обеспечение полного покоя поврежденной части тела.
Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего:
на руках, на импровизированных носилках, при помощи наплечных лямок.
Практические занятия
8
Транспортировки пострадавшего, изготовление носилок и волокуш различным
способом.
Раздел 5. Физическая подготовка
5.1 Упражнения на развитие выносливости
Практические занятия
Выполнение комплекса силовых упражнений. ( челночный бег – отжимания – прессподтягивания)
5.2 Беговая подготовка
Практические занятия
Бег кроссы полумарафон — интервальные тренировки для начинающих 5 км. Бег по
пересеченной местности (кросс) 3––5 км с преодолением различных естественных и
искусственных препятствий. Интервальный и переменный бег.
5.3 Лыжная подготовка
Практические занятия
Лыжные дистанции различными стилями (коньковый, классически ход).
1.4. Планируемые результаты:
Предметные (обучающие):
знать:
основы первой помощи;
технику безопасности, на тренировке и на соревнованиях;
основы техники преодоления препятствий с применением специального снаряжения
(веревки, карабины, спусковые устройства, зажимы), ориентирования и топографии;
- Регламентирующие документы в Спортивном туризме;
уметь:
выполнять технические приемы при движении по естественному рельефу и на
оборудованном полигоне;
пользоваться картой и компасом, навигационными приборами GPS;
- оказывать первую помощь;
Метапредметные (развивающие):
обучающиеся мотивированы на занятия туризмом, самостоятельно планируют вектор
своего развития, видят перспективу роста в туризме;
будут сформированы навыки здорового образа жизни обучающихся;
будет сформирована общая, в том числе речевая, культура поведения на занятиях,
соревнованиях.
Личностные (воспитательные):
Будет повышен уровень физического развития и физической подготовки в гармонии с
интеллектуальным развитием;
обучающиеся проявляют социальную активность в соревнованиях;
сформирована позитивная мотивация к здоровому образу жизни;
проявляются морально-волевые качества туриста-спортсмена: целеустремлённость,
настойчивость, смелость, решительность, инициативность, ответственность;
проявляются коммуникативные навыки в спортивной (тренировочной,
соревновательной) деятельности и взаимодействии в команде;
заинтересованность профессиональной деятельности в спортивном туризме
9
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
Основные характеристики
образовательного процесса
Год обучения
Продолжительность занятий
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Количество часов
6
Начало учебного года
7
Конец учебного года
1 год
45 мин
6 часов
37
222
1 сентября
31 мая
2.2. Условия реализации образовательной программы
Обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации программ
дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, имеющий
педагогическое образование.
Учебные пособия:
1. Правила вида спорта «Спортивный туризм»
2. Инструкция по технике безопасности при подготовке и проведению
соревнований и тренировочного процесса.
3. «Правила соревнований по спортивному ориентированию»
4. Инструкция по организации и проведению занятий на полигоне.
5. Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
6. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987 (испр. и доп. в
2015 г.)
7. Видеоматериалы (научно-популярные и авторские фильмы)
8. Атлас Свердловской области
9. Нормативные документы ФСТР.
10. «Рельеф на спортивных картах» методическое пособие для ориентировщиков 2005г.
11 Электронные ресурсы:
https://tssr.ru/main/docs/1896/
https://tkmgtu.ru
https://nakarte.me/#m=8/49.73868/33.45886&l=O
https://test.lib.tssr.ru
https://turist-club.ru
https://resh.edu.ru/summer-education?type=2&organization=undefined&page=1
https://survinat.ru/2010/10/orientirovanie_po_mestnym_predmetam_deistviya_v_sluchae_pot
eri_orientirovki/
https://www.splav.ru
10
Дидактические материалы:
1. Условные знаки спортивных карт
2. Тесты по спортивному ориентированию Т.В.Моргунова
3. Наглядные пособия (плакаты, карты)
4. Видеопособие « Организация переправы»
5. Учебно-методические плакаты:
- топографические знаки спортивных карт и туристских карт;
- туристские узлы;
- набор туристских и спортивных карт;
- географическая карта Карпинского района
6. Раздаточный материал (бланки тестов, анкет)
Прочее:
Снаряжение и оборудование:
1. Аптечка первой помощи.
