Дополнительная общеразвивающая программа Мой окружающий мир 2025-2026

Отдел образования администрации муниципального округа Карпинск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция туризма и экскурсий «Конжак»

Принята на заседании
педагогического совета
от «02» июня 2025 г.
Протокол № 3

Утверждена:
Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»
Н.В. Якимова
Подписано цифровой подписью: Якимова Наталья
Викторовна
DN: cn=Якимова Наталья Викторовна, o=МАУ ДО
"Станция туризма и экскурсий Конжак",
email=st.turizm@ekarpinsk.ru, c=RU

Приказ № 128-д «02» июня 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

«Мой окружающий мир»
2025 г. – 2026 г.
Возраст обучающихся 9−11 лет
Срок реализации – 1 год

Автор составитель:
Ябс Алексей Павлович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Карпинск
2025
1

Содержание
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
11. Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность
Цель программы
Задачи программы
Формы обучения
Формы занятий
Учебный план
Содержание учебного плана
Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный график
2.2 Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение
Формы аттестации
Оценочные материалы
3. Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
Список литературы
Приложения

2

3
4
4
4
4
5
5
6
8
8
8
8
8
9
9
11
11
13
18
19
20

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мой окружающий мир» (далее – Программа) составлена и разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(с изменениями на 21 октября 2024 года) от 31 марта 2022 г. № 678-р.
− Приказ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
− Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации от 29.04.2025 г. № 582-д «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях».
− Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
− Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г.
№ 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области» (с изменениями на 16 декабря 2021 года) (в
ред. Постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2021 N
891-ПП;
− Постановление Правительства Свердловской области «О системе
персонифицированного учета детей, осваивающих дополнительные
общеобразовательные программы, и персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»
от 5 октября 2023 года № 713-ПП.;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
3

− Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области» (с изменениями на 22 декабря 2021 года) (в ред. Приказа
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.12.2021 № 1245-Д);
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015.№ АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК- 2563/05 «О
Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
− Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 14.02.2018 г.;
−Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Станция туризма и экскурсий «Конжак» от 21.12.2022.
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы
заключается в совершенствовании экологического воспитания и
информационной грамотности обучающихся на основании самостоятельных
исследований объектов и явлений окружающего мира.
Отличительные
особенности
данной
программы
от
уже
существующих программ. Краеведческая направленность курса, связанная с
изучением родного края. Программа учитывает местные условия и
возможности при обучении детей, используется знакомство с местными
природными объектами. Темы занятий распределены так, что на
практические занятия, экскурсии и походы выходного дня отведено 54%
часов по отношению к аудиторным занятиям, чем достигается ещё и
оздоровительный эффект курса.
Программа будет реализована с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения
обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в
том числе иных организаций (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);
-различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и
электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16).
Цель программы: формирование уважительного отношения к природе,
истории и культуре родного города.
Задачи программы:
Личностные:
4

Формирование навыков безопасного поведения в природе, бережного
отношения к природе и истории родного города.
Образовательные:
Иметь представление об основных группах живого (растения, животные,
грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой
природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между
различными животными), взаимосвязи между природой и человеком.
Метапредметные:
Исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и
события культуры, истории города.
Год обучения/ Режим
занятий/ Количество
срок освоения
продолжительность часов в неделю
1 год

2/45 мин.

Количество
учебных
недель
37

2

Итого часов в
год
74

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9–11 лет.
Форма обучения – групповая.
Режим занятий: Организация учебного процесса осуществляется в
очной форме обучения, В период невозможности проведения очных занятий
по причине карантинных мероприятий, актированных дней, предполагается
дистанционная самостоятельная работа. Продолжительность одного
академического часа – 45 мин, перерыв между занятиями – 10 мин., занятия
проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы занятий: акция, анкета, беседа, игра, конкурс, практическое
занятие, поход выходного дня, презентация, тест, экскурсия.
Учебный план
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название раздела

Вводное занятие
Природа родного
города
Мой город
Экология
Мы знаем, мы
умеем
Вода – источник
жизни
Растения
Животные
Грибы

Количество часов
Всего
2
8

Формы текущего
контроля

Теория Практика
1
1
Тестирование
Тренировочное учение
1
7
Опрос

8
12
2

4
10
1

4
2
1

Игра
Опрос
Тестирование

8

2

6

Опрос

8
6
4

6
4
3

2
2
1

Опрос
Акция
Опрос

5

10 Круговорот веществ
11 Горы и озёра ГО
Карпинск
12 Итоговое занятие
Итого

4
10

2
0

2
10

Опрос
Фотоотчет

2
74

1
35

1
39

Тестирование

По программе предусмотрены практикоориентированные формы:
Формы
Практические занятия
Экскурсии
Походы выходного дня

Количество
7
11
4

часов
7
20
12

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Презентация образовательной программы.
Правила пожарной и электрической безопасности.
Теория: Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с
планом работы на учебный год. Проведение инструктажей по технике
противопожарной и электрической безопасности, меры предосторожности во
время проведения массовых мероприятий, походов, прогулок, экскурсий.
Практика: Тренировочное учение по действиям во время пожара.
Раздел 2. Природа родного города.
Теория: Объекты природы и их классификация. Дикорастущие и
культурные растения. Деревья и кустарники, используемые для озеленения
города. Группы лишайников: накипные (ризокарпон), листоватые
(гипогимния, ксантория, пармелия, пельтигера), кустовые (кладония, уснея).
Практика: Классификация объектов природы на местности. Определение
дикорастущих и культурных растений. Определение растений, используемых
в озеленении города. Определение лишайников по строению их слоевища.
Экскурсии: 1. Экскурсия в парк 2. Экскурсия в лес 3. Экскурсия в сквер
Раздел 3. Мой город.
Теория: Просмотр и обсуждение фильма «Виртуальная прогулка по
городу Карпинску». Почётные граждане городского округа Карпинск»
(врачи, шахтёры, учителя, предприниматели). Манси – коренное население
Северного Урала. Мансийские названия географических объектов.
Практика: Встреча с почётным гражданином города. Игра-домино
«Мансийские слова»
Экскурсии: 1. Экскурсия в зал природы краеведческого музея (манси).
Раздел 4. Экология.
Теория: Экологические связи в природе. Взаимосвязи человека и
природы. Особо охраняемые природные территории (национальные парки,
6

заповедники, природные парки, памятники природы). Заповедник «Денежкин
Камень». Памятники природы на территории ГО Карпинск. Животные
Красной книги Свердловской области. Угрозы и охрана.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Правила поведения в
природе, или пять лесных заповедей». Классификация памятников природы.
Экскурсии: Экскурсия на территорию памятника природы «Старые
культуры кедра и лиственницы».
Раздел 5. Мы знаем, мы умеем.
Теория: Обобщение пройденного материала.
Практика: Тестирование.
Раздел 6. Вода – источник жизни.
Теория: Вода в жизни растений и животных. Обитатели водоёмов. Вода
и здоровье человека. Источники водоснабжения. Как беречь водные ресурсы?
Как экономить воду?
Экскурсии: 1. Экскурсия к руслу реки Турьи 2. Экскурсия к скважине
«Богословская» 3. Экскурсия на водозаборную станцию 4. Экскурсия на
очистные сооружения.
Раздел 7. Растения.
Теория: Разнообразие групп растений. Виды растений. Дыхание и
питание растений. Размножение растений и их связь с животными. Способы
распространения плодов. Развитие растений из плодов. Редкие и
лекарственные растения.
Практика: Определение групповой и видовой принадлежности растений.
Поиск и определение плодов растений. Поиск и определение лекарственных
растений. Фотографирование объектов.
Экскурсии: 1. Экскурсия в Зимний сад ГДК 2. Экскурсия в парк.
Раздел 8. Животные.
Теория: Классификация животных. Группы животных по типу питания.
Цепи питания. Размножение и развитие животных. Редкие животные.
Практика: Определение класса, группы и вида животных. Определение
животных по их следам. Фотографирование животных. Акция «Накорми
друга!» в поддержку приюта для животных «Лапа помощи».
Раздел 9. Грибы.
Теория: Строение грибов. Связь грибов с растениями (грибница,
лишайники). Значение грибов в природе. Правила сбора грибов.
Практика: Определение съедобных и несъедобных грибов.
Раздел 10. Круговорот веществ.
Теория: Звенья круговорота веществ (производители, потребители,
разрушители) и их роль.
7

Практика: Игра «Пищевая цепь».
Экскурсии: 1. Экскурсия на гору Голая.
Раздел 11. Горы и озёра ГО Карпинск.
Практика: Поход к Скалам Блины. Поход на гору Липовую. Поход на
Май-гору. Поход на Чёрное озеро.
Раздел 12. Итоговое занятие.
Теория: Что можно исследовать в период летних каникул.
Практика: Тестирование.
Планируемые результаты. По окончании обучения дети будут знать
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы
животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы
(между растениями и животными, между различными животными),
взаимосвязи между природой и человеком. У них сформируются навыки
безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе и
истории города. Они научатся исследовать явления окружающего мира,
выделять характерные особенности природных объектов, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории города.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5