2. Ремонтный набор.
3. Раздаточный материал.
4.Снаряжение:
- веревка основная 300 м ;
- палатка туристская;
- веревка вспомогательная;
- палатка шатровая;
- страховочная система (нижняя) VETNTO 15 шт;
- страховочная система (верхняя) VETNTO 15 шт
- Карабин Манарага с бойнет муфтой 80 шт.
- Зажим жумар 15 шт.
- Ножной зажим Pantin левый 10 шт.
- спусковое устройства
Восьмерка с креплением 15шт
самоблокирующееся спусковое устройство Grigri (Petzl) ) 1шт.
- пила, топор;
- рюкзаки;
- спальные мешки;
- коврик туристский;
- тенты;
- туристские котлы;
- каски (альпинистские) 15 шт;
- лыжи
- компас
- навигатор туристический
Методические материалы
Разделы
1
Топография и
ориентирование
Методическое обеспечение
Учебно-методические плакаты:
топографические знаки спортивных карт и
туристских карт; набор туристских и спортивных
карт; географическая карта Карпинского района.
Условные знаки спортивных карт
11
2
Специальная подготовка
Видеопособие «организация переправы»,
обучающие видеоматериалы канал в ВК «спортивный
туризм»
Правила СТ
Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе состоит из входного
контроля и промежуточной и итоговой аттестаций. (Приложение 1)
Входной контроль проводится в сентябре
Промежуточная аттестация проводится в декабре;
Итоговая аттестация проводится в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года используются различные
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом,
журнал посещаемости, свидетельство (сертификат), разрядная книжка, справка о совершении
похода.
Оценка достижений обучающихся осуществляется по результатам их участия в
соревнованиях, сборах, походах, конкурсах, и иных мероприятиях различного уровня.
(Приложение 2). Во втором полугодии обучающиеся выполняют проектную работу про
разработке туристского маршрута, а так же проходят аттестацию на знание нормативных
документов регламентирующих деятельность в спортивном туризме.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
анкетирования и тестирования, опрос, участие в соревнованиях и походах, активность на
занятиях.
Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их способностей
проводится входной контроль.
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе в конце 1
полугодия проводится промежуточный контроль.
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в конце
учебного года проводится итоговый контроль.
Цель - формирование у обучающихся интереса к занятиям спортивным туризмом
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Опрос
Определен уровень Получение
Образовательные
Тестирование
развития детей и их информации о степени
Метапредметные
способности
подготовленности
ребенка
Промежуточный контроль
Дата: декабрь
Личностные
Тестирование,
Обучающимися
Определение степени
Образовательные
практические
получены знания по усвоения
Метапредметные
занятия
темам, разделам
обучающимися знаний
программы
по программе
Итоговый контроль
Дата: май
Личностные
Тестирование,
У обучающихся
Оценка качества
Образовательные
соревнования,
сформировано
усвоения
Метапредметные
ПВД
интерес к занятиям
обучающимися
туризмом
содержания
12
Текущий контроль
Личностные:
формирование навыков
безопасного поведения
в природе, бережного
отношения к природе
коммуникативные
навыки в спортивной
(тренировочной,
соревновательной)
деятельности.
Наблюдение
Соревнования
Образовательные:
умение
ориентироваться на
незнакомой местности
с помощью карты и
компаса; знание видов
туристских
соревнований и правил
их проведения;
овладение техникой
спортивного туризма
Наблюдение
Соревнования
тестирование
Метапредметные:
формированию
навыков здорового
образа жизни
всестороннее
физическое развитие
развитие
интеллектуальных и
физических
возможностей
личности ребёнка;
формирование
позитивной мотивации
к участию в походах
Соревнования
ПВД
Наблюдение
развитие
программы по
физических и
итогам учебного
нравственных
года
качеств приобщение
к здоровому образу
жизни
готовности к
участию в походах
В течение учебного года
У обучающихся
Определение степени
сформированы
усвоения
безопасного
обучающимися
поведения в
учебного материала.
природе, бережного Определение
отношения к
готовности детей к
природе
восприятию нового
коммуникативные
материала.
навыки в
Повышение
спортивной
ответственности и
(тренировочной,
заинтересованности
соревновательной)
воспитанников в
деятельности.
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающих
Умеют
ориентироваться на обучение. Подбор
наиболее
незнакомой
эффективных методов
местности с
и средств обучения.
помощью карты и
компаса; знание
видов туристских
соревнований и
правил их
проведения;
овладение техникой
спортивного
туризма
У обучающихся
появляется желание
к участию в
походах, здоровому
образу жизни,
укреплению
физической силы,
интеллектуальному
развитию
13
3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В.В Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить,
акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».
Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует
личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2, ФЗ №304)
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 № 678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно
и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
Развитие воспитательного потенциала семьи;
Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
14
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия
России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям
российского народа.
Духовно – нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях
этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России,
об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов
России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие здоровому образу
жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой
деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии):
формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие
способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№
Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Активная форма
организации деятельности
Экскурсии (в музей, на выставку и
т. п.), конкурсы, олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; выявление
несанкционированных свалок и по
возможности их утилизация.
Совместные походы детей разного
возраста.
Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя в походе
(экскурсии)?», «Законы
товарищества», «Каким быть или
кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
15
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение
Концерты, художественные
конкурсы, фестивали, праздники
Участие в соревнованиях
различного уровня
Праздники, Дни именинников,
ПВД.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)
Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
Целевые ориентиры результатов воспитания
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
16
воспитание)
Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
17
Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)
Социальное
направление:
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)
Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и
других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к такой
адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.
18
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направление
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, прио
бщение детей к
культурному
наследию,
экологическое
воспитание)
Мероприятие
Задачи работы по
данному направлению
Сроки
проведения
Открытое Первенство по
спортивному туризму «Школа
безопасности-2025»
Формирование
гражданской и правовой
направленности
личности, активной
жизненной позиции;
Формирование
у воспитанников таких
качеств, как долг,
ответственность, честь,
достоинство, личность.
Воспитание любви и
уважения к традициям
Отечества,
Март 2026
Ноябрь 2025
День защитника Отечества
Международный женский день
Родительское собрание.
Духовнонравственное (нр
авственноэстетическое
воспитание,
Новогодний конкурс "Турист
семейное
года" для детей достигших
воспитание)
успехов в естественнонаучной и
туристско - краеведческой
деятельности в 2025 году.
Здоровьесберега
ющее
Туристский слет школьников
образовательных организаций
Приобщение к базовым
национальным
ценностям российского
общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность,
гражданственность,
семья, здоровье, труд и
творчество, природа,
человечество.
Формирование духовнонравственных качеств
личности.
Воспитание человека,
способного к принятию
ответственных решений
и к проявлению
нравственного
поведения в любых
жизненных ситуациях.
Воспитание
нравственной культуры,
основанной на
самоопределении и
самосовершенствовании.
Включение родителей в
разнообразные сферы
жизнедеятельности
образовательного
учреждения.
Повышение психолого –
педагогической
культуры родителей.
Формирование и
развитие знаний,
Февраль 2026
Март 2026
Сентябрь 2025
Декабрь 2025
Сентябрь 2025
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья,
безопасность
жизнедеятельнос
ти)
Городские соревнования по
спортивному ориентированию
Соревнования по технике
пешеходного и спортивного
туризма
Экскурсии и походы
Профилактика
правонарушени
й, социальноопасных
явлений
Проведение бесед с
обучающимися с целью
ознакомления их с личными
правами и обязанностями.
установок, личностных
ориентиров и норм
здорового и безопасного
образа жизни с целью
сохранения, и
укрепления физического,
психологического и
социального здоровья
обучающихся как одной
из ценностных
составляющих личности
обучающегося.
Формирование у
учащихся сознательного
и ответственного
отношения к личной
безопасности и
безопасности
окружающих, усвоение
ими знаний и умений
распознавать и
оценивать опасные
ситуации, определять
способы защиты от них,
оказывать само- и
взаимопомощь.