Основные характеристики
образовательного процесса
Год обучения
Продолжительность занятий
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Количество часов

6

Начало учебного года

7

Конец учебного года

1 год
45 мин
2 часа
37
74
1 сентября
31 мая

2.2. Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
8

нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы для хранения
учебных и наглядных пособий.
Снаряжение и оборудование:
Рулетка 10 м (1 шт.), планшет (2 шт.), мерная лента (1 шт.),
канцелярские товары.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации
программ дополнительного образования по туристско-краеведческой
направленности,
имеющий
педагогическое
образование
и
квалификационную категорию не ниже первой.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение
Разделы
1
2

Вводное занятие

3

Мой город

Природа родного города

4
Экология

5
6

Мы знаем, мы умеем
Вода – источник жизни

7
Растения

8
Животные
9

Грибы

10
11

Круговорот веществ
Горы и озёра ГО
Карпинск
Итоговое занятие

12

тест
атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые
страницы»
Карта города Карпинска, фильм «Виртуальная экскурсия
по городу Карпинску», презентации: «Почётные граждане
города», «Мансийские названия географических
объектов», игра «Мансийские слова»
Презентации: Заповедник «Денежкин Камень»,
«Памятники природы на территории ГО Карпинск»,
«Животные Красной книги Свердловской области»,
программа экскурсии на территорию памятника природы
«Старые культуры кедра и лиственницы», фильм
«Правила поведения в природе, или пять лесных
заповедей»
тест
Фильм «Вода России», презентация «Вода России»,
плакат «Обитатели водоемов»
Плакаты: «Растения леса», «Растения луга», Справочникопределитель «Деревья и кустарники Среднего Урала»,
«Лекарственные растения Среднего Урала»,
«Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала»,
презентации: «Лекарственные растения», «Зимний сад
ГДК»
Плакаты: «Зимующие птицы России», «Перелетные
птицы России», «Животные Красной книги»
Презентации: «Следы животных», «Животные Красной
книги»
Справочник-определитель «Грибы Среднего Урала»,
презентация «Редкие грибы»
Игра «Пищевая цепь»
Программы экскурсий к горе Липовой, к Май-горе,
скалам Блины, на Чёрное озеро
тест

Учебные пособия:
1. Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск,
1984.
9

2. Архипова Н. П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы.
Очерки
истории
открытия
и
изучения
природы
Урала.
– Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1982. – 302 с.
3. Вершинин В. Л., Большаков В. Н. Амфибии и рептилии Среднего Урала:
Справочник-определитель. – Екатеринбург: издательство «Сократ», 2007.
– 128 с.
4. Гордеев Ю. И. Птицы тайги. – Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во. 1985.
– 160 с.
5. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое
воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М.
Скребцова. – 2-е изд. – М. : Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
6. Мухин В. А., Котиранта Х., Ушакова Н. В., Ширяев А. Г., Фролов И. В.
Грибы Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург:
Издательство «Сократ», 2007. – 200с.
7. Нездолий Т. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по
Свердловской области. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. –
148 с.
8. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как
объекты экологического туризма / авторы-составители Новопашин С. А.,
Захарова И. Ю. – Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2006. – 160 с.
9. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение,
2009. – 222 с.
10. Ябс А. П. Памятник природы «Старые культуры кедра». – Карпинск,
2014. – 26 с.
11. Ябс А. П. Методики определения таксационных показателей древостоя и
жизненной устойчивости деревьев. Эстетическая оценка дерева. –
Карпинск, 2016. – 8 с.
12. Янцер О. В. Методы полевых исследований гидрологических объектов. –
Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. – 32 с.
Наглядные материалы:
13.Общегеографическая карта Свердловской области. – 1 : 200 000. – М.:
Роскартография, 1995.
14. Карта окрестностей посёлка Кытлым. – 1 : 100 000. – М.: ГУГК, 1987
(испр. и доп. в 2015 г.)
15. Карта города Карпинска. – 1 : 10 000. – Екатеринбург: ФГУП
«Уралаэрогеодезия», 2010 (испр. и доп. в 2016 г.)
16. Плакаты
Дидактические материалы:
17. Раздаточный материал (бланки тестов, анкет)
Электронные образовательные ресурсы:
18. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/
19. Всероссийский онлайн-урок http://берегиводу.рф/
20. Карпинский краеведческий музей http://karpinskmuseum.ru/
Прочее:
10

21. Шляева Г.К, Ябс А.П. Программы экскурсий к горе Липовой, к
скалам Блины, на Большое Княспинское озеро, по реке Какве, в посёлок
Кытлым.
Формы аттестации
Оценка образовательных достижений обучающихся по программе
состоит из входного контроля и промежуточной и итоговой аттестаций.
Входной контроль проводится в форме тестирования в сентябре.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в
декабре.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в мае.
Для проведения текущего контроля в течение учебного года
используются
различные
формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов: грамота, диплом, дневник наблюдений,
журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования,
методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей,
свидетельство (сертификат), статья и другие.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется по
результатам их участия в выставках, конкурсах, проектах, творческих
отчётах и иных мероприятиях различного уровня.
Методы проверки: педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования и тестирования, выполнения творческих заданий,
участия в мероприятиях, активности на занятиях.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Дополнительным способом диагностики развития личности является
мониторинг по следующим направлениям: творческая деятельность,
эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
Оценочные материалы
Для получения первичной информации о степени развития детей и их
способностей проводится входной контроль (см. Приложение).
Для определения степени усвоения обучающимися знаний по программе
в конце 1 полугодия проводится промежуточный контроль (см. Приложение).
Для оценки качества усвоения обучающимися содержания программы в
конце учебного года проводится итоговый контроль (см. Приложение).
1 год обучения:
Цель - формирование уважительного отношения к природе, истории и
культуре родного города
Задачи
Форма
Планируемый
Цель проведения
контроля
результат
Входной контроль
Дата: сентябрь
Личностные
Беседа
Определен
Получение
Образовательные
Тестирование уровень развития первичной
Метапредметные
детей и их
информации о
11

Промежуточный контроль
Личностные
Тестирование
Образовательные
Метапредметные
Итоговый контроль
Личностные
Образовательные
Метапредметные

Текущий контроль
Личностные:
Формирование
навыков
безопасного
поведения в
природе,
уважительного
отношения к
природе, истории и
культуре родного
города
Образовательные:
Стимулирование
интереса к
знакомству с
природными и
культурными
объектами родного
города
Метапредметные:
Формирование
позитивной
мотивации к
участию в
экскурсиях,
походах выходного
дня, волонтерских
акциях,
совершенствование

Тестирование

Наблюдение

Викторина
Наблюдение

Акция
Экскурсия

способности
ребенке
Дата: декабрь
Обучающимися
Определение
получены знания степени усвоения
по темам,
обучающимися
разделам
знаний по
программы
программе
Дата: май
У обучающихся Оценка качества
сформировано
усвоения
уважительное
обучающимися
отношение к
содержания
природе, истории программы по
и культуре
итогам учебного
родного города
года
В течение учебного года
У обучающихся Определение
сформированы
степени усвоения
навыки
обучающимися
безопасного
учебного
поведения в
материала.
природе,
Определение
уважительное
готовности детей к
отношение к
природе, истории восприятию нового
и культуре
материала.
родного города
Повышение
Обучающиеся
ответственности и
проявляют
заинтересованност
интерес к
и в обучении.
знакомству с
Выявление
природными и
культурными
детей, отстающих и
объектами
опережающих
родного города
обучение. Подбор
Обучающиеся
наиболее
участвуют в
эффективных
экскурсиях,
методов и средств
походах
обучения.
выходного дня,
волонтерских
акциях, у них
высока
познавательная,
и общественная
12

познавательной,
творческой и
общественной
активности

активность.

3. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной
работы
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г.
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В. В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить,
акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».
Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует
личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде» (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 №
678-р;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
5. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 27 июля 2022 N 629.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
 Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;

13

 Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
 Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 Развитие воспитательного потенциала семьи;
 Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к
культурному наследию, экологическое воспитание): формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей
малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического
наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным
представлениям российского народа.
Духовно–нравственное
(нравственно-эстетическое
воспитание,
семейное
воспитание): формирование ценностные представления о морали, об основных понятиях
этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме
нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов
России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др.
народов России.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и содействие
здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность): формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к
творческой деятельности.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии): формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет
творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений (совершенствование
правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к
правомерному поведению)
ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по В. А. Сластенину)
№

Вид и цель деятельности
Познавательная
Обогащает представления учеников об
окружающей действительности, формирует
потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию.
Трудовая
Направлена на создание, сохранение и
приумножение материальных ценностей,
14