Способствовать
преодолению у
воспитанников вредных
привычек средствами
физической культуры и
занятием спортом.
Совершенствование
правовой культуры и
правосознания
обучающихся, привитие
осознанного стремления
к правомерному
поведению.
Организация работы по
предупреждению и
профилактике
асоциального поведения
обучающихся.
Организация
мероприятий по
профилактике
правонарушений,
табакокурения,
наркомании,
токсикомании,
алкоголизма.
Октябрь 2025
Май 2026
2025-2026
уч.год
.
2025-2026 уч.
год
8. Список литературы
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.
3. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994.
4. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М., ЦРИБ "Турист",
1989.
5. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., ФиС, 1990.
6. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
7. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М., ЦРИБ "Турист", 1983.
8. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996.
9. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание,1990.
10. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М.,
ЦРИБ "Турист", 1986.
11. Григорьев В.Н. Водный туризм. М., Профиздат, 1990.
12. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., ЦДЮТур МО РФ,
1995.
13. . Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997.
14. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии.
М., ЦДЮТур МОПО РФ, 1997.
15. . Краткий справочник туриста. М., Профиздат, 1985
16 Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М., ФиС, . 1981
17. Лукоянов П.И. Лыжные спортивные походы. М., ФиС, 1988
18. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. М., ФиС, 1981
19. . Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Дрогов И.А. Полевые туристские
лагеря. –М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
20. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания
человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.
21. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., ФСОРФ, 1997
22. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской
группы. М., ЦРИБ "Турист", 1981.
23. Остапец-Свешникров А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе
.М.,
Педагогика, 1985
24. Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. М., Просвещение,
1991
25. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М.,
Профиздат, 1987
26. Рыжавский Г.Я. Биваки. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.
27 Самодельное туристское снаряжение. Сост. П.И. Лукоянов. М., ФиС, 1986.
28. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М. ЦДЮТур МО РФ, 1996.
29.. Физическая подготовка туристов. М., ЦРИБ "Турист", 1985.
30. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристском
путешествии. М., Профиздат, 1986.
31. Шибаев А.В. переправа. Программированные задания. М., ЦДЮТур МО
РФ,
1996.
32. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени?
33. Шибаев А.В. В горах. М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
34. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., ФиС, 1983
35. Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм. М., ФиС
36. Штюрмер Ю.А. Туристу об охране природы. М., Профиздат
37. Энциклопедия туриста. М., Научное издательство "Большая Российская
энциклопедия
38. Безопасность на бурной воде А . Свешников 2021г.
9. Приложения
Приложение 1.
Мониторинг результативности усвоения образовательной программы
Аттестация:
Н.- начальная
Н
П
р
И
т
Н
Пр.промежуточная
Ит. - итоговая
1
2
Руководитель: Кайшаев А. В.
* Оценка уровня руководителем:
О – не участвовал в тестировании (зачете);
Н – недостаточный уровень;
У – удовлетворительный уровень;
Х – хороший уровень
Динамика изменений «+, - »
П
р
И
т
Н
П
р
И
т
Н
П
р
И
т
Н
П
р
Динамика
изменений
Специальная
подготовка
Основы гигиены
и первая помощь
Топография и
ориентирование
ФИО
Основы
туристкой
подготовки
№
Вводное занятие.
Инструктаж по
ТБ.
Разделы программы
И
т
1
2
Критерии оценивания: 0- не прослеживается, 1- частично присутствует, 2-присутствует высокий результат.