Активная форма
организации деятельности
Устный журнал, обзор научнопопулярных статей в
периодической печати, экскурсии (в
музей, на выставку в библиотеку и
т. п.), конкурсы, турниры,
олимпиады,
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию; игровые
формы (трудовые десанты,

формирование уважительного отношения к
материальным ценностям как средствам для
существования человека.
Общественная
Содействует социализации школьников,
включает их в сопереживание проблемам
общества, приобщает к активному
преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей
мира, на осознание личностей причастности
к миру во всех его проявлениях, осознание
своего Я, развитие рефлексии.
Художественная
Развивает чувствительное мироощущение,
потребность в прекрасном, способность к
художественному мышлению, реализует
индивидуальные способности.
Спортивно-оздоровительная
Формирует здоровый образ жизни
Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг,
когда общение освобождено от предметной
цели и содержанием деятельности является
общение

операции, работа «по секрету», рейд
добровольцев).
Пресс-центр, круглый стол,
дискуссии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как
мы вели себя на экскурсии?»,
«Законы товарищества», «Каким
быть или кем быть?»; диспут на
нравственные темы, например,
«Зачем человеку учиться?»; уроки
культуры поведения.
Концерты, художественные
конкурсы, посещение театра,
экскурсии в музей; фестивали,
праздники
Спортивные игры, состязания,
олимпиады.
Праздники, «Огоньки», Дни
именинников, прогулки, посещение
концертов, театров; встречи друзей,
поездки и т. д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенного портрета выпускника.
Приоритетные
направления
воспитательной
работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)

Целевые ориентиры результатов воспитания

Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Знающий и принимающий свою российскую
15

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в современном
мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам, традициям народа
России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям
и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества;
испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа
России
16

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)

Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя
и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Выражающий познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.

17

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритетные
направления
воспитательной работы
Общекультурное
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию, экологическое
воспитание)
Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)
Здоровьесберегающее
направление:
(физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)
Общеинтеллектуальное
направление:
(популяризация научных
знаний, проектная
деятельность)
Профилактика
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Мероприятие

Задачи работы по данному
направлению

Сроки
проведения

«Сдай батарейку –
сохрани природу!»
экологическая акция
Географический
диктант, экодиктант

Формирование бережного
отношения к окружающей среде,
природным ресурсам

Сентябрь –
Октябрь

Экскурсия в
Введенский собор
Новогоднее
мероприятие
«Безопасные дороги»
онлайн-олимпиада
Соревнование по GPSориентированию

Экскурсия к скалам
Блины
Викторина,
посвященная
Международному Дню
птиц
15 мая – единый
фенологический день
«Безопасный
интернет»
онлайн-олимпиада

18

Воспитание уважительного
отношения к религиозным
традициям и ценностям,
к государственным праздникам

Январь

Формирование ответственного
отношения к соблюдению правил
Формирование навыков
ориентирования на местности
при помощи офлайн-карты
MAPSME
Формирование активного
здорового образа жизни
Привлечение внимания к
сохранению видового
многообразия и численности
птиц
Формирование
наблюдательности
Формирование навыков
ответственного и безопасного
поведения в сети интернет

Ноябрь
Февраль

Март
Апрель

Май
Декабрь

Список литературы
1. Педагог дополнительного образования: нормативные и методические
основы организации деятельности (методические рекомендации) / авт.-сост.:
И. В. Жижина, И. В. Анянова. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
– 88 с.
2. Чернухин О. А. Экологическое воспитание школьников в условиях
реализации образовательных стандартов второго поколения. Учебнометодическое пособие. – Новосибирск, 2012. – 80 с.
Информационное обеспечение (интернет-ресурсы)
Интернет: http://www.sedoy-ural.ru/
Интернет: http://www.excelsior-extrim.ru/
Интернет: http://dic.academic.ru
Интернет: http://ecosystema.ru
Интернет: http://www. bogoslovsk.ru
Интернет: http://dop.edu.ru/home/53 Единый национальный портал
дополнительного образования детей
7. Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru
8. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кытлым
9. Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org, stud.wiki›geography. География
северного Урала. Полезные ископаемые
10.nfourok.ru Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
11.Интернет ресурсы: karpinskmuseum.ru
12.alvolynkin.ru Животный мир Северного Урала – Мир вокруг нас
13.UralSky.info Северный Урал. Флора и фауна
14.Интернет ресурсы: Фильм «В мире животных на Северном Урале»
15.Интернет ресурсы: moy-ural.ru, vaskindom.ru, simple-fauna.ru
16.Интернет ресурсы: https://сезоны-года.рф/Северный%20Урал.html
17.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Заводчик Михаил
Походяшин.
18. Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Открытие угольных
месторождений на Северном Урале
19.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films
История жизни Верхотурского купца и заводчика Максима Михайловича
Походяшина.
20.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм
«Конжаковские рудники»
21.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Родословие верхотурского
купца и заводчика Максима Михайловича Походяшина (Часть 1)
22.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Андерсен из
Богословска»
23.Интернет ресурс: https://bogoslovsky.org/films Фильм «Дело рук твоих
горняк»
1.
2.
3.
4.
5.
6.