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
Владение специальной
терминологией по
тематике программы
Теоретические знания
Осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии
Соответствие теоретических
знаний программным
требованиям
Всероссийские, международные
(место)
Областные, региональные
(место)
Муниципальные (место)
Самоконтроль и
взаимоконтроль
Способность организовать свою
деятельность и оценить
результат
Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям
Участие в походах
Разряд
Результаты освоения ДОП %
Информационная
культура
интеллектуальная
Потребностномотивационная
Эмоционально-волевая
Диагностическая карта мониторинга объединения Инструкторы-проводники__ Педагог ___Кайшаев А.В.__________
ФИО
Результаты освоения программы
Результаты
обучающегося
конкурсов,
личностные
метапредметные
предметные
соревнований,к
ол-во
Умение учиться , находить и
использовать информацию
Креативность, склонность к
исследовательскопроектной деятельности
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность
Коммуникативные навыки,
умение
Активность, организаторские
способности
№
Приложение 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
Критерии:
Областные соревнования, конкуры: 1 место-10 баллов; 2 место- 9 баллов; 3 место- 8 баллов; Участие- 2 балла
Городские соревнования, конкурсы: 1место-5 баллов; 2 место-4 балла; 3 место- 3 балла; Участие – 1 балл
Походы: категорийные - 3 балла
степенные - 2 бал
многодневные – 1 балл
ИТОГО
Иные конкурсы,
соревнования,
мероприятия
Категорийные
походы
Степенные походы
Многодневные
походы
Соревнования «Юный
ориентировщик» для
обучающихся
образовательных
организаций
Городской туристский
слет
Открытые городские
соревнования "Школа
безопасности"
Областные
соревнования и
конкурсы
Открытые
соревнования по
технике пешеходного
туризма
№
ФИО ребенка
Сводная таблица по направлению туристская деятельность
11
Тесты и практические задания по виду спорта «Спортивный туризм»
Специальное снаряжение – это снаряжение, взятое группой (связкой, участником), необходимое
для преодоления естественных (искусственных) препятствий на дистанциях различного класса, а
именно для организации страховки и сопровождения, организации перил и движения по ним.
К перечню специального снаряжения относятся: веревки, карабины, блоки, ролики и
полиспаст, индивидуальные страховочные системы, зажимы, спусковые устройства, каски и опорные
петли.
Снаряжение должно быть полностью исправным и в обязательном порядке представлено в
комиссию по допуску перед началом соревнований.
Требования к снаряжению и его применение прописаны в Регламенте проведения
спортивных соревнований по спортивному туризму.
Тесты по теме «Специальное туристское снаряжение»
1. Чему равна максимальная длина самостраховки:
А - не более 1 м;
Б - длине вытянутой вверх руки; В - 1,5 м;
Г - не регламентируется, главное, чтобыбыло удобно работатьучастнику.
2. Для блокировки индивидуальной страховочной системы (ИСС), для организации
страховки, перил и сопровождения, а также для снятия перил применяются только
основные верѐвки диаметром:
А - не менее 12 мм; Б - 9
мм;
В - не менее 10 мм; Г - 8
мм;
Д - не регламентируется.
3. Подумайте, разрешено ли использование строп и тесьмы для организации страховки,
перил и сопровождения:
А - да, если они не уступают по прочности основной веревке; Б - нет, не
разрешается;
В - да, если они относятся к специальному альпинистскому снаряжению; Г - да, если они
допущены комиссией по снаряжению.
4. Определите, что из нижеперечисленного является двойной веревкой: А - сдвоенная (т.е.
сложенная вдвое) и имеющая во всех нагружаемых сечениях одну общую ветвь;
Б - сдвоенная (т.е. сложенная вдвое) и разделенная узлом, имеющим во всех нагружаемых сечениях
две ветви, а также узлами двойной проводник илидвойной булинь;
В - две отдельные веревки;
Г - две отдельные веревки, оканчивающиеся узлом «двойной проводник».
5. Из какого материала должны быть изготовлены опорные петли, применяемые
участником/связкой/группой на дистанции:
А - из основной веревки диаметром не менее 10 мм; Б - из
прочной стропы или тесьмы;
В - из ремней (лент) страховочных систем;
Г - допускаются только заводские петли (Petzl, Kong, Манарага и т.д.).
3
6. Для выполнения, каких технических задач допускается применение только заводских
карабинов с поворотной самозакрывающейся муфтой:
7: На каком этапе дистанции участнику не обязательно находиться в каске:
1. Навесная переправа;
2. Переправа вброд;
3. Переправа методом «вертикальный маятник»;
4. Переправа по бревну;
5. Преодоление заболоченного участка по жердям;
6. Переправа по параллельным перилами;
7. Подъем по перилам;
8. Траверс склона по перилам, спуск;
9. На дистанции 1 класса, если прохождение дистанции не требует использование ИСС.
8.
Подумайте,
при
выполнении,
каких
действий
запрещается
использование зажимов:
А
- крепление
перил через горизонтальную
опору, вертикальную
опору и
карабина ТО, дополнительно закрепленные методом «карабинная удавка»;
Б - использование в качестве элемента подключения полиспаста к натягиваемой веревке;
В - использование в качестве самостраховки;
Г- использование в качестве дополнительной точки опоры.
9. Перечислите технические приемы, при выполнении которыхучастник должен
находиться в рукавицах (перчатках):
1.
2.
3.
4.
_5__________________________________________________________________________________
6.
4
10. Подпишите названия следующих элементов снаряжения, применяемых в дисциплине
«дистанция» по виду спорта «спортивный туризм»:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
5
11. Подпишите
названия
расположенных на спортсмене:
следующих
элементов
снаряжения,
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
6
Дополнительные практические задания по теме:
«Специальное туристское снаряжение»
1. Разложите
несколько видов специального снаряжения: жумар, спусковое
устройство типа «восьмерка», карабин с автоматической муфтой
«автомат», карабин с механической муфтой, карабин с полуавтоматической муфтой и др.
Необходимо назвать каждый элемент специального туристского снаряжения и его назначение.
2. Закрепите веревку на горизонтальной поверхности и отработайте пристежку и
отстежку жумара и спускового устройстватипа «восьмерка».
3. Натяните горизонтальные перила и отработайте пристежку и отстежку карабинов (в
каждой руке должен быть карабин, т.е. работа с карабином одной рукой).
4. Наденьте страховочную систему. Данное упражнение желательно выполнять несколько
раз с учетом времени для закрепления и отработки навыков надевания страховочной системы.
5. Разложите несколько бухт веревок разного диаметра. Предложите определить диаметр
веревок.
6. Предложите смаркировать бухту веревки длиной 40 метров. Первый раз задание
выполняется на качество маркировки. Затем задание можно повторить с учетом времени.
Повторять следует несколько раз для закрепления и совершенствования навыков бухтования.
7
Ответы к разделу: Специальное туристское снаряжение.
1.
А (п. 3.5.2 Регламента)
2.
В (п.п. 3.2.1, 3.4.1, п. 2 Приложения 1 Регламента)
3.
Б
4.
Б, В (п. 3.2.2 Регламента)
5.
А (п. 3.8.1 Регламента)
6.
для выполнения ТП, связанных с передвижением, страховкой и самостраховкой
участников, используются карабины с поворотной самозакрывающейся муфтой,
блокирующей самопроизвольное открывание защелки карабина (п. 3.3.1 Регламента)
7.
9 (п. 3.6.5 Регламента)
8.
Б (п. 3.3.11 Регламента)
9.
спуск по перилам;
спуск по склону;
осуществление страховки;
спуск по наклонной навесной переправе;
спуск спортивным способом;
подъем спортивным способом. (п.
3.6.2 Регламента)
1. Карабин без муфты
2. Карабин с резьбовой муфтой
3. Карабин с поворотной самозакрывающейся муфтой
4. Карабин со сдвижной муфтой
5. Ручной зажим типа «жумар»
6. Ножной зажим типа «пантин»
7. Фрикционное спусковое устройство типа «восьмерка»
8. Верхняя (грудная) обвязка
9. Нижняя обвязка (беседка)
11. 1. Каска
2. Нижняя обвязка (беседка)
3. Верхняя (грудная) обвязка
4. Блокировка, выполненная из основной веревки
5. Ус самостраховки
6. Беседочный карабин с роликом
7. Фрикционное спусковое устройство типа «восьмерка»
8. Горизонтальный участок блокировки ИСС (грудной карабин)
9. Перчатки
10. Ручной зажим типа «жумар»
11. Основная веревка диаметром не менее 10 мм.
10.