19

Приложения

Оценочные материалы
Входной контроль
Выбери один правильный ответ
1. Что относится к живой природе?
а) гора;
б) ручей;
в) снег;
г) микробы.
2. Какого царства живой природы не существует?
а) животные;
б) цветы;
в) бактерии;
г) грибы.
3. Как называется наука, изучающая живую природу?
а) астрономия;
б) биология;
в) экология;
г) филология.
4. Какое растение является культурным?
а) крапива;
б) одуванчик;
в) лебеда;
г) петрушка.
5. Что изучает экология?
а) связи между организмами и окружающей средой;
б) дом человека;
в) живую природу;
г) окружающий мир.
6. Что является окружающей средой для лягушки?
а) сосна, Солнце, воздух;
б) водоём, насекомые, Солнце;
в) луг, планктон, вода;
г) океан, планктон, вода.
7. Как ты можешь помочь природе в охране лесов?
а) бороться с лесорубами;
б) уничтожать гусениц;
в) не ходить в лес;
г) беречь книги.
8. Как называется малочисленное коренное население Северного Урала?
а) манси;
б) марийцы;
в) чуваши;
г) буряты.
Ключ

1-г

2-б

3-б

4-г

20

5-а

6-б

7-г

8-а

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень

Промежуточный контроль
Выбери один правильный ответ
1. Что относится к живой природе?
а) гора;
б) ручей;
в) снег;
г) микробы.
2. Какого царства живой природы не существует?
а) животные;
б) цветы;
в) бактерии;
г) грибы.
3. Как называется наука, изучающая живую природу?
а) астрономия;
б) биология;
в) экология;
г) филология.
4. Какое растение является культурным?
а) крапива;
б) одуванчик;
в) лебеда;
г) петрушка.
5. Что изучает экология?
а) связи между организмами и окружающей средой;
б) дом человека;
в) живую природу;
г) окружающий мир.
6. Что является окружающей средой для лягушки?
а) сосна, Солнце, воздух;
б) водоём, насекомые, Солнце;
в) луг, планктон, вода;
г) океан, планктон, вода.
7. Как ты можешь помочь природе в охране лесов?
а) бороться с лесорубами;
б) уничтожать гусениц;
в) не ходить в лес;
г) беречь книги.
8. Как называется малочисленное коренное население Северного Урала?
а) манси;
б) марийцы;
в) чуваши;
21

г) буряты.
Ключ

1-г

2-б

3-б

4-г

5-а

6-б

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень

Итоговый контроль
Выбери один правильный ответ
1. Какое свойство воды указано неверно?
а) прозрачна;
б) не имеет запаха;
в) бесцветна;
г) солёная на вкус.
2. Что происходит с водой при охлаждении?
а) ничего;
б) сжимается;
в) расширяется;
г) мутнеет.
3. Что растения получают из почвы?
а) крахмал;
б) воду;
в) сахар;
г) углекислый газ.
4. Что необходимое для питания растений даёт им свет?
а) кислород;
б) крахмал;
в) воду;
г) энергию.
5. Кого больше в лесу?
а) орехов;
б) мышей;
в) сов;
г) волков.
6. Кто в пищевой цепи напрямую связан с кедровой сосной?
а) волк;
б) бурундук;
в) сова;
г) гадюка.
7. В основании экологической пирамиды находятся:
а) насекомые;
б) хищники;
в) растительноядные;
г) растения.
8. Как называется высшая точка города?
а) гора Голая;
б) гора Липовая;
22

7-г

8-а

в) Май-гора;
г) скалы Блины.
Ключ

1-г

2-б

3-б

4-г

5-а

6-б

Результаты теста:
0-3 низкий уровень 4-6 средний уровень 7-8 высокий уровень

23

7-г

8-а


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».